Научная статья на тему 'Цифровые технологии при оценке соответствия продукции'

Цифровые технологии при оценке соответствия продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
593
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ / ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ / СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯО СООТВЕТСТВИИ / DIGITALIZATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / E-SERVICES / CONFORMITY ASSESSMENT / CONFORMITY CERTIFICATION / CONFORMITY DECLARATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сысоева Е. А., Рожкова Т. А.

Рассматриваются практика и результаты применения цифровых технологий при проведении работ по оценке соответствия продукции. Показано, как электронное взаимодействие участников национальной системы аккредитации способствует исключению появления на потребительском рынке опасной, фальсифицированной и контрафактной продукции, не прошедшей процедуры обязательного подтверждения соответствия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital Technologies in the Products Conformity Assessment

We reviewed the practice and results of the use of digital technologies in the products conformity assessment work. We paid special attention to the work of accredited product certification bodies, a prerequisite for the functioning of which is the access to personal accounts of the CB provided by the Federal Accreditation Service. We believe that now the Federal State Agency for Financial Markets and Rosaccreditation has provided a digital transformation of activities in the field of product conformity assessment and continues to consistently expand the range of services and electronic services for operating systems based on the use of modern information and communication technologies. We believe that the electronic interaction of participants in the national accreditation system helps to eliminate the appearance on the consumer market of dangerous, falsified and counterfeit products that have not undergone the procedure for mandatory confirmation of compliance.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии при оценке соответствия продукции»

Цифровые технологии при оценке соответствия продукции

Рассматриваются практика и результаты применения цифровых технологий при проведении работ по оценке соответствия продукции. Показано, как электронное взаимодействие участников национальной системы аккредитации способствует исключению появления на потребительском рынке опасной, фальсифицированной и контрафактной продукции, не прошедшей процедуры обязательного подтверждения соответствия

Е.А. Сысоева1

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева», д-р экон. наук, доцент, [email protected]

Т.А. Рожкова2

ООО «Центр сертификации электрических ламп и светотехнических изделий»

1 заведующий кафедрой, г. Саранск, Республика Мордовия, Россия

2 эксперт органа по сертификации, г. Саранск, Республика Мордовия, Россия

Для цитирования: Сысоева Е.А., Рожкова Т.А. Цифровые технологии при оценке соответствия продукции // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 8

ключевые слова

цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, электронные сервисы, оценка соответствия, сертификат соответствия, декларация о соответствии

соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» [1] одним из инструментов защиты потребительского рынка от небезопасной продукции является процедура оценки соответствия продукции. Она в той или иной форме используется практически всеми странами мира как условие доступа продукции на национальный рынок.

Проведение оценки соответствия продукции осуществляется аккредитованными в национальной системе аккредитации органами по сертификации продукции (ОС) в целях получения заявителями (изготовителями, лицами, уполномоченными изготовителями, продавцами продукции) установленных разрешительных документов — сертификатов соответствия или зарегистрированных деклараций о соответствии. Для безоговорочного признания всеми участниками рынка правомерности и объективности работ по оценке соответствия продукции необходимо обеспечение прозрачности деятельности аккредитованных ОС, функционирование которых базируется на большом объеме сведений, предоставляемых Федеральной службой по аккредитации (ФСА).

В рамках цифровизации бизнес-процессов национальной системы аккредитации, в том числе деятельности аккредитованных организаций, осуществляющих работы по оценке соответствия и способствующих установлению оперативного контроля за выпуском в обращение на потребительский рынок безопасной продукции, в 2013-2014 годах в России введена в действие Федеральная государственная информационная система ФСА (ФГИС Росаккредитации). Ее создание обеспечило совершенство-

вание сервисов ФСА, упразднение процедур выдачи бумажных документов, подтверждающих наличие в информационных ресурсах ФСА сертификатов и деклараций о соответствии.

В настоящее время базовыми условиями функционирования органов по сертификации продукции при оценке соответствия являются доступ к информационной системе ФСА с помощью интернета, наличие защищенного канала связи и использование электронной цифровой подписи.

Цифровая платформа национальной системы аккредитации ежегодно обрабатывает информацию более чем о 100 тысячах единиц испытательного оборудования, 1 млн сертификатов и деклараций о соответствии и 18 млн протоколов с результатами испытаний продукции [2].

До начала применения при проведении оценки соответствия информационно-коммуникационных технологий1 (ИКТ) существующая в Российской Федерации информационная база сертификатов соответствия не в полной мере отвечала оперативным требованиям потребительского рынка [3]. Так, после проведения в установленном порядке процедуры оценки соответствия ОС передавали сведения о выданных сертификатах соответствия в единый реестр Росстандарта, вели реестры данных сертификатов на бумажных носителях, а их оригиналы направляли заявителю (изготовителю) продукции. Из-за этого на отечественном рынке появлялись сертификаты соответствия с изменениями, внесенными недобросовестными изготовителями (продавцами) продукции, которые касались в первую очередь срока действия этих документов и перечня сертифицированной продукции. В связи с чем кон-

тролирующим организациям нередко приходилось обращаться в ОС для подтверждения действия сертификатов соответствия.

Построение в ФСА информационно-коммуникационной инфраструктуры коренным образом изменило процедуру проведения оценки соответствия продукции. К числу главных направлений взаимодействия ФСА и ОС следует отнести предоставление экспертам аккредитованных органов по сертификации услуги «личный кабинет», в котором можно поэтапно осуществлять все действия при проведении работ по оценке соответствия продукции и оформлению сертификатов соответствия. Личный кабинет — один из компонентов единой центральной информационной платформы ФГИС Росаккредитации. Эта платформа предоставляет возможность ОС, отвечающим за обоснованность выдаваемых сертификатов, выполнять все требования, предусмотренные постановлениями Правительства РФ от 10.04.2006 № 201 и от 12.07.2018 № 812 [4]. ОС через личный кабинет передает в ФСА оформленные сертификаты соответствия (или сведения о приостановлении, возобновлении либо прекращении действия выданного документа) в электронном виде по защищенным каналам связи в течение одного рабочего дня с даты принятия соответствующего решения. При этом действующая в ФСА информационно-коммуникационная инфраструктура позволяет в течение одного рабочего дня вносить поступившие сведения в единый реестр в виде записи, содержащей всю необходимую информацию.

Переход к работе с реестрами, введение новых электронных сервисов регистрации деклараций и сертификатов соответствия позволили значительно увеличить скорость работы информационной системы ФСА.

Внедрение ИКТ в деятельность при оценке соответствия существенно повысило оперативность подачи ОС заявления на предоставление государственных услуг. В настоящее время такие процедуры, как подача заявле-

Структура информационных ресурсов ФСА приведена к формату, необходимому для решения аналитических задач и минимизации рисков, связанных со злоупотреблениями в данной сфере

ния на аккредитацию и прилагаемых к нему документов в национальной системе аккредитации, подтверждение компетентности, сокращение и расширение области аккредитации, осуществляются только в электронной форме, с электронной подписью через обновленный личный кабинет ФГИС Росаккредитации в разделе «Государственные услуги». При подписании ФСА заявления на предоставление государственных услуг проводится автоматическая проверка соответствия данных:

► авторизованного пользователя сервиса, осуществляющего подписание;

► лица, указанного в качестве подписанта в электронной форме заявления;

► владельца электронной подписи (указанной в сертификате).

В разделе «Электронная экспедиция», вводя параметры запроса, ОС могут получать сведения о регистрации заявления на предоставление государственной услуги и информацию о том, на какой стадии рассмотрения находится направленное в ФСА обращение.

Следует подчеркнуть, что реализация реестровой модели решений об аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» [5] позволила формировать выписку из реестра аккредитованных лиц (аттестата аккредитации) аккредитованными лицами во ФГИС Росаккредитации в автоматизированном режиме. А проведенная модернизация сервиса формирования выписки из реестра аккредитованных лиц в личных кабинетах позволила отказаться от выдачи бумажных аттестатов аккредитации. Теперь, сформировав запрос на получение выписки

Введены в действие изменениями от 25.02.2014 № 146, 15.12.2016 № 1363, 12.07.2018 № 812 в постановление Правительства РФ от 10.04.2006 «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений»

Цифровая трансформация способствует повышению производительности труда органов по сертификации продукции и исключению появления на потребительском рынке опасных, фальсифицированных и контрафактных товаров

2 Вся информация о системе межведомственного электронного взаимодействия представлена на технологическом портале системы межведомственного взаимодействия — URL: http://smev3.gosuslugi.ru/portal/

из реестра аккредитованных лиц в личном кабинете, ОС имеет возможность получить аттестат аккредитации, содержащий QR-код с прямой ссылкой на размещенную в свободном доступе запись об аккредитованном лице в реестре аккредитованных лиц.

Еще одним значимым шагом стало создание электронного сервиса по сбору и обработке в автоматическом режиме информации по каждой аккредитованной организации, что делает систему аккредитации более прозрачной и позволяет ФСА осуществлять анализ и контроль деятельности аккредитованных ОС.

Важно отметить, что при взаимодействии аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (ИЛ), осуществляющих проведение сертификационных испытаний продукции на соответствие требованиям технических регламентов, электронные сервисы Федеральной службы по аккредитации помогают ОС получать необходимые сведения об оснащенности, компетентности, процессах жизненного цикла и результатах деятельности аккредитованных ИЛ и при заключении договоров на проведение сертификационных испытаний выбирать лаборатории, отвечающие всем необходимым требованиям.

Применение ИКТ при оценке соответствия продукции позволило сделать открытой и доступной для органов государственной власти, юридических и физических лиц процедуру предоставления сведений о содержащихся в едином реестре сер-

тификатах соответствия. ФСА реализует ее с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ) и подключаемых к ней в онлайн-ре-жиме (посредством размещенного в открытом доступе на официальном сайте ФСА информационного ресурса «Единый реестр сертификатов соответствия») региональных СМЭВ. Следует подчеркнуть, что единая СМЭВ дает возможность изготовителям продукции и контролирующим органам оперативно получать информацию об опасной продукции, продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия, но не имеющей соответствующих разрешительных документов, а также о мерах, принимаемых в данной ситуации.

В рамках реализации положений постановления Правительства РФ от 8.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [6] ФСА разработала требования к составу и структуре информации, а также форматы обмена данными, обеспечивающие предоставление органам, участвующим в межведомственном обмене сведениями при оказании государственных и муниципальных услуг, сведений из реестров ФСА — единого реестра сертификатов соответствия, единого реестра деклараций о соответствии, реестра аккредитованных лиц2.

Важный инструмент для работы ОС — размещенный на сайте ФГИС Росаккредитации электронный калькулятор по расчету стоимости экспертизы (его обновленная версия разработана в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 653 [7]). Теперь органы по сертификации имеют возможность, вводя в программу калькулятора требуемые параметры расчета, определить точный размер платы за проведение экспертизы.

В перспективе ФСА планирует реализовать полное электронное взаимодействие участников национальной системы аккредитации с постепенным наращиванием форматно-логического

контроля на входе в систему и отработкой режима введения данных о сотрудниках, испытательном оборудовании и др., что сделает систему более прозрачной [2, 8]. В планы ФСА входит дальнейшее развитие электронных сервисов: запуск ключевого проекта — электронного конфигуратора областей аккредитации, а также введение в эксплуатацию сервисов, которые приведут к эволюции потребительской культуры в вопросах безопасности продукции и прослеживаемости процедур, гарантирующих эту безопасность.

В мае Государственной думой в первом чтении принят проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» [9]. В нем предусматриваются установление правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия в целях своевременного изъятия с рынка опасной и незаконно выпущенной в обращение продукции, вменение в обязанность ОС, выдавшего сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, проведение инспекционного контроля за объектами сертификации, возможность передачи на основе договора прав и обязанностей ОС в отношении сертификата соответствия, выданного на серийную продукцию, другому органу по сертификации, аккредитованному в национальной системе аккредитации. Законодательное закрепление указанных работ за ОС потребует реструктуризации личного кабинета аккредитованного лица в части включения комплекса работ по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией. Применение механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, в том числе по результатам инспекционного контроля, проводимого ОС, будет способствовать экономической защите потребительского рынка, включая защиту населения от возможного ущерба, связанного с приобретением фальсифицированной и некачественной продукции.

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) также осуществляется цифровизация процедуры проведения оценки соответствия продукции. Для исключения выпуска в обращение на единый рынок ЕАЭС продукции, не прошедшей процедуру оценки соответствия, решением Коллегии ЕАЭС от 26.09.2017 утвержден «Порядок формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии» [10]. Единый реестр представляет собой общий информационный ресурс, формирование и ведение которого осуществляется в электронном виде с использованием интегрированной системы ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия уполномоченных органов государств — членов ЕАЭС и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Решением Коллегии ЕАЭС от 20.03.2018 № 41 [11] предусматривается подача документов для регистрации в электронном виде с применением электронной цифровой подписи, регистрация декларации осуществляется с использованием специализированного сервиса автоматизированной электронной регистрации деклараций государства — члена ЕАЭС. Передача уполномоченными органами в ЕЭК сведений о сертификатах соответствия и декларациях о соответствии происходит автоматически при внесении этих документов в виде электронной записи в национальные части единого реестра или при их изменении. Сведения, содержащиеся в едином реестре, являются достоверными, открытыми и общедоступными, а информационные технологии, применяемые при формировании и ведении единого реестра вышеуказанных документов, дают возможность оперативно получать сведения из единого реестра ЕАЭС. В случае отказа в регистрации декларации о соответствии уведомление может быть направлено заявителю в электронном виде.

ФСА оперативно размещает все сведения, необходимые для работы ОС при оценке соответствия. Для реги-

Статья поступила в редакцию 15.08.2019

страции или прекращения действия декларации через сервис на сайте ФСА размещена пошаговая инструкция для заявителя (индивидуального предпринимателя или юридического лица), согласно которой ему необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг, получить квалифицированную электронную подпись в одном из аккредитованных центров (их список размещен на сайте ФСА), скачать и установить плагин для подписания декларации квалифицированной электронной подписью. Электронные сервисы предусматривают проведение структурного и форматно-логического контроля вносимой информации.

ФГИС Росаккредитации обеспечила цифровую трансформацию деятельности в сфере работ по оценке соответствия продукции и продолжает последовательно расширять спектр услуг и электронных сервисов для ОС

на основе применения современных ИКТ. Особо следует подчеркнуть, что электронные сервисы ФСА служат главным источником информации, необходимой в работе ОС в части сертифицируемой продукции, — о проведенных сертификационных испытаниях, оснащенности и квалификации персонала аккредитованных лиц, области аккредитации ИЛ и ОС.

Структура информационных ресурсов ФСА приведена к формату, необходимому для решения аналитических задач и минимизации рисков, связанных со злоупотреблениями в данной сфере.

Цифровая трансформация, проводимая Федеральной службой по аккредитации, способствует повышению производительности труда в работе органов по сертификации продукции и исключению появления на потребительском рынке опасных, фальсифицированных и контрафактных товаров. ■

Список литературы

1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; http://base.garant.ru/12129354/.

2. Федеральная служба по аккредитации. Формируя инфраструктуру доверия // Контроль качества продукции. — 2019. — № 1.

3. Постановление Правительства РФ от 10.04.2006 № 201 «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений».

4. Постановление Правительства РФ от 12.07.2018 № 812 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам формирования и ведения реестров сертификатов соответствия».

5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

6. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»; https://base.garant.ru/199319/.

7. Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 653; https://base.garant.ru/70698766/.

8. Российские лаборатории могут применять знак 11_АС // Контроль качества продукции. — 2019. — № 1.

9. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании».

10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.09.2017 № 127 «О порядке формирования и ведения единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии»; http://fsa.gov.ru/ index/staticview/id/265/.

11. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20.03.2018 № 41 «О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза»; http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/265/.

ПОЛИГРАФИЯ (499) 175 42 91 АСМС

верстка и дизаин полиграфических изделий, полноценная цифровая печать, ч/б копирование

Kompetentnost / Competency (Russia) 8/2019 ISSN 1993-8780

TECHNICAL REGULATION 25

Digital Technologies in the Products Conformity Assessment

E.A. Sysoeva1, N.P. Ogarev National Research Mordovia State University, Assoc. Prof. Dr., [email protected] T.A. Rozhkova2, LLC, Center for Certification of Electric Lamps and Lighting Products, [email protected]

1 Head of Department, Saransk, Mordovia Republic, Russia

2 Expert, Certification Body, Saransk, Mordovia Republic, Russia

Citation: Sysoeva E.A., Rozhkova T.A. Digital Technologies in the Products Conformity Assessment, Kompetentnost / Competency (Russia), 2019, no. 8, pp. 20-25

We reviewed the practice and results of the use of digital technologies in the products conformity assessment work. We paid special attention to the work of accredited product certification bodies, a prerequisite for the functioning of which is the access to personal accounts of the CB provided by the Federal Accreditation Service. We believe that now the Federal State Agency for Financial Markets and Rosaccreditation has provided a digital transformation of activities in the field of product conformity assessment and continues to consistently expand the range of services and electronic services for operating systems based on the use of modern information and communication technologies. We believe that the electronic interaction of participants in the national accreditation system helps to eliminate the appearance on the consumer market of dangerous, falsified and counterfeit products that have not undergone the procedure for mandatory confirmation of compliance.

1. RF Federal Law of 27.12.2002 N 184-FZ On technical regulation; http://base.garant.ru/12129354/.

2. Federal Accreditation Service. Forming the infrastructure of trust, Product Quality Control, 2019, no. 1, pp. 17-22.

3. RF Government Decree of 10.04.2006 N 201 On the procedure for the formation and maintenance of a unified register of certificates

of conformity, the provision of information contained in the said register and payment for the provision of such information; http://fsa.gov.ru/ index/staticview/id/191/.

4. RF Government Decree of 12.07.2018 N 812 On amendments to some acts of the Government of the Russian Federation on the formation and maintenance of registers of certificates of conformity; http://docs.cntd.ru/document/550618120.

5. RF Federal Law of 28.12.2013 N 412-03 On accreditation in the national accreditation system; https://base.garant.ru/70552684/.

6. RF Government Decree of 08.09.2010 № 697 On a unified system of interdepartmental electronic interaction: https://base.garant. ru/199319/.

7. RF Government Decree of 12.14.07.2014 N 653 On approval of the methodology for determining the amount of fees for the examination of documents and information submitted by the applicant, the accredited person, on-site examination of the applicant's and accredited person's compliance with the accreditation criteria and the maximum size of the examination fee documents and information submitted by the applicant, the accredited person, field examination of the applicant, the accredited person's compliance with the accreditation criteria.

8. Russian laboratories may use the ILAC mark, Product Quality Control, 2019, no. 1, 16 P.

9. Draft Federal Law On Amending the Federal Law On Technical Regulation; http://docs.cntd.ru/document/420371005.

10. Decision of the Board of the EEC dated 26/09/2017 N 127 On the procedure for the formation and maintenance of a unified register of issued certificates of compliance and registered registrations of conformity; http://fsa.gov.ru/index/staticview/id/265/.

11. Decision of the Board of the EEC dated 20/03/2018 N 41 On the procedure for registration, suspension, renewal and termination

of declarations of conformity of products with the requirements of technical regulations of the Eurasian Economic Union; http://fsa.gov.ru/ index/staticview/id/265/.

Как подготовить статью для журнала «Компетентность»

Оригинал статьи и аннотацию к ней необходимо передать в редакцию в электронном виде (на магнитном носителе или по электронной почте [email protected]). При передаче информации по электронной почте желательно архивировать файлы. В названиях файлов необходимо использовать латинский алфавит. Допускаемые форматы текстовых файлов — TXT, RTF, DOC. Допустимые форматы графических файлов:

► графики, диаграммы, схемы — AI 8-й версии (EPS, текст переведен в кривые);

► фотографии — TIFF, JPEG (RGB, CMYK) с разрешением 300 dpi.

К каждой статье необходимо приложить сведения об авторах — фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, место работы и должность, телефон служебный и домашний, адрес электронной почты.

key words

digitalization, information and communication technologies, e-services, conformity assessment, conformity certification, conformity declaration

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.