УДК 541.64: 539.2
СЕТЧАТЫЕ ПОЛИМЕРЫ КАК ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАНОКОМПОЗИТЫ: МЕХАНИЗМ УСИЛЕНИЯ В ИСПЫТАНИЯХ НА СЖАТИЕ
МАГОМЕДОВ Г.М., АМИРШИХОВА З.М., *КОЗЛОВ Г. В., **ЗАИКОВ Г.Е.
Дагестанский государственный педагогический университет, 367003, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 57 *Кабардино-Балкарский государственный университет, 360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 175 **Институт биохимической физики РАН им.Эмануэля, 119334, г.Москва, ул.Косыгина, 4
АННОТАЦИЯ. Показано, что при деформации сжатия единственной армирующей компонентой для эпоксиполимеров является рыхлоупакованная матрица, в которой сконцентрированы узлы химической сшивки. Трактовка эпоксиполимеров как естественных нанокомпозитов продемонстрировала отсутствие межкомпонентной адгезии между нанокластерами и рыхлоупакованной матрицей.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эпоксиполимер, естественный нанокомпозит, усиление, межкомпонентная адгезия, модуль упругости.
В настоящее время стало очевидным, что полимерные системы в силу особенностей своего строения всегда являются наноструктурными системами [1]. Однако, трактовка такой структуры может быть различной. Так, авторы [2] использовали для этой цели кластерную модель структуры аморфного состояния полимеров [3], которая предполагает, что указанная структура состоит из областей локального порядка (кластеров), погруженных в рыхлоупакованную матрицу. В этом случае последняя рассматривается как матрица естественного нанокомпозита, а кластеры - как нанонаполнитель. Кластер представляет собой набор нескольких плотноупакованных коллинеарных сегментов разных макромолекул с размерами до нескольких нанометров [3]. Показано, что такие кластеры являются истинными наночастицами - объектами наномира (нанокластерами) [2].
Как показали исследования аморфных линейных полимеров, рассматриваемых как естественные нанокомпозиты, их модуль упругости является возрастающей линейной функцией относительной доли нанокластеров ф0 [4]. Такое поведение модуля упругости указанных полимеров подтверждает трактовку нанокластеров как нанонаполнителя (армирующего элемента). Цель настоящей работы - структурный анализ поведения модуля упругости сетчатых эпоксиполимеров в испытаниях на сжатие [5].
Использованы сшитые эпоксидные полимеры (ЭП) на основе диглицидилового эфира бисфенола А (ЭД-22). В качестве сшивающего агента применяли 3,3'-дихлор-4,4'-диаминодифенилметан (ДХ) и изо-метилтетрагидрофталевый ангидрид (ИМТГФА) в присутствии трис-(диметиламинометил)-2,4,5-фенола в качестве катализатора. Отношение сшивающего агента к реакционноспособным группам эпоксидного олигомера Кст варьировалось в пределах 0,50-1,50. Использованы четыре серии ЭП - две из них сшивались при атмосферном давлении (ЭД-ДХ-1 и ЭД-ИМТГФА-1) и две - при гидростатическом давлении 200 МПа (ЭД-ДХ-2 и ЭД-ИМТГФА-2). Это позволило получить 20 образцов ЭП, различающихся топологией сшитых каркасов [5].
Термомеханический анализ (ТМА) выполнен в условиях одноосного сжатия при давлении 1,2 МПа и скорости подъема температуры 2 К/мин. Согласно данным ТМА была определена среднестатистическая молекулярная масса Мс участка цепи между узлами химической сшивки [5]:
.. 3pRT„Лs
Мс = " , (1)
где р - плотность полимера, примерно равная 1250 кг/м , R - универсальная газовая
постоянная, Тн - начальная температура вынужденной высокоэластичности, Ав - квазиравновесная высокоэластическая деформация, И0 - исходная высота образца, Р - удельная нагрузка на образец.
Далее можно рассчитать эффективную плотность сшитого каркаса ус согласно следующему уравнению [5]:
^ = 2 РгА, (2)
3 м
с
где Ыа - число Авогадро.
Как показали оценки величины vс согласно уравнению (2), она варьируется в пределах (2-19)-1026 м-3. Температура стеклования также определена методом ТМА. Механические характеристики эпоксиполимеров получены в испытаниях на одноосное сжатие при температуре 293 К и скорости деформации 5-10-3 с-1 [5].
Для всех четырех исследуемых серий эпоксиполимеров было обнаружено снижение
модуля упругости ЕЭсП по мере роста плотности сшивки vс или относительной доли
нанокластеров ф№ которая рассчитывалась согласно следующему перколяционному соотношению [3]:
фкл = 0,038(Тс - Т)0,55, (3)
где Тс и Т - температуры стеклования и испытаний, соответственно.
Такие зависимости ЕЩ (ус) и ЕЩ (фо) предполагают принципиальное различие поведения модуля упругости для линейных и сетчатых полимеров: если для первых армирующим элементом структуры являются нанокластеры, то для вторых -рыхлоупакованная матрица. Это объясняется различием типа межмолекулярных связей для указанных классов полимеров: для линейных полимеров и нанокластеры, и рыхлоупакованная матрица имеют один тип межмолекулярных связей, а именно, относительно слабые ван-дер-ваальсовы, а нанокластеры являются армирующим элементом структуры (аналогом нанонаполнителя) только в силу их более плотной упаковки [3]. Для сетчатых полимеров макромолекулы в рыхлоупакованной матрице дополнительно связаны более сильными ковалентными связями в силу концентрации узлов химической сшивки в этой структурной компоненте эпоксиполимеров [3]. Поэтому для сетчатых полимеров армирующим элементом является рыхлоупакованная матрица.
На рис. 1 приведена зависимость модуля упругости Е^я от относительной площади поперечного сечения образца £р.м., занимаемой рыхлоупакованной матрицей, которая определена следующим образом:
Яр.м.= 1 -ф2Л3. (4)
Как и следовало ожидать, график рис. 1 демонстрирует рост Е^я по мере повышения относительной доли армирующего элемента структуры в поперечном сечении образца. Следует обратить особое внимание на две особенности поведения модуля упругости эпоксиполимеров в испытаниях на сжатие. Во-первых, зависимость ЕЩ ( £р.м.) при Sр.м = 0 экстраполируется к нулевому модулю упругости. Поскольку £рм = 0 согласно уравнению (4) означает ф0=1Д то указанная экстраполяция предполагает нулевой модуль упругости нанокластеров Екл. Во-вторых, приведенную на рис. 1 корреляцию можно аппроксимировать следующим эмпирическим уравнением:
ЕСзП = 7,8£р.м., ГПа, (5)
где величина Е^Я при £рм=1,0 или полном отсутствии нанокластеров равна 7,8 ГПа. Иначе говоря, это означает, что модуль упругости рыхлоупакованной матрицы ЕЩ в испытаниях на сжатие для исследуемых эпоксиполимеров равен 7,8 ГПа.
ЕЭП, ГПа
4
2 -
0
0,2
0,4
0,6
5
'р.м.
Рис. 1. Зависимость модуля упругости при сжатии ЕЭП от площади поперечного сечения образца Sр. м ,
занимаемой рыхлоупакованной матрицей, для эпоксиполимеров ЭД-ДХ-1 (1), ЭД-ДХ-2 (2),
ЭД-ИМТГФА-1 (3) и ЭД-ИМТГФА-2 (4)
Разделив обе части уравнения (5) на ЕрЖ =7,8 ГПа, получим следующее
соотношение:
Е-
ЭП 1 „2/3
трсж Ер.м.
= 1 -фКл3- (6)
Отношение в левой части уравнения (6) следует рассматривать как степень усиления сетчатых эпоксиполимеров, трактуемых как естественный нанокомпозит. Вновь отметим, что для сетчатых полимеров армирующим элементом структуры является рыхлоупакованная матрица в отличие от линейных аморфных полимеров. Тем не менее, для обоих указанных классов полимеров степень усиления определяется одинаково, а именно, как отношение модулей упругости полимера и рыхлоупакованной матрицы, а в качестве нанонаполнителя в обоих случаях предполагаются нанокластеры. Подтверждение этого постулата можно получить в рамках модели [6], где были рассмотрены три основных случая зависимости степени усиления композитов Ек/Ем (где Ек и Ем - модули упругости композита и матричного полимера) от содержания наполнителя фн. Было показано, что существуют следующие основные типы зависимостей Ек/Ем(фн):
1) идеальная адгезия между наполнителем и полимерной матрицей, описываемая уравнением Кернера, который может быть аппроксимирован следующим соотношением:
= 1 + 11,6фн - 44,4фН + 96,3фН; (7)
Ем
2) нулевая адгезионная прочность при большом коэффициенте трения между
наполнителем и полимерной матрицей, который описывается уравнением:
Е
-гт = 1+Ф„ ; (8)
Ем
м
3) полное отсутствие взаимодействия и идеальное проскальзывание между наполнителем и полимерной матрицей, когда модуль упругости композита практически определяется поперечным сечением полимера (сравните с графиком рис. 1) и связан со
сж
степенью наполнения уравнением:
Ет=1 -ф2/3-
Е„
(9)
Нетрудно видеть, что при условии Ек= ЕЭЖ, Ем= Есж
-р.м. и фн=фкл уравнения (6) и (9)
идентичны. Это означает, что в испытаниях на сжатие сетчатый полимер ведет себя подобно нанокомпозиту с нанонаполнителем при полном отсутствии межкомпонентной адгезии и идеальном проскальзывании между нанокластерами и рыхлоупакованной матрицей. Иначе говоря, в этом случае модуль упругости эпоксиполимеров определяется поперечным сечением рыхлоупакованной матрицы [6] (см. также рис. 1), а роль нанокластеров сводится к его изменению (уравнение (4)). Для подтверждения вышесказанного на рис. 2 приведено сравнение теоретической и полученной экспериментально зависимостей степени усиления от относительной доли нанокластеров фкл, трактуемых как нанонаполнитель, где первая зависимость рассчитана согласно уравнению (6), а в случае второй степень усиления
определена как отношение ЕЭЖ /Е^^м или ЕЭЖ /7,8 ГПа. Как можно видеть, приведенное на
рис. 2 сравнение показало хорошее соответствие теории и эксперимента.
77 сж / 77 сж ЭЯ р. м.
1,0
0,5
0
0,4
0,8
фк
Рис. 2. Зависимость степени усиления ЕЭЩ / Ерж от относительной доли нанокластеров фк для эпоксиполимеров. Обозначения те же, что и на рис. 1
Как известно, основным отличием линейных полимеров от сетчатых является наличие каркаса узлов химической сшивки у последних. Поэтому на рис. 3 показана
зависимость ЕЭЖ от плотности сшивки ус для исследуемых эпоксиполимеров. Как можно видеть, зависимость ЕЭЖ (ус) распадается на два участка: при относительно небольшой (ус<10х1026 м-3) плотности сшивки величина ЕЭЖ линейно снижается по мере роста ус, а при ус>10х1026 м-3 модуль упругости эпоксиполимеров не изменяется, т.е. не является функцией ус. Этот переход можно объяснить следующим образом. В работе [7] для сетчатых полимеров наблюдается два режима поведения: при Ыст>9 (Ыст - число статистических сегментов на участке цепи между узлами химической сшивки) сетчатый полимер ведет себя аналогично линейному, а при Ыст<9 наблюдается подавление сегментальной подвижности
(согласно представлениям кластерной модели структуры аморфного состояния полимеров это означает переход к квазиравновесному состоянию структуры [3]. Для подтверждения этого предложения оценим величину Ыст при ус=10х10 м- для исследуемых эпоксиполимеров, т.е. при переходе к плато зависимости ЕЭП (ус) (рис. 3). Общая длина макромолекул Ь на единицу объема полимера оценивается следующим образом [3]:
Ь = 5 "V
(10)
где 5 - площадь поперечного сечения макромолекулы, равная для исследуемых эпоксиполимеров ~ 32 А2 [8].
ЕЭП, ГПа
5 -
3 -
0
10
20 усх1026, м-3
Рис. 3. Зависимость модуля упругости при сжатии ЕЭ^П от плотности сшивки ус для эпоксиполимеров.
Обозначения те же, что и на рис. 1
Длина статистического сегмента 1ст может быть рассчитана согласно уравнению [9]:
1ст = ^ , (11)
где /0 - длина скелетной связи основной цепи, равная для исследуемых эпоксиполимеров 1,25 А [10], Сх - характеристическое отношение, связанное с фрактальной размерностью структуры df соотношением [3]:
2df 4
С =_}_х + _
" 3'
В свою очередь, размерность df определяется согласно формуле [11]:
df -1)(1 + У).
(12)
(13)
В уравнениях (12) и (13) d - размерность евклидова пространства, в котором рассматривается фрактал (очевидно, в нашем случае d= 3), V - коэффициент Пуассона, оцениваемый по результатам механических испытаний с помощью соотношения [12]:
оТ
Е
1 - 2у 6(1 + у)
(14)
где аТ - предел текучести, Е - модуль упругости.
Длина участка цепи между узлами химической сшивки Ьсш определяется так [3]:
ь -А-А-
сш о •
vc vcS
И, наконец, величина Лст оценивается как отношение [3]:
Л = Ьсш
' ст
/
(15)
(16)
Расчеты согласно уравнениям (9)-(16) дали величину Лст= 8,33, что близко к граничному значению Лст= 9, приведенному в работе [7]. Этот расчет подтверждает, что
переход зависимости ЕЭЖ (ус) к плато или условию ЕЭЖ ~const обусловлен формированием плотносшитой структуры эпоксиполимера [7] или переходом указанной структуры в квазиравновесное состояние [3].
Однако, возможна еще одна трактовка зависимости ЕЭЖ от vс, а именно, применение
понятия «эффективной плотности сшивки» VСф. Такая трактовка учитывает концентрацию узлов химической сшивки только в рыхлоупакованной матрице и поэтому можно записать:
Vэф -с
V.
1 -Фк
(17)
На рис. 4 приведена зависимость ЕЭЖ () для исследуемых эпоксиполимеров. Как можно видеть, при использовании реальной vCФ, а не номинальной vс, плотности
^ 7—1 сж э^ф
сшивки получен линейный спад ЕЭЯ по мере роста vс для всех исследуемых
эпоксиполимеров. Иначе говоря, в такой трактовке области слабой ^с<10х1026 м-3) и плотной vс>10х1026 м-3) сшивки структурно не различаются.
ЕЭЖ, ГПа
0
20
40 v эф
х1026, м-3
Рис. 4. Зависимость модуля упругости при сжатии ЕЭП от эффективной плотности сшивки v для эпоксиполимеров. Обозначения те же, что и на рис. 1
эф с
5
3
1
ВЫВОДЫ
Таким образом, результаты настоящей работы показали, что в случае испытаний эпоксиполимеров на сжатие единственной армирующей компонентой для них является рыхлоупакованная матрица, в которой сконцентрированы узлы химической сшивки. Рассмотрение эпоксиполимеров как естественных нанокомпозитов продемонстрировало отсутствие межкомпонентной адгезии нанокластеры-рыхлоупакованная матрица для этих материалов. Использование эффективной плотности сшивки обнаружило отсутствие структурных различий между областями слабой и плотной сшивки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванчев С.С., Озерин А.Н. Наноструктуры в полимерных системах // Высокомолек. соед. Б. 2006. Т. 48, № 8. С. 1531-1544.
2. Mikitaev A.K., Kozlov G.V., Zaikov G.E. Polymer Nanocomposites: Variety of Structural Forms and Applications. New York : Nova Science Publishers, Inc., 2008. 319 p.
3. Kozlov G.V., Zaikov G.E. Structure of the Polymer Amorphous State. Utrecht-Boston : Brill Academic Publishers, 2004. 465 p.
4. Башоров М.Т., Козлов Г.В., Заиков Г.Е. и др. Полимеры как естественные нанокомпозиты: адгезия между структурными компонентами // Химическая физика и мезоскопия. 2009. Т. 11, № 2. С. 196-203.
5. Kozlov G.V.,Beloshenko V.A., Varyukhin V.N. et al. Application of cluster model for the description of epoxy polymer structure and properties // Polymer. 1999. V. 40, № 4. P. 1045-1051.
6. Тугов И.И., Шаулов А.Ю. Модуль упругости дисперсно-наполненных композитов // Высокомолек. соед. Б. 1990. Т. 32, № 7. С. 527-529.
7. Берштейн В.А., Егоров В.М. Дифференциальная сканирующая калориметрия в физикохимии полимеров. Л. : Химия, 1990. 256 с.
8. Козлов Г.В., Белошенко В.А., Кузнецов Э.Н. и др. Изменение молекулярных параметров эпоксиполимеров в процессе их сшивания // Доклады НАН Украины. 1994. № 12. С. 126-128.
9. Wu S. Chain structure and entanglement // J. Polymer Sci.: Part B: Polymer Phys. 1989. V. 27, № 4. P. 723-741.
10. Aharoni S.M. On entanglements of flexible and rodlike polymers // Macromolecules. 1983. V. 16, № 9. P. 17221728.
11. Баланкин А.С. Синергетика деформируемого теля. М. : Изд-во МО СССР, 1991. 404 с.
12. Козлов Г.В., Сандитов Д.С. Ангармонические эффекты и физико-механические свойства полимеров. Новосибирск : Наука, 1994. 261 с.
CROSS-LINKED POLYMERS AS NATURAL NANOCOMPOSITES: REINFORCEMENT MECHANISM IN COMPRESSION TESTING
Magomedov G.M., Amirshikhova Z.M., *Kozlov G.V., **Zaikov G.E.
Daghestan State Pedagogical University, Makhackala, Russia *Kabardino-Balkarian State University, Nal'chik, Russia
**Institute of Biochemical Physics of Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
SUMMARY. It has been shown that at compression deformation the loosely-packed matrix, in which chemical cross-linking nodes are concentrated, is sole reinforcing component for epoxy polymers. The treatment of epoxy polymers as natural nanocomposites was demonstrated absence of intercomponent adhesion between nanoclusters and loosely-packed matrix.
KEYWORDS: epoxy polymer, natural nanocomposite, reinforcement, intercomponent adhesion, elasticity modulus.
Магомедов Гасан Мусаевич, доктор физико-математических наук, профессор, проректор по информационной и учебной работе ДГПУ, тел. (906) 481-00-33, е-mail: [email protected]
Амиршихова Зухра Магомедрасуловна, аспирант кафедры общей физики ДГПУ, тел. (8722) 67-95-33
Козлов Георгий Владимирович, старший научный сотрудник НИС КБГУ, тел. (8662) 42-41-44, e-mail: [email protected]
Заиков Геннадий Ефремович, доктор химических наук, профессор, заведующий лабораторией ИБХФ РАН, тел. (495) 939-71-91, e-mail: [email protected]