Научная статья на тему 'Сетевая форма реализации образовательной услуги: преподавательский акцент'

Сетевая форма реализации образовательной услуги: преподавательский акцент Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЬ / СЕТЕВАЯ ФОРМА / ТЬЮТОР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА ЛИНК / POSTGRADUATE EDUCATION / NETWORKING / NETWORK FORM / TUTOR / TEACHER / INTERNATIONAL INSTITUTE OF MANAGEMENT LINK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щенникова Елена Сергеевна

Рассматриваются различные подходы к построению взаимодействий образовательных организаций при оказании образовательной услуги с использование сетевой формы взаимодействия, а также основные принципы к построению эффективных программ подготовки преподавателей, которые могут быть при этом задействованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NETWORK FORM OF EDUCATIONAL SERVICE: TEACHING FOCUS

The article discusses various approaches to building interactions educational organizations in the provision of educational services with the use of network forms of interaction, as well as the basic principles of building effective teacher training programs that may be involved in this case.

Текст научной работы на тему «Сетевая форма реализации образовательной услуги: преподавательский акцент»

УДК378(073), ББК74.58я73, Щ53

СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ АКЦЕНТ

Рассматриваются различные подходы к построению взаимодействий образовательных организаций при оказании образовательной услуги с использование сетевой формы взаимодействия, а также основные принципы к построению эффективных программ подготовки преподавателей, которые могут быть при этом задействованы.

Дополнительное профессиональное образование, сеть, сетевая форма, тьютор, преподаватель, Международный институт менеджмента ЛИНК

Вступление в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дало массу поводов для обсуждения и новый толчок для создания образовательных программ реализуемых с использованием сетевой формы образовательной деятельности. Согласно статье 15 есть только два признака сетевой образовательной деятельности, это наличие договора и участие нескольких организаций в процессе оказания образовательной услуги.

И хотя многие вопросы законодательно еще не регламентированы уже можно наблюдать всплеск подобных предложений на рынке дополнительного профессионального образования, особенно в секторе программ МВА.

Можно выделить несколько наиболее часто встречающихся сейчас типов партнерства.

Е.С. Щенникова

Организация 1

Организация 2

Организация 3

ОргаиизацияИ

Рис.1 Сетевое партнерство по принципу пазла

Первый тип, это когда члены партнерства оказывают услуги по разным элементам образовательной программы. Например, одна организация партнер проводит чтение лекций по одному блоку дисциплин, другая по другому, а третья организует стажировку. Такое партнерство можно сравнить со сбором пазла (Рис.1).

В этом случае для обеспечения качества услуги и достижения целей образовательной программы, в центре внимания должно стоять внимание к обеспечению «сцепок» или логических и методических связок между различными элементами учебной программы. Такое партнерство строится на уникальных способностях каждой из организаций в своей области, как партнерство равных.

Второй тип партнерства, это когда члены партнерства оказывают практически полный комплекс образовательной услуги, каждая в своем географическом регионе. При этом существует, как правило, одна организация находящаяся в центре такого сетевого партнерства, которая на определенных условиях может предложить уникальный продукт. Его можно сравнить на первом этапе развития с колесом (Рис.2)

Рис 2. Сетевое партнерство по принципу колеса

В этом случае для обеспечение качества услуги и целей образовательной программы, в центре внимания должны стоять процедуры и методики обеспечивающие одинаковые характеристики учебного процесса в каждой организации-партнере. Такое партнерство строится на уникальном продукте, которым обладает организация в центре и её способности со-

здать условие для его воспроизводства в другой организации.

Третий тип партнерства, это когда организации партнеры, как правило работающие на разных рынках, обмениваются образовательными продуктами с целью расширения собственных портфелей. Однако такое партнерство нельзя напрямую отнести к сетевой формой реализации образовательной программы, хотя участники зачастую позиционируют себя как сеть. Такое партнерство можно сравнить со звездой (Рис.3).

Рис 3. Сетевое партнерство по принципу звезды

Важно отметить, что если в третьем случае гарантом качества образовательной услуги выступаете каждая организация самостоятельно для своих слушателей, то в первом и втором случае это совместная ответственность нескольких партнеров.

В связи с этим очень важным становится вопрос обеспечения и гарантии получения услуги равного качества и характеристик для всех клиентов сетевого партнерства. И, пожалуй, единственным реальным способом достижения это является построение единой системы управления знаниями для всех членов партнерства и охватывающей все уровни каждой из организаций. Взяв за основу охват влияния управления знаниями в конкретной области деятельности организации на другие области и систему в целом, можно выделить три основных уровня. Верхний - стратегический уровень, определяющий перспективы и направление развития партнерства, средний -уровень интеграционного управления каждого из членов партнерства, нижний уровень - управление знаниями на функциональном уровне.

Задачами управления знаниями на верхнем уровне должно стать разработка согласованной и разделяемой всеми сетевой стратегии, разра-

ботка полагающих принципов взаимодействия и коммуникаций внутри партнерства. Задача среднего уровня должна заключаться в обеспечении распространения знаний верхнего уровня на всех уровнях в отдельных организациях входящих в сетевое партнерство. И задачами нижнего уровня управления знаниями должно стать обеспечение эффективности образовательной сети на функциональных уровнях.

При этом помимо вертикальной системы управления знаниями для реализации образовательных программ с использование сетевой формы должна быть дополнительно создана горизонтальная система управления знаниями, включающая функциональные подразделения всех организаций партнеров.

Примером создания такой горизонтальной системы управления знаниями между отдельными образовательными организациями, участвующими в предоставлении образовательной услуги можно назвать систему подготовки и поддержания тьюторского сообщества созданную в Международном институте менеджмента ЛИНК.

В рамках созданной сети обеспечивается единство учебной, профессиональной и социальной сред территориально разобщенных образовательных учреждений. В результате создается реальная возможность поддержания высокого уровня бизнес-образования в разных регионах той или иной страны. В значительной мере этому способствует широкое использование технических средств и информационных технологий, используемых в организации образовательной деятельности, что позволяет каждому студенту, обучающемуся в любом региональном центре, получить высококачественное профессиональное образование.

Вкладывание ресурсов в развитие педагогического персонала, создает необходимые условия, когда квалификация отдельных людей может считаться интеллектуальным капиталом всей организации. Известно, что внешние преподаватели-консультанты, зарабатывая путем использования своих экспертных знаний, и, возможно, обучаясь в процессе работы, вовсе не расположены делиться своими уникальными знаниями с коллегами.

Однако в случае обладания бизнес-школой определенными знаниями, присущих только данному образовательному учреждению, он может создать условия, когда индивидуальные интеллектуальные и закодированные знания приобретают свою истинную ценность только в ситуации си-нергетического взаимодействия с организационными знаниями, воплощенными в культуре, а также в виде встроенных и закодированных знаний, принадлежащих организации и знаний, воплощенных в виде образовательной услуги и всей системы учебной деятельности. Немаловажным для устойчивого и долгосрочного взаимодействия организации с тьюторами являются знания, воплощенные в бренде.

Иными словами, основой возможности использования организацией индивидуальных знаний является постоянное, опережающее развитие знаний, присущих и принадлежащих данной организации.

Система подготовки тьюторов в идеале должна быть оформлена как завершенная Программа. Основное ее предназначение должно заключаться в обеспечении требуемых стандартов качества образования.

В основу создания системы подготовки преподавателей задействованных в оказании образовательной услуги с использование сетевой формы могут быть положены принципы, формулированные в МИМ ЛИНК и нашедшие свое воплощение в содержании, методах и формах обучения:

Принцип развития компетентности предполагает, что целью программ подготовки тьюторов должно стать приобретение тьютором набора ключевых компетентностей, составляющих модель компетентности тьютора.

Принцип обучения через деятельность предполагает, что в основу каждого этапа должен быть положен цикл обучения. Предпосылкой для продуктивного обучения является опыт, полученный кандидатами в тьюторы в качестве студента, а затем во время стажировки в паре с опытным тьютором. Осознание затруднений и их рефлексия дают материал для выработки новых способов деятельности через построение собственных либо использование «привнесенных» теорий. Завершается цикл применением новых знаний и умений в тьюторской практике.

Принцип взаимообучения предполагает максимальное использование опыта и знаний других тьюторов в качестве важного ресурса в процессе обучения. Кандидаты в тьюторы приходят из различных областей деятельности - как педагогики, так и практического управления, обладая разнообразным опытом и знаниями и являясь носителями различных культур. Вовлечение этого опыта реальной деятельности из различных сфер оказывается источником актуальных знаний, которые сложно было бы получить любым другим путем, что позволяет получить синергетический эффект.

Принцип подобия предполагает, что для того, чтобы освоить навыки, необходимые для осуществления учебного процесса со студентами, необходимо моделирование в процессе обучения тьютора тех видов деятельности, которые он осуществляет в реальной тьюторской деятельности [1].

Для их реализации в программе подготовки тьюторов должны использоваться разнообразные формы обучения, включающие как очные, так и дистанционные компоненты: школы тьюторов; интернет-конференции; самостоятельное изучение учебных материалов (книг, CD); стажировка под руководством опытного наставника; выполнение проектов и их реализация.

В процессе текущего и итогового оценивания процесса обучения тьюторов могут использоваться такие методы, как тестирование, оценка проектов, экспертные оценки наставников и коллег, самооценка (анкетирование). Система обучения тьюторов тесно связана с системой их аттестации.

Большинство существующих в образовании систем оценивания преподавателей фокусируется лишь на некоторых характеристиках, что не позволяет с достаточной надежностью прогнозировать реальный уровень компетентности и эффективности образовательной деятельности.

Целями создания системы аттестации тьюторов должны быть:

- Оценивание качества деятельности тьюторов

- Обеспечение единых сетевых стандартов в деятельности тьютора

- Стимулирование непрерывного роста профессионализма тьюторов

- Создание оснований для дифференцированной оплаты труда тьюторов в соответствии с уровнем их квалификации.

Задачами аттестации является установление соответствия между фактическим уровнем квалификации тьютора, который он демонстрирует, и требованиями, предъявляемыми к тьюторам по должностным категориям. Например, квалификационные категории, принятые сейчас в МИМ ЛИНК, включают следующие уровни: тьютор, старший тьютор, ведущий тьютор, тьютор-мастер.

Соответствие тьютора одной из утвержденных категорий подтверждает возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. Помимо этого, аттестация позволяет выявлять необходимость улучшения тьютором показателей в значимых областях деятельности, дифференцировать материальное и нематериальное вознаграждение тьюторов, а также определять индивидуальные потребности тьюторов в дальнейшем повышении квалификации и развитии.

Таким образом, эффективное обучение с использованием сетевой формы должно быть поддержано в первую очередь системой подготовки и развития тьюторско-преподавательского персонала, базирующегося на основных выделенных принципах.

Список литературы

1. Щенников С.А., Бендова Л.В., Голубкин В.Н. и др. Управление сетевой организацией открытого дистанционного бизнес-образования: монография. - Жуковский: МИМ ЛИНК - 2011.

Щенникова Елена Сергеевна, канд.экон.наук, проректор по дополнительному образованию Международный институт менеджмента ЛИНК, Россия, г. Жуковский

NETWORK FORM OF EDUCATIONAL SERVICE: TEACHING FOCUS

E. S. Shchennikova

The article discusses various approaches to building interactions educational organizations in the provision of educational services with the use of network forms of interaction, as well as the basic principles of building effective teacher training programs that may be involved in this case.

Postgraduate education, networking, network form, tutor, teacher, International Institute of Management LINK

Shchennikova Elena Sergeevna, Ph.D. in Economics, deputy rector for postgraduate education, International institute of management LINK, Russia, Zhukovsky

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.