УДК 37.048.45-057.874
ББК 4420.053.6 ГСНТИ 14.25.01 Код ВАК 13.00.01
Нысанов Адэль Туренбекович,
методист регионального научно-практического центра «Костанай дарынды»; соискатель кафедры педагогики и психологии, Челябинская государственная академия культуры и искусств; lioooo, Республика Казахстан, г. Костанай, ул. Ярослава Гашека, i; e-mail: [email protected].
ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сетевое взаимодействие; профессиональная ориентация школьников.
АННОТАЦИЯ. Рассмотрены структурные составляющие профессиональной ориентации школьников и сетевого взаимодействия в рамках дополнительного образования, также представлены особенности социокультурного сетевого взаимодействия при дополнительном образовании в аспекте развития культуры профориентации старшеклассников.
Nysanov Adel Turenbekovich,
Specialist in Methods of the Regional Scientific-practical Center "Kostanai Daryndy";Degree Applicant of Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Kostanay, Republic of Kazakhstan.
PECULIARITIES OF SOCIO-CULTURAL ADDITIONAL EDUCATION NETWORK INTERACTION IN THE DEVELOPMENT OF CAREER COUNSELING OF SENIOR PUPILS
KEY WORDS: network interaction; career counseling of schoolchildren.
ABSTRACT. The article describes the structural components of professional counseling of pupils and network interaction in additional education and presents particular socio-cultural network interaction in additional education from the point of view of development of the culture of career counseling of senior schoolchildren.
В современном мире образовательная деятельность приобретает динамичный характер, становится личностно-ориентированной, появляются инновационные образовательные технологии. В этих условиях возникает потребность в гибкости, адаптируемости каждого образовательного учреждения в рамках общего образовательного пространства. На первый план выходит проблема кооперации, объединения образовательных учреждений в решении общих проблем по достижению главной цели - подготовки к профессиональной деятельности. Одной из ключевых задач такой подготовки является профессиональное ориентирование старшеклассников и молодежи.
С точки зрения Г. М. Коджаспировой профориентация представляет собой научно-практическую систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающую индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемую через профессиональную информацию, профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию [3].
В свою очередь на федеральном портале «Российское образование» профессиональная ориентация также рассматривается как система научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономи-
ческой ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. В ее состав входит:
- профессиональное просвещение - ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
- профессиональное консультирование - оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
- психологическая поддержка - методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем [6].
Таким образом, теоретический анализ ключевого понятия показал, что профессиональная ориентация представляет собой
© Нысанов А. Т., 2014
комплексную последовательную систему, ностику, профессиональную консультацию,
включающую в себя: профессиональное профессиональный отбор и профессио-
информирование, профессиональную диаг- нальную адаптацию (рис. 1).
отоор
професио-нальное
КОНСУЛЫ!!
рование
профессиональная адаптация
профессиональное информирование
профессио нальный
профессиональная диагностика
Рис. 1. Структурная схема профессиональной ориентации
Каждая из составляющих представленной схемы включает в себя комплекс мероприятий, предусматривающих социокультурное взаимодействие участников, которое может происходит на различных уровнях.
Так, социальный заказ общества и государственная политика Российской Федерации и Республики Казахстан предопределили востребованность такого явления, как сетевое взаимодействие образовательных организаций, в том числе и дополнительного образования.
Современное научное знание под сетевым взаимодействием учреждений дополнительного образования (ДО) детей понимает процесс непосредственного или опосредованного взаимного влияния объектов (субъектов) друг на друга, результатом которого являются новые социально-педагогические структуры, обладающие новыми свойствами и особенностями общественных отношений [4, с. 157]. В свою очередь социокультурное сетевое взаимодействие предусматривает взаимопроникновение компонентов культурной деятельности объектов (субъектов) и их взаимную обусловлен-
ность. При этом выделяется концентрированная сеть с фокусировкой на одном ресурсном образовательном центре и распределенная - не имеющая как такового центрирования вокруг определенной организации, осуществляющей координационную деятельность.
Наиболее эффективной является сеть с концентрированной структурой за счет собственной узконаправленной специфики и заинтересованности в достижении результата, зачастую это специализированные образовательный ресурсные центры, передвижные лаборатории (Межрегиональный ресурсный центр «Воробьевы горы» г. Москва, научный-образовательный фонд «SYNERGY» г. Астана и др.).
А. В. Лебедев определяет «ресурсный центр» как координационный орган, создаваемый сетевыми структурами в целях усиления их ресурсов для оптимизации деятельности [5]. Главное предназначение такого центра - это совместное решение тех важных проблем, которые не могут быть разрешены самостоятельно участниками партнерства: нехватка квалифицированных кадров,
материально-технических ресурсов и др. При этом задачей таких центров является распространение полученного положительного опыта в образовательных учреждения.
Таким образом, сетевое взаимодействие образовательных учреждений - это совместная деятельность образовательных учреждений, входящих во взаимодействующую сеть и обеспечивающих возможность обучающимся осваивать дополнительные общеобразовательные программы с использованием ресурсов нескольких об-
разовательных учреждений или организаций [1].
Внутренняя сетевая структура такого взаимодействия предполагает интеграцию ресурсной базы учреждений дополнительного образования школ, высших и средних учебных заведений и учреждений дополнительного образования, находящихся вне обязательного образовательного процесса, административные ресурсы и консолидацию всех образовательных потоков внутри ресурсного центра (рис. 2).
Рис. 2. Внутренняя структура сетевого взаимодействия дополнительного образования
Зачастую создание ресурсных центров предусматривает локальный уровень: городской, региональный, который ориентирован на концентрацию ресурсов определенного региона и жестко привязан к территории. Современные же тенденции выводят на арену сетевые ресурсные центры, не зависящие от расположения собственной базы - передвижные центры и лаборатории, работающие за счет новых информационных дистанционных технологий.
Таким образом, внешняя сетевая структура дополнительного образования представляет собой взаимодействие ресурсного образовательного центра с социокультурными объектами, независимо от их места дислокации (Рис. з).
Внутренняя и внешняя структура не противоречат друг другу и интегрируются в определенную систему, в которой фокусом становится ресурсный образовательный центр.
Обращаясь к ф\ н к ц и о н ал ь н о й составляющей такой системы взаимодействия уч-
реждений дополнительного образования можно выделить следующие направления:
- управленческое (управление осуществляется ресурсным центром);
- педагогическое (объединение учебно-методических материалов);
- экономическое (оптимизация ресурсов);
- социальное (обеспечение доступности и качества дополнительного образования).
Рассматривая особенности социокультурного сетевого взаимодействия в развитии культуры профессиональной ориентации старшеклассников, необходимо отметить, что целью такого взаимодействия является создание оптимальных условий для творческого развития, удовлетворения познавательных интересов, склонностей учащихся, их самообразование, профессиональное самоопределение, содействие всестороннему развитию их личности.
г
Ресурсный образовательный центр
Учреаденпя ДО в других регионах
Учреждения ДО в других странах
Другие ресурсные центры
Г-
Административна я составлящая федерального, международного уровня
Рис. 3. Внешняя структура сетевого взаимодействия дополнительного образования
Определяя потенциал сетевого социокультурного взаимодействия, обратимся к возможным видам деятельности сетевых партнеров дополнительного образования по развитию культуры профессиональной ориентации [2].
- учреждения общего образования -реализация программ дополнительного образования старшеклассников (образова-тельно-досуговых и исследовательских проектов), направленных на углубление сферы профессиональных интересов молодежи; реализацию интегрированных программ профильной подготовки;
- учреждения дополнительного образования - организация совместной образовательной деятельности старшеклассников по выбранном направлению - пред-профильное обучение;
- учреждения высшего и среднего профессионального образования - организация учебно-исследовательской деятельности с привлечением старшеклассников; предпро-фильная подготовка и профильное обучение на дополнительных курсах, в профессиональных коллективах, лабораториях; практика студентов вузов на базе учреждений общего образования для демонстрации профессиональной подготовки; проведение дней открытых дверей, фестивалей; организация льготного поступления при участии в мероприятиях, олимпиадах вуза/ссуза; осуществление профессиональной адаптации и др.;
- административная составляющая (региональные, муниципальные, федеральные органы управления образованием, управления по делам молодежи, центры занятости населения и др.) - реализация и поддержка целевых программ, социальных
проектов направленных на самоопределение молодежи в профессиональной деятельности; совместная социокультурная, досуговая деятельность, использование ресурсов учреждений для расширения профессионального и личностного выбора обучающихся; организация профориентации, трудоустройства подростков и молодежи;
- ресурсный образовательный центр -координирующая деятельность по консолидации людских, материальных, технических, финансовых и управленческих ресурсов всех объектов сетевого взаимодействия; информационная поддержка; проведение социокультурных мероприятий по информированию старшеклассников о возможностях самоопределения в профессиональной сфере (молодежные форумы, профориента-ционные конкурсы, ярмарки образовательных организаций, игры по выбору профессии и др.); осуществление профессиональной диагностики и тестирования старшеклассников, способствующих их самоопределению; организация работы по созданию портфолио обучающихся; проведение социокультурных мероприятий по профессиональной адаптации (интерактивные встречи с работодателями, представителям образовательных организаций, профориентационные экскурсии, проведение дополнительных профильных элективных курсов и др.).
Таким образом, социокультурное сетевое взаимодействие дополнительного образования, предполагающее социальное партнерство заинтересованных сторон, выступает в качестве катализатора всех ресурсов в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся, а также подготовке их к осознанному выбору профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буйлова, Л. Н. Сетевой ресурсный центр: стратегия научно-методического сопровождения дополнительного образования детей [Текст] / Л. Н. Буйлова, А. В. Павлов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 124-129.
2. Золотарева, А. В. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования : монография. [Текст] / под ред. А. В. Золотаревой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 176 с.
3. Коджаспирова, Г. М. , Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - Москва : Академия, 2001. -176 с.
4. Коннова, Н. М. Виды социально-педагогического взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями [Текст] / Н. М. Коннова // Социально-педагогическая деятельность сферы сотрудничества / Материалы международной научно-практической конференции. (Саратов, 28-29 мая 2009 года). Саратов, 2009. - С. 156-163.
5. Лебедев, А. В. Информационные ресурсы как ресурсы управления [Текст] / А. В. Лебедев // Музей будущего: Информационный менеджмент. - М., 2001. - С 23-35.
6. Российское образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа URL: www.edu.ru/ abitur/act.is/index.php
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.