Т.и. КОНДАУРОВА, Н.Е. ФЕТИСОВА, А.М. веденеев, А.В. зверев (Волгоград)
сетевое взаимодействие образовательных учреждений: практика использования в дополнительном экологическом образовании и воспитании*
Рассматривается опыт организации регионального сетевого взаимодействия в области дополнительного экологического образования и воспитания. Разработана и реализована модель регионального сетевого взаимодействия - модель «ресурсной концентрированной сети», центральным звеном которой выступает ресурсный центр - Волгоградский государственный социально-педагогический университет.
Ключевые слова: модель регионального взаимодействия, ресурсная концентрированная сеть, дополнительное экологическое образование и воспитание.
Размышления над причинами современного экологического кризиса, охватившего сегодня всю планету, результаты изучения истории взаимоотношений природы и общества приводят к ряду заключений. Прежде всего, современный экологический кризис возник в результате деятельности самого человека, т. е. как следствие развития человеческой цивилизации. Ученые в конце XX в. пришли к выводу о глобальности экологического кризиса. В современную эпоху, названную В.И. Вернадским эпохой эволюции биосферы в ноосферу, человеку предстоит выполнить биосферную функцию - реально, мудро, грамотно участвовать в становлении ноосферы. При этом сама природа будет предъявлять человечеству высокие требования - соответствовать универсальным законам бытия, вписаться в природные циклы, реализовать сущностные силы человека - его одухотворенный разум. В этих условиях особое значение приобретают человеческие способности, качества, умения действовать с соблюдением законов природы, не
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ и Волгоградской области в рамках научного проекта № 18-413-340006р_а.
'КИЕ науКИ -
нарушая закономерного хода природных процессов.
«Если мы хотим изменить мир - сначала предстоит изменить человека, систему его качеств и ценностей» (А. Печчеи). Эти события послужили толчком развития экологии как науки, изучающей весь комплекс естественнонаучных и социокультурных аспектов проблемы взаимодействия общества и природы.
Экологическое образование стало одним из факторов, определяющих вектор развития всей системы образования. Об этом свидетельствует и ряд нормативных и программных документов, принятых в последние годы - Конституция РФ (1993), Федеральный закон «Об экологической культуре» (2000), Экологическая доктрина РФ (2002), Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» (2002), Основы государственной политики в области экологического развития РФ за период до 2030 г. (2012) и др., содержащие положения, в которых отмечается, что одним из основополагающих факторов развития всей системы образования становится экологическое образование.
Успех государственной экологической политики, несомненно, зависит от участия граждан в ее реализации. В законе РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002) подчеркивается, что для успешного воспитания человека, способного к гармоничному общению с природой с учетом механизмов рационального взаимодействия, экологическое образование и воспитание должно продолжаться в течение всей жизни и затрагивать все сферы жизнедеятельности человека. Именно поэтому в научный обиход вошло понятие «непрерывное экологическое образование», которое направлено на усвоение системных экологических знаний, умений и навыков природоохранной деятельности и формирование экологической культуры.
По мнению большинства ученых, ведущей целью экологического образования является экологическая культура, которая наиболее полно отвечает потребностям общества. Как считают А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, С.Н. Глазачев, И.Н. Пономарева, Н.Д. Андреева и др., важнейшим признаком экологической культуры является ответственное отношение личности к окружающей среде. В настоящее время экологическое образование осуществляется во многих учебных
© Кондаурова Т.И., Фетисова Н.Е., Веденеев A.M., Зверев A.B., 2019
ИЗВЕСТИЯ вгпу
заведениях путем введения разнообразных форм и видов обучения. Так, в Волгоградской области все большее значение приобретает деятельность экологических центров, экологических лагерей и клубов, экологических экспедиционных отрядов, экологических кружков в системе дополнительного экологического образования школьников.
Непрерывное экологическое образование и воспитание предполагает не только обучение и воспитание личности в учебных заведениях в системе дошкольного, общего, среднего и высшего профессионального образования, но и повышение квалификации специалистов. Как показывает анализ состояния экологического образования в образовательных учреждениях, многие учителя не готовы осуществлять экологическое образование на основе современных требований педагогической науки, хотя именно от профессионализма педагога в большей степени зависит эффективность образовательного процесса. Согласно мнению В.А. Ясвина, ключевая проблема педагогов заключается в их недостаточной методической вооруженности современными эффективными средствами экологического образования и воспитания учащихся, а также в низкой социальной активности большинства специалистов [4].
Одной из форм преодоления трудностей является создание сетевого взаимодействия образовательных учреждений региона [1; 3]. в настоящее время сетевое взаимодействие в сфере образования является предметом особого внимания со стороны государства. об этом свидетельствует ряд нормативных и правовых документов (включая закон «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 2016 г.), которые регламентируют порядок регулирования отношений в условиях сетевой системы.
В нашем исследовании при разработке модели регионального сетевого взаимодействия в области дополнительного экологического образования и воспитания учащихся взята за основу модель «ресурсной концентрированной сети», центральным звеном в которой выступает ресурсный центр - Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ВГСПУ) [2]. Ресурсный центр в своей деятельности реализует различные задачи, связанные с разработкой методологических основ и технологий дополнительного экологического образования и воспитания, прак-тико-ориентированных технологий по изуче-
нию живой природы; с обеспечением участников сети информационной, консультационной, научно-методической и организационной помощью; аккумулирует и распространяет опыт работы учителей биологии в области дополнительного экологического образования и воспитания учащихся. Деятельность ресурсного центра ВГСПУ концептуально базируется на положениях экогуманитарной педагогики, основу которых составляет вера в позитивный потенциал человека, его неограниченные творческие способности к самосовершенствованию и саморазвитию и рассмотрение системы «человек - природа - общество» как совокупности самоценных компонентов, у которых едины и законы развития.
Важным является то, что возможности достижения общей цели в условиях системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений значительно шире, чем возможности отдельных ее структурных элементов. Причина этого состоит в сохранении значительной независимости элементов сети, использовании ими собственных форм, методов и средств достижения цели. В дальнейшем эти формы, методы и средства становятся общим достоянием, что существенно обогащает систему в целом.
Сетевое взаимодействие в условиях цифровой образовательной среды университета расширяет возможности сельской и городской учащейся молодежи, учителей и педагогов, независимо от места жительства в вопросах изучения экологической обстановки своего района, позволяет участвовать в экологических мероприятиях разного уровня, выполнять исследовательские проекты экологической направленности, повышать экологическую грамотность. Использование цифровой образовательной среды вуза в условиях сетевого взаимодействия индивидуализирует познавательную деятельность, делает ее более самостоятельной и интеллектуально насыщенной.
В рамках выполнения научного проекта «Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в дополнительном экологическом образовании и воспитании» нами подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС учебное пособие «Теория и методика обучения биологии: экологическое образование и воспитание». Оно издано и размещено в ЭБС. Пособие содержит теоретические обобщения и практические рекомендации, основанные на обобщенных результатах исследования авторов данной статьи и опыта
работы передовых учителей региона и страны, адресовано студентам и учителям-биологам.
В целях повышения методической компетентности учителей биологии в организации дополнительного экологического образования и воспитания разработан также онлайн-курс «Решение задач по генетике с основами экологии» - подробный курс с опорой на теоретическое содержание генетических закономерностей, в котором раскрывается содержание основных генетических терминов, разбираются все типы задачи по биологии из раздела «Генетика», обращается внимание на правильную запись условий задачи, составление схемы решения и содержание ответов на поставленные вопросы. Онлайн-курс включает семь разделов, каждый из которых содержит два-три видеозанятия, раскрывающие соответствующую тему и предусматривающие выполнение заданий для самостоятельной работы с последующей автопроверкой ответов. Всего курс включает 15 видеозанятий, 96 заданий для самостоятельной работы, из которых 80 заданий содержат подробный алгоритм их решения.
В апреле 2019 г. в ВГСПУ проходила всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные вопросы теории и практики эколого-биоло-гического и химического образования», в которой приняли участие ученые, учителя биологии общеобразовательных учреждений г. Волгограда и 27 районов Волгоградской области, а также Астраханской и Воронежской областей, студенты. Более 30 докладов было заявлено на секцию «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как основа развития дополнительного экологического образования и воспитания». Диапазон проблем, представленных на секции, был очень широк: от уточнения сущности понятий «экология», «экологическое образование», «экологическое воспитание», «экологическая культура» через системный анализ научного поиска и опыта практической деятельности участников конференции к осознанию потребности в сетевом взаимодействии с использованием цифровой образовательной среды ВГСПУ. Участники конференции выразили единодушное мнение о том, что несомненно одно: проблема столь актуальна и многогранна, что соединение в ее решении усилий ученых и практиков совершенно необходимо.
Важные аспекты экологического образования школьников - формирование у детей
'КИЕ науКИ -
потребности в здоровом образе жизни, умений и навыков укрепления здоровья, умений преобразовывать окружающую действительность в условиях бережного и ответственного отношения к природе, привлечение школьников к созидательному труду в природе, к участию в природоохранных акциях, конкурсах научных эколого-ориентированных проектов - реализуются в условиях сетевого взаимодействия в ВГСПУ на факультете естественнонаучного образования, физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФЕНО, ФК и БЖ). В рамках реализации программы научного биолого-краеведческого центра образования и воспитания при поддержке Комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области успешно осуществляется работа биолого-экологического лагеря «Зеленый миг». Это единственный в Волгоградской области лагерь экологической направленности. Активное участие в работе лагеря принимают студенты и преподаватели ФЕНО, ФК и БЖ ВГСПУ, под руководством которых от 100 до 150 школьников в возрасте от 12 до 17 лет, обучающихся в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования г. Волгограда и Волгоградской области, занимающихся исследовательской и краеведческой деятельностью, являющихся участниками районных, городских, областных и открытой вузовской олимпиад по биологии, ежегодно участвуют в профильных сменах лагеря.
Программа работы биолого-экологического лагеря «зеленый миг» включает единое комплексное экспериментальное исследование, в ходе которого школьники знакомятся с разнообразием растительного и животного мира родного края, методами измерения различных экологических параметров окружающей среды; накапливают соответствующий экспериментальный материал, проводят комплексную обработку полученных данных, делают выводы о состоянии окружающей среды в местах наблюдения; осуществляют общественно-полезную добровольческую деятельность, ориентированную на решение актуальных экологических проблем. Реальная экологическая деятельность лагеря нацелена на то, чтобы помочь детям овладеть методами изучения природы; создать для них условия для субъект-субъектного общения с природой; проводить работы с применением методик педагогики сотрудничества; использовать экологическую деятельность для эколо-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
гического, эстетического и трудового воспитания с целью формирования гармонично развитой личности. При реализации поставленных задач особое внимание уделяется отбору и разработке специальных форм и методов работы. Так, в первой половине дня программой предусмотрены мастер-классы биолого-экологической тематики, практикумы, полевые экскурсии, ролевые и деловые игры, тре-нинговые занятия, направленные на развитие умений работать в команде, самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, мероприятия и акции природоохранного и природосберегающего характера. Во второй половине дня реализуется досуговая программа, направленная на развитие навыков коллективной деятельности; творческих, лидерских качеств личности (экологические конференции и вечера, конкурсы рисунков, эссе, коллажей, поделок из природного материала и др.). Завершается профильная смена лагеря «Зеленый миг» проведением областного экологического слета, на котором учащиеся представляют опыт своей работы.
Особую актуальность на сегодняшний момент приобретает формула «знания + отношения». Знания без придания им эмоциональной окраски, без опыта их проживания не включаются во внутренний мир личности и не способствуют ее развитию. С 2018 г. в ВГСПУ на базе профильного факультета ведется работа по созданию «Молодежной академии» для учащихся 9-11-х классов по естественнонаучному направлению с элементами онлайн-обучения. В основе модели экологического образования в «молодежной академии» лежат следующие ориентиры:
• формирование знаний об экосистемной организации природы Земли, комплекса интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения в своей местности;
• воспитание потребностей, мотивов, поведения и деятельности, направленных на здоровый образ жизни и улучшение состояния окружающей среды;
• развитие убеждений в необходимости решения экологических проблем, стремлений к личному участию в практических делах по защите окружающей среды;
• осуществление реальной экологической деятельности.
Основным результатом участия детей в работе биолого-экологического лагеря «Зеле-
ный миг», «молодежной академии» по естественно-научному направлению является готовность к экологически целесообразному взаимодействию с окружающей природой. Эта готовность включает в себя:
1) эмоциональную восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-позитивное отношение к ее объектам;
2) интеллектуальную готовность - определенный уровень знаний о природе, о связях между предметами и явлениями природы, осознание себя как носителя экологической культуры;
3) практическую готовность к реализации своих знаний, желание участвовать в природоохранной деятельности.
Данные педагогического мониторинга 2019 г., проведенного во время весенней смены биолого-экологического лагеря «Зеленый миг», подтверждают эффективность системы дополнительного экологического образования и воспитания в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений; констатируют положительную динамику в формировании у обучающихся таких важных личностных качеств, как ценностное отношение к природе - нетерпимое отношение ко всем проявлениям бесхозяйственного отношения к природе, потребность в защите окружающей среды, патриотические чувства к родной природе, желание ее охранять, гражданская активность в решении экологических проблем региона, потребность в здоровом образе жизни.
В диагностическом исследовании в 2019 г. приняли участие 116 учащихся из 21 образовательного учреждения.
на основе данных анкетирования и с учетом изменения других показателей состояния сформированности у учащихся ценностного отношения к природе (в сравнении с 2017 г.) мы отмечаем положительную тенденцию: 13,4% учащихся имеют высокий уровень (в 2017 г. - 7,8%), 57,2% - средний уровень (в 2017 г. - 46,7%), 29,4 % - низкий уровень (2017 г. - 45,5%) сформированности ценностного отношения к природе.
Таким образом, наметилась положительная тенденция развития экологической культуры учащихся, что свидетельствует об эффективности предложенной модели сетевого взаимодействия (ресурсная концентрированная сеть) образовательных учреждений в системе дополнительного экологического образования и воспитания учащихся.
педагогические науки
Список литературы
1. Адамский А. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс]. URL: http://upr. lseptem ber.ru/2002/04/2.htm (дата обращения: 26.09.2014).
2. Кондаурова Т.И., Фетисова Н.Е., Веденеев А.М., Зверев А.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в дополнительном экологическом образовании и воспитании // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2019. № 1(134). С. 83-88.
3. Попова И.Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования // Мир науки. 2016. Т. 4. № 6. URL: http:// mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (дата обращения: 26.09.2014).
4. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: МГППУ, 2001.
* * *
1. Adamskij A. Model' setevogo vzaimodejstviya [Elektronnyj resurs]. URL: http://upr. lseptember. ru/2002/04/2.htm (data obrashcheniya: 26.09.2014).
2. Kondaurova T.I., Fetisova N.E., Vedeneev A.M., Zverev A.V. Organizaciya setevogo vzaimodejstviya obrazovatel'nyh uchrezhdenij v dopolnitel'nom eko-logicheskom obrazovanii i vospitanii // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 1(134). S. 83-88.
3. Popova I.N. Setevoe vzaimodejstvie kak resurs razvitiya obshchego i dopolnitel'nogo obrazova-niya // Mir nauki. 2016. T. 4. № 6. URL: http://mir-nauki.com/PDF/47PDMN616.pdf (data obrashcheniya: 26.09.2014).
4. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot mode-lirovaniya k proektirovaniyu. M.: MGPPU, 2001.
Network interaction of educational institutions: the practice of using in additional ecological education and training
The article deals with the experience of the organization of regional network interaction in the sphere of additional ecological education and training. There is developed and implemented the model of regional network interaction - the model of "resource concentrated network", the central core of which is the resource center - Volgograd State Socio-Pedagogical University.
Key words: the model of regional interaction, resource concentrated network, additional ecological education and training.
(Статья поступила в редакцию 21.05.2019)
© Воробьёва Г.В., Птицына Е.А., Ингеманссон А.Р., 2019
г.в. воробьёва, е.а. птицына,
А.р. иНГЕМАНссоН (Волгоград)
многоязычие
как основа межкультурной коммуникации в работе интернациональных студенческих объединений
На примере деятельности Ассоциации иностранных студентов Волгограда рассмотрены особенности процесса межкультурной по-лилингвальной коммуникации. Доказывается, что многоязычие, являясь одной из актуальных мировых тенденций, имеет положительное значение как для создания прогрессивной модели современного общества, так и для развития коммуникативного потенциала отдельной языковой личности.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, общественные объединения иностранных студентов, многоязычие (полилингвизм), межкультурная коммуникация.
В современном, стремящемся к единству мире, где постоянно растет значимость информации, передовых технологий, знаний нового типа, такая социолингвистическая категория, как многоязычие, занимает особое место. Дополнительную востребованность ей придают тенденция к глобализации, оживление международного обмена в большинстве сфер, в том числе и в области высшего образования.
Согласно определению большого энциклопедического словаря «Языкознание», многоязычие - это «употребление нескольких языков в пределах определенной социальной общности», а также «употребление индивидуумом (группой людей) нескольких языков, каждый из которых выбирается в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией» [3, с. 303]. Подобная черта языковых практик сегодня отнюдь не является исключительной. Владение по меньшей мере двумя языками, раскрывающее коммуникативный потенциал личности, воспринимается как норма. С этим утверждением полностью согласны молодые люди из разных стран, участвующие в работе Ассоциации иностранных студентов Волгограда, интернациональной молодежной организации, созданной в 2015 г. на базе Вол-