Научная статья на тему 'Сервисная составляющая в деятельности жилищно-коммунального хозяйства'

Сервисная составляющая в деятельности жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
889
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / СЕРВИС / SERVICE / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАТИСТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ / ACTIVITIES OF THE STATISTICAL CALCULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорина Т. В., Шеховцова Л. В., Кулягина Е. А., Чернобровина А. Б., Шерстяков А. А.

В статье рассмотрены актуальные вопросы сервиса и сервисной деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Особое внимание уделено вопросам оценки качества компонентов сервисной деятельности, применению методов их математического расчета из различных областей статистики и исследовательских методов. Раскрыты основы кластерно-эволюционного развития системы сервисных услуг жилищно-коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сидорина Т. В., Шеховцова Л. В., Кулягина Е. А., Чернобровина А. Б., Шерстяков А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE COMPONENT IN THE ACTIVITIES OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article deals with current issues of service and service activities of public utility. Particular attention is paid to assessing the quality of service activity components, the use of methods of mathematical calculation from various areas of statistics and research methods. Bases of the cluster-evolutionary development of the system of services of housing and communal services.

Текст научной работы на тему «Сервисная составляющая в деятельности жилищно-коммунального хозяйства»

УДК 332.87

СЕРВИСНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Сидорина Т.В., профессор, д.пед.наук, профессор кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет «НГАСУ (Сибстрин)», e-mail: sidorinata@mail.ru Шеховцова Л.В., к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория и предпринимательство», ФГБОУ ВО Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет «НГАСУ (Сибстрин)», e-mail: lada.sch@mail.ru Кулягина Е.А., к.э.н., доцент кафедры«Экономическая теория и предпринимательство», ФГБОУ ВО Новосибирский государственный

архитектурно-строительный университет «НГАСУ (Сибстрин)», e-mail: kulyagina_ea@mail.ru Чернобровина А.Б., старший преподаватель кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО Новосибирский государственный архитектурно-

строительный университет «НГАСУ (Сибстрин)», e-mail: chernobrovina@inbox.ru, Шерстяков А.А., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент», ФГБОУ ВО Новосибирский государственный архитектурно-строительный

университет «НГАСУ (Сибстрин)», e-mail: ashv0@mail.ru

В статье рассмотрены актуальные вопросы сервиса и сервисной деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Особое внимание уделено вопросам оценки качества компонентов сервисной деятельности, применению методов их математического расчета из различных областей статистики и исследовательских методов. Раскрыты основы кластерно-эволюционного развития системы сервисных услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, сервис, деятельность статистический расчет.

SERVICE COMPONENT IN THE ACTIVITIES OF HOUSING AND COMMUNAL

SERVICES

Sidorina T., Professor, Doctor of Education, Professor of the Management chair, FSBEIHE «Novosibirsk State Architecture and Civil Engineering University «NSABU (Sibstrin)», e-mail: sidorinata@mail.ru Shekhovtsova L., Ph.D., associate professor, Economic Theory and Entrepreneurship chair, FSBEI HE «Novosibirsk State Architecture and Civil

Engineering University «NSABU(Sibstrin)», e-mail: lada.sch@mail.ru Kulyagina E., Ph.D., associate professor, Economic Theory and Entrepreneurship chair, FSBEI HE «Novosibirsk State Architecture and Civil Engineering University «NSABU (Sibstrin)», e-mail: kulyagina_ea@mail.ru Chernobrovina A., Senior Lecturer, Management chair, FSBEI HE «Novosibirsk State Architecture and Civil Engineering University «NSABU

(Sibstrin)», e-mail: chernobrovina@inbox.ru Sherstyakov A., Ph.D., associate professor, Management chair, FSBEI HE «Novosibirsk State Architecture and Civil Engineering University

«NSABU(Sibstrin)», e-mail: ashv0@mail.ru

The article deals with current issues of service and service activities of public utility. Particular attention is paid to assessing the quality of service activity components, the use of methods of mathematical calculation from various areas of statistics and research methods. Bases of the cluster-evolutionary development of the system of services of housing and communal services.

Keywords: housing and communal services, service, activities of the statistical calculation.

Сервис становится узловым пунктом в стратегическом развитии мощных компаний, при этом внимание акцентируется на требованиях потребителей. Об этом свидетельствуют консалтинговые исследования американских, азиатских и европейских компаний, это относится как к отдельным компаниям, так и к рынкам. Использование технологий бенчмаркетинга позволяет освоить подходы в соответствии с требованиями сервисной революции.

Сфера сервиса представляет собой широкую область, а сам сервис играет роль множества услуг, позволяющих потребителю быть удовлетворенным обслуживанием. Около двадцати лет назад обнаружилось, что у потребителей и заказчиков формируются потребности в сервисе. А сегодня сервис - это автономное направление бизнеса, способное приносить ощутимые доходы. Причем, сегодня возник новый этап в области развития сервиса и появился рынок аутсорсинговых услуг. В отдельный сектор сервиса входят такие компании, у которых успех бизнеса напрямую зависит от функционирования и работоспособности их сервисных систем. Среди таких компаний - жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальное хозяйство является не только одной из крупнейших отраслей национальной экономики, но и выполняет важную социальную функцию - обеспечение нормальных условий жизнедеятельности населения. Современное состояние ЖКХ далеко от идеала и является одной из главных проблем экономики РФ.

Чтобы определить эффективность мероприятий по совершенствованию качества сервисных услуг ЖКХ за определенный период, необходимо выявить уровень изменений, или уровень приращений

[9; 10].

Для определения уровня изменения качества сервисной услуги применима формула приращения исследуемого уровня, формула (1) [6]:

YW-У V Ки = ^ _ ■ 100%

' , (1)

у

где ^ W - уровень качества сервисной услуги на конец оцениваемого периода;

у

V - уровень качества сервисной услуги на начало оцениваемого периода.

К

Если < 10%, то уровень изменения качества сервисной услуги является низким, если 10 % — 30 %, то уровень изменения

К

качества сервисной услуги является средним, и если > 30 %, то уровень изменения качества сервисной услуги является высоким.

По мнению Е.А. Вяткиной, для обеспечения устойчивого функционирования предприятий ЖКХ МО рационально применить для расчета величины экономически обоснованного сервиса - тарифа с учетом корректирующих показателей, формулы (2), (3), (4) [2]:

T(t) = k(t) х T'x[l - a(t) - b(t) + a'(t) + b'(t) + К (t)] (2)

T(t)

где ' - стоимость предоставления жилищных услуг, устанавливаемая в периоде t, руб./ м2 общей площади;

k(t)

- уровень своевременности платежей населения, определяемый по формуле:

k(t) = ^ , c'(t) ,3)

где - фактический сбор платежей населения в период t;

cp(t)

- плановый сбор платежей населения в период t;

т'

1 - экономически обоснованный тариф, рассчитанный на начало текущего периода 1;

а(1) - индекс, характеризующий снижение экономически обоснованного тарифа Т в зависимости от результатов совершенствования системы управления, аудита и контроля за период 1;

Ь(1) - индекс, характеризующий снижение экономически обоснованного тарифа в зависимости от результатов совершенствования системы ресурсосбережения за период 1;

а (1) - инфляционный индекс роста материальных затрат в тарифе;

Ь (1) - индекс, отражающий рост фонда оплаты труда в тарифе.

Кр(1) - поправочный коэффициент величины экономически обоснованных расходов, не включаемых в стоимость предоставления жилищных услуг за период 1 предшествующий аналогичному периоду, рассчитываемый по формуле:

X я (1)

К (1) = ■

exc

где

. X Rexc(t).

X R(t)

(4)

- сумма экономически обоснованных расходов, не включенных в стоимость предоставления жилищных услуг в период предшествующий аналогичному периоду;

X я(1) - планируемая величина экономически обоснованных расходов по аналогичным статьям за период 1.

Эта методика степени позволит рассчитать гибкость системы тарифообразования, повысить экономическую обоснованность сервисной услуги и прозрачность формирования тарифов [2; 3].

Случайные отклонения параметров развития систем от их среднего значения (флуктуации) периодически приводят их к новому хаосу, приближающего этап развития. В этих системах выделяем процессы самоорганизации (аттракторы) и точки бифуркации (критическое состояние системы и смена установившегося режима работы), понятие которых ввел А. Пуанкаре. Мы поддерживаем О.Г. Кураленко в ее точке зрения о том, что с экономической точки зрения флуктуации быстро рассасываются, а в синергетике они, суммируясь, вырастают до таких масштабов, что могут служить началом образования новой структуры [4]. В самой точке бифуркации, как поле ветвящихся возможных путей эволюции, по мнению В.И. Подлесных, определяется выбор аттрактора (блока системы), как возможной траектории нового пути развития системы [5]. Под совокупностью аттракторов понимаем кластер, понятие, введенное М. Портером, как объединение однородных элементов системы.

Инновационно-образовательный строительный кластер представляет собой сетевое интеграционное региональное формирование,

включающее взаимосвязанные образовательные организации разного уровня, объединенные направленностью и преемственностью образовательных программ подготовки кадров для строительной индустрии, партнерскими отношениями с предприятиями строительной отрасли, научными организациями, органами исполнительной власти. Цель его создания - повышение конкурентоспособности участников кластера, выход на инновационную траекторию развития, как следствие - улучшение финансового состояния участников кластера и области в целом [8].

Кластер, таким образом, представляет собой взаимовыгодно сотрудничающие системы: бизнес, образование и науку, власть и производство. Повышение инновационной активности всех участников кластера, способствующее прогрессивному развитию строительной отрасли, реиндустриализации экономики Новосибирской области в целом и совершенствование жилищно-коммунального хозяйства (рис. 1).

Среди аттракторов: 1. Учебно-образовательный блок (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин); Новосибирский строительно-монтажный колледж; Архитектурно-строительный колледж; Новосибирский профессионально-педагогический колледж; Управление образования г. Искитим). 2. Научно-исследовательский блок (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин); Институт горного дела СО РАН). 3. Инновационно-производственный блок (ВСД ООО «КНАУФ Гипс в г. Новосибирске», ОАО «Искитимизвесть», ЗАО «ЗЖБИ СТМ», ОАО «СИАСК», АО «Трансервис», ЗАО «Бердский строительный трест», ОАО «Венткомплекс», ООО «Дискус плюс», ООО «Сибпроектэлектро», ГК «ПТК-30», «Первый строительный фонд», ЗАО «Ломмета», МУП «Горводоканал», ОАО «Искитимцемент», ЗАО «Железобе-тонспецстрой», ООО «Концерн Сибирь», МУП «Водоканал» (г. Искитим), ГК «Электромонтаж», ОАО «Главновосибирскстрой»). 4. Властно-исполнителький блок (Министерство образования, науки и инновационной политики НСО, Министерство строительства НСО, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики НСО), рис. 1 [7].

Тогда совершенствование сервисной деятельности включает в себя:

1) формулировку миссии и стратегической цели сервисной деятельности ЖКХ;

2) определение основных задач и функций сервисной деятельности ЖКХ;

3) исследование проблем и недостатков сервисной деятельности ЖКХ;

4) анализ внутренних факторов, препятствующих эффективной сервисной деятельности ЖКХ;

5) анализ внутренних факторов, обеспечивающих эффективную сервисной деятельности ЖКХ;

6) разработку комплекса мероприятий направленных на достижение задач сервисной деятельности ЖКХ с целью устранения

Зоны оазвития

Рис. 1. Направления кластерно-эволюционного процесса развития системы

проблем и недостатков, а также эффективного противодействия угрозам внешней среды с учетом внутренних ограничений и возможностей;

7) оценку и анализ результатов сервисной деятельности ЖКХ.

Таким образом, для оценки уровня качества сервисных услуг применим комплекс математических методов, позволяющих, в зависимости от цели и задач, и формулировать перечень управленческих действий, чтобы совершенствовать кластерно-эволюционный процесс развития системы сервисных услуг жилищно-коммунального хозяйства. Это позволяет повысить конкурентоспособность и кон-курентоустойчивость системы.

Литература

1. Вяткина Е.А. Система управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования (на примере муниципального образования «Город Бийск Алтайского края»). Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. - Кемерово, 2008. - С. 19-20.

2. Герасимов В.В., Шерстяков А.А., Яненко Е.Н. Креативные технологии менеджмента организации. Учебное пособие. - Новосибирск, 2014. - 324 с.

3. Емельянович А.А., Кулягина Е.А.. Инновационные подходы к подготовке управленческих кадров для жилищно-коммунального хозяйства // Транскпортное дело в России, 2016. - № 5. - С. 42-44.

4. Кураленко О.Г. Методологические вопросы инновационного развития экономических систем // Молодой ученый, 2011. - Том

1. - № 10. - С. 127-128.

5. Подлесных В.И. Теория организации: учебник для вузов. -СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003. - С. 127.

6. Сидорина Т.В. Теоретические основы экспертирования образовательных систем. Дисс. ... д-ра пед. наук. - Новосибирск, 2001. - С. 271

7. Сидорина Т.В., Шеховцова Л.В., Чернобровина А.Б. Синер-гетический эффект концепции инновационного развития // Наука и образование сегодня, 2016. - № 9 (10). - С. 43-47.

8. Чернобровина А.Б. Роль кластеризации в повышении конкурентоспособности строительных организаций Новосибирской области // Конкурентный потенциал развития России в условиях нового технологического уклада. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти заслуженного экономиста России д-ра экономических наук, профессора Р.М. Гусейнова. - Новосибирск, 2015. - С. 157-162.

9. Шеховцова Л.В., Обозный Д.А. Адекватность применяемых экспресс-методов // Транспортное дело России. 2015. - № 6. - С. 41-42.

10. Sidorina T. W., Shekhovtsova L.V., Chernobrovina A.B. Synergetic effect the concept of innovative development // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 11th International symposium (October 7, 2016). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2016. Р. 112-118.

УДК 330.101

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ СОСТОЯНИЕМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Шеховцова Л.В., к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория и предпринимательство», ФГБОУ ВО «Новосибирский

государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)», e-mail: lada.sch@mail.ru, Барабанщикова А.С., магистрант второго курса, кафедры «Экономическая теория и предпринимательство», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)», e-mail: 2705live@mail.ru

В статье дается обзор методического инструментария оценки финансового состояния строительной организации, проведен анализ существующих методик оценки финансового состояния, выявлены основные проблемы, полученные в результате анализа, приведены пути решения проблем, предложены основные направления методики и современные предпосылки по необходимости управления финансовым состоянием строительной организации.

Ключевые слова: платежеспособность, устойчивость, строительная организация, финансовое состояние.

FEATURES OF MANAGEMENT OF THE FINANCIAL CONDITION OF A

CONSTRUCTION COMPANY

Shekhovtsova L., Ph.D., assistant professor, Economic Theory and Entrepreneurship chair, FSFEIHE «Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)», e-mail: lada.sch@mail.ru,

Barabanschikova A., second grade magistrant, Economic Theory and Entrepreneurship chair, FSFEI HE «Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Sibstrin)», e-mail: 2705live@mail.ru

The article provides an overview of methodological instruments for evaluating the financial condition of construction companies, the analysis of existing methods of assessing financial condition and the basic problems, the resulting analysis provided the solutions to the problems, the basic directions of modern techniques and prerequisites necessary for the management of financial status of construction companies.

Keywords: solvency, sustainability, construction organization, financial condition.

В условиях большой конкуренции залогом выживаемости и основой устойчивости организации является управление финансовым ресурсами предприятия, направленное на поддержание устойчивого финансового состояния. Проблема финансовой устойчивости организации относится к числу наиболее важных не только финансовых, но и общеэкономических проблем, поскольку неустойчивое финансовое состояние сдерживает рост производства, снижает платежеспособность предприятий и может привести к их банкротству. Для стабильного развития организации необходимо постоянно развиваться, быстро подстраиваться под изменяющиеся условия окружающей среды, предлагая на рынке современный, качественный, удовлетворяющий потребителя товар или услугу. Постоянное развитие требует регулярных инвестиций как в основные средства и научно-технические разработки (НИОКР), так и на другие цели направленные на получение положительного эффекта. Для привлечения инвестиций организации необходимо следить за своей инвестиционной привлекательностью, а для достижения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

устойчивого финансового состояния предприятия необходимо комплексное управление им. В настоящее время разработано несколько отечественных и зарубежных методик оценки финансового состояния организации, существует ряд концептуальных подходов к управлению финансами организации [2].

Существующие методики анализа финансового состояния не дают ответ на вопрос, как управлять финансами организации, а лишь позволяют оценить текущее положение [1].

Проведенный анализ отечественных методик позволил определить, что для оценки финансового состояния используются рейтинговые методики, которые позволяют оценить степень платежеспособности, определить тип финансовой устойчивости, выявить степень вероятности банкротства и оценить инвестиционную привлекательность [1].

Методики, рассмотренные в исследовании, для оценки финансового состояния строительных организаций применять неэффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.