Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие как способ организации работы с одаренными детьми'

Сетевое взаимодействие как способ организации работы с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1060
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Нина Алексеевна

В статье рассмотрены концептуальные подходы к проектированию сетевого образовательного сообщества средствами Интернет-технологий для социализации одаренных школьников и удовлетворения их образовательных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK COMMUNITY AS A WAY OF ORGANIZING EDUCATIONAL WORK WITH GIFTED CHILDREN

Conceptual approaches to projecting network educational community by means of ITtechnologies for socialization of gifted schoolchildren and satisfaction of their educational requirements are considered.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие как способ организации работы с одаренными детьми»

УДК 371.3:376.5

ПРОНИНА Нина Алексеевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми Центра стратегических разработок Академии социального управления (Москва). Автор 14 научных публикаций, в т.ч. двухучеб-но-методических пособий

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В статье рассмотрены концептуальные подходы к проектированию сетевого образовательного сообщества средствами Интернет-технологий для социализации одаренных школьников и удовлетворения их образовательных потребностей.

Сетевое сообщество, одаренные дети, интерактивное обучение

Развитие Интернет-технологий создает условия для образования разного рода сетевых сообществ. Количество сетевых сообществ и количество участников в них стремительно растет благодаря простоте организации взаимодействия такого рода. Педагогическая общественность создает в Рунете сетевые педагогические сообщества, в Интернете функционирует Европейская Школьная Сеть (www.eun.org).

В последнее время все чаще появляется информация о международных сетевых сообществах в сфере образования. Начало этому было положено в 2004 году в Лондоне, где прошла первая конференция учителей-новаторов Microsoft Forum for Innovative Teachers, на которую собралось около 100 педагогов из 45 стран Европы. Целью этого мероприятия являлось формирование международного сообщества учителей, активно использующих в своей

© Пронина Н.А., 2011

работе информационные технологии, и предоставление им возможности обмена опытом со своими коллегами из различных стран мира. В настоящее время можно сказать, что такое сообщество сформировано и активно действует в виртуальном пространстве.

То есть в отечественной и зарубежной педагогической практике накоплен опыт создания сетевых сообществ для решения задач образования, который нуждается в осмыслении, теоретическом обосновании и развитии. Сетевое сообщество использует интерактивный процесс взаимодействия субъектов между собой с помощью программно-технических средств. Членов сетевого сообщества объединяет желание общаться, в сообществе они презентуют себя, находят единомышленников, друзей, коллег. Каждый пользователь сети Интернет, используя простейшие инструкции, может завести страничку в сообществе, создать собственный

блог или участвовать в форуме. Сетевое сообщество образовательной направленности - это группа инициативных пользователей компьютерной сети, осуществляющих взаимодействие с целью получения образования, обмена опытом, реализации коммуникативных потребностей.

В настоящее время большой популярностью у молодежи пользуются социальные сети, которые во многом формируют их коммуникационную культуру. К сожалению, школа не смогла предложить подросткам никакой альтернативы социальным сетям. В настоящее время процесс использования учениками социальных сетей школой просто игнорируется. Можно утверждать, что в образовании социальные сети лишь создали предпосылки для привлечения школьников к целенаправленным сетевым проектам. Создание сетевого образовательного ресурса, который объединил бы педагогов, учащихся, программистов, ученых и методистов, - задача сложная и многоплановая. Сетевое образовательное сообщество - виртуальная образовательная среда, необходима прежде всего детям, испытывающим потребность в дополнительных знаниях и умениях, которые школа не может удовлетворить - одаренным детям. Если задача создать образовательное сетевое сообщество для школы сложна и трудновыполнима, то вхождение в действующее сообщество может осуществить любая школа, имеющая доступ к сети Интернет. Итак, сетевое образовательное сообщество, с одной стороны, должно помочь школе оптимизировать образовательный процесс в части удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей, а с другой стороны, предоставить новые возможности и технологии обучения, в которых значительная роль отводится образовательной инициативе самих школьников.

Рассмотрим, какими основными чертами должно обладать сетевое образовательное сообщество, созданное с целью организации виртуального образовательного пространства для одаренных школьников. В качестве ведущих концептуальных оснований в данном случае рассматриваются личностно-ориентирован-

ный подход и конструктивизм, что предполагает формирование творческого мышления, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Конструктивизм исходит из того, что обучение - это активный процесс, в ходе которого человек конструирует знания на основе собственного опыта. Идеи не предлагаются в готовом виде, а рождаются в процессе активного обучения. То есть сетевое образовательное сообщество - это виртуальная среда для самоопределения одаренного школьника посредством реализации субъектного опыта жизнедеятельности. Самоопределение можно рассматривать как процесс, протекающий в сетевом образовательном сообществе, как отношения в форме пространственно-временных взаимодействий личности и сетевого сообщества, сопровождающиеся возникновением сознательных и эмоциональных оценок, а также как цель - результат самоопределения и самообразования одаренного ребенка в сетевом образовательном пространстве.

Сегодня трудно представить себе приобщение ребенка к жизни без специально организованного воспитания. Воспитание является своеобразным механизмом управления процессом социализации, поскольку оно выражает активную, человекотворческую сущность педагогической деятельности, которая состоит в регулировании саморазвития и самореализации личности одаренного ребенка1. Самоопределение и самореализация одаренного школьника - это нахождение своего места в системе отношений на основе установленных в сообществе критериев. Как известно, жизненное самоопределение подростка главным образом складывается в его собственном круге общения. Если в сетевом образовательном сообществе будет организовано целенаправленное общение одаренных детей как между собой, так и со взрослыми членами сообщества, то оно превратится в механизм воспитания. Причем общение с творческими людьми развивает у детей творческие способности.

Наряду с общими для подросткового возраста особенностями социализации для одаренных школьников характерны такие проблемы,

как отсутствие конформизма, погруженность в философские проблемы, перфекционизм, чувство неудовлетворенности, нереалистические цели, недоверие авторитету школы. Вследствие этого воспитание в сетевом сообществе -сложный процесс, который должен быть направлен также на развитие телелогической (селективной, интерактивной) коммуникации. Это коммуникация, опосредованная компьютерными, электронными и телематическими технологиями, которые дают возможность члену сообщества самому определять, что, когда и как ему будет сообщено, как и сколько он будет общаться2. Для организации процесса обучения и воспитания одаренных школьников в сетевом сообществе необходимы тьюторы. Тьютор -ключевая фигура педагогической деятельности сетевого образовательного сообщества. Он управляет процессом воспитания и обучения как деятельностью и старается обеспечить запланированные результаты. К функциям тьютора относят реализацию индивидуального подхода для каждого учащегося - члена сетевого сообщества; ведение переписки с детьми, выяснение их затруднений, психологическая поддержка; оперативное выяснение и разрешение всех спорных ситуаций, возникших в ходе обучения и общения. Чтобы стать эффективным тьютором сетевого сообщества необходимо приобрести новые компетенции (tutors skills). К ним относятся:

• социальные компетенции. В сетевом образовательном сообществе необходимо запланировать время и специальные программы, участие в которых дает возможность детям почувствовать себя частью группы;

• умение подвести итог при организации online дискуссии, синтезировать то, что говорят ее участники;

• умение развить исследовательский интерес школьников в нужном направлении;

• умение оценить продукты интеллектуальной деятельности одаренных школьников;

• владение инструментами организации обратной связи;

• умение организовать формирование правил общения в группах и следить за их исполнением;

• умение адаптировать и создавать учебные материалы для эффективного обучения в сетевом сообществе.

Тьютор должен обеспечить поддержку своим ученикам, если у них появляются технические трудности в обучении и общении, а также помочь осваивать электронные учебные материалы, формируя у детей новые образовательные компетенции.

Таким образом, совокупность базовых компетенций тьютора сетевого образовательного сообщества существенным образом отличается от компетенций традиционного учителя, профессионализм не переносится в сетевое сообщество, а требует специальной подготовки. Эта подготовка в значительной степени может быть осуществлена за счет информационных ресурсов самого образовательного сообщества. Более опытные тьюторы в своих блогах и постерах обычно делятся опытом, на форумах тьюторов сообщества можно обсуждать возникающие проблемы и искать решения. Таким образом, в сетевом образовательном сообществе может сложиться единый стиль работы тьюторов и система общественной экспертизы их деятельности.

Образование одаренных школьников в сетевом сообществе происходит в ходе сложного взаимодействия индивида с членами сетевого сообщества, культурной, информационной и технологической средой. Основным принципом является проблемная направленность обучения. Проблемные ситуации, исследовательские задачи, проектные методы, возможность учета альтернативных точек зрения, дискуссии, педагогика сотрудничества, экспертная оценка результатов деятельности - все это направлено на конструирование уникальных знаний одаренных школьников, которые нуждаются в специфических технологиях обучения, учитывающих интеллектуальные и психологические особенности каждого ребенка. То есть сетевое сообщество может использовать только такие образовательные технологии, где обучаемый - субъект образовательной деятельности, а его самообразование и самоопределение - цель.

Аксиологическая направленность образовательного сетевого сообщества заключается в общении одаренных учащихся между собой, с преподавателями и учеными в форме сотрудничества. Известно, что одаренный ребенок способен к самообразованию. То есть к такой

форме учебной деятельности, которая осуществляется самостоятельно, вне стен какого-либо учебного заведения, без помощи обучающего. Слабые стороны самообразования (отсутствие руководства, несистематичность) могут компенсироваться в сетевом сообществе возможностью обсуждения интересующих школьника вопросов с членами сообщества и работой тьютора. В сетевом образовательном сообществе преодолевается то, что Джон Дьюи называл вытекающей из организации школы непродуктивной тратой сил3. Самообразование требует от субъекта видения жизненного смысла в учении; сознательной постановки целей; способностей к самостоятельному мышлению, самоорганизации и самоконтролю.

Следовательно, сетевое образовательное сообщество должно иметь структуру, способствующую самообразованию и самореализации личности, которая задается технологическим и организационным компонентами.

Технологический компонент предполагает наличие для любого инициативного пользователя следующих сервисов:

• простую и интуитивно понятную процедуру регистрации;

• возможность подключаться к реализуемым сообществом образовательным проектам;

• возможность создавать блоги;

• возможность вступать в группы с разным статусом (член группы, гость, модератор);

• возможность создавать собственные группы по интересам;

• возможность писать и читать комментарии;

• возможность получать новости сообщества и индивидуальную информацию;

• наличие простых средств решения образовательных задач (редакторы формул, средства обработки мультимедийной информации и

др.).

Организационный компонент:

• наличие в сообществе психологов для консультирования школьников, как по их запросу, так и по результатам мониторинга блогов и постеров учащихся - членов сетевого сообщества;

• наличие в сообществе авторитетных педагогов и ученых, которые в своих блогах или комментариях высказывают оценочные суж-

дения по сложившейся проблеме и тем самым осуществляют воспитательное воздействие;

• наличие на сетевом портале библиотеки специальной литературы, направленной на решение образовательных и воспитательных задач;

• создание под управлением опытных психологов ролевых игр, формирующих у школьников определенные модели поведения в сетевом сообществе и социуме в целом;

• наличие разнообразных образовательных проектов и методическое сопровождение школьников, принимающих участие в этих проектах;

• разработанная система поощрений для членов сетевого сообщества, принимающих участие в сетевых проектах;

• организация педагогического сопровождения одаренных школьников тьюторами.

Сетевое образовательное сообщество, имеющее указанные выше компоненты, содействует формированию новых знаний и умений, а также социальной компетенции одаренных школьников. Социальную компетентность в настоящее время рассматривают как индивидуальный комплекс качеств характера, знаний, умений, навыков и социально-психологических характеристик, определяющий уровень взаимоотношений индивида и социума и позволяющий ему принять верное решение в разных жизненных ситуациях4. Формирование устойчивых социальных компетенций является решением сложной задачи социализации одаренных детей.

Технологические особенности сетевого сообщества оказывают существенное влияние не только на отбор содержания, но и на его структурирование. Очевидно, что теоретическая часть содержания образования должна использовать технологию гиперссылок, но для сетевого сообщества необходимо также использовать интерактивные программные оболочки, позволяющие комментировать, обсуждать, цитировать. Наиболее ценным в образовательном сетевом сообществе является гибкость, т.е. возможность выбора способа и времени обучения. Преимущество WWW-технологий в обучении состоит еще и в том, что web-дизайнеры создают образовательную среду, стимулирующую когнитивный аспект обучения и благоприятные условия для реализации коммуникативных потребностей.

Любое сетевое сообщество является самоорганизующейся системой. Но, несмотря на это, администрация информационного ресурса должна взять на себя организацию научнометодического и технологического обеспечения работы сетевого сообщества. В течение некоторого времени на ресурсе сформируется база одарённых школьников, базы образовательных учреждений и педагогов, работающих с одаренными школьниками.

Кроме возможности создать личную страничку и блог в сетевом сообществе образовательной направленности большую роль может сыграть разрабатываемая в последнее время технология портфолио. Портфолио носит презентационный характер для участника сетевого образовательного сообщества и имеет определенную структуру - раздел документов, раздел работ, раздел отзывов5. Данные портфолио могут быть использованы для формирования дальнейшей образовательной стратегии обучаемого (или профессио-

нального роста преподавателя). По результатам обучения, опубликованным в портфолио, учащийся может претендовать на вхождение в сетевые проекты, соответствующие его интересам и уровню подготовки, которые организованы как данным сетевым сообществом, так и другими сообществами, университетами, странами. Данные портфолио являются также материалом для анализа сфор-мированности как уровня знаний, умений, навыков одаренного ребенка, так и уровня его социальных компетенций. Они могут использоваться для оптимизации траектории обучения ребенка.

Таким образом, современные Интернет-технологии позволяют проектировать сетевые образовательные сообщества для одаренных школьников, решающие основные педагогические задачи социализации и образования, создавая среду конструирования уникальной образовательной траектории для каждого члена сообщества.

Примечания

1 Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д., 1997.

2 Печинкина О.В. Современный этап развития медиаобразования в Финляндии // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2008. N° 4. С. 113-116.

3МещеряковБ.Г., ЗинченкоВ.П., Большой психологический словарь. СПб., 2005.

4Мачехина О.Н. Педагогические условия развития социальной компетенции старшеклассников: проектно-контекстный подход: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

5 Полилова Т.А. Концепция электронного портфолио. URL: http://schools.keldysh.ru/courses/e-portfolio. htm#_Toc155786313 (дата обращения: 14.11.2010).

Pronina Nina

NETWORK COMMUNITY AS A WAY OF ORGANIZING EDUCATIONAL WORK WITH GIFTED CHILDREN

Conceptual approaches to projecting network educational community by means of IT- technologies for socialization of gifted schoolchildren and satisfaction of their educational requirements are considered.

Контактная информация: e-mail: ninavid@rambler.ru

Рецензент - Шабанова М.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания математики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.