Научная статья на тему 'СЕПГ и развитие народного образования в ГДР в 1950-70-е гг'

СЕПГ и развитие народного образования в ГДР в 1950-70-е гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
230
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEOPLE'S EDUCATION / ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ / OST GERMANY / СОЦИАЛИЗМ / SOCIALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нефёдов В.В.

В статье анализируются руководство СЕПГ и развитие народного образования в ГДР в 50-70-е гг. XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SED AND EXTENSION OF PEOPLE'S EDUCATION IN DDR IN 1950-1970

In the article written by V. Nefedov the role of SED and extension of people's education in the DDR in 1950-1970 are analyzed.

Текст научной работы на тему «СЕПГ и развитие народного образования в ГДР в 1950-70-е гг»

рования к правовому регулированию транспортной деятельности. Как отмечалось в докладе на заседании коллегии, посвященной 10-летию создания Министерства 14 июля 2000 года, «по сути, это была радикальная реформа в управлении транспортом. Как и всякая реформа подобного рода, она не была гладкой, безболезненной, не обошлась без противоречий и издержек. Но главная идея - переход к управлению транспортом как единой инфраструктурной системой - была и остается единственно верной, отвечающей стратегическим интересам России» [6].

Обращаясь к процессам структурной перестройки системы управления автомобильным транспортом, начавшейся в 1992 году, отметим, что новый вариант управления отличался отходом от отраслевого принципа построения и организацией функциональной системы управления на основе разделения государственного и производственно-коммерческого регулирования. В новой схеме управления за Министерством транспорта России остались, прежде всего, формирование концепции развития транспортно-дорожного комплекса и функции государственного регулирования процесса эксплуатации автомобильного транспорта.

Функции производственно-коммерческого регулирования стали прерогативой приватизированных предприятий автомобильно-дорожного комплекса. К 1999 году процесс разгосударствления собственности на автотранспорте практически закончился. Этот процесс привел к появлению многочисленных мелких владельцев грузовых автомобилей, частных и юридических лиц. Также значительно расширился круг предприятий, оказывающих услуги по ТО, диагностированию и ремонту автомобилей.

Рост численности мелких хозяйствующих субъектов, владевших транспортными средствами и занимавшихся перевозочной деятельностью, привел к тому, что если в 1990 г. средний размер парка одного предприятия составлял 60 единиц подвижного состава, то в 2000 г. - 5-7 единиц [4]. И хотя в известной степени эти изменения имели определенное позитивное значение для развития рынка, в целом они негативно сказались на такой сфере, как организация работы по профилактике аварийности при перевозках пассажиров и грузов.

Лишь в некоторых регионах распад крупных автотранспортных объединений удалось предотвратить. К примеру, в отличие от многих регионов страны, где существующие крупные объединения автомобильного транспорта распались на множество мелких коммерческих структур, в Башкортостане объединение автомобильного транспорта общего пользования «Башавтотранс» сохранило практически все свои низовые подразделения, единую централизованную базу технического обслуживания и ремонта, системы контроля безопасности движения и подготовки кадров. С целью расширения объема и улучшения качества услуг объединением были созданы в разных частях республики около полутора десятка

терминалов, сеть которых расширялась. То есть здесь была налицо одна из основных возможностей стабилизации отрасли - сохранение и развитие имеющихся мощностей. Неслучайно в Республике Башкортостан по объему перевозок пассажиров автомобильный транспорт стоял на первом месте, а по грузовым перевозкам - на третьем [7].

Особенно тяжелой для автомобильно-дорожного комплекса страны оказалась первая половина 1990-х годов. Постоянная общая нестабильная экономическая и политическая обстановка также привела в 1991-1994 гг. и к ряду других негативных последствий, в частности, к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В целом в середине 90-х годов состояние дел в отечественном автомобилестроении было крайне нестабильным. Только за девять месяцев 1995 г. объем промышленного производства снизился на 17,6%. Стремительный рост цен вследствие их либерализации вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имел место резкий спад инвестиционной активности, началось свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что в 90-х годах из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три были приняты в эксплуатацию и на трех объектах был осуществлен частичный ввод мощностей [8].

Основной причиной всех этих проблем являлось недостаточное финансирование транспорта, возникшее вследствие общего кризиса экономики страны.

Литература

1. Автомобильный транспорт. - 2002. - № 10.

2. Проблема организации работы предприятий автомобильного транспорта в условиях рынка // Бюллетень транспортной информации. - 2005. - № 3.

3. Коротич А. Кому в столице жить плохо // За рулем. -1997. - № 11.

4. ТА Министерства транспорта РФ.

5. Закон РСФСР от 14 июля 1990 г. №101-1 «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 7.

6. ТА Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации.

7. Экономика Башкортостана / Под ред. Х.Л. Барлыбаева.

- Уфа, 1998.

8. Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России.

- М., 2004.

УДК 94.4 ББК 63.3 Н-58

СЕПГ И РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГДР В 1950-70-Е ГГ. В.В. Нефёдов, кандидат исторических наук, докторант кафедры новой и новейшей истории Московского педагогического государственного университета, (495)438-18-40

В статье анализируются руководство СЕПГ и развитие народного образования в ГДР в 50-70-е гг. XX в.

Ключевые слова: народное образование, Восточная Германия, социализм.

SED AND EXTENSION OF PEOPLE'S EDUCATION IN DDR IN 1950-1970

Nefedov V.V.

In the article written by V. Nefedov the role of SED and extension ofpeople's education in the DDR in 1950-1970 are analyzed.

Keywords: people's education, Ost Germany, socialism.

После 1945 г. на территории Восточной Германии была 25 августа 1945 г. был опубликован приказ № 40 о поряд-проведена демократическая школьная реформа. В её ке возобновления работы школы. Этот приказ наметил ясную основу лёг «Закон о демократизации немецкой шко- перспективу дальнейшего развития школы [1]. Согласно лы», в соответствии с которым из школы были удалены все приказу все частные школы переходили в ведение местных преподаватели с нацистским прошлым. магистратов. Рекомендовалось наряду с новыми учебника-

ми использовать некоторые старые, издававшиеся до 1933 г., но лишь после их утверждения Советской военной администрацией в Германии (СВАГ).

Всего в 1945 г. возобновили занятия около 11 тыс. школ с 2250 тыс. учащихся. О том, насколько значительными были успехи в подготовке школы к возобновлению занятий, свидетельствует тот факт, что в 1939 г. на этой же территории в школах обучалось всего 1700 тыс. человек.

Преподавание религии могло осуществляться лишь религиозными общинами - школа отделялась от церкви, т.е. было сделано то же самое, что и в 1918 г. в Советской России. Было узаконено бесплатное обучение в неполной восьмиклассной средней школе. Преподавание предписывалось вести по единым учебным планам, программам и учебникам.

Разностороннюю повседневную помощь немецким антифашистам в области народного образования оказывали сотрудники СВАГ, советские педагоги. Они активно участвовали в оборудовании школьных помещений, решали проблему питания школьников, выполняли пожелания и просьбы школьных комиссий и т. д.

Делясь своим опытом, советские люди помогали претворять в жизнь новые принципы и гуманные идеи прогрессивной педагогической науки в условиях послевоенной немецкой действительности.

Демократические силы в Восточной Германии высоко оценивали тот факт, что сотрудники СВАГ всегда выступали лишь как добрые советчики. СВАГ никогда не навязывала немецкому народу своих взглядов на образование. Подготовленные немецкими органами законы утверждались СВАГ без всякого промедления.

В соответствии с согласованными решениями четырёх оккупационных держав в Восточной Германии были осуществлены также важные перемены в сфере высшего образования.

Изданный 4 сентября 1945 г. приказ СВАГ № 50 «О подготовке высших учебных заведений к началу занятий» предписывал Центральному управлению народного образования, президентам земель и провинций, а также бургомистрам городов советской зоны оккупации обеспечить подготовку высшей школы к возобновлению занятий, устранить милитаристские и нацистские доктрины в обучении и воспитании студентов, осуществлять подготовку таких кадров, которые были бы способны на практике проводить демократические принципы в советском духе.

Президент Центрального управления народного образования П. Вандель писал об этом приказе, что он был краеугольным камнем учебной и научной деятельности для высших учебных заведений советской зоны. Характеризуя роль представителей СВАГ, он отмечал, что советские люди действовали благородно, как представители первого в мире Советского государства.

Уже в самом начале работы новых вузов стало очевидным их принципиальное отличие от ранее существовавших здесь заведений высшей школы. Впервые в истории Германии было не только введено бесплатное обучение, но и установлены государственные стипендии. Постепенно изменился социальный состав студентов. Студенты из числа рабочих и крестьян составляли в наборе 1945 г. 11,6%, а в ноябре 1946 г. -уже 25,8%. Такой быстрый рост был достигнут благодаря созданным по инициативе СЕПГ рабоче-крестьянским факультетам.

Мероприятия в области школьного дела и высшего образования Германии были важнейшей составной частью борьбы за искоренение фашистской идеологии, но ими, конечно, не исчерпывалась деятельность, направленная на создание предпосылок духовного возрождения народа в этой части Германии. К примеру, приказом СВАГ № 24 было отменено ограничение пользования публичными библиотеками, вве-

дённое во время Гитлера. Впервые после долгих лет запрета появились издания марксистской литературы.

Вскоре после образования ГДР, в 1949 г., в Восточной Германии немецкие руководители взяли себе за основу задачи, которые были поставлены В.И. Лениным в Советском Союзе в деле духовного развития народных масс, естественно, применимо к условиям ГДР:

1) приобщение граждан к культуре;

2) ликвидация неграмотности;

3) создание новой культуры;

4) воспитание новой интеллигенции;

5) бережный подход к тем культурным ценностям, которые были созданы предыдущим практическим опытом человечества.

Особое внимание уделялось развитию системы образования в духе «строительства социализма». В 1952 г. СЕПГ приняла решение внедрить «политехническое образование» по образцу Советского Союза. Целью образования объявлялось формирование «социалистической личности». Расширенное обучение марксизму-ленинизму шло рука об руку с повышением уровня технических знаний.

Ученики в ГДР должны были превосходить учеников ФРГ во всех областях, важных для общественного и технического прогресса. Главным результатом стало увеличение доли школьников, которые посещали школу более 8 лет, с 16 до 85% в 1951-1970 гг. [2].

Происходила идеологизация высшего образования и университетов. Вместе с тем сохранялись прежние правила немецких университетов, где разрешалась деятельность религиозных общин. В стипендиальной политике дети рабочих и крестьян имели явный приоритет. «Профилирование» вузов с учётом потребностей экономики было нацелено на региональную отраслевую ориентацию исследований. Число университетов и институтов увеличилось за 1951-1969 гг. с 21 до 54.

Руководство СЕПГ активно и целеустремлённо содействовало развитию физической культуры и спорта. Ульбрихт лично агитировал в пользу занятий спортом и физкультурой в свободное время. Он основал в 1950 г. в Лейпциге Немецкий институт физкультуры и спорта. В 1952 г. появились первые детские и юношеские спортивные школы, а с середины 1950-х гг. - спортивные клубы.

В январе 1963 г. в Берлине состоялся VI съезд СЕПГ. В отчётном докладе ЦК СЕПГ VI съезду партии «Программа социализма и историческая задача СЕПГ», с которым выступил В. Ульбрихт, был отмечен значительный идеологический рост народного образования ГДР [3].

Образование и культура должны были стать достоянием всех граждан. Они должны были позволить им овладеть современными производительными силами, чтобы использовать их для всё более полного удовлетворения общественных и культурных личных потребностей.

Состоявшаяся в начале 1967 г. IV партконференция по проблемам высшей школы обосновала необходимые изменения в системе высшего образования в ГДР и обсудила основные направления профилирования и повышения качества исследовательской работы, обучения и образования. Надо было увязать содержание и структуру высшего образования с потребностями развития общества, народного хозяйства и научно-технического прогресса.

Для этого нужно было преодолеть раздробленность в научно-исследовательской работе и обучении и сосредоточить больше сил и средств на проблемах научно-технической революции, добиться более высокой отдачи в области исследований и в обучении. Одновременно выдвигалась задача подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать перспективные задачи.

В ходе реформы высшего образования были разработаны

и постепенно введены новые учебные программы, планы общеобразовательного и профессионального обучения. В учебные программы были включены новые дисциплины. Для более основательной подготовки студентов к своей будущей деятельности были введены научно-производственные и исследовательские занятия.

Эти изменения были связаны с перестройкой частично устаревших структур и форм руководства в университетах и институтах. Своей идеологической работой ячейки СЕПГ помогали преодолевать устаревшие привычки, традиции и индивидуализм в научно-исследовательской работе и обучении и добиваться единства научных исследований, обучения, научно-производственных занятий и современных методов обучения и образования.

В июне 1968 г. 6-й пленум ЦК СЕПГ принял решение о дальнейшем развитии единой системы образования. На основе этих решений работники органов народного образования, педагоги и учёные разработали новые мировоззренческие и научные основы общего образования, учитывающие потребности общества в более тесном сплочении сил на базе научно-технического прогресса. Главная суть этих основ сводилась к требованиям учитывать в программах обучения достижения науки, техники и культуры, самым тесным образом обеспечить единство образования и воспитания, развития коллектива и личности.

В 1969 г. были открыты 10 высших инженерных школ. Одновременно были введены новые учебные планы в профессионально-технических учебных заведениях.

Новые принципы нашли своё отражение как в новых учебных планах, так и в новых учебных пособиях. Целью политехнического обучения стала теперь подготовка к получению профессии. Более широкое общее образование, обучение новым основным профессиям и профессиональное обучение с экзаменом на аттестат зрелости имели целью подготовку молодых квалифицированных кадров. Они должны были быть способными решать в последующие годы и десятилетия значительно более высокие и сложные задачи.

Тем самым был начат новый этап в профессиональном обучении. Введение учебных и воспитательных планов в детских садах и значительное расширение сети детских учреждений сыграло большую роль в систематической подготовке большинства детей дошкольного возраста к десятиклассной политехнической средней школе.

Съезд заявил, что высокая образованность граждан и постоянное совершенствование их знаний всё в большей мере становятся одним из определяющих признаков социалистической жизни в ГДР, важным элементом формирования всесторонне развитой личности - социалистического немца.

Было решено к 1975 г. в основном завершить переход к всеобщему 10-летнему образованию и закончить разработку программы обучения, выпуск учебников и других учебных пособий для 10-классных общеобразовательных политехнических школ. Это включало интенсификацию всего учебного процесса, с тем чтобы дать молодёжи широкое общее образование, вооружить её знанием основ социалистического мировоззрения, а также привить ей принципы социалистической морали и этики.

В «эру Хонеккера» духовная жизнь и культура ГДР продолжали в целом оставаться под влиянием политики СЕПГ. Главным инструментом формирования общественного мнения и настроений являлись СМИ.

Работники народного образования напряжённо трудились в деле обеспечения высокого общеобразовательного уровня молодёжи и её воспитания, стремясь дать ей хорошую подготовку к жизни и труду.

Повысился уровень обучения и воспитания в школах. В 1972 г. было закончено введение новых учебных планов. Многие парторганизации проводили вместе с беспартийными

учителями, родителями, ССНМ и шефскими бригадами от предприятий большую работу по воспитанию у молодёжи этических и моральных качеств и норм поведения. Обучение тесно увязывалось с разъяснением вопросов политической борьбы. Партия поставила задачу воспитывать учащихся в духе коммунистической морали, уважения физического труда и рабочего человека. Большое внимание уделялось воспитанию у школьников понимания важности дружбы с СССР.

В соответствии с решением секретариата ЦК райкомы партии начали проводить (с 1971 г. перед началом учебного года) совещания актива народного образования. Перед учителями, воспитателями, функционерами народного образования, представителями парторганизаций, госорганов, массовых организаций и предприятий выступали первые секретари райкомов и другие ответственные работники с докладами по идеологическим вопросам в свете решений VIII съезда, по актуальным политическим проблемам и о задачах в различных областях общественного развития.

Важное место в воспитательной работе с подрастающим поколением стал занимать праздник совершеннолетия для учащихся 8 класса. Продолжив традицию немецкого рабочего движения, это мероприятие дополнило воспитание молодёжи в семье, в школе, в пионерской организации и ССНМ.

Таким образом, праздник совершеннолетия стал составной частью системы образования и общественной жизни в ГДР. Для сравнения, если в 1954-1955 гг., когда были созданы комитеты по вопросам праздника совершеннолетия, в этом акте участвовало 20% учащихся восьмых классов, то в 1973-1974 гг. - уже 96%. К 1974 г. около 4 млн. подростков участием в праздничных мероприятиях совершеннолетия выразили свою приверженность делу республики.

В конце июня 1973 г. руководство СЕПГ приняло решение о задачах по повышению уровня воспитания в пионерской организации имени Эрнста Тельмана. В нём указывалось, что школа, пионерская организация и родители вместе должны нести ответственность за воспитание детей. К началу 1975 г. 80% всех пионерских отрядов имели шефские бригады. Пионеры-тельмановцы имели свою газету «Троммель» («Барабан»), принимали участие в движении антиимпериалистической солидарности.

В области народного образования был в основном завершён переход к обязательному среднему образованию в объёме общеобразовательной политехнической школы-десятилетки. Задача добиться того, чтобы 90% всех успешно окончивших 8 классов продолжали учёбу в девятых классах, была выполнена в 1973 г. В 1975 г. в работе классных активов и школьных советов, которые играли важную роль в вопросах образования и воспитания молодого поколения, участвовали 677 тыс. граждан республики.

С 1971 по 1975 г. на дневные отделения высших и средних специальных учебных заведений было принято 282,5 тыс. человек. 220 тыс. выпускников очного обучения приступили за этот период к работе в народном хозяйстве, культурной и других сферах.

27 апреля 1979 г. В заключительном слове на XX пленуме ЦК СЕПГ «Навстречу 30-летию образования ГДР» Хонеккер констатировал: «Наш народ может гордиться достигнутым за 30 лет жизненным уровнем. Я имею в виду при этом как материальный, так и культурный уровни, поскольку нельзя отделять один от другого, оба они взаимосвязаны» [4].

22 июня 1979 г. Хонеккер встретился с деятелями культуры и искусства ГДР, перед которыми выступил с речью. Глава ГДР отметил, что «... подъём науки, образования и культуры является прочной органической составной частью всей политики нашей партии, направленной на благо народа» [4]. 6 октября 1979 г. Хонеккер выступил с обширной речью на торжественном собрании, посвящённом 30-летию ГДР [5].

Он отметил, что в Германской Демократической Респуб-

лике права человека, - прежде всего, право на образование -не только записаны в конституции, но и стали реальной действительностью. К каждому гражданину предъявляется требование совместно принимать участие в труде, планировании и управлении, а «в отношении духовной и культурной жизни, расцвета искусства или здравоохранения можно подобным образом провести восходящую линию развития в течение этих десятилетий» [4].

В сфере культуры и образования непреложным законом оставались принципы и нормы «социалистического реализма». Несмотря на заверения Хонеккера, либерализации культурной жизни не произошло. Идеологический контроль партийно-государственных чиновников лишал свободы творческой деятельности, порождал критические настроения в кругах деятелей народного образования. СЕПГ использовала ситуацию для ужесточения культурной политики.

В то же время монополия СЕПГ на образование нарушалась альтернативной культурой, которая развивалась вне официальных структур и учреждений образования и культуры ГДР. Её задачами не являлись противостояние официальной культуре или сознательная оппозиция режиму СЕПГ. Акции и инициативы альтернативной культуры были попыткой создания свободного от государственной регламентации культурного пространства.

В 1970-е гг. росло число публикаций «самиздата», которые печатались на пишущей машинке, иногда - в церковных типографиях. В 1980-е гг. таким образом издавалось 30 литературных, около 30 информационно-культурных журналов. Их названия - «Контекст», «Или-или», «Удар» и другие - отражали эстетическую программу, прежде всего, молодого поколения творческой интеллигенции. Устраивались авторские чтения литературных произведений; например, в Берлине еженедельно проводились 1-2 таких чтения с участием от 50 до 120 слушателей.

В мастерских художников, на частных квартирах, в церковных зданиях проводились выставки работ авторов, ищущих новые формы творчества. В 1980-е гг. существовало

около 20 неофициальных галерей в Берлине, Дрездене, Лейпциге и других крупных городах ГДР. Всё это тоже было неотъемлемой частью неформального народного образования граждан республики [6].

7 октября 1984 г. Хонеккер выступил с речью по случаю 35-летия ГДР. В ней он отметил: «...Уверенность в завтрашнем дне и социальная обеспеченность стали в Германской Демократической Республике прочной составной частью всей нашей жизни. В нашей стране широко открыты двери к знанию и образованию перед всеми детьми народа и перед всеми взрослыми» [7].

Таким образом, на примере развития народного образования в ГДР мы видим, что решавшая большие задачи развития своего народного образования как составной части культурной революции в республике, СЕПГ опиралась на сотрудничество с Советским Союзом, учитывая опыт советского народного образования.

Это сотрудничество и этот опыт не были свободны от идеологической составляющей, однако, в то же время, прогрессивный опыт школы ГДР был заимствован далеко за её пределами, например, в африканских государствах или в Финляндии.

Литература

1. За антифашистскую демократическую Германию. - М., 1969.

2. История Германии в 3-х т. / Под ред. Б. Бонвеча и Ю.В. Галактионова. - Кемерово, 2005.

3. Protokoll der Verhandlungen des VI. Parteitages der Sozialistischen Einheitspartei Deutschlands 15. bis 21 Januar 1963, Bd. I. Berlin, 1963.

4. Хонеккер Э. Избранные речи и статьи. 1978 - 1985 гг. -М., 1986.

5. Honecker E. Reden und Aufsatze. Bd. 6, S. 578-597.

6. Щербина Д.Г. Развитие социалистической культуры в ГДР // Некоторые вопросы новой и новейшей истории. -Днепропетровск, 1973.

7. Neues Deutschland, 1984, 8 Okt.

УДК 94 ББК 66.2 (7)

ПОЛИТИКА США НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ НАКАНУНЕ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОЙ ВОЙНЫ 1967 Г. К.А. Белоусова, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории Московского педагогического государственного университета, thevp@mail.ru

Статья посвящена событиям, предшествующим Шестидневной войне 1967 г. между арабами и Израилем, которые раскрывают факты причастности США к нагнетанию напряженности в регионе. В этот период все более очевидной становится поддержка Соединенными Штатами Израиля как гаранта их присутствия на Ближнем Востоке.

Ключевые слова: ближневосточный конфликт, Израиль, арабские страны, политика США на Ближнем Востоке.

US POLICY IN THE MIDDLE EAST ON THE EVE OF THE ARAB-ISRAEL WAR IN 1967

Belousova K.A.

The thesis is devoted to the events followed by the Six-day war of1967 between Israel and Arab countries. These events reveal some facts of involvement of the USA in inflaming of the tension in the Middle East. The US support of Israel as the guarantor of their presence in the region was getting more actual during that period.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Middle-East Conflict, Israel, Arab countries, US Policy in the Middle East.

В арабо-израильской войне 1967 г. США явились треть- ряться с января 1965 г., когда сирийцы начали работы по со:

ей, но скрытой стороной конфликта. Они являлись рефери для Израиля, стоящими за его спиной, но определявшими «крайние линии», которые тот не мог переступить.

После ряда военных переворотов, правительственной чехарды, политических заговоров и интриг в марте 1963 г. к власти в Сирии пришла партия Баас. Уже в конце 1964 - начале 1965 гг. новое правительство национализировало все банки, до 80% промышленных предприятий, нефтяные и минеральные ресурсы страны, иностранные нефтяные компании, в числе которых были такие крупные, как «Сокони вакуум», «Шелл», «Эссо». Разумеется, в стране возникла антиправительственная деятельность, сердцевиной которой была религиозно-политическая организация «Братья-мусульмане».

Конфронтация между Сирией и Израилем стала обост-

оружению канала для отвода вод р. Ярмук в ответ на аналогичные действия Израиля. В марте 1965 г., а затем в мае и июле 1966 г. Израиль нанес удары по сирийским объектам, находившимся к северу от Тивериадского озера, разрушив строительную технику и уже построенные участки канала. Это привело к резкой эскалации конфликта.

В 1966 г. усилилась деятельность террористической организации Фатх, основная база которой, очевидно, находилась в Сирии. Правительство Израиля в ответ на диверсионные действия этой организации в апреле 1966 г. совершило военную акцию на территории Иордании. Выступление против Сирии, с точки зрения израильских властей, на тот момент могло бы быть неправильно истолковано и, возможно, рассматривалось бы не как борьба против террористов и диверсантов, а как ак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.