УДК 371.3:376.5
ПРОНИНА Нина Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми Центра стратегических разработок Академии социального управления (Москва). Автор 14 научных публикаций, в т.ч. двухучеб-но-методических пособий
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В статье рассмотрены концептуальные подходы к проектированию сетевого образовательного сообщества средствами Интернет-технологий для социализации одаренных школьников и удовлетворения их образовательных потребностей.
Сетевое сообщество, одаренные дети, интерактивное обучение
Развитие Интернет-технологий создает условия для образования разного рода сетевых сообществ. Количество сетевых сообществ и количество участников в них стремительно растет благодаря простоте организации взаимодействия такого рода. Педагогическая общественность создает в Рунете сетевые педагогические сообщества, в Интернете функционирует Европейская Школьная Сеть (www.eun.org).
В последнее время все чаще появляется информация о международных сетевых сообществах в сфере образования. Начало этому было положено в 2004 году в Лондоне, где прошла первая конференция учителей-новаторов Microsoft Forum for Innovative Teachers, на которую собралось около 100 педагогов из 45 стран Европы. Целью этого мероприятия являлось формирование международного сообщества учителей, активно использующих в своей
© Пронина Н.А., 2011
работе информационные технологии, и предоставление им возможности обмена опытом со своими коллегами из различных стран мира. В настоящее время можно сказать, что такое сообщество сформировано и активно действует в виртуальном пространстве.
То есть в отечественной и зарубежной педагогической практике накоплен опыт создания сетевых сообществ для решения задач образования, который нуждается в осмыслении, теоретическом обосновании и развитии. Сетевое сообщество использует интерактивный процесс взаимодействия субъектов между собой с помощью программно-технических средств. Членов сетевого сообщества объединяет желание общаться, в сообществе они презентуют себя, находят единомышленников, друзей, коллег. Каждый пользователь сети Интернет, используя простейшие инструкции, может завести страничку в сообществе, создать собственный
блог или участвовать в форуме. Сетевое сообщество образовательной направленности - это группа инициативных пользователей компьютерной сети, осуществляющих взаимодействие с целью получения образования, обмена опытом, реализации коммуникативных потребностей.
В настоящее время большой популярностью у молодежи пользуются социальные сети, которые во многом формируют их коммуникационную культуру. К сожалению, школа не смогла предложить подросткам никакой альтернативы социальным сетям. В настоящее время процесс использования учениками социальных сетей школой просто игнорируется. Можно утверждать, что в образовании социальные сети лишь создали предпосылки для привлечения школьников к целенаправленным сетевым проектам. Создание сетевого образовательного ресурса, который объединил бы педагогов, учащихся, программистов, ученых и методистов, - задача сложная и многоплановая. Сетевое образовательное сообщество - виртуальная образовательная среда, необходима прежде всего детям, испытывающим потребность в дополнительных знаниях и умениях, которые школа не может удовлетворить - одаренным детям. Если задача создать образовательное сетевое сообщество для школы сложна и трудновыполнима, то вхождение в действующее сообщество может осуществить любая школа, имеющая доступ к сети Интернет. Итак, сетевое образовательное сообщество, с одной стороны, должно помочь школе оптимизировать образовательный процесс в части удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей, а с другой стороны, предоставить новые возможности и технологии обучения, в которых значительная роль отводится образовательной инициативе самих школьников.
Рассмотрим, какими основными чертами должно обладать сетевое образовательное сообщество, созданное с целью организации виртуального образовательного пространства для одаренных школьников. В качестве ведущих концептуальных оснований в данном случае рассматриваются личностно-ориентирован-
ный подход и конструктивизм, что предполагает формирование творческого мышления, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Конструктивизм исходит из того, что обучение - это активный процесс, в ходе которого человек конструирует знания на основе собственного опыта. Идеи не предлагаются в готовом виде, а рождаются в процессе активного обучения. То есть сетевое образовательное сообщество - это виртуальная среда для самоопределения одаренного школьника посредством реализации субъектного опыта жизнедеятельности. Самоопределение можно рассматривать как процесс, протекающий в сетевом образовательном сообществе, как отношения в форме пространственно-временных взаимодействий личности и сетевого сообщества, сопровождающиеся возникновением сознательных и эмоциональных оценок, а также как цель - результат самоопределения и самообразования одаренного ребенка в сетевом образовательном пространстве.
Сегодня трудно представить себе приобщение ребенка к жизни без специально организованного воспитания. Воспитание является своеобразным механизмом управления процессом социализации, поскольку оно выражает активную, человекотворческую сущность педагогической деятельности, которая состоит в регулировании саморазвития и самореализации личности одаренного ребенка1. Самоопределение и самореализация одаренного школьника - это нахождение своего места в системе отношений на основе установленных в сообществе критериев. Как известно, жизненное самоопределение подростка главным образом складывается в его собственном круге общения. Если в сетевом образовательном сообществе будет организовано целенаправленное общение одаренных детей как между собой, так и со взрослыми членами сообщества, то оно превратится в механизм воспитания. Причем общение с творческими людьми развивает у детей творческие способности.
Наряду с общими для подросткового возраста особенностями социализации для одаренных школьников характерны такие проблемы,
как отсутствие конформизма, погруженность в философские проблемы, перфекционизм, чувство неудовлетворенности, нереалистические цели, недоверие авторитету школы. Вследствие этого воспитание в сетевом сообществе -сложный процесс, который должен быть направлен также на развитие телелогической (селективной, интерактивной) коммуникации. Это коммуникация, опосредованная компьютерными, электронными и телематическими технологиями, которые дают возможность члену сообщества самому определять, что, когда и как ему будет сообщено, как и сколько он будет общаться2. Для организации процесса обучения и воспитания одаренных школьников в сетевом сообществе необходимы тьюторы. Тьютор -ключевая фигура педагогической деятельности сетевого образовательного сообщества. Он управляет процессом воспитания и обучения как деятельностью и старается обеспечить запланированные результаты. К функциям тьютора относят реализацию индивидуального подхода для каждого учащегося - члена сетевого сообщества; ведение переписки с детьми, выяснение их затруднений, психологическая поддержка; оперативное выяснение и разрешение всех спорных ситуаций, возникших в ходе обучения и общения. Чтобы стать эффективным тьютором сетевого сообщества необходимо приобрести новые компетенции (tutors skills). К ним относятся:
• социальные компетенции. В сетевом образовательном сообществе необходимо запланировать время и специальные программы, участие в которых дает возможность детям почувствовать себя частью группы;
• умение подвести итог при организации online дискуссии, синтезировать то, что говорят ее участники;
• умение развить исследовательский интерес школьников в нужном направлении;
• умение оценить продукты интеллектуальной деятельности одаренных школьников;
• владение инструментами организации обратной связи;
• умение организовать формирование правил общения в группах и следить за их исполнением;
• умение адаптировать и создавать учебные материалы для эффективного обучения в сетевом сообществе.
Тьютор должен обеспечить поддержку своим ученикам, если у них появляются технические трудности в обучении и общении, а также помочь осваивать электронные учебные материалы, формируя у детей новые образовательные компетенции.
Таким образом, совокупность базовых компетенций тьютора сетевого образовательного сообщества существенным образом отличается от компетенций традиционного учителя, профессионализм не переносится в сетевое сообщество, а требует специальной подготовки. Эта подготовка в значительной степени может быть осуществлена за счет информационных ресурсов самого образовательного сообщества. Более опытные тьюторы в своих блогах и постерах обычно делятся опытом, на форумах тьюторов сообщества можно обсуждать возникающие проблемы и искать решения. Таким образом, в сетевом образовательном сообществе может сложиться единый стиль работы тьюторов и система общественной экспертизы их деятельности.
Образование одаренных школьников в сетевом сообществе происходит в ходе сложного взаимодействия индивида с членами сетевого сообщества, культурной, информационной и технологической средой. Основным принципом является проблемная направленность обучения. Проблемные ситуации, исследовательские задачи, проектные методы, возможность учета альтернативных точек зрения, дискуссии, педагогика сотрудничества, экспертная оценка результатов деятельности - все это направлено на конструирование уникальных знаний одаренных школьников, которые нуждаются в специфических технологиях обучения, учитывающих интеллектуальные и психологические особенности каждого ребенка. То есть сетевое сообщество может использовать только такие образовательные технологии, где обучаемый - субъект образовательной деятельности, а его самообразование и самоопределение - цель.
Аксиологическая направленность образовательного сетевого сообщества заключается в общении одаренных учащихся между собой, с преподавателями и учеными в форме сотрудничества. Известно, что одаренный ребенок способен к самообразованию. То есть к такой
форме учебной деятельности, которая осуществляется самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Слабые стороны самообразования (отсутствие руководства, несистематичность) могут компенсироваться в сетевом сообществе возможностью обсуждения интересующих школьника вопросов с членами сообщества и работой тьютора. В сетевом образовательном сообществе преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил3. Самообразование требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю.
Следовательно, сетевое образовательное сообщество должно иметь структуру, способствующую самообразованию и самореализации личности, которая задается технологическим и организационным компонентами.
Технологический компонент предполагает наличие для любого инициативного пользователя следующих сервисов:
• простую и интуитивно понятную процедуру регистрации;
• возможность подключаться к реализуемым сообществом образовательным проектам;
• возможность создавать блоги;
• возможность вступать в группы с разным статусом (член группы, гость, модератор);
• возможность создавать собственные группы по интересам;
• возможность писать и читать комментарии;
• возможность получать новости сообщества и индивидуальную информацию;
• наличие простых средств решения образовательных задач (редакторы формул, средства обработки мультимедийной информации и
др.).
Организационный компонент:
• наличие в сообществе психологов для консультирования школьников, как по их запросу, так и по результатам мониторинга блогов и постеров учащихся - членов сетевого сообщества;
• наличие в сообществе авторитетных педагогов и ученых, которые в своих блогах или комментариях высказывают оценочные суж-
дения по сложившейся проблеме и тем самым осуществляют воспитательное воздействие;
• наличие на сетевом портале библиотеки специальной литературы, направленной на решение образовательных и воспитательных задач;
• создание под управлением опытных психологов ролевых игр, формирующих у школьников определенные модели поведения в сетевом сообществе и социуме в целом;
• наличие разнообразных образовательных проектов и методическое сопровождение школьников, принимающих участие в этих проектах;
• разработанная система поощрений для членов сетевого сообщества, принимающих участие в сетевых проектах;
• организация педагогического сопровождения одаренных школьников тьюторами.
Сетевое образовательное сообщество, имеющее указанные выше компоненты, содействует формированию новых знаний и умений, а также социальной компетенции одаренных школьников. Социальную компетентность в настоящее время рассматривают как индивидуальный комплекс качеств характера, знаний, умений, навыков и социально-психологических характеристик, определяющий уровень взаимоотношений индивида и социума и позволяющий ему принять верное решение в разных жизненных ситуациях4. Формирование устойчивых социальных компетенций является решением сложной задачи социализации одаренных детей.
Технологические особенности сетевого сообщества оказывают существенное влияние не только на отбор содержания, но и на его структурирование. Очевидно, что теоретическая часть содержания образования должна использовать технологию гиперссылок, но для сетевого сообщества необходимо также использовать интерактивные программные оболочки, позволяющие комментировать, обсуждать, цитировать. Наиболее ценным в образовательном сетевом сообществе является гибкость, т.е. возможность выбора способа и времени обучения. Преимущество WWW-технологий в обучении состоит еще и в том, что web-дизайнеры создают образовательную среду, стимулирующую когнитивный аспект обучения и благоприятные условия для реализации коммуникативных потребностей.
Любое сетевое сообщество является самоорганизующейся системой. Но, несмотря на это, администрация информационного ресурса должна взять на себя организацию научнометодического и технологического обеспечения работы сетевого сообщества. В течение некоторого времени на ресурсе сформируется база одарённых школьников, базы образовательных учреждений и педагогов, работающих с одаренными школьниками.
Кроме возможности создать личную страничку и блог в сетевом сообществе образовательной направленности большую роль может сыграть разрабатываемая в последнее время технология портфолио. Портфолио носит презентационный характер для участника сетевого образовательного сообщества и имеет определенную структуру - раздел документов, раздел работ, раздел отзывов5. Данные портфолио могут быть использованы для формирования дальнейшей образовательной стратегии обучаемого (или профессио-
нального роста преподавателя). По результатам обучения, опубликованным в портфолио, учащийся может претендовать на вхождение в сетевые проекты, соответствующие его интересам и уровню подготовки, которые организованы как данным сетевым сообществом, так и другими сообществами, университетами, странами. Данные портфолио являются также материалом для анализа сфор-мированности как уровня знаний, умений, навыков одаренного ребенка, так и уровня его социальных компетенций. Они могут использоваться для оптимизации траектории обучения ребенка.
Таким образом, современные Интернет-технологии позволяют проектировать сетевые образовательные сообщества для одаренных школьников, решающие основные педагогические задачи социализации и образования, создавая среду конструирования уникальной образовательной траектории для каждого члена сообщества.
Примечания
1 Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д., 1997.
2 Печинкина О.В. Современный этап развития медиаобразования в Финляндии // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2008. N° 4. С. 113-116.
3МещеряковБ.Г., ЗинченкоВ.П., Большой психологический словарь. СПб., 2005.
4Мачехина О.Н. Педагогические условия развития социальной компетенции старшеклассников: проектно-контекстный подход: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.
5 Полилова Т.А. Концепция электронного портфолио. URL: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio. htm#_Toc155786313 (дата обращения: 14.11.2010).
Pronina Nina
NETWORK COMMUNITY AS A WAY OF ORGANIZING EDUCATIONAL WORK WITH GIFTED CHILDREN
Conceptual approaches to projecting network educational community by means of IT- technologies for socialization of gifted schoolchildren and satisfaction of their educational requirements are considered.
Контактная информация: e-mail: [email protected]
Рецензент - Шабанова М.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова