H. H. Жуковицкая
МОДЕЛИ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ
Работа представлена кафедрой теории развития образовательных систем
Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор О. Е. Лебедев
Анализ региональной сети образовательных учреждений как системы позволяет рассмотреть модели ее развития, в основе которых способы сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Взаимные связи и отношения между ними раскрываются на основе стратегий конкуренции и кооперации. Построение и выбор модели взаимодействия учреждений в сети рассматривается как способ управления ее развитием.
Ключевые слова: сеть образовательных учреждений, система, способы взаимодействия, конкуренция, кооперация, модели сетевого взаимодействия.
The analysis of a regional network of educational establishments as a system allows us to consider the model of its development, in the heart of which lie the ways of network interaction of educational establishments. Mutual communications and connections between them become evident through the strategies of a competition and cooperation. The construction and choice of the model of interaction of establishments in the network is considered as a way of management of its development.
Key words: a network of educational establishments, system, ways of interaction, competition, cooperation, models of network interaction.
Современная ситуация развития образования характеризуется новыми требованиями к качеству образования учащихся, обусловленными целями развития страны, стремлением возвратить ее «...в первый эшелон исторически лидирующих стран» [4, с. 30].
Обеспечение качества образования -формирование компетентной личности, способной к решению задач в различных сферах и видах деятельности в условиях происходящих в обществе изменений, непосредственно зависит от возможностей каждого конкретного образовательного учреждения, его наличных ресурсов. Однако ресурсные возможности образователь-ных учреждений для решения инновационных задач не всегда достаточны. Возникающее противоречие между новыми требованиями к качеству образования и существующими возможностями образователь -ных учреждений для их обеспечения может быть разрешено в условиях наращивания
потенциала образовательных учреждений за счет ресурсов образовательной сети муниципального и регионального уровней.
Традиционный взгляд управленца-практика на сеть образовательных учреждений как на простую совокупность обра-зовательных учреждений, расположенных в пределах определенной территории в соответствии с границами административнотерриториального деления в Российской Федерации, не отражает ее сущности как системы. То, что она действительно является системой со своим составом элементов, связями и отношениями между ними, свидетельствуют научные исследования. Так, М. М. Поташник считает, что «ядром территориальной образовательной системы является специально организованная, относительно целостная система образовательных учреждений.» [7, с. 391]. В. С. Лазарев [3, с. 15] утверждает, что на смену традиционному взгляду на сеть школ в результате осмысления новой реальности приходит
понимание сети как системы школ и новой роли органов управления, координирующих и обслуживающих эту деятельность. Е. Б. Куркин [3, с. 140-313], А. М. Цирюльников [8, с. 235-244] анализируют модели взаимодействия образовательных учреждений и предлагают возможные варианты строительства отношений между ними с целью достижения лучших результатов подготовки обучающихся. Однако речь в данном случае идет о взаимодействии образовательных учреждений в условиях стабильного внешнего окружения.
В ситуации нестабильности и высокой степени изменчивости внешней среды, оказывающей неоднозначное влияние на развитие образования в современных условиях (особенности социально-экономической ситуации, демографические тенденции), требуется поиск новых подходов к решению задач развития сети. Использование исследований теории систем и теории организаций, синергетики в качестве теоретико-методологических основ развития сети могут быть дополнены материалами исследований механизмов развития организаций в рыночных условиях, что является предметом изучения стратегического управления (менеджмента), поскольку в его основе определение стратегии развития «из будущего в настоящее» с опорой на предвидение изменений, гибкое реагирование на них с учетом постоянства изменений внешней среды.
Использование методов стратегического управления для построения и выбора моделей развития сети позволяет рассмотреть возможные способы взаимодействия образовательных учреждений в сети на основе анализа стратегий конкуренции и кооперации, определяющих характер отношений организаций в рыночных условиях.
Различные механизмы, заложенные в основу данных способов взаимодействия компонентов в системе, обусловлены особой мотивацией отношений между ними. В основе конкуренции - борьба организаций за потребителей своей продукции. Кооперацию характеризует организационное
взаимодействие на основе согласования общих целей.
Построение моделей развития сети образовательных учреждений на основе данных стратегий предполагает раскрытие сущности способа взаимодействия образовательных учреждений в сети; характеристику связей и отношений между ними; возможности и ограничения использования сетевых моделей в условиях региональной и составляющих ее муниципальных образовательных систем.
Избрание в качестве модели развития отношений между образовательными учреждениями в сети конкуренции потребует учета факторов конкурентоспособности организаций и действий на рынке образовательных услуг с ориентацией на конкурентные преимущества каждого учреждения, которые определены его центральной компетенцией.
Рассмотрение факторов конкурентоспособности коммерческой организации, исходя из их определения М. Портером [5], применительно к рынку образовательных услуг приводит к следующим выводам:
1. Величина стартового капитала как основной барьер входа на рынок применительно к образовательной ситуации рассматривается как:
• количество и качество человеческих ресурсов (уровень квалификации преподавательского состава), состояние материально-технического и финансового обеспечения образовательных услуг;
• сила бренда образовательных программ и образовательных учреждений, существующих на рынке образовательных услуг, высокие результаты их реализации, признанные профессиональным сообществом и общественностью.
2. Ценовая власть потребителя и ценовая политика поставщиков на рынке образовательных услуг рассматриваются как отражение разной степени возможности предъявления требований со стороны потребителей образовательных услуг к их качеству - уровню подготовки обучающихся.
Сила влияния потребителей образовательных услуг на их производителей - общеобразовательные учреждения зависит от того, насколько легко обойдется смена общеобразовательного учреждения для потребителя образовательной услуги. В частности, если в условиях муниципальной образовательной системы есть несколько общеобразовательных учреждений, реализующих одинаковые образовательные программы, то влияние потребителя данной услуги на общеобразовательное учреждение будет максимальным. Качество предоставляемой услуги определит взаимоотношения потребителя - ученика и поставщика услуги - общеобразовательное учреждение. В случае неудовлетворительного качества образовательной услуги ее потребитель сможет уйти, сделав выбор нового общеобразовательного учреждения.
Когда же на рынке образовательных услуг недостаточное количество программ, востребованных потребителями, то ценовая власть потребителей данных услуг снижается. Они вынуждены довольствоваться тем перечнем и качеством образовательных услуг, которое способно обеспечить учреждение. В этой ситуации ценовая власть поставщика образовательной услуги - общеобразовательного учреждения становится максимальной.
3. Наличие программ-заменителей на рынке услуг и товаров применительно к образовательной ситуации предполагает усиление власти потребителей образовательных услуг.
Такая ситуация возможна, когда на рынке образовательных услуг работают аналогичные образовательные программы. В частности, на определенной территории лишь одна школа реализует образовательную программу медицинского профиля, однако для выбора учащимся другие школы предлагают программы химико-биологического, естественно-научного профилей, которые в определенной степени способны обеспечить ее замену.
Характеристика данных факторов позволяет сделать вывод, что стратегия увеличения конкурентоспособности организаций предполагает развитие центральной компетенции образовательного учреждения, содержание которой раскрывают его организационная культура, высокое качество реализации образовательных программ, современная учебная база.
Встать на путь конкурентной борьбы могут общеобразовательные учреждения, расположенные в хорошо развитой инфраструктуре городской местности, при наличии достаточного числа общеобразовательных учреждений с уже сформированными и признанными центральными компетенциями. Для сельского поселения эта модель не оптимальна, поскольку здесь образовательные учреждения часто представлены в единственном числе.
Иной механизм взаимодействия заложен в стратегическом партнерстве. Партнерство организаций, с точки зрения А. Л. Гапоненко и А. П. Панкрухина, может представлять собой «.как координацию деятельности по важным и перспективным направлениям, так и выражаться в особой форме бизнеса, когда объединяются ресурсы нескольких субъектов, в результате чего возникает солидарная ответственность за работу по использованию этих ресурсов» [2, с. 206].
Интерес для системы образования представляют такие формы партнерства, как аутсорсинг и сетевые организации, в основе которых сетевое взаимодействие учреждений, организованное на разных основаниях.
Для модели интеграции аутсорсингового типа характерна ориентация образовательных учреждений на рациональную передачу части своих функций партнерам при сохранении за собой только тех из них, выполняя которые она реализует свои центральные (ключевые) компетенции. Такое перераспределение функций непосредственно связано и с передачей ресурсов другим учреждениям: кадры, технологии, финансы, контингент обучающихся...
Частными моделями аутсорсинга, получающими свое развитие прежде всего в условиях сельской местности, следует назвать создание базовых школ, интегрирующих на своей базе контингент обучающихся, как правило, старшей ступени обучения и, соответственно, ресурсы для оптимального решения задачи обеспечения вы -сокого качества их подготовки.
Структура взаимодействия партнеров в условиях сетевых организаций имеет свою специфику. «Под сетевой организацией» в теории стратегического управления «понимается тип организации, структура которой представляет собой свободно связанную, гибкую, горизонтально организованную сеть принципиально равноправных, разных по выполняемым ролям и функциям, независимых партнеров» [2, с. 249].
Главная идея и главное преимущество сетевых структур - партнерство отличных друг от друга и поэтому полезных друг другу участников, обладающих определенными ограниченными ресурсами. В данном случае партнерские отношения позволяют достичь синергетического эффекта за счет специфического вклада каждой организации в достижение результатов, отвечающих интересам всех партнеров, которые при этом проявляют и сохраняют свои различия.
Частными моделями сетевой организации являются ассоциации образовательных учреждений, включающие в свой состав учреждения образования в качестве равноправных партнеров, что характерно прежде всего для городской местности, поскольку здесь имеется достаточное число учреждений со сформированными центральными компетенциями.
В условиях нестабильности внешней среды возможно развитие сети по двум сценариям. Для образовательных систем перспективны механизмы взаимодействия образовательных учреждений в сети на основе кооперации. Основываясь на внутренних процессах саморазвития и самоорганизации систем, кооперация позволяет создавать новые организационные системы. Их
появление в сети обусловлено наличием у образовательных учреждений общих проблем, возможностью взаимного наращивания потенциала друг друга, большой ограниченностью ресурсов.
Выбор модели развития сети основывается на учете внешних и внутренних факторов функционирования региональной и составляющих ее муниципальных образовательных систем. В этом случае решается задача оптимального выбора, поскольку определяется лучший вариант для существующих условий. Такой подход основывается на сущности понятия «оптимальный», согласно определениям Ю. К. Бабанского [1, с. 54] и М. М. Поташника [6, с. 38]. Применительно к ситуации развития сети общеобразовательных учреждений в региональной образовательной системе выбор сетевых моделей будет обусловлен совокуп-ной характеристикой социокультурных, экономических, демографических, географических условий развития муниципальных образовательных систем, входящих в состав региональной образовательной системы, и может быть рассмотрен как способ управления развитием сети образовательных учреждений.
Исследование сущности сети и способов ее развития позволяет уточнить понятие «сеть образовательных учреждений». Сеть может быть охарактеризована как поли-функциональная система, способная предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг на основе сетевого вза-имодействия учреждений, используя различные модели, построенные с учетом преимуществ конкуренции, либо кооперации образовательных учреждений, исходя из современных целей и условий развития образовательных систем.
Таким образом, перенос определенных идей стратегического управления в сфере экономики и бизнеса на почву образовательных систем, в частности при моделировании вариантов развития сети общеобразовательных учреждений, обусловлен особенностью настоящего момента развития
образования. Необходимость осуществления модернизации образования в условиях изменчивой и нестабильной внешней среды рождает новые управленческие задачи, решение которых невозможно на основе использования традиционных подходов. Учитывая механизмы построения сетевых моделей на основе стратегий конкуренции и партнерства организаций, реализуемых в
экономике и бизнесе, система образования приобретает весьма ценные знания. Их осмысление позволяет качественно осуществлять проектирование новых способов взаимодействия учреждений в условиях разных муниципальных образовательных систем, входящих в состав региональной образовательной системы, тем самым адекватно отвечать на вызовы внешней среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
2. Гапоненко А. Л., Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-Л., 2004. 472 с.
3. Куркин Е. Б. Управление инновационными проектами в образовании: Учеб. пособие. М.: Педагогика-Пресс, 2001. 325 с.
4. Модернизация российского образования: Документы и материалы / Ред.-сост. Э. Д. Днепров. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. 332 с.
5. Портер М. Конкуренция: Учеб. пособие / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. 495 с.
6. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М. М. Поташника. М.: АПП ЦИТП, 1992. 168 с.
7. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. 462 с.
8. Цирюльников А. М. Инновации в сельской школе // Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспржака, А. Пинского. М.: Парсифаль, 1997. С. 225-251.