Научная статья на тему 'Сепаратизм в политике и религии: сравнительный анализ'

Сепаратизм в политике и религии: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозный сепаратизм / политический сепаратизм / природа сепаратизма / причины сепаратизма / religious separatism / political separatism / nature of separatism / causes of separatism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пантузенко Евгений Сергеевич

Анализируются научные позиции относительно природы политического и религиозного сепаратизма. Выявляются общие причины возникновения сепаратистских течений в религиозной и политической среде. Сепаратизм рассматривается не только с точки зрения свойственных для этого понятия в медийной среде негативных коннотаций, но и как конструктивное явление – прямое следствие активного развития общественных отношений. Следует признать, что сепаратизм – это сложное многоступенчатое явление в религии и политике, он может оказывать влияние как конструктивное, так и разрушительное, приводить к развитию внутренней вражды и социальным потрясениям. Из-за тесного взаимодействия религии и политики политический и религиозный сепаратизм имеют много общего. В результате это приводит к появлению специфического вида сепаратизма – религиозно-политического.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separatism in Politics and Religion: a Comparative Analysis

Scientific positions regarding the nature of political and religious separatism are analyzed. The general reasons for the emergence of separatist movements in the religious and political environment are identified. Separatism is considered not only from the point of view of the negative connotations inherent in this concept in the media environment, but also as a constructive phenomenon a direct consequence of the active development of social relations. It must be recognized that separatism is a complex, multilayered phenomenon in religion and politics, and can have both constructive and destructive effects, leading to internal strife and social upheaval. Because of the close interaction between religion and politics, political and religious separatism have much in common. As a result, a specific kind of separatism religious and political is emerging.

Текст научной работы на тему «Сепаратизм в политике и религии: сравнительный анализ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

Научная статья УДК 101.1

doi: 10.18522/2687-0770-2024-2-13-18

СЕПАРАТИЗМ В ПОЛИТИКЕ И РЕЛИГИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Евгений Сергеевич Пантузенко

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия www. evgenii 19@gmail. com

Аннотация. Анализируются научные позиции относительно природы политического и религиозного сепаратизма. Выявляются общие причины возникновения сепаратистских течений в религиозной и политической среде. Сепаратизм рассматривается не только с точки зрения свойственных для этого понятия в медийной среде негативных коннотаций, но и как конструктивное явление -прямое следствие активного развития общественных отношений. Следует признать, что сепаратизм - это сложное многоступенчатое явление в религии и политике, он может оказывать влияние как конструктивное, так и разрушительное, приводить к развитию внутренней вражды и социальным потрясениям. Из-за тесного взаимодействия религии и политики политический и религиозный сепаратизм имеют много общего. В результате это приводит к появлению специфического вида сепаратизма - религиозно-политического.

Ключевые слова: религиозный сепаратизм, политический сепаратизм, природа сепаратизма, причины сепаратизма

Для цитирования: Пантузенко Е.С. Сепаратизм в политике и религии: сравнительный анализ // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2024. № 2. С. 13-18.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

SEPARATISM IN POLITICS AND RELIGION: A COMPARATIVE ANALYSIS Evgeny S. Pantuzenko

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia www. evgenii 19@gmail.com

Abstract. Scientific positions regarding the nature of political and religious separatism are analyzed. The general reasons for the emergence of separatist movements in the religious and political environment are identified. Separatism is considered not only from the point of view of the negative connotations inherent in this concept in the media environment, but also as a constructive phenomenon - a direct consequence of the active development of social relations. It must be recognized that separatism is a complex, multi-layered phenomenon in religion and politics, and can have both constructive and destructive effects, leading to internal strife and social upheaval. Because of the close interaction between religion and politics, political and religious separatism have much in common. As a result, a specific kind of separatism - religious and political - is emerging.

Keywords: religious separatism, political separatism, nature of separatism, causes of separatism For citation: Pantuzenko E.S. Separatism in Politics and Religion: a Comparative Analysis. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2024;(2):13-18. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что современные средства массовой информации и медийный дискурс в целом сформировали для понятия «сепаратизм» исключительно негативный контекст употребления. Слово «сепаратизм» чаще всего соседствует со

© Пантузенко Е.С., 2024

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

словом «борьба». Так, словосочетание «борьба с сепаратизмом» - самое распространенное выражение в наше время [1]. Оно находится в первой десятке употребляемых, и в этой десятке нет ни одного слова (за исключением предлогов), которое имело бы в русском языке устойчивую позитивную коннотацию, а словосочетания «героический сепаратизм» просто не существует.

Между тем если рассматривать природу сепаратизма в ее каноническом восприятии, как процесс отделения внутри некоего широкого течения другого, претендующего на собственную самостоятельность, то это далеко не всегда негативное явление. Цель настоящей публикации заключается в анализе содержания понятия сепаратизма, его природы и причин возникновения.

В современной философии и политологии существует довольно много определений понятия «сепаратизм». Наиболее четко оно сформулировано А. Поляковым и трактуется как «стремление к обособлению или отделению небольшого объединения людей от большего, в рамках которого они ранее существовали» [2, с. 24]. На наш взгляд, такое определение - наиболее точное, потому что оно не дает сепаратизму какой-либо оценочности, а значит, позволяет рассматривать его и как позитивное, и как негативное явление.

Само понятие сепаратизма появилось в XVI в., когда от Англиканской церкви решили отделиться общины пуритан. Их назвали индепендентами, или сепаратистами, от латинского слова separatas - «отдельный». Со временем это понятие стало в большей степени относиться к политическим процессам, в первую очередь связанным с распадом империй и неоколониальным периодом, когда бывшие метрополии не могли справиться с центробежными тенденциями в своих провинциях и из-за этого теряли над ними контроль. В религиозной среде понятие сепаратизма также прижилось и распространилось далеко за пределы христианства. Со временем так стали называть любое отделение от канонической церкви.

Современный политический сепаратизм во многом базируется на идеях, которые были выдвинуты еще во времена Великой Французской революции: «Одна нация - одно государство». Со временем эти идеи немного трансформировались и нашли свое закрепление в одной из главных доктрин современного международного права, которая известна как «право наций на самоопределение». И. Бочарников пишет: «Сепаратное движение должно существовать в каждой стране, но только до тех пор, пока оно не переходит к экстремизму. Сепаратизм не обязательно должен ставить своей целью развал государства, но он должен держать власть в тонусе, всегда демонстрировать ей, что есть альтернативная идея и альтернативная мысль. Только тогда правящие круги будут стремиться постоянно доказывать, что они все еще правы» [3, с. 14].

Но сепаратизм бывает не только политическим или религиозным. Сегодня в понятие о нем исследователями вкладывается гораздо больше смысла. Сегодня он может быть и общественным, и идейным, и корпоративным. В глобальном ключе сепаратизм — это любое проявление отклонения меньшей части коллектива от большей. Сепаратизм может проявляться в политике, экономике, бизнесе, религии и т.д. Однако всегда существует несколько условий, в связи с которыми он появляется.

Во-первых, развитие идеи (в некоторых источниках это называется кризисом идеи). Суть заключается в том, что некая политическая или религиозная идея больше не отвечает требованиям времени. Типичный пример из религии можно увидеть в античности: когда пантеон переставал соответствовать представлениям людей об окружающем мире, он быстро распадался и в конечном счёте прекращал свое существование. Именно так случилось с римским язычеством, которое оказалось неконкурентоспособным относительно христианства и довольно быстро уступило ему место господствующей идеологии. В политике кризис иллюстрируется примером перестройки М. Горбачева. Как только люди поняли, что эта идея не приносит существенного социально-экономического результата, внутри политической партии (в данном случае КПСС) начались сепаратистские настроения и стали появляться оппозиционные фракции [4].

Во-вторых, новое лидерство. Это связано с появлением яркого, идейного, часто харизматичного лидера (группы лидеров) внутри политической или религиозной среды. Он обладает определенными ресурсами, позволяющими ему адекватно противопоставить себя формальному лидеру и организовать собственное религиозное или политическое отклонение разной степени успешности.

Типичным примером из политической истории может служить недавняя (2014 г.) попытка Шотландии провести референдум по отделению от Великобритании. Благодаря тому, что на тот

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

момент у власти оказался настроенный к независимости Шотландии политик по фамилии Сал-дон, идея получила достаточно широкую популярность и в итоге инициатива была доведена до референдума. Однако противодействие Великобритании и недостаточная убедительность Салдо-на и его сторонников в итоге позволила противникам отделения набрать большинство голосов на референдуме и отделение не состоялось.

Аналогичным примером нового лидерства в религиозном сепаратизме может служить так называемая «Великая схизма» - конфликт из античной истории, когда Константинополь не пожелал даже формального подчинения Риму, он, обладая достаточными ресурсами и полномочиями, реализовал идею независимой церкви, и таким образом появились католическая и православная церкви.

В-третьих, сравнительное превосходство. Некое сообщество продолжительное время наблюдает привлекательность альтернативной идеи, затем оно предлагает следовать ей. Типичным примером сепаратизма в политике, возникающим из-за сравнительного превосходства, может служить ситуация в бывших советских социалистических республиках и странах Варшавского договора, когда, наблюдая экономическую состоятельность капиталистических государств, внутри этих стран возникали партии и объединения, которые приводили к тому, чтобы отказаться от социалистического лагеря и начать капиталистические реформы.

М. Егорова считает: «Никакая капиталистическая пропаганда не могла нанести больший урон социалистическому лагерю, чем постоянное лицезрение материального и бытового превосходства среднего класса в Западной Европе над средним классом в Восточной Европе» [5, с. 10]. В религии аналогичным примером является деятельность радикальных исламских проповедников, которые вместо сложного и долгого служения по принципу классического мусульманского канона предлагают получить вечное пребывание в райских кущах в обмен на совершение какого-то радикального действия, которое соответствовало бы исламскому канону в представлении этих проповедников.

В-четвёртых, упадок. Если какая-то политическая или религиозная система находится в кризисе, то неизбежно появляются группы людей, которые начинают стремиться к выходу из этой системы. И чем глубже фиксированный кризис, тем более выраженными становятся стремления к выходу [6]. Проявления этого условия можно встретить в античности. Когда Римская империя находилась в расцвете своих сил, проявления сепаратизма подавлялись в зародыше, еще на уровне агитации. Когда империя стала слабеть и терять авторитет, сепаратизм стал проявляться на уровне восстаний и вооруженных конфликтов, а после этого и на уровне объявления независимости от римлян [2].

Отметим, что эти условия могут иметь место в каждом конкретном случае как комплексно, так и по отдельности. Кроме того, сепаратизм не является статическим понятием, это всегда движение с направленным вектором, в котором отделение меньшего от большего - не самоцель. Само стремление к независимости и самостоятельности означает наличие какого-то конфликта или противоречия в политической или религиозной системе.

Сепаратизм в религии может проявляться в следующих формах:

- скрытое декларирование - появление внутри системы групп, которые склонны отделиться от нее, но скрывающие свое намерение в силу того, что за него может наступить преследование в том или ином виде, а также из опасения, что оно не получит поддержки. Типичным примером являются сепаратистские организации разной степени легальности, вроде объединения «Свободная Каталония» (политический сепаратизм) или «Братья мусульмане» (религиозный сепаратизм);

- открытое декларирование - появление внутри религиозной или политической организации группы людей, которые открыто заявляют о своем желании отделиться от общей системы. Как правило, в таких призывах содержатся претензии на лидерство, а также критика общей системы за ее несоответствие изначальным идеям [7]. Именно таким образом в XVI в. в Германии возникло движение Реформации, результатом которого стало новое направление в христианстве; или распад Югославии на независимые государства в рамках трагических событий конца ХХ в.;

- институциональное действие - многие религиозные и политические системы подразумевают такое устройство, при котором части, входящие в целое, могут быть выведены из него на основании какого-либо институционального шага. Например, в устройстве Соединенных Штатов Аме-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

рики есть механизмы, которые потенциально позволяют штатам выходить из их состава и объявлять о своей независимости. Несмотря на практическую трудность реализации этих механизмов, несколько лет назад штат Техас попытался предпринять такую попытку на уровне отдельных политиков-популистов [8]. Недавний пример институционального действия в религии - выход большей части православных приходов Украины из-под юрисдикции Московского патриархата и образование Православной церкви Украины (ПЦУ), оказавшееся успешным благодаря поддержке вселенского патриарха;

- открытый конфликт. Он может выражаться в саботаже внутренних правил или установок, организации терактов или вооруженных восстаний, если речь идет о борьбе за государственную независимость. При этом важно отметить, что проявление сепаратизма, до тех пор пока он сохраняется в конструктивных формах, - не обязательно носит отрицательный характер. Сепаратизм может быть полезным освежением системы, находящейся в стагнации [9]. Так, если бы в КПСС брежневских времен нашлись достаточно самостоятельные и влиятельные сепаратистские лидеры, которые захотели бы отделиться от генерального курса партии и предложили бы альтернативную систему управления политикой и экономикой, это дало бы шанс и возможность Советскому государству своевременно перестроиться под требования времени и потенциально избежать той турбулентности, в которой государство оказалось в 90-е гг. Впрочем, политическую активность Б.Н. Ельцина в начале 90-х гг. можно рассматривать как сепаратистскую в отношении политики ЦК КПСС.

Примером позитивного влияния сепаратизма на общество, который внес реальные положительные изменения в общественное устройство, может служить освобождение от колониальной зависимости многих территорий. США и Австралия, Индия и Китай, Канада и Латинская Америка - практически все они, после того как отделились от метрополий и получили независимость, стали значительно более продвинутыми с экономической точки зрения, поскольку теперь их экономика работала только на собственные потребности.

В религии позитивный пример проявления сепаратизма - победа джадидистов над кадими-стами в татарских слободах Российской империи. Религиозные принципы кадимизма тормозили экономическое развитие татарских поселений, в то время как открытые к сотрудничеству и торговле джадидисты двигали вперед как политику, так и экономику.

Религиозный сепаратизм служит определенным ограничителем, не позволяя религиозным руководителям впадать в волюнтаризм и злоупотребление своими властными полномочиями. Типичный пример: наличие сепаратистской фракции в зарубежных церквах Московского патриархата уравновешивает диалог по административным церковным делам. Осознавая, что их интересы будут учитываться и у них есть позиции для контраргументации в диалоге, взаимодействие церквей, находящихся под разной государственной юрисдикцией, становится более слаженным и обоюдовыгодным.

Отдельно отметим феномен религиозно-политического сепаратизма. Это явление, в котором два вида сепаратизма - политический и религиозный - вступают во взаимозависимость. Здесь целесообразно опереться на высказывание исследователя А. Каппелера, который писал: «Религиозно-политический сепаратизм - особое явление, в рамках которого реализуется доктрина "ничего общего". Идеологи религиозно-политического сепаратизма отделяются не от какой-то конкретной религиозной или политической идеи, а от своего врага. "У нас с нашим врагом разная вера, а значит у нас не может быть одинаковых политических убеждений" или наоборот: "Эту веру исповедуют наши враги, а значит, мы не будем ей следовать"» [10].

В этом смысле религиозно-политический сепаратизм часто сопровождается нарративом «свой - чужой». Наглядно продемонстрировать его можно на примере обновленческого раскола в Русской православной церкви. После того как большевистское правительство разрушило все политические институты власти, имевшие место в Российской империи, оно закономерно перешло к атаке и на религиозные институты, чтобы провести полное отделение нового Советского государства от старого монархического.

Однако поскольку полностью уничтожить такой исторически значимый институт, как религия, было невозможно, советское правительство приняло решение учредить альтернативную церковь, которая вошла в историю как «обновленческая», а после путем различных административ-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

ных и пропагандистских методов стала призывать паству и священство к переходу в стан сепаратистов. Обновленчество напрямую курировалось соответствующим блоком светских властей, что еще раз подтверждает политический характер этого сепаратистского движения [11]. Характерно, что как только в политических кругах к этому движению утратили интерес, то и религиозный сепаратизм обновленцев быстро сошел на нет.

При этом бывают и обратные примеры, когда политика выступает инструментом по отношению к религии, в частности там, где происходили исламские революции: Иран, Афганистан, Сомали и т.д. В этих государствах лидеры создавали или пытались создать новые системы, основанные на собственном понимании ислама, в котором политическое устройство должно было полностью подчиняться законам шариата. Соответственно, они строили новую систему политико-религиозных отношений, в которых Коран с разной степенью полноты подменял большинство руководящих документов. В результате, в случае успехов таких религиозно-политических сепаратистов, в странах сформировывались новые формы государственности, в которых шариат и исламская догматика становились доминантами общественной, политической и религиозной жизни.

Таким образом, следует сделать вывод, что сепаратизм — это сложное многоступенчатое явление в религии и политике, которое несет в себе как конструктивное влияние на общество, так и разрушительное, приводящее к развитию внутренней вражды и социальным потрясениям. Стоит также отметить, что политический и религиозный сепаратизм имеют много общего, что связано с тесным взаимодействием религии и политики, поэтому можно вести речь о существовании специфической формы сепаратизма - религиозно-политического. В силу своей специфики эта форма сепаратизма требует сущностного анализа с позиции социальной философии.

Список источников

1. Национальный корпус русского языка. URL: https://ruscorpora.ru/ (дата обращения: 11.02.2024).

2. Поляков А.Е. Сепаратизм как форма политико-правовой девиации: теоретико-правовой аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2023. 24 с.

3. Бочарников И.В. Противодействие сепаратизму: теоретико-политологический анализ : автореф. дис. .. д-ра полит. наук. М., 2018. 45 с.

4. Сосенков Ф.С., Коломейченко Е.А. О деструктивном воздействии сепаратизма на государственность // История государства и права. 2023. № 22. С. 21-23.

5. Егорова М.А. Концептуальные подходы к этническим конфликтам в Западной Европе // Политика и общество. 2019. № 7. С. 10-19.

6. Шульц В.Л., Идрисов Р.Ф., Терехова Н.Н. Угрозы этносепаратизма и религиозного экстремизма в Приволжском федеральном округе // Национальная безопасность / Nota Bene. 2010. № 7. С. 20-24.

7. Кокшаров А. Сепаратизм отложен на потом // Эксперт. 2014. № 40. С. 52-55.

8. Выговский И.И. Апологеты колониализма (критика буржуазных концепций распада колониальной системы империализма). Киев: Наукова думка, 1974. 98 с.

9. Абдуллин А.И., Давлетгильдеев Р.Ш., Асатуллин И.Р. Трехсторонний исследовательский семинар по вопросам регионализма и международного права в Казанском университете // Московский журн. междунар. права. 2014. № 4. С. 189-196.

10. Каппелер А. Россия - многонациональная империя: Возникновение. История. Распад / пер. с нем. С. Червонной. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 342 с.

11. Булипопова Е.В. «Двойные стандарты» в международной политике: от мифологии к технологии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019. № 7-1. С. 196-199.

References

1. National corpus of the Russian language. Available from: https://ruscorpora.ru/ [Accessed 11th February 2024]. (In Russ.).

2. Polyakov A.E. Separatism as a form of political and legal deviation: theoretical and legal aspect. Dissertation Thesis. St. Petersburg, 2023. 24 p. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2024. No. 2

3. Bocharnikov I.V. Counteraction to separatism: theoretical and political analysis. Dissertation Thesis. Moscow, 2018. 45 p. (In Russ.).

4. Sosenkov F.S., Kolomeychenko E.A. On the destructive impact of separatism on the statehood. Istoriya gosudarstva i prava = History of State and Law. 2023;(22):21-23. (In Russ.).

5. Egorova M.A. Conceptual approaches to ethnic conflicts in Western Europe. Politika i obshchestvo = Politics and Society. 2019;(7):10-19. (In Russ.).

6. Shultz V. L., Idrisov R. F., Terekhova N. N. Threats of ethno-separatism and religious extremism in the Volga Federal District. Natsional'naya bezopasnost'/Nota Bene = Nota Bene. 2010;(7):20-24. (In Russ.).

7. Koksharov A. Separatism is postponed for later. Ekspert = Expert. 2014;(40):52-55. (In Russ.).

8. Vygovsky I.I. Apologists of colonialism (criticism of bourgeois concepts of the collapse of the colonial system of imperialism). Kiev: Naukova dumka Publ.; 1974. 98 p. (In Russ.).

9. Abdullin A.I., Davletgildeev R.Sh., Asatullin I.R. Trilateral research seminar on regionalism and international law at Kazan University. Moskovskii zhurnal mezhdunarodnogo prava = Moscow Journal of International Law. 2014;(4):189-196. (In Russ.).

10. Kappeler A. Russia - a multinational empire: Emergence. History. Collapse. Transl. from German by S. Chervonnaya. Moscow: Progress-Traditsiya Publ.; 2000. 342 p. (In Russ.).

11. Bulipopova E.V. "Double standards" in international politics: from mythology to technology. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Actual Problems of Humanities and Natural Sciences. 2019;(7-1):196-199. (In Russ.).

Информация об авторе

Е.С. Пантузенко - аспирант кафедры социальной философии, Институт философии и социально-политических наук.

Information about the author

E.S. Pantuzenko - Postgraduate Student of the Department of Social Philosophy, Institute of Philosophy and Socio-political Sciences.

Статья поступила в редакцию 26.01.2024; одобрена после рецензирования 17.02.2024; принята к публикации 29.05.2024. The article was submitted 26.01.2024; approved after reviewing 17.02.2024; accepted for publication 29.05.2024._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.