Научная статья на тему 'НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОД'

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гомелева Екатерина Викторовна

Рассматривается нормативно-правовое регулирование государственно-церковных отношений в советский период. Обосновывается актуальность темы данного исследования. Основная концепция построена на изучении политики советского государства по отношению к религиозным организациям и роли права в ее осуществлении. Для глубокого понимания сути и выявления всех особенностей дается объективная картина этих взаимоотношений. Показаны условия их возникновения, ход развития, выявляется специфика на различных этапах и системно обобщается совокупность норм, составляющих и закрепляющих правовой режим этих отношений. Выделены и охарактеризованы основные периоды (этапы), нормативно-правового регулирования государственно-церковных отношений советского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORMATIVE LEGAL ACTS REGULATING STATE-CHURCH RELATIONS OF THE SOVIET PERIOD

The article examines the regulatory and legal regulation of state-church relations in the Soviet period. The main concept of the study is based on the study of the policy of the Soviet state in relation to religious organizations and the role of law in its implementation. An objective picture of these relationships is given. The conditions of the emergence, the peculiarities of the development of state-church relations at different stages are shown. The specifics of these relationships at various stages are revealed and the set of norms that make up and consolidate the legal regime of these relations is systematically generalized.

Текст научной работы на тему «НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОД»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

Научная статья УДК 94

doi: 10.18522/2687-0770-2023-1-63-70

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Екатерина Викторовна Гомелева

Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону, Россия Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону, Россия katya.ternickova@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается нормативно-правовое регулирование государственно-церковных отношений в советский период. Обосновывается актуальность темы данного исследования. Основная концепция построена на изучении политики советского государства по отношению к религиозным организациям и роли права в ее осуществлении. Для глубокого понимания сути и выявления всех особенностей дается объективная картина этих взаимоотношений. Показаны условия их возникновения, ход развития, выявляется специфика на различных этапах и системно обобщается совокупность норм, составляющих и закрепляющих правовой режим этих отношений. Выделены и охарактеризованы основные периоды (этапы), нормативно-правового регулирования государственно-церковных отношений советского периода.

Ключевые слова: религиозные организации, законодательство, Русская православная церковь, государственно-церковные отношения

Для цитирования: Гомелева Е.В. Нормативно-правовые акты, регулирующие государственно-церковные отношения советского периода // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2023. № 1. С. 63-70.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

NORMATIVE LEGAL ACTS REGULATING STATE-CHURCH RELATIONS

OF THE SOVIET PERIOD

Ekaterina V. Gomeleva

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia katya.ternickova@yandex.ru

Abstract. The article examines the regulatory and legal regulation of state-church relations in the Soviet period. The main concept of the study is based on the study of the policy of the Soviet state in relation to religious organizations and the role of law in its implementation. An objective picture of these relationships is given. The conditions of the emergence, the peculiarities of the development of state-church relations at different stages are shown. The specifics of these relationships at various stages are revealed and the set of norms that make up and consolidate the legal regime of these relations is systematically generalized.

Keywords: religious organizations, legislation, Russian Orthodox Church, state-church relations For citation: Gomeleva E.V. Normative Legal Acts Regulating State-Church Relations of the Soviet Period. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(1):63-70. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

© Гомелева Е.В., 2023

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

Теоретические и концептуальные аспекты политики советского государства по отношению к религии и роли права в ее осуществлении являлись предметом научных изысканий ряда ученых [1-6]. Значительный вклад в изучение деятельности Русской православной церкви на международной арене в советский период внесла О.Ю. Васильева [7]. Появились и другие публикации по истории государственно-церковных отношений [8-10]. Тем не менее отдельные аспекты политики советского государства по отношению к религии и роли права в ее осуществлении являются недостаточно исследованными.

В последнее время в современной России становятся востребованными духовно-нравственные ценности, которые с каждым годом приобретают всё более важную роль. Но чтобы они благотворно влияли на духовное состояние общества, необходимо усовершенствовать систему регулирования государственно-церковных отношений, при этом учитывать те обстоятельства, при которых от них пытались отказаться в советский период, так как они носили сложный и противоречивый характер, имели свою специфику. Изложенное определило актуальность темы данного исследования.

В первые годы Советской власти вопросам нормативно-правового регулирования государственно-церковных отношений уделялось большое внимание в связи с желанием ускорить процесс секуляризации, практической необходимостью отделить Церковь от государства и школу от церкви как одними из главных революционных преобразований. Начались разработка законодательства в этой сфере и обобщение практики применения законодательных актов. В ранний советский период (1920-е гг.) неотъемлемой частью любого законодательного акта в отношении религиозных организаций были инструкции, которые представляли собой руководство для его реализации.

В начале 1920-х гг. разработкой законодательства в этой области активно занимался профессор П.В. Гидулянов, составивший в 1923 г. систематизированный сборник действующего в СССР законодательства по регулированию государственно-церковных отношений. Последнее, третье издание этого сборника с приложением, вышло в 1926 г. [11].

В 1926 г. опубликован сборник Л.П. Дьяконова «Советские законы о церкви», в котором подробно описывались положение и роль церкви до 1917 г., задачи Советской власти в религиозном вопросе после 1917 г., основные принципы, выдвинутые Советской властью по отделению церкви от государства. Особое внимание было уделено организации групп верующих и религиозных обществ, получению зданий культа, их правам, обязанностям и ответственности за нарушение верующими или религиозными объединениями законодательства об отделении Церкви от государства. Отдельно вынесено правовое положение служителей культа, как относящихся к определенной категории граждан, лицам «свободных профессий» [12].

В 1930 г. издательством «Безбожник» был издан сборник нормативных актов «Закон о религиозных объединениях РСФСР», составленный Н. Орлеанским. Сборник включал текст Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01.1918 г., текст Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 08.04.1929 г., ведомственные постановления и инструкции, а также комментарии самого автора к отдельным законоположениям. По сути сборник представлял универсальное пособие для руководства в действие [2].

Нормы права, описанные в Декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01.1918 г., составляющие и закрепляющие правовой режим отделения Церкви от государства, определялись положениями, при которых государство не оказывает религиозным организациям материальной, моральной или иной поддержки; не поручает им выполнение каких-либо государственных функций; не пользуется методами государственно-правового контроля для принуждения при определении гражданами своего отношения к религии; не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она не сопровождается нарушением советских законов и посягательствами на личность и права граждан СССР. С другой стороны, религиозные организации не имеют права вмешиваться в дела государства, политические, финансово-экономические и другие сферы его деятельности, следовательно, находятся автономно от государства; могут получать средства для своего существования исключи-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

тельно из добровольных пожертвований прихожан и доходов от продажи предметов культа собственного производства.

Совокупность норм, составляющих и закрепляющих правовой режим отделения школы от церкви, определялась следующими положениями, при которых религиозные организации не имеют права вмешиваться в учебный и воспитательный процесс учебных заведений, следовательно, преподавать религиозные вероучения во всех государственных и общественных учреждениях, а также частных учебных заведений, где преподаются общеобразовательные предметы.

Правовые взаимоотношения церкви и государства, описанные в Декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01.1918 г., в дальнейшем закрепились в Конституциях СССР и союзных республик. В частности, ст. 34 Конституции СССР провозглашала равенство граждан перед законом независимо от отношения к религии, ст. 52 гарантировала «...свободу совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». В ст. 60, 61 записано, что «каждый гражданин СССР, независимо от его отношения к религии, обязан добросовестно трудиться, честно относиться к общественному долгу, блюсти дисциплину труда, беречь и укреплять социалистическую собственность, бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества».

На основании проведенного анализа норм права, закрепленных в Конституции СССР, тезисно отметим основные принципы свободы совести: 1) равенство всех религий перед законом; 2) равенство прав граждан вне зависимости от их отношения к религии; 3) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; 4) невмешательство государства в дела церкви и невмешательство церкви в дела государства.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 08.04.1929 г., с незначительными изменениями и дополнениями 1975 г. оставалось действующим нормативно-правовым актом на протяжении всей истории государственно-церковных отношений советского периода.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в Постановлении понятие «приход» трактуется как «религиозное объединение» и с момента вступления его в законодательную силу вводится обязательная регистрация всех религиозных объединений. Определяются правила их учреждения, указывающие, что религиозное общество или группа верующих могут заниматься религиозной деятельностью только после регистрации в административном отделе местного исполнительного комитета или городского совета.

Регламентируется состав участников религиозных объединений: «Религиозное общество есть местное объединение верующих граждан, достигших 18-летнего возраста, одного и того же культа, вероисповедания, направления или толка, в количестве не менее 20 лиц, объединившихся для совместного удовлетворения своих религиозных потребностей» [13].

Религиозным объединениям воспрещалось: а) создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения и вообще пользоваться находящимся в их распоряжении имуществом для каких-либо иных целей, кроме удовлетворения религиозных потребностей; б) оказывать материальную поддержку своим членам; в) организовывать как специально детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литературные, рукодельческие, трудовые, по обучению религии и т.п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь [13].

Религиозное общество или группа верующих могли приступить к своей деятельности лишь после принятия решения об их регистрации Советом по делам религий при Совете Министров СССР.

Решение о регистрации религиозного общества или группы верующих и об открытии молитвенного здания принималось вышеназванным Советом по представлению Советов Министров автономных республик, исполнительных комитетов краевых, областных, городских Советов депутатов трудящихся [13].

Религиозные общества и группы верующих могли созывать религиозные съезды и совещания только по разрешению Совета по делам религий при Совете Министров СССР в каждом отдельном случае. Здание культа и находящееся в нем имущество принималось по договору от предста-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

вителя исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся не менее чем двадцатью членами религиозного общества для предоставления названного имущества в пользование всех верующих. Закрытие молитвенных зданий в соответствующих случаях также производилось только по решению Совета по делам религий при Совете Министров СССР по представлению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного, городского (городов Москвы и Ленинграда) Совета депутатов трудящихся [13].

Таким образом, Постановлением ВЦИК «О религиозных объединениях» приходская жизнь была взята под контроль советским государством и поставила в зависимость религиозные объединения от органов государственной власти. Параллельно закрывались храмы, преследовались священники, что привело к сокращению числа приходов.

Ситуация с приходами радикально улучшилась в годы Великой Отечественной войны. Несколько изменилось отношение государственной власти к Русской православной церкви, что нашло отражение в Постановлении СНК СССР от 28.11.1943 г. «О порядке открытия церквей». В период 1943-1944 гг. была осуществлена регистрация всех приходов и храмов, что позволило им относительно свободно существовать. Религиозные организации получили право строить, покупать или арендовать здания, мастерские для изготовления предметов культа, помещения для печати религиозной литературы, приобретать транспортные средства.

Эти незначительные изменения были вызваны, с одной стороны, патриотической позицией Русской православной церкви, с другой - требованиями западных стран, которые обещали открыть второй фронт, прекратить преследования религии в СССР. Так, в послании Местоблюстителя, адресованном верующим СССР, говорилось: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей родины» [14]. Вместе с воинами в войне приняли активное участие иерархи, духовенство и верующие Русской Церкви. С первых дней они участвовали в оказании материальной помощи фронту и тылу [15].

В этот период был создан Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов при Совете народных комиссаров СССР с целью взаимодействия между Правительством СССР и церковными организациями.

С момента вступления в силу Положения «Об управлении Русской православной церкви», принятом Поместным Собором в 1945 г., православный приход был признан законной церковной единицей и имел права юридического лица. В документе интерпретировалось понятие «приход».

Следствием внесения изменений в Положение «О приходах» в 1961 г. стали изменения в приходских общинах. Устраненные от участия в финансовой жизни храмов священники были поставлены в положение заложников произвола церковных старост и бухгалтеров, что вызвало всплеск жалоб как прихожан, так и членов исполнительных органов прихода в различные государственные инстанции. Следствием того же положения явились преследования духовенства и конфликты с приходом, заканчивавшиеся, как правило, или выведением священника за штат, или его переводом в другой храм. Одним из методов разрушения внутренней жизни приходов, активно применявшихся уполномоченными Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, было частое перемещение священников из прихода в приход.

В период 1954-1964 гг. государство продолжило проводить политику дальнейшего ослабления деятельности Русской православной церкви, широко развернувшуюся в довоенный период и направленную на развал Церкви как социального института, прибегая к разворачиванию научно-атеистической пропаганды, контролю финансово-хозяйственной деятельности приходов и монастырей и, как следствие, к их сокращению. Так, вышло два Постановления ЦК КПСС от 07.07.1954 г. «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» и от 10.11.1954 г. «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» [16]. В 1958 г. вступило в силу Постановление Совета Министров СССР от 16.10.1958 г. «О свечном налоге» [17] и «О монастырях в СССР» [18]. Первое значительно ухудшило финансово-хозяйственную деятельность приходов, увеличив налог на свечное производство, которое по сути являлось основным источником доходов. Второе положило начало сокращению численно-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

сти приходов, духовных учебных заведений и монастырей вплоть до их практической ликвидации.

В ноябре 1958 г. вступило в силу Постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым святым местам». Содержание этих Постановлений свидетельствовали о начале активного вмешательства и контроля со стороны государства всех сфер деятельности Русской православной церкви: административно-управленческой и финансово-хозяйственной [19].

Далее, 11.03.1959 г. было принято Постановление «О массовой политической работе». Оно также относилось к научно-атеистической пропаганде и предопределяло государственным органам продолжить, но уже в более широком масштабе антирелигиозную пропагандистскую работу с целью воспитания советского народа в духе коммунизма. По мнению А.В. Шадриной, советская антирелигиозная политика имела два основных направления - внутреннее, состоящее в разрушении Церкви «изнутри» за счет увеличения налогов, сокращения доходности, изменения механизмов внутрицерковного управления, дискредитации духовенства, и внешнее - за счет усиления антирелигиозной пропаганды среди населения [10].

Таким образом, все принятые законодательные акты этого периода были направлены на реализацию идей «хрущевской» оттепели, в результате которой СССР должен был стать атеистическим государством в полной мере. Так, Постановление, принятое в январе 1960 г. «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах», позволило государственным органам на законных основаниях отстранять от должности священнослужителей в связи с нарушением закона. Но и этого было недостаточно. Советом Министров СССР было принято Постановление от 16.03.1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах». Оно определяло необходимость проведения полного учета всего имущества религиозных обществ, стало причиной привлечения значительного числа духовенства к уголовной ответственности, что соответствовало цели государства максимально уменьшить число священнослужителей. В период с 1954 по 1964 г. было проведено массовое закрытие церквей.

В декабре 1965 г. Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов были объединены в единый орган - Совет по делам религий при Совете Министров СССР, основной целью которого было осуществление контроля за соблюдением законодательства о культах и «политико-воспитательная работа» служителей Церкви.

Середина 1970-х гг. характеризуется возрастанием интереса государства к религиозной сфере, что находит отражение в Конституции 1977 г. Внесены изменения и дополнения в закон «О религиозных организациях» в 1975 г. В 1980 г. Совет по делам религий при Совете Министров СССР утвердил Инструкцию «О порядке учета и хранения культурных ценностей, находящихся в использовании религиозных организаций».

Политические события, вызванные распадом союзного государства, привели не только к изменениям в политической, экономической и прочих сферах, но и значительным образом подтолкнули к реформе государственно-церковных отношений [19]. Нельзя не согласиться с М.И. Одинцовым, что «Демократическая Россия», как наиболее оформленная к тому времени конкурирующая партийная сила, прежде всего предлагала отказаться от ранее существовавших государственно-церковных отношений и предлагала полную религиозную свободу [20]. Так, в 1986 г. был составлен законопроект «О свободе совести и религиозных организациях», который на протяжении четырех лет находился в стадии одобрения Верховным Советом СССР, Советом Министров СССР и Советом по делам религий. Лишь в июне 1990 г., Верховный Совет СССР одобрил законопроект в первом чтении. Он упрощал регистрацию религиозных организаций, наделял их правом юридического лица, определял порядок налогообложения юридических лиц, деятельность которых связана с религией [21].

В августе 1990 г. Комитетом Верховного Совета РСФСР по вопросам свободы совести, вероисповеданий, милосердия и благотворительности был разработан проект нового закона «О религиозных организациях», но в сентябре Верховный Совет РСФСР принял законопроект «О свободе вероисповеданий», имеющий значительные расхождения с проектом «О религиозных организациях». Наконец, 01.10.1990 г. парламент принял закон «О свободе совести и религиозных организациях». Но ситуация в стране быстро менялась, союзные республики, одна за другой провозглашали свой суверенитет и, соответственно, принимали свои законы о свободе совести и рели-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

гиозных организациях. 25.10.1990 г. Верховный Совет РСФСР поспешно принял закон «О свободе вероисповеданий», в связи с выходом которого утратили силу Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23.01.1918 г. и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 08.04.1929 г. [19].

Проведенный в ходе исследования анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих государственно-церковные отношения в советский период, позволил выявить их особенности, для чего проведено исследование основных этапов его развития. Считаем, что условно, в отечественной историографии можно выделить следующие периоды (этапы) нормативно-правового регулирования государственно-церковных отношений в советский период: 1) 1918-1928 гг.; 2) 1929-1942 гг.; 3) 1943-1944 гг.; 4) 1945-1953 гг.; 5) 1954-1964 гг.; 6) 1965-1984 гг.; 7) 19851990 гг.

Для первого этапа (зарождение законотворчества) характерно возникновение исторических условий государственно-церковных отношений, потребовавших отделения Церкви от государства и школы от церкви. В этот период издаются различные брошюры, преимущественно идеологического и агитационно-пропагандистского характера.

Второй этап характеризуется возникновением правовых основ, регламентирующих деятельность религиозных объединений как социального института. Четко прослеживается контрольная функция государства по отношению к религиозным организациям. Приходская жизнь взята под контроль советским государством и религиозные объединения поставлены в зависимость от органов государственной власти.

На третьем этапе значительно улучшаются взаимоотношения государства и церкви. Изменения были вызваны патриотической позицией Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны. Православный приход был признан законной церковной единицей.

На четвертом этапе взаимоотношения государства и церкви улучшаются незначительно. Административно-управленческая и финансово-хозяйственная деятельность священнослужителей приобрела большую самостоятельность.

На пятом этапе государство продолжило проводить политику дальнейшего ослабления деятельности Русской православной церкви, широко развернувшуюся в довоенный период и направленную на развал Церкви как социального института, прибегая к разворачиванию научно-атеистической пропаганды, контролю за финансово-хозяйственной деятельностью приходов и монастырей и, как следствие, к сокращению их численности. Церковная политика советского государства к концу этого периода приобрела характер политической войны, имея цель массового закрытия церквей и полного исключения церковной жизни в советском обществе.

На шестом этапе государственно-церковных отношений в конце 1960-х гг. наблюдается широкое распространение отказа регистрации новых религиозных организаций. Середина 1970-х гг. характеризуется возрастанием интереса государства к религиозной сфере, которое находит отражение в Конституции 1977 г., и внесением изменений и дополнений в закон «О религиозных организациях» в 1975 г.

Седьмой, заключительный, этап нормативно-правового регулирования, отражал политические события второй половины 1985 г., которые привели не только к изменениям в политической, экономической и прочих сферах, но и значительным образом подтолкнули к реформе государственно-церковных отношений.

Таким образом, анализируя нормативно-правовые акты, регулирующие государственно-церковные отношения советского периода, можно сделать следующие выводы: нормативно-правовые акты относятся ко всем религиозным организациям без исключения; на протяжении всего периода становления и развития законотворчества в области взаимоотношений государства и Церкви нормативно-правовые акты видоизменялись по силе действия, меняя статус: в ранний советский период (1920-е гг.) издавались систематизированные сборники в виде брошюр, впоследствии с возникновением правовых основ, регламентирующих деятельность религиозных объединений как социального института, стали разрабатываться и утверждаться законы, вносились поправки в Конституции СССР и союзных республик. Сложилась многоуровневая система нормативно-правового регулирования государственно-церковных отношений. На основании проведенного исследования развития нормативно-правового регулирования государственно-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

церковных отношений советского периода считаем целесообразным выделить семь периодов (этапов) для глубокого понимания сущности этих отношений и выявления их особенностей.

Список источников

1. КлочковВ.В. Религия, государство, право. М.: Мысль, 1978. 287 с.

2. Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. М.: Наука, 1985. 175 с.

3. Бабинов Ю. А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь: Таврия, 1991. 124 с.

4. Одинцов М.И. Государство и церковь: история взаимоотношений 1917-1938 гг. М.: Знание, 1991. 63 с.

5. Цыпин В.А., прот. История Русской православной церкви, 1917-1990 : учеб. для православных духовных семинарий. М.: Хроника, 1994. 251 с.

6. Кашеваров А.Н. Государственно-церковные отношения в советском обществе 20-30-х гг.: новые и малоизученные вопросы. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. 45 с.

7. Васильева О.Ю. Ватикан в горниле войны // Наука и религия. 1995. № 6. С. 14-15.

8. Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). М.: Крутицкое патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 1999. 400 с.

9. Чумаченко Т.А. Советское государство и Русская православная церковь: история взаимоотношений (40-е - первая половина 50-х гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1994. 29 с.

10. Шадрина А.В. Основные направления и методы советской антирелигиозной политики 19581960-х гг. (на примере православных приходов Ростовской области) // Научная мысль Кавказа. 2019. № 4. С. 62-69.

11. Гидулянов П.В. Отделение церкви от государства в СССР / под ред. П.А. Красикова. М.: Юрид. изд-во, 1926. 712 с.

12.ДьяконовЛ.П. Советские законы о церкви. Л.: Гос. изд-во, 1926. 60 с.

13. Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров РСФСР о религиозных объединениях. 8 апреля 1929 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1929. № 35. Ст. 353.

14. Русская православная церковь и Великая Отечественная война : сб. церковных документов. М., 1943. 99 с.

15. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 : сб. документов. М.: Крутицкое патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 2009. 765 с.

16. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Политиздат, 1985. Т. 8. С. 428-432.

17. О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей : Постановление СМ СССР № 1160 от 16 октября 1958 г. // Законодательство о религиозных культах : сб. материалов и документов. 2-е изд. М.: Юридическая литература, 1971. С. 35.

18. О монастырях в СССР : Постановление СМ СССР № 1159 от 16 октября 1958 г. // Законодательство о религиозных культах : сб. материалов и документов. 2-е изд. М.: Юридическая литература, 1971. С. 36.

19. Чумаченко Т.А. Государство и Русская православная церковь в 1958-1964 годах: новая политическая война с религией, церковью и верующими // Вестн. Челябинского гос. ун-та. Право. 2014. № 19 (348), вып. 39. С. 82-90.

20. Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма. 19171953 гг. М.: Политическая энциклопедия, 2014. 424 с.

21. Государство и церковь в СССР и странах Восточной Европы в период политических кризисов второй половины XX века / отв. ред. Г.П. Мурашко, А.И. Филимонова. М.: Ин-т славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2014. 540 с.

References

1. Klochkov V.V. Religion, state, law. Moscow: Mysl' Publ.; 1978. 287 p. (In Russ.).

2. Rosenbaum Yu.A. The Soviet state and the Church. Moscow: Nauka Publ.; 1985. 175 p. (In Russ.).

3. Babinov Yu. A. State-church relations in the USSR: history and modernity. Simferopol: Tavriya Publ.; 1991. 124 p. (In Russ.).

4. Odintsov M.I. The State and the Church: History of relations 1917-1938. Moscow: Znanie Publ.; 1991. 63 p. (In Russ.).

5. Tsypin V.A., priest. The history of the Russian Orthodox Church, 1917-1990: Textbook for Orthodox theological seminaries. Moscow: Hronika Publ.; 1994. 251 p. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 1

6. Kashevarov A.N. State-church relations in the Soviet society of the 20-30s: New and little studied issues. St. Petersburg: St. Petersburg State Technical University Press; 1997. 45 p. (In Russ.).

7. Vasilyeva O.Yu. The Vatican in the crucible of war. Nauka i religiya = Science and Religion. 1995;(6):14-15. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shkarovsky M.V. The Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev (State-church relations in the USSR in 1939-1964). Moscow: Krutitsky Patriarchal Compound Society of Lovers of Church History Press; 1999. 400 p. (In Russ.).

9. Chumachenko T.A. The Soviet state and the Russian Orthodox Church: the history of relations (the 40s -the first half of the 50s). Dissertation Thesis. Moscow, 1994. 29 p. (In Russ.).

10. Shadrina A.V. The main directions and methods of Soviet antireligious policy of the 1958-1960's (on the example of Orthodox parishes of the Rostov region). Nauchnaya mysl' Kavkaza = Scientific Thought of the Caucasus. 2019;(4):62-69. (In Russ.).

11. Gidulyanov P.V. Separation of the Church from the state in the USSR. Ed. by P.A. Krasikov. Moscow: Legal Publishing House; 1926. 712 p. (In Russ.).

12. Deakonov L.P. Soviet laws on the Church. Leningrad: State Publishing House; 1926. 60 p. (In Russ.).

13. Resolution of the All-Russian Central Executive Committee, Council of People's Commissars of the RSFSR on religious associations. April 8, 1929. Collection of legalizations and orders of the workers' and peasants' government. 1929;(35):353. (In Russ.).

14. The Russian Orthodox Church and the Great Patriotic War. Collection of church documents. Moscow, 1943. 99 p. (In Russ.).

15. The Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War 1941-1945. Collection of documents. Moscow: Krutitsky Patriarchal Compound Society of Lovers of Church History Publ.; 2009. 765 p. (In Russ.).

16. The CPSU in resolutions and decisions of congresses, conferences and plenums of the Central Committee. Moscow: Politizdat Publ.; 1985;8:428-432. (In Russ.).

17. On tax taxation of income of enterprises of diocesan administrations, as well as income of monasteries: Resolution of the Council of Ministers of the USSR No. 1160 of October 16, 1958. Legislation on religious cults: collection of materials and documents. 2nd ed. Moscow: Yuridicheskaya literatura Publ.; 1971. P. 35. (In Russ.).

18. On monasteries in the USSR : Resolution of the USSR Council of Ministers No. 1159 of October 16, 1958. Legislation on religious cults: collection of materials and documents. 2nd ed. Moscow: Yuridicheskaya literatura Publ.; 1971. P. 36. (In Russ.).

19. Chumachenko T.A. The State and the Russian Orthodox Church in 1958-1964: a new political war with religion, the Church and believers. Vestn. Chelyabinskogo gos. un-ta. Pravo = Bulletin of Chelyabinsk State University. Right. 2014;19(39):82-90. (In Russ.).

20. Odintsov M.I. The Russian Orthodox Church on the eve and in the era of Stalinist socialism. 1917-1953. Moscow: Politicheskaya entsiklopediya Publ.; 2014. 424 p. (In Russ.).

21. Murashko G.P., Filimonova A.I., ed. The state and the Church in the USSR and Eastern European countries during the political crises of the second half of the 20th century. Moscow: Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences Press; St. Petersburg: Nestor-Istoriay Publ.; 2014. 540 p. (In Russ.).

Информация об авторе

Е.В. Гомелева - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры православной культуры и теологии, Донской государственный технический университет; доцент кафедры экономики, учета и анализа, Ростовский государственный университет путей сообщения.

Information about the author

E.V. Gomeleva - Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Orthodox Culture and Theology, Don State Technical University; Associate Professor of the Department of Economics, Accounting and Analysis, Rostov State Transport University.

Статья поступила в редакцию 16.01.2023; одобрена после рецензирования 01.02.2023; принята к публикации 20.03.2023. The article was submitted 16.01.2023; approved after reviewing 01.02.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.