Научная статья на тему 'Сетевая информационно-методическая площадка как механизм сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций по вопросам урочной, внеурочной и воспитательной деятельности'

Сетевая информационно-методическая площадка как механизм сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций по вопросам урочной, внеурочной и воспитательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
professional development of teachers / dissemination of pedagogical experience / pedagogical competencies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразманова Ф. Н., Савичева Ю. О.

This article analyzes the role of a network informational and methodological platform as a mechanism for supporting the continuous professional development of pedagogical and leading workers of educational institutions on issues of regular, extracurricular and educational activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уразманова Ф. Н., Савичева Ю. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевая информационно-методическая площадка как механизм сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников образовательных организаций по вопросам урочной, внеурочной и воспитательной деятельности»

СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ

УДК 371.14

Сетевая информационно-методическая площадка как механизм сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников

Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева

В статье дается оценка роли сетевой информационно-методической площадки как механизма сопровождения руководящих и педагогических работников образовательных организаций в контексте их непрерывного профессионального развития по вопросам урочной, внеурочной и воспитательной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное развитие педагогов, диссеминация педагогического опыта, педагогические компетенции.

Национальная система учительского роста (далее — НСУР) предполагает создание системы стимулирования профессионального роста педагога; повышение уровня профессионализма учителей; подготовку профессионалов, способных организовывать свою деятельность на основе передовых достижений науки и педагогического опыта; формирование результативного кадрового потенциала образовательной организации. При этом НСУР обеспечивает не только проверку компетенций, но и содержит в себе механизмы, способствующие профессиональному и карьерному росту современного учителя и повышению качества образования за счет диагностики проблемных зон педагогов и оказания им методической помощи [2].

В контексте непрерывного профессионального развития педагогов актуальным становятся механизмы неформального повышения квалификации, а именно сопровождение профессионального роста педагогов, компенсирующее дефициты формальной структуры повышения квалификации. Такое сопровождение позволяет выстроить стратегию развития для каждого педагога в соответствии с его профессиональными запросами.

Кроме этого, в настоящее время базовым условием организации сопровождения непрерывного развития педагогов является цифровизация процесса образования. Применение цифровых платформ и технологий удаленного доступа предоставляет новые возможности для роста профессионального уровня и профессиональных компетенций педагогов, повышения их квалификации, применение которых может быть осуществлено с меньшими финансовыми затратами и в более короткие сроки, что, в свою очередь, способствует непрерывности обучения, дает возможности для саморазвития и роста уровня знаний за счет регулярного информационного обмена [1].

Сетевая информационно-методическая площадка (далее — ИМП), созданная МОУ «Гимназия № 53» города Магнитогорска, является платформой для осуществления обмена эффективными профессиональными практиками и трансляции передового педагогического опыта; формирования экспертного сообщества, проведения методического аудита образовательных организаций и экспертизы образовательных программ образовательных организаций, программ развития, учебных программ, факультативных курсов, методических рекомендаций и пособий, педагогических проектов, исследовательских работ.

Информационно-методическая площадка сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников обеспечивает сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров,

Цель функционирования: комплексное сопровождение профессиональною развития педагогических и управленческих кадров

Направления деятельности

Эффекты

Вебинары

Преодоление профессиональных дефицитов

Публикации

Трансляция передового педагогического опыта

Обмен эффективными профессиональными практиками, формирование экспертного сообщества

Рис. 1. Структура сетевой информационно-методической площадки сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров в условиях цифровизации образования (на базе официального сайта МОУ «Гимназия № 53»)

разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) на основе объединения и совместного использования ресурсов.

Сетевая площадка включает в себя разделы: «Вебинары», «Мастер-классы», «Публикации», «Электронный кейс» (рис. 1).

Электронный кейс «Образование без границ» аккумулировал в себе огромный педагогический опыт не только педагогов гимназии, но и региона. На муниципальном уровне данная площадка стала платформой для взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации проекта 500+. Идея функционирования сетевой информационно-методической площадки легла в основу концепции региональной инновационной площадки по направлению «Педагогические технологии урочной, внеурочной и воспитательной деятельности в условиях цифровизации». В рамках функционирования сетевой информационно-методической

площадки проводятся семинары, вебинары, конференции.

С 2020 году МОУ «Гимназия № 53» организует на основе ИМП конференцию «Учитель в цифровой образовательной среде» по следующим направлениям:

1. Формирование и функционирование предметной цифровой образовательной среды (представление опыта и мастер-классы).

2. Модель цифровой образовательной среды образовательной организации.

3. Модель сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров в образовательной организации.

Конференции 2022, 2023 и 2024 годов прошли по направлению «Педагогические технологии урочной, внеурочной и воспитательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды». В рамках конференций были представлены 60 выступлений, география конференции включала в себя: г. Санкт-Петербург, г. Челябинск, г. Магнитогорск, г. Кыштым, г. Верхний Уфалей, г. Ко-

Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева

пейск, г. Озёрск, г. Рязань, г. Красноярск, г. Див-ногорск (Красноярский край), г. Казань.

В рамках функционирования сетевой информационно-методической площадки были разработаны научно-методические материалы:

— методическое пособие «Создание предметной цифровой образовательной среды» (набор инфографики);

— концепция информационно-методической площадки;

— комплект инструкций по работе с сетевой информационно-методической площадкой.

Данные материалы позволяют изучить опыт функционирования подобной площадки, а значит опыт будет транслируемым на другие образовательные организации.

Таким образом, мы пришли к выводу, что информационно-методическая площадка непрерывного сопровождения профессионального развития педагогических кадров способствует:

— расширению горизонтов профессионального видения педагога, гибкого пространства для реализации творческих и инновационных образовательных идей;

— индивидуализации образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства в сфере информационно-управленческой культуры;

— обмену эффективными профессиональными практиками и трансляция передового педагогического опыта.

Список литературы

1. Ивашкина, Т. А. Возможности и проблемные аспекты использования цифровых платформ в повышении квалификации педагогов профессионального образования / Т. А. Ивашкина // Мир науки, культуры, образования. — 2023. — № 2 (99). — С. 178-180.

2. Неумоева-Колчеданцева, Е. В. Сопровождение развития педагогов в контексте непрерывного образования / Е. В. Неумоева-Колчеданцева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2022. — № 10 (173). — С. 18-24.

3. Уразманова, Ф. Н. Особенности сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2023. — № 1 (54). — С. 74-82.

4. Уразманова. Ф. Н. Модель сетевой информационно-методической площадки как эффективный механизм сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов в условиях цифровизации образования / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2020. — № 3 (11). — С.126-128.

5. Уразманова, Ф. Н. Конференциальная активность как условие совершенствования профессиональных и надпрофессиональных компетенций педагогов / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2023. — № 2 (18). — С. 91-95.

References

1. Ivashkina, T. A. Vozmozhnosti i prob-lemny'e aspekty' ispol'zovaniya cifrovy'x platform v povy'shenii kvalifikacii pedagogov pro-fessional'nogo obrazovaniya / MNKO, 2023, No. 2 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article /n/vozmozhnosti-i-problemnye-aspekty-ispolzova niya-tsifrovyh-platform-v-povyshenii-kvalifikat sii-pedagogov-professionalnogo (data obrash-heniya: 25.04.2024).

2. Neumoeva-Kolchedanceva, E. V. So-provozhdenie razvitiya pedagogov v kontekste neprery'vnogo obrazovaniya / Izvestiya VGPU, 2022, No. 10 (173), ss. 18-24.

3. Urazmanova, F. N., Savicheva, Yu. O. Osobennosti soprovozhdeniya neprery'vnogo professional'nogo razvitiya pedagogicheskix kadrov v usloviyax cifrovoj obrazovatel'noj sredy'/ Nauchnoe obespechenie sistemy' povy'sheniya kvalifikacii kadrov, 2023, No. 1 (54), ss. 74-82.

4. Urazmanova, F. N., Savichev,a Yu. O. Model' setevoj informacionno-metodicheskoj ploshhadki kak e'ffektivny'j mexanizm soprovozhdeniya neprery'vnogo professional'nogo razvitiya pedagogov v usloviyax cifrovizacii obrazovaniya / Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya, 2020, No. 3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/model-setevoy-informatsionno-metodi cheskoy-ploschadki-kak-effektivnyy-mehanizm-soprovozhdeniya-nepreryvnogo-professionalnogo (data obrashheniya: 25.04.2024).

5. Urazmanova, F. N., Savicheva, Yu. O. Konferencial'naya aktivnost' kak uslovie sover-shenstvovaniya professional'ny'x i nadprofes-

sionalnyx kompetencij pedagogov / Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovaniya, 2023, No. 2 (18). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/konferentsialnaya-aktivnost-kak-uslovie-sovershenstvovaniya-pro fessionalnyh-i-nadprofessionalnyh-kompetentsiy-pedagogov (data obrashheniya: 25.04.2024).

Сведения об авторах

Уразманова Флюра Наильевна — директор МОУ «Гимназия № 53», г. Магнитогорск.

Савичева Юлия Олеговна — заместитель директора по инновационной работе МОУ «Гимназия № 53», г. Магнитогорск.

Information about authors

Urazmanova F. N. — Director of Municipal General Education Institution "Gymnasium № 53", Magnitogorsk.

Savicheva Yu. O. — Deputy Director for In-novational Work of Municipal General Education Institution "Gymnasium № 53", Magnitogorsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.