гии обучения вызывают интерес большинства студентов к изучению электротехнических дисциплин и формируют у них навыки самообразования, позволяют им самим определять уровень овладения знаниями и умениями, увидеть пробелы и устранить их.
Разработка ЭИР по основным дисциплинам учебных планов профилей подготовки кадров, размещение их в ЭБС и широкое использование в обучении - это перспективный путь современного образования, целью которого является создание открытой, развивающейся информационной системы обучения, построение и развитие единого образовательного пространства.
Российская система образования активно интегрируется в глобальное образовательное пространство, которое все больше становится сетевым. При этом необходимо обеспечить полноценную и разностороннюю поддержку преподавателю и сту-
денту в реализации их функций: наличие ноутбука у каждого участника, качественного учебного контента, размещенного в ЭБС, доступный и неограниченный вход в Интернет и в сети ЭБС в вузе и дома.
Литература
1. Марченко А.Л. Актуальные вопросы раз-
работки и использования электронных изданий и ресурсов в обучении электротехнике и электронике в вузе (+CD). М.: ДМК Пресс, 2010. 272 с.
2. Беневоленский С.Б, Марченко А.Л. Осно-
вы электротехники: Учеб. пособие для втузов. М.: Физматлит, 2007. 568 с.; Беневоленский С.Б., Марченко А.Л. Основы электротехники. Компакт-диск. М.: Дискарт, 2006. 600 Мб.
3. Марченко А.Л., Освальд С.В. Лабораторный
практикум по электротехнике и электронике в среде Multisim 10 (+CD): Учеб. пособие для вузов. М.: ДМК Пресс, 2010. 420 с.
MARCHENKO A. CREATION OF INTERACTIVE METHODICAL MEANS AND THEIR USE IN TRAINING OF ELECTRICAL ENGINEERING
The designed and proven method of teaching the discipline "Electrical engineering and electronics" is offered for students of technical colleges. Structural components of the educational methodical complex of electrical engineering (EMCE) are specified. Examples of components EMCE realization are presented.
Keywords: electrical engineering educational methodical complex, electronic educational resources.
Е.А. КОРЧАГИН, заведующий лабораторией
И.М. АЙТУГАНОВ, ведущий научный сотрудник
Л.Н. САМОЛДИНА, ст. научный сотрудник
Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО Р.С. САФИН, профессор Казанский архитектурно-строительный университет
Высшее учебное заведение и промышленное предприятие: готовность к взаимодействию
Определяются критерии, показатели, условия, состав и структура готовности предприятия и учебного заведения к взаимодействию, раскрываются структура и содержание взаимодействия, потребности, интересы предприятия и учебного заведения во взаимодействии, роль и значение взаимодействия для сферы труда и образовательной практики.
Ключевые слова: учебное заведение, предприятие, взаимодействие, готовность к взаимодействию, потребности, интересы.
Известный со времен политэкономии социализма лозунг «интеграции науки, образования и производства» не только не потерял своего значения в условиях рыночной экономики, но и приобрел еще большую актуальность. Опыт промышленно развитых стран мира показывает, что получение прибыли сегодня невозможно без взаимодействия производства с наукой и образованием. Успешная работа любого предприятия напрямую зависит от качества его техники, технологий, от научной организации производства. Предприятия заинтересованы в высокой эффективности труда на рабочих местах, в гибком взаимодействии между специалистами, в постоянном участии всех работников во внедрении и реализации нововведений. Освоение и внедрение новых прогрессивных технологий, модернизация действующего производства, существенное снижение затрат и потребляемых ресурсов, обеспечение высоких экологических характеристик производимой продукции и природоохранных требований к технологиям -все это обусловливает растущую потребность в высококвалифицированных специалистах. Не только новая техника и технология, но и потенциальные возможности работника использовать их с максимальной отдачей все более определяют эффективность производства и качество работы предприятий и фирм в целом. Поэтому на передний план выходят качественные параметры «человеческого капитала» - способность к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду, психофизиологическая выносливость, высокий уровень квалификации, широкий профиль профессиональной подготовленности и компетентность.
Для удовлетворения своих потребностей в необходимых специалистах предприятия создают службы по подготовке и переподготовке кадров, разрабатывают программы повышения квалификации специалистов, кроме того, многие заключают договоры с учебными заведениями на целевую контрактную подготовку кадров.
Основным поставщиком молодых специалистов для производственной сферы остается система профессионального образования. Вместе с тем не секрет, что качество их подготовки сегодня во многом не удовлетворяет работодателей. Эти обстоятельства обусловливают потребность в совместных действиях, в социальном партнерстве, во взаимодействии предприятий - заказчиков кадров с учебными заведениями, готовящими эти кадры. Не случайно в последнее время взаимодействию учебных заведений с работодателями уделяется достаточно много внимания. В результате принятых мер, в том числе и на нормативном уровне [1], интерес работодателей к учебным заведениям значительно усилился. В частности:
• в договорах учебных заведений с предприятиями расширяется и все более конкретизируется перечень пунктов, по которым ведется сотрудничество;
• совершенствуется практика обучения студентов в рамках целевой контрактной подготовки;
• работодатели активнее участвуют в работе комиссий по итоговой аттестации студентов;
• увеличивается число заявок на трудоустройство выпускников;
• возрастает число мест, предоставляемых студентам для практики;
• появляются возможности для стажировки преподавателей на предприятиях;
• ряд предприятий стали выделять больше средств на обновление учебно-материальной базы учебных заведений;
• работодатели принимают более активное участие в формировании содержания образования.
Разработанные нормативные документы создают необходимые предпосылки для взаимодействия образования и производства, однако его плодотворность и эффективность в значительной степени зависят от доброй воли, желания, от готовности учебных заведений и предприятий к партнерству.
Под взаимодействием учебного заведения и предприятия мы понимаем сетевую взаимосвязь между ними, характер которой определяется социально-экономической ситуацией, процессами деятельности учебного заведения и предприятия, общностью или различием преследуемых ими целей и решаемых задач, установок, ценностей, традиций, применяемых средств. Внешне характер взаимодействия обнаруживается в слаженных или, напротив, неорганизованных, беспорядочных, разрозненных, суетливых, конфликтных и прочих действиях [2].
Готовность к взаимодействию определяется нами как специфический конструкт, включающий в себя мотивационно-отношенческий, структурно-содержательный и результативно-рефлексивный компоненты.
Мотивационно-отношенческий компонент готовности определяет изменения, которые могут произойти в учебном заведении и на предприятии благодаря взаимодействию; он побуждает учебное заведение и предприятие изменять самих себя,налаживать отношения друг с другом. Данный компонент включает в себя систему интересов, ценностей, установок, потребностей взаимодействующих субъектов и определяет направления их взаимодействия.
Отметим, что потребности во взаимодействии и интересы учебного заведения и предприятия во многом обусловлены объективными причинами. Когда многие учебные заведения не имеют современной базы, полностью отвечающей состоянию производства, а преподаватели ограничены в возможности проходить стажировку, повышать квалификацию; когда трудно привлечь специалистов предприятий к совместной работе по подготовке кадров, к участию в учебном процессе, а учебные центры на предприятиях не способны организовать качественную внутрифирменную подготовку работников, - в этих условиях учебные заведения и предприятия объективно заинтересованы в партнерстве.
Так, взаимодействие вуза и предприятия (производственной, научно-исследовательской или проектной организации) дает возможность расширить научно-методологическую базу образовательного процесса, оперативно модернизировать образовательные программы в соответствии с изменяющимися потребностями заказчика, обеспечить проектирование и реализацию индивидуальной траектории профессионального роста и развития личности будущего инженера. Предприятие оказывает влияние на содержание, формы, методы вузовского образования, вследствие чего образовательный процесс вуза приобретает такие черты, как гибкость, интенсивность, вариативность, ориентация на современные требования рынка труда и производства при сохранении традиций классического образовательного процесса.
Если мотивационно-отношенческий компонент очерчивает возможные перспективы сотрудничества учебного заведения и предприятия, то готовность к взаимодействию на уровне структурно-содержательного компонента означает реальное осуществление этих возможностей. Данный компонент определяет структурные связи и характер реальных изменений, происходящих в результате взаимодействия учебного заведения и предприятия. Речь идет об организации и создании совместных ин-тегративных структур (учебно-производственных комплексов, филиалов вузов на предприятии и др.), организации и проведении совместных мероприятий (научно-технических советов, совещаний, научно-практических конференций, выставок и т.д.), способствующих налаживанию прочных связей.
К таким мероприятиям относятся:
1) объединение материально-технических, кадровых и других ресурсов учебного заведения и предприятия для повышения качества подготовки специалистов;
2) обновление содержания профессионального образования с учетом основных направлений модернизации отрасли произ-
водства, внедрение новых технологий и методик обучения, использование практи-ко-ориентированных форм обучения;
3) организация производственных практик, вовлечение студентов в профессиональную деятельность уже на стадии обучения их в учебном заведении;
4) создание благоприятных условий для успешной социализации и адаптации выпускников на производстве;
5) предоставление студентам возможностей:
■ выбора содержания и направления профессионального обучения с учетом их личных интересов и возможностей;
■ обучения по индивидуальным учебным планам, движения по индивидуальным образовательным траекториям;
■ профессионального самоопределения на основе выявления индивидуальных особенностей, склонностей, способностей, интересов;
■ получения рабочей специальности, необходимой для трудоустройства в производственной или социальной сфере.
Для этого в договорах образовательного учреждения с предприятием формулируются такие новые пункты сотрудничества, как:
• увеличение числа специалистов предприятия, участвующих в образовательном процессе в качестве преподавателей специальных дисциплин, руководителей практик, руководителей дипломных проектов, рецензентов, наставников и т.д.;
• выделение в отдельные курсы программ обучения по профилю и направлениям деятельности предприятия;
• организация производственных практик, создание на предприятии учебных лабораторий;
• выполнение курсовых и дипломных работ по актуальной для предприятия тематике на его базе, совместная работа по отработке профессиональных компетенций и содержания дисциплин, участие специалистов предприятия в учебном процессе на всех этапах подготовки студентов.
На уровне структурно-содержательного компонента преподаватели учебного заведения устанавливают устойчивые деловые контакты с работниками предприятия: инженерами конструкторских отделов, производственными мастерами, работниками бюро труда и заработной платы, инженерами технологического бюро, наставниками студентов, работниками отделов кадров и другими специалистами. Совместно с ними руководители и преподаватели учебного заведения обсуждают и разрабатывают учебно-методические материалы (рабочие программы дисциплин, рабочие программы практик) и процедуры итоговой государственной аттестации, графики прохождения практики и учебного процесса, профессиональные образовательные программы по специальностям, содержание государственных образовательных стандартов.
Результативно-рефлексивный компонент дает возможность провести анализ как готовности к взаимодействию, так и его последствий на уровне целостной системы «учебное заведение - предприятие», с тем чтобы отследить изменения во внутренней структуре учебного заведения и предприятия, охарактеризовать положительный опыт каждой из сторон.
Реализация готовности к взаимодействию на результативно-рефлексивном уровне приводит к следующим позитивным изменениям внутри учебного заведения и предприятия:
■ повышается текущая успеваемость студентов по специальным дисциплинам;
■ улучшаются показатели итоговых квалификационных экзаменов с участием работодателей;
■ увеличивается выпуск специалистов с повышенными рабочими разрядами;
■ улучшаются результаты студентов на конкурсах профессионального мастерства;
■ увеличиваются показатели трудоустройства выпускников по профессии;
■ возрастает количество положитель-
ных отзывов о выпускниках от специалистов предприятия.
Готовность предприятия и учебного заведения к взаимодействию зависит от ряда условий. К таковым можно отнести:
• постоянный обмен информацией между профессорско-преподавательским составом вуза и инженерно-техническими работниками предприятия - участниками процесса взаимодействия;
• наличие контактов между структурными подразделениями предприятия (управленческими, конструкторскими, технологическими и другими) и учебного заведения (ректоратом, деканатами, кафедрами и т.д.);
• возможности ресурсного, финансового и инновационного взаимодействия между учебным заведением и предприятием.
Кроме того, на готовность учебного заведения к взаимодействию с предприятием-заказчиком кадров влияет ряд факторов. Среди них:
■ выделение стратегических приоритетов развития отрасли и опережающая подготовка кадров на основе интеграции образования, науки и производства;
■ адресная подготовка по специализированным программам для отдельных производств;
■ участие как преподавателей, так и студентов в решении технических и технологических проблем производства;
■ наличие у преподавателей выпускающих кафедр опыта работы в отраслевых производственных структурах;
■ степень развития в вузе системы инновационного образования;
■ применение современных методик и технологий обучения (ситуационные задачи и задания, кейс-технологии, контекст-технологии и т.д.);
■ обеспечение профессионального становления будущего специалиста в ходе образовательного процесса;
■ формирование у будущего специалиста лидерских и личностных качеств, обеспечивающих его конкурентоспособность;
■ выполнение по реальным заданиям предприятия курсовых и дипломных проектов, обеспечивающих интеграцию знаний, умений, навыков и способностей (формирование компетенций);
■ формирование у студентов ипрепо-давателей мотивации к совершенствованию в профессиональной деятельности.
Критериями, характеризующими готовность предприятия и вуза к взаимодействию, по нашему мнению, могут выступать: экономическая эффективность работы предприятия, готовность специалистов предприятия и выпускников учебных заведений к эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей; готовность специалистов предприятия, преподавателей и студентов вуза анализировать и эффективно разрешать проблемы, возникающие в производственной деятельности.
Показателями действенности системы взаимодействия могут быть: количество рационализаторских предложений, патентов на изобретения на предприятии, количество внедренных или рекомендованных квнедрению разработок в курсовых и дипломных проектах выпускников, участие студентов и преподавателей вуза в НИОКР, востребованность выпускников на рынке труда, закрепляемость и карьерный рост выпускников на предприятии.
В целом же в условиях развивающейся рыночной экономики взаимодействие учебного заведения с предприятием-заказчиком кадров способствует:
♦ профессиональной подготовке будущих специалистов по специальностям, пользующимся спросом у предприятия-заказчика кадров;
♦ повышению качества образования и быстрой адаптации выпускников к требованиям предприятия-заказчика кадров;
♦ трудоустройству выпускников по специальности;
♦ делегированию предприятиям ответственности за определение потребностей в специалистах и рабочих кадрах и за планирование их подготовки и переподготовки;
♦ изменению подходов к профориентации будущих студентов (через предпрофиль-ную подготовку и профильное обучение);
♦ усилению связей образования с рынком труда через вовлечение предприятий в разработку квалификационных требований, процедур проверки знаний, профессиональных умений и навыков;
♦ усилению роли предприятий в обучении будущих кадров компетенциям, отвечающим конкретным требованиям производства;
♦ соответствию требований предприятия содержанию подготовки будущихспе-циалистов;
♦ упрощению процедур корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям предприятия;
♦ более широким возможностям для организации практики студентов на предприятии;
♦ проведению краткосрочной стажировки инженерно-педагогических работников с целью их ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами на предприятии.
Реализация этих задач зависит от готовности учебных заведений и предприятий к сотрудничеству и социальномупартнерству.
Литература
1. Коршунов С.В., Караваева Е.В. О разра-
ботке и введении федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения»: Семинар в МГТУ им. Н.Э. Баумана, сентябрь 2009 г. URL: http:/ / www.atidstu.ru/ news/ i/10
2. Айтуганов И.М, Дьячков Ю.А, Корчагин
Е.А, Матухин Е.Л, Сафин Р.С, Сучко-ва Т.В. Научные основы взаимосвязи профессионального образования и производства / Под общ. ред. Г.В. Мухаметзя-новой. Казань: КГАСУ, 2009. 250 с.
AITOUGANOV I, KORCHAGIN E, SAMOLDINA L, SAFIN R. HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT AND INDUSTRIAL ENTERPRISE: READINESS TO INTERACTION.
Criterions, indexes, conditions, composition and structure of readiness of enterprise and educational establishment to interaction are defined; the structure and matter of interaction, requirements, interests of enterprise and educational establishment in interaction, the role and meaning of interaction for the sphere of labour market and educational practice are revealed.
Keywords: educational establishment, enterprise, interaction, readiness to interaction, requirements, interests.
В.А. АДОЛЬФ, профессор Н.В. ПИЛИПЧЕВСКАЯ, директор учебно-методического центра Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Анализируются особенности тьюторского сопровождения студентов в европейских университетах, выделены функции сопровождения. На основе анализа современных тенденций образования формулируется определение понятий «тьютор », «тьюторская деятельность ». Представлен практический опыт введения технологии тьюторского со-провожденияна факультете начальных классовКГПУ им. В.П. Астафьева.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторская деятельность, индивидуальная образовательная программа.
Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт