Научная статья на тему 'СЕТЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

СЕТЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
сетевое проектирование / цифровые образовательные технологии / саморазвитие личности / педагогическое сопровождение / network design / digital educational technologies / self-development of the personality / pedagogical maintenance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воищева Элина Леонидовна, Ларина Ирина Борисовна

Статья предназначена для педагогов си-стемы начального общего образования, иссле-дователей, всех интересующихся проблемати-кой цифровой трансформации современного образовательного пространства. Авторами показан позитивный опыт реали-зации сетевого проектирования, представляю-щего собой модифицированный вариант про-ектного обучения, не разрушающего тради-ционную этапность и структурность проект-ной деятельности, а расширяющего границы образовательной деятельности и повышаю-щего ее результативность за счет использова-ния цифрового контента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воищева Элина Леонидовна, Ларина Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Network design as a means of self-development of junior schoolchildren

The article is intended for teachers of the pri-mary general education system, researchers who are all interested in the digital transformation of the modern educational space. Authors showed positive experience of rea-lization of the network design representing the modified option of the design training which isn't destroying traditional staging and degree of stru-cture of design activity, and expanding borders of educational activity and increasing its effect-tiveness due to use of digital content.

Текст научной работы на тему «СЕТЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Щф}

улшиш^ные /к(//Ки

Э. Л. Воищева, И. Б. Ларина

УДК 37.013

СЕТЕВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

п<

I остановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 20.05.2022) актуализирует проблему саморазвития обучающихся, а анализ современной научной литературы показывает, что саморазвитие личности представляется одним из трендов современной дидактики [9]. По утверждению Г. А. Цукер-ман, «проблема саморазвития буквально ворвалась в современное педагогическое сознание и немедленно принялась возводить дворцы для новых властителей дум (идей, провозглашающих примат индивидуального над всеобщим) и разрушать дворцы былых владык (идей, выводящих индивидуальное сознание из общественного)» [13, с. 76]. Это связано с тем, что саморазвитие наделяет обучающегося фундаментальной способностью «построения себя» для эффективного самопроявления, превращая собственную жизнедеятельность ребенка в предмет практического преобразования, что обуславливает значимость поиска перспективных технологий для обеспечения данного процесса.

Актуальность статьи обусловлена трансформационными процессами в российском образовании, в связи с чем образовательный процесс начальной школы, впрочем, как и все другие ступени подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни с максимальной реализацией их личностного потенциала, претерпевает вполне определенные изменения, обусловленные необходимостью формирования навыка самообразования.

Цель статьи заключается в определении возможностей сетевого проектирования для

обеспечения саморазвития младших школьников и выявлении педагогических условий адекватного и эффективного его применения, основным из которых является грамотное педагогическое сопровождение.

Переориентированность современного образования в соответствии с Федеральным проектом «Цифровая школа» на использование в образовательных организациях цифрового контента делает очевидным необходимость использования в качестве такого средства сетевых проектов, но для этого требуется теоретическое и эмпирическое осмысление их возможностей для освоения образовательной программы младшими школьниками, а также выявление организационно-педагогических условий их эффективной интеграции в процесс обучения [12].

В настоящее время метод проектов уже достаточно давно и прочно вошел в систему подготовки самостоятельного, активного, вдумчивого, креативно мыслящего обучающегося на разных ступенях образовательной системы, а теоретико-прикладная база его реализации была исследована многими российскими и зарубежными учеными. Так, например, за последнее десятилетие Н. Ф. Яковлева, Ch. O. Alink, H. van den Berg осуществили систематизацию основных инстансов теории и практики проектирования; Е. А. Кольцова, М. М. Шевцова, Е. В. Котова выявили ресурсный потенциал проектного обучения.

Сетевое проектирование как инновационная модель метода проектов явилось своеобразным лейтмотивом долгого процесса становления цифровой школы, который характеризует весь период метамодерна: от включения компьютерных обучающих программ в процесс познания через информатизацию образования до применения сетевых телекоммуникационных технологий в практике преподавания. Г. К. Селевко, раскрывая особенности образовательных проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, убедительно доказал, что интеграция традиционализма в использовании проектного метода обучения и возможностей цифрового контен-

та способствует расширению границ образовательной деятельности, а позитивный опыт использования интернет-проектов в своих исследованиях описали целый ряд ученых: О. Б. Голубев, О. Ю. Никифоров, S. Bramwell-Lalor, Н. Л. Исаханян, Н. А. Копылова, В. К. Обыден-кова, T. Ferguson, C. Hordatt Gentles, C. Roofe.

Стоит отметить, что большинство работ посвящено установлению возможностей сетевых проектов в формировании профессиональных компетенций студентов в вузе, некоторые - в обучении школьников старшего и среднего звена общеобразовательной школы, но их реализация в процессе обучения младших школьников относится к кругу неисследованных вопросов. Причиной этого, как нам видится, является отличность восприятия информации людьми разных поколений. Так, для старшего поколения - ученых - использование цифровых технологий зачастую представляется непростым процессом, поскольку период их профессионального становления пришелся на доцифровую эпоху, поэтому они считают, что возрастной период обучающихся начальной школы не позволит им полноценно включиться в сетевое проектирование. Но мы не видим явных ограничений, поскольку опираемся на тот факт, что для нового поколения Z цифровые методы обучения являются даже более органичными, чем традиционные, что обусловлено отличным от нас мировосприятием, связанным с изменившимися нейрофизиологическими особенностями современных детей [8]. Но решающая роль позиции «за» видится нам в выстраивании эффективной образовательной вертикали педагогического сопровождения процесса саморазвития младших школьников средствами сетевого проектирования.

С позиций дидактики «педагогическое сопровождение саморазвития личности» определяется как педагогическое взаимодействие педагога с обучающимися в учебно -воспитательном процессе с целью создания условий для саморазвития. В. Г. Маралов, Н. А. Ни-зовских, М. А. Щукина акцентируют внимание на том, что педагогическое сопровожде-

ние в полной мере «дает возможность создавать условия для самопознания и саморазвития личности, что не исключает в случае необходимости оказать помощь и поддержку» [7, с. 116].

Методологическими основам системы педагогического сопровождения на современном этапе следует считать развивающую направленность современной образовательной системы, которая выступает детерминантой лично-стно-ориентированного и системно-деятель-ностного подходов к обучению.

Парадигма развивающего образования утверждает необходимость создания такой системы образования, которая развивает фундаментальные человеческие способности и личностные качества ребенка, а не только дает определенную систему знаний и формируют умения. Теория педагогической поддержки поддерживает важность развития «самости» личности, создания условий для самоактуализации и самореализации через сотрудничество, сотворчество.

В рамках личностно -ориентированного подхода определяется приоритет потребностей и ценностей развития личности при построении системы педагогического сопровождения образования; формируются умения принимать самостоятельные и ответственные решения, планировать свою деятельность на перспективу, прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности, использовать полученные знания.

Системно-деятельностный подход к организации педагогического сопровождения способствует кооперации всех субъектов образовательного процесса и практико-ориентиро-ванную его направленность.

Структурировав педагогическое сопровождение саморазвития личности обучающихся, мы выделили три основных его составляющих.

1. Организационное звено педагогического сопровождения саморазвития обучающихся обуславливает важность рационального сочетания традиционных и инновационных методов и форм обучения младших школьников для развития самостоятельно познающей и

саморазвивающейся личности ребенка. Данный компонент является как бы взаимопроникающим, обеспечивая результативность всех других компонентов.

2. Содержательное звено педагогического сопровождения саморазвития обучающихся предполагает использование таких форм, методов и технологий учебно-познавательной деятельности в учебно-познавательной сфере, чтобы они обеспечивали их инициативность, активность, способствовали их самореализации.

3. Технологическое звено педагогического сопровождения обеспечивает готовность педагогов к владению продуктивными технологиями педагогического сопровождения саморазвития обучающихся.

Данный компонентный состав лег в основу опытного обучения, которое было проведено на базе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 97 г. Ельца», выборка составила 56 человек: параллели 4-х классов.

Принимая во внимание, что организация педагогического сопровождения невозможна без информации о наличии умений и навыков осуществления саморазвития, мы уточнили уровень проявления готовности младших школьников к саморазвитию с помощью таких диагностических методов, как опрос и анкетирование. Мы оценили интегративные данные о коммуникативном, операционно-деятельностном, нравственно-волевом и мотивационном компонентах готовности ребенка к саморазвитию, которые свидетельствовали, что способность обучающихся к саморазвитию находится на среднем уровне, что, на наш взгляд, является достаточно высоким показателем для младшего школьного возраста и однозначно позволяет реализовывать сетевое проектирование в качестве средства саморазвития в образовательной деятельности с младшими школьниками, которое при грамотном педагогическом сопровождении способно обеспечить повышение данного уровня.

Под сетевым проектом вслед за С. В. Зен-киной, Е. К. Герасимовой, О. П. Панкратовой мы понимаем особый тип проекта, выполняяе-

2О2.]/.]-

мый пространственно распределенной командой с использованием сетевых средств телекоммуникации и других ресурсов цифровой образовательной среды [1].

Мы придерживались следующего общепринятого алгоритма создания «традиционного проекта». На подготовительном этапе мы выбирали тему исследования, конкретизировали ее. Обучающимся была предложена интересная для них проблема, так как самая важная задача педагога в сопровождении саморазвития - это заинтересовать ребенка данной деятельностью, «нарисовать» в его сознании радужные перспективы его работы.

Ориентировочный этап заключался в помощи обучающимся в определении проблемного вопроса, постановке целей и задач проекта, выборе предмета или объекта проектирования. В процессе дискуссии определялся план общих дел участников, создавалась копилка мыслей, набросков, вариантов и предложений реализации проекта.

Мы также провели вводное занятие, на котором дети вспомнили, откуда и как можно взять материал, необходимый для создания проектов. Обсудили, что это могут быть книги в электронном виде, статьи, видео-блоги, видео-уроки, видео-презентации, другие источники. Для осуществления группового взаимодействия в режиме реального времени мы познакомили обучающихся с наиболее популярными в России сервисами видеовстреч: «Яндекс. Телемост», ЙзМее^ 200М. Также для создания коллективных мультимедийных продуктов в рамках работы над сетевыми проектами мы с обучающимися проанализиро-али возможности сервиса GoogleApps-Google-sites, который предоставляет возможность группе пользователей разрабатывать и связывать страницы коллективного сайта и добавлять к этим страницам мультимедийные элементы.

Только после такой предварительной работы мы приступили непосредственно к реализации проекта, т. е. третьему этапу - организационному. В рамках организационного этапа был реализован сетевой проект «Лучшие парки нашего города».

Мы посмотрели видеоэкскурсии по лучшим столичным паркам, актуализировали тот факт, что, к сожалению, нет такого рода под-кастов о парках г. Ельца.

Были проведены тематические походы в парки города, где дети смогли прочувствовать значимость заявленной проблемы, собрать необходимые фото- и видеоматериалы.

Завершился проект оформлением собственных видеоэкскурсий и информационных сайтов по теме «Сохраним красоту нашего парка».

Как показала практика, использование сетевой проектной деятельности помогло нам активно привлекать всех учеников к обсуждению различных тем и проблем, а их решение не стало «непосильным» для четвероклассников.

Для формирования умений самостоятельной деятельности в процессе выполнения проектов мы осуществили следующие виды педагогического сопровождения в соответствии с этапами проектной работы.

1. Поиск необходимой информации. Это являлось обязательной деятельностью каждого проекта. Главным помощником на этом этапе, безусловно, были интернет-ресурсы. Вся полученная информация обрабатывалась коллегиально в режиме видеоконференции. После общей обработки информации принимался лучший вариант, необходимый для реализации проекта. При этом мы регулировали последовательное выполнение всех операций в любой работе участников.

2. Полученный продукт или результат труда. Участники выбирали возможные для себя способы проведения своей работы, уточняли, анализировали собранную информацию, формулировали выводы. Мы выступали в роли коуч-консультанта.

3. Презентация или представление результатов, готового продукта. Дети учились выступать перед всем классом, другими учениками школы, учителями, грамотно готовить презентационный материал. Мы помогли им осознать актуальность, значимость полученного результата.

Таким образом, реализация сетевого проектирования показала много положительных моментов, открыв новые возможности для взаи-

модействия обучающихся, позволив вовлечь абсолютно каждого в процесс самообразования. Конечно, прямые показатели результативности сетевого проектирования достаточно условны, поскольку критерием выступает поле развития самого ребенка, имеющее пролонгированный результат. Но сам процесс реализации проектного обучения уже показал высокую степень вовлеченности обучающихся в проектную деятельность; позитивные личностные достижения младших школьников; востребованность ими «услуг сопровождения», что можно уже принять за критерии результативности сетевого проектирования как средства саморазвития младших школьников и важность грамотного педагогического сопровождения данного процесса.

АННОТАЦИЯ

Статья предназначена для педагогов системы начального общего образования, исследователей, всех интересующихся проблематикой цифровой трансформации современного образовательного пространства.

Авторами показан позитивный опыт реализации сетевого проектирования, представляющего собой модифицированный вариант проектного обучения, не разрушающего традиционную этапность и структурность проектной деятельности, а расширяющего границы образовательной деятельности и повышающего ее результативность за счет использования цифрового контента.

Ключевые слова: сетевое проектирование, цифровые образовательные технологии, саморазвитие личности, педагогическое сопровождение.

SUMMARY

The article is intended for teachers of the primary general education system, researchers who are all interested in the digital transformation of the modern educational space.

Authors showed positive experience of realization of the network design representing the modified option of the design training which isn't destroying traditional staging and degree of structure of design activity, and expanding borders of educational activity and increasing its effectiveness due to use of digital content.

Key words: network design, digital educational technologies, self-development of the personality, pedagogical maintenance.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зенкина С. В., Герасимова Е. К., Панкратова О. П. Сетевая проектно-исследова-тельская деятельность обучающихся: монография. - М.: Юрайт, 2021. - 152 с.

2. Голубев О. Б., Никифоров О.Ю. Смешанное обучение в условиях цифровой школы // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 374-378.

3. Исаханян Н. Л. Теория и практика организации и проведения проектов в Интернете // Информатика и образование. - 2013. -№ 2. - С. 67-71.

4. Кольцова Е. А. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров: дисс. ... канд пед. наук. - М., 2017. - 213 с.

5. Копылова Н. А. Информационные проекты как инновационный метод преподавания профессионально-ориентированного иностранного языка в техническом вузе // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2016. - № 4. - С. 59.

6. Котова Е. В. Освоение профессиональных компетенций студентами профессиональных образовательных организаций на основе проектного обучения: дисс. ... канд. пед. наук. -Кемерово, 2017. - 266 с.

7. Маралов В. Г., Низовских Н. А., Щукина М. А. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Юрайт, 2023. - 320 с.

8. Морозов А. В., Гиль А. В. Цифровые технологии как механизм развития современного начального образования // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых; материалы XV Международной научной конференции. - М.; Иваново; Шуя, 2022. - С. 27-29.

9. Национальный проект «Образование»: сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://edu. gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 11.04.2023).

10. Обыденкова В. К. Определение понятия «интернет-проект» в контексте профессио-

202.J/.]-

нальной подготовки студентов вуза // Мир науки. Педагогика и психология. - 2016. - Т. 4. -№ 6. - С. 75-84.

11. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий // М.: Народное образование. - 2008. - Т. 1. - 556 с.

12. Цифровая школа: сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--80aaexmgrdn3bu4a-4g.xn--p1ai/ (дата обращения: 07.10.2022).

13. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. - Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. - 276 с.

14. Шевцова М. М. Использование ресурсов проектной технологии в подготовке педагогов в системе среднего профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). - 2020. - № 1 (29). - С. 102-112.

15. Яковлева Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.

16. Alink Ch. O., Berg H. van den. Project-Led Education (PLE) // University of Twente. -2013. - URL: https://www.utwente.nl/en/ces/-celt/publications/ 20130820-ple-final.pdf.

17. Bramwell-Lalor S., Ferguson T., Hor-datt Gentles C., Roofe C. Projectbased Learning for Environmental Sustainability Action // Southern African Journal of Environmental Education. - 2020. - № 36. - P. 57-71.

С. М. Каплунович, И. Я. Каплунович

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КОМПЕТЕНЦИИ ВОПРОШАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ «КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО»

Оовременный этап развития общества и экономики, подверженный влиянию вызовам быстро меняющейся внешней среды, с каждым днем все отчетливее демонстрирует такие свои особенности, как нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность. Следовательно, такие жизненные реалии требуют от современного специалиста умения жить и работать в непредсказуемом и нестабильном мире. Результаты проведенных исследований экспертов Агентства стратегических инициатив и Сколково также указывают на то, что специалист будущего должен уметь работать с большими объемами информации (схватывать информацию «на лету», анализировать и перерабатывать ее под вновь возникшие запросы), принимать решения в сложных и рискованных ситуациях, владеть межотраслевой коммуникацией, обладать системным мышлением и прочими надпрофессиональными компетенциями [1]. Если суммировать все перечисленные умения и компетенции, которые необходимо сформировать у специалиста будущего, у нас создастся образ человека думающего и творческого, инициатора новаций и изменений, человека, у которого рождается множество вопросов для разрешения противоречий и поиска выхода из нестандартных ситуаций. Для подготовки таких специалистов к будущей профессиональной деятельности в условиях неопределенности и быстрых инновационных изменений, необходимо внедрение в образователь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.