Научная статья на тему 'Социально-исторические аспекты формирования восприятия архитектора (на примере деятельности зодчих Тамбова конца XIX начала XX столетий)'

Социально-исторические аспекты формирования восприятия архитектора (на примере деятельности зодчих Тамбова конца XIX начала XX столетий) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
290
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОДЧИЕ ТАМБОВА / СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ / СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСТВА / TAMBOV ARCHITECTS / THE END OF XIX BEGINNING OF XX CENTURIES / SOCIAL AND HISTORICAL ASPECTS / SPECIFIC CHARACTER OF CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леденева Г. Л.

Исходя из представления о том, что деятельность архитектора является результатом его восприятия сложившегося творческого метода, других аспектов действительности, выделяются социально-исторические предпосылки, определяющие специфику проектного творчества. Анализ проведен на основе биографических сведений, архивных источников, а также работ архитекторов Тамбова конца XIX начала XX столетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Historical Aspects of Forming Architect's Perception (on the Example of Tambov Architects' Work in the Late 19th Early 20th Centuries)

We proceed from the assumption that architects' work is the results of their perception of the creative method and other aspects of the world. Social and historical prerequisites determining the specific character of designing creative work are described. The analysis is carried out on the basis of biographical data, archive resources and the works of Tambov architects at the end of XIX beginning of XX centuries.

Текст научной работы на тему «Социально-исторические аспекты формирования восприятия архитектора (на примере деятельности зодчих Тамбова конца XIX начала XX столетий)»

УДК 72.03:159.9(470.326)

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ АРХИТЕКТОРА (на примере деятельности зодчих Тамбова конца XIX — начала XX столетий)*

Г.Л. Леденева

Кафедра «Архитектура и строительство зданий», ГОУ ВПО «ТГТУ» Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым

Ключевые слова и фразы: зодчие Тамбова; социально-исторические аспекты; специфика творчества.

Аннотация: Исходя из представления о том, что деятельность архитектора является результатом его восприятия сложившегося творческого метода, других аспектов действительности, выделяются социально-исторические предпосылки, определяющие специфику проектного творчества. Анализ проведен на основе биографических сведений, архивных источников, а также работ архитекторов Т амбова конца XIX - начала XX столетий.

Для того чтобы наилучшим образом понять архитектуру конкретного исторического периода, необходимо, прежде всего, представить процессы, влияющие на формирование восприятия зодчих - авторов произведений.

В соответствии с толкованием в энциклопедическом словаре, «восприятие» характеризуется как сложный процесс приема и преобразования информации, в результате которого формируется наглядный образ окружающего мира. Этот образ, в свою очередь, накладывает определенный отпечаток на творческую деятельность. Особенно ярко это проявляется в визуальных видах искусства, к которым причисляется и архитектура.

В процессе изучения архивных материалов и литературных источников были получены биографические сведения о 28 архитекторах, работавших в Тамбове в конце XIX - начале XX столетий, проанализированы их произведения. Эти данные позволили сформулировать представление о специфике деятельности зодчего в провинции, выявить определяющие ее факторы. В качестве основных аспектов формирования восприятия, которые могли бы отразиться в произведениях зодчих, выделяются следующие: профессиональная подготовка, особенности организации деятельности в рассматриваемый период, социальные условия, влияние местных архитектурных образцов. Рассмотрим некоторые из этих факторов более подробно.

Большинство архитекторов Тамбова получили высшее или среднее специальное образование в ведущих архитектурных заведениях России. Из них 22 человека обучались в Петербургском институте гражданских инженеров. Император-

*

Принято к печати 30.11.2006 г.

скую Академию Художеств окончили четверо, и только один получил образование в Московском Императорском техническом училище [1, 2]. Таким образом, можно говорить о том, что городская застройка начала XX столетия отразила в себе, в первую очередь, программные установки школы гражданских инженеров.

«Универсальность» профессии, которую осваивали ее выпускники, имела большое значение для деятельности в условиях провинциального города. Особенности своей подготовки гражданские инженеры проявили внедрением в практику новых конструктивных разработок, а также теоретических и инженерных изысканий. Так, например, Ф.А. Свирчевский, при строительстве нескольких церквей в Тамбовской губернии, применил эффективную конструкцию собственного изобретения, разработал и осуществил оригинальное перекрытие концертного зала Тамбовского музыкального училища в виде цилиндрического свода. В.М. Лемке предложил использовать новую технологию бетонных и асфальтовых работ. М. А. Вагапов, будучи осведомленным в вопросах инженерного обеспечения зданий, участвовал в работе V Всероссийского съезда зодчих, разрабатывал конструктивные узлы и расценочные ведомости на различные виды строительных работ.

Архитекторы, получившие образование в Академии художеств, в программе обучения которой большее внимание уделялось композиционно-художественным дисциплинам, проявили себя в основном как профессиональные художники. Работы зодчих В.И. Фреймана, Ф.О. Чеботоровича, П.Ф. Федоровского - членов общества любителей художеств - экспонировались на ежегодно организуемых выставках картин тамбовских и столичных мастеров. Некоторые из «академистов» занимались художественно-педагогической деятельностью в местных учебных заведениях. Их архитектурные работы отличались большей декоративной насыщенностью, особым интересом к оформлению фасадов.

Анализ творческих биографий зодчих Тамбова показал, что многие из них практиковали ранее в других крупных городах России. Так, П.Ф. Федоровский долгое время был одним из ведущих специалистов Томска, В.М. Вагапов работал в Смоленске и Ереване, В.М. Лемке занимал должность городского архитектора в Самарканде, а позднее - в Нижнем Новгороде, Ф.А. Свирчевский практиковал в Курске, В.Г. Жайворонков - в Казани, Владимире, Оренбурге и т.д. Некоторые из архитекторов, например, А.Ф. Миролюбов, А.С. Четвериков, после выхода в отставку навсегда обосновались в Тамбове. Тамбовским, по месту жительства, можно считать лишь одного из всех исследуемых нами архитекторов -В.И. Фреймана. Будучи сыном австрийского подданного И.П. Фреймана - известного в городе художника и педагога - он, по окончании Академии художеств, вернулся в Тамбов, где обосновалась его семья.

Таким образом, понятие «местный архитектор» по отношению к большинству городских зодчих Тамбова того времени вряд ли применимо. Частые перемещения специалистов в соответствии с их служебными назначениями - важная черта архитектурной деятельности рассматриваемого периода, которая обеспечила общность архитектурных решений застройки периода модерна, отсутствие в ней каких-либо традиционных, характерных только для данного региона образцов зодчества. Аналогии тамбовских построек можно увидеть и в других провинциальных городах России.

Архитектурное сообщество в Тамбове стало складываться лишь после строительной реформы 1864 г. Большинство специалистов-архитекторов поступили на службу в Тамбов именно в это время. Ранее потребности в профессионалах на периферии не возникало. Строительство осуществлялось в основном по образцо-

вым проектам и исторически сложившимся прототипам силами местных подрядных артелей. Однако, и в первые пореформенные годы уровень творческой активности зодчих был невысок. Провинция все еще оставалась в стороне от происходящих в России процессов.

К концу XIX столетия в городском жизнеустройстве Тамбова, как и везде, появлялись приметы обновления: рост численности населения города и изменение его социальной структуры, появление класса предпринимателей, активное формирование капитала, значительную часть которого составляла недвижимость. В Т ам-бове, традиционно ориентированном на выращивание сельхозпродукции, стала складываться своя промышленная база, в основном направленная на переработку сырья. Проектирование промышленных объектов составляло большую часть деятельности зодчих в этот период, о чем свидетельствуют записи журналов заседания Строительного отделения Губернского правления. Заметно активизировалось и строительство храмов.

С 1865 по 1877 гг. руководство строительной частью города осуществлялось двумя составами специалистов: Ц. Садовский (губернский инженер), А. С. Четвериков, И.А. Карабутов и Ф.Д. Маркелов. В 1877 г. их сменила «команда» В. Г. Жайворонкова (губернский инженер) в составе архитекторов А. И. Агеенко и др., которая работала до 1900 г. Большинство названных зодчих не имели высшего профессионального образования и принадлежали к поколению, воспитанному на творческом методе периода классицизма. Возможно, этим объясняется некоторый консерватизм архитектуры Т амбова конца XIX столетия.

Состояние строительного дела на тот момент отражено в докладе архитектора В. И. Лемке, который отмечал следующее: «Ко времени моего поступления на должность тамбовского городского архитектора (в 1903 г. - прим. автора), городское строительное дело находилось в полном упадке. Многие городские сооружения доведены были до невозможности пользования ими... Мне пришлось в течение двух строительных периодов исправлять ошибки... и пополнять пробелы в строительном деле Городского управления за многие предшествовавшие годы... » [3].

Начало этапа активного гражданского строительства в Тамбове было связано с приходом в 1900-х гг. молодого поколения архитекторов: М.А. Вагапова (губернский инженер), В.М. Лемке (городской архитектор), В.И. Фреймана, Ф.О. Че-боторовича, П.Ф. Федоровского, Ф.А. Свирчевского и др. Практически все названные специалисты, в отличии от предыдущего состава, имели высшую профессиональную квалификацию. Некоторые из них, например, А. И. Карапетов, П.Ф. Фе-доровский, В.И. Фрейман и Ф.А. Свирчевский, проявили выдающиеся способности, будучи студентами архитектурных заведений. По результатам учебы они особо отмечены серебряными медалями. А в период своей деятельности в Тамбове эти архитекторы создали целый ряд выдающихся произведений, определяющих до сегодняшнего времени лицо города.

Именно в этот период количество частных заказов значительно возросло. После длительного процесса согласования был утвержден новый генеральный план Тамбова, отсутствие которого сдерживало ранее городское строительство. Менялся и сам образ жизни местных жителей: постепенно он становился «городским». Возникали новые потребности: обслуживание, работа, общение, что, в свою очередь, вызвало появление новых типов зданий в застройке. Формировались новые отношения и в диалоге между архитектором и заказчиком. Если до строительной реформы 1860-х гг. дома обывателей строились исключительно по образцовым проектам, утвержденным в столичных ведомствах, то теперь у зодчих

появилась возможность проявлять свою творческую индивидуальность, а также учитывать пожелания конкретного заказчика. Рассмотрением проектов занималось местное Строительное отделение.

В 80-х - 90-х гг. ХК века в городе появились первые столичные «образцы» нового строительства (доходный дом М.Л. Шоршорова, особняки Асеевых и др.), под влиянием которых формировалась специфика восприятия гражданской архитектуры. Столица, ее культурная жизнь стали основным ориентиром в процессе построения новой модели жизнеустройства провинциального города. Поставщиками столичной культуры стали наиболее просвещенные представители местной деловой элиты: фабриканты и купцы, деятельность которых вышла далеко за границы губернии. В развитии взаимосвязей общественности Тамбова и столицы важную роль сыграл известный фабрикант М.В. Асеев. На его усадьбе в специально построенном особняке размещалась крупная мастерская тамбовских художников. Стремясь подчеркнуть свою принадлежность к прогрессивным творческим кругам, М. В. Асеев заказал проект собственного дома у выдающегося московского зодчего начала века - Л.Н. Кекушева. Особняк стал образцом столичного вкуса и жизненного уклада в Тамбове, а также предметом подражания для ближайшего окружения его владельца. Влияние архитектуры асеевского особняка проявилось в пластике дома В. Аносова (ул. Советская, 66), деталях фасадов колбасного заведения К. Польмана (ул. Базарная, 104). Своеобразные интерпретации приемов выдающегося московского мастера можно увидеть и в оформлении электротеатра «Модерн», многих других сохранившихся в Тамбове зданиях.

Восприятие новой действительности ярко отразилось в искусстве конца XIX -начала XX столетий, особенно - в архитектуре, так как архитектура, из всех видов визуальных искусств, наиболее активно воздействует на органы чувств человека. С ее образами мы сталкиваемся помимо своей воли, ежедневно, под их влиянием формируется наше представление об окружающем мире.

По словам исследователя провинциальной архитектуры, современника тех лет Г. К. Лукомского, провинция в то время теряла «выражение», которое отличало ее от «образа столичного», появлялись новые «типы строительства», которые и определили поле творческой деятельности местных архитекторов на ближайшие десять лет [4].

Архивная переписка строительного отделения городской управы свидетельствует о том, что опыта проектирования новых типов зданий не было, он постигался на практике, а также по образцам из первых профессиональных журналов и книг. За основу принимались определенные общие представления об архитектурном формообразовании. Так, например, важные казенные здания принято было разрабатывать на основе регулярных схем. Симметрия отождествлялась с порядком и государственностью. Считалось, что нерегулярные пространства неизбежно порождают впечатление хаоса. Некоторые методы действовали и в выборе стилистики зданий. Источник «цитирования» определялся исходя из назначения объекта. Подобные подходы имели место и в других видах искусства. Известно, например, об укоренившейся в России во второй половине XVIII - начале XIX вв. «иерархии литературных жанров». В соответствии с этой иерархической классификацией, высоким стилем следовало писать оды, героические поэмы и трагедии; среднему стилю соответствуют более низкие, с точки зрения общепринятой в европейской культуре иерархии, жанры - дружеские послания, элегии, сатиры. «Средний стиль образуется сочетанием... приемов высокого и низкого стилей. Низким, третьим стилем пишутся комедии, он употребляется при описании простых тем...» [5]. Это правило было перенесено и на архитектуру. Классика, ассоциирующаяся с поряд-

ком и государственностью, стала лейтмотивом большинства казенных городских строений. Архитектурный образ частного строения (доходного дома, торгового и клубного заведений, особняка) трактовался более свободно. Среди прочих известных тем здесь чаще всего возникало барокко, модерн и другие более «низкие» стили.

Перечисленные выше социально-исторические аспекты во многом объясняют характерные особенности архитектуры рассматриваемого периода: разнообразие форм и типов зданий, индивидуальность их творческой трактовки, объединение с общероссийскими тенденциями, изменение традиционного представления о провинциальной архитектуре, следование жанру как модели поведения, и типологический эксперимент. Аналогичные характеристики вполне применимы и к архитектуре настоящего момента, что делает актуальным изучение приведенного выше исторического опыта.

Список литературы

1. Барановский, Г.В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров 1842-1892 гг. / Г.В. Барановский. - СПб. : Ин-т гр. инж., 1893. - 400 с.

2. Кондаков, С.Н. Юбилейный справочник Императорской Академии Художеств (1764-1914 гг.) / С.Н. Кондаков. - СПб., 1915. - Ч. 2. - 454 с.

3. Доклад архитектора В.М. Лемке: (Гос. архив Тамб. обл., фонд 17, опись 35, дело 14).

4. Лукомский, Г. К. О прошлом и современном состоянии провинциальной архитектуры России / Г.К. Лукомский. - СПб. : Лукомский, 1912. - 35 с.

5. Кириченко, Е.И. К проблеме взаимосвязи стиля и жанра в усадебной архитектуре второй половины 18 века / Е. И. Кириченко // Архитектурное наследство. -М., 1996. - № 40. - С. 75-83.

Social and Historical Aspects of Forming Architect’s Perception (on the Example of Tambov Architects’ Work in the Late 19th - Early 20th Centuries)

G.L. Ledeneva

Department “Architecture and Construction of Buildings ”, TSTU

Key words and phrases: Tambov architects; the end of XIX - beginning of XX centuries; social and historical aspects; specific character of creative work.

Abstract: We proceed from the assumption that architects’ work is the results of their perception of the creative method and other aspects of the world. Social and historical prerequisites determining the specific character of designing creative work are described. The analysis is carried out on the basis of biographical data, archive resources and the works of Tambov architects at the end of XIX - beginning of XX centuries.

Sozialhistorische Aspekte der Formierung der Wahrnehmung des Architekten (auf dem Beispiel der Tätigkeit der Baumeister Tambow Ende der XIX. - Anfang XX. Jahrhunderte)

Zusammenfassung: Die Tätigkeit des Architekten ist ein Ergebnis seiner Wahrnehmung der schöpferischen Methode, anderer Aspekte der Wirklichkeit. Es werden die sozialhistorischen Vorbedingungen, die die Besonderheit des Projektschaffens bestimmen, beschrieben. Die Analyse ist aufgrund der biographischen Nachrichten, der Archivquellen, und auch der Arbeiten der Architekten Tambows Ende XIX. - Anfang XX. Jahrhunderte durchgeführt.

Aspects sociaux et historiques de la formation de la perception de l’architecte (à l’exemple de l’activité des architectes de la région de Tambov de la fin du XIX - le début du XX sciècles

Résumé: A la suite des représentations de l’activité de l’architecte est le résultat de sa perception de la méthode créatrice déjà faite qui concerne d’autres aspects de la réalité, sont décrites les conditions sociales et historiques définissant la manière, spécifique de la conception. L’analyse est effectuée à la base des renseignements bibliographiques, des sources des archives et des oeuvres des architectes de T ambov de la fin du XIX - le début du XX sciècles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.