Научная статья на тему 'Построение модели развития личности на традициях народной педагогики в условиях сетевого взаимодействия'

Построение модели развития личности на традициях народной педагогики в условиях сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕТЕВОЙ ПОДХОД / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / PERSONAL DEVELOPMENT / NETWORK APPROACH / NETWORK INTERACTION / ETHNOCULTURAL MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байтуганов Владимир Иванович, Холина Лидия Игнатьевна

В статье исследуются вопросы развития личности ребенка в условиях сетевой модели образования на традициях народной педагогики. Основное внимание уделено вопросам моделирования воспитательной среды в условиях сетевого взаимодействия как средства развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байтуганов Владимир Иванович, Холина Лидия Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article explores the development of the child's personality in a network model of education on the traditions of popular pedagogics. The main attention is paid to the problems of educational environment modeling in the conditions of network interaction as a means of personal development.

Текст научной работы на тему «Построение модели развития личности на традициях народной педагогики в условиях сетевого взаимодействия»

УДК 37.0

В. И. Байтуганов, Л. И. Холина

Построение модели развития личности на традициях народной педагогики в условиях сетевого взаимодействия

В статье исследуются вопросы развития личности ребенка в условиях сетевой модели образования на традициях народной педагогики. Основное внимание уделено вопросам моделирования воспитательной среды в условиях сетевого взаимодействия как средства развития личности.

Ключевые слова: личностное развитие, сетевой подход, сетевое взаимодействие, этнокультурное моделирование.

V. I. Bajtuganov, L. I. Kholina

A Model of Personality Development in Traditions of People's Pedagogics in Network Structures of Variable Education

The article explores the development of the child's personality in a network model of education on the traditions of popular pedagogics. The main attention is paid to the problems of educational environment modeling in the conditions of network interaction as a means of personal development.

Keywords: personal development, network approach, network interaction, ethnocultural modeling.

Развитие личности во все времена и во всех обществах являлось приоритетной задачей. Сегодня эта задача еще более актуальна, так как развитая личность есть социальный ресурс или социальный капитал общества. В научных работах по психологии и педагогике идея развития личности получила широкое освещение, основанное на различных теоретических подходах: деятельностном (В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), ценностном (Н. Д. Никандров, Л. И. Новиков, В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова и др.), культурологическом (М. М. Бахтин, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, В. С. Соловьев), а также личностно-ориентированном, представленном в работах Е. В. Бондаревской, В. В. Серикова, И. С. Якиманской. В рамках субъективного подхода ученые Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков отмечают субъективную активность как характеристику человека, обучающегося и развивающегося. В данной работе культурологический подход рассматривается как интегрирующий все вышеназванные, акцентируется внимание на этнокультурной составляющей в форме народной педагогики.

Нас интересует развитие личности как закономерный, непрерывный, необратимый процесс количественных, качественных, структурных изменений физических, психических и духовных сил человека, который происходит в образовательной среде благодаря деятельностным технологиям, групповому взаимодействию и индивидуальной самореализации. Однако современная школа не всегда предо-

ставляет возможность самореализации личности в познании, общении и деятельности, так как ресурс школьного образования ограничен и зависит от типа, вида учреждения, наличия связей с внешней средой, окружением школы, образовательными технологиями. Сегодня в личностно-ориентированном, развивающем образовании остро стоит вопрос о нормах и критериях оценки уровня развития школьника. Очевидно, что без научно обоснованных «норм развития», создания возраст-но-нормативных моделей развития на разных образовательных ступенях и без соответствующей педагогики развития невозможно решать проблему проектирования действительно развивающего образования.

В последние годы в психолого-педагогических исследованиях активно разрабатывается новое перспективное направление: сетевое взаимодействие в образовательном пространстве [9]. В возможностях образовательной среды и ее моделировании через сеть кроется потенциальный ресурс расширения технологий развития каждой отдельной образовательной организации, а значит и личности. Это доказывает сегодняшняя практика сетевого образования: профильное обучение, непрерывное образование, авторская школа, кейс-метод и др.

Несмотря на очевидность и прогрессивность факта использования сетевого подхода в новых общественных и образовательных реалиях, этот подход требует дальнейшего развития и аргументации как научное направление в современном образовании и воспитании, как современная технология

© Байтуганов В. И., Холина Л. И., 2017

развития личности. Кроме того, сетевые комплексы, где бы они ни были представлены (школа, вуз, научное производство, отдельные личности и сообщества, нацеленные на высокое качество образования), пока еще недостаточно эффективно работают в отечественной системе образования [13].

В новой концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. приоритетными остаются задачи обновления структуры сети образовательных учреждений инновационного содержания, а также развития вариативности образовательных программ. В то же время образовательные учреждения остаются институтами социального развития со своей оригинальной образовательной средой и доступностью образования. В этих условиях достижению высокого качества образования может и должна помочь образовательная сеть как инновационная структура развития образования на современном этапе, как условие развития личности через высокое качество личностного, мировоззренческого, гражданского развития в условиях сетевого взаимодействия.

По мнению современных ученых, сетевое взаимодействие - это деятельностное пространство, создаваемое и поддерживаемое узлами (центрами) активности и каналами связи (потоками активности между ними). Участие в сетевом взаимодействии предполагает ряд договоренностей, которые предусматривают осуществление совместных действий, совместное использование ресурсов и компетенций множества самостоятельных институциональных участников из разных территорий для совместного достижения целей каждого из участников.

Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования [4]. Сетевое взаимодействие - один из вариантов педагогического сотрудничества, в котором присутствует прямое или косвенное влияние субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и взаимной поддержки. Как отмечает Н. М. Коннова, результатом непосредственного и опосредованного взаимодействия в сети являются новые социально-педагогические структуры, обладающие новыми свойствами и особенностями общественных отношений [7].

Сетевое взаимодействие важно и как система вариативного образования, которое приходит в современную школу благодаря разработкам нового стандарта образования. Это взаимодействие необходимо для расширения воспитательного пространства школы и, в конечном счете, для расширения ресурса личностного развития. По мнению

Е. Б. Евладовой, вариативная часть основной образовательной программы на каждой ступени образования может быть обеспечена за счет построения нескольких пространств взаимодействия, среди них пространства взаимодействия дополнительного образования и внеурочной работы: фестивали, праздники, концерты, выставки, смотры и другие массовые мероприятия. Все эти механизмы возможны при интеграции общего и дополнительного образования, ведь именно в них сегодня реализуются многие педагогические технологии развития личности, в том числе на основе народных традиций [5].

Расширение воспитательного, средового пространства, культурной среды наиболее эффективно при использовании потенциала народной педагогики, традиционной культуры [8], так как при организации сетевого события, например, народного праздника, в сетевом взаимодействии могут быть задействованы как разные организации, так и отдельные личности, способствующие и помогающие реализации данного события.

Пример реализации сетевого события описан в одной из наших работ [1]. Элементы подготовки к празднику включали: 1) описание замысла, идеи праздника, 2) изучение материалов праздника, 3) взаимодействие с Собором Святого Благоверного Александра Невского, Институтом археологии и этнографии СО РАН (согласование сроков и времени проведения праздника, а также его обрядовых элементов), 4) создание сценария праздника, 5) работа с родителями, 6) приглашение гостей, 7) работа со СМИ, 8) репетиции с участниками действа, 9) проведение праздника.

Подобное взаимодействие может быть организовано во внеучебной деятельности школьников нескольких образовательных учреждений, которых объединяют общие интересы, склонности к народным культурным традициям, ремеслам, танцам, песням, играм, соревнованиям и пр.

Личностное развитие учащихся происходит наиболее адекватно возрасту и психическому развитию в правильно смоделированной культурной среде, а если среда еще и расширена за счет сетевого взаимодействия, то эффект развития возрастает.

Для рассмотрения системы личностного развития в народной педагогике обратимся к моделированию образовательно-воспитательного пространства, культурной среды на основе культурного знака. Культурная традиция или передача опыта поколений осуществляется через знаки и нормы (культурные объекты, элементы культуры, субсистемы культуры). Именно культурные знаки во взаимодействии с нормами и образцами формируют личность. Об этом применительно к свойствам психики ребенка писал еще в 1920-е гг. Л. С. Выготский:

«...культурное развитие основано на употреблении знаков и включение их в общую систему поведения» [3].

Для нас важно, что формирование личности ребенка на основе традиционной культуры сопряжено со знаково-символическими закономерностями самой традиционной культуры и связано с устойчивыми стереотипами ее традиций, которые заложены как в поведенческих ритуальных механизмах традиционной культуры, так и в передаче норм и ценностей. Создание воспитательной среды посредством традиционной культуры есть главное условие воздействия этнопедагогики на личность ребенка, обладающую свойством адаптироваться как ко внешним, так и ко внутренним факторам.

Л. С. Выготский утверждал, что результатом культурного развития ребенка выступает социоге-нез высших форм поведения. Мы считаем необходимым подчеркнуть, что в традиционной культуре развитие личности осуществляется через этногенез высших форм поведения, мотивируемый культурным знаком.

В данной работе нами предпринята попытка построения этнокультурной модели при «научении культурой» ребенка. Сам процесс включает следующие этапы: а) принятия личностью ребенка своей культурно-исторической педагогической идентичности; б) мотивация личности к научению культурой; в) выбор личностью культурного знака и ценностных ориентаций; г) использование полученного опыта в повседневной деятельности.

Можно назвать следующие принципы этнокультурного моделирования:

— Моделирование этнокультурного воспитательного пространства как пространства развития личности.

— Обучение традициям или передача традиций (духовного опыта) в этнокультурной воспитательной среде.

— Принятие (выбор) латентной модели личностью ребенка (в адаптивной воспитательной культурной среде школы народной культуры) [2].

Основное назначение традиционной культуры -передавать опыт прошлого, поэтому традиционная культура выполняет функции воспроизводства образца, культуры общества. В этом главное ее назначение. Воспроизводимость образца происходит системно, при включении всех составляющих элементов традиционной культуры. Поддержание основного образца есть поддержание или воспроизводство культурной традиции, а мотивация к поддержанию образца - развитие и формирование личности. Процесс поддержания «образца», воспитательных традиций общества, его моделирование - это выстраивание культурной воспитательной

модели школы, а мотивация личности к поддержанию образца - процесс ее вторичной социализации в данной модели, иначе - ее (личности) развития и формирования через обновленную структурную модель школы.

Собирание знаков в модели создает условия для прохождения через них личности. Возникает своеобразная система выбора ребенком своего поведения через принятие культурной традиции, которую хорошо охарактеризовал и разработал Т. Парсонс в теории социального действия [10]. Эти модели можно сделать сетевыми, при этом знаковая культурная среда сегодня доступна, управляема, адаптивна. Инструментами создания культурной среды служат наши библиотеки, фонды культурно-исторического наследия, а также действия в области освоения культуры (проживание в культуре, экспедиция к истокам культуры, использование канонов культуры при построении культурных объектов в творчестве, социальные культурные практики).

Библиографический список

1. Байтуганов, В. И. Социальное проектирование на основе освоения русской традиционной культуры в условиях интеграции общего и дополнительного образования (на примере Центрального района г. Новосибирска) [Текст] / В. И. Байтуганов // Качество социального проектирования в дополнительном образовании детей : материалы 11 открытых гор. пед. чтений. - Новосибирск, 2008. - С. 25-27.

2. Байтуганов, В. И. Теоретические аспекты этнокультурного моделирования на основе русской традиционной культуры [Текст] / В. И. Байтуганов // Кросс-культурный подход в науке и образовании : материалы ежегод. семинара. - Новосибирск, 2011. - Вып. 6. -С. 69-78.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. - Т. 3 : История развития высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М., 1983. -368 с.

4. Глубокова, Е. Н. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике [Электронный ресурс] / Е. Н Глубокова, И. Э. Кондракова // Интернет-форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире». - Режим доступа: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-39 (дата обращения: 28.03.2017).

5. Золотарева, А. В. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках организации внеурочной деятельности [Текст] / А. В. Золотарева, Е. А. Страдина // Внешкольник. -2011. - № 6. - С. 22-27.

6. Кастельс М. Власть коммуникации: учеб. пособие [Текст] / М. Кастельс ; пер. с англ. Н. М. Тылевич; под науч. ред. А. И. Черных. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. - 564, [4] с. - (Переводные учебники ВШЭ).

7. Коннова Н. М. Виды социально-педагогического взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с высшими учебными заведениями [Текст] / Н. М. Коннова // Социально-педагогическая деятельность сферы сотрудничества : материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов : Научная книга, 2009. -С. 156-163.

8. Минулина Н. А. Современные проблемы воспитательного потенциала народной культуры [Текст] / Н. А. Минулина // Философия образования. - 2009. -№ 2. - С. 289-297.

9. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку [Текст] / под ред. А. И. Адамского. - М. : Эврика, 2006. - 185 с.

10. Парсонс, Т. Система современных обществ [Текст] / Т. Парсонс; пер. с англ. Л. А. Седова. - М. : Аспект-Пресс, 1998. - 270 с.

11. Холина, Л. И. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст] : учебно-методический комплекс по специальности 031.300.00 «Социальная педагогика» / Л. И. Холина. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2007. - 289 с.

12. Челтыгмашева, Н. Г. Моделирование муниципальной сетевой структуры образовательных учреждений с этнокультурным компонентом [Текст] : монография / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск, 2012. -122 с.

13. Чернявская, Е. В. Профессиональное самоопределение учащихся в условиях сетевого обучения [Текст] : монография / Е. В. Чернявская, Л. И. Холина; М-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. унт. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2015. - 162 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Bajtuganov, V I. Social'noe proektirovanie na osnove osvoenija russkoj tradicionnoj kul'tury v uslovijah integracii obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija (na primere Central'nogo rajona g. Novosibirska) [Tekst] / V I. Bajtuganov // Kachestvo social'nogo proektirovanija v dopolnitel'nom obrazovanii detej : materialy 11 otkrytyh gor. ped. chtenij. - Novosibirsk, 2008. - S. 25-27.

2. Bajtuganov, V. I. Teoreticheskie aspekty jetnokul'turnogo modelirovanija na osnove russkoj tradicionnoj kul'tury [Tekst] / V. I. Bajtuganov // Kross-kul'turnyj podhod v nauke i obrazovanii : materialy ezhegod. seminara. - Novosibirsk, 2011. - Vyp. 6. -S. 69-78.

3. Vygotskij L. S. Sobranie sochinenij : v 6-ti t. - T. 3: Istorija razvitija vysshih psihicheskih funkcij [Tekst] / L. S. Vygotskij. - M., 1983. - 368 s._

4. Glubokova, E. N. Setevoe vzaimodejstvie v sfere obrazovanija kak razvivajushhijsja process v teorii i praktike [Jelektronnyj resurs] / E. N Glubokova, I. Je. Kondrakova // Internet-forum v ramkah Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Pedagogika v sovremennom mire». - Rezhim dostupa: http://kafedra-forum. narod.ru/index/0-3 9 (data obrashhenija: 28.03.2017).

5. Zolotareva, A. V Modeli setevogo vzaimodejstvija obshhego i dopolnitel'nogo obrazovanija v ramkah organizacii vneurochnoj dejatel'nosti [Tekst] / A. V. Zolotareva, E. A. Stradina // Vneshkol'nik. - 2011. -№ 6. - S. 22-27.

6. Kastel's M. Vlast' kommunikacii: ucheb. posobie [Tekst] / M. Kastel's ; per. s angl. N. M. Tylevich; pod nauch. red. A. I. Chernyh. - M. : Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2016. - 564, [4] c. - (Perevodnye uchebniki VShJe).

7. Konnova N. M. Vidy social'no-pedagogicheskogo vzaimodejstvija uchrezhdenij dopolnitel'nogo obrazovanija detej s vysshimi uchebnymi zavedenijami [Tekst] / N. M. Konnova // Social'no-pedagogicheskaja deja-tel'nost' sfery sotrudnichestva : materialy Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Saratov : Nauchnaja kniga, 2009. - S. 156-163.

8. Minulina N. A. Sovremennye problemy vospi-tatel'nogo potenciala narodnoj kul'tury [Tekst] / N. A. Minulina // Filosofija obrazovanija. - 2009. - № 2. -S. 289-297.

9. Organizacija setevogo vzaimodejstvija obshheobra-zovatel'nyh uchrezhdenij, vnedrjajushhih innovacionnye obrazovatel'nye programmy, prinimajushhih uchastie v konkurse na gosudarstvennuju podderzhku [Tekst] / pod red. A. I. Adamskogo. - M. : Jevrika, 2006. - 185 s.

10. Parsons, T. Sistema sovremennyh obshhestv [Tekst] / T. Parsons; per. s angl. L. A. Sedova. - M. : Aspekt-Press, 1998. - 270 s.

11. Holina, L. I. Metodologija i metody psihologo-pedagogicheskih issledovanij [Tekst] : uchebno-metodicheskij kompleks po special'nosti 031.300.00 «So-cial'naja pedagogika» / L. I. Holina. - Novosibirsk : Izd-vo NGPU, 2007. - 289 s.

12. Cheltygmasheva, N. G. Modelirovanie munici-pal'noj setevoj struktury obrazovatel'nyh uchrezhdenij s jetnokul'turnym komponentom [Tekst] : monografija / Novosib. gos. un-t. - Novosibirsk, 2012. - 122 s.

13. Chernjavskaja, E. V. Professional'noe samoopre-delenie uchashhihsja v uslovijah setevogo obuchenija [Tekst] : monografija / E. V Chernjavskaja, L. I. Holina; M vo obrazovanija i nauki RF, Novosib. gos. ped. un-t. -Novosibirsk : Izd vo NGPU, 2015. - 162 s.

Reference List

1. Bajtuganov V I. Social design on the basis of development of the Russian traditional culture in the conditions of integration of the general and additional education (on the example of the Central district of Novosibirsk) // Quality of social design in additional education

of children: materials of 11 open city pedagogical readings. - Novosibirsk, 2008. - P. 25-27.

2. Bajtuganov V. I. Theoretical aspects of ethnocultur-al modeling on the basis of the Russian traditional culture // Cross-cultural approach in science and education: materials annual seminar. - Novosibirsk, 2011. - Issue 6. - P. 69-78.

3. Vygotsky L. S. Selected works: in 6 v. - V. 3: History of development of the highest mental functions. - M., 1983. - 368 p.

4. Glubokova E. N. Network interaction in education as the developing process in the theory and practice [An electronic resource] / E. N Glubokova, I. E. Kondrakova // the Internet Forum within the All-Russian scientific conference with the international participation «Pedagogics in the modern world». - Access mode: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-39 (date of the address: 28.03.2017).

5. Bajtuganov V I. Social design on the basis of development of the Russian traditional culture in the conditions of integration of the general and additional education (on the example of the Central district of Novosibirsk) // Quality of social design in additional education of children: materials of 11 open city pedagocial readings. - Novosibirsk, 2008. - P. 25-27.

6. Bajtuganov V. I. Theoretical aspects of ethnocultur-al modeling on the basis of the Russian traditional culture // Cross-cultural approach in science and education: materials of annual seminar. - Novosibirsk, 2011. - Issue 6. - P. 69-78.

7. Vygotsky L. S. Selected works: in 6 v. - V. 3: History of development of the highest mental functions. - M., 1983. - 368 p.

8. Glubokova E. N. Network interaction in education as the developing process in the theory and practice [An electronic resource] / E. N Glubokova, I. E. Kondrakova // the Internet Forum within the All-Russian scientific conference with the international participation «Pedagogics in the modern world». - Access mode: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-39 (date of the address: 28.03.2017).

9. The organization of network interaction of the educational institutions introducing innovative educational programmes, participating in a competition on the state support / under the editorship of A. I. Adamsky. - M. : Evrika, 2006. - 185 p.

10. Parsons T. System of modern societies ; translated from English by L. A. Sedov. - M. : Aspekt-Press, 1998. - 270 p.

11. Kholina L. I. Methodology and methods of psychology and pedagogical researches: educational and methodical complex in the speciality 031.300.00 «Social pedagogics». - Novosibirsk : NSPU Publishing House, 2007. - 289 p.

12. Cheltygmasheva N. G. Modeling of municipal network structure of educational institutions with the eth-nocultural component: monograph / Novosibirsk state university. - Novosibirsk, 2012. - 122 p.

13. Chernyavskaya E. V. Professional self-determination of pupils in the conditions of network training: monograph / E. V. Chernyavskaya, L. I. Kholina; Ministry of science and education of the Russian Federation, Novosibirsk State Pedagogical University. - Novosibirsk : NSPU Publishing House, 2015. - 162 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.