Научная статья на тему 'СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ТРОМБАХ ВЫДАЮЩИЙСЯ ГИГИЕНИСТ И ИСТОРИК МЕДИЦИНЫ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ТРОМБАХ ВЫДАЮЩИЙСЯ ГИГИЕНИСТ И ИСТОРИК МЕДИЦИНЫ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ТРОМБАХ ВЫДАЮЩИЙСЯ ГИГИЕНИСТ И ИСТОРИК МЕДИЦИНЫ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

ена и санитария 1/2009

6. Организация и проведение социально-гигиениче-ского мониторинга здоровья населения: Пособие для врачей. - М„ 1998. - С. 28.

Полулила 24.10.07

Summary. The paper analyzes the opinion of experts who determine the significance (weight) of the population's public

health indices used for the integrated assessment of human health when sociomonitoring is made. The statistical assessments of the significance of the indices have been determined using the data obtained from the questioning of experts by the developed procedure. Conclusions on the practical use of the results of the performed study have been drawn.

Знаменательные события и даты

В. А. Доскин, Н. Б. Коростелев

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ГРОМБАХ - ВЫДАЮЩИЙСЯ ГИГИЕНИСТ И ИСТОРИК МЕДИЦИНЫ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

В ряду выдающихся деятелей отечественной медицины прошлого столетия выделяется имя профессора Сергея Михайловича Громбаха — гигиениста и историка медицины. 3 февраля 2009 г. исполняется 100 лет со дня его рождения.

В медицинском институте С. М. Громбах серьезно увлекся психиатрией, решив пойти по стопам своего дяди, известного московского психиатра, но судьба послала ему гениального учителя Павла Максимильяновича Ивановского, заведующего кафедрой школьной гигиены I Московского медицинского института. Он сумел увлечь романтического юношу благородными идеями, связанными с сохранением и укреплением здоровья подрастающего поколения.

Сразу после окончания медицинского института С. М. Громбах участвовал в советско-финской (30.11.1939—12.03 1940) и Великой Отечественной (1941 — 1945 гг.) войнах. В самом начале Великой Отечественной войны С. М. Громбах получил тяжелое ранение в ногу, затем у него развился остеомиелит, приведший к укорочению ноги и анкилозу коленного сустава. Поэтому всю оставшуюся жизнь Сергею Михайловичу приходилось передвигаться при помощи трости. О раннем послевоенном периоде жизни ученого известно немного, но страданий и нужды было предостаточно. Уже переехав в Москву, он долго ходил в военной шинели, постоянно испытывая откровенную нищету. Но это не сломило его дух и не повлияло на творческие способности. Здесь невольно приходят на память слова Эрнста Хемингуэя: Те, кто сражается на войне — самые замечательные люди".

Очень быстро он защитил кандидатскую диссертацию и вскоре начал работу над докторской. Обе диссертации были посвящены истории медицины. Но ему не сразу удалось защитить докторскую диссертацию. Состоявшемуся ученому пришлось писать вторую докторскую, которую он, наконец, блестяще защитил. После работы на кафедре школьной гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова в начале 50-х годов прошлого века С. М. Громбаха пригласил тогдашний директор Государственного педиатрического института проф. С. П. Борисов заведовать гигиеническим отделом. Тогда в Государственном педиатрическом институте (ныне это широко известный Московский НИИ педиатрии и детской хирургии) работали многие выдающиеся деятели отечественной педиатрии и гигиены: А. А. Кисель, М. А Скворцов, А. В. Мсшьков, К. Ф. Попов, Н. П. Сав-ватимская, В. Г. Штефко, С. Ю. Каганов, Д. С. Футер, А. Г. Цейтлин, Б. Г. Ширвиндт, 3. И. Эдельман, Ю. А. Якунин и многие другие. В Институте боролись за жизнь и здоровье поколения детей, обожженных вой-

ной и разрухой. В Педиатрическом институте раскрылся необычайный талант и высокая работоспособность ученого. Он анализировал терморегуляцию новорожденных, занимался исследованием микроклимата детских учреждений, начал работу над актуальными проблемами детской микробиологии, а ночами со своими сотрудниками изучал микроклимат московского метро (эту тему "спустили сверху"). В отделе работал дружный творческий коллектив, и научным идеям не было конца.

В 1956 г. Сергей Михайлович Громбах выпустил монографию "Гигиеническое обоснование норм температуры воздуха в учреждениях раннего возраста", в которой подытожил серию научных работ своих сотрудников. Одновременно он написал ряд интересных статей, заметок и научно-популярных брошюр.

Но вскоре в Педиатрическом институте произошли печальные события: менялись директора, "совершенствовалась" его структура, уходили яркие творческие люди. В 1956 г. по воле временщика-директора гигиенический отдел передали в Государственный научно-исследовательский институт им. Ф. Ф. Эрисмана. В этом институте Сергей Михайлович работал лишь несколько лет. В 1959 г. в Москве был организован первый и единственный в мире Институт гигиены детей и подростков. С. М. Громбаха пригласили туда на должность заместителя директора по науке. Он проработал в этом качестве 27 лет до ухода на пенсию в 1986 г.

Сергей Михайлович Громбах впервые сформулировал теоретические основы гигиены детей и подростков. Он считал, что выделение этой области гигиены обусловлено, во-первых, многочисленностью детей и подростков в человеческой популяции, во-вторых, дети, по сравнению со взрослыми, находятся в "своеобразных условиях", так как гигиенические принципы обучения и воспитания не совпадают с принципами организации профессионального труда или общественного существования взрослых. И наконец, в-третьих, детям свойственны биологические особенности, резко отличающие их от взрослых.

С. М. Громбах подчеркивал, что характерная особенность детей и подростков заключается в том, что в отличие от взрослых их организм не достиг еще полной зрелости, он находится в процессе развития. А проблема развития придает гигиене детей и подростков особую специфику и выдвигает свои особые, только ей одной присущие задачи и теоретические проблемы. Гигиена детей и подростков как общественно-медицинская наука исходит из потребностей среднего ребенка, но в отличие от гигиены взрослых имеет дело не с одним средним, а с множеством детей, поскольку организм ребенка на разных возрастных этапах различен.

Гигиена детей и подростков, считал С. М. Громбах, сопредельна со многими науками. У нее немало общего с педиатрией. И прежде всего общая задача: воспитание здорового и гармонически развитого подрастающего поколения. Ученый предрекал, что по мере победы над болезнями в педиатрии все более и более будет преобладать профилактическое направление, и главным ее содержанием станет не столько лечение, сколько оздоровление, и в этом она сомкнётся с возрастной гигиеной. Главное же и неискоренимое их различие состоит в том, что педиатрия, как наука, имеет дело с единицами, с отдельными детьми: педиатры каждого в отдельности исследуют, ставят индивидуальный диагноз и каждому, в зависимости от конкретных обстоятельств, назначают лечебные или оздоровительные процедуры. Гигиена же занимается более или менее массовыми контингентами, она исследует групповое состояние здоровья, то, что называется санитарным состоянием населения, и разрабатывает оздоровительные мероприятия применительно не к одному конкретному ребенку, а к большим коллективам детей, объединенных по основным признакам (пол, возраст, состояние здоровья в общих чертах), условно признанным равными. Как просто и убедительно сформулированы основные направления деятельности этих родственных наук — педиатрии и гигиены детей и подростков.

Впоследствии С. М. Громбах сформулировал принципы комплексной оценки состояния здоровья детского населения, разработал теоретические и практические основы гигиенического нормирования различных факторов окружающей ребенка среды.

Трудно перечислить научные проблемы, к которым прикасалась рука Сергея Михайловича. Это школьная зрелость, физическое развитие детей, возрастная психогигиена, работоспособность и утомление школьников, возрастная токсикология, клиника подростковых заболеваний и многое другое.

В 1959 г. в издательстве "Медгиз" десятитысячным тиражом вышла его монография "Гигиена учебных занятий в школе". В 70-е годы в различных медицинских журналах опубликована серия постановочных работ С. М. Гром-баха, в которых определены задачи и перспективы развития гигиены детей и подростков и отдельных ее разделов.

Наиболее важной научной работой С. М. Громбаха стала разработка системы комплексной оценки состояния здоровья детей. Сегодня ее пытаются переделать, редуцировать, а самое печальное, выдать за свое открытие, но при этом никому не удалось затмить открытие одного из лидеров отечественной социальной медицины — Сергея Михайловича Громбаха. Суть его новаций завораживает своей простотой и оригинальностью. Он писал, что для оценки состояния здоровья детских коллективов необходимо проанализировать состояние здоровья каждого его члена, т. е. каждого ребенка. Задача врача при этом заключается не только в констатации заболевания, если таковое имеется, но и в определении социальной дееспособности ребенка, свободного проявления биологических и социальных его возможностей и превращения их в действительность. Для этого ученый предложил оценивать состояние здоровья любой группы детей по 4 критериям: наличию или отсутствию заболеваний в момент осмотра; функциональному состоянию основных органов и систем растущего организма; частоте заболеваний; уровню и степени гармоничности развития к данному моменту.

Эта система была ассимилирована во все области медицинской науки и практики, она стала основой оценки состояния здоровья жителей Советского Союза.

Одна из последних работ С. М. Громбаха посвящена кривым работоспособности учащихся. Он предложил блестящую систему анализа работоспособности школьников по результатам выполнения корректурных проб. В экспериментальных гигиенических исследованиях

корректурная проба — своеобразный золотой стандарт. Она позволяет проводить массовые исследования и при этом довольно точно диагностировать утомление, его объем, характер и др. Классические исследования работоспособности детей обычно построены на комплексной оценке результатов выполнения корректурных проб. С. М. Громбах стандартизовал методы обработки корректурных проб и описал благоприятные и неблагоприятные типы работоспособности. Эти исследования и поныне не потеряли своей актуальности. Они дают возможность не только выводить индивидуальные кривые работоспособности, но и достаточно точно определять уровень работоспособности целых детских коллективов, даже в динамике.

С. М. Громбах был необыкновенно одаренным человеком с обостренным чувством долга. Недаром из НИИ гигиены детей и подростков не выходила ни одна научная работа, которую бы Сергей Михайлович не прочел и не отредактировал.

Проф. С. М. Громбах никогда не приписывал своей фамилии к работам коллег и учеников и брезгливо относился к ученым, страдавшим этим недостатком. Он был скрупулезно точен в оценке фактов, его отличали широта взглядов, высокая работоспособность, жесткая требовательность к себе.

Как трудно было работать с ним бездельникам и бездарям и как интересно и продуктивно общались с руководителем творческие и талантливые люди, как много новых идей, методических находок, философских обобщений он бескорыстно дарил единомышленникам и ученикам. Под его научным руководством выполнялись только совершенные диссертационные работы, которые сразу же входили в золотой фонд гигиены детей и подростков.

Сергея Михайловича отличали открытость и откровенность в суждениях. Он прямо высказывал свои довольно резкие замечания ученым, к которым относился вполне дружески. С. М. Громбах категорически отказался продолжить научное руководство диссертации аспиранта второго года, когда убедился в недобросовестности и лености соискателя ученой степени. На него "давили", убеждали продолжить руководство, но он оказался непреклонным.

Большой вклад внес С. М. Громбах в развитие истории медицины. Его важнейший труд — "Русская медицинская литература XVIII века". Это фундаментальная монография, изданная еще в 1953 г., не утратила своей значимости и в наши дни. Каждый специалист, изучающий отечественную медицину XVIII века, штудирует труд С. М. Громбаха. Им глубоко исследована русская медицинская литература, дана характеристика авторов, освещены вопросы медицины в общей литературе и периодической печати, проанализированы книги, переведенные с иностранных языков. В целом представлена широкая картина русской медицинской литературы, во многом отражающая общее состояние медицины в России. Библиография этой книги представлена более чем 250 названиями. Монография отличается высоким патриотизмом. С. М. Громбах отмечал, что некоторые книги издавались по тем временам очень большим тиражом — до 3000 экземпляров. Мало того, они неоднократно переиздавались. Автор заключил: "Все это дает нам основание утверждать, что русская медицинская литература в XVIII веке не только возникла и быстро развивалась, но и достаточно широко распространялась". С. М. Громбах был автором и других историко-медицинских трудов, в том числе монографий о медицинских взглядах М. В. Ломоносова, по истории санитарного просвещения в России.

Еще в студенческие годы С. М. Громбах увлекся творчеством А. С. Пушкина. Сначала это были просто ученические экскурсии в литературоведение. Доклад

[ена и санитария 1/2009

"Пушкин в музыке" с приложенным к нему каталогом нот и книг на данную тему явился для юноши пробой сил. Значительно позднее в "Известиях Академии наук СССР" вышла серьезная статья об эпиграфе к "Евгению Онегину", а затем целая серия пушкинских работ.

Длительное и серьезное увлечение творчеством Пушкина сделало свое — Сергей Михайлович Громбах стал известным пушкинистом. Он многократно выступал с докладами на заседаниях общества пушкинистов Москвы. С. М. Громбах написал свою последнюю книгу как раз о Пушкине. К великому сожалению, уникальная монография вышла в 1989 г. в издательстве "Медицина" уже после его смерти. Последнее усилие по изданию книги предпринимал сын Сергея Михайловича Громбаха, ныне тоже ушедший из жизни, талантливый историк-скифо-лог, проф. Дмитрий Сергеевич Раевский.

С. М. Громбах коснулся неожиданной темы "Пушкин и медицина его времен". В обычных представлениях они, Пушкин и медицина, бесконечно далеки друг от друга. Но это только на непросвещенный взгляд. Читателей монографии поражают глубокие медицинские познания гениального поэта, то, как легко, будто мимоходом, щедро рассыпал А. С. Пушкин их в своих произведениях. С. М. Громбах показал, как в творчестве и письмах Пушкина представлены и оценены физиогномика и краниология, магнетизм и болезни (холера и чума, горячка и безумие) и многое другое.

С. М. Громбах был самобытным москвоведом, тонким знатоком и ценителем настоящей литературы. Всю жизнь он собирал произведения поэтесс. Он был настоящим театралом, старался не пропускать ни одной заметной театральной премьеры. Среди его друзей было много

талантливых актеров и композиторов. Он понимал и чувствовал живопись, помогая своей жене, талантливому художнику Ирине Николаевне Басиновой, критикой, ценными советами и похвалой.

Может быть, здесь и не надо было бы говорить об этом. Сергей Михайлович Громбах был идеальным сыном, прекрасным отцом и трепетным супругом. И на все ему хватало времени, ибо он трудился по многу часов в день, никого и ни о чем не забывая.

Необходимо подчеркнуть, что С. М. Громбах был истинным патриотом. Он всегда радовался социальным достижениям, восхищался победами отечественной науки и техники и тяжело переживал бездарность иных лидеров, ложь и беззаконие.

К сожалению, в своей стране С. М. Громбах был лишен различных наград, заслуженных званий и премий. Но мир заметил талантливого ученого, его избрали почетным членом известного чехословацкого медицинского общества им. Я. Е. Пуркинье, научного общества "Хемиоз" (Народная Республика Болгария), венгерского медицинского общества "Жозеф Тодор". К великому счастью, Сергей Михайлович Громбах был любим и признан коллегами по цеху, многочисленными учениками и последователями. Авторитет С. М. Громбаха был непререкаем, острый ум, разносторонние знания и природная склонность к полемизированию делали его абсолютно недосягаемым для современников.

Чеховское утверждение, что "наука — самая важная, самая прекрасная и нужная в жизни человека", можно считать девизом всей жизни и неисчерпаемого творчества С. М. Громбаха.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ ИСТОРИИ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ 2009 г.*

200 лет — "Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науки сохранять здравие военнослужащих" (М. Я. Мудров, 1809).

125 лет — "Военно-санитарное дело" (Еженедельная газета, Петербург).

125 лет — "К вопросу о качестве и количестве воды для водоснабжения городов: Сообщение" (Ф. Ф. Эрис-ман, 1884).

125 лет — кафедре гигиены Московского университета, основанной Ф. Ф. Эрисманом (1884).

75 лет — Научно-исследовательскому институту санитарии, гигиены и профзаболеваний (Узбекистан, Ташкент, 1934).

50 лет — "Гигиена учебных занятий в школе" (С. М. Громбах, 1959).

50 лет — "Гигиена политехнического обучения" (А. Я. Гуткин, 1959).

50 лет — "Военная гигиена" (Ф. Г. Кротков, 1959).

50 лет — "Учебник гигиены" (В. А. Покровский, 1959).

50 лет — Научно-исследовательскому институту гигиены детей и подростков (Москва, 1959).

50 лет — Национальному институту гигиены в Конак-ри (Гвинея, 1959).

50 лет — Международному союзу по школьной и университетской гигиене и медицине (Париж, 1959).

2 января — 150 лет со дня рождения и (12 февраля) 75 лет со дня смерти Петра Николаевича Диатроптова (родился в Пензе в 1859 г., умер в 1934 г.), российского гигиениста и микробиолога, заслуженного деятеля нау-

•Составитель: Н. П. Воскресенская (отдел истории медицины и здравоохранения (руководитель — проф. М. Б. Мирский) Национального НИИ общественного здоровья РАМН).

ки. П. Н. Диатроптов — один из первых организаторов санитарно-бактериологического дела в России и курсов усовершенствования санитарных врачей. В 1892— 1907 гг. заведовал Одесской бактериологической станцией. Руководил (с 1910 г.) первой в России кафедрой общественной медицины на Московских высших женских курсах. Возглавлял Санитарно-гигиенический институт (1919—1929) Государственного института народного здравоохранения (ГИНЗ). С 1928 г. — директор Государственного института экспериментальной терапии и контроля сывороток и вакцин. С 1927 по 1934 г. — председатель ученого медицинского совета Наркомэдрава РСФСР. П. Н. Диатроптов внес большой вклад в решение проблемы санитарной охраны окружающей среды в нашей стране. Одним из первых в России он стал проводить бактериологические исследования воды, воздуха, почвы.

Соч. и лит.: см. БМЭ. 2-е и 3-е изд.; Кириленко Т. Г. Профессор П. Н. Диатроптов и его вклад в развитие советской гигиены и санитарии // Гиг. и сан. 1977. № 10. С. 46-50.

17 февраля — 150 лет со дня рождения Николая Федоровича Гамалеи (родился в Одессе в 1859 г., умер в 1949 г.), российского микробиолога и эпидемиолога, почетного члена АН СССР, академика АМН СССР, заслуженного деятеля науки, лауреата Государственной премии (1943). Н. Ф. Гамалеи — основатель и директор Бактериологического института в Одессе (1899—1908). В 1912—1928 гг. — директор Ленинградского оспопрививательного института им. Дженнера. С 1930 г. — научный руководитель и с 1939 г. — заведующий лабораторией Московского института эпидемиологии и микробиологии (ныне носящего его имя) и одновременно (1938— 1949) — заведующий кафедрой микробиологии II Московского медицинского института (ныне Российский го-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.