Научная статья на тему 'Охрана воздуха городов'

Охрана воздуха городов Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Охрана воздуха городов»

люжности, необходима большая помощь санитарно-гигиеническим учреждениям (расширением технической базы, оборудованием, кадрами), которая поможет развернуть исследовательские работы в этом направлении.

К 30-летней годовщине Великой Октябрьской социалистической революции советская гигиеническая наука и санитарная практика пришли со стройной системой научных взглядов и организационных принципов, в частности, в области санитарной охраны водоемов. Это является важной предпосылкой для успешного выполнения постановления Совета министров СССР от 31 мая 1947 г. и создает благоприятные перспективы для дальнейшей научной разработки этой проблемы.

Член-корреспондент Академии медицинских наук СССР

проф. Р. А. БАБАЯНЦ

Охрана воздуха городов

В литературе имеется много данных о губительном воздействии загрязнений атмосферного воздуха на здоровье человека. Аэрозоли (условно включая в это поняпие и газообразные загрязнения) денатурируют воздух; задерживая солнечные лучи, они снижают инсоляцию, особенно ее коротковолновую, биологически активную часть.

Как показывают исследования Института атмосферной оптики и Ленинградского .научно-исследовательского санитарно-гигиенического института, в различных по степени загрязнения воздуха частях Ленинграда по сравнению с Павловском (в 25 км от Ленинграда) интенсивность солнечной радиации снижается в среднем на 15—25%, а по отдельным месяцам даже до 49%; снижение ультрафиолетовой ее части составляет около 20% и возрастает погодам: в 1937 г.—18%, в 1938 г. —20% и в 1939 г—21%.

Аэрозоли увеличивают количество положительных, неблагоприятно действующих на организм, ионов воздуха; повышая теплоемкость атмосферы, они усиливают в жаркое время отрицательное воздействие ее на организм. Пылевые частицы в воздухе, служа ядрами конденсации, вследствие их более высокой теплопроводности, способствуют образованию туманов, снижению видимости и поглощению значительного количества инфракрасных тепловых лучей. Изменения температуры и влажности, инсоляции и ионизации воздуха нередко играют этиопато-генную роль.

Последние литературные данные показывают, что развитие массовых легочных заболеваний находится в прямой зависимости от степени запыленности и загрязненности атмосферного воздуха.

Пыль, оседая на кожу человека и его платье, закупоривает поры, нарушает кожное дыхание, потоотделение и терморегуляцию организма.

Загрязнение воздуха, особенно сернистый ангидрид и другие вредные газы, ведут к гибели городских зеленых насаждений, разрушают крыши, памятники и другие металлические предметы городского благоустройства и обихода. Аэрозоли портят фасады зданий, нарушая их красоту.

Наиболее простым и доступным для всяких условий способом изучения количества пылевых загрязнений воздуха является взвешивание оседающей из воздуха пыли (в тоннах или граммах) на известную площадь (квадратный километр или метр) в течение определенного времени (сутки, месяц, год). Этот простой седиментационный метод

(банка с зашитой), вопреки мнению некоторых гигиенистов, дает вполне надежные результаты для санитарного контроля за состоянием городского воздуха и сравнительной его оценки.

Так называемые экранные методы и в первую очередь метод Лизе-ганга с его видоизменениями, как показали результаты проверок, представляют чрезвычайно противоречивые данные и применимы только при ограниченных условиях (отсутствие дождей, снега,, морозов и сильного ветра). Для определения ©есовой концентрации аэрозолей (пыли и газов) и более углубленного изучения загрязнения атмосферного воздуха наиболее ценным и по существу незаменимым методом остается аепирационный, особенно те ею разновидности |(Рязанов, Угрюмова, Томсон), которые позволяют производить аспирацию воздуха в больших количествах.

Как и следовало ожидать, в то время как за рубежом исследования аэрозагрязнений городов проводились главным образом без определенной целевой установки, почти все исследования отечественных авторов были организованы и проведены со "строго поставленной целью выяснения степени загрязнения воздуха для принятия мер по их ослаблению или полной ликвидации, а также для уточнения ширины защитных санитарных зон.

По этой причине отечественные гигиенисты при своих исследованиях выбирали города и районы, где имеет место наиболее сильное загрязнение воздуха. За рубежом такие исследования в большинстве своем носят случайный характер, причем значительное число работ относится к местам с относительно чистым воздухом.

Эта разница в характере исследований аэрозагрязнений за рубежом и в СССР должна учитываться, когда мы пользуемся результатами этого изучения для их сравнительной оценки.

О степени загрязнения атмосферного воздуха зарубежных городов можно судить по следующим цифрам (в тоннах на 1 км2 или в граммах на 1 м2 территории города в год):

Лидс......• . . . 204

Сан-Луи................223

Кливеленд..............263

Глазго ................312

Ньюкастл..............331

Лондон..................365

Бирмингам..............480

Ливерпуль ....... 696

Хотя эти цифры относятся не к районам с наиболее загрязненным воздухом, однако количество аэрозагрязнений приведенных городов в 20—70 раз больше по сравнению с воздухом сельских местностей над лугами и полями, где осаждающиеся загрязнения составляют до 20 т/км2 в год.

Как показывают многолетние исследования аэрозагрязнений Ленинграда, проводимые нашим институтом во многих районах (станциях наблюдения) города, общее количество осаждающихся здесь аэрозагрязнений составляет в среднем 290 т/км2 в год, т. е. значительно меньше, чем в загрязненных местах Лондона, Глазго, Ньюкастл я и особенно Бирмингема и Ливерпуля.

Среднее загрязнение воздуха других наших городов безусловно меньше, чем Ленинграда. К сожалению, ни по одному другому городу мы не располагаем такими же, как в Ленинграде, данными для вычисления среднего загрязнения воздуха.

В фабричных районах Ленинграда, как и в других промышленных центрах поблизости от крупных источников аэрозагрязнений, количество последних ^достигает следующих... цифр (в тоннах на 1 км2 или в граммах на 1 м2 в год):

Кадиевка ..... . . . 235

Штерисс . . . . .

Сталино ..... . . . 375 . ... 1800

Харьков ..... , . . . 556

Воскресенск . . . Подольск..... . 600-1 500

Днепропетровск . 502-2100

С точки зрения уточнения степени вредного влияния аэрозолей на организм нас больше интересует Еесовое содержание пыли в воздухе, что дает представление о количестве вдыхаемой пыли. По зарубежным городам определения пыли в воздухе по гравиметрическому методу носят случайный характер; пробы берутся однократно или несколько раз, выбор мест забора проб не обоснован какой-нибудь определенной целью. Весьма скудные материалы по этому виду определений загрязнений воздуха почти исчерпываются следующими данными (в мг/м3 воздуха): /5

Лидс......... 0,42 Глазго........до 2,1

Гамбург........ 0,52 Нью-Йорк.......2,25

Саарбрюкен...... 0,55 Чикаго........ 2,5

Лондон.......до 2,0

По сравнению с содержанием'■пыли .в воздухе над полями и в чистых садах (0,07—0,25) загрязненность воздуха городов в 10—70 раз больше.

По отношению к воздуху наших городов мы располагаем значительно более богатыми по глубине исследований данными весового содержания пыли только по Ленинграду и Молотову. Среднегодовое загрязнение воздуха Молотова, по данным Рязанова, составляет 0,28—2 мг/м3 воздуха (с округлением), причем максимальное загрязнение доходило у сильного источника загрязнения до 15,8 мг/м5 воздуха. Систематические определения пыли в воздухе 14 различных по степени загрязнения районов Ленинграда (от совершенно чистых до чрезмерно загрязненных) дали следующие цифры в мг/м® воздуха: минимум —0,09—3,75, максимум — 0,45—13.85, среднее — 0,25—8,44. Эти цифры показывают, что в легкие горожан промышленных городов поступает огромное количество аэрозолей. В свете указанных данных совершенно непонятны те безразличие и терпимость к аэрозагрязнениям городов, которые отмечаются не только у населения, но и у коммунальных и санитарных деятелей. Помимо чисто пылевых загрязнений, в атмосферный воздух промышленных городов поступают значительные количества ядовитых газов. Самым распространенным из них является сернистый ангидрид, так как он поступает в атмосферу почти всех промышленных и других городов, где сжигается общепринятое минеральное топливо, содержащее серу. Что касается других газов (хлора, фтора, окислов азота, сероводорода, сероуглерода и др.), то они находятся в городском воздухе в ничтожных, не имеющих существенного значения концентрациях, за исключением мест вокруг химических и других заводов.

Как известно, мы не-располагаем обоснованными данными о вредном действии встречающихся в городском воздухе концентраций сернистого ангидрида на организм при хроническом его действии малыми дозами, что имеет место в современных городах. Из экспериментальных исследований известно, что при концентрации сернистого ангидрида до 2,6 мг/м3 большое число растений, особенно хвойные, подвергаются резким изменениям, а многие из них погибают. Максимальные концентрации сернистого ангидрида в воздухе многих зарубежных городов

приближаются или даже §ыше указанной дозы, что видно из следующих цифр (в мг/м3 воздуха):

Гамбург . . 0,5 Саа брюкен.....4,1

Чикаго . 0,6 Льеж ............5,

Кениг берг ... 8 Манчестер . . . 7,6

Б. рл и . . .1,5 Лон .он . . . 11,2

По сравнению с чистыми сельскохозяйственными местами в окрестностях Чикаго, где была найдена концентрация сернистого ангидрида в 0,04 мг/м3, воздух перечисленных выше промышленных городов загрязнен сернистым ангидридом в 10—70 раз больше.

Что касается наших городов, то определения сернистого ангидрида советские авторы производили главным образом вокруг тех или других крупных источников выброса, что имеет только местное значение. Исследования городского воздуха касаются лишь трех городов.

В Харькове, по данным Яковенко, концентрация сернистого ангидрида в городском воздухе колеблется от 0,1 до 1,3 мг/м3. На основании многочисленных исследований Рязанов считает концентрацию сернистого ангидрида в Молотове равной: в среднем за год — 0,09—0,25, при среднем максимуме за месяц — 0,15—0,75, в среднем за сутки 1 02 и разовом максимуме 20,6 мг/м3. Произведенные в нашей лаборатории Меркуловым систематические определения в 25 различных по степени загрязнения воздуха районах Ленинграда показали, что концентрация сернистого ангидрида в воздушном бассейне Ленинграда составляет до 0,33 мг/м1, не считая мест непосредственного соседства с химическими заводами, где она доходит до 25 мг/м3.

В районах расположения химических заводов высокая концентрация сернистого ангидрида, фтора, окислов азота и других газов привела почти к полной гибели деревьев на значительном расстоянии (до 1 000 м и более).

После войны имеет место использование более низких сортов топлива, содержащих больше золы и серы. В связи с этим аэрозагрязнение промышленных городов может возрастать.

Так, например, в окружении 2-й ГЭС в Ленингоаде выпало аэрозагрязнений: в 1940 г. —556 г/м2, в 1945 г. —581 г/м2, в 1946 г. —1 176 г/м2, а в 1947 г. в 172 раза больше, чем в предыдущем, и почти в 4 раза больше, чем в 1940 г.

Таким образом, состояние загрязнений атмосферного воздуха про-мышленных городов, особенно вокруг крупных источников выброса, тен-денция к кх увеличению в послевоенное время и связанные с этим ^ весьма крупные санитарные вредности выдвигают неотложную проблему ^ охраны чистоты атмосферного воздуха городов.

с* По санитарному и народнохозяйственному значению проблема охраны воздуха наших городов требует постоянного внимания гигиенистов и санитарных врачей, коммунальных деятелей и санитарных техников, институтов гигиены, энергетики и теплового хозяйства и прежде всего органов государственной санитарной инспекции.

70—80 лет назад 'гигиенисты и санитарные техники разрабатывали различные формы и сооружения по охране питьевой воды и источников водоснабжения для борьбы против кишечных инфекций. В нашу эпоху настало время для разработки форм и сооружений по охране чистоты атмосферного воздуха с целью предупреждения аэрогенных заболеваний и для обеспечения населения чистым воздухом. Многогранная работа по охране чистоты атмосферного воздуха городов должна быть распределена между различными заинтересованными учреждениями. Само собой разумеется, что ведущая роль в этой работе принадлежит органам и учреждениям здравоохранения.

ЗГ Гнгнена и сашгтария, Л'а 11

ГОСУДАРСТВ. ЦЕНТРАЛЬНА* МЕДИЦИНСК. БИБЛИ .сМА I 17

Министерств« Здраввэхрышиь«

Ближайшие задачи последних (в том ^сле и всех гигиенических кафедр и институтов) должны заключаться в разработке научно-гигиенических основ по .изучению и оценке аэрозагрязнаний городов, в сравнительном изучении методов борьбы с аэрозагрязнениями, в выявлении и изучении наиболее крупных источников этих загрязнений, в разработке конкретных мероприятий по борьбе с выбросами отдельных предприятий и в интенсификации работ 'по сооружению газо-пыле-золоулови-телей. Наиболее совершенны формы борьбы с так называемой «коммунальной пылью» от мостовых и транспорта, от неозелененных м из-. лишне замощенных территорий города, от перевозки пылеобразующих грузов и т. д. В этом отношении органам госсанинспекции и коммунального хозяйства следует добиться осуществления в практике наших городов надлежащих гигиенических форм организации и соде|&кания городов в чистоте, их очистки от пыли и отбросов. Что касается остальных так 'называемых промышленных аэрозолей, то борьба с ними гораздо сложнее и разнообразнее.

Прежде всего необходимо организовать широкое изучение степени загрязнения атмосферного воздуха, в первую очередь в крупных городах. Для этого нужно выбрать в каждом из этих (горЛэв 12—15 различных по степени загрязнения воздуха пунктов исследования. В выбранных местах, как это делается сейчас в Ленинград» и Москве, следует систематически определять аэрозоли по простому седиментационному и аспирационному методу (пыль в г/м-\ мг/м3 и сернистый ангидрид в мг/м3).

Помимо этого, широкими санитарными обследованиями следует выявлять все источники загрязнения атмосферного воздуха и вокруг крупных из них проводить изучение зонального загрязнения атмосферного воздуха с целью фактического установления зон санитарной охраны и проведения на предприятиях мероприятий по санации. Одновременно необходимо изучать и состав выброса с целью определения методов очистки и санитарного контроля. Результаты этих работ дадут возможность сравнивать и оценивать аэрозагрязнения городов, а также разрабатывать необходимые санитарные мероприятия. В настоящее время до накопления более богатого материала для составления местных норм оценки мы рекомендуем воспользоваться нашими предложениями для оценки атмосферного воздуха городов.

На страницах «Гигиены и санитарии» 9, 1944) мы предложили временную шкалу для оценки загрязнения атмосферного воздуха. В ней даются численные выражения по шести степеням загрязнений воздуха городов — от чистых мест, где аэрозолей до 100 т/км2 (0,25 мг/м3) и сернистого ангидрида до 0,01 мг/м3, до чрезмерно загрязненных мест, где загрязнения воздуха составляют 700 т/км2 (5,0 мг/м3), а концентрация сернистого ангидрида До 0,8 мг/.м8 воздуха и более.

В эту шкалу мы внесли сернистый ангидрид, так как он весьма характерен для городов, где имеет место потребление серосодержащего топлива. Сернистый ангидрид выбрасывается в атмосферу в Прямом соотношении с золой, сажей и дымом а тех же выбросах.

Мы предлагаем считать концентрацию сернистого ангидрида показателем порчи атмосферного ¡воздуха городов, где употребляется серосодержащее топливо. Впредь до разработки местных допустимых концентраций аэрозолей можно руководствоваться следующими предельно допустимыми нормами аэрозагрязнений: аэрозолей (собственно) до 200 т/км2, г/м2 год или до 2,0 мг/м3 воздуха и концентраций сернистого ангидрида до 0,05 мг/м3 в жилых и до 0,3 мг/м3 в промышленных районах.

Наиболее эффективными методами борьбы с аэрозагрязнениями является, как известно, тепло-, газо- и электрификация городов. Большим

преимуществом этого мероприятия являются его экономические выгоды по сравнению с другими менее гигиеническими формами энергоснабжения городу. Санитарные деятели должны стоять в авангарде организации и 'проведения начатых в этом отношении работ по модернизации теплоснабжения.

Наряду с этим необходимо добиваться проведения в жизнь всех санитарно-планировочных мероприятий по размещению фабрик и заводов, по точному соблюдению установленных зон санитарной защиты вокруг источников загрязнения и по уменьшению или полной ликвидации их выброса.

Помимо этих радикальных мероприятий, необходимо тщательно изучать и совместно с энергетиками и технологами рационализировать котельное хозяйство и отдельные этапы технологического процесса, устанавливать фильтры и циклоны, наращивать дымовые трубы до двух высот по сравнению с высотой зданий и пр. на наиболее крупных в смысле загрязнения воздуха фабриках и заводах.

Принимая во внимание, что в настоящее время нет серийного изготовления сооружений по газоочистке, необходимо всячески интенсифицировать работы по организации, проектированию, конструированию, изготовлению и установлению указанных сооружений и фильтров.

Для эффективного осуществления перечисленных мероприятий представляется необходимым:

1. Организация при Академии медицинских наук СССР специальной комиссии по изучению и разработке мероприятий по борьбе за чистоту атмосферного воздуха городов.

2. Установление в крупных промышленных городах специализированной службы санитарных врачей по охране чистоты атмосферного воздуха.

3. Издание специального постановления Совета министров СССР об охране чистоты атмосферного воздуха городов.

Проф. Ц. Д. ПИК и проф. 3. Б. СМЕЛЯНСКИЙ

Успехи гигиены труда в СССР

К 30-летию Великой Октябрьской социалистической революции

Гигиена труда стала самостоятельной отраслью гигиенической науки и санитарной практики лишь после Великого Октября.

В дореволюционной России не было научных учреждений по гигиене труда и охране здоровья рабочих. Научные работы отдельных ученых по этому вопросу проводились не только без поддержки, но при явном противодействии царских чиновников и сопротивлении фабрикантов.

Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, разбившей цепи экономического и духовного порабощения России, были открыты неограниченные возможности для развития культуры, искусства и науки, в том числе и науки об охране здоровья и труда промышленных рабочих.

Широко развернувшаяся с первых дней Октября практическая и законодательная деятельность по охране труда создала все условия для расцвета научно-исследовательской и научно-практической деятельности в области гигиены труда. Гигиена труда стала научной базой практических мероприятий и законодательного регламентирования санитарных условий труда на производстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.