Научная статья на тему 'Теория структурализма о диверсификации и модернизации современного образования'

Теория структурализма о диверсификации и модернизации современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METHODOLOGY / PRINCIPLES OF THEORY / METHOD / SYSTEM / INFRASTRUCTUR / DISCOURSE / MOTIVE / MECHANISMS OF MODERNIZATION / POTENTIAL / PEDAGOGICAL CORPUS / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ / МЕТОД / СИСТЕМА / ИНФРАСТРУКТУРА / ДИСКУРС / МОТИВ / МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ / ПОТЕНЦИАЛ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОРПУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быкасова Л. В., Подберезный В. В., Панова В. А.

В статье предпринята попытка стратегического аудита основных идей теории структурализма, базирующихся на методологических принципах, дидактических методах, образовательных моделях, разрабатываемых современной педагогической наукой и практикой. Авторами осуществляется рефлексия использования механизмов познания, рассматриваемого как синтез когнитивных практик, как поиск нового понятийного аппарата, отвечающего современному экзистенциально-антропологическому дискурсу педагогической науки, представляющей гетерогенный контент, нуждающийся в ревизии категориального аппарата, чьи дефиниции в результате эволюции и социокультурных изменений либо не совпадают, либо имеют специфический смысл, обусловленный семантической окраской концепта. Механизмы диверсификации и модернизации образования рассматриваются авторами через различные ипостаси: внутреннюю структуру педагогической теории и практики; через взаимосвязь, отношения с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах; через функции социальных институтов, формирующих человеческий опыт. Существенная роль в диверсификации и модернизации образования принадлежит педагогу как архитектору трансмедийных продуктов, имеющему репутационный капитал, высокую личную эффективность, тиражирующему лучшие образовательные практики, и среде, обладающей свойствами адаптации, самоорганизации, имеющей консолидирующий эффект. Теория структурализма обращается к дидактической валентности образования, диверсификация и модернизация которого проявляется в индивидуализации образования (форма, скорость, модель обучения), в формировании у субъекта образования когнитивных навыков, в практико-ориентированном характере образования, в непрерывности образовательного процесса в течение всей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF STRUCTURALISM ON THE DIVERSIFICATION AND MODERNIZATION OF EDUCATION

In the article using the strategic audit, are considered the basic ideas of the theory of structuralism, which is based on methodological principles, didactic methods, educational models, developed modern science and practice. The authors carry out a reflection on the mechanisms of cognition, considered as a synthesis of cognitive practices, the search for a new conceptual framework that meets modern existentialanthropological discourse of pedagogy, represents a heterogeneous content in need of revision of the categorical apparatus, whose definition as a result of evolution and socio-cultural changes that either do not match or have a specific meaning due to the semantic connotation of the concept. Mechanisms of diversification and modernization of the education are considered by the authors through the prism of the internal structure of educational theory and practice, through relationship with other phenomena in the appropriate social and cultural systems, through social institutions that shape human experience. A significant role in the diversification and modernization of the education belongs to the teacher, as an architect of the transmedia products, that have reputational capital, high personal effectiveness, duplicating the best of educational practice and environment with properties of adaptation, self-organization, has a consolidating effect. The theory of structuralism refers to the didactic valence of education, diversification and modernization which manifests itself in the individualization of education (form, speed, training model); in the formation of the subject of education cognitive skills in a practice-oriented nature of educational process through the life.

Текст научной работы на тему «Теория структурализма о диверсификации и модернизации современного образования»

УДК 378.1

БЫКАСОВА Лариса Владимировна Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) г. Таганрог, Россия moeve-25-moeve@yandex. ш

ПОДБЕРЕЗНЫЙ Владимир Васильевич Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) г. Таганрог, Россия

ПАНОВА Валентина Анатольевна Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) г. Таганрог, Россия

ТЕОРИЯ СТРУКТУРАЛИЗМА О ДИВЕРСИФИКАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье предпринята попытка стратегического аудита основных идей теории структурализма, базирующихся на методологических принципах, дидактических методах, образовательных моделях, разрабатываемых современной педагогической наукой и практикой. Авторами осуществляется рефлексия использования механизмов познания, рассматриваемого как синтез когнитивных практик, как поиск нового понятийного аппарата, отвечающего современному экзистенциально-антропологическому дискурсу педагогической науки, представляющей гетерогенный контент, нуждающийся в ревизии категориального аппарата, чьи дефиниции в результате эволюции и социокультурных изменений либо не совпадают, либо имеют специфический смысл, обусловленный семантической окраской концепта. Механизмы диверсификации и модернизации образования рассматриваются авторами через различные ипостаси: внутреннюю структуру педагогической теории и практики; через взаимосвязь, отношения с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах; через функции социальных институтов, формирующих человеческий опыт. Существенная роль в диверсификации и модернизации образования принадлежит педагогу как архитектору трансмедийных продуктов, имеющему репутационный капитал, высокую личную эффективность, тиражирующему лучшие образовательные практики, и среде, обладающей свойствами адаптации, самоорганизации, имеющей консолидирующий эффект. Теория структурализма обращается к дидактической валентности образования, диверсификация и модернизация которого проявляется в индивидуализации образования (форма, скорость, модель обучения), в формировании у субъекта образования когнитивных навыков, в практико-ориентированном характере образования, в непрерывности образовательного процесса в течение всей жизни.

Ключевые слова: методология, принципы теории, метод, система, инфраструктура, дискурс, мотив, механизмы модернизации, потенциал, педагогический корпус.

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-121-125

Larisa V. BYKASOVA A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State Economic University (RINI) Taganrog, Russia [email protected]

Vladimir V. PODBEREZNY

Candidate of Pedagogical Sciences A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State Economic University (RINI) Taganrog, Russia

Valentina A. PANOVA A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State Economic University (RINI) Taganrog, Russia

THEORY OF STRUCTURALISM ON THE DIVERSIFICATION AND MODERNIZATION

OF EDUCATION

In the article using the strategic audit, are considered the basic ideas of the theory of structuralism, which is based on methodological principles, didactic methods, educational models, developed modern science and practice. The authors carry out a reflection on the mechanisms of cognition, considered as a synthesis of cognitive practices, the search for a new conceptual framework that meets modern existential-anthropological discourse of pedagogy, represents a heterogeneous content in need of revision of the categorical apparatus, whose definition as a result of evolution and socio-cultural changes that either do not match or have a specific meaning due to the semantic connotation of the concept. Mechanisms of diversification and modernization of the education are considered by the authors through the prism of the internal structure of educational theory and practice, through relationship with other phenomena in the appropriate social and cultural systems, through social institutions that shape human experience. A significant role in the diversification and modernization of the education belongs to the teacher, as an architect of the transmedia products, that have reputational capital, high personal effectiveness, duplicating the best of educational practice and environment with properties of adaptation, self-organization, has a consolidating effect. The theory of structuralism refers to the didactic valence of education, diversification and modernization which manifests itself in the individualization of education (form, speed, training model); in the formation of the subject of education cognitive skills in a practice-oriented nature of educational process through the life.

Keywords: methodology, principles of theory, method, system, infrastructur, discourse, motive, mechanisms of modernization, potential, pedagogical corpus

В настоящее время теорией принято называть научное единство знания, в котором факты и модулирующие представления или гипотезы связаны в некоторую целостность, то есть такое научное знание, в котором факты подводятся под общие законы, а связи между ними выводятся из последних [1, с. 438].

Среди существующих теорий значительное место занимает теория структурализма. Структурализм представляет собой интеллектуальное движение, строящее учение о методе,

опираясь на структуру как основную данность, позволяющую дать определение всем феноменам [1, с. 427].

Для структурализма характерно:

- стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений;

- определение внутренней структуры социальных явлений, их связи с другими явлениями в соответствующих культурных системах;

- разъяснение социальными институтами человеческого опыта. Структурные компоненты объясняют значение конкретного объекта или действия, соотнося их с системой скрытых норм и категорий.

Эффективность теории определяется ее способностью оптимизировать реальные возможности ценностного мира человека. Непреходящей ценностью является образование. В результате смены парадигм, концепций, теорий происходит эволюционирование образовательного кластера. Смена методологических установок детерминирует упорядочение терминологического аппарата в связи с тем, что ряд понятий перестает вмещать новый опыт, требуется обновление тезауруса на основе договоренности в научном сообществе. Употребление вводимого в научный обиход термина должно соответствовать современному проблемно-предметному контексту [2, с. 97].

Тезаурус теории современного образования (как отрасли духовного производства) представлен такими понятиями, как принципы синтеза когнитивных практик, индивидуализация обучения, научность, мыслящий субъект, ресурс индивидуального развития, трансформация стратегий, императив ответственности, герменевтический контекст, свобода - субстанция творчества и др.

Главное в теории структурализма - ее принципы, позволяющие интерпретировать содержание научных законов, а также всех используемых в теории концептов. Теория структурализма, оказывая влияние на образовательную практику, способствовала возникновению принципов образования:

- принцип единства интеграции и дифференциации научного знания означает тенденцию сближения фундаментальной и прикладных наук. Дифференциация научного знания одновременно сопровождается его интеграцией, что позволяет заимствовать тезаурус и методы для изучения своего объекта. Несмотря на «эпистемологический излом», задача педагога

соблюдать креолизацию всех учебных языков, представленных в образовательной системе, сохраняя стиль мышления, основные формы и методы презентации учебного материала [2, с. 98];

- принцип антропоцентризма - особое, исторически складывающееся отношение педагога к образовательному процессу, в котором центральное место и активная роль отводится ученику. Согласно данному принципу ученик становится смысловым и организационным центром образования при условии интеграции в сознании разных учебных текстов;

- принцип культуросообразности означает, что учебные тексты в пределах образовательной системы приводятся в такую же связь, в которой они находятся в культуре. Исходя из данного принципа, можно утверждать, что образовательная система являет собой научно обоснованный образ культуры. По содержанию и взаимной связи учебных текстов образовательная система конгруэнтна культуре. Педагог, обеспечивая передачу знаний от поколения к поколению, хранит культуру, вносит вклад в ее развитие [3];

- принцип роста научного знания означает автоматическое утрачивание своих главенствующих позиций старой теорией, при этом новая теория дает основания для рефлексии: верифицировать или фальсифицировать теорию;

- принцип конвариантной редупликации - самовоспроизведение знания с некоторыми изменениями, осуществляемое на основе матричного принципа, в основе которого лежит уникальная способность к самовоспроизведению управляющих систем;

- принцип научной актуальности подразумевает соответствие генерируемого знания следующим критериям: системность знания, наличие отработанного механизма получения новых знаний, теоретичность знания, рациональность знания, фальсифицируемость научного знания;

- принцип относительности означает одинаковое протекание процессов возникновения, эволюции, генерации знания в системах в независимости от статичности или подвижности системы;

- принцип симметрии - это гармоничность, инвариантность структуры материального объекта относительно его преобразований;

- принцип наблюдаемости (связан с принципом наглядности) и означает соблюдение максимы: наблюдаемое умом должно быть наблюдаемо чувственно.

Обратимся к палитре методов, разрабатываемых теорией структурализма:

- редукция (видоизменение, новые импульсы);

- элементаризация (рефлексия составных частей);

- реконструкция (воссоздание, ремикс как признак гибридности);

- трансформация (модификация, ревизия);

- предиконографическое описание (формализация знания, педагогическая легитимность, восприятие);

- иконологический анализ (собственная практика, социальная инклюзивность);

- структуральный метод - исследование вербального текста, изучение его функций (сближение эстетики и семиотики);

- иконографический синтез (эмпирическое фундирование на основе синтетической интуиции);

- метод ситуационного анализа - оценка возможных изменений в деятельности образовательной организации с учетом влияния внешних факторов (совершенствование структуры образовательного учреждения, ответная реакция на изменение в среде, высокое качество образовательного продукта и др.);

- метод структурного анализа - исследование структуры как совокупности «скрытых отношений» между элементами целого [4, с. 76].

Теория структурализма отвечает на главный вопрос, связанный с диверсификацией и модернизацией образования: для того чтобы сохраниться, надо измениться. В русле теории структурализма формируются системные приоритеты государственной политики в сфере образования.

Согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 г., такими приоритетами являются доступность образования, повышение качества результатов образования на разных уровнях, развитие сферы непрерывного образования на протяжении всей жизни человека, укрепление образовательного пространства России, обучение на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования [https://programs.gov.ru]. Участниками данной программы являются 31 Федеральное агентство, Министерства, Российская академия художеств, ФГБОУ «Российская академия образования», основной целью консолидации усилий которых является обеспечение высокого качества российского образования.

Цель, стоящую перед российским образованием, можно достичь при условии решения следующих задач:

- формирование гибкой системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности страны;

- развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих всем равный доступ к образованию;

- модернизация образовательных программ, создание современной системы оценки качества образования (принцип открытости, объективности, прозрачности);

- обеспечение эффективной системы социализации и самореализации молодежи [https://programs.gov.ru].

Модернизации, по нашему мнению, должны подвергаться объекты:

- содержание общего и профессионального образования;

- управление образованием;

- система социально-экономического обеспечения педагогических кадров.

В арсенале образовательного дискурса теории структурализма рельефно обозначены следующие императивы:

1) подготовка современного педагога, повышение качества результатов его образования как архитектора трансмедийных продуктов, являющегося личностью адаптивного типа, имеющего репутационный капитал, высокую личную эффективность, тиражирующего гуманитарные ценности и традиции, лучшие образовательные практики [5, с. 84];

2) фундаментальное образование и постоянное самообразование

учителя как носителя собственной воспитательной стратегии. Гуманистический смысл подготовки учителя заключается в его реализации в профессии [3];

3) мотивация педагога: профессионализм, когнитивные и гностические компетенции, организационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные и коммуникативные компетенции [5, с. 84];

4) предотвращение старения педагогического корпуса, для чего необходимо комплексом стимулирующих мер стремиться «доводить» выпускников вузов до школы. Согласно статистике, сегодня только каждый третий молодой специалист идет работать в школу, тогда как основное количество педагогических кадров остается неизменным и стремительно стареет.

Теория структурализма делегирует функции управления консервативным образовательным процессом институциональным механизмам модернизации: системность, комплексность, радикальность.

Благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий предполагается:

- применение инструментов обучения с привлечением IT-технологий: симуляторы, on-line курсы, тренажеры и др., позволяющие развивать у субъекта образования когнитивные навыки;

- индивидуализация образования (форма, скорость, модель обучения);

- практико-ориентированный характер образования (получение субъектом на «выходе» реального продукта);

- непрерывность образовательного процесса в течение жизни;

- индивидуальная траектория обучения;

- дистанционный характер обучения;

- электронные наставники [6, с. 39].

Применение информационной модели способствует формированию надпрофессиональ-ных навыков и умений: развитие системного мышления,

формирование навыков межотраслевой коммуникации, клиентоориентированность, раскрытие мультикультурности контента, внедрение управления проектами и др.

В связи с тем, что теория структурализма обращается к дидактической валентности образования, диверсификация последнего проявляется в появлении новых профессий:

- разработчик образовательных траекторий;

- тьютор (педагог, прорабатывающий индивидуальные задания);

- координатор образовательной on-line платформы (сопровождение on-line курсов по отдельным предметам);

- ментор стартапов (профессионал, обучающий на базе своего опыта работы ведению деятельности);

- тренер по майнд-фитнесу (разработка программ развития индивидуальных когнитивных навыков: концентрация внимания, память, скорость формулировки мысли и др.).

Резюмируя сказанное, можно отметить, что альфа устремлений теории структурализма в области образования - это, прежде всего, рефлексия методов обучения и воспитания субъекта; цели образования (в экстраполяции к личностным потребностям субъекта); состояния современной социокультурной среды, модернизации и оптимизации управления образовательными системами и комплексами. Для теории структурализма важно исследование процессов диверсификации педагогической науки как саморазвивающейся системы, выявление ее сущности и функции; анализ роли педагога как транслятора культурных ценностей в преобразовательной деятельности человечества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Философский словарь. - М.: Республика, 2003. - 575 с.

2. Быкасова Л.В. Педагогическая эпистемология: от структурализма к деконструктивизму // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2016. - № 2 (71). - С. 96-99.

3. Андреева К.В., Быкасова Л.В. Средоориентированное обучение в современном вузе. Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. [Электронный ресурс] - http//www/science-education.ru/113-11421 (дата обращения: 29.12.2013).

4. Быкасова Л.В. Современное художественное образование в Германии: Учеб. пособие. - Ростов н/Д,: Рост.гос. ун-т, 2004. - 214 с.

5. Быкасова Л.В., Ищенко А.М. Эволюционирование субъектности в образовательных моделях // Казанская наука, - 2011. - № 5. - С. 83-85.

6. Быкасова Л.В., Самойлов А.Н. Дистанционное образование: культура, среда, социализация // Известия Южного Федерального Университета, серия «Педагогические науки». - 2014. - № 2. - С. 37-42.

REFERENCES

1. Psichologicheskij slovar. [Psychological dictionary. Pedagogy]. M.,1983. 447 p.

2. Bykasova L.V. Pedagogicheskaya epistemologiya: ot structuralisma k dekonstructivismu. [Pedagogical epistemology: from structuralism to deconstruction]. Bulletin of Cherepovets state University. No. 2 (71). Cherepovets, 2016. P. 96-99.

3. Andreeva K.V., Bykasova L.V. Sredoorientirovannoe obuchenie v sovremennom vuse. [Environment oriented education in modern high school. Modern problems of science and education]. 2013. No. 6. Available at: http//www/science-education.ru/113-11421 (accessed: 29.12. 2013).

4. Bykasova L.V. Sovremennoe hudoshestvennoe obrasovanie v Germanii. Uchebnoe posobie. [Modern art education in Germany. Textbook]. Rostov state University . Rostov on Don, 2004. 214 p.

5. Bykasova L.V., Ishhenko A.M. Evoluzionirovanie subjectnosti v obrasovatelnyx modeljax. [The evolution of subjectivity in educational models. Kazan science]. 2011. No. 5. P. 83-85.

6. Bykasova L.V., Samojlov A.N. Distanzionnoe obrasovanie: kultura, sreda, zivilisazija. [Distance education: culture, environment, civilization. News of Southern Federal University. Pedagogical science]. 2014. N0. 2. P. 37-42.

Информация об авторе

Быкасова Лариса Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), г. Таганрог, Россия [email protected]

Подберезный Владимир Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естествознания, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), г. Таганрог, Россия

Панова Валентина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естествознания, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), г. Таганрог, Россия

Получена: 15.12.2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования статьи: Быкасова Л. В., Под-березный В. В., Панова В. А., Теория структурализма о диверсификации и модернизации современного образования. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 1. Часть 1. с. 121-125. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-121-125.

Information about the author

Larisa V. Bykasova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of General Pedagogy Department, A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State Economic University (riNI), Taganrog, Russia [email protected]

Vladimir V. Podberezny, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Natural Sciences, A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State Economic University (RINI), Taganrog, Russia

Valentina A. Panova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Natural Sciences, A.P. Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State Economic University (RINI), Taganrog, Russia

Received: 15.12.2016

For article citation: Bykasova, L. V., Podberezny, V.V., Panova, V. A., Theory of structuralism on the diversification and modernization of education.

Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no. 1. Part. 1. Pp. 121-125. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/1-121-125. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.