Научная статья на тему '«Педагогическая философия» В. С. Соловьева'

«Педагогическая философия» В. С. Соловьева Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКСПАНСИЯ МЕНТАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ / СИНТЕЗ КОГНИТИВНЫХ ПРАКТИК / МОДАЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ / ЭПИСТЕМОЛОГИЯ / АНТРОПОЦЕНТРИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНАЯ ПАРАДИГМА / MORALITY / ETHICS / EDUCATION / EXPANSION OF MENTAL COGNITION / SYNTHESIS OF COGNITIVE PRACTICES / MODALITY OF CONSCIOUSNESS / EPISTEMOLOGY / ANTHROPOCENTRICITY / SUBJECT-OBJECT PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкасова Л.В., Самойлова И.Н.

С позиции системного подхода в статье решается задача выявления педагогических взглядов Владимира Сергеевича Соловьева крупнейшего русского философа, последователя идей Платона (идея нравственности), приверженца философии А. Шопенгауэра (осуществление добродетели как порядка и гармонии души: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость). В.С. Соловьев, находясь под влиянием немецкого мистика Я. Бѐме, поэтов И.В. Гѐте и Новалиса, рассматривает окружающую человека действительность как целое, исходя из принципа единства мира. Несмотря на эклектичность и калейдоскопичность взглядов ученого, особое место в творчестве В.С. Соловьева занимает идея Софии души мира как центра воплощения божественной идеи. Согласно В.С. Соловьеву, нравственной целью для человека выступает всеединство как абсолютное состояние, к которому приведет Sophia как actus purus. София человеческая мудрость как тождество бытия и действия, базируется на нравственных установках и моральных принципах, составляющих предмет изучения многих гуманитарных наук. Философские взгляды Владимира Сергеевича Соловьева оказали мощное влияние как на простые души, так и на изощренные умы: теологи рефлектировали импульсы исследования проблем теократии, создания справедливого христианского государства; психологи рассматривали мыслительные стратегии и поведенческие стереотипы; педагоги констатировали появление дискурса, творящего новую жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL PHILOSOPHY OF V. SOLOVYOV

From the system approach the article solves the problem of identifying the pedagogical views of V. Solovyov, the most important Russian philosopher, a follower of the ideas of Plato (the idea of morality), follower of A. Schopenhauer (the exercise of virtue as order and harmony of the soul, wisdom, courage, prudence, justice). V. Solovyov, under the influence of the German mystic Y. Boehme, poets I.W. Goethe and Novalis, sees the surrounding reality as a whole, based on the principle of the unity of the world. The philosophical views of V. Solovyov had a powerful impact on simple souls and creative minds: theologians reflect on pulses research theocracy, creation of a just Christian state, teachers noted the emergence of discourse, creating a new life. Morality, according to the thinker, sets a standard of conduct in the form of moral requirements that fosters piety and prudence. Despite the eclectic and kaleidoscopic views of the scientist a special place in the works of V. Solovyov is the idea of Sophia (world soul as center of incarnation of the divine idea). Moral purpose for man in V. Solovyov is the unity as an absolute condition, which will result in the Sophia as the wisdom of how the identity of being and action, Sophia based on moral attitudes and moral principles.

Текст научной работы на тему ««Педагогическая философия» В. С. Соловьева»

УДК 378.1

БЫКАСОВА Лариса Владимировна Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) г. Таганрог, Россия moeve-25-moeve@yandex. ru

САМОЙЛОВА Ирина Николаевна Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

г. Таганрог, Россия

molot28@yandex.ru

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ» В.С. СОЛОВЬЕВА

С позиции системного подхода в статье решается задача выявления педагогических взглядов Владимира Сергеевича Соловьева - крупнейшего русского философа, последователя идей Платона (идея нравственности), приверженца философии А. Шопенгауэра (осуществление добродетели как порядка и гармонии души: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость). В.С. Соловьев, находясь под влиянием немецкого мистика Я. Бёме, поэтов И.В. Гёте и Новалиса, рассматривает окружающую человека действительность как целое, исходя из принципа единства мира. Несмотря на эклектичность и ка-лейдоскопичность взглядов ученого, особое место в творчестве В.С. Соловьева занимает идея Софии - души мира как центра воплощения божественной идеи. Согласно В.С. Соловьеву, нравственной целью для человека выступает всеединство как абсолютное состояние, к которому приведет Sophia как actus purus. София - человеческая мудрость как тождество бытия и действия, базируется на нравственных установках и моральных принципах, составляющих предмет изучения многих гуманитарных наук. Философские взгляды Владимира Сергеевича Соловьева оказали мощное влияние как на простые души, так и на изощренные умы: теологи рефлектировали импульсы исследования проблем теократии, создания справедливого христианского государства; психологи рассматривали мыслительные стратегии и поведенческие стереотипы; педагоги констатировали появление дискурса, творящего новую жизнь.

Ключевые слова: мораль, нравственность, задача образования, экспансия ментального познания, синтез когнитивных практик, модальность сознания, эпистемология, антропоцентричность, субъект-объектная парадигма.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-123-128

Larisa V. BYKASOVA A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch), Rostov State Economic University (RINE) Taganrog, Russia moeve-25-moeve@yandex.ru

Irina N. SAMOYLOVA A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch), Rostov State Economic University (RINE) Taganrog, Russia

molot28@yandex.ru

PEDAGOGICAL PHILOSOPHY OF V.

SOLOVYOV

From the system approach the article solves the problem of identifying the pedagogical views of V. Solovyov, the most important Russian philosopher, a follower of the ideas of Plato (the idea of morality), follower of A. Schopenhauer (the exercise of virtue as order and harmony of the soul, wisdom, courage, prudence, justice). V. Solovyov, under the influence of the German mystic Y. Boehme, poets I.W. Goethe and Novalis, sees the surrounding reality as a whole, based on the principle of the unity of the world. The philosophical views of V. Solovyov had a powerful impact on simple souls and creative minds: theologians reflect on pulses research theocracy, creation of a just Christian state, teachers noted the emergence of discourse, creating a new life. Morality, according to the thinker, sets a standard of conduct in the form of moral requirements that fosters piety and prudence. Despite the eclectic and kaleidoscopic views of the scientist a special place in the works of V. Solovyov is the idea of Sophia (world soul as center of incarnation of the divine idea). Moral purpose for man in V. Solovyov is the unity as an absolute condition, which will result in the Sophia as the wisdom of how the identity of being and action, Sophia based on moral attitudes and moral principles.

Keywords: morality, ethics, education, expansion of mental cognition, synthesis of cognitive practices, modality of consciousness, epistemology, anthropocen-tricity, subject-object paradigm

Важнейшая роль в становлении человека принадлежит формированию нравственности и морального сознания.

Тема морали является ведущим аспектом в трудах В.С. Соловьева, чье философствование основывается на трех исходных понятиях [1, с. 63]:

1. Стыд (определяет отношение к материальному началу);

2. Жалость - отношение к другим людям, сострадание, соболезнование;

3. Благоговение (отношение к божественному началу). Благоговение есть способность чувствовать нечто высокое, великое, возвышенное и совершенное, которое сродни личным устремлениям вверх. Благоговение есть способ переживания ценности событий, которые составляют смысл жизни и определяют становление человека; высшая форма благоговения есть одновременно и благоговение перед самим собой, перед величием собственной жизни. По мнению И.В. Гёте, благоговение «есть нечто, с чем ни один ребенок не рождается, но от этого "нечто" зависит, станет ли человек человеком в полном смысле этого слова: это нечто и есть благоговение» [2, с. 51].

Обращение к концепту «мораль» объясняется голографичностью его определений. Существует несколько дефиниций концепта «мораль». Мораль - составная часть индивидуального микрокосмоса, один из моментов, определяющих для личности картину мира [2, с. 283].

Толковый словарь С.И. Ожегова дает следующее определение данного понятия: мораль - это нравственные нормы поведения, отношений между людьми, а также сама нравственность [3, с. 357].

Мораль - нравоученье, правила для воли, совести человека (В.И. Даль). раль - нравственное учение, свод правил (Д.Н. Ушаков). Мораль - это совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к обществу и другим людям (Т.Ф. Ефремова). Мораль есть специфический способ духовно-практического освоения мира (А.В. Разин, А.И. Титаренко). Составим таблицу дефиниции концепта «мораль», распределив концепты по релевантности.

Таблица Дефиниция концепта «мораль» Table The definition of the concept "morality"

Ф.И.О. Понятийный ряд Характеристика концепта Акцентуализа-ция содержания Принцип

В. Дильтей этические ценности обычай, правило социальное признание индивидуальный микрокосм, картина мира личности

Д.Н. Ушаков учение нравственность свод правил связь с жизнью

А.В. Разин способ специфичность духовно-практическое освоение мира перспективность

С.И. Ожегов нормы, нравственность нравственность, поведение отношения между людьми соразмерность

Т.Ф. Ефремова принципы и нормы поведение людей отношение к обществу и другим людям система ориентации

В.И. Даль нравоученье, правила воля совесть человека дифференциация и индивидуализация

В. С. Соловьев позиция обычай настоящее счастье действие

Обзор данных таблицы позволяет:

- констатировать калейдоскопичность коннотаций концепта (от ценности до жизненной позиции);

- рефлектировать характеристику концепта, отражающего нравственность, обычай, волю;

- акцентуализировать содержание концепта, детерминирующего его

альфа устремлений: социальное признание - настоящее счастье;

- выявить основные принципы, лежащие в основе концепта;

- свидетельствовать о многоаспектности в определении имманентной сути концепта «мораль», что подтверждается выводными положениями философов, психологов, педагогов [4, с. 97].

Мораль - область этических ценностей, которая признается и осуществляется каждым разумным человеком. Основными проблемами в морали являются вопросы о том, что хорошо, что прилично, что делает возможной совместную жизнь людей. Мораль - понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, сознательное и свободное создание [5, с. 24].

«Мораль - это стабилизирующая сила, приводящая к пониманию между поколениями, между людьми одного поколения, к их единству в стремлении создать такое бытие, которое несет в себе благоденствие, процветание государству, благополучие

каждому» [6, с. 23]. Мораль - мир ценностей, находящихся в объективной ценностной системе общества. Мораль, имеющая предписательный характер, есть совокупность норм, принципов, требований, предъявляемых к человеку извне - обществом, коллективом, группой. Мораль устанавливает стандарт поведения в форме нравственных требований (запретов) [там же].

Моральные требования заключены в правилах нравственности. ность - мир ценностей, определяющих субъективную ценностную систему человека. Моральные требования могут быть как нормами-образцами, так и нормами-запретами. Норма-запрет предписывает не делать того, что идет вразрез с представлениями людей о нравственном человеке; норма-образец требует соответствия представлениям людей о нравственном человеке [6, с. 25].

Закон нравственности - это предписание делать добро и не делать зла, исходящее из человеческой склонности к мировому нравственному порядку [2, с. 312].

В ситуации напряжения морального сознания особое значение приобретают мировоззренческие представления, которые формируются в процессе образования. Мировоззренческие представления морального сознания дают возможность человеку определить, во имя чего и ради чего он должен следовать предписаниям морали, соблюдать ее нормы, исполнять ее требования, применять именно эти, а не другие критерии оценки отношений между собой и миром, людьми. Моральный закон субъективно - это основа уважения. Задача образования - воспитание уважения к моральному закону [7, с. 313].

На основе моральных законов базируется моральное познание, являющееся способом постижения мира. Моральное познание - это усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины [1, с. 79].

Особая роль в современном образовании принадлежит педагогу, его компетентности, мастерству, мудрости. Наиболее рельефно представим деятельность современного учителя, выступающего в качестве архитектора трансмедийных продуктов:

1. Характер специализации - внутриотраслевой;

2. Характер навыков и умений - надпрофессиональные: (системное мышление, клиенториентированность, межотраслевая коммуникация, работа с людьми, мульти-культурность, управление проектами и др.);

3. Характер деятельности - творческий [8, с. 122].

Для выполнения высокой миссии, по мнению В.С. Соловьева, воспитания высоконравственного, совестливого человека, истинного христианина, а также обеспечения успешного менеджмента процессом образования, повышения мотивации обучаемых к изучению предметов, улучшения результативности педагогического и образовательного процесса и т.д. современному педагогу необходимо:

- выстраивать систему субъект-объектного, субъект-субъектного, объект-объектного взаимодействия между участниками образовательного и воспитательного процессов для формирования моральных требований и нравственных установок [5, с. 29].;

- заниматься проектированием контента (знакомство с персоналиями; организация познавательно-исследовательской и научной деятельности; планирование и проведение социальных проектов; волонтерское движение и т.д.) [9];

- создавать soft (обучающее содержание, методические разработки для занятий, дидактические пособия, иллюстративный и раздаточный материал) [9].

В.С. Соловьев был убежден, что педагог - это архитектор процесса познания, формирования души, постижения жизни как синтеза когнитивных практик (первый тип практик по образцу естественных наук, второй тип практик ориентирован на гуманитарные и художественные формы мышления индивида), заключается в

- признании мультипарадигмальности;

- круговой структуре понимания («герменевтический круг»);

- рефлексии, аналитической работе (выявление особенности генезиса и эволюции знания);

- создании длительно развивающих продуктов трансмедийного характера: конструирование ментального пространства, виртуальных объектов; соотнесение когнитивного и социокультурного; внедрение новых практик и др. [7, с. 318].

Задача педагога, согласно философским канонам В.С. Соловьева, состоит:

1. В признании категоризации объектов и явлений, их антропоцентричности;

2. Обеспечении виртуального диалога субъекта и объекта;

3. Экспансии ментального познания (расширение познавательных способностей субъекта, фонда потенциальной информации, организационных идей);

4. Модальности сознания (адаптация идеальной сущности к своему материальному миру);

5. Создании актуального трансмедийного продукта, который будет изменяться вместе с человеком [7, с. 319].

Решить данные задачи педагогу поможет высокий уровень культуры, его широкая эрудиция, профессионализм и компетентность. Новый тип современного педагога преодолевает узкую специализацию, пытается «вписать» конкретную проблему в контекст различных научных сфер, вне зависимости от их принадлежности к различным формам знания: естественнонаучные, гуманитарные, художественные [7, с. 320].

Проблематика знания является сегодня центральной для понимания современного общества и человека. Поле изучения знания существенно расширяется с привлечением новых технологий. Однако самые передовые технологии не могут заменить живое общение, образное слово педагога, его мнение, мировоззрение. От моральных принципов, нравственных установок, ментальных репрезентаций, эстетического вкуса наставника зависит уровень воспитания, восприятия, рефлексии обучаемых.

Формировать мораль и нравственность обучаемых педагог может, согласно методологическому требованию философии В.С. Соловьева, преодолевая господство одной доктрины. В преломлении к образовательному процессу это означает: овладение навыками самостоятельной поисковой работы, научного творчества; анализ педагогических ситуаций с их последующим обсуждением; проведение диспутов, встреч с интересными людьми; оценка жизненных установок, точек зрения, поведения одноклассников, их участие в социальных проектах, акциях и т.д.

В образовании - достаточно консервативной сфере - медленно, но настойчиво применяются современные информационные технологии, что способствует:

- рациональному применению симуляторов, тренажеров, online-курсов и т.д.;

- рассудочной индивидуализации образования (скорость прохождения курса, выбор траектории, формы обучения и др.);

- антрополого-гносеологическому внедрению новых эффективных форм обучения (например, игровые технологии помогают всесторонне рефлектировать и осваивать изучаемый предмет; стартапы ориентируют обучаемых на выполнение реальных проектов);

- экзистенциальному расширению временных рамок обучения, когда образование становится непрерывным процессом, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни (новая парадигма образования: life-long learning education) [8, с. 124].

В рамках субъект-объектной парадигмы данные инструменты обучения способствуют развитию когнитивных навыков обучаемых, позволяют им осваивать продуктивные состояния сознания, развивают системное мышление, мультиязычность и мульти-культурность, навыки научного творчества и др.

Резюмируя сказанное, отметим, что

1. «Педагогическая философия» В.С. Соловьева составляет предмет серьезного анализа в связи с тем, что его труды носят не только прикладной характер, но и имеют систему достоверных идей, способных генерировать новое оригинальное знание в области педагогики;

2. Современная педагогическая наука базируется на мудрости как тождестве бытия и действия - Софии, закладывающей фундамент образовательных практик;

3. «Педагогическая философия» В.С. Соловьева способна определить вектор развития современной педагогической науки (задаваемый арсенал средств детерминирует развитие у обучаемых нравственных, гуманистических, патриотических чувств);

4. Философские идеи В.С. Соловьева безоговорочно экстраполируются на реальный педагогический (познавательный, воспитательный, творческий) процесс.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве. - М.: АСТ, 2004. - С. 63-87.

2. Философский словарь. - М.: Республика, 2003. - 575 с.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1994. - С. 357.

4. Быкасова Л.В. Педагогическая эпистемология: от структурализма к деконструктивизму // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 2 (71). - С. 96-99.

5. Соловьев В.С. Избранное. - М.: Диамант, 1998. - С. 24-31.

6. Корнетов Г.Б., Салов А.И. Мировоззрение. Образование. Учитель: Монография. - М.: АСОУ, 2016. - 160 с.

7. Быкасова Л.В. Постструктуралистическая педагогика: источники, анализ, методология // Эволюция педагогической теории и практики в истории человеческого общества. - М: АСОУ, 2016. - С. 313-321. Серия историко-педагогическое знание. Том 96 / Под ред. Г.Б. Корнетова.

8. Быкасова Л.В., Подберезный В.В., Панова В.А. Теория структурализма о диверсификации и модернизации современного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. Том 9. - № 1. Ч. 1. - С. 121-125. Doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-121-125 (in Russ.).

9. Андреева К.В., Быкасова Л.В. Средоориентированное обучение в современном вузе / [Электронный ресурс] - http//www/science-education.ru/113-11421. Современные проблемы науки и ния. - 2013. - № 6. (Дата обращения: 29.12.2013).

REFERENCES

1. Solovyov V. S. Chteniya o Bogochelovechestve. [Reading about God-man-hood]. М.: "AST', 2004. Pp. 6387. (in Russian)

2. Philosophsky slovar. [Philosophical dictionary]. М.: "Republic", 2003. 575 p.

3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Y. [Explanatory dictionary of the Russian language]. M.: "AS", 1994. P. 357. (in Russian)

4. Bykasova L.V. Pedagogicheskaya epistemologiya: ot structuralisma k dekonstructivismu. [Pedagogical epistemology: from structuralism to deconstruction]. Bulletin of Cherepovets state University. No. 2 (71). Cherepovets, 2016. Pp. 96-99. (in Russian)

5. Solovyov V. S. Izbrannoye. [Favorites]. M.: "Diamond", 1998. Pp. 24-31. (in Russian)

6. Kornetov G.B., Salov A.I. Mirovozzreniye. Obrazovaniye. Uchitel. [Worldview. Education. Teacher]. Monograph. М.: '^ОУ", 2016. 160 p. (in Russian)

7. Bykasova L.V. Poststructuralisticheskaya pedagogika: istochniki, analis, metodologiya. [Poststructuralists pedagogy: sources, analysis, methodology]. The evolution of educational theory and practice in the history of human society. A series of historical and pedagogical knowledge. Tom 96. Edited by G.B. Kornetov. М: ASОУ, 2016. Pp. 313-321. (in Russian)

8. Bykasova L.V., Podberezny V.V., Panova V.A. Teoriya strukturalisma o diversificazii I modernisazii obra-sovaniya. [Theory of structuralism on the diversification and modernization of education]. Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol. 9. No.1. Part.1. Pp. 121-125. Doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1121-125. (in Russian)

9. Andreeva K.V., Bykasova L.V. Sredoorientirovannoe obuchenie v sovremennom vuse. [Environment oriented education in modern high school. Modern problems of science and education]. 2013. № 6. (Available at: http//www/science-education.ru/113-11421 accessed: 29.12.2013). (in Russian)

Информация об авторе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Быкасова Лариса Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Таганрог, Росссия moeve-25-moeve@yandex.ru

Самойлова Ирина Николаевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра теории и философии права, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Таганрог, Росссия molot28@yandex.ru

Получена: 20.02.2017

Для цитирования: Быкасова Л. В., Самойлова И. Н., «Педагогическая Философия» В.С. Соловьева Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 2. Часть 1. с. 123-128.

doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-123-128.

Information about the author:

Larisa V. Bykasova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of General Pedagogy Department,

A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch), Rostov State Economic University (RINE), Taganrog, Russia moeve-25-moeve@yandex.ru

Irina N. Samoylova, Candidate of Philosophical

Sciences, Associate Professor, Department of

Theory and Philosophy of Law,

A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch), Rostov

State Economic University (RINE),

Taganrog, Russia

molot28@yandex.ru

Received: 20.02.2017

For citation:Bykasova L. V., Samoylova I. N., Pedagogical philosophy of V. Solovyov. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mysl' = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 1. Pp. 123-128. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-123-128. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.