Научная статья на тему 'СЕРВИСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РЕГИОНА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА'

СЕРВИСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РЕГИОНА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / КУРОРТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дядюн Ирина Александровна, Кособуцкая Анна Юрьевна

В статье показано взаимосвязанное развитие транспортной инфраструктуры и туристско-рекреационного кластера региона, определены основные требования к развитию внешней и внутренней транспортной инфраструктуры туристского кластера и ее сервисной части - сервисной инфраструктуры автомобильного транспорта региона (СИАТР), выполнение которых обеспечивает условия для перспективного роста объектов туристско-рекреационного кластера региона. В соответствии со сформулированными требованиями проведен анализ достаточности развития транспортной инфраструктуры основных туристско-рекреационных комплексов Северо-Кавказского федерального округа. Обобщенные авторами концептуальные требования к развитию транспортной инфраструктуры регионов обеспечивают ее пропорциональное или опережающее развитие, необходимое для эффективного функционирования объектов туристско-рекреационного кластера региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE INFRASTRUCTURE OF THE REGION’S ROAD TRANSPORT AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTER OF THE NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

The article shows the interconnected development of transport infrastructure and tourism and recreational cluster of the region, defines the main requirements for the development of external and internal transport infrastructure of the tourism cluster and its service part - the service infrastructure of the region's road transport (SIRRT). Implementation of these requirements provides conditions for the prospective growth of tourism and recreational cluster facilities in the region. In accordance with the stated requirements the analysis of sufficiency of development of transport infrastructure of the main tourist and recreational complexes of the North-Caucasian Federal District was performed. The conceptual requirements for the development of transport infrastructure in the regions, summarized by the authors, ensure its proportional or advanced development, which is necessary for the effective functioning of tourist and recreational cluster facilities in the region.

Текст научной работы на тему «СЕРВИСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РЕГИОНА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА»

РЕКРЕАЦИЯ И ТУРИЗМ RECREATION AND TOURISM

УДК [656:338.48](470.6) ББК (39:65.433)(235.7) Д 99

И.А. Дядюн,

старший преподаватель кафедры мировой экономики и таможенного дела Института сервиса, туризма и дизайна (филиала) Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске, Пятигорск. Тел.: +7 (918) 715-77-15, e-mail: iwka275@yandex.ru

А.Ю. Кособуцкая,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления организациями Воронежского государственного университета, г. Воронеж. Тел.: +7 (960) 107-30-73, e-mail: anna.rodnina@mail.ru

СЕРВИСНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РЕГИОНА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье показано взаимосвязанное развитие транспортной инфраструктуры и туристско-рекреационного кластера региона, определены основные требования к развитию внешней и внутренней транспортной инфраструктуры туристского кластера и ее сервисной части - сервисной инфраструктуры автомобильного транспорта региона (СИАТР), выполнение которых обеспечивает условия для перспективного роста объектов туристско-рекреационного кластера региона. В соответствии со сформулированными требованиями проведен анализ достаточности развития транспортной инфраструктуры основных туристско-рекреационных комплексов СевероКавказского федерального округа. Обобщенные авторами концептуальные требования к развитию транспортной инфраструктуры регионов обеспечивают ее пропорциональное или опережающее развитие, необходимое для эффективного функционирования объектов туристско-рекреационного кластера региона.

Ключевые слова: сервисная инфраструктура автомобильного транспорта, региональная экономика, туристско-рекреационный кластер, курорт, региональное развитие, транспортная инфраструктура региона.

I.A. Duadyun,

Senior Lecturer of the Department of World Economy and Customs Affairs, Institute of Service, Tourism and Design (branch) North-Caucasus Federal University in Pyatigorsk, Pyatigorsk. Ph.: +7 (918) 715-77-15, e-mail: iwka275@yandex. ru

A.Yu. Kosobutskaya,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Management of Organizations, Voronezh State University, Voronezh. Ph.: +7 (960) 107-30-73, e-mail: anna.rodnina@mail.ru

SERVICE INFRASTRUCTURE OF THE REGION'S ROAD TRANSPORT AS A FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE TOURIST AND RECREATIONAL CLUSTER OF THE NORTH-CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

Abstract. The article shows the interconnected development of transport infrastructure and tourism and recreational cluster of the region, defines the main requirements for the development of external and internal transport infrastructure of the tourism cluster and its service part - the service infrastructure of the region's road transport (SIRRT). Implementation of these requirements provides conditions for the prospective growth of tourism and recreational cluster facilities in the region. In accordance with the stated requirements the analysis of sufficiency of development of transport infrastructure of the main tourist and recreational complexes of the North-Caucasian Federal District was performed. The conceptual requirements for the development of transport infrastructure in the regions, summarized by the authors, ensure its proportional or advanced development, which is necessary for the effective functioning of tourist and recreational cluster facilities in the region.

Keywords: service infrastructure of road transport, regional economy, tourism and recreational cluster, resort, development, transport infrastructure of the region.

Введение

Развитие отраслевых кластеров как эффективная форма стимулирования развития экономики регионов признается большинством экспертов и исследователей. Экономическое значение кластерного подхода, преимущества кластера как территориально сконцентрированного экономического сообщества для предприятий-участников исследовались многими авторами, в том числе Ю.В. Вертаковой [1], И.Е. Рисиным и Ю.И. Трещевским [2]. Важные содержательные особенности понятия «кластер» для целей развития экономики региона отмечает Е.А. Колесниченко, подчеркивающая его сложный и самоорганизующийся характер. Развитие кластера направлено «на формирование положительного восприятия бренда территории через разработку и реализацию механизма социально-экономического развития всех сфер и подсистем региона» [3]. Большинство исследователей обращают

внимание при формировании кластеров на важность учета региональных особенностей, позволяющих эффективно использовать и наращивать ресурсный потенциал региона.

Постановка задачи

Россия обладает значительным туристским потенциалом. По расчетам специалистов информационной платформы Кпоета, доля туризма в ВВП России за последние 8 лет не превышала 4,8%. Официальная статистика (Росстат) показывает значение вклада туристской индустрии в валовой продукт страны ВВП на уровне 3,8% (данные за 2017 г.). Это значительно меньше, чем у стран с развитой туристской отраслью.

В России количество зарегистрированных туристических фирм к 2018 г. выросло на 40,5%, по сравнению с уровнем 2010 г. Отрасль устойчива и динамична. Даже при неблагоприятных условиях, при падении количества выезжающих из страны наблюдается резкий рост внутреннего туризма. Так, например, в

2015 году рост внутреннего туризма по стоимости реализованных турпакетов составил 198,5%, по сравнению с 2014 г. При росте экономики в 2017-2018 гг. произошло быстрое восстановление количества туристов, выезжающих за рубеж. Рост составил 132,5% к уровню

2016 года и продолжался в январе-сентябре 2019 г. [4]. При этом внутренний туризм продолжал наращивать свои объемы.

Развитие туризма предполагает решение широкого круга основных социально-экономических проблем регионов. Формирование туристско-рекреационных кластеров является стимулом, катализатором экономического развития региональной экономики, роста социально-экономических показателей за счет мультипликативного, косвенного эффекта от развития туристских кластеров на другие отрасли экономики региона.

Развитие туристско-рекреацион-ного кластера в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) является перспективным в силу уникальности и разнообразия природно-климатических ресурсов этого региона. Округ привлекателен для всех видов туризма, в том числе медицинского (климато- и бальнеотерапии). Создание туристско-рекреационного кластера также является примером инновационного развития за счет комплексности использования ресурсного потенциала, применяемых передовых технических и информационных технологий.

Важность реализации целенаправленной региональной стратегии стимулирования развития туристских кластеров, инфраструктуры туризма, объектов размещения, в том числе в форме ГЧП, признается как исследователями, так и органами государственной власти. Особенностью государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года в рамках подпрограммы «Развитие туристического кластера

в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» является целевое развитие туристско-рекреационного кластера региона, для создания которого используется особая форма приоритетного развития территорий - особые экономические зоны ту-ристско-рекреационного типа, в рамках которых создаются всесезонные туристско-рекреационные комплексы (ВТРК). В рамках первого этапа ведется создание ВТРК «Архыз» в Карачаево-Черкесской Республике, ВТРК «Эльбрус» в Кабардино-Балкарской Республике, ВТРК «Веду-чи» в Чеченской республике.

СКФО - регион, имеющий большой потенциал импортозамещения не только в сельском хозяйстве, но и в туризме. Однако развитие туристического комплекса СКФО сдерживается отсутствием качественной туристской инфраструктуры и невысоким уровнем сервиса, низким уровнем развития транспортной сети.

Развитие ТРК СКФО зависит от въездного и внутреннего туризма, причем в связи с процессами сворачивания глобализации и усиления по ряду причин регионализации экономики (эпидемии вируса COVID-19, явлениями экономического спада в мировой экономике) актуальность и массовость внутреннего туризма будут только увеличиваться.

Изучение литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о существовании тесной взаимосвязи развития ТРК и транспортной инфраструктуры региона. Развитие транспортной инфраструктуры необходимо для развития ТРК, а развитие в регионе таких комплексов вызывает спрос на дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры.

Автотранспорт является одним из основных компонентов транспортной инфраструктуры регионов, и в целом по РФ его доля в общем объеме грузоперевозок за январь-декабрь 2019 г. составила 80,4% всех

перевезенных грузов (без трубопроводного транспорта), а в перевозках пассажиров - 66,0% от их общего количества [рассчитано по 5]. По нашему мнению, инфраструктура автомобильного транспорта может быть представлена двумя группами элементов: автодороги и инженерные сооружения на них; элементы придорожного сервиса.

Сервисная инфраструктура автомобильного транспорта региона (СИ-АТР) специализируется на услугах ремонта и обслуживания, оказываемых предприятиям автомобильного транспорта, населению для их парка транспортных средств (ТС) внутри региона, и находится в тесной интеграции с автомобильным транспортом. Важно пропорциональное, сбалансированное с динамикой других отраслей развитие инфраструктуры автомобильного транспорта, в том числе СИАТР, так как в противном случае оно станет сдерживающим фактором роста региональной экономики.

Результаты и их обсуждение

Анализ существующей научной дискуссии показывает, что при наличии многоаспектных взаимосвязей развития транспорта и ТРК в регионах необходима их систематизация для выработки требований к развитию транспортной инфраструктуры, в том числе СИАТР, обеспечивающих эффективное развитие обслуживаемых ими ТРК. Соблюдение данных требований позволить избежать лимитирующего воздействия недостаточно развитой транспортной инфраструктуры и СИАТР на развитие туристских кластеров РФ.

В табл. 1 представлены обобщенные требования к развитию транспортной инфраструктуры и СИАТР для обеспечения развития ТРК региона. Курсивом выделены задачи, относящиеся к сфере СИАТР.

Прокомментируем обозначенные требования к инфраструктуре ТРК.

1. Развитие транспортной инфраструктуры для доставки

пассажиропотока в регион ТРК. Важный аспект для развития ТРК -близость к источнику турпотока (региону/стране), ведущая к экономии финансовых и временных издержек транспортировки. Развитая транспортная инфраструктура - внешняя по отношению к ТРК - снижает эти издержки за счет конкуренции перевозчиков и/или между видами транспорта. Это увеличивает мобильность туристов, транспортную доступность объектов туристского кластера региона. Поэтому важно комплексное развитие транспортной инфраструктуры региона. В идеале должно быть несколько видов транспорта, особенно в данном аспекте значима роль авиасообщения. Развитие транспорта должно быть опережающим. Оно будет окупаться по мере развития и роста ТРК. В качестве примера можно привести открытие сообщения по Крымскому мосту, которое предполагало увеличение турпотока на 40%, или реконструкцию аэропорта Симферополя, вызвавшего рост пассажиропотока с 2014 г. по 2017 г. практически в 3,5 раза.

Для распределения прибывающего в регион потока пассажиров между объектами ТРК и осуществления различных видов отдыха в регионе ТРК важно развитие не только автомобильного, но и других видов транспорта, их сопряжение в транспортных узлах региона и синхронизация перевозок. Рост туристического потока вызывает развитие СИАТР в рамках или в непосредственной близости от ТРК и/ или в транспортных узлах на соединяющих их автомагистралях.

Развитая транспортная инфраструктура сама может выступать генератором турпотока, как, например, хабы-аэропорты ОАЭ, Гонконга, а ее недостаточное развитие - тормозить развитие туристской отрасли. Интересны в данном ключе результаты кластерного анализа конкурентоспособности туристских отраслей 140 стран, полученные Л.М. Капустиной [6].

Таблица 1

Требования к развитию транспортной инфраструктуры и СИАТР для обеспечения эффективного развития ТРК региона (составлено авторами)

№ п/п Требование к развитию транспортной инфраструктуры Задачи развития транспортной инфраструктуры, в т.ч. СИАТР

1. Необходимый уровень развития транспортной инфраструктуры для доставки пассажиропотока в регион ТРК (развитие инфраструктуры внешней по отношению к ТРК) Увеличение расстояния транспортной доступности региона ТРК; Обеспечение конкурентоспособных / приемлемых временных и финансовых издержек транспортировки; Использование нескольких видов транспорта для доставки турпотока в регион; Наличие удобного сообщения с соседними регионами и ТРК; Обеспечение СИАТР ремонта и сервиса автотранспорта, доставляющего туристов в регион ТРК.

2. Развитие внутренней транспортной инфраструктуры ТРК, между ТРК региона Связанность объектов внутри ТРК одним или несколькими видами транспорта; Возможность аренды автомобиля (кар-шеринга); Обеспеченность транспортной инфраструктуры региона и ТРК объектами придорожного сервиса (парковки, общепит, стоянки, кемпинги, туалеты) и предприятиями СИАТР.

3. Стабильность функционирования транспортной инфраструктуры, регулярность перевозок по времени года Наличие круглогодичного сообщения с регионом ТРК; Стабильная работа транспорта внутри ТРК, между ТРК региона весь туристический сезон; Обеспечение ремонта и обслуживания ТС в течение всего туристического сезона.

4. Информированность потенциального туриста о наличии развитой, комфортной туристской инфраструктуры ТРК Систематическая работа по информированию потенциальных туристов; Готовность инфраструктуры ТРК к участию в мероприятиях спортивного, событийного туризма.

5. Пропорциональность, сбалансированность развития различных инфраструктурных объектов внутри ТРК с учетом пиковых нагрузок Обеспечение технологической возможности последовательного обслуживания туристского потока внутри ТРК; Готовность инфраструктуры ТРК к пиковым нагрузкам туристического сезона.

6. Современный технический уровень, безопасность, надежность объектов транспортной инфраструктуры и парка ТС региона Обеспечение безопасности, надежности перевозок при конкурентоспособных издержках; Обеспечение технической исправности ТС региона (СИАТР).

Дополнительно как источник турпотока могут быть использованы ТРК соседней страны или региона. Для этого также важно развитие транспортной инфраструктуры, соединяющей такие ТРК. Примером могут служить крайне интересные

перспективные проекты высокоскоростной железнодорожной магистрали между Симферополем и Черноморским побережьем и строительства туннеля под Лагонакским хребтом, соединяющим Карачаево-Черкесию и СКФО с курортами

Черноморского побережья Краснодарского края. Это придаст новый импульс для развития туристического кластера СКФО за счет отдыхающих на Черном море, увеличит длительность туристического сезона и заполняемость его ТРК, курортов, а также создаст условия для развития сельского хозяйства СКФО за счет сокращения времени и стоимости доставки сельхозпродукции к ёмкому рынку черноморских курортов.

2. Развитие внутренней транспортной инфраструктуры ТРК. Наличие нескольких видов транспорта необходимо для роста транспортной доступности туристских объектов, увеличения оборота от экскурсионного обслуживания и более полного использования рекреационного и культурно-исторического потенциала региона. Это вызывает необходимость развития соответствующих объектов СИАТР - места стоянки и парковки для автомобилей и туристических автобусов, автокемпинги, места общего пользования и объекты общественного питания, находящиеся поблизости от мест размещения отдыхающих и посещаемых ими туристских объектов. Актуальным является развитие сервисов аренды транспортных средств и каршеринга как его разновидности, что соответствует ожиданиям значительной части туристов, планирующих маршрут самостоятельно.

Достаточно полный перечень основных видов туризма приведен в статье С.П. Кирильчук и Е.В. Нали-вайченко [7]. Необходимо отметить, что из 12 основных видов туризма 7 объективно требуют развития транспортной инфраструктуры и, следовательно, СИАТР. С ними наиболее связан автотуризм, для которого в России существует 7 автомобильных ТРК, например, Му-равский шлях.

3. Стабильность функционирования транспортной инфраструктуры, регулярность перевозок по времени года. Это привлекает

дополнительный турпоток, создает возможность для увеличения продолжительности туристического сезона, что влияет на большую инвестиционную привлекательность проектов ТРК в регионе, величину их экономического эффекта, рост показателей занятости населения региона.

4. Пропорциональность, сбалансированность развития различных инфраструктурных объектов внутри ТРК с учетом пиковых нагрузок во время туристического сезона. Важна пропорциональность развития транспортной и иных видов туристской инфраструктуры ТРК: возможности всех видов транспорта внутри ТРК, вместимость объектов гостиничной инфраструктуры, объектов общественного питания должны соответствовать планируемому турпотоку. Транспортная и другие виды инфраструктуры ТРК должны быть рассчитаны на пиковый спрос или иметь подключаемые резервы номерного фонда для размещения отдыхающих, частного транспорта для организации пассажироперево-зок. Например, основные проблема малых городов как туристических объектов состоят в недостатке гостиниц, способных разместить группу, перевозимую одним автобусом, недостатке предприятий общественного питания, способных обслужить одновременно более 40 человек [8].

5. Современный технический уровень, безопасность, надежность объектов транспортной инфраструктуры и парка транспортных средств региона. Высокий уровень эксплуатационных характеристик, комфорта, безопасности перевозок обеспечивается своевременным ремонтом дорожного покрытия, инженерных сооружений, обновлением парка транспортных средств. СИАТР обеспечивает техническую исправность парка транспортных средств за счет своевременного ремонта и обслуживания. Высокая степень износа транспортной инфраструктуры (автодорог, инженерных сооружений)

Таблица 2

Основные показатели комплексности развития транспортной инфраструктуры горнолыжных ВТРК СКФО в 2019 году (составлено авторами по данным официальных сайтов ТРК)

Виды транспорта внешней Внутренняя транспортная инфраструктура Кол-во туристов в сезон 2018 г., чел.

Название ВТРК Аэропорт, расстояние в км до ВТРК Ж/д транспорт Автобусное сообщение Автомобиль / такси Длина оборудованных склонов*, м Кол-во мест парковки, мест

ГРК «Архыз», Карачаево-Черкесия г. Минеральные Воды, 220 км г. Черкесск, 130 км Регулярное, с городами СКФО А-158, 220 км - 3,5 ч.; 130 км -2 ч. 25000 1170 мест + 30 для автобусов 287000

М

ВТРК «Эльбрус», в т.ч. «Эльбрус Азау», «Чегет», Кабардино-Балкария

г. Минеральные Воды -190 км, Нальчик - 130 км г. Ми-нераль- ные Воды -190 км, Нальчик -130 км Регулярное, с Нальчиком или трансферы А-158, 190 км ~ 2,5 ч., 130 км ~2 ч. 15400 Перехватывающие парковки в поселках ТРК 443000

ВТРК «Ведучи»,** Чеченская республика г. Грозный -93 км г. Грозный -91 км Трансферы Р-217 до ВТРК «Веду-чи» - 2 ч. 986 200 мест 17500

*в силу специфики объектов исследования значительная часть внутренних перевозок - перемещения по склонам - реализуется подъемниками. Не предполагается перемещений внутри ТРК на автомобиле, поэтому наличие проката транспортных средств не исследовалось.

**ВТРК «Ведучи» - стремительно развивающийся курорт, открыт 26.01.2018 г. На 2020 г. запланировано строительство канатной дороги 3000 м.

и парка ТС региона обуславливает высокие транспортные издержки, которые выступают как ограничивающий фактор для развития туризма и экономики региона. Такая проблема наблюдается и в СКФО, где 61% легковых машин - старше 10 лет, а 65,1°% грузовых автомобилей - старше 20 лет [9]. Следовательно, для развития ТРК необходимы отдельные меры или целевые программы развития по обновлению транспортных средств региона, а

также пропорциональный уровень развития СИАТР.

6. Информированность потенциального туриста о наличии развитой комфортной туристской, в том числе транспортной, инфраструктуры, которая является одним из слагаемых регионального туристического бренда. Информированность формируется с использованием различных каналов маркетинговых коммуникаций в ходе систематической работы участников ТРК и органов

власти региона, но наиболее значимым является собственный опыт туриста или отзывы представителей референтных групп. Ознакомлению с транспортной инфраструктурой региона и ТРК как местом размещения способствует проведение крупных мероприятий спортивного, событийного туризма, например, Олимпиады в Сочи в 2014 г., чемпионата мира по футболу в 2018 г. При должном уровне развития туристической инфраструктуры они будут способствовать росту турпотока и развитию других видов туризма в силу состоявшегося предварительного ознакомления туристов с данным регионом.

Основные результаты исследования соответствия транспортной инфраструктуры ВТРК СКФО предложенным выше требованиям приведены в табл. 2.

Результаты, представленные в табл. 2, доказывают, что развитие транспортной инфраструктуры данных ТРК является в

значительной мере комплексным, достаточным для их дальнейшего эффективного развития. Завершение проектов развития транспортной инфраструктуры, например, строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-157 Минеральные Воды (аэропорт) - Кисловодск, запланированные на 2024 г., и других, предусмотренных целевыми федеральными программами, будет являться дополнительным стимулом для роста показателей развития туристских кластеров СКФО и экономики региона в целом.

Результаты

Предложенные авторами требования развития транспортной инфраструктуры и СИАТР, связанные с обеспечением работы ТРК региона, помогут увеличить эффективность реализации проектов ТРК в других регионах РФ, могут быть использованы при разработке новых аналогичных проектов и региональных целевых программ.

Примечания:

1. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С. Алгоритм кластеризации регионального экономического пространства // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2016. № 1 (235). С. 75-85.

2. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Экономические условия формирования кластеров в региональном социально-экономическом пространстве ЦФО // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Экономика и управление. 2015. № 3. С. 103-111.

3. Колесниченко Е.А., Савинова О.В. Кластерный подход как инструмент создания благоприятного инвестиционного и делового климата в системе обеспечения конкурентоспособности территории // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 2 (60). С. 47-55.

4. Туризм и туристические фирмы по данным Росстата // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosinfostat.ru/turizm/ (дата обращения: 03.10.2020).

5. Транспорт России: информационно-статистический бюллетень. Январь-декабрь 2019 года // Министерство транспорта Российской Федерации. URL: https:// www.mintrans.ru/ministry/results/180/documents (дата обращения: 27.09.2020).

6. Капустина Л.М., Вязовская В.В., Кондратенко Ю.Н. Конкурентные кластеры стран на мировом рынке туристских услуг // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7, № 8A. С. 230-246.

7. Кирильчук С.П., Наливайченко Е.В. Развитие туристско-рекреационного комплекса Крыма // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11, № 6 (76). С. 109-125.

8. Туризм как направление устойчивого развития малых городов / И.Ю. Пономарева, Т.А. Танкиева, М.В. Пономарева [и др.] // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13, № 3 (85). С. 137-151.

9. На Северном Кавказе доля российских машин достигает 65%. URL: https:// avtostat-info.com/News/8226 (дата обращения: 12.10.2020).

References:

1. Vertakova Yu.V., Polozhentseva Yu.S. Algorithm for clustering the regional economic space // St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics. 2016. No. 1 (235). Pp. 75-85.

2. Risin I.E., Treshchevsky Yu.I. Economic conditions for the formation of clusters in the regional socio-economic space of the Central Federal District // Bulletin of the Voronezh State University. Ser.: Economics and Management. 2015. No. 3. Pp. 103-111.

3. Kolesnichenko E.A., Savinova O.V. Cluster approach as a tool for creating a favorable investment and business climate in the system of ensuring the competitiveness of the territory // Socio-economic phenomena and processes. 2014. No. 2 (60). Pp. 47-55.

4. Tourism and travel companies according to Rosstat // Federal State Statistics Service. URL: https://rosinfostat.ru/turizm/ (date accessed: 03.10.2020).

5. Transport of Russia: information and statistical bulletin. January-December 2019 // Ministry of Transport of the Russian Federation. URL: https://www.mintrans. ru/ministry/results/180/documents (date accessed: 27.09.2020)/

6. Kapustina L.M., Vyazovskaya V.V., Kondratenko Yu.N. Competitive clusters of countries in the world market of tourist services // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2017. Vol. 7, No. 8A. Pp. 230-246.

7. Kirilchuk S.P., Nalyvaichenko E.V. Development of the tourist and recreational complex of the Crimea // Service in Russia and abroad. 2017. Vol. 11, No. 6 (76). Pp. 109-125.

8. Tourism as a direction of sustainable development of small towns / I.Yu. Ponomareva, T.A. Tankieva, M.V. Ponomareva [et al.] // Service in Russia and abroad. 2019. Vol. 13, No. 3 (85). Pp. 137-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. In the North Caucasus, the share of Russian cars reaches 65%. URL: https:// avtostat-info.com/News/8226 (date accessed: 12.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.