ЗА РУБЕЖОМ
УДК 371.4
Теркулова Ирина Наильевна
Новосибирский государственный педагогический университет
irena88@list.ru
СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЕ*
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные новации во французской школе (цифровое рабочее пространство, электронное портфолио, открытые образовательные площадки на базе веб-приложения Moodle, технологий Web 2.0 в образовательных целях), при адекватном использовании которых возможно позитивно влиять на социальное воспитание в процессе социализации в сфере социального опыта, социального образования, индивидуальной помощи.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), социальное воспитание, цифровое рабочее пространство, электронное портфолио, Web 2.0, Moodle.
В современном информационном обществе существенное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков оказывают информационно-коммуникационные средства. Информационно-коммуникационные технологии приходят на смену семье и школе - основным носителям социальности в традиционном и индустриальном обществах [3]. Интернет становится не только инструментом поиска и получения необходимой информации, но и средой виртуального взаимодействия, коммуникации, происходит расширение социальности информационного пространства, что ведет к расширению понятия социализации, включая социализацию в виртуальном пространстве. Человек «становится на путь киберсоциализации» [2]. В этой связи актуализируется потребность в управлении информационной составляющей социализации, организации работы с информацией с целью социального развития детей, что составляет важную часть современного социального воспитания.
Педагогические аспекты возможностей информационно-коммуникационных технологий заключены в том, что: а) ИКТ выступают в качестве важнейшего фактора социализации в современном информационном обществе (М.В. Воропаев, А.В. Мудрик, В.А. Плешаков); б) ИКТ применяют в педагогическом (обучающем) процессе (Л.С. Кругликова, Г.К. Селевко, А.В. Федоров); в) ИКТ обладают определенным социально-воспитательным потенциалом (М.В. Воропаев, А.В. Муд-рик, Т.А. Ромм) [4].
Опыт Франции может быть актуализирован вследствие особого внимания, уделяемого французским государством школе и проблеме освоения
информационных средств в образовательном процессе. Французская школа активно продвигается в цифровую эру, разрабатываются различные услуги на основе ИКТ в сфере образования для преподавателей, обучающихся и их родителей. Согласно стратегии «Обучение и Воспитание 2020», в Концепции по цифровым технологиям Франции и Евросоюза актуализируются ключевые образовательные и воспитательные компетенции выпускника, среди которых особый акцент делается на «транс-версальные компетенции»1, включающие наряду с цифровой компетенцией (уверенное и критическое использование технологий информационного общества) и умением учиться, предприимчивостью, инициативностью и культурным взаимопониманием, - социальную компетенцию (личностные, межличностные и межкультурные компетентности, а также различные формы поведения индивида, обеспечивающие его эффективное и конструктивное участие в общественной и профессиональной жизни), соотносящуюся с личностным и коллективным благополучием [5].
Цифровая компетенция предполагает высокий уровень владения компьютерными технологиями. Для этого во французской школе вводится предмет «ИКТ и интернет», в рамках которого ученики приобретают навык максимально полезного использования данных технологий в обществе, где стремительно эволюционирует информация и коммуникация. Также для учащихся вводится экзамен на получение диплома (сертификата) «информатика и интернет» В2^ оценивающий пять сфер:
1) приспособление к цифровому рабочему пространству;
2) принятие ответственного отношения;
3) создание, предъявление, обработка и использование данных;
* Статья подготовлена в рамках гранта президента РФ по поддержке ведущих научных школ, проект НШ 24862014.6.
© Теркулова И.Н., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
197
ЗА РУБЕЖОМ
4) сбор информации, изучение и подбор материалов;
5) общение, обмен [9].
В рамках программы внедрения ИКТ в школьную среду на современном этапе французской школы уже введено и успешно функционирует так называемое «цифровое рабочее пространство» [7] -образовательный интернет-портал, позволяющий любому члену образовательного сообщества (включая ученика и родителей) учебного учреждения через единую и безопасную точку доступа пользоваться набором информационных услуг:
1) для учебной деятельности - контроль успеваемости, посещаемости, расписание, домашнее задание, электронные учебники и др.;
2) для коммуникации - общение с другими членами сообщества, данные о кадрах, семьях и др.;
3) для педагогов - цифровые тетради (представляющие из себя дневник, где занесена информация о предметах, расписании, домашнем задании, документах, касающихся определенного предмета, «жизни» класса и др.), общие рабочие пространства и пространства по размещению различной информации для обучающихся и преподавателей, инструменты для совместного использования, бло-ги, форумы и др. [9].
Согласно проведенным министерством образования Франции исследованиям за 2010-2011 уч. г. [6], цифровое рабочее пространство ежедневно посещают 33% учащихся; 38% используют его через мобильный телефон, 12% - компьютер и 8% - планшеты. 30% подготавливают с помощью данного пространства индивидуальные задания, 20% -групповые задания и 14% - различные педагогические проекты. Преподаватели отмечают социальный эффект данного пространства: значительное облегчение общения между детьми; стимулирование развития навыков сотрудничества благодаря групповой подготовке различных проектов, заданий с помощью этого сервиса; осуществление поддержки, курирование совместных работ, что внушает студентам большую уверенность в себе.
Помимо прочего, цифровое рабочее пространство создает условия для формирования электронного портфолио, которое позволяет познавать себя, развивать навыки самооценки, отслеживать уровень сформированности различных компетенций и анализировать учащемуся свое продвижение [10]. Помимо этого, во французских школах активно используются открытые образовательные площадки на базе Moodle: веб-приложения, позволяющие создавать сайты для online-обучения, что также позволяет создавать портфолио.
Следует отметить широкое использование технологий Web 2.0, являющихся глобальным сервисом и включающим в себя социальные хранилища (хранение материалов в сети, знакомство с уже имеющимися и одновременная работа над ними),
различные инструменты (календари, переводчики и др.) и сообщества (сетевые сообщества, личные и многоавторские блоги). Работа в рамках данного сервиса не требует специальных технических навыков и знаний. Прежде всего, в образовательном плане Web 2.0 - это активное сотрудничество, создание и со-создание новых материалов и знаний [8].
Таким образом, анализ французских педагогических источников, в сочетании с концепцией социального воспитания А. В. Мудрика, в которой социальное воспитание предстает в единстве сфер освоения социального опыта, социального образования и индивидуальной помощи [1], позволяет сделать вывод, что в сфере социального опыта ИКТ способствуют:
- выравниванию шансов успешного поведения в школе;
- развитию коммуникативной компетентности и облегчению общения между детьми;
- формированию умений принимать оптимальные решения;
- выработке навыков сотрудничества.
В решении задач социального образования с помощью ИКТ более эффективно осуществляется:
- индивидуализация обучения;
- развитие навыков самостоятельной работы и самообразования;
- полноценное включение ребенка с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
- развитие самооценки и оценки компетенций с помощью электронного портфолио.
В решении задач индивидуальной помощи ИКТ содействуют:
- развитию процессов самоутверждения, самоопределения, самореализации повышению уверенности в себе;
- развитию критического отношения к информации;
- развитию креативности;
- усилению мотивации;
- с помощью углубленных знаний решать комплексные проблемы реальной жизни.
ИКТ, являясь средствами технического характера, способствуют появлению у современного ученика новых качеств, обеспечивают формирование автономии, включающее в себя умение самостоятельно анализировать и оценивать информацию, проявлять инициативу, определять потребности и стратегию своего обучения, производить рефлексию и оценку полученных знаний по сформированным самостоятельно критериям. Благодаря этому их применение в образовании оказывает определенный социально-воспитательный эффект на учеников [4], что необходимо современной школе, так как содействует социализации ученика как успешного гражданина современного информационного общества.
198
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Социально-воспитательный потенциал информационно-коммуникационных технологий..
Примечания
1 Трансверсальные компетенции (из лат. : transversus - «поперечный») - общие способности, сочетающие знания, умения, опыт и поведение, осуществляемые в определенном контексте и включающие различные взаимодополняющие друг друга грани навыков: интеллектуальные, методологические, личностные, социальные и коммуникационные.
Библиографический список
1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2009. - 568 с.
2. Плешаков В.А., Угольков Н.В. Интернет как фактор киберсоциализации молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2013. - Т. 19. - № 3. - С. 117-120.
3. Ромм Т.А. Стратегические ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. - 2013. -№ 2. - С. 26-31.
4. Теркулова И.Н. Проблематика ИКТ в современном социальном воспитании // Вопросы воспитания. - 2013. - № 1 (14). - С. 48-52.
5. Éducation et formation 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://europa.eu/
legislation_summaries/education_training_youth/ general_framework/ef0016_fr.htm (дата обращения: 22.08.2013).
6. EVALuENT L'enquête nationale 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cache.media.eduscol.education.fr/file/ENT/46/6/ EVALuENT-synthese-enquete-2012-VF_241466. pdf (дата обращения: 26.08.2013).
7. L' ENT c'est quoi? [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://ponthieu.clg.ac-amiens.fr/ spip.php?article17 (дата обращения: 26.08.2013).
8. Le Web 2.0 et l'école [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.cahiers-pedagogiques.com/Le-Web-2-0-et-les-profs (дата обращения: 2.09.2013).
9. L'utilisation du numérique et des Tice à l'École [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.education.gouv.fr/cid208/l-utilisation-du-numerique-et-des-tice-a-l-ecole.html#Le_d%C3% A9veloppement%20des%20comp%C3%A9tences% 20et%20l%27usage%20responsable%20du% 20num%C3%A9rique (дата обращения: 22.08.2013).
10. Projet de Recherche - Action: e-insertion ou comment le numérique vient en appui des stratégies d'insertion des étudiants [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://hal.inria.fr/docs/00/82/27/99/ PDF/Rapport_e-insertionV6.pdf (дата обращения: 26.08.2013).
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
199