Научная статья на тему 'СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТИЗАЦИЯ / СЕРТИФИКАЦИЯ / РОССИЙСКИЙ РЫНОК / ЕВРОПЕЙСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО АККРЕДИТАЦИИ ЛАБОРАТОРИЙ (ILAC) / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ПО АККРЕДИТАЦИИ (IAF)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенова А. Д., Черевиченко Т. С.

Статья посвящена изучению базовых стандартов по производству продукции, установленных на российском рынке. Авторы раскрывают сущность процессов стандартизации и сертификации, проводят анализ соотношения национального законодательства и международных норм для определения особенностей стандартизации в России и в зарубежных странах. Также, уделяется внимание торговым барьерам для экспорта, являющихся причиной нарушения устойчивости российской системы по исследуемому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCT CERTIFICATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ABROAD: PROBLEMS AND PROSPECTS

The article is devoted to research of basic standards for the production of products established in the Russian market. The authors reveal the essence of standardization and certification processes, analyzes the relationship of national and international law for determination of the special features of standardization of products in Russia and abroad. Attention is paid to the trade barriers to exports the breach of the stability of the Russian system on the topic.

Текст научной работы на тему «СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.Д. Аксенова, студент

Т.С. Черевиченко, канд. юрид. наук, доцент

Самарский государственный экономический университет

(Россия, г. Самара)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-2-73-75

Аннотация. Статья посвящена изучению базовых стандартов по производству продукции, установленных на российском рынке. Авторы раскрывают сущность процессов стандартизации и сертификации, проводят анализ соотношения национального законодательства и международных норм для определения особенностей стандартизации в России и в зарубежных странах. Также, уделяется внимание торговым барьерам для экспорта, являющихся причиной нарушения устойчивости российской системы по исследуемому вопросу.

Ключевые слова: стандартизация, сертификация, российский рынок, европейская сертификация, экологически чистая продукция, Международная организация по аккредитации лабораторий (ILAC), Международный форум по аккредитации (IAF).

На сегодняшний день рынок товаров достиг огромных масштабов. С каждым годом мировая торговля выходит на новый уровень развития. Глобализация, выражающаяся в доступности любого необходимого товара на зарубежных интернет-площадках для каждого потребителя, затрагивает все сферы торговли. Крупные компании или же отдельные покупатели имеют возможность приобрести товары разного образца: сырье для производства, продукты питания, одежду и прочее. Система доставки образцов товаров также не остаётся в стороне. Благодаря развитию интернет технологий процесс заключения сделки купли-продажи больше не вызывает затруднений.

Длительная история развития сертификации и стандартизации началась в странах Европы. Причиной появления новых видов деятельности послужила необходимость в сокращении количества непригодных товаров на рынке [1]. Термин «стандартизация» получил широкое распространение в эпоху Ренессанса и обозначал процесс разработки и применения стандартов, содержащих в себе установленные нормы, принципы и характеристики в целях снижения вероятности получить некачественную продукцию. Создавалась объемная правовая база, включающая норма-

тивно-технические документы, где прописывались строгие регламенты и обязательные требования к товарам (к примеру, ГОСТы, ОСТы, СНиПы, ТУ и пр.). В дальнейшем последним придавался статус стандартов. Сертификация представляла собой форму подтверждения соответствия продукции имеющимся стандартам.

Европейская сертификации во многом схожа с российскими регламентами. Прежде всего, это объясняется тем, что процесс разработки стандартов должен отвечать интересам всех стран, входящих в Евросоюз. Однако важно отметить, что российская система характеризуется некоторыми особенностями. Во-первых, на внутреннем рынке разработано собственное национальное законодательство, регламентирующее качество продукции. В связи с этим, в 1992 году был принят закон N 2300-1 «О защите прав потребителей», в 2002 году - федеральный закон «О техническом регулировании» N 184-ФЗ, в 2009 году - постановление Правительства N 982, где утвержден список товаров, подлежащих обязательной сертификации.

Во-вторых, одним из компонентов российского законодательства выступают международные нормативно-правовые акты, разработанные в рамках ЕАЭС (Евразийский экономический союз). Было

принято несколько десятков регламентов, послуживших правовой основой многих государств. Однако есть документы, которые в настоящее время только находятся в стадии разработки, в следствии чего национальные стандарты качества вынуждены подстраиваться под новые требования.

Последний компонент российской системы нарушает ее функциональность и устойчивость, что служит причиной появления барьеров в экспорте товаров на новые рынки. Данную проблему можно рассмотреть на примере экологически чистых продуктов (ЭПЧ). В настоящее время последние получают все большее распространение, вызванное ростом потребления продукции, полученной из натурального сырья с использованием современных технологий [2]. Российская Федерация занимает ведущие конкурентные позиции в мировой экономической сфере в производстве ЭПЧ. Этому послужили следующие факторы: наличие на территории страны культур, не имеющих аналогов в других государствах; в отечественных продуктах не содержится химических веществ, в отличие от импортных и т.д.

Несмотря на вышеперечисленные плюсы российской продукции, существуют значительные препятствия ее экспорта в другие страны. Выделяют следующие главные проблемы:

1. Количество минеральных и органических удобрений, используемых в России, во много раз меньше, чем в других развитых странах (к примеру, в 11 раз меньше, чем в США). Однако отсутствие необходимой сертификации удобрения, использованного при выращивании продуктов, снижает качество товаров, их рентабельность, что не приносит производителю высокой прибыли.

2. Отсутствие сертифицированных земель (составляют в РФ лишь 0,5% к площади всех земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 70 млн га). Сложность заключается в процедуре присвоения сертификата, поскольку не во всех регионах правильно ведется документация об истории развития полей и о показателях процентного содержания химических компонентов в почве. Более того, в последние

годы европейские сертификационные требования значительно ужесточились, а сама процедура стала заметно дороже, поэтому большинство компаний отдают предпочтение российским стандартам сертификации [3].

3. Процесс разработки государственных стандартов на ЭЧП находится в начальной стадии развития данного рынка в России. Это обуславливает необходимость создания сертификации этой сферы в соответствии с международными образцами [4].

4. В европейских странах большее внимание уделяется процессу производства продукции, нежели качеству конечного продукта, как принято в нашей стране [5].

Сегодня торговые сети становятся все более значимым звеном потребительского рынка. Федеральные службы РФ по стандартизации проводят работу в испытательных лабораториях и разрабатывают сертификаты в соответствии с международными требованиями. Целью является вступление в членство Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC) и Международного форума по аккредитации (1АБ). Председатель Общественного совета при Росаккредитации Владимир Саламатов отмечает, что гарантии соответствия российской системы с международными стандартами дают право на признание результатов аккредитации национальных органов по сертификации в странах-участницах ШАС и 1АБ. Таким образом, необходимость подтверждать качество и безопасность продуктов при экспорте пропадает. Росаккредитация основательно занялась вопросом относительно сертификации товаров на рынке, в результате чего на данный момент международные стандарты внедрились во все отрасли производства [6].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сертификация и стандартизация российского рынка находится в стадии становления, хотя и представляет собой уже проработанную современную систему. Некоторым категориям товаров необходимо получить международную сертификацию для увеличения вероятности их прохождения на мировой рынок. Более того, не только экспорт важен для производите-

ля, но и импорт сертифицированных про- нами, в противном случае это вызовет не-дуктов. Именно поэтому важно соблюдать доверие у потребителя. регламенты, разработанные другими стра-

Библиографический список

1. Gost-rst // Сертификация в России, системы сертификации продукции и товара в России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gost-rst.ru/poleznaya-informats/sertifikatsiya-v-rossii.html (дата обращения: 24.05.2021).

2. Горбова A.B. Стандартизация и сертификация экологически чистой продукции в России и за рубежом // Экономические исследования и разработки. - 2016. - №3. - С. 183189.

3. Attek Journal // Менее 1% российских земель сертифицированы как органические. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.centrattek.ru/novosti/2402/ (дата обращения: 24.05.2021).

4. Горшков Д.В. Новые маркетинговые возможности. Рынок экологически чистых продуктов: зарубежный опыт и перспективы России // Практический маркетинг. - 2004. -№8 (90).

5. Attek Journal // Сертификация в России и за рубежом: сходства и различия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.centrattek.ru/info/sertifikacija-rossii-evrope-ssha-shodstva-razlichija/ (дата обращения: 24.05.2021).

6. Российская газета // Что будет, если российские сертификаты соответствия признают за рубежом // Столичный выпуск. - 2016. - № 241 (7109). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2016/10/24/chto-budet-esli-rossijskie-sertifikaty-sootvetstviia-priznaiut-za-rubezhom.html (дата обращения: 24.05.2021).

PRODUCT CERTIFICATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND ABROAD:

PROBLEMS AND PROSPECTS

A.D. Aksenova, Student

T.S. Cherevichenko, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article is devoted to research of basic standards for the production of products established in the Russian market. The authors reveal the essence of standardization and certification processes, analyzes the relationship of national and international law for determination of the special features of standardization ofproducts in Russia and аbroad. Attention is paid to the trade barriers to exports the breach of the stability of the Russian system on the topic.

Keywords: certification, standardization, Russian market, European certification, ecologically clean products, International Laboratory Accreditation Cooperation (ILAC), International Accreditation Forum (IAF).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.