УДК 378.1 О Л.В. Быкасова
Л.В. Быкасова
КОГНИТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
С позиции аксиологического подхода в статье решаются три задачи: рефлексия современной коммуникации как процесса смыслообразования, наиболее продуктивного в создаваемой культуросообразной среде, обладающей свойствами адаптации, самоорганизации, когнитивности, имеющей консолидирующий эффект; определение факторов, качеств, структуры ментальной модели коммуникации; выявление роли педагога как архитектора трансмедийных продуктов, имеющего репутационный капитал, высокую личную эффективность, тиражирующего лучшие образовательные практики.
Ключевые слова: виртуальная коммуникация, педагогическая интервенция, субъект, информационное поле, медиапрактики, экспорт и импорт знаний.
""Ж" /коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их Х^познавательно-трудовой деятельности [5, с. 233]. Коммуникация обусловлена общечеловеческими формами смыслообразования, имеющими глубинные (универсально-предметный код мышления по Н.И. Жинкину) и поверхностные структуры (кинесика, семиотика, жесты по В. Вундт). Современная трактовка концепта «коммуникация» шире и используется в решении задачи создания диалоговых систем «человек - компьютер», при этом коммуникация понимается как синоним «общения». При такой трактовке коммуникация влияет на выбор конкретного «кода», на порождение новой «информации» для ее интерпретации, на процесс коллективной деятельности и на функции когнитивных структур в протекании психических процессов и поведении человека (исследуются вербальные и образные компоненты в процессе запоминания и мышления (Т. Бауэр); разрабатываются когнитивные теории эмоций (С. Шехтер); индивидуальных различий (М. Айзенк); личности Дж. (Келли, М. Махони) [4, с. 178].
Современную когнитивную коммуникацию характеризуют модусы:
- репрезентативный (проведение операции по конструированию /моделированию образовательного пространства, его геометрии, траектории развития);
- конвенциональный (обеспечение возможности субъектам коммуникации договориться о применяемом тезаурусе и значении концептов, вводимых в научный оборот, а также рефлектировать структурные, семантические и коннотативные свойства языковых единиц при анализе текстов);
- герменевтический (толкование смыслов, способа бытия субъекта).
Для успешного осуществления коммуникационного процесса важно состояние среды (качественные характеристики, ресурсы, геометрия и т.д.), в которой она осуществляется. Современное образовательное пространство представляет собой совокупность различных сред: информационная, научная, социально-контактная, культурная и др. В русле избранной проблематики обратимся к концепту «образовательная среда». Образовательная среда - это
1. Культурообразная матрица, имеющая качественный контент: архетипы, смыслы, символы;
2. Многослойный субстрат, представляющий собой некий профессиональный, деятельностный, информационный материал;
3. Интеллектуальная субстанция, свойственная ее субъектам;
4. Окружение, имеющее конфигурацию/геометрию; навигационную систему; собственное информационное поле; траекторию развития; потенциал интеграционного взаимодействия;
5. Структура, обладающая свойствами связности, целостности, управляемости, зависящая от насыщенности ее образовательными, воспитательными, информационными и другими ресурсами [ 1 ].
В широком смысле образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько взаимосвязанных уровней, которые определяются административно, социально, институционально. В узком смысле слова к образовательной среде можно отнести лишь непосредственное ближайшее окружение индивида, способное оказывать наиболее сильное влияние на становление личности. К типу такой локальной среды может быть отнесена образовательная среда вуза.
Основными атрибутами образовательной среды вуза являются: характер (отношениями между участниками, режимные моменты и т.д.); показатели (насыщенность, структурированность); части (социально-контактная, информационная, предметная и т.д.); дискурс (программа обучения, стиль преподавания, характер контроля). Кроме того, образовательную среду вуза характеризуют эффекты (интегральный, консолидирующий, образовательный форсайт); свойства (обучающая, воспитывающая, образовывающая среда); модификация (виртуальная, образовательная, распределенная, учебная); отношения (межличностные, субъект-объектные, дружеские); факторы (пространственные, предметные, материальные); компоненты (эмоциональный, психологический, дидактический).
В вузовской среде создаются благоприятные условия для коммуникации: гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер личности студентов; социализация юношей и девушек; формирование нравственных ориентации. Обратимся к опыту орга-
низации процесса коммуникации в Таганрогском институте имени А.П.Чехова (филиал) ФГЪОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Коммуникативная модель представляет собой многокомпонентную структуру:
1. Научная среда (центр военно-исторических исследований, кружок по изучению древних языков; кружок по страноведению; центр изучения творчества А.П.Чехова; кружок по генеалогии);
2. Научно-исследовательская среда (Совет молодых ученых, популяризирующий научную деятельность среди аспирантов и студентов; разработка гран-товых поддержек; коллективное научное творчество);
3. Среда творческих коллективов (студия творческой самореализации «Hijo de la luna», кружок начинающих поэтов, школа КВН, академический хор «Амариллис», ансамбль русских народных инструментов «Лель»; клуб «Музыкант-педагог»);
4. Оздоровительная среда (спортивный клуб, 2 спортзала, 15 спортивных секций, спортивно-оздоровительный лагерь «Ивушка»);
5. Клубная среда (клуб активной психологии; медиаклуб «Синема»; литературно-музыкальный клуб; клуб интеллектуальных игр);
6. Информационная среда (журнал «Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова», радиостанция, сайт института).
Современный социум характеризуется вовлечением большого количества пользователей в сеть Интернет, так как в виртуальной коммуникации происходит конструирование/моделирование социальной реальности различных социальных групп; формируется культура Интернет (форма существования субъекта в виртуальной среде); оформляются нормы и ценности, регулирующие социальные практики; образуется структура нового Интернет-сообщества [3, с. 38].
Исходя из структуры, модель когнитивной коммуникации с позиций средоориентированного подхода может выглядеть как совокупность трех блоков: воспитательный, образовательный, обучающий, каждый из которых включает несколько компонентов. В образовательный и обучающий блоки модели входят по одному структурному элементу (научный, научно-исследовательский), воспитательный блок представлен четырьмя структурными компонентами (оздоровительная среда, творческие коллективы, клубная и информационная среды), что позволяет сделать заключение о его ведущем значении в формировании коммуникационных навыков в среде, как субстрате, легитимирующем, формирующем, поддерживающем и развивающем личность (сублимация личности, антропосферное мышление студентов; ментальность).
Модель коммуникации в процессе современного образования предполагает проектирование специфического контента; выстраивание системы субъект-объектного, субъект-субъектного, объект-объектного взаимодействия между участниками образовательного и воспитательного процессов; создание soft; фор-
мирование представления о жизненных ценностях, комфортной среде [2, с. 84]. Рефлексия моделирования современной коммуникации опирается на понимание образования как части культуросообразной среды; переход от знаниевой к личностно-развивающей парадигме; дифференциацию эмпирического и теоретического мышления.
Все педагогические модели, концепции, среды и т.д. не реализуют в полной мере своего предназначения без педагога, имеющего репутационный капитал, высокую личную эффективность, тиражирующего лучшие образовательные практики. Подготовка преподавателя - стратегический ресурс российского образования и этот ресурс постоянно пополняется новыми концепциями (формирование виртуальной мобильности преподавателя высшей школы (С.А. Тертый); воспитание информационной культуры (Т.И. Полякова); педагог - архитектор трансмедийных продуктов (Л.В. Быкасова) и др.).
Основная миссия педагога в процессе коммуникации - обеспечение неконфликтного существования субъекта в социуме. Мы предлагаем учитывать систему механизмов, регулирующих взаимоотношения между людьми, нормализующих возникающие конфликты, преодолевающих разногласия: расширение влияния педагогов-гуманитариев; активизация контактов в системе практикующий учитель - Министерство образования; привлечение неправительственных и религиозных организаций к воспитанию детей и юношества.
Современное состояние коммуникации указывает на необходимость усиления акцентов на молодежной политике как ресурсе социализации, на межкультурной педагогике, на толерантности, поэтому в практику образования целесообразно, на наш взгляд, введение следующих инициатив: трансформация традиционных семинаров в проблемно ориентированные курсы; вариативность предлагаемых вузом курсов; привлечение опытных педагогов к руководству творческой деятельностью молодых специалистов и т.п.
С целью диверсификации процесса коммуникации преподаватели и студенты могут объединяться в единую команду для реализации проектов, которые позволили бы подтвердить гипотезу, что современный студент - это
- субъект «цифровой революции», так называемой медиаиндуцированной научной формации;
- тактильно, эмоционально и визуально-наглядно ориентированный человек;
- индивид, находящийся в «парадигме пинг-понга»: экран-слово-текст.
В поисках нового опыта когнитивной коммуникации современный педагог
1. Учитывает факторы (социальные условия, культурный контекст, мотив создания продукта; применяемые материалы и формы; возраст, пол, национальность ребенка, особенности здоровья);
2. Диагностирует процесс обучения, отвечающего интересам субъекта, что позволит структуриро-
вать занятие по фазам: изложение задания - рабочий процесс - результат;
3. Проводит интервенции для формирования/актуализации знаний обучаемого, что ведет к учению, отвечающему интересам объекта;
4. Обрабатывает задания по алгоритму;
5. Оценивает выполненное задание;
6. Обсуждает уровень креативности созданного продукта (коммуникации).
Для определения уровня креативности работ, для выработки рекомендаций по применению педагогических интервенций педагог использует специальные индикаторы: ассоциативные комбинации различных содержаний (оценка того, как студенту удалось скомбинировать различные ассоциативные идеи); связь отличных друг от друга содержаний (многозначность символов, комплексность идеи, ее реализация); многозначность образа (оценка того, как обучаемому удалось выработать и представить собственный стиль); разработка образа (интеграция элементов в решении проблемы); индивидуальный стиль (сила выразительности, эмоции, мимика); лексические конструкции (концепты, клише, побуждающие субъекта коммуникации к мыслительной деятельности).
Современная социокультурная коммуникация требует от педагога овладения медиаграмотностью. Медиапрактики в образовании направлены на
- ознакомление обучаемых с сущностью, видами, формами медиа, обладающими мощной синергией;
- овладение методами работы с медиа, позволяющими получить высокий результирующий эффект и максимально раскрыть персональный баланс личности;
- формирование культурного кода субъекта, рефлектирующего смыслы, понятия, символы.
На этапах работы с медиа акцент деятельности субъекта смещается, вследствие чего на эмпирическом уровне целесообразно включать этап «восприятие - усвоение»; эвристический компонент; модус креативности; на уровне теоретической основы предполагается знакомство учащихся с элементами научной теории; на уровне логики теории предусматривается формирование элементов рационального мышления; появление коммуникативного дискурса; инициация субъектом отбора содержания медиаобразо-вания; на уровне совокупности выверенных в теории утверждений: креолизация учебных языков.
Главная миссия современных программ изучения медиа - коммуникация, приобщение субъекта к цифровой культуре, к более глубокому постижению полиментальности социума, к достижению синерге-тического эффекта. Считаем, что в образовательном пространстве университета необходимо развивать
такую медиасреду, в которой преподаватели и студенты будут партнерами, но главная функция образования - передача субъектом знания объекту - сохраняется.
Использование медиакомпетентности в когнитивной коммуникации способствует концептуальному оформлению образовательной традиции как системы сохранения, преумножения и трансляции культурного опыта субъекта образования; создает механизмы коммуникации между субъектом и объектом образования посредством специфических норм и образцов - цифровой язык. Постижение эпистемологических оснований феномена медиа в рамках учебного процесса, а также в формате герменевтического и когнитивного подходов (графика, видео, анимация) позволяет соединить цифровые и сетевые технологии коммуникации.
В рамках подготовки будущего педагога овладение медиаобразованием расширяет возможности коммуникации: создание, анализ, рефлексия текстов; определение источников текстов (контекст, социальный заказ, культурный интерес); восприятие и производство продукта. Медиаграмотность позволяет соединить в процессе коммуникации дискурсивный и интуитивный элементы креативной деятельности студентов; теоретическую науку и эмпирическую практику субъекта образования. Возникающая при этом единении информационная грамотность сопровождается новой формой диалога между субъектом и объектом образования - культурно-
мировоззренческим; создается, так называемый, «мир человека» и «мир культуры», что означает открытие символического отношения - состояния творчества.
Резюмируя сказанное, отметим, что ведущими когнитивными механизмами речевого воздействия в современной образовательной среде могут быть признаны
- онтологизация знаний (интеграция знаний педагога в модель «мира» ученика);
- кооперация (реализуется в виде правил, определяющих нормативность дискурса: социальное взаимодействие в диаде педагог-ученик; фоновые правила типа «Будь вежлив»; статусные, ролевые, этикетные условия и др.);
- стратегия интенсификации и стратегия приуменьшения (изменение модели мира адресата в плане количества и качества информации о том или ином объекте действительности);
- адаптация (упрощение исходного текста педагога для освоения его обучаемым);
- антропоцентризм (ситуация конкретной педагогической коммуникации определяет выбор языковых средств).
Библиографический список
1. Андреева, К.В., Быкасова, JI.B. Средоориентированное обучение в современном вузе. [Электронный ресурс] / К.В. Андреева, JI.B. Быкасова // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 6. Режим доступа: //www/science-education.ru/113-11421, свободный.
2. Быкасова, JI.B., Игценко, A.M. Эволюционирование субъектности в образовательных моделях. [Текст] / JI.B. Быкасова, A.M. Игценко // Казанская наука, 2011. - № 5. - С. 83-85.
3. Быкасова, JI.B., Самойлов, А.Н. Дистанционное образование: культура, среда, социализация [Текст] / JI.B. Быкасова, А.Н. Самойлов // Известия Южного Федерального Университета, серия «Педагогические науки», 2014. №2.-С. 37-42.
4. Давыдов, В.В. Психологический словарь. [Текст] / В.В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1983. - 447 с.
5. Лингвистический энциклопедический словарь. [Текст] / Под. ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 233.
References
1. Andreeva K.V., Bykasova L.V. Sredoorientirovannoe obuchenie v sovremennom vuse. [Environment oriented education in modern high school. Modern problems of science and education]. 2013. № 6. (http//www/science-education.ru/113-11421 data obrashhenija 29.12. 2013).
2. Bykasova L.V., Ishhenko A.M. Evoluzionirovanie subjectnosti v obrasovatelnyx modeljax. [The evolution of subjectivity in educational models. Kazan science]. 2011. № 5. P. 83-85.
3. Bykasova L.V., Samojlov A.N. Distanzionnoe obrasovanie: kultura, sreda, zivilisazija. [Distance education: culture, environment, civilization. News of Southern Federal University. Pedagogical science]. 2014. № 2. P. 37-42.
4. Davydov V.V. Psichologicheskij slovar. [Psychological dictionary. Pedagogy]. M.,1983. 447 p.
5. Lingvisticheskij enziklopedicheskij slovar. [Linquistic encyclopedic dictionary. Soviet encyclopedia]. M., 1990. P. 233.
COGNITIVE COMMUNICATION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Larisa V. Bekasova,
Professor, Chekhov Taganrog Institute, Rostov state economic University
Abstract. From the position of the algorithmic approach in the article solve three problems: reflection of modern communication as a process of meaning, the most productive in creating cultural environment with properties of adaptation, self-organization, cognition, having a consolidating effect; determination of the factors, qualities, patterns mental models of communication; identify the role of the teacher as the architect of transmedia products that have repu-tational capital, high personal effectiveness, replicates the best educational practices.
Keywords: virtual communication, pedagogical intervention, the subject, info field, media practices, export and import knowledge.
Сведения об авторе:
Быкасова Лариса Владимировна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал) Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) (г. Таганрог, Российская Федерация), e-mail: [email protected] Статья поступила в редакцию 18.03.2016 г.