Научная статья на тему 'Социально-воспитательный потенциал информационно-коммуникационных технологий во французской школе'

Социально-воспитательный потенциал информационно-коммуникационных технологий во французской школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (ICT) / WEB 2.0 / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЦИФРОВОЕ РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО / SOCIAL EDUCATION / DIGITAL WORKSPACE / E-PORTFOLIO / MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теркулова Ирина Наильевна

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные новации во французской школе (цифровое рабочее пространство, электронное портфолио, открытые образовательные площадки на базе веб-приложения Moodle, технологий Web 2.0 в образовательных целях), при адекватном использовании которых возможно позитивно влиять на социальное воспитание в процессе социализации в сфере социального опыта, социального образования, индивидуальной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-educational potential of information and communication technologies in French school

The article reveals information and communication innovations of a French school (digital workspace, e-portfolio, open educational platforms on the basis of Moodle Web application, WEB 2.0 technologies for the educational purpose); when using them appropriately, we can influence positively social education in the process of socialization within social experience, social education and individual help problem solving are disclosed.

Текст научной работы на тему «Социально-воспитательный потенциал информационно-коммуникационных технологий во французской школе»

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 371.4

Теркулова Ирина Наильевна

Новосибирский государственный педагогический университет

irena88@list.ru

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЕ*

В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные новации во французской школе (цифровое рабочее пространство, электронное портфолио, открытые образовательные площадки на базе веб-приложения Moodle, технологий Web 2.0 в образовательных целях), при адекватном использовании которых возможно позитивно влиять на социальное воспитание в процессе социализации в сфере социального опыта, социального образования, индивидуальной помощи.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), социальное воспитание, цифровое рабочее пространство, электронное портфолио, Web 2.0, Moodle.

В современном информационном обществе существенное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков оказывают информационно-коммуникационные средства. Информационно-коммуникационные технологии приходят на смену семье и школе - основным носителям социальности в традиционном и индустриальном обществах [3]. Интернет становится не только инструментом поиска и получения необходимой информации, но и средой виртуального взаимодействия, коммуникации, происходит расширение социальности информационного пространства, что ведет к расширению понятия социализации, включая социализацию в виртуальном пространстве. Человек «становится на путь киберсоциализации» [2]. В этой связи актуализируется потребность в управлении информационной составляющей социализации, организации работы с информацией с целью социального развития детей, что составляет важную часть современного социального воспитания.

Педагогические аспекты возможностей информационно-коммуникационных технологий заключены в том, что: а) ИКТ выступают в качестве важнейшего фактора социализации в современном информационном обществе (М.В. Воропаев, А.В. Мудрик, В.А. Плешаков); б) ИКТ применяют в педагогическом (обучающем) процессе (Л.С. Кругликова, Г.К. Селевко, А.В. Федоров); в) ИКТ обладают определенным социально-воспитательным потенциалом (М.В. Воропаев, А.В. Муд-рик, Т.А. Ромм) [4].

Опыт Франции может быть актуализирован вследствие особого внимания, уделяемого французским государством школе и проблеме освоения

информационных средств в образовательном процессе. Французская школа активно продвигается в цифровую эру, разрабатываются различные услуги на основе ИКТ в сфере образования для преподавателей, обучающихся и их родителей. Согласно стратегии «Обучение и Воспитание 2020», в Концепции по цифровым технологиям Франции и Евросоюза актуализируются ключевые образовательные и воспитательные компетенции выпускника, среди которых особый акцент делается на «транс-версальные компетенции»1, включающие наряду с цифровой компетенцией (уверенное и критическое использование технологий информационного общества) и умением учиться, предприимчивостью, инициативностью и культурным взаимопониманием, - социальную компетенцию (личностные, межличностные и межкультурные компетентности, а также различные формы поведения индивида, обеспечивающие его эффективное и конструктивное участие в общественной и профессиональной жизни), соотносящуюся с личностным и коллективным благополучием [5].

Цифровая компетенция предполагает высокий уровень владения компьютерными технологиями. Для этого во французской школе вводится предмет «ИКТ и интернет», в рамках которого ученики приобретают навык максимально полезного использования данных технологий в обществе, где стремительно эволюционирует информация и коммуникация. Также для учащихся вводится экзамен на получение диплома (сертификата) «информатика и интернет» В2^ оценивающий пять сфер:

1) приспособление к цифровому рабочему пространству;

2) принятие ответственного отношения;

3) создание, предъявление, обработка и использование данных;

* Статья подготовлена в рамках гранта президента РФ по поддержке ведущих научных школ, проект НШ 24862014.6.

© Теркулова И.Н., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1

197

ЗА РУБЕЖОМ

4) сбор информации, изучение и подбор материалов;

5) общение, обмен [9].

В рамках программы внедрения ИКТ в школьную среду на современном этапе французской школы уже введено и успешно функционирует так называемое «цифровое рабочее пространство» [7] -образовательный интернет-портал, позволяющий любому члену образовательного сообщества (включая ученика и родителей) учебного учреждения через единую и безопасную точку доступа пользоваться набором информационных услуг:

1) для учебной деятельности - контроль успеваемости, посещаемости, расписание, домашнее задание, электронные учебники и др.;

2) для коммуникации - общение с другими членами сообщества, данные о кадрах, семьях и др.;

3) для педагогов - цифровые тетради (представляющие из себя дневник, где занесена информация о предметах, расписании, домашнем задании, документах, касающихся определенного предмета, «жизни» класса и др.), общие рабочие пространства и пространства по размещению различной информации для обучающихся и преподавателей, инструменты для совместного использования, бло-ги, форумы и др. [9].

Согласно проведенным министерством образования Франции исследованиям за 2010-2011 уч. г. [6], цифровое рабочее пространство ежедневно посещают 33% учащихся; 38% используют его через мобильный телефон, 12% - компьютер и 8% - планшеты. 30% подготавливают с помощью данного пространства индивидуальные задания, 20% -групповые задания и 14% - различные педагогические проекты. Преподаватели отмечают социальный эффект данного пространства: значительное облегчение общения между детьми; стимулирование развития навыков сотрудничества благодаря групповой подготовке различных проектов, заданий с помощью этого сервиса; осуществление поддержки, курирование совместных работ, что внушает студентам большую уверенность в себе.

Помимо прочего, цифровое рабочее пространство создает условия для формирования электронного портфолио, которое позволяет познавать себя, развивать навыки самооценки, отслеживать уровень сформированности различных компетенций и анализировать учащемуся свое продвижение [10]. Помимо этого, во французских школах активно используются открытые образовательные площадки на базе Moodle: веб-приложения, позволяющие создавать сайты для online-обучения, что также позволяет создавать портфолио.

Следует отметить широкое использование технологий Web 2.0, являющихся глобальным сервисом и включающим в себя социальные хранилища (хранение материалов в сети, знакомство с уже имеющимися и одновременная работа над ними),

различные инструменты (календари, переводчики и др.) и сообщества (сетевые сообщества, личные и многоавторские блоги). Работа в рамках данного сервиса не требует специальных технических навыков и знаний. Прежде всего, в образовательном плане Web 2.0 - это активное сотрудничество, создание и со-создание новых материалов и знаний [8].

Таким образом, анализ французских педагогических источников, в сочетании с концепцией социального воспитания А. В. Мудрика, в которой социальное воспитание предстает в единстве сфер освоения социального опыта, социального образования и индивидуальной помощи [1], позволяет сделать вывод, что в сфере социального опыта ИКТ способствуют:

- выравниванию шансов успешного поведения в школе;

- развитию коммуникативной компетентности и облегчению общения между детьми;

- формированию умений принимать оптимальные решения;

- выработке навыков сотрудничества.

В решении задач социального образования с помощью ИКТ более эффективно осуществляется:

- индивидуализация обучения;

- развитие навыков самостоятельной работы и самообразования;

- полноценное включение ребенка с ограниченными возможностями в образовательный процесс;

- развитие самооценки и оценки компетенций с помощью электронного портфолио.

В решении задач индивидуальной помощи ИКТ содействуют:

- развитию процессов самоутверждения, самоопределения, самореализации повышению уверенности в себе;

- развитию критического отношения к информации;

- развитию креативности;

- усилению мотивации;

- с помощью углубленных знаний решать комплексные проблемы реальной жизни.

ИКТ, являясь средствами технического характера, способствуют появлению у современного ученика новых качеств, обеспечивают формирование автономии, включающее в себя умение самостоятельно анализировать и оценивать информацию, проявлять инициативу, определять потребности и стратегию своего обучения, производить рефлексию и оценку полученных знаний по сформированным самостоятельно критериям. Благодаря этому их применение в образовании оказывает определенный социально-воспитательный эффект на учеников [4], что необходимо современной школе, так как содействует социализации ученика как успешного гражданина современного информационного общества.

198

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Социально-воспитательный потенциал информационно-коммуникационных технологий..

Примечания

1 Трансверсальные компетенции (из лат. : transversus - «поперечный») - общие способности, сочетающие знания, умения, опыт и поведение, осуществляемые в определенном контексте и включающие различные взаимодополняющие друг друга грани навыков: интеллектуальные, методологические, личностные, социальные и коммуникационные.

Библиографический список

1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.

2. Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор киберсоциализации молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2013. - Т. 19. - № 3. - С. 117-120.

3. Ромм Т.А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 2. - С. 26-31.

4. Теркулова И.Н. Проблематика ИКТ в современном социальном воспитании // Вопросы воспитания. - 2013. - № 1 (14). - С. 48-52.

5. Éducation et formation 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu/

legislation_summaries/education_training_youth/ general_framework/ef0016_fr.htm (дата обращения: 22.08.2013).

6. EVALuENT L'enquête nationale 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cache.media.eduscol.education.fr/file/ENT/46/6/ EVALuENT-synthese-enquete-2012-VF_241466. pdf (дата обращения: 26.08.2013).

7. L' ENT c'est quoi? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ponthieu.clg.ac-amiens.fr/ spip.php?article17 (дата обращения: 26.08.2013).

8. Le Web 2.0 et l'école [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cahiers-pedagogiques.com/Le-Web-2-0-et-les-profs (дата обращения: 2.09.2013).

9. L'utilisation du numérique et des Tice à l'École [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.education.gouv.fr/cid208/l-utilisation-du-numerique-et-des-tice-a-l-ecole.html#Le_d%C3% A9veloppement%20des%20comp%C3%A9tences% 20et%20l%27usage%20responsable%20du% 20num%C3%A9rique (дата обращения: 22.08.2013).

10. Projet de Recherche - Action: e-insertion ou comment le numérique vient en appui des stratégies d'insertion des étudiants [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://hal.inria.fr/docs/00/82/27/99/ PDF/Rapport_e-insertionV6.pdf (дата обращения: 26.08.2013).

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.