Научная статья на тему 'СЕРНИСТЫЙ ГАЗ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ КАК ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ'

СЕРНИСТЫЙ ГАЗ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ КАК ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
128
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕРНИСТЫЙ ГАЗ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ КАК ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

СЕРНИСТЫЙ ГАЗ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ КАК ИСТОЧНИК ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Кандидат медицинских наук Ц. П. Кругликова, врач В. К. Ефимова Из санитарно-эпидемиологической станции Москвы

Нами изучалось загрязнение атмосферного воздуха сернистым газом в связи с возможностью проникновения его в жилое помещение. Насколько нам известно, этот вопрос еще мало освещен в литературе.

Сернистый газ даже в небольших концентрациях (менее 1 мг/м3) способен при длительном действии вызвать те или иные нарушения физиологических функций. Длительное действие небольших концентраций газа может чаще ■ всего иметь место внутри помещения. Объектами нашего исследования служили, с одной стороны, районы расположения двух промышленных предприятий, где сернистый газ выделяется в атмосферу в результате технологического процесса (химический завод и Маслонефте-завод), с другой стороны, два жилых квартала, где отсутствуют промышленные предприятия, значительно загрязняющие атмосферный воздух. Один из этих жилых кварталов характеризуется плотной застройкой старой планировки, сравнительно узкими, плохо проветриваемыми улицами и множеством мелких котельных и домовых печей (Октябрьская ул.). Второй жилой квартал (Нижне-Первомайская ул. в районе ИзмайлОво) имеет новую планировку, большие разрывы между домами; квартал хорошо проветривается. Для отопления многих домов квартала имеется одна котельная.

Исследование воздуха проводилось также в одной контрольной точке — в Озелененном районе, значительно удаленном от промышленных предприятий и жилых домов — в Главном ботаническом саду Академии наук СССР (Останкино).

Исследование на всех объектах проводилось в холодное и теплое время 1955 г. с одновременным отбором проб воздуха внутри и вне помещения.

В районе расположения химического завода исследование проводилось в двух зонах 200—300 м и 800—1000 м от источника загрязнения. В районе Масло-нефтезавода отбор проб воздуха проводился только в одной зоне — в 200 м от завода. Исследования проведены в следующем объеме: в промышленных районах на протяжении года в отдельные дни наблюдения отобрано 183 пробы воздуха, из них 77 внутри помещения и 106 в атмосферном воздухе. В жилых кварталах отобрано 179 проб: внутри помещения 104 пробы и вне помещения 75 проб. В контрольной точке исследовано 65 проб воздуха: 40 проб внутри помещения и 25 проб в атмосферном воздухе.

Следует отметить, что отбор проб воздуха проводился в первом и третьем этажах и ни одна из комнат, где проводилось исследование воздуха, не была расположена над котельной.

При анализе данных по промышленным районам получено, как и следовало ожидать, что степень загрязненности атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от направления ветра и расстояния от источника загрязнения.

Так как концентрации сернистого газа в районах химического завода и Масло-нефтезавода в зоне 200—300 м были почти одного порядка, то данные по этим двум объектам были объединены (рис. 1).

Как видно из рис. 1, с повышением концентрации сернистого газа в атмосферном воздухе она также повышалась и внутри помещения и наоборот.

Зимой максимальная концентрация сернистого газа в атмосферном воздухе составляла 2,7 мг/м3, а летом—2,2 мг/м3. Максимальные концентрации сернистого газа внутри помещения были соответственно 0,8—0,9 мг/м3, т. е. выше предельно допустимой нормы даже для атмоферного воздуха. Минимальные концентрации сернистого газа внутри помещения колебались от 0,25 мг/м3 до нуля, а в атмосферном воздухе (в зоне 200—300 м) они были порядка 0,4—0,25 мг/м3, нулевых показателей не было. Следует отметить, что процент положительных проб внутри помещения составлял 7 2—73.

Содержание сернистого газа в зоне 800—1000 м от источника загрязнения было значительно ниже. Максимальная концентрация в атмосферном воздухе не превышала 1,6 мг/м3, соответственно внутри помещения концентрация была 0,6—0,7 мг/м3.

Наличие связи между содержанием сернистого газа в наружном воздухе и внутри помещения в известной степени подтверждается путем сравнения данных, относящихся к воздуху помещений с закрытыми и открытыми окнами. Систематических наблюдений по выяснению влияния режима проветривания на содержание сернистого газа в помещении провести не удалось, но в отдельных случаях такие наблюдения имели место. Из них можно сделать вывод, что сернистый газ проникает в помещение и при закрытых окнах и что отсутствие проветривания и малая подвижность воздуха внутри помещения могут способствовать большему постоянству концентрации сернистого газа внутри помещения, чем в наружном воздухе. Так, в некоторых случаях, где помещение длительно (не менее 10—12 часов) не проветривалось, содержание сернистого газа было сравнительно высокое (0,8—1 мг/м3) и длительно держалось на этом уровне. Такие случаи бывали в жилых кварталах и в окружении промышленных предприятий. Так, в районе химического завода в зоне 200 м от источника загрязнения содержание сернистого газа в атмосферном воздухе колебалось на протяжении трех.

холодное Время года

Теплое Время года

__ 50г Вмг/м'Ваюмк Е23 ферноч воздухе

□ Л?2 В мг/м*1 шду-

М.жипых пометший

гг/я Ш

Дна наОпидений

Рис. 1. Концентрация БОг в воздухе в окружении промышленного предприятия (радиус 200—300 м).

часов в одной и той же точке отбора проб от 1 до 2,7 мг/м3, а внутри помещения при закрытых окнах или затянутой марлей форточке оно держалось в течение 3 часов на уровне 0,7—0,9 мг/м3. Такие случаи были отмечены и в помещениях жилых кварталов (Октябрьская и Нижне-Первомайская ул.).

Далее мы исследовали содержание сернистого газа в воздухе жилого квартала, где отсутствуют промышленные предприятия. Результаты исследования по первому кварталу (Октябрьская ул.) с плотной застройкой и узкими плохо проветриваемыми улицами представлены на рис. 2.

Как видно из рис. 2, и здесь, как и в промышленном районе, наблюдается корреляция между содержанием сернистого газа внутри помещения и концентрацией его в атмосферном воздухе. Максимальные концентрации сернистого газа внутри и вне помещения в зимнее время достигали в некоторых случаях почти такого же уровня, как и в промышленных районах—до 1 мг/м3 внутри помещения и 1,9 мг/м3—в атмосферном воздухе. Содержание сернистого газа в летний период как в атмосферном воздухе, так и в помещении почти не превышало 0,25 мг/м3, преобладали же пробы с нулевым показателем. Такую же картину с небольшими лишь отклонениями представляют данные и по другому жилому кварталу (Нижне-Первомайская ул.). Число положительных проб здесь несколько меньше, чем в ранее рассмотренном квартале. Максимальные концентрации также несколько ниже, чем в жилом квартале по Октябрьской ул., но параллелизм между изменениями концентраций сернистого газа в воздухе наружной атмосферы и внутри помещения сохраняется и здесь.

Это особенно отчетливо видно при сравнении отопительного и неотопительного сезонов.

Целесообразным кажется сравнить полученные данные промышленных районов с результатами исследований, проведенных в жилом квартале, где отсутствуют промышленные выбросы. В жилом квартале, где основным источником загрязнения являются домовые топки и небольшие котельные, заранее можно было ожидать влияние фактора сезонности и это подтверждается данными нашего исследования. В жи-

лом квартале загрязнение атмосферного воздуха в основном приходится на отопительный сезон. В теплое время года содержание сернистого газа в атмосферном воздухе не превышало 0,25 мг/м3 и часто доходило до нуля. В полном соответствии с этим меняется и содержание сернистого газа внутри помещения.

Отдельному рассмотрению подлежат данные исследования воздуха в районе Главного ботанического сада Академии наук СССР (Останкино). Этот район значи-

I

3.0

и

U

ь и ю и

1.1

и JÍ

Ю-¿ i

Ofi

о,г о

Холодное Время годе

т

1

№г

i

Теплое Время гоС

¡23 S0¡ В мг/м16 атмосферном Воздухе

I I SO г 0 мг/м'В воздухе жилых помещений

19¡i г

шш

Щ i

Шт гаа^-гшь,

3i/a № гз/ш ¡H ни ш т зШ гич s/и 9/ш ш шш г\1ш

Дни наблюдении

Рис. 2. Концентрация S02 в жилом квартале (Октябрьская ул.).

тельно удален от промышленных источников загрязнения и потому был принят в качестве контрольного, хотя и здесь не исключено влияние общего загрязнения атмосферы города и некоторое влияние местных источников загрязнений, как то: котельных Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и оранжерей. Как видно из рис. 3,

V-

V

V 1,9 1,7

V 11 0,9 0,7 0,5

0J 0.1

Холодное Время года

Теплое Время года SB¡ В нг/н3 в атмосферном Воздухе □□ 50г i мг/м31 Воздухе милых помещений

п 55 г

-вгсга

ш

гтШы РЯ"Ввз_

ш ни s/л tito пш siш w/r н/т m t/ш um um

¿ни наблюдений Рис. 3. Концентрация S02 в воздухе (контрольная точка).

в основном содержание сернистого газа в этом районе как вне, так и внутри помещения в разные дни наблюдения холодного и теплого времени года было невысоким: ни одна из взятых проб не превышала 0,3—0,4 мг/м3 сернистого газа, т. е. была ниже предельно допустимой разовой концентрации. И в этом пункте концентрации сернистого газа внутри помещения мало отличались от концентраций наружного воздуха.

Одним из показателей, дополняющих аналитические данные о загрязнении воздуха, является влияние этих загрязнений на самочувствие населения, на растения и предметы домашнего обихода. Было опрошено около 50 человек в обследованных на-

ми районах. Особенно часты были жалобы в промышленных районах. Здес1? население жаловалось на плохое самочувствие, особенно в часы большого выброса газа, раздражение слизистых горла и носа, неприятный вкус во рту и т. п. Часто слышались жалобы населения на ржавение, потемнение металлических предметов.

В районах с загрязненным атмосферным воздухом гибли домашние растения Зеленые насаждения в районе промышленных предприятий были чахлыми со скудной листвой, наиболее чувствительные оказывались засохшими. Неоднократно были отмечены ожоги листвы. Значительно реже такие жалобы бывали в жилом квартале и совсем отсутствовали в районе Главного ботанического сада Академии наук СССР (Останкино). ,

Выводы

1. Одновременным отбором проб воздуха внутри и вне помещений условлено наличие определенной связи между содержанием сернистого газа внутри помещений и в атмосферном воздухе.

2. Такая зависимость обнаружена в промышленном, жилом и контрольном районах, причем колебания концентраций сернистого газа внутри помещения следуют за изменением концентраций в атмосферном воздухе.

Поступила 24/XI 1956 г.

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ УЧАСТКЕ ЛИТЬЯ В ОБОЛОЧКОВЫЕ ФОРМЫ

Промышленно-санитарный врач В. Н. Краюхина Из санитарно-эпидемиологической станции Калининского района Москвы

В технологии литья черных и цветных металлов намечается внедрение некоторых новых методов литья, в том числе литья в оболочковые формы. Предпосылкой быстрому внедрению литья в оболочковые формы являются возможность полной механизации и автоматизации процесса изготовления оболочковых форм, получение точных отливок, почти не требующих дальнейшей обработки их на станках холодной обработки металла, экономия металла по сравнению с потреблением его при литье в земляные формы, достигающая 25—50%. С гигиенической точки зрения этот технологический процесс обладает преимуществом перед литьем в земляные формы, так как, помимо возможности механизации и автоматизации процесса, при изготовлении оболочковой формы резко сокращается расход формовочной земли и, следовательно, отпадает необходимость просева и смешивания колоссального количества земли для приготовления форм и стержней, чем в значительной мере устраняется воздействие пыли на организм.

Но наряду с положительными новая технология имеет и отрицательные стороны, в частности применение мелкодисперсного песка марки К 100/200 или К 200/100, содержащего 92—94% БЮг, и термореактивных смол-феноло-крезоло-мочевиноформаль-дегидных смол, кроме того, используется уротропин как ускоритель отвердевания оболочки.

На обследуемых экспериментальных участках применяется пульвербакелит, который является измельченной смесью фенолформальдегидной смолы с уротропином. В этой смоле содержится 5,5% свободного фенола. Смола смешивается с песком и составляет 5—10% всей песчано-смоляной смеси. Чем мельче песок, тем больше расход смолы. Меньше смолы содержится в песчано-смоляной смеси для литья из легких сплавов.

Для предупреждения выпадения смоляного порошка в смесь иногда вводят парафин, смазочные масла, жидкую фенольную смолу, керосин и фурфурол.

Применение фурфурола привело, согласно нашим исследованиям, к загрязнению воздуха рабочих помещений фурфуролом, достигающему в отдельных случаях 0,012 мл/л, что вызывает у рабочих раздражение слизистых оболочек верхних дыхательных путей и слезотечение, вследствие чего пришлось запретить применение фурфурола впредь до устройства заливочного стенда, обеспеченного вентиляцией.

Применяется также разделительная жидкость, которая наносится вручную пульверизатором на нагретую модель перед заполнением ее песчано-смоляной смесью для облегчения снятия оболочковой формы после ее запечки. В качестве разделительной жидкости используются силиконовые (кремнеорганические) жидкие и консистентные смазки или силиконовые масляные и водные эмульсии, водная смесь графита, алюминиевый порошок в смазочном масле, уайтспирит, горный воск, турбинное масло. Все эти вещества при приготовлении оболочковой формы и заливке формы расплавленным металлом загрязняют воздушную среду рабочих мест.

Технологический процесс при литье в оболочковые формы сводится к следующему: 1) приготовление затвердевающей смеси (процессы с пылящим сырьем),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.