Научная статья на тему 'Серебряный век в провинции: заметки о Тамбовском модерне - I'

Серебряный век в провинции: заметки о Тамбовском модерне - I Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
718
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА И АРХИТЕКТУРА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА / ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ МОДЕРН / ТАМБОВСКИЙ МОДЕРН / CULTURE AND ARCHITECTURE OF "SILVER CENTURY" / PROVINCE MODERN / TAMBOV MODERN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Желтова Н.Ю., Дзайкос Э.Н.

Журнал начинает серию публикаций об уникальном культурном и архитектурном феномене тамбовском модерне, который не имеет аналогов в Центральной России. в первой статье рассматриваются некоторые особенности тамбовского модерна в региональном и национальном культурно-историческом контексте, анализируется образно-символическая, философская наполненность двух известных в Тамбове зданий: дома Н. В. и С. В. Теннис и электротеатра «Зеркало жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“SILVER CENTURY” IN PROVINCE: NOTES ABOUT TAMBOV MODERN - I

The magazine begins number of publication concerning unique cultural and architectural phenomenon Tambov modern, which has no analogy in Central Russia. The first article shows some peculiarities of Tambov modern in regional and national cultural and historical context, there is analysis of imagic and symbolic, philosophical complete of two buildings, which is known in Tambov very good: houses of N. V. and S. V. Tennis and electrical theatre “Life's mirror”.

Текст научной работы на тему «Серебряный век в провинции: заметки о Тамбовском модерне - I»

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В ПРОВИНЦИИ: ЗАМЕТКИ О ТАМБОВСКОМ МОДЕРНЕ - I

© Н. Ю. Желтова © Э. Н. Дзайкос

Журнал начинает серию публикаций об уникальном культурном и архитектурном феномене - тамбовском модерне, который не имеет аналогов в Центральной России. В первой статье рассматриваются некоторые особенности тамбовского модерна в региональном и национальном культурно-историческом контексте, анализируется образно-символическая, философская наполненность двух известных в Тамбове зданий: дома Н. В. и С. В. Теннис и электротеатра «Зеркало жизни».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура и архитектура серебряного века, провинциальный модерн, тамбовский модерн.

Тамбовский модерн — уникальное явление отечественной культуры. По количеству сохранившихся памятников и эстетической ценности оно не имеет аналогов как минимум в Центральном Черноземье. Возможно говорить о целостном феномене тамбовского модерна, который во многом разрушает до сих пор существующий миф о том, что серебряный век русской культуры состоялся исключительно в двух российских столицах — Петербурге и Москве.

В городе сохранилось более 50 объектов, имеющихся ярко выраженную принадлежность к тому или иному виду русского модерна (романтическому, рациональному и др.). Причем широко представлены и национальная, и европейская традиция. Это свидетельствует о «неслучайности» явления тамбовского модерна, можно говорить о некой общей тенденции в застройке Тамбова конца XIX — начала ХХ века, что само по себе является прямым указанием на интенсивность тамбовской культурной жизни, ее тесную связь с новаторскими идеями Москвы и Петербурга. Кроме того, тамбовский модерн, несомненно, отражает экономическое процветание губернии в начале ХХ столетия, поскольку постройку дома в стиле модерн могли себе позволить лишь весьма состоятельные граждане. О многом говорит факт, что самые яркие тамбовские архитектурные жемчужины (дворцы М. В. и В. Т. Асеевых в Тамбове и Рассказове) построил Л. Н. Кекушев, гениальный творец московского модерна. Как минимум, еще к трем зданиям в городе выдающийся мастер приложил свой талант. Таким вниманием Л. Н. Кекушева не может похвастаться более ни один русский провинциальный город.

ЖЕЛТОВА НАТАЛИЯ ЮРЬЕВНА

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской филологии и журналистики Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина E-mail: nata_zheltova@mail.ru

ДЗАЙКОС ЭЛЕНИ НИКОЛАЕВНА

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Тамбовского государственного университета имени г. Р. Державина E-mail: dzaikos@yandex.ru

иэ ип

ип о

Г\|

го

го

О! А

го ^

и (V

о о

Представляется, что именно модерн является архитектурным, и культурным брендом Тамбова, его символом, который до сих пор остается малоизученным явлением. В этой связи мощнейшим стимулом интереса к тамбовскому модерну может стать его связь с выдающимися именами культуры серебряного века — композитора С. В. Рахманинова, певца Ф. И. Шаляпина, писателей И. А. Бунина, О. Э. Мандельштама и других. В этой связи справедливо говорить не только об архитектурном, но и общекультурном феномене тамбовского серебряного века.

Важно заметить, что явление тамбовского модерна представлено не только областным центром, прекрасные образцы этого архитектурного стиля сосредоточены в Мичуринске и Рассказово. Оба эти города вполне могут стать «туристическими мек-ками». К сожалению, культурная жизнь конца XIX и первого пятнадцатилетия ХХ века в них изучена еще меньше, чем тамбовская.

Несомненное преимущество Мичуринска перед другими городами области заключается в том, что в нем практически в нетронутом состоянии сохранился старинный центр. В нем представлено не менее 20 интереснейших культурных достопримечательностей в стиле модерн (самая яркая среди них — пожалуй, здание Мичуринского драматического театра). Город Рассказово также входит в своеобразное «кольцо» тамбовского модерна, поскольку там в настоящее время активно реставрируется великолепнейший дворец В. Т. Асеева. В других городах области — Моршанске, Кирсанове — также сохранились интересные явления стиля модерн.

В предлагаемой серии заметок предполагается рассказать о наиболее ярких образцах тамбовского модерна в контексте исторических, социальных, экономических особенностей развития края в конце XIX — первом пятнадцатилетии ХХ века.

дом н. в. И с. И. ТЕННИС Тамбов. Комсомольская (Дубовая), 41

Элегантный одноэтажный особняк с ярко выраженной индивидуальностью фасада принадлежал супругам-дворянам Сергею Ивановичу и Надежде Владимировне Теннис, которые были хорошо известны горожанам своей благотворительной деятельностью. Например, Надежда Владимировна была членом совета Попечительного общества о бедных, попечительницей Дома трудолюбия, председательницей правления Александровских яслей при Ольгинском трудовом убежище. В последнем учреждении казначеем был ее супруг Сергей Иванович, он же выполнял функции делопроизводителя

Мариинского приюта для сирот и детей, родители которых не располагали средствами, достаточными для их содержания. Приют существовал на огромные пожертвования разных благотворителей, из которых самым щедрым был богатейший человек Тамбовской губернии — фабрикант М. В. Асеев.

Штабс-капитан С. И. Теннис начинал свою карьеру на военной службе в Управлении 55-й пехотной резервной бригады, расквартированной в Тамбове, в должности старшего адъютанта, но вышел же в отставку уже в должности подполковника. После этого был членом городской Думы нескольких созывов, помощником городского головы. Газета «Тамбовский край» сообщала, что на «работоспособность и опытность нового члена управы возлагаются горожанами большие надежды» [Новый член управы... 1912: 2].

Известно, что после революции С. И. Теннис арестовали, он содержался в тюрьме ГПУ, которая находилась в еще одном знаковом здании тамбовского модерна — особняке В. В. Аносова (Советская, 66). Сергею Ивановичу предъявлялось обвинение по 58-й статье (контрреволюционная деятельность).

Краеведы предполагают, что в доме супругов Теннис бывал С. И. Рахманинов, поскольку часть помещений в период с 1909 по 1914 годы снимал не имевший собственного дома в Тамбове А. И. Сатин, двоюродный брат жены композитора.

Смягченная поэтичная асимметрия фасада с перепадом высот демонстрирует изысканный вкус владельцев. Разница фактур (глазурованной плитки и оштукатуренных пилястр) создает объемный рельеф. Дом напоминает экзотическое растение с несколькими в разной степени распустившимися бутонами, возможно, водяных лилий, распространенных в искусстве Японии. Выступающие стебли-пилястры перерастают в округлые цветки-аттики. Характерное для модерна окно в виде замочной скважины (прообраз кофунов — древних захоронений японских императоров) вкупе с необычной формой пилястр напоминает также причудливый струнный музыкальный инструмент. В этом смысле внешний облик дома прекрасно передавал индивидуальность его хозяйки, которая некоторое время была преподавателем музыки в Александрийском институте благородных девиц. Хорошо известно, что русский серебряный век поклонялся музыке. По выражению В. Я. Брюсова, век, как и его кумир А. Н. Скрябин, «мечтал о высшем: Божество прославить / И бездны духа в звуках озарить / Металл мелодий он посмел расплавить / И в формы новые хотел излить» [Брюсов 1974: 200], поэтому музыкальная тема в архитектуре модерна была органичным воплощением эстетических пристрастей серебряной эпохи.

Поскольку цветочно-растительная тема доминирует во внешнем облике здания, кованая решетка на крыше имеет исключительно простой, даже аскетический вид. Оригинально и двуцветное членение фасада с использованием плитки нежно зеленого и молочно-белого цветов — кабанчика, что ярко иллюстрирует стремление модерна преодолеть скучную монохромность классицизма и утвердить цветность. Облицовка домов такой плиткой была чрезвычайно популярна в начале ХХ века в силу ее устойчивости к атмосферным осадкам, сезонной смене температурного режима, прочности, а, следовательно, долговечности и экономичности. Эстетические достоинства кабанчика до сих пор вне конкуренции. При лунном освещении плитка приобретает неповторимое таинственное сияние. Кабанчик дома Н. В. и С. И. Теннис прошел проверку временем — ни одна плитка не откололась от фасада.

электротеатр «зеркало жизни»

тамбов. октябрьская (Знаменская), 45

Электротеатры с таким названием открывались по всей России. И это не случайно. В нем содержится целая духовная философия кинематографического движения в России, которое всегда теснейшим образом было связано с традициями русской и мировой литературы, заимствуя из нее не только сюжеты («разграбляя», по меткому замечанию Л. Андреева), но и само отношение к действительности. Поэтому название электротеатра является отсылкой к известному высказыванию «литература — зеркало жизни», которое наибольшее распространение получило именно в период расцвета русской словесности серебряного века.

Часто здания электротеатров строились на пересечении улиц в центре города, что символизировало стремление кинематографа уловить пульс современной жизни, дух времени, аккумулировать в силу своей синтетической природы традиции, формы, достижения разных видов искусств, представить разные типы мышления. Электротеатры еще и выполняли функции клубов по интересам, в которых концентрировались наиболее молодые и активные силы общества.

Электротеатры прекрасно вписались в эпоху модерна и стали одним из ее узнаваемых символов. Они выражали эстетику «городской тайны», а сам кинематограф интриговал зрителей, по выражению В. В. Маяковского, неизвестной «областью выявления красоты». Эти настроения прекрасно иллюстрируют стихи довольно известного поэта серебряного века Олега Леонидова, ставшего в советском кино известным сценаристом. В 1911 году он точно описал атмосферу электротеатра:

Мрак... Картины... Шепот... Тени... Бег недремлющей мечты. Экзотических растений Ароматные цветы. Перелеты, сказки, драмы, Снов и видов длинный ряд...

[Леонидов 1914]

Эти «экзотические растения» и «ароматные цветы» расположились на фасаде электротеатра «Зеркало жизни», построенного известным подрядчиком Ф. Н. Пикулиным на пересечении Знаменской и Христорождественской улиц в 1912 году. Крошечные щелевидные оконца с оригинальными наличниками, расположенные по фризу здания, напоминают чудесные белые лилии на тонкой ножке. Граница насыщено-зеленой и лунно-белой плитки-кабанчика на боковых фасадах очерчена изящной линией, вьющейся подобно гибкому стеблю. Угловая башня, имеющая рельеф многогранника и оттого устремленная ввысь, подобно ракете, видимо, олицетворяет «бег недремлющей мечты». Движение вверх подчеркивается и строгой композиционной ритмикой высоких узких трехчастных и одиночных окон. В облике здания прослеживается пристрастие архитектора к числам 1, 2 и 3, выражающемся в количестве и порядке разных элементов здания, что образует его неповторимую праздничную пластику при внешней простоте и практичности.

С точки зрения фасадной колористики это, пожалуй, самое интересное здание Тамбова. В его отделке использованы квадратные глазурованные вставки разных цветов: красного, зеленого, синего, которые при сумеречном освещении сияют наподобие драгоценных камней: рубина, изумруда, топаза.

Карниз здания украшают великолепные кронштейны со спиральными завитками, напоминающими закрученный стебель лозы, с которого ниспадает причудливый листочек винограда.

Растительную и геометрическую темы в облике здания соединяет ажурный рисунок балкончика, в нем ясно читаются и элементы классического прямоугольного греческого орнамента (меандра), используемого модерном в виде отдельных завитков, и округлые линии лилий и тюльпанов.

ЛИТЕРАТУРА

Брюсов В.Я. Собр. соч.: в 7 т. Т. 2. М., 1974. Леонидов О. Стихи. М., 1914.

Новый член управы // Тамбовский край. 1912. № 1340.

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина». Поступила в редакцию 25.08.2015 г.

I

си

X

а

О! О

X

X

о ^

и со О

иэ X га

О!

X

га

со о а

О!

со

к а

иэ

О!

а

О!

и о

го по =1

□с

гп

го со о

н ^

О!

UD C 80; 72 "SILVER CENTURY" IN PROVINCE: notes about Tambov modern — I

N. Yu. Zheltova, N. E. Dzajkos

The magazine begins number of publication concerning unique cultural and architectural phenomenon — Tambov modern, which has no analogy in Central Russia. The first article shows some peculiarities of Tambov modern in regional and national cultural and historical context, there is analysis of imagic and symbolic, philosophical complete of two buildings, which is known in Tambov very good: houses of N. V. and S. V. Tennis and electrical theatre "Life's mirror". ud KEY WORD S: culture and architecture of "Silver century", province modern, Tambov modern.

T ■ZHELTOVA NATALIYA Yu.

c, Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Russian Philology and Journalistics of Tambov

z State University named after G. R. Derzhavin

E-mail: nata_zheltova@mail.ru

£ ■ DZAIKOS ELENI N.

° Candidate of Philology, Senior Lecturer of Russian as Foreign Language Department of Tambov

_ State University named after G. R. Derzhavin

E-mail: dzaikos@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.