Научная статья на тему 'ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ'

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кармаев Александр Алексеевич, Ким Светлана Викторовна, Олейник Вера Ивановна

Преемственность основного и дополнительного образования сегодня - методологическая и организационная проблема, которая явилась результатом объективных процессов модернизации отечественного образования. Цифровая среда изменяет технологии познавательной деятельности, восприятие картины мира, методики преподавания и коммуникации между учителями и учениками. Цифровое образовательное пространство актуализирует такие функции учителя, как навигация по информационному пространству и фасилитация деятельности ученика на выбранном индивидуальном маршруте познавательной деятельности. В статье рассматривается эффективный опыт обеспечения преемственности основного и дополнительного образования на примере организации сетевой формы проектной деятельности школьников в гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кармаев Александр Алексеевич, Ким Светлана Викторовна, Олейник Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY OF BASIC AND ADDITIONAL EDUCATION IN PROJECT WORK OF SCHOOLCHILDREN

The continuity of basic and additional education is today a methodological and organizational problem, which was the result of objective processes of modernization of domestic education. The digital environment is changing the technology of cognitive activity, the perception of the picture of the world, teaching methods and communication between teachers and students. The digital educational space actualizes such functions of the teacher as navigation through the information space and facilitation of student activity on the chosen individual route of cognitive activity. The article considers the effective experience of ensuring the continuity of basic and additional education on the example of the organization of the network form of the project activity of schoolchildren in the gymnasium.

Текст научной работы на тему «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.31

А. А. Кармаев, С. В. Ким, В. И. Олейник

Преемственность основного и дополнительного образованна

в проектной деятельности школьников

Аннотация

Преемственность основного и дополнительного образования сегодня — методологическая и организационная проблема, которая явилась результатом объективных процессов модернизации отечественного образования. Цифровая среда изменяет технологии познавательной деятельности, восприятие картины мира, методики преподавания и коммуникации между учителями и учениками. Цифровое образовательное пространство актуализирует такие функции учителя, как навигация по информационному пространству и фасилитация деятельности ученика на выбранном индивидуальном маршруте познавательной деятельности. В статье рассматривается эффективный опыт обеспечения преемственности основного и дополнительного образования на примере организации сетевой формы проектной деятельности школьников в гимназии.

I Ключевые слова: основное образование; проектная деятельность школьников; дополнительное образование; сетевые технологии образования.

A. A. Karmaev, S. V. Kim, V. I. Oleynik

in project work of schoolchildren

Abstract

The continuity of basic and additional education is today a methodological and organizational problem, which was the result of objective processes of modernization of domestic education. The digital environment is changing the technology of cognitive activity, the perception of the picture of the world, teaching methods and communication between teachers and students. The digital educational space actualizes such functions of the teacher as navigation through the information space and facilitation of student activity on the chosen individual route of cognitive activity. The article considers the effective experience of ensuring the continuity of basic and additional education on the example of the organization of the network form of the project activity of schoolchildren in the gymnasium.

| Keywords: basic education; project work of schoolchildren; additional education; network technologies of education.

Continuity of basic and additional education

Актуальность вопроса преемственности основного и дополнительного образования школьников находится в фокусе внимания педагогов основного и дополнительного образования, решающих задачи научно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к процессу и результатам образовательной практики. Основное общее образование (5-9-е классы) — вторая ступень общего образования в России и в большинстве других стран, целями которого является создание условий для становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей и интересов. Основное общее образование — необходимый этап для получения среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Оценка образовательных достижений учащихся в дополнительном образовании представляет собой вариативный комплекс разнообразных диагностических методов, которые используются по требованию в зависимости от назначения и стратегической цели оценки. Дополнительное образование — совокупность форм образования, получаемого в дополнение к основному в целях получения новых или развития существующих компетенций учащегося.

В школьном дополнительном образовании в последние годы произошли значительные изменения, направленные на достижение нового его качества, обеспечивающего успешную интеграцию школьников в социально-культурное пространство России и мира. Преемственность всех видов, этапов и форм основного и дополнительного образования — ключевой принцип системного реформирования школьного образования в кластере саморазвивающейся системы непрерывного образования (СНО).

Преемственность выступает ключевым методологическим принципом и в реализации успешной интеграции отечественной СНО в глобальное единое (общее) информационно-образовательное пространство (Концепция модернизации Российского образования до 2010 г.; Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г.; Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на период 2009-2013 гг.; Болонская декларация (1999); новое поколение ФГОС; национальная образовательная инициатива «Наша новая школа 2010» и др.).

Следует отметить опыт пилотных инновационных проектов по реализации требований ФГОС в гимназическом образовании. Современная гимназия представляет собой общеобразовательное учреждение, реализующее государственную программу общего среднего образования в расширенном и углубленном варианте гуманитарного

образования (как правило, углубленное изучение иностранных языков).

Особенностью образовательных программ по учебным дисциплинам является их авторская разработка на основе требований ФГОС общего образования (ФГОС ОО) и устава гимназии. Содержательное ядро любой авторской гимназической программы включает инвариантную часть (по ФГОС ОО) и вариативную — гимназический эквивалент расширенного и углубленного изучения учебной дисциплины. Принцип интеграции сегодня становится ключевым механизмом формирования целостного содержания образовательной программы по учебному предмету. Однако, учитывая требования нового поколения ФГОС по развитию умений, способностей школьника на основе универсальных учебных действий (УУД), существуют объективные трудности интеграции и оптимизации содержания учебно-познавательной деятельности.

Требования ФГОС ставят задачу актуализации личностно-деятельностного подхода в учебном процессе и дидактико-развивающего потенциала учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся. Но эта задача оказывается трудно выполнимой в условиях классно-урочной системы массовой школы, где образовательный процесс ограничен рамками программ и учебным временем (35 часов в неделю).

Дополнительные образовательные ресурсы гимназии — факультативы, кружки, малые академии и научные общества — располагают достаточным временным и методическим ресурсом, чтобы оптимально разработать индивидуальный образовательный маршрут школьника и рационально распределить психоэмоциональную нагрузку как на учащихся, так и на каждого учителя-предметника, отвечающего за педагогическое сопровождение развития личностных способностей и умений гимназистов в условиях основного и дополнительного образования.

Эффективная интеграция и оптимизация всего комплекса ресурсов информационно-развивающей среды школьного образования (основного и дополнительного) с целью информационно-методического сопровождения процесса развития исследовательских умений и проектной культуры учащихся как субъектов образовательного процесса — актуальная педагогическая проблема школьной практики.

Задача интеграции и оптимизации образовательных ресурсов является актуальной и для школьников, и для учителей, и для родителей, и для педагогов дополнительного образования. При этом в процессе оптимизации информационно-методической поддержки индивидуального образовательного маршрута по формированию компетентности и проектно-технологической

культуры школьника возникают объективные и субъективные трудности.

Практика показывает целесообразность использования образовательно-развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и технологических ресурсов сети Интернет (сетевых технологий). В зарубежной образовательной практике накоплен значительный опыт развития исследовательских умений и проектной культуры в дистанционном обучении: формальном и неформальном. В отечественной школьной практике именно гимназии, как правило, выступают лидерами в области адаптации зарубежного опыта использования ИКТ-технологий в обучении (специальных обучающих программ и других сетевых инструментов Интернета). При этом, следует отметить, что использование школьником зарубежных сетевых ресурсов и методик требует специальной лингвистической подготовки и помощи специалиста-куратора.

Зарубежные специальные развивающие программы дополнительного (неформального) образования — учебные проекты и учебные исследования, направлены, чаще всего, на развитие кругозора и стимулирование познавательного интереса подростка, на его социальную адаптацию. Стратегической идеей социального воспитания в отечественной школе также остается социализация ребенка, подростка. Поэтому основные и дополнительные образовательные программы школ способствуют приобщению детей к отечественной и мировой культуре, к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям и нравственно-этическим императивам методологической культуры личности проектно-технологического типа.

Образовательные программы гимназического образования, основного и дополнительного, формируют представление ученика об окружающем мире на основе научных знаний поликультурной направленности, которые опираются на три автономные системы нейролингвистического оформления информации о природе, человеке и обществе: на английском, французском (немецком, испанском) и русском языках. Это обстоятельство, с одной стороны, создает дополнительные проблемы в переработке школьниками учебной информации разных языковых систем, а с другой стороны, помогает школьникам в освоении специальных систем научных языков, описывающих научное знание отдельных предметов и межпредметных областей. Второй язык в гимназическом образовании рассматривается как инструмент и подсистема вторичной социализации школьников.

Основу научного языка (терминов, категорий, понятий) составляют слова (образные выражения), которые взяты из романо-германской нейро-лингвистической системы. Знание перевода терминов и особенностей его применения в описании явлений и процессов способствует активизации

процессов интеграции-дифференциации, синтезу нового знания на основе расширенного нейро-лингвистического информационного поля.

Это обстоятельство создает предпосылки для более успешного самостоятельного «дрейфа» гимназиста в «нейролингвистическом потоке» иноязычной информации и методического инструментария Сети. Поэтому в гимназическом образовании наиболее успешно разрабатываются и применяются инновационные для отечественной школы сетевые образовательные ресурсы.

Социально-гуманитарные предпосылки актуализации применения ИКТ и сетевых образовательных ресурсов Интернета в современном гимназическом образовании (основном и дополнительном):

• внедрение нового поколения ФГОС, расширение и модернизация социально-институали-зированных структур сферы неформального образования (СИС НФО), оказывающих образовательные услуги дополнительного, компенсирующего, развивающего, адаптирующего, рекреационного, досугового назначения;

• кластерная консолидация образовательных ресурсов социально-институализированных структур сфер формального и неформального образования (СИС ФО и НФО) и их сетевое взаимодействие на уровне школы, муниципалитета, региона;

• формирование методологической культуры продуктивной деятельности (познавательно-преобразующей) личности проектно-тех-нологического типа как цель школьного образования;

• реализация системно-деятельностного и ком-петентностного подходов в образовательной практике по развитию личностных и метапред-метных результатов образования с учетом особенностей индивидуального образовательного маршрута;

• версификация структурно-содержательных форм и программ гимназического образования (ФО и НФО) — исследовательские и творческие школы (макрошколы), школьные исследовательские лаборатории, интегрированные кафедры вуза и производства, научно-исследовательские центры, ресурсные центры и др.;

• повышение открытости образовательных систем формального и неформального образования (ФО и НФО);

• актуализация учебно-исследовательской деятельности школьников как перспективной дидактической технологии развития самостоятельной и продуктивной познавательной деятельности;

• создание надидеологической поликультурной актуальной образовательной системы разностороннего развития личности — адаптивной среды гимназического образования (переход

от адаптирующей среды социального воспитания к адаптивной, соответствующей запросам

личности и общества).

Особого внимания заслуживает актуальный опыт сочетания традиций и инноваций в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников в гимназическом дополнительном образовании. Сущность инновации — создание нового качества интеллектуальных и материальных продуктов внутри существующих систем (англ. т — внутри) [6]. Информатизация образования школьников во многом определила революционные новации за счет применения ИКТ, изменения культуры труда, быта, учения, активизирующих социальную активность личности, субъектную позицию в образовательном процессе [11].

Новое качество педагогической инновации обеспечивает инновационное содержание обучающей деятельности, активизацию субъектной позиции обучающегося [9]. Педагогическая стратегия сопровождения индивидуального образовательного маршрута заключается в том, чтобы помочь человеку самостоятельно ориентироваться в потоке возрастающей информации — учиться самостоятельно (получать информацию для решения его насущных проблем), в отличие от преобладающей в последние годы тенденции усвоения обучающимся постоянно увеличивающегося потока обязательной учебной информации («на будущее»).

Информатизация усиливает методологическую функцию образования как системной основы педагогической поддержки инновационного содержания деятельности учащегося в процессе формирования его проектно-техноло-гической культуры, синергетического мышления (от греч. synergia — содействие, соучастие), нравственно-этических критериев деятельности, гуманистического подхода [3].

Метод учебного исследования и метод учебного проекта — актуальные инструменты формирования методологической компетентности и культуры школьников, определяющих качество исследовательской, проектной функции мышления личности [1; 2]. Проектирование рассматривается как итог духовно-преобразовательной деятельности (М. С. Коган), цель которой представлена в виде прототипа преобразований (проекта — от. лат projectus — брошенный вперед, «образ будущего»).

Следует отметить активность опытно-экспериментальной работы педагогов школ по актуализации дидактических ресурсов учебно-исследовательской и проектной деятельности. Однако постоянная стрессовая нагрузка, обусловленная реформированием образовательной практики, усиливает риски снижения качества жизни людей в условиях обучения, нивелирует гуманизм новаций, выдвигает необходимость адекватного науч-

но-методического сопровождения экспериментальной деятельности [5].

Постклассическая нелинейная методология педагогического проектирования актуализирует синергетический подход в разработке информационно-методического сопровождения индивидуального образовательного маршрута школьника, вектор которого (навигационная характеристика) периодически отклоняется от планируемого образовательной программой направления вследствие влияния факторов внешней социальной, образовательной среды, внутренних противоречий, особенностей взросления, социализации, здоровья и развития индивидуума [7]. Влияние средового комплекса ресурсов образовательной системы можно отразить в навигационных характеристиках (векторах) [4; 8].

Представим инновационную разработку коллектива педагогов ГБОУ «Вторая Санкт-Петербургская Гимназия» по созданию сетевого инструментария учебных проектов (СИУП), который представляет собой электронный метаресурс по сопровождению выполнения учебного проекта школьником (индивидуально и в группе).

Электронные учебные материалы — электронные образовательные ресурсы, обеспеченные педагогическим инструментарием.

Проектная деятельность учащихся — учебная деятельность, базирующаяся на методе проектов, основу которого составляет развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также критического и творческого мышления1.

Личностные, метапредметные и предметные результаты — требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Конкретизированные и операционали-зированные цели образования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования2.

Информационные и коммуникационные технологии в образовании — современный технологический инструментарий, способствующий эффективному решению профессиональных педагогических задач и внедрению инновационных методик обучения в условиях реализации ФГОС ОО.

Системно-деятельностный подход — методологический подход, основа которого включает:

• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию учеников;

• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

1 URL: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm.

2 иИЬ: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2589.

• организацию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся;

• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся3.

Сетевой инструментарий учебных проектов (СИУП) как форма инновационного продукта

Это комплект учебно-методических разработок, обеспечивающих поддержку образовательной практики в условиях реализации ФГОС ОО на основе системно-деятельностного подхода. Такой комплект включает:

• методическое описание для учителя по использованию комплекта «Сетевой инструментарий учебных проектов»;

• электронный ресурс для методической подготовки учителя к использованию продукта;

• электронные учебные материалы (ЭУМ) — система электронных ресурсов (сайтов и он-лайн-инструментов) с инструкциями для учащихся по выполнению проектных заданий, разработанных учителями гимназии;

• электронный ресурс, содержащий работы учащихся (используется в качестве примеров на стадии подготовки учителя, а также в его дальнейшей работе с учащимися).

Общее описание инновационного продукта. Разработанный продукт — сетевой инструментарий учебных проектов — современное средство реализации системно-деятельностного подхода в школьном образовании. Внедрение инновационного продукта способствует созданию условий для:

• получения личностно значимых результатов обучающегося;

• формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию;

• стимулирования личностного развития и профессионального совершенствования педагогов;

• развития образовательно-информационной среды образовательного учреждения;

• формирования системы профессионального сетевого взаимодействия педагогов как в самом образовательном учреждении, так и в районе, городе, стране.

Инновационный продукт представлен в виде совокупности электронных учебно-методических ресурсов, объединенных идеей организации образовательной деятельности учащихся как их проектной деятельности.

В качестве технологической основы выбрана бесплатная платформа Google.

3 URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588.

Сетевой инструментарий учебных проектов содержит четыре компонента: педагогический инструментарий в виде сформулированных личностных, метапредметных, предметных результатов, достигаемых учащимися в проектной деятельности, и заданий, учебных ситуаций и приемов для их достижения; оценочный инструментарий в виде средств внешней оценки, самооценки, взаимооценки учеников, а также самооценки учителя; технологический инструментарий для организации проектной деятельности учащихся на основе информационных и коммуникационных возможностей платформы Google; предметное содержание в виде примеров реализованных проектных заданий. Приведем краткое описание этих компонентов.

1. Педагогический инструментарий включает:

а) материалы ФГОС ОО, представляющие требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основных образовательных программ общего начального, основного и среднего образова-ния4;

б) проектные задания и учебные кейсы (проблемные ситуации), интересные для учащихся и мотивирующие их на участие в учебном проекте и получение результатов как продуктов проектной деятельности;

в) перечень и краткое описание педагогических приемов с указанием места их использования в процессе проектной деятельности.

2. Оценочный инструментарий представлен материалами для рефлексии учащихся, позволяющими оценивать личностные, предметные и метапредметные результаты на различных этапах организации деятельности и по итогам осуществления проекта.

3. Технологический инструментарий для организации проектной деятельности учащихся на основе информационных и коммуникационных возможностей платформы Google содержит:

• инструменты-шаблоны для каждого этапа проектной деятельности — документы общего доступа (дидактические материалы — текстовые, табличные, презентации, формы), в которых заранее прописаны опорные позиции для самостоятельной и групповой работы детей на этом этапе; критерии отбора учебного материала; ссылки на интернет-ресурсы для поиска необходимой информации и другие;

• сайт этапов проекта — шаблон, на котором дана мотивационная информация ученику для активизации его интереса к проекту, и представлены все этапы деятельности учащихся по таким разделам, как «Что ученик делает на данном этапе?», «Какие инструменты использует

4 URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0% BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D 1%8B/543

для работы?», «Результат работы данного этапа» (формируется на этой странице в процессе работы детей);

• сайт описания проекта — шаблон, на котором представлены следующие разделы:

а) общее описание проектного задания — описание проблемной ситуации, планируемые образовательные результаты, конечный результат работы, возможность его использования в дальнейшем; возраст учащихся, формат реализации проекта;

б) методические рекомендации учителю по применению данного ЭУМ в образовательной деятельности — описание этапов работы с указанием педагогической задачи, решаемой на каждом этапе, результата деятельности учеников, знаний и практических умений, которыми должен обладать учитель;

в) критерии оценивания;

г) описание этапов проекта с указанием используемых инструментов-шаблонов;

д) инструкции по технологическим вопросам. 4. Предметное содержание представлено примерами заданий, реализованных в процессе проектной деятельности учащихся. Каждое задание содержит описание проблемной ситуации, на основе которой учащиеся формируют поле проблемных вопросов. Решение проблемных вопросов (вопроса) происходит поэтапно и отражается на сайте проекта с использованием разработанных инструментов-шаблонов. Может осуществляться в рамках как урочной системы для всего класса, так и во внеурочной системе (кружок, факультатив, спецкурс) для малой группы учащихся.

Аналоговый анализ

Мы выделяем следующие материалы, аналогичные представляемому инновационному продукту:

• традиционная проектная деятельность в школе5;

• сервис ВикиВики в проектно-исследователь-ской деятельности;

• другие Сервисы web 2.0 для сетевой проектной деятельности.

Сопоставляя аналоги с предлагаемым инновационным продуктом, важно подчеркнуть его актуальность для современного школьного образования. Отметим, например, отличия этого инновационного продукта от такого аналога, как «Традиционная проектная деятельность в школе», которые связаны с использование другого технологического и педагогического инструментария и сетевых сервисных возможностей, способствующих реализации требований ФГОС ОО:

5 http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_ dejat.htm.

1. Открытость образовательного процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Возможность внешней и внутренней оценки проектных результатов учащихся.

3. Возможность организации сетевого группового взаимодействия.

4. Возможность ознакомиться с ходом и результатами работы всех групп, что предотвращает риск получения мозаичных знаний в результате проектной деятельности.

5. Наблюдение за процессом деятельности учеников.

Сравнение заявленного инновационного продукта с аналогами «Сервис ВикиВики в проек-тно-исследовательской деятельности» и «Сервисы web 2.0 для сетевой проектной деятельности» позволяет сделать вывод, что проектная деятельность на сетевых сервисах дает возможность участвовать в совместной работе над проектом, наблюдать за процессом его выполнения, знакомиться с результатами. Но при этом отсутствует разработанный инструментарий для повторной реализации данного проекта. А в предлагаемом инновационном продукте разработан инструментарий, который предназначен для многократной реализации готовых проектных заданий и разработки собственных проектных заданий. Таким образом продукт легко тиражируется.

Существует также важное отличие содержательной компоненты проекта. Учитель не формулирует проблемный вопрос, он лишь описывает проблемную ситуацию. Проблемная ситуация имеет надпредметный характер, т. е. она не ориентирована на конкретную предметную область, а пути разрешения проблемной ситуации учащиеся предлагают сами.

Выводы

Разработанный инновационный продукт включает:

• все основные компоненты для организации образовательной (проектной) деятельности учащихся в сети Интернет;

• педагогические приемы использования новых средств обучения (технологический инструментарий и сетевые сервисные возможности);

• возможность многократного использования технологических инструментов — инструментов-шаблонов, сайта описания проекта-шаблона, сайта этапов проекта-шаблона;

• инструменты, которые являются открытыми (при необходимости возможна их корректировка);

• педагогический инструментарий, ориентированный на постановку проблемной ситуации, которая выводит детей за пределы конкретной предметной области (это касается и содержания, и тех необходимых учебных действий, которые ученики должны выполнять для до-

стижения конечного результата, т. е. можно говорить о превращении знаний по предмету в средство достижения метапредметных и личностных результатов);

• оценочный инструментарий, позволяющий отследить прогресс учащихся на всех этапах образовательной деятельности.

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

Кадровое:

• сотрудники образовательной организации (сотрудники методической службы, центра информатизации образования), владеющие технологией проектной деятельности и технологией работы с сервисами Google для организации внутрикорпоративного обучения (если таких сотрудников нет, обучение необходимо организовать в другом формате);

• учителя-предметники, готовые к внедрению «продукта» и прошедшие обучение (если это необходимо);

• учителя информатики (желательно) для консультирования учащихся в процессе их деятельности и помощи в сотрудничестве с родителями. Техническое:

• компьютер с выходом в Интернет (необходим для старта проекта и промежуточного обсуждения результатов);

• компьютерный класс (желательно) с выходом в Интернет для проведения консультаций с учащимися и внутрикорпоративного обучения учителей.

Программное:

• любой браузер, кроме Internet Explorer;

• сервисы платформы Google (свободно распространяемые).

Эффекты, достигаемые при использовании продукта

Для учащихся:

• приобретение опыта получения знаний из различных источников информации и соблюдения принципов работы с ними (поиск, обработка

информации, логика работы над проектным заданием);

• осознание учащимися возможностей для получения личностно значимых образовательных результатов сетевой проектной деятельности, возможностей их обсуждения, анализа собственной работы и работ других учащихся;

• приобретение опыта работы с онлайн-инстру-ментами для эффективного взаимодействия в рабочей группе и представления своих результатов в сети Интернет;

• осознание единства и целостности окружающего мира, взаимосвязи знаний из различных предметных областей;

• осознание возможностей сотрудничества и значимости коммуникативной культуры;

• опыт самостоятельной интеграция в образовательное информационное пространство с осознанием возможностей для дальнейшей образовательной деятельности в нем.

Для учителей, внедряющих инновационный

продукт:

• получение профессионального опыта и повышение профессиональной компетенции по внедрению системно-деятельностного подхода в педагогическую практику как основной методологии ФГОС ОО посредством практи-ко-ориентированной деятельности учащихся при решении проблемных задач в ЭУМ;

• осмысление роли новых средств обучения — технологических инструментов, «встроенного» оценочного инструментария и сервисных сетевых возможностей, инициирующих действия учащихся (УУД);

• изменение таких дидактических отношений, как «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-социум», «учитель-учитель», «учитель-социум», взаимодействие «субъект-субъект»;

• реальная интеграция в образовательное информационное пространство с осознанием педагогической целесообразности использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.

Литература

1. Алексашина, И. Ю. Учитель и новые ориентиры образования: монография / И. Ю. Алексашина. — Санкт-Петербург: [б. и.], 1997. — 153 с. — ISBN5-86-682-019-6.

2. Алексеева, М. Б. Системное управление подготовкой профессионалов (методология и методы): монография / М. Б. Алексеева. — Санкт-Петербург: СПбГИЭА, 1997. — 131с. — ISBN 5-88996-087-3.

3. Бордовская, Н. В. Диалектика педагогического исследования: логико-методологические проблемы / Н. В. Бордовская. — Санкт-Петербург: Изд-во РХГИ, 2001. — 512 с. — ISBN 5-88812-065-0.

4. Введение в эргономику / Г. М. Зараковский, Б. А. Королев, В. И. Медведев, П. Я. Шлаен; под ред. В. П. Зинченко. — Москва: Советское радио, 1974. — 352 с.

5. Газман, О. С. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования / О. С. Газман, Р. М. Вейсс, Н. Б. Крылова. — Москва: Институт педагогических инноваций РАО «Инноватор», 1995. — 130 с.

6. Инновационное образование (парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения) / В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, А. Я. Савельев, Л. И. Романкова // Высшее образование в России. — 1994. — №2. — С. 13-28.

7. Ким, С. В. Валеологическая безопасность образования. Ресурсы педагогических систем / С. В. Ким. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. — 315 с.

8. Князева, Е. Синергетика: начало нелинейного мышления / Е. Князева, С. Курдюмов // Общественные науки и современность. — 1993. — № 2. — С. 38-51.

9. Новиков, А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Москва: СИНТЕГ, 2007. — 668 с. — ISBN 978-5-89638-100-6.

10. Сетевой инструментарий учебных проектов. — URL: https://sites.google.com/site/ setevojinstrumentarijproektov/home (дата обращения: 25.04.2021).

11. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 2003. — № 6. — С. 7-16.

1. Aleksashina, I. Yu. (1997).Uchitel i novye orientiry obra-zovaniia: monografiia [Teacher and new horizons education]. Sankt-Peterburg: s.n..

2. Alekseeva, M. B. (1997). Sistemnoe upravlenie podgot-ovkoiprofessionalov (metodologiia i metody): monografiia [Systemic management of professional training]. Sankt-Peterburg: SPbGIEA.

3. Bordovskaia, N. V. (2001). Dialektika pedagogichesk-ogo issledovaniia: logiko-metodologicheskie problemy [Dialectics of pedagogical research: issues of logic and methodology]. Sankt-Peterburg: Izd-vo RKHGI.

4. Zarakovskii G. M., Korolev B. A., Medvedev V. I. & Shlaen P. Ya. (1974). Vvedenie v ergonomiku [Introduction to ergonomics]. V. P. Zinchenko (Ed.). Moskva: Sovetskoe radio.

5. Gazman, O. S., Veiss R. M. & Krylova N. B. (1995). Novye tsennosti obrazovaniia: soderzhanie gumanistich-eskogo obrazovaniia [New values of education]. Moskva: Institut pedagogicheskikh innovatsiy RAO «Innovator».

6. Shukshunov V. E., Vziatyshev V. F., Savelev A. Ya., Ro-mankova L. I. (1994). Innovatsionnoe obrazovanie (paradigma, printsipy realizatsii, struktura nauchnogo

References

obespecheniia) [Innovative education (paradigm, implementation principles, scientific structure)]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2, 13-28.

7. Kim, S. V. (2005). Valeologicheskaia bezopasnost obrazovaniia. Resursy pedagogicheskikh system [Valeological safety of education. Resources of educational systems]. Sankt-Peterburg: Izd-vo SPbGUEF.

8. Kniazeva, E. & Kurdiumov S. (1993). Sinergetika: na-chalo nelineinogo myshleniia [Synergy: the beginning of non-linear thinking]. Obshchestvennye nauki i sovre-mennost, 2, 38-51.

9. Novikov, A. M. & Novikov D. A. (2007). Metodologiia [Methodology]. Moskva: SINTEG.

10. Setevoi instrumentarii uchebnykh proektov [Network tools of project-based learning]. Available at: https:// sites.google.com/site/setevojinstrumentarijproektov/ home (accessed 5 April, 2021).

11. Feldshtein, D. I. (2003). Prioritetnye napravleniia raz-vitiia psikhologicheskikh issledovanii v oblasti obra-zovaniia i samoobrazovaniia sovremennogo cheloveka [Priority directions of the development of psychological research in education and self-education of modern man]. Voprosypsikhologii, 6, 7-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.