Научная статья на тему 'СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: PER ASPERA'

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: PER ASPERA Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сетевое взаимодействие / культура / мониторинг / диссеминация личного опыта / результаты образования субъекта / network interaction / culture / monitoring / dissemination of personal experience / results of the subject's education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкасова Лариса Владимировна, Самойлова Александра Николаевна

С позиции голографического подхода рассматривается феномен сетевого взаимодействия в период экстремальных явлений, выявляются особенности подготовки педагогических кадров, рефлексируются этические регулятивы деятельности субъекта, направленные на повышение уровня ответственности современного человека и реализацию стратегии сбережения нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING: PER ASPERA

From the perspective of the holographic approach, the article examines the phenomenon of network interaction during extreme events, identifies the features of the training of pedagogical personnel, reflects the ethical regulations of the subject's activity aimed at increasing the level of responsibility of a modern person and implementing the strategy of saving the nation.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: PER ASPERA»

УДК 378.4

DOI: 10.24412/2308-7196-2021-2-88-96

Быкасова Лариса Владимировна

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики

Самойлова Александра Николаевна

аспирант кафедры общей педагогики

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. Таганрог, Россия 347936, г. Таганрог, ул. Инициативная, 48, e-mail: moeve-25-moeve@yandex.ru; s_a_nl@mail.ru

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: PER ASPERA

Larisa V. Bykasova

Doctor of Pedagogy, Professor Department of General Pedagogy

Alexandra N. Samoylova

postgraduate student of the Department of General Pedagogy

Taganrog Institute named after A.P. Chekhov Federal State-Financed Educational Institution of Higher Education 'Rostov State University of Economics - RINH', Taganrog, Russia 347936, Taganrog, Russia, Initiative str., 48, e-mail: moeve-25-moeve@yandex.ru; s_a_nl@mail.ru

NETWORKING: PER ASPERA

Аннотация. С позиции голографического подхода рассматривается феномен сетевого взаимодействия в период экстремальных явлений, выявляются особенности подготовки педагогических кадров, рефлексируются этические регулятивы деятельности субъекта, направленные на повышение уровня ответственности современного человека и реализацию стратегии сбережения нации.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, культура, мониторинг, диссеминация личного опыта, результаты образования субъекта.

Abstract. From the perspective of the holographic approach, the article examines the phenomenon of network interaction during extreme events, identifies the features of the training of pedagogical personnel, reflects the ethical regulations

© Быкасова Л.В., Самойлова А.Н., 2021

of the subject's activity aimed at increasing the level of responsibility of a modern person and implementing the strategy of saving the nation.

Keywords: network interaction, culture, monitoring, dissemination of personal experience, results of the subject's education.

Современная сеть - это, по сути, новый тип культуры, а сетевое взаимодействие, т. е. овладение этой культурой, является сегодня одним из гарантов эффективного решения задач образовательной политики нашей страны [4, с. 63]. Известно, что разум человека представляет собой гибридный продукт, в котором сверхсложная «гиперсетевая форма материи» (мозг) переплетается с невидимой «символической гиперсетью» (культурой), образуя «распределенную когнитивную сеть». Функционирование данной когнитивной сети обеспечивает устойчивое развитие как теоретического аспекта педагогической науки, так и ее эмпирической практики, т. е. всех граней образования.

Рефлексия возрастающей роли образования в информационном обществе обусловила появление

- новых педагогических концепций, детерминирующих иные проекции развития образования;

- философских подходов, обеспечивающих реализацию системной стратегии сбережения нации;

- этических регулятивов деятельности субъекта, направленных на повышение уровня ответственности современного человека, выработку быстроты принятия решений, овладение навыками проектирования своей деятельности в ситуациях разнообразия и конфликта ценностей;

- требований, предъявляемых к субъекту образования XXI в.;

- нового формата разработки профессиональных образовательных стандартов и программ [8, c. 195].

Овладение субъектом образовательными практиками открывает перед ним новые возможности и перспективы, в частности:

- удовлетворить спрос на образовательное разнообразие;

- развить в значительной степени человеческие ресурсы;

- снизить образовательную миграцию за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;

- мотивировать субъекта к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;

- получить субъекту качественное образование в том месте, в котором он живет, что решает массу проблем, среди которых главная в условиях современности - логистика;

- осуществлять мониторинг результатов образования субъекта [6, c. 90].

Фокус современной педагогической науки изменяется под влиянием ее

эпистемного потенциала, что позволяет педагогам использовать новейшие технологии в обучении, усиливать рецептивную способность субъекта, актуализировать практико-ориентированный характер образования. Достичь

этого можно благодаря развертыванию дидактического потенциала локальных компьютерных сетей [10, c. 87]. Данный потенциал является основой для реинжиниринга и формирования новых организационных моделей вузов: академических виртуальных университетов, индустриальных виртуальных университетов, региональных электронных кампусов и др. [12, c. 111].

Цель данной статьи - выявить особенности подготовки педагогических кадров в сетевой модели университетов. Для этого нами проведена экспресс -экспертиза состояния системы образования в Российской Федерации, позволившая с определенной долей условности заключить следующее.

I. Важной стратегической доктриной подготовки педагога является внедрение концепции сетевого университета. Данный тезис стал особенно актуальным в связи с вызовами XXI в., которые рельефно обозначили ряд позиций в системе образования, нуждающихся в перестройке в период введения карантинных ограничений. В сложившихся условиях сетевая деятельность вуза - это важное методологическое основание успешной организации процесса образования, что, безусловно, обеспечит высшей школе устойчивое развитие, неконфликтное существование и бесперебойную работу.

Примером сети могут служить социальные сети; Интернет, наполненный множеством компьютеров и многоканальных электронных устройств; виртуальные частные сети; коммутируемые сети Ethernet: электронная почта. Преимущества сети очевидны: они в эффективности и быстроте цифрового хранения данных, способности собирать, объединять и анализировать данные, относящиеся к реальным сетям, применении опыта, полученного в одной из областей знаний, к другим областям.

Активными участниками сетей являются как люди, так и социальные акторы, т. е. юридические лица (любая другая образовательная организация: школа, вуз и др.), совокупность организаций, имеющих при этом равное положение. Состояние современного субъекта образования таково, что он практически не имеет преимуществ перед узлами и механизмами, вовлеченными в совместное действие, а отношения между людьми и компьютерными программами полностью симметричны. Все это позволяет говорить о том, что человек, орудия и объекты могут рассматриваться как равные узлы гибридной сети, имеющей своей целью решение общей задачи [7, c. 198].

Современный сетевой университет - это объединение двух или более вузов из разных стран для развития научно-образовательного и социально-экономического сотрудничества. Цель сетевого университета достигается путем научного обмена субъектами образования, совместных научных исследований, организации международной практики. Сетевой университет работает успешно тогда, когда проводится постоянный мониторинг, выявляющий приоритеты развития края, области, муниципалитета, когда развиваются нужные данному региону отрасли знаний и перспективные направления подготовки будущих специалистов.

Отметим, что в нашей стране существуют «особые» территории, среди которых нас в формате статьи интересуют геостратегические регионы -

90

области Российской Федерации, имеющие существенное значение для обеспечения территориальной целостности страны и безопасности государства, характеризующиеся специфическими условиями жизни и ведения хозяйственной деятельности [5, c. 66].

О вопросах экономики, хозяйства, народонаселения страны, об организации пространства образования в приоритетных и приграничных (геостратегических) территориях Российской Федерации идет речь в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации», утвержденной распоряжением правительства России от 13 февраля 2019 г. Учет особенностей концепции сетевого университета позволит сохранить и улучшить социальную инфраструктуру, нарастить научный и образовательный потенциал указанных регионов/областей, существенно трансформировать и модифицировать ситуацию в области подготовки педагогических кадров [2, c. 13].

Благодаря созданию сетевого университета расширятся функции университета классического: от научных исследований, цифровой трансформации современного образования и использования нейросетей в дизайне построения индивидуальной образовательной траектории расширяется спектр аспектов педагогического процесса. Эта тактическая экспансия уже сегодня реализуется в диаде: ведущий вуз РФ + партнерский вуз / работодатель, что дает существенное преимущество выпускнику, а именно овладение выбранной профессией, несколькими иностранными языками, получение двойного диплома (диплом национального университета и вуза-партнера), гарантированное трудоустройство.

II. Стратегическое направление в подготовке педагогических кадров -профессиональное становление учителя. Тактическим приемом для достижения намеченной цели являются вариативные возможности в становлении учителя:

- внедрение практик социального проектирования, позволяющих прогнозировать целесообразность использования в процессе образования других гуманитарных практик;

- создание молодежных проектных групп педагогов, реализующих амбициозные цели;

- «целевое» обучение;

- рекрутинг - подбор персонала;

- создание условий для работы педагога в режиме online.

Наиболее эффективной моделью целевой подготовки, по нашему мнению, является модель, когда образовательная организация имеет возможность финансово заинтересовать будущих выпускников (например, выплачивает студентам 3-4-х курсов стипендию), чтобы они по окончании вуза шли работать в данную школу. Повышенное внимание к деятельности преподавательского корпуса связано с возникшим дефицитом педагогических кадров.

Педагогические кадры можно рассматривать в двух ипостасях: как профессорско-преподавательский состав вуза, т. е. наличие достаточного

количества квалифицированных кадров, и как студентов - будущих педагогов, обучаемых в профильных и непрофильных вузах. В этих направлениях определяется спектр задач в предметной и методической подготовке учителя (профессиональное образование, подготовка обучаемых к обществу экономики, «построенной на знаниях», на основе принципа непрерывного образования -«образования в течение всей жизни»); расширяются профессиональные функции учителя - от преподавания к организации и социально-преобразующему творчеству; раскрываются психологические особенности профессиональной педагогической деятельности с учетом типологических, индивидуальных особенностей, разносторонность интеллектуальной, эмоциональной, социальной сфер личности педагога.

III. Важное направление в подготовке педагогических кадров - сетевой софт. Почему современному сетевому софту уделяется повышенное внимание? Архитектура современных трансмедийных продуктов представляет собой сложное образование: структура, насыщенная различными ресурсами, подвижна; границы открыты; развитие трансмедийного продукта многовекторное, управляемое; содержание целостностное, постоянно обновляемое. Применение медиа в процессе сетевого обучения - это конкордация воздействия широкого спектра разнохарактерных факторов: апперцепции, иконичности, уровня сформированности фенотипа и эмоционального интеллекта, диссеминации личного опыта, геометрии футурозоны и др. Педагогу необходимо прилагать много усилий и времени, чтобы быть в курсе современных новаций [13, c. 60].

IV. Следующее направление в подготовке педагога - образовательный континуум. Современный образовательный континуум характеризуется процессами опосредования основных структурных компонентов уклада образовательной организации - устоявшихся норм и форм общения, видов деятельности и прочих элементов среды: миссии, атрибутов, структуры, характеристики, функций, факторов, акцентуализации - что приводит к возникновению нового культурно-педагогического феномена - виртуальной проекции уклада. Под виртуальной проекцией уклада современной высшей школы мы понимаем обладающее определенной целостностью информационное отражение уклада в различных средах (сайт, социальные сети, Википедия, блог), символическую сегментацию медийных процессов (иконографика, анимация, комиксы, филактеры, интернетмемы, стрипы и т. п.); формирование культурного кода субъекта, знакомящегося с элементами киберпространства, использующего определенное программное обеспечение, программы-фильтры, а также рефлектирующего экспонентный рост объема информации, поступающей через Интернет [11, c. 9].

V. Важной стратегической инициативой является разработка модели прикладной науки для «взращивания» педагогических кадров. Основные качества модели, обеспечивающие тактический успех подготовки учителей, -это гибкость и индивидуальность. Модель обучения педагога должна быть одновременно и моделью подготовки исследователя. Необходимо развитие

маркетинга, привлечение дилеров, расширение палитры методов управления. В рассматриваемую модель мы включаем также административные методы управления (устав, приказы, нормы, распоряжения, правила), экономические методы (моральное стимулирование, материальное вознаграждение, продвижение по карьерной лестнице и др.), социально-психологические методы управления (активность сотрудников, создание комфортных условий труда), а также краудфандинг как один из способов получения финансовой поддержки для открытия своего дела, производства нового продукта (издание учебника, пособия, монографии), проведения различных мероприятий образовательного спектра (конференции, симпозиумы, тренинги), планирования и реализации культурных событий, реализации различных стартапов молодыми учителями и опытными педагогами.

VI. Еще одним треком в подготовке педагога является педагогическая интернатура как параллельная модель погружения студента в профессию. Педагогическая интернатура - это и альтернативный вход в профессию студентов непедагогических вузов. В тактическом плане реализация данного направления осуществляется у педагогов-мастеров в лучших школах, центрах непрерывного повышения педагогического мастерства, в процессе формирования социального интеллекта (практики социального проектирования, развитие педагогической деонтологии, гибридные формы подготовки учителя, вариативные траектории вхождения в учительство, активизация «пассивного» студента и т. д.), при использовании горизонтального обучения. Педагогическая интернатура выступает в современном образовании как дополнительная опция и реминисцирует персонификацию потребностей ее выпускников [3, c. 216].

VII. Существенный сдвиг в стратегическом плане обучения будущих специалистов системы образования - отход от «узкой профилизации» в подготовке учителя. Тактические приемы продвижения идеи заключаются в

- профессиональной направленности субъекта;

- создании методических комиссий по подготовке специалистов для российской системы образования;

- помощи школам со стороны университетов (использование интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава вуза, а также площадей и лабораторий, аппаратуры, электронных ресурсных баз и т. д.);

- формировании дидактического принципа, обеспечивающего овладение педагогом морально-этическими нормами (педагогический долг, педагогическая честь);

- организации различных online курсов;

- прохождении практики под руководством опытных учителей;

- создании единой идеологии системы контроля качества (для устранения ненужного дублирования);

- осознании ключевой оси педагогического образования (образовательные исследования, стейкхолдеры, создание билингвальных средств и проч.) [1, c. 36].

VIII. Стратегическим ориентиром в подготовке современных специалистов педагогического профиля является обращение к изучению и рефлексии двух систем преподавания в Европе:

1. Жесткий отбор абитуриентов на этапе поступления в вуз (типично для маленьких европейских стран).

2. Поступление большого количества человек в педагогический вуз, почти полное отсутствие селекции. При поступлении на работу в школу происходит отбор: этап сертификации, допуска к педагогической деятельности (типично для крупных европейских стран) [9, а 40].

В Российской Федерации на сегодняшний день в 33 педагогических вузах и в более чем двухсот непедагогических вузах не реализуется ни одна из этих моделей, в то время как остро актуализированы вопросы: о вариативности вхождения в профессию, о формировании аксиосферы будущих учителей, о развитии когнитивных практик субъекта, о качестве подготовки будущих педагогов.

Резюмируя сказанное, отметим, что сетевое взаимодействие педагогических инициатив является гарантом эффективного решения задач современной образовательной политики страны. В подготовке современного педагога наиболее важными факторами, на наш взгляд, являются:

1) сохранение и повышение роли образования как системной стратегии сбережения нации;

2) ситуационный анализ как метод получения фактологической информации и проектно-экспериментальная деятельность как механизм управления кризисной ситуацией при моделировании информационных полигонов;

3) совершенствование сети как инструментария для создания презентантов социальной реальности;

4) социализация знаний субъекта (перевод неформализованных знаний в формализованные, экстернализация и интернализация знаний, комбинация знаний и т. д.);

5) экспонентный рост объемов информации; имеющийся, но не до конца использованный потенциал Интернета; сеть как сообщество пользователей, персонализация образования; становление инструментального потенциала информационного общества;

6) стохастичность развития системы образования и общества, для чего научному сообществу необходимо выработать современную стратегию институционального прагматизма;

7) футуристичность ориентации современного субъекта образования, требующая опережающего развития информационных процессов, совершенствования духовной культуры, дальнейшей информатизации и информационного обеспечения процесса образования;

8) изменение вектора образования: от культуры наблюдения продуктов деятельности людей современный субъект образования переходит к культуре непосредственного участия в создании и изменении объектов;

9) приобщение субъекта к цифровой культуре, более глубокому постижению полиментальности социума, стремлению к достижению синергетического эффекта;

10) моделирование в формате прикладной науки для «взращивания» педагогических кадров - моделью подготовки специалистов для системы отечественного образования является модель педагога-исследователя, для чего необходимо развитие маркетинга, расширение палитры методов управления, привлечение дилеров, способных обеспечить альтернативный вход в профессию студентов непедагогических вузов;

11) факторы (темп, механизмы, уровень) развития современной системы образования, в которой искусственно создается конкурентная среда, задающая отличные от уже имеющихся стандарты овладения педагогической профессией;

12) флуктуация в современном обществе, происходящая, с одной стороны, под влиянием внешней принудительной казуальности (исторические, экономические, социокультурные причины), с другой стороны - под воздействием (само)рефлексии институциональных структур и отдельных акторов (ученые, авторы оригинальных концепций и методик, разработчики стандартов профессии).

Список литературы

1. Белова С.В. Гуманитарная экспертиза как форма профессиональной рефлексии педагога // Вестник Калмыцкого университета, 2012. Вып. 1 (13). С. 34-40.

2. Блинов В.И. Дефицит педагогических кадров: прошлое, настоящее и будущее проблемы // Образование и наука, 2009. № 11 (68). С. 13-23.

3. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии. М. : ИЭТ, 2012. 436 с.

4. Быкасова Л.В. Дискурсивность формирования культуры // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 2 (74). C. 62-66.

5. Быкасова Л.В., Зарубина Р.В., Самойлова А.Н. Социокультурный дискурс дистанционного образования // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5 (107). С. 64-67.

6. Климова С.М. Гуманитарная экспертиза трансгуманистических проектов // Научные ведомости Белгородского государственного национального исследовательского университета. Сер. «Философия. Социология. Право». 2014. № 9 (180). Вып. 28. С. 89-91.

7. Колесникова И.А. Проблемы развития современной педагогической науки // Педагогика в современном мире: сб. ст. науч. конф. СПб.: Лема, 2011. С. 197-201.

8. Макарова Н.С. Историко-педагогическая экспертиза -методологический ориентир исследований в области дидактики высшей школы // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 195-197.

9. Новикова Т.Г. Типология экспертизы в образовании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. № 5. С. 37-42.

10. Организация экспертизы в образовании: анализ практики и методические рекомендации / под ред. Г.Н. Прозументовой; Томский государственный педагогический университет. Томск, 2010. 265 с.

11. Пузыревский В. Проблема организации экспресс-оценки личностных изменений в гуманистическом образовании // Педагогическая диагностика. 2016. № 4. С. 4-23. URL: https://rucont.ru/efd/558929 (дата обращения: 01.09.2021).

12. Татарченкова С.С. Педагогическая экспертиза как фактор совершенствования профессиональной компетентности учителя : Дис... канд. пед. наук. СПб., 1997. 229 с.

13. Цирульников A.M. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети // Теоретические и прикладные исследования. 2010. № 1. C. 44-62.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.