^°о;пе0;е2н4т4н1о2с/т1ь99зс:о8терое,2еоп2с1у- 3/2021 техническое регулирование 15
Сертификация энергопотребляющей продукции в контексте новых вызовов
Рассмотрены временные меры, принятые Евразийской экономической комиссией, необходимые при проведении оценки соответствия в форме сертификации серийно выпускаемой энергопотребляющей продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза, и направленные на предупреждение дефицита этой продукции на рынке ЕАЭС в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с СОУЮ-19
Е.А. Сысоева1
ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», д-р экон. наук, доцент, sysoewa@mail.ru
Т.А. Рожкова2
ООО «Центр сертификации электрических ламп и светотехнических изделий», ntc_elsi@mail.ru
1 заведующая кафедрой, г. Саранск, Россия
2 ведущий специалист, эксперт
по сертификации светотехнических изделий, г. Саранск, Россия
Для цитирования: Сысоева Е.А., Рожкова Т.А. Сертификация энергопотребляющей продукции в контексте новых вызовов // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 3. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-3-15-21
ключевые слова
порядок сертификации, дистанционная оценка, этапы работ, технический регламент, Евразийский экономический совет, Евразийская экономическая комиссия
рошедший 2020 год стал для всего мира годом новых вызовов, спрогнозировать которые было невозможно. Из-за пандемии COVID-19, для снижения распространения новой коронавирусной инфекции государства вынуждены были вводить режимы ограничений, в том числе связанные с передвижением и контактами людей, их доступом на территорию организаций и учреждений. Все эти меры негативно сказались на состоянии многих сфер деятельности, нарушив привычный уклад и заставив искать новые формы и методы работы, чтобы не парализовать экономику, а значит, и жизнь в целом.
В целях исполнения распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 25.03.2020 № 11 «О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVГО-19»
[1], для предупреждения дефицита продукции на рынке Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, Совет ЕЭК принял решение
[2] внести изменения в типовые схемы оценки соответствия [3] и принять временные меры, которые должны применяться при проведении оценки соответствия в форме сертификации серийно выпускаемой продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС. Временные меры, вступившие в силу 10 января 2021 года, дополняют типовые схемы оценки соответствия продукции и будут действовать один год со дня вступления в силу решения Совета ЕЭК, то есть до 10 января 2022 года.
Электротехническая и радиоэлектронная промышленности, выпускающие энергопотребляющую продукцию,
относятся к числу наиболее прогрессивных сфер деятельности, в которых наблюдается постоянный рост объемов производства и расширение номенклатуры изделий.
Предприятия электротехнической и радиоэлектронной промышленности производят такие массовые изделия, как электроплиты, стиральные машины, холодильные установки, посудомоечные машины; телевизоры, пылесосы, утюги, циркуляционные насосы, осветительные приборы, двигатели электрические асинхронные, машины сушильные барабанного типа; кондиционеры воздуха и комнатные вентиляторы и т.д.; компьютерную технику — стационарные персональные компьютеры, ноутбуки, серверы, а также телекоммуникационные приборы — мобильные и стационарные телефоны, смартфоны, офисную технику, электроинструменты (включая музыкальные), торговые и игровые автоматы, расчетно-кассовое оборудование, устройства защитного отключения, пожарно-ох-ранные извещатели и т.д.
Крайне важно, чтобы вновь утвержденный порядок сертификации, принятый в рамках временных мер на период распространения COVID-19, обеспечивал исключение попадания на потребительский рынок ЕАЭС опасной, контрафактной и фальсифицированной энергопотребляющей продукции.
Порядок сертификации энергопотребляющей продукции в рамках принятых временных мер
До принятия Советом ЕЭК изменений в типовые схемы сертификации, аккредитованный орган по сертификации продукции, если это предусматривалось схемой серти-
Прошедший 2020 год стал для всего мира годом новых вызовов, спрогнозировать которые было невозможно
фикации, проводил идентификацию и отбор образцов (проб) продукции заявителя для проведения их исследований (испытаний) и измерений в аккредитованной испытательной лаборатории; осуществлял анализ состояния производства этой продукции с целью установления наличия у изготовителя необходимых условий для обеспечения постоянного (стабильного) соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов; проводил инспекционный контроль сертифицированной продукции в течение срока действия сертификата соответствия один раз в год посредством исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции в аккредитованной испытательной лаборатории и (или) посредством анализа состояния производства.
Согласно существовавшему порядку идентификация и отбор образцов (проб) для серийно выпускаемой продукции проводились органом по сертификации в присутствии заявителя на складе готовой продукции (уполномоченного изготовителем лица), на складе временного хранения, на таможенном складе, в емкости транспортного средства или на производственной линии изготовителя готовой продукции.
Принятие временных мер изменило порядок проведения перечисленных обязательных процедур при оценке соответствия в форме сертификации и позволило перевести эти процедуры, используемые для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС, в дистанционный формат. При таком формате применяется удаленный метод оценки, предусматривающий проверку объекта оценки без посещения места нахожде-
ния этого объекта, с использованием средств дистанционного взаимодействия, а именно аудиовидеоконференц-связи.
Рассмотрим подробно временные меры и то, каким образом и при каких условиях будет обеспечиваться осуществление всех процедур, установленных при сертификации продукции, связанных с необходимостью непосредственного присутствия эксперта (экспертов) органа по сертификации у заявителя (изготовителя).
Начиная с 10 января 2021 года идентификация и отбор образцов (проб) продукции при проведении сертификации продукции или при плановом инспекционном контроле сертифицированной продукции могут проводиться представителем заявителя (изготовителя) на складе готовой продукции изготовителя, на складе временного хранения, таможенном складе, в емкости транспортного средства под контролем органа по сертификации посредством дистанционной оценки. В процессе отбора образцов (проб) продукции соответствие условий хранения готовой продукции установленным требованиям оценивается органом по сертификации также посредством дистанционной оценки. Идентификация и отбор образцов (проб) продукции посредством дистанционной оценки проводятся при одновременном присутствии в сети эксперта (экспертов) органа по сертификации и представителя заявителя (изготовителя) в режиме онлайн, при котором идентификация и отбор образцов (проб) продукции транслируется по телекоммуникационным каналам в режиме реального времени в виде синхронной телепередачи (видеотрансляции). При этом органом по сертификации указывается геолокация (реальное географическое положение) места идентификации и отбора образцов (проб) продукции. Важно, что при проведении идентификации и отбора образцов (проб) продукции под контролем органа по сертификации, осуществляемых посредством дистанционной оценки, должна быть обеспечена непрерывная
передача четкого видеоизображения с момента начала идентификации и отбора образцов (проб) продукции до их окончания.
Другой процедурой, необходимой при сертификации продукции, если это предусматривается схемой сертификации, является проведение органом по сертификации анализа состояния производства, который также проводится посредством дистанционной оценки. При этом временными мерами установлено, что должны проверяться:
► входной контроль сырья, материалов или комплектующих изделий, влияющих на показатели безопасности сертифицируемой продукции;
► инфраструктура производства (производственные помещения, транспорт и т.п.); технологические процессы, в том числе специальные (при наличии соответствующих требований в технических регламентах);
► управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;
► средства измерений, необходимые для обеспечения соответствия продукции требованиям, установленным техническим регламентом;
► приемочный контроль готовой продукции, связанный с контролем характеристик, к которым техническим регламентом установлены обязательные требования.
Согласно временным мерам проведение анализа состояния производства посредством дистанционной оценки должно осуществляться при одновременном присутствии в сети эксперта или экспертов органа по сертификации и представителя изготовителя, находящегося на месте осуществления деятельности по изготовлению (производству) продукции в режиме онлайн, при котором проведение анализа состояния производства транслируется по телекоммуникационным каналам в режиме реального времени в виде синхронной телепередачи (видеотрансляции). При этом органом по сертификации указывается геолокация (реальное географическое положение) места осуществления деятельности по изготовлению
(производству) продукции в целях его идентификации, в том числе на предмет его соответствия сведениям, указанным в документах изготовителя. При проведении анализа состояния производства посредством дистанционной оценки, как и в случае с отбором образцов (проб), должна быть обеспечена непрерывная передача четкого видеоизображения с момента начала анализа состояния производства и до его окончания. В случае прерывания ви-деоконференцсвязи анализ состояния производства повторяется с момента начала его проведения.
Проверка иных объектов при проведении анализа состояния производства для определения наличия у изготовителя необходимых условий для обеспечения постоянного (стабильного) соответствия выпускаемой продукции должна проводиться органом по сертификации посредством анализа документов, представленных изготовителем, без использования дистанционной проверки.
Отметим, что при оформлении аккредитованным органом по сертификации продукции сертификата соответствия требованиям технического регламента на основании, в том числе, результатов анализа состояния производства, осуществленного посредством проведения дистанционной оценки, в поле 12 («Дополнительная информация») единой формы сертификата соответствия производится запись «анализ состояния производства проведен посредством дистанционной оценки».
Доказательственные материалы, полученные посредством дистанционной оценки при проведении идентификации и отбора образцов (проб) продукции, а также при проведении анализа состояния производства, должны храниться в органе по сертификации согласно установленным в этом органе процедурам и могут быть представлены (по требованию) органам государственного контроля (надзора) государств-членов, ответственным за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов,
На удаленную оценку перешли многие международные организации, включая Международную электротехническую комиссию (МЭК) и Международный Форум по аккредитации
а также в случаях, установленных законодательством государств-членов, иным заинтересованным лицам.
Рассмотрим еще один важный аспект временных мер при сертификации серийно выпускаемой продукции на соответствие требованиям технических регламентов ЕАЭС. В случае поступления заявки на проведение работ по сертификации серийно выпускаемой продукции аккредитованный орган по сертификации имеет право частично или полностью распространить результаты предшествующих анализа состояния производства сертифицированной продукции или инспекционного контроля указанной продукции на вновь сертифицируемую продукцию.
При этом в соответствии с временными мерами должны быть соблюдены необходимые условия, а именно: в отношении указанной сертифицированной продукции в органе по сертификации отсутствуют сведения о выявленных фактах нарушения обязательных требований технических регламентов; работы по сертификации продукции проводятся тем же органом по сертификации, который проводил предшествующие анализ состояния производства или инспекционный контроль этой сертифицированной продукции и оформлял соответственно акт о результатах анализа состояния производства или акт инспекционного контроля сертифицированной продукции; заявка на проведение работ по сертификации продукции подана заявителем до истечения 24 месяцев с даты ранее проведенных анализа состояния производства и оформления акта о результатах анализа состояния произ-
водства или инспекционного контроля и оформления акта инспекционного контроля сертифицированной продукции; предприятие не имеет или имеет незначительные отличия в конструкции (составе) или технологии ее производства от ранее сертифицированной продукции, которые не оказывают влияние на обеспечение соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Необходимо особо отметить, что при невозможности осуществления обязательных процедур оценки с целью подтверждения соответствия серийно выпускаемой продукции требованиям технических регламентов посредством дистанционной оценки и при отсутствии возможности организации работ в рамках процедур анализа состояния производства продукции на месте осуществления деятельности по ее изготовлению (производству), а также идентификации и отбора образцов (проб) продукции без нарушения ограничений, принятых в целях предотвращения распространения новой ко-ронавирусной инфекции (COVID-19), органом по сертификации при поступлении заявок на проведение работ по сертификации серийно выпускаемой продукции на соответствие требованиям технических регламентов, согласно временным мерам, должны применяться схемы сертификации для партий продукции или для единичных изделий с оформлением сертификата соответствия на партию продукции или единичное изделие.
Еще одним значимым решением временных мер при сертификации продукции в условиях распространения ко-ронавирусной инфекции (COVID-19) является предоставление возможности признания протоколов испытаний, выданных в рамках международных систем аккредитации и сертификации в качестве основания для выдачи документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС при проведении оценки соответствия технически сложной продукции (в том числе, серийно выпускаемой продукции), необходимой для реали-
зации приоритетных проектов, организации новых производственных линий, реализации инфраструктурных проектов и не выпускаемой в обращение на территории других государств — членов ЕАЭС.
Рассмотрим, как в рамках временных мер должен выполняться инспекционный контроль сертифицированной продукции. При наступлении срока планового инспекционного контроля сертифицированной продукции его проведение осуществляется посредством исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции. При этом орган по сертификации может принять решение о переносе инспекционного контроля на срок до 6 месяцев при наличии письма изготовителя о неизменности технологического процесса производства сертифицированной продукции и технологической документации на продукцию в рамках соответствующей процедуры органа по сертификации.
В случае отсутствия возможности для принятия результатов ранее проведенного анализа состояния производства и организации соответствующих работ в рамках процедуры анализа состояния производства на месте осуществления деятельности по изготовлению (производству) продукции без нарушений ограничений, принятых в целях предотвращения новой коро-навирусной инфекции (COVID-19), либо при необходимости выдачи нового сертификата соответствия на продукцию, впервые выпускаемую в обращение на таможенной территории ЕАЭС, проведение органом по сертификации анализа состояния производства, включая проверку условий производства продукции, возможно посредством дистанционной оценки, совмещенной с документарной оценкой системы менеджмента качества изготовителя, позволяющей определить наличие у изготовителя необходимых условий для обеспечения постоянного (стабильного) соответствия выпускаемой в обращение на таможенной территории ЕАЭС продукции требованиям технических регламентов.
В соответствии с приказом Министерства экономического развития [4] при выполнении работ по обязательному подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС органами по сертификации должны соблюдаться правила выполнения работ по сертификации, установленные в соответствии с актами, составляющими право ЕАЭС, а в части, не урегулированной такими актами, должны выполняться требования национальных стандартов РФ, введенных в действие 1.01.2021 [5, 6, 7], и стандарта [8], действующего с 1.05.2016, в которых устанавливаются правила сертификации к отдельным этапам работ. В связи с этим необходимо иметь в виду, что при проведении оценки соответствия в форме сертификации серийно выпускаемой энергопотребляющей продукции требованиям технических регламентов все процедуры как при сертификации продукции, так и при инспекционном контроле сертифицированной продукции, предусмотренные данными стандартами, в рамках принятых временных мер, должны быть соблюдены в полном объеме.
Чтобы изменения правил сертификации энергопотребляющей продукции, принятые в рамках временных мер, исключили возможность попадания на потребительский рынок ЕАЭС некачественной, небезопасной и фальсифицированной продукции, государства — члены ЕАЭС должны обеспечить выполнение следующих обязательных требований:
► осуществлять сбор информации о сертификатах соответствия требованиям технических регламентов ЕАЭС, выданных аккредитованными органами по сертификации продукции с применением временных мер, с ежеквартальным представлением в ЕЭК уполномоченными органами государств — членов ЕАЭС результатов мониторинга указанной деятельности в рамках органов по сертификации, а также информации о принятых мерах;
► усилить государственный контроль (надзор) за соответствием продукции,
Статья поступила в редакцию 5.03.2021
сертифицированной с применением временных мер, требованиям технических регламентов ЕАЭС.
На официальном сайте ЕЭК 9.11.2020 были опубликованы итоги 30-й сессии рабочей группы по политике в области стандартизации и сотрудничества по вопросам нормативного регулирования Европейской экономической комиссии ООН (РГ 6 ЕЭК ООН) [9]. Главной темой заседания стало обсуждение вопросов проведения оценки соответствия продукции в условиях распространения коронави-русной инфекции (COVID-19). Участники рабочей группы обсудили правила практической реализации процедур оценки соответствия товаров требованиям технических регламентов ЕАЭС в условиях пандемии, при этом была отмечена особая важность обеспечения безопасности выпускаемой продукции в обращение при условии сохранения благоприятных возможностей для предпринимательской деятельности без наличия излишних административных процедур. Особое внимание участники рабочей встречи уделили подробному рассмотрению действующих временных мер в ходе получения сертификата на серийно выпускаемую продукцию, а именно порядка дистанционной оценки процедур идентификации, отбора образцов, оценки производства. Было подчеркнуто, что проведение отдельных этапов оценки соответствия
товаров в режиме онлайн-конферен-ций необходимо в целях устранения негативных последствий для экономики стран — участниц объединения. Аналогичные меры применяются также в Европейском союзе. Кроме того, на удаленную оценку перешли многие международные организации, включая Международную электротехническую комиссию (МЭК) и Международный Форум по аккредитации (IAF).
Заключение
Принятые Советом ЕЭК в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), временные меры по дистанционной оценке процедур идентификации, отбора образцов (проб) для проведения их исследований (испытаний) и измерений, по дистанционной оценке анализа состояния производства при сертификации продукции, а также при инспекционном контроле сертифицированной продукции аналогичны мерам, принятым в Европейском союзе, позволяют не только предупредить создание дефицита продукции на рынке ЕАЭС, но и, при полном их соблюдении, обеспечат исключение появления на потребительском рынке ЕАЭС опасной, фальсифицированной и контрафактной энергопотребляющей продукции. ■
Список литературы
1. Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 25.03.2020 № 11 «О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19»; http://www.consultant.ru/ documeпt/coпs_doc_ LAW_348897/.
2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 № 127 «О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 № 44»; https://www.novotest.ru/upload/ medialibrary/ ef5/Rewenie_Soveta_ EEK_127_ot_23.12.2020.pdf.
3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.04.2018 № 44 «О типовых схемах оценки соответствия»; http://docs.cntd.ru/ document/550400367.
4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 26.10.2020 № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации»; http://docs.cntd.ru/document/566305944.
5. ГОСТ Р 58972-2020. Оценка соответствия. Общие правила отбора образцов для испытаний продукции при подтверждении соответствия; http://docs.cntd.ru/document/ 1200175071.
6. ГОСТ Р 58984-2020. Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации; http://docs.cntd.ru/document/1200175083.
7. ГОСТ Р 54293-2020. Анализ состояния производства при подтверждении соответствия; http://docs.cntd.ru/ document/1200175062.
8. ГОСТ Р 56541-2015. Оценка соответствия. Общие правила идентификации продукции для целей оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза;_http://docs.cntd.ru/document/1200123264.
9. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии; http://eec.eaeunion.orq/news/.
Kompetentnost / Competency (Russia) 3/2021
ISSN 1993-8780. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-3-15-21
Certification of Energy-consuming Products in the Context of New Challenges
Е.А. Sysoeva1, FSBEI HE N.P. Ogarev National Research Mordovian State University, Assoc. Prof. Dr. (Ec.), sysoewa@mail.ru
Т.А. Rozhkova2, LLC Certification Center for Electric Lamps and Lighting Products, ntc_elsi@mail.ru
1 Head of Department, Saransk, Russia
2 Leading Specialist, Expert on Certification of Lighting Products, Saransk, Russia
Citation: Sysoeva E.A., Rozhkova T.A. Certification of Energy-consuming Products in the Context of New Challenges, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 3, pp. 15-21. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-3-15-21
We have reviewed the interim measures taken by the Eurasian Economic Commission in the face of an unfavorable epidemiological situation related to coronavirus infection (COVID-19). The measures are aimed at preventing a shortage of these products in the EAEU market. It should be applied when conducting conformity assessment in the form of certification of mass-produced energy-consuming products for compliance with the requirements of the EAEU technical regulations.
We have shown that temporary measures that supplement the standard schemes of products' conformity assessment would be valid for one year, from January 10, 2021 to January 10, 2022. We have considered how, within the framework of the measures taken, accredited product certification bodies should identify and select samples (tests) of products from the applicant, analyze the state of production, as well as carry out inspection control of certified products. We have talked about the mandatory requirements that the EAEU member states must fulfill so that the adopted restrictions exclude the possibility of low-quality, unsafe and falsified energy-consuming products entering the EAEU consumer market.
1. Eurasian Economic Commission Council Order of 25.03.2020 N 11 On the implementation of measures aimed at preventing the spread coronavirus infection COVID-19; http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_348897/.
2. Eurasian Economic Commission Council Decision of 23.12.2020 N 127 On amendments to the Decision of the Eurasian Economic Commission Council dated 18.04.2018 N 44; https://www.novotest.ru/upload/medialibrary/ef5/Rewenie_Soveta_EEK_127_ot_ 23.12.2020.pdf.
3. Eurasian Economic Commission Council Decision of 18.04.2018 N 44 On the typical schemes of conformity assessment; http://docs. cntd.ru/ document/550400367.
4. RF Ministry of Economic Development Order of 26.10.2020 N 707 On approval of the accreditation criteria and the list of documents confirming the eligibility of the applicant, accredited person to criteria of accreditation; http://docs.cntd.ru/document/566305944.
5. GOST R 58972-2020 Conformity assessment. General rules for the selection of samples for testing products when confirming compliance; http://docs.cntd.ru/document/1200175071.
6. GOST R 58984-2020 Conformity assessment. The procedure for conducting inspection control in certification procedures; http://docs.cntd.ru/document/1200175083.
7. GOST R 54293-2020 Analysis of the state of production when confirming compliance; http://docs.cntd.ru/document/1200175062.
8. GOST R 56541-2015 Conformity assessment. General rules for the identification of products for the purpose of assessing (confirming) compliance with the requirements of the technical regulations of the Customs Union; http://docs.cntd.ru/document/1200123264.
9. Official website of Eurasian Economic Commission; http://eec.eaeunion.orq/news/.
Как подготовить статью для журнала «Компетентность»
Оригинал статьи и аннотацию к ней необходимо передать в редакцию в электронном виде (на магнитном носителе или по электронной почте komp@asms.ru). При передаче информации по электронной почте желательно архивировать файлы. В названиях файлов необходимо использовать латинский алфавит. Допускаемые форматы текстовых файлов — TXT, RTF, DOC. Допустимые форматы графических файлов:
► графики, диаграммы, схемы — AI 8-й версии (EPS, текст переведен в кривые);
► фотографии — TIFF, JPEG (RGB, CMYK) с разрешением 300 dpi.
К каждой статье необходимо приложить сведения об авторах — фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, телефон служебный и домашний, адрес электронной почты.
key words
order of certification, remote assessment, milestones, technical regulations, Eurasian Economic Council, Eurasian Economic Commission
References