Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразманова Флюра Наильевна, Савичева Юлия Олеговна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется проблема непрерывного профессионального развития педагогических работников в условиях цифровизации образования. Ставится цель анализа условий сопровождения сетевого взаимодействия педагогических и руководящих работников для непрерывного профессионального развития в условиях цифровой образовательной среды посредством функционирования сетевой информационно-методической площадки на базе официального сайта гимназии. Приводятся результаты обзора литературы, свидетельствующие о том, что профессиональное развитие характеризуется непрерывностью, интегративностью и осуществляется в образовательной среде. Методология (материалы и методы) исследования состоит в исследовании непрерывного профессионального развития педагогических работников, как процесса, базирующегося на принципах индивидуализации, непрерывности, фундаментализации, вариативности, автономии в выборе темпа и содержания обучения. Научной новизной обладают сформулированные особенности функционирования информационно-методической площадки, как виртуальной платформы для непрерывного профессионального развития педагогов. Полученные результаты отвечают идеям регионального проекта «Отличная школа» (ранее - «Домашний урок»), представляют собой информационный ресурс, позволяющий решить проблему преодоления профессиональных дефицитов и способствующий реализации профессиональных запросов на непрерывное повышение профессионального мастерства и освоение новых педагогических практик при помощи формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов для выстраивания системы непрерывного профессионального развития педагогических работников при помощи виртуальной платформы в любой образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уразманова Флюра Наильевна, Савичева Юлия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SUPPORTING THE CONTINUOUS PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHING STAFF IN A DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The research problem and the rationale for its relevance. The article actualizes the problem of continuous professional development of teaching staff in the conditions of digitalization of education. The goal of research is to analyze the conditions for supporting the network interaction of teachers and managers for continuous professional development in a digital educational environment through the functioning of a network information and methodological platform based on the official website of the gymnasium. The results of the literature review are presented, indicating that professional development is characterized by continuity, integrativity and is carried out in an educational environment. The methodology of the research consists in the study of the continuous professional development of teaching staff as a process based on the principles of individualization, continuity, fundamentalization, variability, autonomy in choosing the pace and content of learning. The formulated features of the functioning of the information and methodological platform as a virtual platform for the continuous professional development of teachers have a scientific novelty. The results obtained correspond to the ideas of the regional project “Excellent School” (formerly “Home Lesson”), are an information resource that allows solving the problem of overcoming professional deficits and contributing to the implementation of professional requests for continuous improvement of professional skills and the development of new pedagogical practices through the formation and implementation of individual educational routes. The practical significance of the research lies in the possibility of applying its results to build a system of continuous professional development of teaching staff using a virtual platform in any educational organization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 371.12+371.14:004.9

Особенности сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды

Ф. Н. Уразманова

https://orcid.org/0000-0002-5835-2899 urazmanova67@mail.ru

Ю. О. Савичева

https://orcid.org/0000-0002-4792-9066 yulechka_12may@mail.ru

Features of supporting the continuous professional development of teaching staff in a digital educational environment

F. N. Urazmanova Yu. O. Savicheva

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье актуализируется проблема непрерывного профессионального развития педагогических работников в условиях цифровизации образования. Ставится цель анализа условий сопровождения сетевого взаимодействия педагогических и руководящих работников для непрерывного профессионального развития в условиях цифровой образовательной среды посредством функционирования сетевой информационно-методической площадки на базе официального сайта гимназии. Приводятся результаты обзора литературы, свидетельствующие о том, что профессиональное развитие характеризуется непрерывностью, интегративностью и осуществляется в образовательной среде. Методология (материалы и методы) исследования состоит в исследовании непрерывного профессионального развития педагогических работников, как процесса, базирующегося на принципах индивидуализации, непрерывности, фундаментализации, вариативности, автономии в выборе темпа и содержания обучения. Научной новизной обладают сформулированные особенности функционирования информационно-методической площадки, как виртуальной платформы для не-

прерывного профессионального развития педагогов. Полученные результаты отвечают идеям регионального проекта «Отличная школа» (ранее - «Домашний урок»), представляют собой информационный ресурс, позволяющий решить проблему преодоления профессиональных дефицитов и способствующий реализации профессиональных запросов на непрерывное повышение профессионального мастерства и освоение новых педагогических практик при помощи формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов для выстраивания системы непрерывного профессионального развития педагогических работников при помощи виртуальной платформы в любой образовательной организации.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The article actualizes the problem of continuous professional development of teaching staff in the conditions of digitalization of education. The goal of research is to analyze the conditions for supporting the network interaction of teachers and managers for continuous professional development in a digital educational environment

through the functioning of a network information and methodological platform based on the official website of the gymnasium. The results of the literature review are presented, indicating that professional development is characterized by continuity, integrativity and is carried out in an educational environment.

The methodology of the research consists in the study of the continuous professional development of teaching staff as a process based on the principles of individualization, continuity, fundamentali-zation, variability, autonomy in choosing the pace and content of learning. The formulated features of the functioning of the information and methodological platform as a virtual platform for the continuous professional development of teachers have a scientific novelty.

The results obtained correspond to the ideas of the regional project "Excellent School" (formerly "Home Lesson "), are an information resource that allows solving the problem of overcoming professional deficits and contributing to the implementation of professional requests for continuous improvement of professional skills and the development of new pedagogical practices through the formation and implementation of individual educational routes. The practical significance of the research lies in the possibility of applying its results to build a system of continuous professional development of teaching staff using a virtual platform in any educational organization.

Ключевые слова: непрерывное профессиональное развитие, педагогические кадры, цифровая образовательная среда, сетевое взаимодействие, информационно-методическая площадка.

Keywords: continuous professional development, teaching staff, digital educational environment, networking, information and methodological platform.

Введение. Трудно переоценить роль образования для развития современной экономики, так как качественное образование влияет на укомплектованность государства специалистами в будущем.

Именно поэтому сегодняшнее социально-экономическое развитие России обуславливает необходимость совершенствования отечественного образования в контексте цифровизации. Этому отвечают федеральные проекты «Кадры для цифровой экономики», «Цифровая образо-

вательная среда» «Современная школа» и др.1 Данные проекты направлены на внедрение новых методов обучения, использование современных образовательных технологий в учебном процессе. Для реализации этих задач необходимо внедрить современную систему профессионального развития педагогов, включающую в себя непрерывное обновление профессиональных компетенций и знаний педагогических работников. Сетевое взаимодействие педагогических кадров отвечает идеям непрерывного профессионального развития педагогов [1]. Именно сетевое взаимодействие позволяет выработать определенную систему связей, позволяющую педагогическому сообществу разрабатывать, апробировать, экспертировать инновационные модели содержания образования, совместно использовать различные методические ресурсы, а значит, способствует организации непрерывного профессионального развития педагогических кадров. Повышение профессиональных компетенций педагогов через открытый доступ к различным научно-методическим материалам возможен, в том числе благодаря созданию и функционированию виртуальной сетевой информационно-методической площадки.

Целью данной статьи является анализ условий сопровождения сетевого взаимодействия педагогических и руководящих работников для непрерывного профессионального развития в условиях цифровой образовательной среды посредством функционирования сетевой информационно-методической площадки (ИМП) на базе официального сайта гимназии.

Обзор литературы. Проблеме профессионального развития педагогических кадров посвящено большое количество исследований. Для начала необходимо акцентировать внимание на традиционном подходе к определению понятия «профессиональное развитие учителя».

Такие исследователи, как Л. М. Митина [2], Т. В. Кудрявцев [3], рассматривают профессиональное развитие педагогов, прежде всего, как совершенствование психологической системы и характеризуют это понятие как постоянное развитие профессионально значимых личност-

1 Цифровая образовательная среда [Федеральный

проект]. URL: https://iuturerussia.gov.ru/cifrovaa-obrazovatelnaa-sreda.

ных качеств и способностей. Авторы представляют концепции и технологии профессионального развития педагогов, теоретически обосновывают и раскрывают психологические факторы, условия и механизмы творческой самореализации учителя, описывают альтернативные стратегии учительского труда, актуализируют проблему профессионального здоровья учителя.

Другая группа исследователей (С. Г. Верш-ловский [4], Э. Ф. Зеер [5] и др.) определяет профессиональное развитие учителя как деятельность, направленную на достижения. Под профессиональным развитием Э. Ф. Зеер понимает изменение в психике в процессе профессиональной деятельности. Причем профессиональное развитие возможно только при взаимодействии с профессиональным сообществом. Учитель здесь выступает сценаристом своего профессионального развития. В качестве механизмов профессионального развития авторы рассматривали саморегуляцию, саморазвитие, самоорганизацию. В процессе исследований ими были выявлены механизмы, закономерности, особенности успешного профессионального развития, а также разработаны эффективные психолого-педагогические технологии актуализации личностно-профессионального потенциала, формирования и развития психологических новообразований профессионально успешной личности.

В последнее время наиболее распространенной является подход, объединяющий личностный и деятельностный аспекты в профессиональном развитии учителя (В. А. Сластёнин, А. И. Щербаков и др.). По мнению В. А. Сла-стёнина2, профессиональное развитие - это процесс формирования личности, ориентированный на высокие профессиональные достижения, овладение профессионализмом и осуществляемый в саморазвитии личности, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействия. Автор рассматривает профессиональное развитие как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная

2 Сластенин В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М. : Академия, 2013. 576 с.

подготовка задает формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию, личностный смысл профессионального развития.

Методология (материалы и методы). Рассмотрим методологические основы непрерывного профессионального развития педагога.

Синергетический подход, обоснование и разработка которого дана в трудах В. Г. Буданова [6], Е. Н. Князевой [7], В. С. Степина [8] и др. Предметом исследования теории синергии является самоорганизация систем различной природы. Переход к новой системе дополнительного профессионального образования неизбежен в рамках меняющейся образовательной среды информационного общества. Новые социально-экономические условия определяют современные концептуальные основы непрерывного профессионального развития педагога.

Компетентностный поход к изучению проблем становления специалиста - определяющий образовательные результаты подготовки с ориентацией на личностную и профессиональную составляющую, что позволяет учитывать и оценивать результаты профессионального развития молодого педагога через овладение компетенциями (В. И. Байденко [9], А. А. Вербицкий [10] и др.).

Системно-деятельностный подход рассматривающий деятельность как главный источник профессионального роста личности педагога и фактор развития всех видов образовательной деятельности (В. В. Давыдов [11], Д. Б. Элько-нин [12] и др.). Теория «открытого» или свободного обучения, основывается на индивидуально-личностном подходе, относится к 60-70 годам прошлого века и обосновывается синергетиче-скими исследованиями. Опыт, накопленный свободным обучением взрослых, успешно использовался при разработке теории образования взрослых и создания адрагогических моделей обучения (С. И. Змеев3). В дальнейшем эта теория получила развитие в работах Б. Гершун-ского [13] и др. Качественные изменения в системе образования в контексте концепции открытого образования, связаны с изменением

3 Змеев С. И. Технология обучения взрослых : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. С. 54.

образовательной среды. Информационно-образовательная среда вносит коррективы в выбор форм, методов и средств обучения. Концепция открытого или свободного образования строится на принципах индивидуализации, непрерывности, фундаментализации, вариативности, автономии в выборе темпа и содержания обучения. Результатом становится доступность и качество образования.

Результаты и их описание. Характеристика педагога в рамках требований цифровизации сегодня включает такие понятия, как цифровые компетенции и цифровая культура, использование цифровых технологий.

На наш взгляд, цифровая культура педагога есть правильное, уместное применение учителем цифровых технологий для осуществления образовательного процесса, именно сформированная цифровая культура позволит педагогу успешно взаимодействовать в рамках образовательных отношений [14].

Современная школа способна самостоятельно выявлять профессиональные затруднения педагогических кадров, определять индивидуальные запросы и разрабатывать индивидуальный маршрут развития учителя.

В данном аспекте представляется необходимым информационно-методическое сопровождение педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды, которое включает в себя формирование цифровой культуры педагогических кадров.

Сетевое взаимодействие школ и педагогических работников на основе цифровой платформы является оптимальным и эффективным механизмом развития цифровых компетенций педагогических кадров.

Такой виртуальной платформой служит созданная гимназией информационно -методическая площадка сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических работников, которая обеспечивает сетевое взаимодействие педагогов посредством функционирования единой цифровой методической среды, способствующей профессиональному развитию педагогических кадров. В такой среде могут совместно использоваться различные методические ресурсы, разрабатываться и внедряться инновационные модели осуществления образовательного процесса.

Функционирование сетевой информационно-методической площадки позволяет своевременно выявить потребность педагогов и руководителей в освоении новых профессиональных компетенций, определить спектр профессиональных дефицитов в различных направлениях педагогической деятельности; индивидуализировать маршруты непрерывного совершенствования педагогического мастерства. Кроме этого, при помощи такой платформы возможно формирование экспертного сообщества, эффективное использование ресурсов ОУ на основе кооперации, обеспечение равных возможностей пользования ресурсами в сетевом пространстве.

Это обеспечивает преодоление автономности и закрытости образовательных организаций и способствует выстраиванию между партнерами прочных профессиональных связей в системе образования.

Для создания представленной информационно-методической площадки необходимы определенные условия: материально-технические, кадровые, управленческие.

В настоящее время материально-техническое обеспечение гимназии представлено единой локальной сетью, в том числе беспроводной (скорость интернета - 12 Гб/сек); функционируют школьный информационно-библиотечный центр, конференц-зал, видеостудия, позволяющая проводить видеоконференции. В школе есть 3 стационарных компьютерных класса, 3 мобильных компьютерных класса; 33 учебных кабинета, оборудованных компьютерной техникой в соответствии с требованиями ФГОС ОО. Кабинеты физики, химии, биологии оснащены предметными лабораториями. В школе созданы медиалек-торий, 3D-лаборатория, лаборатория робототехники. В образовательной деятельности педагоги активно используют электронные учебные пособия на основе планшетных ПК, девайсов, лего-конструкторы, 3D-принтеры, квадрокоптеры.

В гимназии успешно реализована модель непрерывного внутрифирменного повышения квалификации посредством участия в различных инновационных проектах. Также созданы мотивационные и материально-технические условия, способствующие развитию научно -методической деятельности педагогов, направленной на обобщение и распространение инновационного опыта, в том числе с привлечением ресурсов сетевых партнеров.

ЧИППКРО

На базе образовательного учреждения педагогами проводятся областные и городские обучающие и практические семинары для педагогов, заместителей руководителей и руководителей образовательных организаций города и региона.

Педагогические и управленческие кадры привлекаются к проведению практико-ориентированных лекций и открытых учебных занятий для слушателей курсов повышения квалификации. Педагогический состав и администрация гимназии принимает участие в работе образовательной агломерации (под руководством ГБУ ДПО ЧИРО, г. Челябинск) по актуальным направлениям развития систем оценки качества образования, реализации региональной концепции информационной политики, концепции регионального экспертного сообщества в сфере оценки качества образования в системе образования Челябинской области, а также направленной на применение модельной методики оценки эффективности деятельности руководителя образовательной организации по обеспечению деятельности образовательной организации, ее развития, повышения качества оказания образовательных услуг.

Данная площадка создает необходимые условия для непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях цифро-визации. Одним из таких условий становится проведение сетевых научно-методических мероприятий.

Для поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений с целью совершенствования профессиональных компетенций в области применения различных педагогических технологий в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности на основе информационно-методической площадки, ежегодно в 2020/21 и 2021/22 учебных годах были организованы межрегиональные конференции «Учитель в цифровой образовательной среде».

Данная конференция способствует совершенствованию цифровой культуры педагогических работников, которая включает в себя применение современных педагогических технологий, постоянный обмен педагогическими практиками, продуктивное общение внутри профессионального сообщества.

В декабре 2020 г. конференция «Учитель в цифровой образовательной среде» включала в себя 3 направления:

1. Формирование и функционирование предметной цифровой образовательной среды (представление опыта и мастер-классы).

2. Модель цифровой образовательной среды образовательной организации.

3. Модель сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров в образовательной организации.

Последняя конференция прошла в мае 2022 г. по направлению «Педагогические технологии урочной, внеурочной и воспитательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды (представление опыта или мастер-класс)».

В рамках конференций 2020 и 2022 гг. были представлены 32 выступления (по 16 выступлений каждый год), география конференции включает в себя г. Cанкт-Петербург, г. Челябинск, г. Магнитогорск, г. Кыштым, г. Верхний Уфалей, г. Копейск, г. Озерск, г. Рязань, г. Красноярск, г. Дивногорск (Красноярский край), г. Казань.

В 2020 г. конференция «Учитель в цифровой образовательной среде» была организована при помощи платформы Zoom, в 2022 г. мы использовали платформу «Сферум».

Информационная система «^ферум» является новым витком в области коммуникаций для осуществления образовательной деятельности.

Несмотря на стадию апробации в 2021/22 учебном году, функционал платформы крайне положительно зарекомендовал себя не только для обучения с применением дистанционных технологий, но и для проведения сетевых мероприятий, таких как межрегиональная конференция.

Благодаря кроссплатформенности данное программное обеспечение можно запустить на любом устройстве, как на персональном компьютере на базе операционной системы Windows, Linux, MacOS, так и на смартфоне под управлением Android или IOS.

Многим нашим коллегам из других регионов пришлось познакомиться и освоить данную платформу, благодаря которой они смогли без сбоев презентовать свой инновационный опыт в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности.

Большинство докладов наших коллег содержали опыт цифровизации, который они повсеместно используют в своей деятельности.

Все материалы конференций расположены на функционирующей информационно-методической площадке сопровождения непрерывного развития педагогических кадров, расположенной на базе официального сайта гимназии.

Еще одним условием непрерывного профессионального развития педагогических кадров стало создание и функционирование на информационно-методической площадке электронного кейса методических разработок «Образование без границ», который аккумулировал в себе огромный педагогический опыт не только педагогов гимназии, но опыт многих коллег из Челябинской области.

Также сетевая информационно-методическая площадка (ИМП) сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров состоит из других разделов:

- вебинары (в данном разделе опубликованы записи проведенных педагогами гимназии и партнерами вебинаров),

- мастер-классы (в данном разделе опубликованы видеозаписи проведенных мастер-классов),

- публикации (в данном разделе содержатся ссылки на научно-методические материалы коллектива гимназии, опубликованные в различных педагогических журналах).

Данная площадка стала основой реализации проекта по поддержки школ с низкими результатами обучения (Агаповский район, Чесменский район, г. Магнитогорск), где гимназия выступает как школа-лидер.

Также на этой виртуальной платформе опубликованы материалы реализации проекта 500+. Наличие информационно-методической площадки непрерывного сопровождения педагогических кадров соответствует концепции регионального проекта «Отличная школа» (ранее «Домашний урок»), представляющий собой информационный ресурс, обеспечивающий преодоление затруднений педагогов посредством использования в учебном процессе опыта коллег. Вместе с созданием информационно-методической площадки, нами был разработан комплекс научно-методических материалов, которые делают возможным изучить и внедрить опыт гимназии в любой образовательной организации. В этот комплекс входят: комплект локальных нормативных актов для создания и функционирования виртуальной платформы,

ЧИППКРО

комплект инструкций по работе с сетевой информационно-методической площадкой сопровождения непрерывного профессионального развития педагогов, концепция функционирования ИМП, методическое пособие «Создание предметной цифровой образовательной среды». Кроме этого, был разработан методический и дидактический инструментарий выявления профессиональных запросов педагогов в овладении профессиональными компетенциями (диагностические карты). Было проведено исследование спектра профессиональных дефицитов педагогических кадров в сфере информационно-управленческой культуры (на основе анкетирования, проведенного ГБУ ДПО ЧИРО). Мы осуществили отбор методического инструментария для осуществления эксперти-рования образовательных программ, учебных курсов и курсов внеурочной деятельности (экспертные карты).

Функционирование информационно-методической площадки непрерывного сопровождения профессионального развития педагогических кадров в условиях цифровизации способствует:

- созданию цифрового пространства для профессионального развития педагогических кадров в условиях цифровизации образования,

- построению индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, на основе выявленных профессиональных затруднений;

- аккумуляции различных методических материалов для встраивания их в образовательный процесс;

- развитию сетевого взаимодействия между педагогами для обмена успешными педагогическими практиками;

- стимулированию эффективному использованию инновационных методов профессиональной деятельности.

Обсуждение. Предложения по распространению и внедрению результатов функционирования информационно-методической площадки непрерывного профессионального развития педагогических кадров в массовую практику:

- Функционирование ресурса сетевой информационно-методической площадки (ИМП) непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников, который будет аккумулировать методический ресурс сети образовательных организаций Уральского федерального округа и других ре-

гионов РФ по формированию профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников в условиях цифровизации. На сегодняшний день на информационно-методической площадке опубликовано более 50 научно-методических материалов, которые будут актуальны для педагогического сообщества.

- Обеспечение нормативно-правовой базы организации ИМП непрерывного профессионального развития педагогических и руководящих работников в условиях цифровизации. Разработаны следующие локальные нормативные акты: типовой договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве в рамках реализации образовательных программ; положение о функционировании информационно-методической площадки сопровождения профессионального развития педагогов; положение о Координационном совете сети образовательных организаций, осуществляющих взаимодействие в рамках реализации сетевого проекта; положение о сетевой форме организации образовательной деятельности; положение о сетевом образовательном проекте в рамках реализации образовательных программ; положение об открытом конкурсе сетевых образовательных проектов в рамках образовательных программ. Данные локальные акты опубликованы на официальном сайте МОУ «Гимназия № 53» г. Магнитогорска (https://sch-53.ru) и сайте кон-курсшкол.рф).

- Организация условий для поддержки сетевого взаимодействия образовательных учреждений с целью совершенствования профессиональных компетенций в области применения различных педагогических технологий в урочной, внеурочной и воспитательной деятельности на основе ИМП.

- Создание и развитие региональной методической образовательной сети. Методическая сеть «Учитель в цифровой образовательной среде» функционирует на базе сайта кон-курсшкол. рф).

- Участие в реализации проектов межмуниципальными проектными группами по вопросам развития региональной системы оценки качества образования.

- Представление инновационного педагогического и управленческого опыта по выбранному направлению развития региональной системы оценки качества образования в научно-

профессиональном сообществе (всероссийские конференции других субъектов РФ, публикации в журналах (РИНЦ), в виде научно-методических продуктов, полученных в результате реализации проекта).

Интересным вопросом для обсуждения является потенциал школ в организации функционирования подобных сетевых виртуальных площадок.

Заключение

Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс позволит решить проблемы современного образования.

Только высокая цифровая культура педагогов позволит в полной мере реализовать образовательный процесс в условиях цифровой образовательной среды.

Таким образом, мы проанализировали условий сопровождения сетевого взаимодействия педагогических и руководящих работников для непрерывного профессионального развития в условиях цифровой образовательной среды посредством функционирования сетевой информационно-методической площадки (ИМП) на базе официального сайта гимназии. Нами были выделены материально-технические, кадровые, научно-методические условия создания и функционирования виртуальной платформы для осуществления непрерывного профессионального развития педагогов, внесены предложения по внедрению и распространению результатов функционирования ИМП.

Информационно-методическая площадка непрерывного сопровождения профессионального развития педагогических кадров способствует:

- расширению горизонтов профессионального видения педагога, гибкого пространства для реализации творческих и инновационных образовательных идей;

- индивидуализации образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства в сфере информационно-управленческой культуры;

- обеспечению неограниченного доступа к методическим ресурсам и сервисам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обмену успешными педагогическими практиками и трансляции передового педагогического опыта;

- использованию рефлексивно-проектной и исследовательской технологии в повышении

квалификации и консалтинго-тьюторского сопровождения внедрения образовательного продукта в педагогическую практику.

Библиографический список:

1. Воробьева, В. О. Особенности реализации информационной политики общеобразовательной организации / В. О. Воробьева. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий в образовании. - Красноярск : Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2019. - С. 55-59.

2. Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. - Москва : Академия, 2004. - 320 с. -Текст : непосредственный.

3. Кудрявцев, Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. - Москва, 1996. - Текст : непосредственный.

4. Вершловский, С. Г. Особенности социально-профессиональных ориентаций учителей / С. Г. Вешловский // Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности. - Москва, 1990. - С. 5-23. - Текст : непосредственный.

5. Зеер, Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сы-манюк. - Текст : непосредственный // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18, № 6. -С. 35-44.

6. Буданов, В. Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики : синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов : сборник статей / В. Г. Буданов ; ответственный редактор В. И. Аршинов [и др.]. - Москва : Прогресс-Традиция, 2000. - С. 285-304. - Текст : непосредственный.

7. Князева, Е. Н. Основания синергетики / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмова. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 286. - Текст : непосредственный.

8. Степин, В. С. Общеметодологические проблемы постнеклассической науки: проблемы методологии постнеклассической науки : сборник статей / В. С. Степин; ответственный редактор Е. А. Мамчур. - Москва : Институт философии РАН, 2002. - С. 3-16. - Текст : непосредственный.

9. Байденко, В. И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате / В. И. Байденко. - Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - C. 234. - Текст : непосредственный.

10. Вербицкий, А. А. Контексты содержания образования / А. А. Вербицкий, Т. Д. Дубовиц-кая. - Москва : РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. - 80 с. - Текст : непосредственный.

11. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва, 1996. -С. 256. - Текст : непосредственный.

12. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - Москва, 1989. -С. 346. - Текст : непосредственный.

13. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. -Москва : Совершенство, 1998. - С. 566. -Текст : непосредственный.

14. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. -Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с. - Текст : непосредственный.

References:

1. Vorobyeva, V. O. Features of the implementation of information policy of the general educational organization [Osobennosti realizacii infor-macionnoj politiki obshcheobrazovatel'noj organi-zacii], Actual problems of informatics and information technology in education, Krasnoyarsk: Krasnoyarsk Astafyev State Pedagogical University, 2019, pp. 55-59.

2. Mitina L. M. Psychology of labor and professional development of the teacher [Psihologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya], Moscow: Academy, 2004. 320 p.

3. Kudryavtsev, T. V. Psychology of professional training and education [Psihologiya profes-sional'nogo obucheniya i vospitaniya], Moscow, 1996.

4. Vershlovsky, S. G. Peculiarities of socio-professional guidelines of teachers [Osobennosti social'no-professional'nyh orientacij uchitelej], Development of socio-professional activity of teachers at different stages of activity, Moscow, 1990,pp.5-23.

ЧИППКРО

5. Zeer, E. F., Symanyuk, E. E. Crises of professional formation of the personality [Krizisy pro-fessional'nogo stanovleniya lichnosti], Psychological Journal, 1997, Vol. 18, No. 6, pp. 35-44.

6. Budanov, V. G. Transdisciplinary education, technologies and principles of synergetics: syner-getic paradigm: diversity of searches and approaches: proceedings [Transdisciplinarnoe obra-zovanie, tekhnologii i principy sinergetiki: siner-geticheskaya paradigma: mnogoobrazie poiskov i podhodov: sbornik statej], Moscow: Progress-Tradition, 2000, pp.285-304.

7. Knyazeva, E. N., Kurdyumova, S. P. Foundations of synergetics [Osnovaniya sinergetiki], Saint Petersburg, 2002. 286 p.

8. Stepin, V. S. General methodological problems of postneclassical science: problems of methodology of postneclassical science: proceedings [Obshchemetodologicheskie problemy postneklas-sicheskoj nauki: problemy metodologii postneklas-sicheskoj nauki: sbornik statej], Moscow: Institute of Philosophy RAS, 2002, pp. 3-16.

9. Baidenko, V. I. Conceptual model of state educational standards in the competence format [Konceptual'naya model' gosudarstvennyh obra-

zovatel'nyh standartov v kompetentnostnom formate], Moscow: Research Center for Quality Problems of Specialist Training, 2004. 234 p.

10. Verbitsky, A. A., Dubovitskaya, T. D. Contexts of educational content [Konteksty soderzhaniya obrazovaniya], Moscow: Sholokhov Moscow State Open Pedagogical University Publishing Center, 2003. 80 p.

11. Davydov, V. V. Theory of developmental learning [Teoriya razvivayushchego obucheniya], Moscow, 1996. 256 p.

12. Elkonin, D. B. Selected psychological works [Izbrannye psihologicheskie trudy], Moscow, 1989. 346 p.

13. Gershunsky, B. S. Philosophy of education for the XXI century [Filosofiya obrazovaniya dlya XXI vek], Moscow: Sovershenstvo, 1998. 566 p.

14. Uvarov, A. Yu., Gable, E., Dvoretskaya, I. V. Difficulties and prospects of digital transformation of education [Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya], ed. by A. Uvarov, I. D. Frumin. National Research University "Higher School of Economics", Moscow: Publishing house of the Higher School of Economics, 2019.343 p.

Образец для цитирования статьи:

Уразманова, Ф. Н. Особенности сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды / Ф. Н. Уразманова, Ю. О. Савичева. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2023. - № 1 (54). - С. 74-82.

Example for article citation:

Urazmanova, F. N., Savicheva, Y. O. Features of supporting the continuous professional development of teaching staff in a digital educational environment [Osobennosti soprovozhdeniya nepre-ry'vnogo professional'nogo razvitiya pedagogicheskix kadrov v usloviyax cifrovoj obrazovatel'noj sredy'], Scientific support of a system of advanced training, 2023, No. 1 (54), pp. 74-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.