ность определить реальный финансовый результат и обеспечить единство подхода к учету конечного финансового результата деятельности организации.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Брюханов М.Ю. Схемы искажения отчетных данных и ненадлежащего раскрытия информации в финансовой отчетности публичных компаний / Финансовый менеджмент. 2006.
2. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) http://www.iasc.orq.uk.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 1 и 2). Офиц. Текст. М.: Элит, 2004.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации», приказ Минфина РФ ОТ 06.05.1999 г. № 32Н (ПБУ 9/99).
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации», приказ Минфина РФ ОТ 06.05.1999 г. № 33Н (ПБУ 10/99).
6. Финансы предприятий (организаций). Учебное пособие / Под ред. проф. Н.В. Липчиу. Краснодар: ЮИМ, 2005.
7. Хорин А.Н., Михалева Ж.Г. Принцип временной определенности // Аудит и финансовый анализ. 2003. № 4.
ЛЮТОВА Т.В.
Разнообразные виды, формы и методы контроля, которые используются на практике при дис-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОДПО Ш
_ I
- о
N
Важность контроля знаний и умений, приобретаемых обучающимися, в любой системе образо- О вания очевидна. Система открытого дистанционного профессионального образования (далее ОДПО) ги в данном случае не является исключением. При организации контроля, как и во многих других формах образования, учитывается, что контроль должен выполнять различные функции (например, диагностическую, развивающую), а также что обучающимися в ОДПО являются взрослые люди в £
разной степени заинтересованные в профессиональном росте и с разным уровнем способностей и ^
о
мотивации. а
ф
танционной форме обучения, нуждаются в следовании единой логике, в единых процедурах, они ^ должны быть основаны на непротиворечивых принципах и гарантировать в итоге качество образовательного процесса. Объединить разнообразие, встречающееся на практике, можно за счет построения целостной модели контроля учебной деятельности обучающихся (КУДО). Однако, для построе- 2 ния такой модели необходимо в первую очередь рассмотреть особенности присущие всей системе а ОДПО в целом. <
В данной статье будет рассматриваться концептуальная модель ОДПО, разработанная в трудах ^
С.А. Щенникова [2] и его научной школы. Данная концептуальная модель характеризуется целым д
рядом особенностей, среди которых в первую очередь важны особенности ОДПО как сетевой струк- о
туры и как дидактической модели. Для нашего исследования необходимо выделить, по меньшей мере, ш
следующие: 5
- высокая технологичность предоставления образовательной услуги в сети географически £ распределенных учебных центров; 2
- сочетание массового воспроизводства результата обучения и индивидуального подхода к £ обучающемуся; ®
- обеспечение однородного качества образовательного процесса в условиях вариативности 'Л форм организации учебной деятельности. о
В приведенных выше особенностях модели ОДПО заложено несколько дилемм, которые отчас- 1
ти призван разрешить контроль УДО. В качестве примера такой дилеммы можно привести не- о
обходимость сочетания индивидуального подхода к обучающемуся и массового воспроизвод- 9
О
0
1_
о
ства результатов обучения. Концептуальная модель ОДПО, которая реализована в деятельности Международного института менеджмента ЛИНК, предъявляет следующие требования к контролю:
- контроль должен быть распределен по субъектам сети и обеспечивать их оперативное взаимодействие на основе единых стандартов;
- контроль должен сопровождать индивидуальную траекторию развития компетентности обучающегося;
- контроль должен гибко подстраиваться под новые формы учебной деятельности. Опираясь на вышеперечисленные особенности ОДПО и требования к контролю, можно сформулировать целый ряд особенностей контроля, которые необходимо учесть при разработке модели КУДО и при определении условий ее успешного функционирования.
В данной статье перечислены лишь основные особенности контроля, т.к. основной темой являются именно условия реализации модели в практическом образовательном процессе. При разработке модели КУДО важно учесть следующие особенности контроля:
- многообразие субъектов, включенных в процесс контроля, выполняющих различные функ-^ ции и роли;
^ - сетевой характер контроля, обеспечивающий соблюдение единых стандартов при выполне-
ь нии процедур;
и - многофункциональность контроля, позволяющая обеспечить индивидуальный подход к обу-
чающемуся, его самостоятельность и автономность; ^ - гибкость использования видов, форм, методов и средств контроля, адекватных ОДПО как раз-
^ вивающейся системе.
Перечисленные выше особенности определяют условия, в которых может быть успешно реа-о лизована модель КУДО.
Прежде чем перейти к описанию условий реализации модели КУДО, определим, что под моде-^ лью мы понимаем совокупность определенных процедур, объединяющих различные виды, формы, □методы и средства контроля учебной деятельности, основанную на принципах, которые отражают ^ основные характеристики/особенности системы ОДПО и ее требования к контролю. ^ В качестве необходимых и достаточных условий успешной реализации модели КУДО в прак-
0 тической деятельности будут рассмотрены следующие:
® 1) наличие системы мониторинга оперативной деятельности, осуществляемой различными
0 субъектами контроля УДО в системе ОДПО;
® 2) наличие инфраструктуры, обеспечивающей процесс контроля и гарантирующей качество
1 образовательного процесса;
о 3) использование результатов контроля и мониторинга в качестве механизма развития всей
о системы ОДПО.
ф Далее рассмотрим эти условия более подробно.
ш
о Условия реализации модели КУДО.
о I. Одним из основных условий успешной реализации модели КУДО в ОДПО является наличие и системы мониторинга оперативной деятельности субъектов контроля УДО и участников образова-£2 тельного процесса (тьюторов, администраторов региональных центров и экзаменаторов).
2 В первую очередь следует рассмотреть систему мониторинга деятельности тьюторов, т.к. * именно они являются основными (хотя и не единственными) субъектами, осуществляющими конто роль учебной деятельности обучающегося. Обеспечение качества работы тьютора является основной задачей организаторов образовательного процесса. Это включает в себя предоставление идентичного студенческому комплекта учебных материалов, методических пособий, учебных планов, рекомендаций по различным формам учебной деятельности. Качество также зависит от программ обучения тьюторов. Мониторингу, как способу контроля качества работы тьюторов, подвергается обучающая деятельность по большинству форм УД.
Для проведения мониторинга необходимо широко использовать привлечение экспертов-мониторов (далее — мониторы), которые должны проходить специальное обучение. В качестве примера организации привлечения мониторов можно рассматривать опыт МИМ ЛИНК, в котором действует такая система, включающая поиск и отбор мониторов. В качестве критериев отбора используется перечень необходимых навыков (например, в области письменных коммуникаций), а также соблю-
о о о.
о
х
О
О
дение формальных требований (например, наличие опыта тьюторской деятельности не менее трех завершенных учебных циклов). После отбора кандидаты в мониторы должны проходить краткий вводный курс, который учитывает региональную разбросанность мониторов (вспомним, что сетевой характер одна из особенностей контроля в ОДПО), и включает в себя методические рекомендации и административные правила выполнения процедур контроля.
В текущей деятельности мониторы должны участвовать в содержательных семинарах/инструктивных совещаниях (в очной или виртуальной форме), основной целью которых является согласование критериев контроля обучающей деятельности тьюторов. Инструктивные координационные совещания, как правило, проводятся до начала процесса обучения. Это связано с тем, что критерии оценки и мониторинга должны быть согласованы не только между мониторами, но и заранее известны тьюторам, осуществляющим контроль УДО. Содержательные семинары организовываются в процессе обучения, когда возникает необходимость провести рефлексию приобретенного опыта мониторинга.
Среди форм организации учебной деятельности в ОДПО можно выделить следующие:
1) очные занятия — тьюториалы;
2) очные занятия — выездные Воскресные школы;
3) письменные задания — ТМА;
4) виртуальные конференции — ТГА;
5) консультации тьютора, с использованием различных коммуникационных средств (очные, телефонные, электронные).
Среди перечисленных выше форм наиболее эффективно привлечение мониторов для монито- ^ ринга качества проверки письменных заданий, а также качества ведения виртуальных конференций. И в том, и в другом случае должны использоваться качественные и количественные показатели для оценки деятельности тьюторов. о
Задача экспертов-мониторов заключается в предоставлении оперативной обратной связи тьюторам для корректировки деятельности и организаторам образовательного процесса для принятия □
Ш
□ ги
управленческих решений.
Среди организаторов учебного процесса особая роль в мониторинге деятельности тьюторов принадлежит директору образовательной программы, который выявляет отклонения от академических стандартов, анализируя результаты контроля УДО, осуществленного тьютором. В качестве при- о мера можно привести такой количественный показатель как средний балл отметок, выставленных £ тьютором группе студентов. Этот показатель сравнивается со средним баллом других тьюторов те- о кущего учебного цикла, и в случае большого отклонения выясняются причины происходящего. Также 2 показателем, который рассматривается директором образовательной программы, является количе- х ство выполненных студентами письменных заданий одного уровня. Например, если у тьютора боль- о шой процент работ попадает в один и тот же диапазон (например, 50-60 баллов при 100-бальной
о
х
шкале оценки принятой в МИМ ЛИНК), то принимается решение о дополнительном анализе каче- ф ства работы тьютора в вызывающем сомнение диапазоне. о
Помимо рассмотренных выше контролируемых тьютором форм учебной деятельности мониторин- о
гу также должны быть подвержены другие формы УД, но уже как следствие принятых управленческих решений и выборочно. Например, в случае, когда тьютор только приступает к работе, или когда предъявлены претензии обучающихся/потребителей к качеству его работы, или нарушены опреде- ^ ленные административные нормы ведения учебного процесса, может быть проведена инспекционная о
СО
проверка. Такой метод инспектирования используется в большей мере для выборочной оценки дея-
тт °
тельности тьюторов при проведении очных тьюториалов. На тьюториалах тьютор контролирует уро- о вень усвоения обучающимися теоретического материала, уровень применения техник групповой ^ работы, владения межличностными коммуникациями и пр., а монитор оценивает навык тьютора раз личать уровень усвоения и организовывать эффективную работу группы. При мониторинге работы тьютора на выездных Воскресных школах (это тренинги «глубокого погружения») более распространен такой метод как совместная работа в течение всей школы и оценивание деятельности на основе ^ специально разработанной анкеты. Анкета включает в себя все содержательные элементы, входящие ® в программу школы, и навыки, которые необходимы тьютору при работе. ^ Как уже упоминалось выше тьютор не является единственным субъектом, осуществляющим о контроль УДО, в процесс контроля включены еще несколько участников, деятельность которых так- о
о
же нуждается в мониторинге. Важным субъектом является Администратор регионального учебного центра (далее РУЦ), в котором осуществляется образовательный процесс. Основной задачей/функцией администратора РУЦ является контроль сроков проведения мероприятий учебного процесса, контроль сроков предоставления студентами письменных заданий на проверку тьютору, контроль обеспеченности студентов учебными материалами, предоставление технических возможностей для работы в виртуальном пространстве и др.
Соответственно мониторинг деятельности администратора РУЦ должен быть частью процесса оценки основных задач/функций, которые он выполняет. Критериями мониторинга должны являться
- соблюдение сроков учебного плана (как со стороны студентов, так и со стороны тьюторов);
- оперативность предоставления информации об отклонениях от стандартов в учебном процессе.
Третья сторона, деятельность которой должна подвергаться мониторингу — это экзаменаторы. Экзаменаторами должны быть наиболее опытные и успешно работающие тьюторы, которые проходят предварительное обучение, включающее в себя как содержательные, так и методические составляющие.
^ Основная задача экзаменаторов в системе ОДПО — проверка письменных экзаменационных
д заданий, которые поступают из всех РУЦ в центральный офис и проверяются с сохранением конфи-^ денциальности, объективности и предоставления равных возможностей всем студентам. и Учитывая выполняемые экзаменаторами функции, для мониторинга их деятельности необходимо использовать как количественные, так и качественные показатели. Опыт МИМ ЛИНК по провезу дению мониторинга качества проверки работ позволяет выделить следующие методы: ^ - двойная независимая проверка экзаменационных работ;
- повторная проверка работ;
о - статистическая обработка выставленных отметок.
Двойная проверка подразумевает параллельную проверку одних и тех же выбранных случай-q ным образом работ обучающихся в заранее определенном количестве. Результаты такой проверки □ (их, как правило, проводят экзаменаторы разных учебных заведений, но преподающих один и тот 2же курс) сравниваются до проведения экзаменационных комиссий и принятия окончательного решения по присуждению результата обучающемуся. В случае сильных расхождений (в целом или и по одному из вопросов экзаменационного задания) дополнительно исследуется качество проверки ® экзаменационных работ конкретным проверяющим.
0 Повторной проверке работ или мониторингу подвергается не менее 10% работ от каждого эк® заменатора. Работы выбираются обязательно из разных диапазонов шкалы оценки. В отличие от
1 предыдущего метода монитор видит отметки, выставленные в работе экзаменатором, и выставляет
0 свои отметки, опираясь на критерии оценки, изложенные в методических рекомендациях. Во всех
1_
о случаях используются одни и те же методические рекомендации, изложенные в специальном посо-ф бии, которое обсуждается на координационном совещании до начала проверки работ обучающих-
CÜ
о ся. В случае если между монитором (а это, как правило, более опытный экзаменатор, прошедший
о дополнительную подготовку) и экзаменатором возникают расхождения, то процедура исследова-
<
U ния причин расхождений, как и в предыдущем случае, повторяется.
£2 Третий метод основан на сравнении статистических данных по каждому экзаменатору. Все
2 выставленные отметки подвергаются обработке при помощи специального программного обеспече-¡j ния. В результате обработки экзаменационная комиссия получает возможность увидеть средний балл о по всем проверенным экзаменационным работам (по каждому проверяющему и по всей когорте в
0 целом), а также нормальное распределение оценок по всей 100-бальной шкале. Поводом для допол-^ нительного исследования и в некоторых случаях пересмотра работ и отметок является их отсутствие
1 в определенном диапазоне шкалы или значительное отклонение от средней величины всех работ. ф В отдельных случаях могут быть изменены (как повышены, так и понижены) отметки всех обучаю-
CÜ
щихся, работы которых попали к экзаменатору, имеющему проблемы с качеством проверки. Дан-
| ный метод, как правило, применяется для больших когорт студентов, и МИМ ЛИНК использует его
® на программах, на которых обучается более 200 человек.
2 Все три рассмотренных выше метода мониторинга экзаменаторов позволяют реализовать на g практике принцип объективности итогового контроля и гарантировать всем студентам равные пра-(Г) ва при получении отметки.
II. Вторым условием успешной реализации модели КУДО является наличие инфраструктуры. обеспечивающей сопровождение учебной деятельности, процесс контроля и качество образовательного процесса в целом.
В связи с тем, что контроль в системе ОДПО имеет такую особенность как многообразие субъектов контроля, условием успешного функционирования модели КУДО должно являться наличие четко работающей инфраструктуры, обеспечивающей этот процесс. На мой взгляд, важно представить два типа инфраструктур, обеспечивающих качество образовательного процесса в целом: внутренняя и внешняя.
Внутренняя инфраструктура состоит из следующих элементов:
1. Люди/кадровое обеспечение процесса:
- директор и менеджер образовательной программы;
- администраторы региональных учебных центров;
- группа экспертов-мониторов, работающих на контрактной основе;
- администраторы центрального офиса;
- координаторы различных процедур контроля.
Условием должна являться квалификация людей, их способность решать задачи при ограни- 3 ченном временном ресурсе, налаживать межличностные коммуникации, разбираться в техничес- ^ ких средствах связи и пр.
2. Нормативные документы: ^
- регламентирующие процедуры контроля (в том числе сроки предоставления обратных свя- 1 зей, как наиболее важного элемента контроля); 2
- фиксирующие формы предоставления документации (отчеты, учетные формы и пр.) ^
- утверждающие критерии оценки деятельности. ^ Документы должны быть разработаны с учетом учебных планов курса и методических реко- о
мендаций по сопровождению учебной деятельности.
3. Структуры, обеспечивающие деятельность людей: □
- наличие сети региональных учебных центров 20
- наличие отдела обучения и аттестации тьюторов
- наличие отдела методических разработок ^
- наличие отдела сбора обратных связей от потребителей. о Внешняя инфраструктура также состоит из людей, нормативных документов и структур, но £
по отношению к учебному заведению они должны являться внешними, т.е. не должны быть посто- о янными сотрудниками учебного заведения. Итак, он состоит из следующих элементов: ^
1. Люди/кадровое обеспечение процесса х
- инспектора, принимающие письменный экзамен в региональных учебных центрах; о
- экзаменаторы, работающие на контрактной основе ограниченные периоды времени;
о
- независимые эксперты/академические советники, приглашаемые из профильных учебных ф
заведений. о
а
2. Нормативные документы о
- регламентирующие деятельность включенных в процесс контроля людей (инспекторов, экзаменаторов, независимых экспертов);
- фиксирующие формы предоставления документации (отчеты, протоколы, обязательные пункты повесток дня экзаменационных комиссий, сроки процедур)
- описывающие получаемые статистические данные и типы принимаемых в стандартных си-
о
туациях решений. о
3. Структуры: ^
- экзаменационные комиссии разных уровней; ^
- группы административной и информационной поддержки работы комиссий; ф
- группы подготовки выпускных документов для обучающихся.
Рассмотрим далее более детально один из элементов внешней инфраструктуры, включенный ^
в такую составляющую как «кадровое обеспечение процесса». |
Подбор инспекторов должен осуществляться головной/центральной организацией, и они дол- ^
жны соответствовать общим требованиям. Основная задача инспектора — проведение письменного о
экзамена по единым для всех РУЦ правилам. Эти правила должны касаться как условий проведения о
(помещение, продолжительность экзамена, обеспечение необходимыми материалами), так и соблюдения некоторых принципов (например, конфиденциальности всей информации, содержащейся в экзаменационном билете и предоставления равных возможностей для всех обучающихся).
Подбор экзаменаторов (тех, кто будет проверять письменные экзаменационные работы) в чем-то схож с привлечением мониторов. Система поиска, отбора, обучения аналогична описанной выше системе и находится в ведении директора образовательной программы.
Последней, но не менее важной составляющей является приглашение независимых экспертов/ академических советников. Для того, чтобы можно было убедиться в том, что стандарты учебного заведения соответствуют требованиям российской или, как в примере МИМ ЛИНК, европейской системы образования на практике широко используется приглашение представителей различных учебных заведений, являющихся экспертами в содержании предмета и в технологии обучения.
Таким образом, основная функция этих экспертов/советников должна заключаться в контроле соблюдения единых академических стандартов, принятых в данном учебном заведении, по которым окончательно утверждаются результаты обучающихся. Приглашение внешних экспертов должно преследовать, по меньшей мере, две основные цели, а именно: ^ 1) воспользоваться непосредственно опытом работы других университетов, имеющих анало-
^ гичные требования к образовательным программам;
^ 2) оценить свои методы проведения экзаменов и утверждения результатов с точки зрения че-
го ловека, не преподающего в учебном заведении, которое рассматривается.
Независимый эксперт может не участвовать непосредственно в процедурах текущего и рубеж-^ ного контроля знаний и умений студентов. Тем не менее они обязаны самостоятельно ознакомиться ^ с принятыми в данном учебном заведении стандартами образовательного процесса, видами, формами и методами контроля УД, должны присутствовать на всех ключевых этапах экзаменационной о процедуры и нести ответственность за соблюдение единых требований к результатам обучения по ^ заранее согласованным критериям во всех элементах системы ОДПО на всех ее уровнях.
Не отрицая важность такого элемента внешней инфраструктуры, как нормативные документы, □все же более подробно в этой статье рассмотрим один из элементов структуры. Как должны форми-^ роваться экзаменационные комиссии для того, чтобы модель КУДО была успешно реализована на ^ практике? Каковы должны быть их функции и результаты работы?
а Первая экзаменационная комиссия должна проводиться на уровне того учебного заведения, ® которое организовывает и проводит экзамен. В эту комиссию должны входить
0 а) экзаменаторы, которые осуществляют первичную проверку студенческих работ,
® б) администраторы, которые предоставляют результаты текущего и рубежного контроля,
1 в) директор образовательной программы, который предоставляет информацию по всему обра-о зовательному процессу за отчетный период/завершаемый учебный цикл.
о Функция этой комиссии должна заключаться в обсуждении предварительных результатов, по-
ф лученных при итоговом контроле (средние баллы, работа отдельных экзаменаторов, условия про-
Ш
о ведения экзаменов в различных РУЦ и т.п.).
о Результатам ее деятельности является формулирование рекомендаций по улучшению деятель-
и ности учебному заведению и вышестоящей экзаменационной комиссии.
£2 Вышестоящей комиссией должна являться комиссия того учебного заведения, которое разрабаты-
2 вает учебные и методические материалы, учебные планы, создает экзаменационные задания, а также * имеет возможность сравнивать результаты студентов различных учебных заведений. В случае рассмот-о рения опыта МИМ ЛИНК таким учебным заведением для части программ является Школа Бизнеса Открытого университета Великобритании, а в качестве различных учебных заведений рассматриваются институты Европы и Англии, ведущие обучение по аналогичным образовательным программам.
Функция данной комиссии должна заключаться в утверждении результатов обучения, сопоставление результатов различных когорт студентов (например, как упомянуто выше, различных стран, если речь идет о международном уровне образования), а также различных периодов обучения.
Результатом деятельности этой комиссии является принятие решений по устранению всех выявленных в течение завершенного учебного цикла проблем образовательного процесса, формулировка рекомендаций разработчикам курса и подготовка результатов студентов к утверждению.
Комиссия третьего уровня должна состоять из представителей различных факультетов, которые, однако, работают также в системе ОДПО и используют те же технологии обучения.
о о о.
о
х
О
О
Функция этой комиссии должна заключаться в окончательном утверждении результатов обучающихся. Комиссия также должна подтверждать, что все процедуры контроля УДО были выполнены в требуемой последовательности, и процесс обучения проходил на основе единых для всех обучающихся стандартов.
Результат данной комиссии должен заключаться в утверждении результатов обучения всей когорты студентов за определенный учебный цикл.
Таким образом, экзаменационные комиссии должны быть организованы на разных уровнях и принимать по отношению к обучающимся различные решения, исключая субъективность различных видов контроля на различных этапах образовательного процесса.
III. Третьим условием успешной реализации модели КУДО является использование результатов контроля УДО и мониторинга деятельности субъектов контроля в качестве механизма развития всей системы ОДПО.
Накопленные результаты КУДО должны использоваться как для оперативной корректировки деятельности, в случае возникновения отклонения от стандартов качества, так и для более долгосрочных целей (например, изменение самих стандартов или критериев оценки).
С оперативной точки зрения результаты контроля УДО и мониторинга должны являться источником информации для разных участников образовательного процесса, заинтересованных в качестве образовательного процесса и развитии программы (и бизнеса в целом). Информация должна предоставляться:
- непосредственно тьютору, ведущему учебный процесс (для корректировки собственной деятельности); 2
- администраторам региональных учебных центров (для контроля над выполнением тьютором обязанностей в соответствии с контрактом);
- директору образовательной программы (для принятия оперативных управленческих реше- о ний, рассмотрения апелляций студентов);
- администратору центрального офиса (для оценки качества организации учебного процесса □ в учебных центрах и оценки работы администраторов учебных центров). О
В более долгосрочной перспективе результаты контроля УДО и мониторинга должны использоваться
- директором образовательной программы (для определения приоритетов развития програм- ^ мы, формирования заказов по развитию курса/программы специализированным подразде- а лениям учебного заведения); £
- методическими структурами учебного заведения (например, научно-методическим советом, о авторами и редакторами курсов и программ, разработчиками дополнительных методических ^ пособий); х
- структурами, занимающимися подготовкой и аттестацией тьюторов (для подготовки новых о тьюторов, для создания программ коррекции навыков, для присвоения аттестационных кате- § горий тьюторам); ф
- маркетинговыми структурами (для ориентации на рынке образовательных услуг и продви- о жения образовательной программы). о
Ш
Среди долгосрочных целей развития системы ОДПО следует выделить как наиболее важную цель — развитие самих образовательных программ. По результатам, полученным в процессе контроля УДО и мониторинга, в случае необходимости могут быть изменены теоретическое содержание учебных посо- ^ бий, а также формулировки конкретных письменных заданий, экзаменационных вопросов и пр. о
СО
Подводя итоги, необходимо отметить, что если модель КУДО соответствует тем особенностям контроля, которые отражают характеристики концептуальной модели ОДПО, то ее применение для о различных программ может быть инвариантно. Условия успешной реализации модели при этом ^ останутся необходимыми и достаточными, несмотря на возможное уточнение отдельных составляю-
о
щих, входящих в конкретное условие. ф
ЛИТЕРАТУРА. *
1. Чернявская А.Г. Особенности учебной деятельности в бизнес-образовании. Материалы междуна- ® родной научно-практической конференции «Качество дистанционного образования. Концепции, 2 проблемы, решения. М: МГИУ, 2005. о
2. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002. О