11. Mihajlova O.A. Tolerantnost' i terpimost': vzgljad lingvista [Jelektronnyj resurs]: http://bo okzie.com/book_179_glava_17_TOLERANTNOST_ I_TERPIMO S T: _VZGL. html (data obrashhenija: 04.02.2018).
12. Olport G. Tolerantnaja lichnost' // Vek to-lerantnosti: nauch.-publ. vestn. 2003. Vyp. 6. S. 155— 159.
13. Ostin Dzh. Izbrannoe. Kak sovershat' dejst-vija pri pomoshhi slov / per. s angl. L.B. Makeevoj, V.P. Rudneva. M.: Ideja-Press, Dom intellekt. kn., 1999.
14. Slovar' Ushakova [Jelektronnyj resurs]. URL: http://ushakovdictionary.ru/ (data obrashhenija: 04.02.2018).
15. Sternin I.A., Shilihina K.M. Kommunikativ-nye aspekty tolerantnosti. Voronezh, 2000. S. 34-37.
16. Ter-Minasova S.G. Jazyk i mezhkul'turnaja kommunikacija: ucheb. posobie dlja studentov, as-pirantov i soiskatelej po special'nosti «Lingvistika i mezhkul'turnaja kommunikacija». M., 2000.
17. Tolerantnost' v sovremennom mire: ucheb. posobie [Jelektronnyj resurs]. URL: https://studfiles. net/preview/6341189/ (data obrashhenija: 10.02.2018).
18. Tolkovyj slovar' Ozhegova [Jelektronnyj resurs]. URL: http://slovarozhegova.ru/ (data obra-shhenija: 04.02.2018).
19. Filosofskie i lingvokul'turologicheskie prob-lemy tolerantnosti: kol. monogr. / otv. red. N.A. Ku-pina, M. B. Homjakov. M.: OLMAPRESS, 2005.
20. Juzhakova Ju.V. Tolerantnost' massovo-in-formacionnogo diskursa ideologicheskoj napravlen-nosti: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. Cheljabinsk, 2007.
Tolerance as an object of modern interdisciplinary humanitarian studies
The article reveals the essence of the concept of tolerance as a culturally significant term and subject of research in modern humanitarian studies, including linguistics. The author points out the main aspects of the study of tolerance in linguistics, including the definition of this term, the delimitation of related concepts, the categorical nature of this concept, the opposition "tolerance - intolerance", as well as the phenomenon oflanguage tolerance and its verbal representation.
Key words: tolerance, intolerance, patience, category, communication, conflict.
(Статья поступила в редакцию 01.11.2018)
Т.и. кондаурова, н.е. Фетисова, А.М. ВЕДЕнЕЕВ, А.В. зверев
(Волгоград)
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ*
Рассматривается опыт организации сетевого взаимодействия в образовании. Разработана модель сетевого регионального взаимодействия в ходе реализации дополнительного экологического образования и воспитания учащихся.
Ключевые слова: организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений в дополнительном экологическом образовании и воспитании.
Человечеству постоянно приходится выстраивать взаимоотношения с окружающей средой, однако в настоящее время поиск оптимальных путей взаимодействия является жизненно необходимым, в конечном счете от этого зависит продолжение жизни. Поиск рациональных путей взаимодействия с природой зависит от действий каждой отдельной личности и общества в целом. Чтобы грамотно выстраивать данное взаимодействие, каждый человек должен знать законы природы, понимать важность соотношения с ними своих поступков и уметь действовать, не противореча им. Сензи-тивным периодом для формирования ценностных отношений личности является подростковый возраст. На необходимость формирования у школьников данного личностного образования указывают государственные образовательные стандарты. Формирование экологической культуры учащихся совместными усилиями педагогического сообщества является наиболее доступным и перспективным средством. В современном понимании образование должно сопровождать человека в течение всей его жизни. в научный обиход вошло понятие «непрерывное образование», в том числе «непрерывное экологическое образование», которое включает в себя не только усвоение
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Волгоградской области в рамках научного проекта № 18-413-340006р_а.
© Кондаурова Т.И., Фетисова Н.Е., Веденеев А.М., Зверев A.B., 2019
ИЗВЕСТИЯ вгпу
системных экологических знаний, умений и навыков сохранения и рационального использования природных богатств, но и формирование экологической культуры человека.
В законе Российской Федерации «Об образовании», принятом в 1996 г., отмечается важность решения воспитательных целей образования и подчеркивается, что воспитание - составная и неотъемлемая часть образования. Ключевыми регулятивами образовательной и воспитательной деятельности являются приоритетные направления государственной политики в сфере образования и воспитания.
Статья 58 главы 2 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Эта статья отражает отношение граждан к окружающей среде. Положения Конституции Российской Федерации составляют нормативную основу государственной политики в области экологического образования и воспитания школьников.
Экологическое образование и воспитание неразрывно связаны, т. к. без понимания экологических законов природы невозможно грамотно выстраивать практическую деятельность человека, направленную на рациональное использование природных богатств. Конечная цель экологического образования -формирование экологической культуры личности, общества. При этом экологическое образование является гарантом дальнейшего существования личности и общества в целом. Об этом свидетельствуют нормативные документы: Федеральный закон «Об экологической культуре» (от 13 июля 2000 г.); Экологическая доктрина Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации № 1225-р от 31 августа 2002 г.); Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.).
В законе Российской Федерации № 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 г. (ст. 73) сказано, что в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалифи-
кации с использованием при этом средств массовой информации.
Уникальность современного экологического образования и воспитания состоит в том, что оно по-новому ставит цели образования. Важнейшей целью экологического образования и воспитания выступает формирование гармоничной личности, способной к оптимальной регуляции отношений в сфере взаимодействия общества и природы, обладающей умением по достоинству оценить и сохранить каждый компонент природы, осуществляющей действия по рациональному использованию природы, обладающей ценностным отношением к природе.
Теория и практика экологического образования и воспитания показывают педагогическую ценность дополнительного образования в реализации обозначенной цели при условии актуальности проблематики и содержания дополнительного экологического образования, взаимосвязи различных организационных форм, видов деятельности учащихся. Это находит отражение в целом ряде нормативно-правовых документов, определяющих стратегические тенденции развития дополнительного образования: Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1726-р от 4 сентября 2014 г.; стратегической инициативе «Новая модель дополнительного образования», одобренной Президентом РФ 23 мая
2015 г.; приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденном Президентом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол № 11 от 30 ноября
2016 г.), законе «Об образовании» 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г. и др.
дополнительное экологическое образование и воспитание учащихся в Волгоградском регионе представляет собой систему, состоящую из многообразных компонентов. К началу 90-х гг. XX в. широкое развитие получили внешкольные учреждения, в которых реализо-вывались программы дополнительного экологического образования и воспитания - дворцы, дома творчества юннатов, экологические центры, научные общества учащихся, зеленый патруль и др. В соответствии с этим определились современные типы внешкольных учреждений - центры внешкольной работы и детского творчества, экологические центры, станции, клубы юных натуралистов, центры дополнительного образования. другим компонентом является организация в общеобразо-
вательных учреждениях кружков, массовых экологических мероприятий, исследовательской деятельности эколого-ориентированной направленности, экологических лагерей, экспедиций и др. Третий компонент системы дополнительного экологического образования и воспитания представлен организацией дополнительного экологического образования и воспитания на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) в разнообразных формах (кружки, лектории, курсы (в том числе онлайн), научные конференции, олимпиады, экспедиции, выполнение исследовательской и просветительской деятельности в живой природе, участие в работе «Педагогической академии», экологического лагеря «Зеленый миг»).
В Волгоградской области большое количество школ располагается в значительном территориальном отдалении от регионального центра, что вызывает трудности у учителей в организации дополнительного образования и воспитания учащихся. Одной из форм преодоления трудностей является создание сетевого взаимодействия образовательных учреждений на базе университета как ресурсного методического центра.
Создание сетевого взаимодействия в дополнительном экологическом образовании и воспитании учащихся с участием цифровой образовательной среды вуза позволит интегрировать усилия учителей биологии и вуза в формировании гармоничной личности учащегося, который любит и бережет Родину. Российское государство и общество сегодня нуждаются в людях, способных к рациональному отношению к природе.
В настоящее время сетевое взаимодействие в сфере образования становится предметом особого внимания, прежде всего со стороны государства, о чем свидетельствует ряд нормативных документов, определяющих сущность этого понятия и регламентирующих порядок регулирования отношений в условиях сетевой системы. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 2 июня 2016 г.) закрепляется сетевая форма реализации образовательных программ. В законе (гл. 2, ст. 15) раскрываются возможности для освоения обучающимися образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, ведущих образовательную деятельность. В ст. 16 (гл. 2) также раскрыты возможности электронного обучения и дистанционных об-
разовательных технологий как условие реализации образовательного процесса, в том числе и при сетевом взаимодействии организаций.
В целях обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, в приложении к письму Минобрнауки РФ № 03-296 от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» рекомендуется ориентация на развитие открытого образовательного пространства общего образования на основе современных информационно-коммуникационных технологий посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений различных типов и видов.
Приказом Минобрнауки РФ № 816 от 23 августа 2017 г. «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» установлены правила применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации не только основных образовательных программ, но и дополнительных, в том числе с использованием онлайн-обучения.
Таким образом, возникнув в системе общего образования, идея сетевого взаимодействия нашла свое развитие в сфере дополнительного образования. Целью настоящего исследования являются изучение и систематизация информации об опыте организации сетевого взаимодействия в образовании и разработка модели сетевого регионального взаимодействия в ходе реализации дополнительного экологического образования и воспитания учащихся.
в последние годы появилось значительное количество публикаций, освещающих те или иные аспекты сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Методологии сетевой организации во взаимосвязи с инновационными процессами в образовании посвящены исследования A.M. Адамского, Т.А. Зубаревой, Ю.Я. Еленевой, О.Б. Голубева, А.В. Кон-драшовой, Н.А. Копыловой, Г.А. Красновой, В.П. Сергеевой, И.Н. Поповой и др.
По мнению А.И. Адамского, одна из целей сетевого взаимодействия в образовании -«моделирование характера отношений, связей и взаимодействий, присущих гражданскому открытому обществу» [1]. Практика форми-
ИЗВЕСТИЯ ВГПУ
рования сетевых образовательных программ рассмотрена А.О. Зоткиным, сетевых образовательных проектов - И.Ю. Малковой, сетевой организации дополнительного профессионального образования - М.Е. Орлихиной. Исследования зарубежных ученых (Р. Осборн, Дж. Хагедорн, Р. Майлз, Ч. Сноу) посвящены изучению сетевого взаимодействия на междисциплинарной основе. Р. Майлз и Ч. Сноу создали первую четкую классификацию сетевых форм [3].
В процессе анализа специфики сетевого взаимодействия образовательных учреждений нами выявлены модели образовательных сетей, наиболее активно внедряемых в реальной практике последних лет. Среди них:
- модель построения образовательных сетей на основе стратегического партнерства образовательных организаций (в основе данной модели лежит идея обмена образовательными ресурсами образовательных организаций, входящих в сетевое взаимодействие);
- модель построения сетевого взаимодействия на основе ресурсного центра (основная идея - интеграция нескольких образовательных организаций вокруг одной из них, обладающей наибольшим материальным и кадровым потенциалом, которая для остальных будет выполнять роль ресурсного центра);
- модель сетевого взаимодействия - аутсорсинг (в переводе с английского outsourcing означает «использование, применение источника извне»; основная идея - использование внешнего источника ресурса);
- модель сетевого взаимодействия образовательных организаций на основе современных информационных технологий (основная идея - использование современных информационно-коммуникационных технологий);
- модель сетевой организации - ассоциации образовательных организаций, в состав которых входят учреждения образования в качестве равноправных партнеров.
в современных исследованиях проектирования моделей сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования чаще всего сеть рассматривается с двух позиций: сеть, которая создана по определенному поводу, для получения результата путем объединения ресурсов, и сеть, созданная для обмена ресурсами, при этом результат у каждого участника будет свой [2].
в соответствии с этими позициями выделяют три базовых типа модели проектирования сетевого взаимодействия организаций: мо-
дель «концентрированная сеть», модель «распределенная сеть» и модель цепи [4].
Модель «концентрированная сеть» предполагает наличие центра, на базе которого сосредотачиваются необходимые ресурсы. Данная модель реализуется в двух формах: ресурсной (с наличием ресурсного центра как основы сетевого взаимодействия) и координации. В рамках данной модели возможно создание ассоциации или союза, комплекса.
Модель «распределенная сеть» не предполагает наличие центра, каждый участник может создать собственную траекторию жизнедеятельности и развития, имеет возможность пользоваться при необходимости ресурсами друг друга.
Модель цепи состоит в четко определенном участии всех структур сетевого взаимодействия в решении определенной проблемы. Каждый участник, являясь звеном цепи, решает последовательно поставленную задачу. Эта модель наименее распространена и требует дальнейшего исследования.
При разработке модели регионального сетевого взаимодействия в области дополнительного экологического образования и воспитания учащихся нами взята за основу модель «ресурсной концентрированной сети». Центральным звеном в ресурсной сети выступает ресурсный центр - ВГСПУ. К основным задачам ресурсного центра относятся:
- разработка методологических основ и технологий, организационных и содержательных аспектов сопровождения дополнительного экологического образования и воспитания учащихся;
- разработка практико-ориентированных технологий по изучению живой природы;
- обеспечение информационной, консультационной, научно-методической и организационной деятельности учащихся;
- аккумуляция опыта работы учителей биологии в области дополнительного экологического образования и воспитания учащихся.
При формировании модели сетевого взаимодействия были использованы следующие механизмы, предложенные Б.А. Глинским, Е.Е. Сартаковой, И.Б. Медведевым:
- механизм формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений как совокупность принципов, методов, процедур социальных коммуникаций, направленных на создание и оптимальное функционирование участников сети (в основе механизма ле-
жит блок-схема в виде взаимосвязанных этапов: определение модели образовательных сетей ^ организационные оформления образовательных сетей ^ формирование и поддержка системы мотивации участников сетевого взаимодействия ^ диагностика результативности деятельности образовательных сетей ^ внедрение модели);
- механизм создания систем управления сетевым взаимодействием (он включает следующую последовательность действий: выявление модели сетевого взаимодействия ^ диагностика уровня готовности входящих в сеть образовательных учреждений ^ создание управ-ленческо-педагогической команды);
- механизм коммуникации школ при реализации дополнительного экологического образования и воспитания учащихся в условиях сетевого взаимодействия.
Методологическую платформу, на которой сформирована модель экологического образования и воспитания учащихся в системе дополнительного образования, составили:
- концептуальные идеи целостного педагогического процесса (B.C. Ильин, В.В. Кра-евский, Н.К. Сергеев и др.);
- идеи личностно ориентированного подхода (E.B. Бондаревская, Е.А. Крюкова, B.B. Сериков и др.);
- теория деятельностного подхода (П.Я. Гальперин, B.B. Давыдов, И.Я. Лернер, М.И. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.);
- концептуальные идеи и подходы к организации непрерывного экологического образования и воспитания (C.B. Алексеев, А.А. Вербицкий, М.Г. Валеева, С.Н. Глазачев, Ю.М. Гришаева, Э.В. Гущина, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, P.A. Кравцова, М.М. Моисеев, И.Н. Пономарева, Н.Д. Андреева, Т.И. Кон-даурова и др.).
При разработке содержания и структуры процесса дополнительного экологического образования и воспитания учащихся нами использованы следующие подходы:
- аксиологический - формирование у учащихся потребности в реализации ценности отношения к окружающему (природе, людям, к себе) и соответствующей способности;
- культурологический - развитие творческого потенциала, формирование экологической культуры, основанной на экологическом мировоззрении;
- деятельностный - включение учащихся в разнообразные виды самостоятельной деятельности, направленной на осознание эколо-
'КИЕ НАУКИ -
гических проблем, на поиск путей их решения, и непосредственная деятельность по охране окружающей среды;
- компетентностный - формирование у учащихся способности системно применять экологические знания и умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении социально-экологических проблем.
Названные идеи, концепции, подходы реализуются через систему следующих методов:
1) теоретические, включающие анализ научно-методической литературы по теме исследования, выявление сущностных характеристик основных понятий, определение компонентов модели сетевого регионального взаимодействия, разработку модели системы регионального сетевого взаимодействия в области дополнительного экологического образования и воспитания учащихся;
2) эмпирические - анкетирование 126 учреждений г. Волгограда и 7 районов Волгоградской области; педагогическое наблюдение, включающее ознакомление с организацией исследовательской эколого-ориентированной деятельности учащихся на территории семи природных парков Волгоградской области; педагогический эксперимент, заключающийся в реализации модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений области и ВгСПУ как методического центра в дополнительном экологическом образовании и воспитании учащихся.
Согласно мнению В.А. Ясвина, ключевая проблема педагогов заключается в их недостаточной методической вооруженности современными эффективными средствами экологического образования и воспитания учащихся, а также в низкой социальной активности большинства специалистов.
В исследовании определены следующие виды повышения методической компетентности учителей биологии в организации дополнительного экологического образования и воспитания учащихся - онлайн-курсы (разработка онлайн-курсов «Решение задач по генетике с основами экологии», «Технологии дополнительного экологического образования и воспитания учащихся»), научные семинары, творческие мастерские, круглые столы, научно-практическая конференция «Актуальные вопросы теории и практики эколого-биологического и химического образования».
Интервьюирование 368 школьников с 6-го по 11-й классы из 27 образовательных учреждений г. Волгограда и Волгоградской обла-
ИЗВЕСТИЯ ВГИУ
сти позволило выявить, что в целом учащиеся усваивают экологические понятия, владеют экологическими знаниями, но при этом, как правило, не проявляют достаточной личной заинтересованности и активности в конкретных делах по защите природы. Учащиеся из образовательных учреждений районов Волгоградской области, имеющие познавательный интерес к вопросам экологии, высказали пожелания участвовать в работе университетских научных сообществ учащихся «Зеленый миг», «Педагогическая академия», в выполнении эколого-ориентированных исследований, в конкурсах творческих работ, олимпиадах, а также получать консультации по сложным вопросам экологии и др. в этой связи становится актуальной сетевая организация дополнительного экологического образования и воспитания учащихся с использованием цифровой образовательной среды вуза и применением дистанционных технологий.
Спектр задач, представленный настоящим исследованием, очень широк, во многом нов и требует серьезных усилий для их воплощения. Несмотря на актуальность и значимость сетевого взаимодействия образовательных учреждений для решения задач, их развитие не нашло достаточного отражения в системе экологического образования и воспитания и в педагогической практике. Это подтверждается нашим опросом учителей биологии волгоградской области (128 чел.): 62% опрошенных ответили, что сотрудничество на основе сетевого взаимодействия с вузом крайне необходимо, 29% считают его желательным, 9% затруднились с ответом.
Таким образом, актуальность и целесообразность сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе дополнительного экологического образования и воспитания определяется современными положениями государственной политики в сфере образования. Решение данной проблемы связано с реализацией научно обоснованной модели сетевого взаимодействия, образовательных учреждений в системе дополнительного экологического образования и воспитания учащихся.
Список литературы
1. Адамский А. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс]. URL: http://upr. lseptember.ru/2002/04/2.htm (дата обращения: 26.09.2014).
2. Лекомцева E.H., Золотарева А.В. Опыт сетевого взаимодействия общего, дополнительно-
го и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности // Яросл. пед. вестн. 2011. № 4. T. II. С. 229-232.
3. Osbom R., Hagedoom J. The Institutionalization and Evolutionary Dynamics of Interorganiza-tional Alliances and Networks, Academy of Management Journal. 1997.
4. Popova Irina Nikolaevna. Chapter 10. Те designing networkingeducational organizations as a condition ol efectiveness of the implementation of programs of the General and additional education / Innovations in education: Monograph, Vol. 4 / ed. by L. Shlossman. Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. P. 135151.
* * *
1. Adamskij A. Model' setevogo vzaimodejstvija [Jelektronnyj resurs]. URL: http://upr.lseptember.ru/ 2002/04/2.htm (data obrashhenija: 26.09.2014).
2. Lekomceva E.H., Zolotareva A.V. Opyt se-tevogo vzaimodejstvija obshhego, dopolnitel'nogo i professional'nogo obrazovanija v ramkah organizacii vneurochnoj dejatel'nosti // Jarosl. ped. vestn. 2011. № 4. T. II. S. 229-232.
3. Osborn R., Hagedoom J. The Institutionaliza-tion and Evolutionary Dynamics of Interorganiza-tional Alliances and Networks, Academy of Management Journal. 1997.
4. Popova Irina Nikolaevna. Chapter 10. Te designing networkingeducational organizations as a condition ol efectiveness of the implementation of programs of the General and additional education / Innovations in education: Monograph, Vol. 4 / ed. by L. Shlossman.Vienna: «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. P. 135-151.
The organization of network interaction of educational institutions in additional environmental education and training
The article considers the experience of the organization of network interaction in education. The authors present a model of network regional interaction during the implementation of additional environmental education and social upbringing of students.
Key words: organization of network interaction, additional environmental education and training.
(Статья поступила в редакцию 10.09.2018)