Научная статья на тему 'Сетевая организация инновационной деятельности педагогов в условиях муниципальной системы образования'

Сетевая организация инновационной деятельности педагогов в условиях муниципальной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ / NETWORKING ORGANIZATION / MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM / INNOVATIVE ACTIVITIES / MUNICIPAL EDUCATION PORTAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лёскина Ирина Николаевна

Статья посвящена актуальной проблеме инновационного развития муниципальной системы образования, связанной с построением ее практики на основе принципов сетевого взаимодействия и кооперации обучающихся и педагогов. На основе теоретического анализа современных подходов к определению понятия «сетевая организация» предложена концептуальная модель субъектов муниципальной системы образования, ориентированной на формирование инновационного типа поведения педагогов и учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лёскина Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORKING ORGANIZATION OF THE TEACHERS’ INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM

The article is concerned with a topical issue of the innovative development of the municipal educational system in the part of shaping the innovative education practices based upon the networking principles and cooperation of students and teachers. Basing upon the theoretic research of the modern definitions of the “networking organization” conception the author suggests a conceptual model of the networking organization of the municipal educational entities with a focus on the development of the innovative behaviour of teachers and students.

Текст научной работы на тему «Сетевая организация инновационной деятельности педагогов в условиях муниципальной системы образования»

УДК 37.01

Лёскина Ирина Николаевна

аспирант кафедры педагогики и андрагогики Нижегородского института развития образования [email protected]

СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Lyoskina Irina Nikolaevna

PhD student of the Education Science and Andragogy Department, Nizhny Novgorod Institute of Education Development

[email protected]

NETWORKING ORGANIZATION OF THE TEACHERS’ INNOVATIVE ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM

Аннотация:

Статья посвящена актуальной проблеме инновационного развития муниципальной системы образования, связанной с построением ее практики на основе принципов сетевого взаимодействия и кооперации обучающихся и педагогов. На основе теоретического анализа современных подходов к определению понятия «сетевая организация» предложена концептуальная модель субъектов муниципальной системы образования, ориентированной на формирование инновационного типа поведения педагогов и учащихся.

Ключевые слова:

сетевая организация, муниципальная система образования, инновационная деятельность, муниципальный образовательный портал.

Summary:

The article is concerned with a topical issue of the innovative development of the municipal educational system in the part of shaping the innovative education practices based upon the networking principles and cooperation of students and teachers. Basing upon the theoretic research of the modern definitions of the “networking organization” conception the author suggests a conceptual model of the networking organization of the municipal educational entities with a focus on the development of the innovative behaviour of teachers and students.

Keywords:

networking organization, municipal education system, innovative activities, Municipal Education Portal.

Актуальность исследуемой проблемы. Исходный тезис данной статьи состоит в том, что выполнение современным образованием миссии двигателя системных изменений в экономике и обществе возможно только в рамках особой инновационной организации всей сферы образования и ее отдельных элементов. Прежде всего, перемены предполагают смену его институционального ядра. Без изменения институциональной формы реальные преобразования практики образования невозможны. Если институциональным ядром традиционного обучения является единичное образовательное учреждение, то в инновационном образовании наиболее жизнеспособной институциональной формой становится сетевая структура или сетевая организация.

Учитывая характеристики ситуации, в которой находится образование в России, как и во всем мире, определяемые тем, что знания стали «производиться» большими коллективами людей, нуждающихся как в средствах соорганизации между собой, так и с контекстом предполагаемого употребления продуктов интеллектуального производства - знаний - актуализируется установка на преодоление автономности и закрытости образовательных систем, взаимодействие на принципах социального партнерства, выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами, когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой [1].

Педагогическое новшество проходит в своем развитии три стадии: 1) рождение концептуальной идеи; 2) инновационный проект как основа конструктивных изменений массовой практики; 3) инновация как механизм и условие институционализации инновационного проекта [2; 3].

Для построения инновационной практики в муниципальной системе образования наиболее сложной для воплощения оказывается стадия построения проекта изменений. Как показал проектный эксперимент, концептуальная идея может быть сформулирована, но если относительно нее не будут достигнуты определенные соглашения в профессиональном образовательном сообществе, то инновация скоро будет забыта. Именно от широты и уровня признания педагогического новшества зависит эффективность его внедрение в практику [4; 5].

Задача инновационного развития системы муниципального образования во всей ее полноте не может решаться за счет отдельных мероприятий или с помощью локальных действий. Требуется разработка комплексного проекта инновационного развития, адекватного современ-

ной социокультурной ситуации, задачам развития государства, системы образования и социальному запросу в целом. В такой проект должны быть включены педагогические коллективы образовательных учреждений, представители научно-методических служб, а также представители управления образованием.

По мнению практически всех выдающихся ученых, наиболее эффективным способом решения задач инновационного развития образования является сетевая система организации, преимущество которой состоит в возможности целенаправленного интенсивного обмена информацией, знаниями, научными инновационными и образовательными проектами [6; 7; 8; 9].

Сетевая форма организации профессионального педагогического сообщества, объединяющая управленческую, организационно-методическую, практико-педагогическую и научную позиции, предполагает создание институциональной структуры, способной поддерживать устойчивость инновационных процессов, обеспечивать смыслообразующую функцию образования в социокультурном развитии конкретной территории.

Результаты исследования и их обсуждение. В качестве конструктивной платформы, способной выполнить функцию организационно-методического обеспечения сетевого взаимодействия субъектов инновационной деятельности образовательного пространства муниципалитета, выступает муниципальный образовательный портал инновационных проектов, который осуществляет научно-методическое и сервисное сопровождение инновационной деятельности субъектов системы образования. Выполняя социокультурную миссию не просто получения случайных эффектов инновационного развития, данная институциональная форма сетевой организации ориентирована на формирование механизмов воспроизводства, регулирования и продуктивности данной деятельности педагогов в условиях муниципальной системы образования, превращая процесс саморазвития ее субъектов в стратегическую цель образовательной деятельности.

В условиях нарастания неопределенности и постоянных изменений социальноэкономических условий жизни, концептуальная модель муниципального образовательного портала инновационных проектов представляется нам более жизнеспособной и эффективной по сравнению с существующими формами научно-методического сопровождения инновационной деятельности субъектов муниципальной системы образования.

В ходе анализа отечественной философской и психолого-педагогической литературы нами было выявлено множество разных представлений о наиболее характерных чертах сетевой организации в образовании. Обозначим некоторые из них.

В исследованиях О.С. Анисимова, посвященных механизмам формирования инновационного поведения субъектов образовательного пространства, характеризуется проектнодеятельностная кооперация субъектов образования, объединяющая различные ресурсы по созданию и совместному владению новой интеллектуальной собственностью (инновационными практиками, образовательными программами, технологиями) [10].

В.С. Лазарев при рассмотрении образовательного учреждения как целостной образовательной системы, к ее важнейшим организационным характеристикам относит такие, как открытость, направленность на создание кооперации управляемого развития людей, равенство активностей и свобод элементов, устойчивость к разрушению [11, с. 16-20].

В.И. Слободчиков в своих исследованиях социальную организацию рассматривает как высшую ступень развития событийной общности, как универсальную институциональную форму целостного содержания и как сообщество рефлексирующих практиков и теоретиков инновационного образования [12].

В исследованиях отечественных ученых, занимающихся вопросами создания инновационных инфраструктур (А.И. Адамский, Т.М. Ковалева, А.М. Цирульников) отмечается, что сетевые профессиональные сообщества представляют собой организационно-управленческую технологию сетевого взаимодействия субъектов образования, в которой закладывается высокий уровень автономности входящих в нее людей, и где общая регуляция в сетевой модели осуществляется на основе системы ценностных идей и представлений о культурной миссии коллективной деятельности в открытом образовательном пространстве [13].

Исследования Г.А. Игнатьевой по проектированию деятельностного содержания профессионального развития педагогов в системе дополнительного специализированного образования [14], а также В.В. Васильковой [15], Т.А. Каплунович [16], позволили рассмотреть феномен социальной организации взрослых как динамически развивающейся системы в синергийной парадигме повышения квалификации педагогических кадров, в которой нелинейный процесс развития любого социального и профессионального сообщества обусловливается противоречиями индивидуальноличностных, корпоративно-коллективных норм и ценностей.

В то же время анализ исследований отечественных ученых последнего десятилетия и практики инновационного образования показал необходимость разработки условий и механизмов синхронизации инновационных процессов для получения запланированных качественно

новых результатов, итогов, состояний, повышающих скорость изменений и обеспечивающих связность целого, называемого муниципальной системой образования.

Несмотря на то, что различные механизмы открытой, деятельностной, сетевой кооперации и социальной организации и управления хорошо разработаны и широко применяются в теории и практике управления экономическими процессами, бизнес-образования и образовательного менеджмента, данные механизмы недостаточно используются в практике развития сетевых форм организации и управления инновационными процессами в условиях муниципальных систем образования.

Анализ проблемного поля исследования модели сетевой организации инновационной деятельности педагогов в условиях муниципальной системы образования позволил нам вывести следующее рабочее определение данного понятия и раскрыть его базовые характеристики. Сетевая организация инновационной деятельности педагогов представляет собой открытую образовательную систему, в которой сетевое взаимодействие субъектов образования создается и существует «поверх» традиционно-сложившихся организационных форм обучения, в которых на основе общих ценностей, целей и задач осуществляется организационно-методическое, консультационно-проектное сопровождение, адресная поддержка и эффективное регулирование процессов инновационного развития и построения практики соответствующего образования.

Исходя из анализа прецедентов сетей в общем образовании в качестве типа организационного оформления сетевого учреждения инновационной деятельности педагогов, в условиях муниципальной системы образования, мы выбрали так называемую динамическую сеть. Это объединение организационных единиц, действующих в единой ценностной цепи. В данной сети один из узлов исполняет роль «системного интегратора» - держателя стратегического, в нашем случае интеллектуально-волевого ресурса, имеющего определенные имидж и связи. В качестве «системного интегратора» мы рассматриваем муниципальный образовательный портал инновационных проектов, который служит уникальной площадкой сетевого взаимодействия различных индивидуальных и коллективных субъектов инновационной деятельности в муниципальной системе образования для совместного решения конкретных задач инновационного развития. К основным характеристикам сетевой организации инновационной деятельности педагогов в условиях муниципальной системы образования как динамической сети мы относим:

- децентрализацию, преобладание горизонтальных связей над вертикальными;

- частичное лидерство, когда каждый субъект в какой-либо одной области может являться лидером, а в другой - лишь разработчиком, заинтересованным участником;

- широкая специализация, предполагающая решение в рамках сети не столько узкопредметных проблем, сколько «пограничных», лежащих на пересечении разных сфер деятельности;

- наличие неформальных отношений, предполагающих помимо профессионального, формально организованного, клубный характер отношений членов сети.

Сетевая организация инновационной деятельности педагогов как новая институциональная форма методической работы в условиях муниципальной системы образования призвана решать определенные задачи и выполнять следующие функции:

1) реализация конкурентных преимуществ муниципальной системы образования;

2) формирование единой идеологии образовательного менеджмента;

3) системное управление движением педагогических новшеств;

4) внедрение эффективной системы влияния на социальные процессы и социокультурное развитие территории муниципалитета;

5) формирование единых ценностей и проектно-преобразующей культуры субъектов образования и т.д.

В основе концептуальной модели сетевой организации инновационной деятельности педагогов в условиях муниципальной системы образования лежит ряд базовых принципов, а именно:

- автономность как основа построения индивидуальных траекторий инновационной деятельности субъектов муниципального образования, предполагает персонификацию и авторство инновационного проекта в сетевой организации;

- открытость как основа мобильности пространства сетевого взаимодействия обеспечивает создание и реализацию инновационных проектов в вариативных временных, пространственных рамках, формах и содержании;

- дополнительность как условие восполнения образовательных дефицитов субъектов муниципального образования через объединение ресурсов и обмен ими в рамках сетевой организации;

- непрерывность как основа развития и саморазвития субъектов муниципального образования в рамках инновационной деятельности.

При построении практики инновационного развития муниципальной системы образования в раках сетевой организации инновационной деятельности педагогов выделяются следующие этапы:

- создание системы учета потребностей и затруднений субъектов образования;

- выработка алгоритмов индивидуальных и персонифицированных образовательных траекторий на основе анализа типичных стратегий;

- оформление механизма кооперации субъектов образовательного пространства;

- форматирование и наполнение содержанием инновационных предложений и проектов;

- организация процессов организационно-методического, консультационно-проектного сопровождения инновационной деятельности педагогов;

- формирование системы рефлексии инновационной деятельности и экспертизы полученных результатов и эффектов.

Резюме. Главный акцент в создании сетевой организации инновационной деятельности педагогов в условиях муниципальной системы образования мы делаем на осмыслении, техно-логизации и диссеминации достигнутых результатов и социальных эффектов.

При выявлении социальных эффектов инновационного развития мы пользовались следующими критериями оценки результативности данных образовательных практик [17]:

- ориентация на задачи общедоступности качественного образования;

- получение принципиальных решений наиболее важных задач для успешного образования всех обучающихся на определенном возрастном этапе, в определенных областях обучения;

- обеспечение сохранения и укрепления здоровья граждан в ходе образования, их эмоциональное благополучие;

- актуальность проблематики инновационных предложений и проектов для развития территории муниципалитета и решения существенной педагогической проблемы;

- наличие площадок для отработки вариативных моделей развития данной педагогической практики.

Выявленные социальные эффекты свидетельствуют о переходе от концептуальной идеи к реальной практике сетевой организации инновационной деятельности в условиях муниципальной системы образования.

В качестве прогностического потенциала разработанной концептуальной модели можно определить формирование на ее основе перспективных направлений развития сетевых структур/организаций, способных решать задачи развития на разных уровнях:

- уровне информации, когда в системе образования налажены действенные информационные потоки;

- уровне распределения обязанностей между образовательными учреждениями в удовлетворении разных образовательных потребностей граждан;

- уровне формирования социально-педагогических, профессиональных норм;

- уровне ресурсного обмена между образовательными организациями;

- уровне реализации образовательных программ.

Ссылки:

1. Василевская Е.В. О создании сетевой организации методической работы на муниципальном уровне // Методист. 2004. № 5. С. 18-22.

2. Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения: материалы науч.-практ. конф. М., 17-18 мая 1994 г. С. 11-23.

3. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). Минск, 2004. 376 с.

4. Куркин Е.Б. Управление инновационными проектами в образовании. М., 2001. 328 с.

5. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2009. 264 с.

6. Алексеев Н.Г. Указ. соч.

7. Анисимов О.С. Организационные онтологии и анализ систем деятельности (А.А. Богданов и современная методология). М., 2004. 120 с.

8. Громыко Ю.В. Указ. соч.

9. Слободчиков В.И. Указ. соч.

10. Анисимов О.С. Указ. соч.

11. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: учеб. для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по направлению «Педагогика». М., 2006. 187 с.

12. Слободчиков В.И. Указ. соч.

13. Научно-методические рекомендации по созданию инновационных комплексов в сфере образования, обеспечивающих взаимодействие исследовательских групп, профессиональных педагогических сообществ, образовательных учреждений, органов управления по вопросам модернизации образования. URL: www.setilab.ru (дата обращения: 09.09.2013).

14. Игнатьева Г.А. Деятельностное содержание профессионального развития педагога в системе постдипломного образования: моногр. Н. Новгород, 2005.

15. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб., 1999. 480 с.

16. Каплунович Т.А. Парадигма самоорганизации в экспериментальном моделировании системы повышения квалификации педагогов: дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2002. 384 с.

17. Научно-методические рекомендации ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.