УДК 364-7
Редько Людмила Леонидовна
доктор педагогических наук, профессор
Слюсарева Елена Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент Ставропольский государственный педагогический институт [email protected], [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ КОМПЛЕКСНЫЕ НАРУШЕНИЯ В РАЗВИТИИ
В статье изложен опыт сетевого взаимодействия, который бът накоплен в процессе сотрудничества Ставропольского государственного педагогического института (СГПИ) и Благотворительного фонда поддержки слепо-глухих «Со-единение». Рассмотрены модели сетевого взаимодействия педагогического института, общественных организаций (Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»), образовательных организаций, объединенных для решения задачи подготовки специалистов для работы со слепоглухими людьми. Предложена система сетевых событий, которые могут быть включены в образовательную и научно-исследовательскую деятельность, как студентов, так и преподавателей педагогического вуза.
Ключевые слова: комплексные нарушения в развитии, сетевое взаимодействие, сетевые события, проекты.
Современное научное знание в области нарастающих процессов трансформации субкультуры и экологии детства привело отечественную педагогическую науку к необходимости разрешения целого ряда противоречий, отчетливо проявляющихся в тех областях образования и медицины, которые заняты проблемами оказания своевременной и эффективной помощи семьям с детьми, имеющими особенности здоровья и развития. К числу наиболее острых можно отнести постоянное увеличение контингента детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе, тяжёлые и множественные сенсорные нарушения в развитии, на фоне стремительного совершенствования и расширения доступности инновационных медицинских технологий сохранности таких малышей (напр., технологий «выхаживания» глубоко недоношенных младенцев); потребность в обеспечении приемлемого качества жизни этих детей и их семей, и невозможность реализовать ее силами, работающих с ними специалистов, из-за недостаточной разработанности диагностических, коррекционно-развивающих, психотерапевтических техник и методик работы с данным контингентом; необходимость оказания повседневной высококвалифицированной психолого-педагогической помощи детям с множественными нарушениями в развитии и практической неготовностью абсолютного большинства педагогических кадров, работающих в образовательных учреждениях, к такого рода деятельности.
Преодоление перечисленных противоречий представляется возможным при условии, во-первых, реализации новых подходов к массовой подготовке специалистов для работы с детьми, имеющими особые потребности и возможности здоровья, и, во-вторых, - разработки и научного обоснования комплексных психологических, пси-хокоррекционных, психотерапевтических и образовательных технологий, с помощью которых
можно компенсировать аутентичное психическое развитие детей при наличии у них тяжелых и множественных нарушений в развитии (в частности, слепоглухоты).
В современной психолого-педагогической литературе широко представлены исследования, посвященные созданию психологических, нейроп-сихологических, психодиагностических и даже генноинженерийных технологий, направленных на компенсацию нарушенного развития (Т. А. Басило-ва, Л. А. Головчиц, Е.Л. Гончарова, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко, И.В. Саломатина и др.). А вот проблеме массовой подготовки кадров для работы с лицами, имеющими комплексные нарушения в развитии, внимания уделяется очень мало. Это приводит к разрыву технологической цепочки: выявление задач развития личности - поиск адекватных этим возможностям технологий психолого-педагогического воздействия - разработка соответствующих технологий подготовки специалистов, формирующих готовность (теоретическую, практическую, личностную) к работе с данными детьми.
Анализ процесса подготовки специалистов показывает, что на данный момент в высшей школе сложилась ситуация, когда содержание обучения бакалавров включает в себя довольно фундаментальную психолого-педагогическую подготовку, которая почти не реализуется в производственной практике и редко выходит за рамки одного-двух видов профессиональной деятельности. При этом не принимается во внимание, что специфика педагогической профессии - в ее продуктивности, в специфических способах действия и поведения. В результате, выпускник вуза сталкивается с неготовностью к профессиональной деятельности во всей ее полноте и завершенности.
Очевидно, что сегодня необходимы новые подходы к подготовке специалиста, способного успешно работать с детьми, имеющими комплексные (в том числе, бисенсорные) нарушения, при этом
© Редько Л.Л., Слюсарева Е.С., 2019
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
127
важен акцент на формирование определенных личностных качеств, обеспечивающих способность будущего учителя при взаимодействии с «особым» ребёнком идти «не от себя, а от ребенка и его проблем». Наибольший потенциал в этом плане мы видим в обеспечении сетевого взаимодействия педагогического вуза с различными, в том числе специализированными, образовательными учреждениями, организациями социальной защиты, общественными фондами, реабилитационными центрами и т.п.
Сетевое взаимодействие - это сложный процесс, благодаря которому происходит вовлечение в образовательную деятельность сразу нескольких организаций, занятых решением общей задачи. Складывается система связей, позволяющая разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели формирования содержания деятельности и управления системой образования, на основе совместного использования ее ресурсов [2].
Опыт подобного сетевого взаимодействия накоплен в процессе сотрудничества Ставропольского государственного педагогического института (ГБОУ ВО СГПИ) и Благотворительного фонда поддержки слепоглухих « Со-единение», учрежденного в мае 2014 года Агентством стратегических инициатив (АСИ) под председательством Президента России В.В. Путина. Общей проблематикой для всех субъектов сетевого взаимодействия [3] стала проблема подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области психолого-педагогического сопровождения слепо-глухих лиц.
Первичным элементом сетевого объединения, как правило, выступает сетевое событие - проектная работа, семинар, встреча и т.д. [3]. Целая система таких сетевых событий была разработана и включена в образовательную и научно-исследовательскую деятельность как студентов, так и преподавателей педагогического вуза, что нашло свое отражение в совместных проектах СГПИ и фонда «Со-единение».
Мы исходили из того, что, хотя в основной образовательной программе научно-исследовательская деятельность студентов выделена в отдельный структурный элемент, она тесно связана со всей логикой подготовки будущего специалиста, являясь важным средством повышения качества подготовки и воспитания педагогов, способных к творческой практической деятельности. Поэтому сетевые события, включенные в образовательную и научно-исследовательскую деятельность студентов СГПИ, фактически являлись практикоориен-тированным дополнением к изучаемому базовому курсу. На наш взгляд, именно поэтому при сетевом взаимодействии научно-исследовательская работа студентов системно и логично встраивается в об-
разовательный процесс, позволяя использовать их потенциал для решения актуальных задач специального и инклюзивного образования.
В этом случае сетевые события выступают и как составные элементы научно-исследовательской и образовательной деятельности студентов, и как отдельно взятые проекты, нашедшие свое отражение в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ по актуальным проблемам психолого-педагогического сопровождения лиц, имеющих нарушения слуха и зрения. Необходимо отметить, что тематика студенческих научных исследований формулировалась с учетом потребностей российской и региональной практики, что сделало этот вид учебно-научной деятельности эффективным и востребованным.
Одним из успешных примеров такой работы является реализация проекта «Наставники и ученики» программы «Наука и образование» фонда «Со-единение», в рамках которого студенты разных педагогических вузов под руководством преподавателей провели научные исследования по отдельным аспектам слепоглухоты на базе организаций, оказывающих помощь лицам с комплексными нарушениями.
В данном проекте использовалась следующая модель сетевого объединения: в центре модели -организация, которая выступает организатором сетевых связей (фонд «Со-единение») и при этом несет основную ответственность за эффективность сетевой деятельности в рамках такой структуры. Другие организации становятся участниками-соисполнителями проекта.
Целесообразность объединения организаций в такую сеть видится, прежде всего, в стимулировании интереса начинающих специалистов к исследованиям в области слепоглухоты, в подготовке специалистов-дефектологов региональных бюджетных образовательных организаций для работы со слепоглухими детьми и детьми с множественными нарушениями [1]. Важно отметить, что в таком взаимодействии актуализируется содержание индивидуального развития каждого субъекта образовательного процесса: и студентов, и педагогов института, и специалистов специальных (коррек-ционных) и общеобразовательных организаций, и детей с сенсорными и бисенсорными нарушениями, и их родителей.
Проект «Наставники и ученики» можно представить в виде следующей модели сетевого взаимодействия (рис. 1).
В ходе совместной научно-исследовательской работы над научной проблемой происходит диа-дное «погружение» субъектов научного познания (студента и преподавателя) в исследуемую научную проблему, что аккумулирует научный потенциал обоих. Фактически, здесь и реализуется технологическая цепочка, обеспечивающая необ-
128
Вестник КГУ 2019
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет
г ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы». г.Уфа
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»
Фонд поддержки слепоглухих
«Соединение»
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Армянский государственный педагогический университет им.Х.Абовяна
ФГБОУ ВО «Новосибирский
государственный педагогический университет»
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», г.Чита
Рис. 1. Структура сетевого взаимодействия организаций - участников проекта «Наставники и ученики» в 2018-2018 учебном году
ходимое качество массовой подготовки специалистов - от постановки задач развития личности лиц с множественными нарушениями в развитии, до разработки и внедрения в практику новых технологий, формирующих готовность педагога (теоретическую, практическую, личностную) к работе с людьми, имеющими комплексные нарушения слуха и зрения, через создание и использование адекватных их возможностям способов, методов и методик психолого-педагогического воздействия.
Участие преподавателей и студентов Ставропольского педагогического института в данном проекте позволило осуществить научные исследования по изучению следующих аспектов слепоглухоты:
- осмысление своего социального окружения как компонент формирования жизненной компетенции у детей с комплексными нарушениями в развитии;
- формирование сенсорных эталонов у детей с комплексными нарушениями;
- выявление особенностей эмоционального статуса взрослых слепоглухих;
- исследование когнитивного статуса взрослых слепоглухих;
- развитие понимания эмоциональных состояний человека у детей с комплексными нарушениями в развитии;
- развитие словарного запаса у слепоглухих детей как условие овладения словесной речью;
- преодоление психологических барьеров взаимодействия волонтеров и слепоглухих взрослых средствами социально-психологического тренинга.
Таким образом, сеть строится на принципах поддержки культурно-образовательных инициатив: возникающие проекты становятся продуктом творчества и инициативы самих участников проекта, а инновационная деятельность его исполнителей и соисполнителей становится источником мотивации разворачивания сетевого взаимодействия, как для отдельного участника, так и для образовательной организации в целом.
Участие в данном проекте преподавателей и студентов Ставропольского государственного педагогического института позволило «развернуть» региональную сеть, в которую вошли организации, оказывающие помощь людям с комплексными нарушениями в развитии и их семьям (дошкольные организации, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, центры социально-психологической помощи взрослым и детям).
Региональная сеть представляется аналогом всероссийского сетевого объединения и может быть представлена следующим образом (рис. 2).
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
129
Рис. 2. Структура сетевого взаимодействия образовательных организаций Ставропольского края
Кроме этого, данный проект параллельно способствует решению задачи развития студенческих научных сообществ, как в рамках отдельного взятого педагогического института, так и педагогических вузов, расположенных в разных субъектах РФ. Студенты продолжают свое общение в созданной профессиональной группе «Со-единение волонтеров», обмениваются мнениями по «трудным случаям», оказывают помощь в поиске необходимой литературы и т. д.
Развитие информационных сетей, способствующих обмену мнениями студентов по какой-либо научной проблеме (социальные сети БасеЪоок, ВКон-такте и др.), являются мощным ресурсом в развитии научных студенческих и педагогических сообществ региона и страны. На данный момент студенты СГПИ имеют информационный доступ к научно-методическим ресурсам ведущих библиотек и институтов страны (ИКП РАО, МГПУ РГБ и др.), Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», что позволяет им отслеживать современные тенденции в области специальной помощи лицам, имеющим комплексные нарушения слуха и зрения.
В рамках совместного проекта Ставропольского государственного педагогического института и фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» в 2017 году была реализована программа повышения квалификации студентов-волонтёров факультета специальной педагогики. Слушателями курсов дополнительного образования «Подго-
товка волонтеров для сопровождения лиц с нарушениями слуха и зрения» стали 44 студента факультета, которые взаимодействуют со взрослыми людьми, имеющими нарушения зрения и слуха, на базе Краевого центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов г. Ставрополя.
Учебная программа дополнительного образования рассчитана на 72 часа, из которых 36 часов - на изучение теоретических вопросов сопровождения людей с нарушениями слуха и зрения и 36 - на практикум по сопровождению слепоглухих, в ходе которого проходило обучение и совершенствование умений в области использования альтернативных средств коммуникации (дактилологии, жестового языка и т.д.). К реализации программы привлекались как ведущие преподаватели вузов в области исследования слепоглухоты, так и специалисты-практики, работающие в конкретном регионе и чутко реагирующие на имеющиеся региональные образовательные запросы.
Опыт показывает, что студенты, прошедшие обучение, в дальнейшем могут реализовывать полученные знания, активно участвуя в организации и проведении экскурсий для слепоглухих людей в мужской монастырь Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (именно с этой иконы началась история попечительства слепо-глухих), в семинарах для волонтеров, социальных работников и священнослужителей на тему: «Ор-
Вестник КГУ Л 2019
130
ганизация доступной среды в храме и приходе для людей с нарушениями зрения и слуха».
Эти и подобные им сетевые события стали результатом совместных усилий студентов и преподавателей Ставропольского государственного педагогического института, представителей благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», специалистов координационного Центра по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими при Синодальном отделе по благотворительности и социальному служению Московской Патриархии и Ставропольской и Не-винномысской Епархии.
Не менее важный результат успешного функционирования региональной и всероссийской сетей - совместная организация переподготовки или повышения квалификации педагогов образовательных учреждений высшего образования, которые призваны формировать компетенции у разных специалистов в области специального и инклюзивного образования.
Перспективы решения данной проблемы мы видим в изучении организационных, методических, психолого-педагогических условий сетевого взаимодействия в вопросах подготовки высококвалифицированных кадров для системы общего и интегрированного образования (на уровне магистерских, кандидатских, докторских диссертаций); повышении квалификации преподавателей педагогических вузов в научно-исследовательских центрах; организации научных объединений (ассоциаций педагогических вузов) и взаимных стажировок в вузах-партнерах.
Сетевое взаимодействие находит свою реализацию и через создание научно-исследовательских лабораторий на базе педагогических вузов, открытие экспериментальных площадок разных уровней (городских, краевых, федеральных), разработку и реализацию программ повышения квалификации и стажировок. При этом стажировка может быть включена как раздел в программу профессиональной переподготовки (повышения квалификации) или выступать самостоятельным видом дополнительного профессионального образования.
Важное место в организации и функционировании сети занимает индивидуальная консультативная помощь педагогам по вопросам организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения подготовки будущих специалистов для работы с людьми, имеющими комплексные нарушения, которая может быть оказана как в процессе профессиональной переподготовки и повышения квалификации, так и при помощи электронных ресурсов.
Таким образом, решение проблемы качественной массовой подготовки специалистов для работы
со слепоглухими людьми мы видим в организации эффективного сетевого взаимодействия самых разных объединений, структур и учреждений - от педагогических вузов и других образовательных организаций страны, до органов исполнительной власти регионов, различных специализированных благотворительных фондов, таких, как Фонд поддержки слепоглухих « Со-единение», как Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и иных региональных общественных организаций инвалидов (ВОИ, ВОС и пр.). Практика показывает, что сетевое взаимодействие - это эффективное средство для формирования культуры совместной деятельности людей, основа заинтересованного сотрудничества и объединения независимых субъектов, социальных групп и организаций, продолжительно и скоординировано действующих для достижения общих целей в области подготовки нового типа специалиста, готового обеспечивать поддержку, развитие и пожизненное сопровождение слепоглухих людей.
Библиографический список
1. Официальный сайт Благотворительного Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// so-edinenie.org/o-fonde/programmy/obrazovanie-i-nauka/ (дата обращения: 11.09.2018).
2. Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э. Сетевое взаимодействие в сфере образования как развивающийся процесс в теории и практике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kafedra-forum. narod.ru/index/0-39 (дата обращения: 11.10.2018).
3. Прищепа Т.А. Возможности сетевого взаимодействия для организации образовательной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://planeta.tspu.ru/files/file/doc/1441870939. pdf (дата обращения: 11.10.2018).
References
1. Oficial'nyj sajt Blagotvoritel'nogo Fonda podderzhki slepogluhih «So-edinenie» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://so-edinenie.org/ o-fonde/programmy/obrazovanie-i-nauka/ (data obrashcheniya: 11.09.2018).
2. Glubokova E.N., Kondrakova I.EH. Setevoe vzaimodejstvie v sfere obrazovaniya kak razvivayushchijsya process v teorii i praktike [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0-39 (data obrashcheniya: 11.10.2018).
3. Prishchepa T. A. Vozmozhnosti setevogo vzaimodejstviya dlya organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://planeta.tspu.ru/files/file/doc/1441870939.pdf (data obrashcheniya: 11.10.2018).
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1
131