Научная статья на тему 'Кластерная модель организации социального партнерства в муниципальной сфере образования'

Кластерная модель организации социального партнерства в муниципальной сфере образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1726
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Traektoriâ Nauki = Path of Science
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
образовательный кластер / модель / социальное партнерство / социальное взаимодействие. / educational cluster model / social partnership / social interaction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Оксана Владимировна

В данной статье рассматриваются модели образовательных кластеров, созданных на основе социального взаимодействия образовательных организаций и государственно-частного партнерства. Особое внимание уделяется способам создания такой образовательной сети, которая позволяет не только образовательным организациям получать недостающие для осуществления образовательной деятельности ресурсы и достигать определенных образовательных результатов, но и удовлетворять потребности заказчика образовательных услуг. Рассматриваются различные подходы к формированию модели образовательного кластера, основанного на партнерских отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Оксана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cluster model of social partnership in municipal education

This article discusses the model of educational clusters that are based on social interaction between educational institutions and public-private partnerships. Particular attention is paid to methods of creating such educational network, which allows not only to educational organizations to obtain the missing for the implementation of educational activities and resources to achieve certain educational outcomes, but also to meet the needs of customers of educational services. Different approaches to the formation of a model educational cluster, based on partnerships.

Текст научной работы на тему «Кластерная модель организации социального партнерства в муниципальной сфере образования»

ТРАЕКТОРИЯ НАУКИ

Электронный научный журнал. - 2016. - № 3(8)

www.pathofscience.org ISSN 2413-9009

Кластерная модель организации социального партнерства в муниципальной сфере образования

Романова Оксана Владимировна

Нижнетагильский филиал Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», доцент кафедры управления в образовании, кандидат

филологических наук, Россия

Аннотация. В данной статье рассматриваются модели образовательных кластеров, созданных на основе социального взаимодействия образовательных организаций и государственно-частного партнерства. Особое внимание уделяется способам создания такой образовательной сети, которая позволяет не только образовательным организациям получать недостающие для осуществления образовательной деятельности ресурсы и достигать определенных образовательных результатов, но и удовлетворять потребности заказчика образовательных услуг. Рассматриваются различные подходы к формированию модели образовательного кластера, основанного на партнерских отношениях.

Ключевые слова: образовательный кластер, модель, социальное партнерство, социальное взаимодействие.

Введение

Социальное партнерство - явление относительно новое в социальной практике России, которое связано с развитием демократии и которое должно стать институтом социально-экономического развития, способствующим эффективному взаимодействию различных субъектов социальноэкономического развития и поиску компромиссных решений. Особенно активно данное явление развивается в сфере образования, оказывая значительное влияние не только на структуру образовательных организаций, но и нас сам процесс обучения и воспитания подрастающего поколения. Наша задача - определить наиболее распространенные и эффективные модели образовательных кластеров, формирующиеся в системе российского образования, рассмотреть их структуру и основные особенности.

Близким понятием социальному партнерству является сетевое взаимодействие, которое исследователями трактуется как «способ организации образовательной деятельности учреждений исходя из интеграции и кооперации информационных, инновационных, методических, кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов» [1, с. 5]. Дифференциация и индивидуализация образования являются предпосылкой интеграционных и кооперационных процессов, которые способствуют созданию инновационных ресурсов образовательных организаций и обеспечивают создание единой образовательной среды. Данные процессы обусловливают необходимость поиска новых подходов к управлению сферой образования, позволяющих объединить усилия и ресурсы участников образовательного процесса.

Раздел «Образование»

5.1

TRAEKTORIA NAUKI

Electronic scientific journal. - 2016. - № 3(8)

www.pathofscience.org ISSN 2413-9009

Особое место в решении вышеназванных проблем отводится государственно-частному партнерству образовательных организаций. В качестве участников партнерства выступают педагоги, обучающиеся и их родители, органы управления образованием, органы государственной власти и муниципального самоуправления, работодатели (предприятия, отраслевые ассоциации, частные партнеры), общественные организации.

В последнее время в России и ее регионах, в том числе и муниципальных образованиях, происходит осмысление значимости кластерного подхода в достижении целей развития сферы образования, который предполагает взаимовыгодность, непрерывность, сотрудничество, взаимоучастие. Поэтому образовательный кластер можно также рассматривать как эффективную форму государственно-частного партнерства.

Результаты исследования

В большинстве случаев кластеры применяются для решения задач модернизации и инновационного развития образовательных организаций, их технического и технологического развития, привлечения инвестиций.

Понятие кластера в западной литературе было введено в экономическую теорию М. Портером: «Кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций» [8]. Российские исследователи определяют кластер как «совокупность локально сконцентрированных взаимодействий органов управления, организаций и учреждений различных форм собственности, объединенных общими интересами, отношениями сотрудничества и конкуренции, взаимодействующих в рамках единой информационно-коммуникационной среды, реализующих совместные проекты и программы, направленные на улучшение качества и доступности социально значимых услуг» [12]. Таким образом, для того чтобы быть кластером, группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга.

Под образовательным кластером понимается такая система сетевого взаимодействия образовательных организаций, которая направлена на повышение качества образовательного процесса в интересах развития приоритетных социально-экономических отраслей региона и/или муниципалитета, в интересах развития молодого поколения.

Основные особенности образовательного кластера:

- участники кластера не являются потребителями конечного продукта, но консолидируют и развивают лучшие образовательные технологии, что гарантирует конечный продукт высокого уровня - такую образовательную услугу, которая бы позволила бы образовательной организации подготовить выпускника, имеющего необходимый уровень знаний, навыков для успешной социализации в современном обществе;

Section «Education»

5.2

ТРАЕКТОРИЯ НАУКИ

Электронный научный журнал. - 2016. - № 3(8)

www.pathofscience.org ISSN 2413-9009

- субъекты социального партнерства взаимодействуют на основе добровольных многосторонних соглашений, совместно используя материальнотехнические и интеллектуальные ресурсы.

Основными целями такого социального партнерства можно считать:

- минимизацию затрат на разработку образовательного продукта;

- максимизацию качества образовательного продукта;

- привлечение высококвалифицированных кадров для участия в образовательном процессе;

- создание устойчивого бренда образовательных организаций и образовательного кластера в целом для всех типов потребителей образовательных услуг.

Исходя из вышесказанного, можно определить критерии эффективности социального партнерства в рамках образовательного кластера:

- наличие единой стратегии развития;

- наличие сбалансированного портфеля образовательных услуг внутри кластера;

- интеграция и согласованность образовательных программ;

- полная согласованность образовательных программ с потребностями заказчика образовательных услуг;

- наличие ориентированной на заказчика учебно-методической базы, в т. ч. учебно-методических комплексов и электронных образовательных ресурсов;

- наличие программ инновационного развития, предусматривающих вовлеченность всех уровней участников кластера;

- наличие единого информационного ресурса;

- наличие системы сетевого обмена образовательными модулями и преподавательскими ресурсами;

- наличие актуальной лабораторной, стажировочной базы и базы практик;

- высокое качество социализации, как обучающихся, так и педагогов.

Социальное партнерство в рамках образовательного кластера позволяет создать своеобразную образовательную сеть, позволяющую не только образовательным организациям получать недостающие для осуществления образовательной деятельности ресурсы и достигать определенных образовательных результатов, но и удовлетворять потребности заказчика образовательных услуг. Образовательная сеть определяется как «среда, в которой любая образовательная организация или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной деятельности и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития учащегося, педагога, образовательной организации и образовательной среды в целом» [4].

Основная идея и главное преимущество социального партнерства в рамках образовательного кластера - эффективное партнерство отличных друг от друга и полезных друг другу участников, которые обладают ограни-

Раздел «Образование»

5.3

TRAEKTORIA NAUKI

Electronic scientific journal. - 2016. - № 3(8)

www.pathofscience.org ISSN 2413-9009

ченными ресурсами [3]. Именно партнерские отношения различных участников позволяют достичь необходимого эффекта за счет специфического вклада каждой организации в достижение результатов, отвечающих интересам не только участников партнерства, но и субъектов образования, сохраняя при этом свои различия.

Модель образовательного кластера, основанного на партнерских отношениях, определяется различными подходами к их формированию. Могут объединяться [1, с. 71-72]:

- образовательные организации, обладающие сходными ресурсами, но недостаточными для самостоятельной организации условий для реализации определенных образовательных задач;

- образовательные организации, имеющие ресурс (так называемые «ресурсные центры») и не имеющие его, выполняющие роль «поставщика» контингента обучающихся;

- образовательные программы и проекты, которые объединяют не только образовательные организации, но и организации, учреждения и предприятия различного типа и форм собственности.

Формирование образовательных кластеров в муниципальной сфере образования происходит на основе трех основных процессов [1, с. 75]:

1. Горизонтальной интеграции образовательных организаций одного уровня (образование сетей, филиалов).

2. Вертикальной интеграции учреждений образования разного уровня - высшего, среднего, начального профессионального образования, общеобразовательных организаций (формирование образовательных комплексов).

3. Комплексной интеграции (горизонтальной и вертикальной) - создание многоуровневых образовательных комплексов и их сетей и т. д.).

Основные стратегии образовательного кластера [10]:

- экономическая (создание сферы эффективных образовательных услуг, своевременно и качественно удовлетворяющей запросы потребителей);

- социальная (создание определенных гарантий качественной подготовки выпускников);

- маркетинговая (распространение передовых образовательных технологий, организация профориентационной работы);

- правовая (обеспечение разработки нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений, обеспечение субъектной позиции всех партнеров);

- педагогическая (совместное проектирование образовательной деятельности);

- обеспечение содержательной и технологической стороны государственно-частного партнерства между всеми участниками образовательного кластера.

Многообразие моделей образовательных кластеров, предлагаемых исследователями, основаны на социальном партнерстве и сетевом взаимодействии, на особенностях структуры муниципальной сферы образования и зависит от комплекса решаемых задач.

Section «Education»

5.4

ТРАЕКТОРИЯ НАУКИ

Электронный научный журнал. - 2016. - № 3(8)

www.pathofscience.org ISSN 2413-9009

Первой моделью образовательного кластера, основанного на кооперации, являются объединения образовательных организаций одного уровня, являющихся равноправными партнерами. Их появление обусловлено наличием у участников общих проблем, возможностью взаимного наращивания потенциала друг друга, ограниченностью ресурсов. Такая полифункциональная система способна предоставить широкий спектр качественных образовательных услуг на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, используя при этом различные модели, учитывающие конкурентные преимущества, цели и условия развития образовательных систем. Данная модель (созданная ассоциация, некоммерческая организация) позволяет образовательным организациям создавать и реализовывать общую образовательную программу, объединившую уникальные программы каждого из партнеров.

Другая модель предполагает наличие ведущей образовательной организации с сетью образовательных организаций-спутников, объединенных по определенному приоритетному направлению образовательной деятельности. Создание такой модели обеспечивает высококачественное образование за счет концентрации учебно-методических, материально-технических, финансовых, кадровых и управленческих ресурсов. Ведущая организация может выступать в качестве методического и ресурсного центра для всех образовательных организаций-спутников.

Третья модель предусматривает создание образовательных центров с единым образовательным пространством. В ее рамках может быть организовано взаимодействие общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, промышленных предприятий региона. Она имеет большую разветвленную сеть, которая позволяет реализовать интегрированные образовательные программы предпрофильной подготовки и профильного обучения, программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и т. д.

Четвертой моделью выступает образовательный кластер, ориентированный на производство и потребление практико-ориентированных образовательных услуг. Данный кластерный тип социального партнерства - производственно-образовательный - будет характеризоваться тем, что образовательные организации становятся «неюридической» частью предприятий и оказывают образовательные услуги, ориентированные на участников кластера, объединенных партнерскими отношениями. Предпосылками формирования производственно-образовательного кластера, как правило, является наличие на территории муниципалитета крупного отраслевого предприятия, ассоциаций работодателей, опыта социального партнерства с предприятиями.

Пятая модель - социокультурный образовательный комплекс, представляющий собой интеграцию общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, учреждений дополнительного образования.

Раздел «Образование»

5.5

TRAEKTORIA NAUKI

Electronic scientific journal. - 2016. - № 3(8)

www.pathofscience.org ISSN 2413-9009

Такая модель наиболее востребована в небольших муниципальных образованиях, в которых данный комплекс становится не только образовательным, но и культурным и социальным центром.

Шестая модель - территориально-межотраслевая - направлена на то, чтобы увеличить ресурсный потенциал за счет выхода за границы отраслевого управления, привлечения совокупных ресурсов муниципалитета. Данная модель предполагает выделение «отраслевых» направлений - профессионального образования, общего образования, дошкольного образования, объединенных в цепочку непрерывного образования детей и подростков. Особое положение в территориально-межотраслевой модели занимает семья, которая совместно с ребенком проходит все этапы его обучения и воспитания вплоть до уровня профессионального образования (Пуденко 2014: 41). Кроме того, появляются новые формы привлечения родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников к управлению образовательной организацией, к ее развитию. При этом партнерские отношения с семьей в образовательном кластере могут осуществляться через организационно оформленные структуры (общественные объединения родителей, общественные советы, создаваемые по инициативе органов управления).

Седьмая модель - информационно-ресурсная - предполагает создание на базе образовательных организаций центров, в которых сконцентрировано современное техническое оборудование, в том числе дорогостоящее, для обслуживания всей образовательной сети. Целью создания и деятельности информационно-ресурсного кластера является повышение качества подготовки педагогических кадров, оказание методической помощи педагогам, удовлетворение кадровых потребностей работодателей, образовательных и профессиональных запросов молодежи, обеспечение доступа педагогической общественности и обучающихся к научно-методическим, материальнотехническим, информационным, социо-психологическим ресурсам.

Восьмая модель предполагает создание социально-педагогического кластера, основанного на взаимодействии ведущих педагогов образовательных организаций и учреждений профессионального образования, научной педагогической общественности по вопросам разработки, апробации, внедрения интегративных учебных планов, развитие профессиональных компетенций педагогов, создание нового образовательного пространства для обучающихся, разработка и создание нового образовательного продукта - образовательных услуг, который позволит интегрировать выпускников школ в иную образовательную среду, тем самым получить новые образовательные эффекты. Достигаются качественно новые образовательные результаты для всех субъектов образования: меняются инновационные процессы внутри всех образовательных организаций, расположенных на территории муниципалитета. Педагогические системы образовательных организаций интегрируются и влияют на изменение всех систем.

Section «Education»

5.6

ТРАЕКТОРИЯ НАУКИ

Электронный научный журнал. - 2016. - № 3(8)

www.pathofscience.org ISSN 2413-9009

Рассмотрим модель образовательного кластера «Инженерная школа», основанного на сетевом взаимодействии образовательных организаций города Нижнего Тагила с целью повышения качества образовательных услуг в интересах развития промышленного города (рис. 1).

Профессиональные Управление образования Производственные

ассоциации администрации города предприятия

Нижний Тагил

Рисунок 1 - Модель образовательного кластера «Инженерная школа»

Участники данного кластера не являются потребителями конечного продукта, но они консолидируют и развивают лучшие образовательные технологии, что гарантирует подготовку такого выпускника, который легко адаптируется в социальной среде и будет востребован. Субъекты социального партнерства взаимодействуют на основе добровольных многосторонних соглашений, совместно используя материально-технические и интеллектуальные ресурсы. Главная цель такого социального партнерства - минимизировать затраты на разработку образовательного продукта, максимизировать качество образовательных услуг, привлечь высококвалифицированные преподавательские кадры для участия в образовательном процессе, создать устойчивый имидж образовательного кластера для потребителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политика образовательного кластера «Инженерная школа» направлена на качество и востребованность предлагаемых образовательных услуг и основывается на согласованности естественнонаучных образовательных программ, использовании инновационных технологий и методик в обучении, адаптированности данных программ для учащихся с разными возможностями, открытости и массовости. Таким образом, интеграция социальных партнеров внутри образовательного кластера позволяет не только использовать единую стратегию развития «Инженерной школы», создать единое информационное пространство, стажировочные базы, выработать единую программу инновационного развития, но и создать единую систему управления качеством предпрофессионального образования школьников.

Раздел «Образование»

5.7

TRAEKTORIA NAUKI

Electronic scientific journal. - 2016. - № 3(8)

www.pathofscience.org ISSN 2413-9009

Следующий вид образовательного кластера, востребованного в промышленном регионе, - производственно-образовательный кластер «Школа - техникум - предприятие», созданный и действующий в рамках Программы реализации предпрофильного и профильного обучения по подготовке рабочих и специалистов для структурных подразделений Нижнетагильского региона обслуживания Свердловской железной дороги - ОАО «РЖД» (рис. 2).

Профессиональные

ассоциации

Дистанционные

программы

обучения,

тренинги,

образовательные

модули

Высшие учебные заведения

Нижнетагильский

техникум

железнодорожного

транспорта

Профессиональны е кадры

Рисунок 2 - Модель производственно-образовательного кластера «Школа - техникум - предприятие»

Данный кластер ориентирован на производство и потребление практико-ориентированного образовательного продукта. Его особенность заключается в том, что общеобразовательная организация становится неюридической частью производственного предприятия и формирует у обучающихся профессиональную направленность в соответствии с их наклонностями и способностями, консолидируя при этом усилия всех участников образовательной цепочки.

Данная модель позволяет оптимизировать затраты на реализацию практико-ориентированных образовательных программ, ориентировать выпускников на определенную производственную отрасль, как заказчика образовательного продукта в рамках кластера, привлечь в образовательный процесс производственные кадры, создать бренд отрасли как системы с высоким качеством труда и социальной платформой.

В основе взаимодействия субъектов всех представленных моделей лежат следующие принципы [7, с. 95]:

- принцип результативности, предполагающий четкое определение целей и задач каждого субъекта, нацеливание на конечный результат, выражающийся в создании образовательно-продуктивной среды для самоопределения обучающихся, развития их творческого потенциала;

- принцип синергетичности, в основе которого лежит консолидация материальных и нематериальных ресурсов (идеи, образовательные продукты, кадры, материально-техническое оснащение);

- принцип системности и персональной ответственности каждого субъекта модели.

Section «Education»

5.8

ТРАЕКТОРИЯ НАУКИ

Электронный научный журнал. - 2016. - № 3(8)

www.pathofscience.org ISSN 2413-9009

Во всех моделях кластер выступает как «организационная форма структур, создаваемых для совместного, реализуемого на основе механизмов социального партнерства, использования научного, образовательного, производственного, ресурсного, инфраструктурного, кадрового потенциала, привлечения административного ресурса для управления качеством образования, достижения сбалансированности «спроса и предложения» [1, с. 74-75].

Как видим, образовательный кластер позволяет создать такую систему обучения, которая основана на развитии горизонтальных, вертикальных и интеграционных связей между образовательными организациями и направлена на получение взаимной выгоды: совместное использование ресурсов, распространение педагогических новаций, современных технологий, создание новых образовательных продуктов. Как отмечает Т. В. Абанкина [11, с. 14], такая образовательная сеть «расширяет возможности реализации общей образовательной программы для учащихся, объединения ресурсов..., а также индивидуальных образовательных программ».

Типичные этапы формирования образовательных кластеров представлены в работах С. Р. Древинг [2], Ю. Г. Лавриковой [5], Т. В. Миролюбовой [6]:

1. Выявление и обоснование стратегических инициатив в сфере образования, приоритетных для развития территории, на базе которых следует создать кластер.

2. Прогнозирование целевой (образовательной), социальной, экономической (коммерческой и бюджетной) эффективности кластера с учетом государственных, муниципальных и частных инвестиций и всех видов эффекта (в территориальном и отраслевом аспектах).

3. Определение перечня участников кластера с определением их роли и функций по достижению конечных целевых результатов.

4. Проектирование форм совместной деятельности.

5. Проектирование структуры управления кластером на основе сочетания коллегиальных форм принятия решений по ключевым параметрам совместной деятельности и целевым индикаторам с многообразием децентрализованных форм сетевых горизонтальных взаимодействий.

6. Разработка и утверждение на уровне местной власти необходимой нормативной правовой базы, регулирующей взаимодействия в рамках кластера и стимулирующей его участников. Проектирование и реализация институциональной поддержки.

7. Создание информационного пространства, обеспечивающего широкую общественную поддержку и благоприятный климат для инноваций.

Выводы

Как видим, преимущества образовательных кластеров очевидны. Они объединяют усилия заинтересованных сторон и возможности личностного и профессионального развития участников. В отличие от традиционной системы кластерная модель позволяет:

Раздел «Образование»

5.9

TRAEKTORIA NAUKI

Electronic scientific journal. - 2016. - № 3(8)

www.pathofscience.org ISSN 2413-9009

- обеспечить развитие сферы образования по таким направлениям, как подготовка квалифицированных кадров;

- развитие новых знаний и технологий, создание системы ресурсноинформационной поддержки;

- управление инновационной деятельностью образовательных организаций;

- инвестирование социально значимых проектов; продвижение на образовательный рынок объектов интеллектуальной собственности.

Все это позволяет сделать вывод о целесообразности и необходимости формирования образовательных кластеров как моделей многоуровневого и непрерывного образования, направленного на установление единого образовательного пространства.

Перечень использованных источников

1. Ананьина Ю. В. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции / Ю. В. Ананьина, В. И. Блинов, И. С. Сергеев ; под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В. И. Блинова. - Москва : Аванглион-принт, 2012. -152 с.

2. Древинг С. Р. Кластерная концепция устойчивого развития экономики / С. Р. Древинг. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 217 с.

3. Жуковицкая Н. Н. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений в региональной образовательной системе [Электронный ресурс] / Н. Н. Жуковицкая / / Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2008. - № 73-1. - С. 205-209.

4. Зубарева Т. А. Эффективность модели сетевого открытого взаимодействия образовательных учреждений как ресурс инновационного развития / Т. А. Зубарева / / Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 5 (17). -С. 178-184.

5. Лаврикова Ю. Г. Кластеры: стратегия формирования и развития в экономическом пространстве региона / Ю. Г. Лаврикова. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2008. - 232 с.

6. Миролюбова Т. В. Кластеры в региональной экономике / Т. В. Миролюбова // Экономика и управление собственностью. - 2007. - № 4. - С. 29-35.

7. Педан В. А. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в рамках модели сетевого взаимодействия / В. А. Педан / / Человек и образование. - 2013. - № 2 (35). - С. 94-98.

8. Портер М. Конкуренция / М. Портер ; пер. с англ.

О. Л. Пелявского и др. - Москва : Вильямс, 2005. - 608 с.

9. Пуденко Т. И. Образовательные кластеры как модель управления развитием образования на муниципальном уровне, повышающая доступность качественных образовательных услуг / Т. И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - № 3. - С. 33-45.

Section «Education»

5.10

ТРАЕКТОРИЯ НАУКИ

Электронный научный журнал. - 2016. - № 3(8)

www.pathofscience.org ISSN 2413-9009

10. Семенова О. А. Образовательный кластер «образование - технологии - производство» как форма государственно-частного партнерства учреждения среднего профессионального образования и работодателя [Электронный ресурс] / О. А. Семенова / / Московский государственный техникум технологий и права. - Режим доступа: http://goo.gl/7co2ou. - По состоянию на 19.02.2016. - Загл. с экрана.

11. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в контексте ресурсной интеграции / Т. В. Абанкина [и др.]. - Москва : Издательский дом ГУ ВШЭ, 2010. - 58 с.

12. Шаповал Ж. А. Проблемы адаптации системы управления социальной сферой региона к применению кластерной технологии [Электронный ресурс] / Ж. А. Шаповал // Современные проблемы науки и образования. -2011. - № 5. - Режим доступа: http: //goo.gl/xc80Yq. - Загл. с экрана.

© О. В. Романова

Cluster model of social partnership in municipal education

Romanova Oksana

Nizhny Tagil branch State Autonomous Educational Institution Additional Professional Education «Institute of education development», Associate Professor of Department of Management in

Education, PhD in Pedagogic Science, Russia

Abstract. This article discusses the model of educational clusters that are based on social interaction between educational institutions and public-private partnerships. Particular attention is paid to methods of creating such educational network, which allows not only to educational organizations to obtain the missing for the implementation of educational activities and resources to achieve certain educational outcomes, but also to meet the needs of customers of educational services. Different approaches to the formation of a model educational cluster, based on partnerships.

Keywords: educational cluster model, social partnership, social interaction.

© O. Romanova

Раздел «Образование»

5.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.