Научная статья на тему 'СЕПГ и высшее образование в ГДР'

СЕПГ и высшее образование в ГДР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
553
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL DEVELOPMENT / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ / EAST GERMANY / СОЦИАЛИЗМ / SOCIALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нефёдов Вячеслав Викторович

В статье анализируется политика Социалистической единой партии Германии и ее влияние на высшее образование и развитие личности в ГДР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SED AND HIGHER EDUCATION IN THE GDR

The article analyzes the policy of the Socialist Unity Party of Germany (SED) and its influence on the higher education and personal development in the GDR.

Текст научной работы на тему «СЕПГ и высшее образование в ГДР»

#

СЕПГ И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГДР

SED AND HIGHER EDUCATION IN THE GDR В. В. Нефедов

В статье анализируется политика Социалистической единой партии Германии и ее влияние на высшее образование и развитие личности в ГДР.

Ключевые слова: развитие личности, высшее образование, Восточная Германия, социализм.

V. V. Nefedov

The article analyzes the policy of the Socialist Unity Party of Germany (SED) and its influence on the higher education and personal development in the GDR.

Keywords: personal development, higher education, East Germany, socialism.

Претворяя в жизнь закон от 8 февраля 1950 г. «Об участии молодежи в строительстве ГДР», правительство республики приняло 15 июня 1950 г. постановление о заочном обучении граждан. Для предоставления рабочим и новым служащим возможности получить высшее образование без отрыва от производства было организовано заочное обучение в трех вузах ГДР. Это Высшая техническая школа в Дрездене, Горная академия во Фрайбурге и Германская административная академия имени В. Ульбрихта в Форст-Цинне [1]. Заочники набирались из числа лиц, уже имевших опыт работы по избранной ими специальности. Обучение велось по следующим техническим специальностям: машиностроение, электротехника, строительное дело, земельное дело, горное дело, физика, химия, минералогия и др. На заочные отделения принимались, как отмечалось в справке посольства СССР в ГДР, «только демократически настроенные лица, в первую очередь по рекомендации общественных организаций».

С началом выполнения в республике первого пятилетнего плана резко возросла потребность в квалифицированных кадрах для всех отраслей промышленности, науки и искусства. Перед вузами встали новые, значительно более крупные задачи, потребовавшие реорганизации всей системы высшего образования в республике по советскому образцу. Для централизации руководства всеми высшими школами ГДР был создан при министерстве народного образования статс-секретариат по делам высшего образования, в ведение которого перешли все университеты и педагогические институты, а также научные библиотеки, музеи и тому подобные учреждения научного характера. Одновременно были распущены соответствующие отделы в министерствах народного образования ГДР и земель. Специальные высшие учебные заведения были переданы в ведение отраслевых министерств. Тем не менее все вопросы преподавания общественных и естественных наук, а также общей организации учебы и особенно работы рабоче-крестьянских факультетов в этих вузах оставались за статс-секретариатом по делам высшего образования.

Для того чтобы дать всем студентам возможность знакомиться с советской наукой в первоисточнике, во всех вузах были введены обязательные курсы по русскому языку и русской литературе. Имелось в виду, что каждый сту-

дент по окончании учебы должен был читать и переводить со словарем литературу по своей специальности. С целью поднятия общего культурного уровня учащихся в вузах были созданы кружки по русскому языку и литературе.

Во всех высших школах было введено обязательное преподавание физкультуры с целью сдачи норм на значок «Готов к труду и защите мира».

Для улучшения подготовки в университетах и других вузах научных кадров прежние учреждения по подготовке преподавателей для вузов были преобразованы в аспирантуру [2]. Была установлена очная и заочная аспирантура и докторантура по советскому образцу. В 19501951 учебном году в вузах республики имелось 400 аспирантов. Позднее, в информации «О подготовке и использовании научных и научно-педагогических кадров в ГДР» от 26 июля 1983 г., подготовленной первым секретарем посольства СССР в ГДР В. Шадовым, был сделан не вполне понятный вывод о том, что требования к диссертациям в ГДР «значительно ниже», чем в Советском Союзе, а «на практике почти каждый желающий защищается».

Руководство СЕПГ ставило перед учителями республики конкретные задачи, возникавшие в ходе подготовки и проведения основных задач в области школьной политики, и обеспечивало их выполнение, призывало к творческому теоретическому обоснованию учебной и воспитательной работы [3]. Министр народного образования ГДР Маргот Хо-неккер, назначенная на этот пост в 1963 г., отмечала, что «проблемы дидактики и методики - вопросы идеологические, они неотделимы от целей и задач социалистического образования и воспитания» [4]. Для развития и разработки педагогической мысли и проведения ее в жизнь 15 сентября 1970 г. в республике была создана Академия педагогических наук. На тот момент это была вторая, после СССР, педагогическая академия в мире. Ее первым президентом был профессор Г. Нойнер. Внешкольную воспитательную работу в ГДР проводили Союз свободной немецкой молодежи (ССНМ), родительские комитеты и «шефы» с производственных предприятий. ССНМ организовывал различные викторины и олимпиады, спортивные состязания, споры и дискуссии, вечера встреч с авторитетными людьми. Особенно популярна в ГДР была так называемая «педагогика сотрудничества» [5, с. 320], идейным вдохновителем которой был ученый

Ф

$

С. Л. Соловейчик. Детский психолог Л. И. Божович, так же, как и Соловейчик, известная среди педагогов Восточной Германии, полагала, что «любознательность вообще составляет ядро личности» [5, с. 168].

Особое внимание, наряду с высшим образованием, в республике уделялось детям и подросткам. В Германской Демократической Республике пионеры-подростки в возрасте 1418 лет обучались в школах и мастерских на народных предприятиях и предприятиях государственных акционерных обществ. Ответственность за организацию обучения несли отраслевые министерства, министерство народного образования несло ответственность за учебные планы, учебники, экзамены и подготовку учителей для профессиональных школ. Все программы подлежали переработке с учетом новых политических задач и установок со стороны руководства СЕПГ. В целях улучшения руководства пионерской организацией и профессиональными школами в министерстве народного образования был создан отдел профессионального обучения. Для поощрения учащихся профессиональных школ были установлены премии для лучших учеников. Премии выдавались один раз в год из директорского фонда предприятий отлично успевающим и имевшим общественную работу ученикам. Для подростков были построены школы-интернаты, для молодежи были построены новые общежития.

Руководство СЕПГ активно и целеустремленно содействовало развитию физической культуры и спорта в пионерской организации имени Э. Тельмана. По советскому образцу были созданы 18 спортивных объединений по производственному принципу. Ульбрихт лично агитировал в пользу занятий спортом и физкультурой в свободное время. Он основал в 1950 г. в Лейпциге Немецкий институт физкультуры и спорта. В 1952 г. появились первые детские и спортивные юношеские школы, а с середины 1950-х гг. - спортивные клубы; был учрежден госкомитет по физкультуре и спорту, который инициировал создание массовой организации - Немецкого союза физкультуры и спорта, членами которого были более 3,6 млн человек.

Задачу воспитания у детей и подростков Восточной Германии «восточногерманского патриотизма» по-своему решали многие привилегированные деятели культуры ГДР. Наиболее глубокое понимание этих общественно-культурных задач находилось у И. Бехера, во многих своих выступлениях обращавшегося к «гуманистической Германии», которая «наполняет нас всех чувством гордости». «Это она дала миру, - писал И. Бехер, - таких прекрасных гениев, как Андреас Грифиус, Иоганн Себастьян Бах, Альбрехт Дюрер, Гёльдерлин, Лессинг, Гегель и Гёте, Маркс и Энгельс... Это Германия побежденная, но не сломленная в героических крестьянских войнах. Это Германия, которая возродилась в мартовские дни 1848 года. Это Германия, воплощенная в образе Эрнста Тельмана, - это моя Германия... это наша Германия, которая стала Германской Демократической Республикой» [6]. С другой стороны, А. Ястребов заметил, однако, что подобная «страсть разрушает, такая любовь конфискует душу» [7, с. 92].

В конце июня 1973 г. руководство СЕПГ приняло решение о задачах по повышению уровня воспитания в

пионерской организации имени Тельмана. В нем указывалось, что школа, пионерская организация и родители вместе должны нести ответственность за воспитание детей. К началу 1975 г. 80% всех пионерских отрядов имели шефские бригады. Пионеры-тельмановцы имели свою газету "Trommel" («Барабан»), принимали участие в движении так называемой «антиимпериалистической солидарности». Маргот Хонеккер, 26 лет руководившая министерством образования в республике, отмечает, что «в ГДР на посту министра народного образования я хотела, например, чтобы детская организация пионе-ров-тельмановцев изменилась к лучшему, стала менее формальной и официальной, но тогда это было невозможно сделать» [8]. Немецкий ученый Вернер Мич заметил, что «ничто так не усредняет, как хорошее среднее образование» [9, с. 725].

Интересный документ 1 февраля 1983 г. передал в 3-й Европейский отдел МИД СССР второй секретарь посольства СССР в ГДР А. Головин. Это сообщение пресс-бюллетеня Совета Министров ГДР от 11 января 1983 г. под названием «Получаемые в школе знания о Советском Союзе - важная основа крепкой дружбы», в котором подведены некоторые итоги, достигнутые в народном образовании Восточной Германии. СССР традиционно назван «страной Ленина» [10, л. 21]. В течение 18 лет к тому времени в республике проводились олимпиады по русскому языку. В школах, районах и округах Восточной Германии ежегодно в них принимало участие до 250 тыс. школьников; 22 тыс. учеников 9-х и 10-х классов участвовали в работе кружков по программе «Разговорный русский язык» [10, л. 22]. В курсе литературы немецкие пионеры изучали в ГДР «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, «Мать» и «Анфиса» М. Горького, «Судьба человека» М. А. Шолохова, «Ранние журавли» и «Джамиля» Ч. Т. Айтматова, «А зори здесь тихие» Б. Л. Васильева и другие произведения [10, л. 23]. В документе отмечено, что «в букваре для 1-го класса содержатся 11 рисунков, иллюстраций и текстов для чтения, которые имеют прямое отношение к дружбе детей двух стран. <...> В 3-м классе школьники узнают о содержании письма Н. К. Крупской к детям» [10, л. 24]. «Во многих группах продленного дня стало любимой традицией проведение "праздника матрешки", "часа у самовара", игры "путешествие по Советскому Союзу". Родители и шефы сообщают на встречах со школьниками о своих впечатлениях от пребывания в СССР и встреч с советскими гражданами и друзьями» [10, л. 25].

С другой стороны, «особенно настораживает тот факт, - писал в своем дневнике первый секретарь советского посольства В. Н. Белецкий в июне 1967 г., - что отмечается падение интереса к Советскому Соющ советским фильмам, изучению русского языка и т. д. На вечер, посвященный творчеству К. Федина, пришло только 16 человек (студенты). Советские фильмы демонстрируются в целом редко. Посещаемость фильмов на русском языке также низкая. Зато посещаемость фильмов на английском языке. постоянно растет. Аналогичное поло-

#

жение с изучением русского языка. Сейчас при доме существует четыре кружка по изучению русского языка (по одному на каждый из четырех лет обучения). При этом 80% членов кружка - это родители детей, изучающих в школе русский язык и посещающих его, судя по всему, только для того, чтобы помогать своим детям выполнять домашние задания. Разговорный кружок русского языка распался ввиду отсутствия желающих посещать его. Современной литературы на русском языке, особенно художественной и научно-технической, мало. Пополняется она в последние годы слабо» [10, л. 86].

Работники народного образования и пионерские вожатые постоянно трудились в деле обеспечения высокого общеобразовательного уровня детей и подростков, их воспитания, стремясь дать им хорошую подготовку к жизни и труду. Повысился уровень обучения и воспитания в школах. В 1972 г. было закончено введение новых учебных планов. Многие парторганизации проводили вместе с беспартийными учителями, родителями, ССНМ и шефскими бригадами от предприятий большую работу по воспитанию у пионеров этических и моральных качеств и норм поведения. Обучение тесно увязывалось с разъяснением вопросов политической борьбы. В программе СЕПГ партия поставила задачу воспитывать учащихся-пионеров в духе «коммунистической морали», уважения физического труда и рабочего человека. Большое внимание уделялось воспитанию у школьников понимания важности дружбы с СССР.

#

Таким образом, за 40 лет своего существования общество в Германской Демократической Республике под пристальным вниманием со стороны руководства Социалистической единой партии Германии смогло за короткий период времени создать образцовую систему высшего образования. Пионерская организация имени Эрнста Тельмана в ГДР выполняла в республике те же функции, что и Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина в СССР.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Gesetzblatt der DDR. - 1950. - Nr. 66. - 22 April.

2. Советское слово. - 1952. - 1 октября.

3. Einheit. - 1971. - H. 4.

4. Deutsche Lehrerzeitung. - 1969. - 3 März.

5. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1980.

6. Правда. - 1953. - 5 февраля.

7. Ястребов А. Л. Наблюдая за мужчинами. Скрытые правила поведения. - М., 2010.

8. Из письма М. Хонеккер к авт. статьи 12.11.2010.

9. Мастера афоризма. - М., 2010.

10. Архив внешней политики РФ. - Ф. 742. - Оп. 28. - Д. 46. - П. 119; Оп. 12. - Пор. № 23. -П. 41.

ЗНАЧЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США

ROLE OF IDEOLOGY IN DEVELOPING FOREIGN POLITICAL STRATEGY OF THE USA

А. В. Берёзкина

В статье предпринимается попытка выявить значение и степень влияния идеологии на внешнеполитическую деятельность США, рассматриваются основные идейно-теоретические подходы, проводится их анализ. В итоге делается вывод по результатам проведенного исследования.

Ключевые слова: идеология США, внешняя политика США, мессианизм, концепция мирового лидерства.

A. V. Beryozkina

The article presents an attempt to reveal the significance and the degree of influence of ideology on the foreign policy of the USA. The author examines and analyzes the main theoretical approaches. At the end of the article there is a conclusion about the results of the research conducted.

Keywords: ideology of the USA, foreign policy of the USA, messianism, conception of the world leadership.

Идеология представляет собой некую систему идей, представлений, понятий, выраженную в различных формах общественного сознания. Сформировавшаяся идеология оказывает влияние на все сферы развития общества, а на политическую, возможно, определяющее.

В данной статье предполагается определить степень влияния изменений в идеологии на внешнюю по-

литику США путем рассмотрения нескольких идеологических концепций.

Рассматривая внешнеполитическую стратегию США, нельзя не отметить важность идеологической стороны этого вопроса, поскольку именно идеология является решающим фактором в определении модели политики государства. Кроме того, на протяжении всей истории амери-

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.