Научная статья на тему 'Сетература, или neterature'

Сетература, или neterature Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
711
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Наседкина М.

Статья рассматривает современное состояние Интернет-литературы и ее перспективы в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neterature (Literary Process in WWW)

The article examines particularies of literature and three-demensional and non-linear literary artefacts in WWW: its' present day and perspectives in 21 century.

Текст научной работы на тему «Сетература, или neterature»

СЕТЕРАТУРА, ИЛИ ^ТЕНАТШЕ

М. НАСЕДКИНА

Кафедра русской и зарубежной литературы Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Статья рассматривает современное состояние Интернет-литературы и ее перспективы в XXI в.

Обычно разговор о литературе редко касается новых технологий. Мы привыкли воспринимать ее как явление консервативное, связанное с техническим прогрессом разве что посредством издательского дела; но появился интернет, и многое принципиально изменилось внутри самого литературного процесса. Благодаря этим изменениям появилась сетература — явление альтернативное традиционной бумажной литературе.

Однако прежде чем начинать серьезный разговор на эту тему, необходимо определить, что в данной статье мы имеем в виду под термином «сетература».

ПОНЯТИЕ СЕТЕРАТУРЫ. Сетературу можно понимать в широком и в узком смысле.

Сетературой в широком и достаточно размытом смысле этого слова считается обычная литература, перенесенная в Сеть, т. е. сменившая бумажный носитель информации на электронный. Конечно, такая смена носителя приводит к ряду интересных отличий (текст становится гораздо гибче, его можно легко редактировать, копировать, можно моментально переслать его в другую часть планеты, сделать «видимым» для всего мира), но это не позволяет выделять такого рода литературу в отдельное явление. Сейчас хотелось бы поговорить о сетературе в узком смысле, т. е. о таких произведениях, которые не могут быть перенесены на бумагу, т. к. сильно обесцениваются при таком переносе.

Вот основные составляющие сетературы, которые выделяют ее в отдельный жанр: гипертекст (1); возможность коллективного творчества (2); автоматическая обработка текста (3).

1. Гипертекст. Под гипертекстом понимается результат объединения электронных текстов посредством гиперссылок (а также объединение текста с графикой, цветом и звуком). Как правило, любой человек, работающий на компьютере, рано или поздно встречался с гипертекстом. Связывание производится по тому же принципу, что и в словарях, однако перемещение к следующему фрагменту в электронном гипертексте может занимать при наличии хороших технических возможностей доли секунды. Таким образом, следующий документ, полученный по ссылке, может восприниматься как часть (продолжение, расширение) предыдущего. В отличие от обычного бумажного текста, таких «продолжений» у каждого фрагмента может быть несколько, что приводит к разнообразным формам нелинейной (трехмерной) организации текста.

Сам термин «гипертекст» был предложен около 20 лет назад Тедом Нельсоном. Разумеется, в то время подобные гипертекстовые структуры использовались в информационных целях: для создания «help’oB», компьютерных учебников, энциклопедий и словарей. Потом появились «издания» классических литературных произведений, с «подключенными» к ним черновиками, письмами, комментариями и т. д. Вскоре стало ясно, что гипертекст открывает новые возможности для развития современной художественной литературы.

Гипертекст имеет несколько типов организации. К сожалению, пока не существует четких общепризнанных терминов для их обозначения, тем не менее, мы попытаемся дать общее описание двух основных способов:

а) основная статья просто раскрашивается ссылками. Количество ссылок в данном случае зависит только от фантазии автора и целей, которые он преследует. Чаще всего, материалы, на которые ссылается автор, составляют предмет его описания/исследования. Типичный пример произведения в этом жанре — web-обзор;

б) гиперкнига представляет собой набор глав, маршруты прохождения которых зависят от самого читателя. Иногда автор сам предлагает своего рода «путеводитель» по книге. Проходя главы по разным «маршрутам», читатель получает эффект нескольких разных книг. Нельзя не отметить, что предвестники такого рода произведений существовали и на бумаге (Milorad Pavic «Dictionary of the Khazars» [1], Vladimir Nabokov «Pale Fire» [1], Julio Cortdzar «Hopscotch» [1]), но настоящие гиперкниги смогли появиться только в Сети, где возможны более сложно организованные произведения, не переносимые на бумагу, — например, РОМАН [2], Haiku Garden [3], Алексей Андреев «Жидкое стекло» [4].

Одним из наиболее интересных моментов в организации гипертекстов является «правило взаимодействия с окрестностью», или просто «тип связки» между фрагментами текста. Механизм электронных ссылок позволяет упорядочить объекты не по физической близости, а по сходству идей, понятий, по ассоциативной близости. Именно так организованы упомянутый выше Haiku Garden, где связующим элементом выступают одинаковые строки или слова.

2. Возможность коллективного творчества (многоавторность). Прототипы сетевого коллективного творчества существовали задолго до появления самой Сети. Вспомним хотя бы старую добрую игру «буриме»: один из играющих пишет начало стихотворения, затем сворачивает лист, чтобы была видна только последняя строка (или последняя пара строк) и передает следующему — процедура повторяется. По окончании игры лист разворачивается, и полное стихотворение читается вслух.

Если отбросить технические вопросы (создание интерактивных форм, обеспечение автоматической расстановки ссылок), то здесь мы фактически возвращаемся к видам организации гипертекста — с той разницей, что теперь авторов много. В качестве наиболее показательных примеров здесь можно назвать «роман» или «Конюшня летучих Пегасов» [5]. В «романе» связки между фрагментами осуществляются по принципу «расходящихся тропок сюжета», а в «Конюшне летучих Пегасов» связывание производится по рифмам и размерам.

Несмотря на необычность и новизну, такие «многоавторные» проекты не лишены определенных недостатков, которые в основном связаны с отсутствием какого-либо отбора среди желающих принять участие. Очевидно, что само по себе хорошее техническое оснащение (интерактивная форма для ввода фрагментов, проверка соответствия определенным ограничениям, механизмы поиска и навигации) еще не создает «литературное произведение». И, конечно, никакие технические ограничения не ограничат бездарность.

«Тип связки» в этом случае играет еще большую роль, чем при создании гипертекста одиночным автором. Отдельный автор может обеспечить связность своего произведения уже в силу того, что он ограничен одной — собственной — эстетической системой; даже если он никак не формализует законы организации

своих произведений, они все равно работают. В случае со многими авторами (при отсутствии ограничения состава участников и предварительной договоренности) такая «слаженность по умолчанию» ничем не обеспечена.

В любом случае наилучшие правила связывания фрагментов гипертекста и критерии «приема» этих фрагментов вряд ли можно предугадать и вычислить заранее, как нельзя с точностью предусмотреть пути эволюции живых существ. Скорее всего, они возникнут постепенно в ходе естественного отбора при проведении множества экспериментов типа «РОМАНА», «Конюшни летучих Пегасов» и др.

3. Автоматическая обработка текста: сетература как динамическое искусство. В

связи с легкостью размещения и обработки текстов в интернете сетература (в обоих смыслах этого слова) значительно опережает по динамичности и доступности традиционную бумажную литературу. Это приносит как плюсы, так и минусы, причем первое неотделимо от второго.

В Сети информация меняется каждый день и каждый час, и таким образом меняются многие сетературные многоавторные произведения, речь о которых шла ранее; а также постоянно появляются новые. Этот ничем не ограниченный поток информации может произвести впечатление полного хаоса и повергнуть в бегство неподготовленного пользователя, но в этом необъятном хаосе кроется определенный смысл.

В отличие от сложившейся в XX в. («веке профессиональных писателей») литературной ситуации, когда один большой автор творит, а сотни и тысячи читателей переваривают плоды его творчества, в интернете каждый желающий имеет возможность тоже стать автором (или соавтором). Причем это не будет зависеть от его связей в окололитературных кругах и финансового состояния, национальности и социального положения. Читатель же, в свою очередь, будет судить о произведении только по самому произведению. Кроме того, благодаря сетевой интерактивности, расстояние между читателем и писателем сокращено до минимума. Автор может получить оперативные отклики от рядовых читателей по электронной почте или в одной из очередных литературных конференций, а с мнением маститых критиков (многие из которых уже давно стали завсегдатаями Сети) ознакомиться в одном из литературных салонов, если, конечно, данное произведение будет удостоено внимания по крайней мере одного из них.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Milorad Pavic «Dictionary of the Khazars», Vladimir Nabokov «Pale Fire», Julio Cortazar «Hopscotch» // http://jefrerson.village.edu/elab/htlOOOa.html.

2. РОМАН // http://www.cs.ut.ee/~romanJ/hyperfiction/.

3. Haiku Garden // http://www-personal.umich.edu/~troq/haiku.html.

4. Андреев А. Жидкое Стекло // http://www.art.spb.ru/konkurs/stixi/glass.htm.

5. «Конюшня летучих Пегасов» // http://kulichki.rambler.ni/ogloblja/klp2/htm.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев А. Что такое сетература // http://www.gazeta-net.spb.ni/texts/l/ceteratyra.htm.

Словесность: Теория сетературы // http://www.htera.ru/slova/teoriya/.

2. Манин Д. «Как pisat’ РОМАН» // http://kuhchki-koi.rambler.ru/centrolit/manin/how-to-htm.html.

3. Конкурс русской сетевой литературы «ТЕНЕТА» // http://www.sharat.co.il/teneta/.

4. Christopher Keep, Tim McLaughlin. «The Hyperbook» //http://jeffereon.village.virginia.edu/elab/ hfl0038.html.

5. Christopher Keep, Tim Mclaughlin. The Non-linear Tradition in Literature 11 http://jefferson.vil-

lage.virginia.edu/elab/hfl0241.html.

6. The Electronic Labyrinth http://jefferson.village.virginia.edu/elab/hfl0276.html.

NETERATURE (LITERARY PROCESS IN WWW)

Marina NASEDKINA

Department of World Literature Russian University of Peoples’ Friendship

6, Miklukho-Maklaya st., 117198 Moscow, Russia

The article examines particularies of literature and three-demensional and non-linear literary artefacts in WWW: its’ present day and perspectives in 21th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.