Научная статья на тему '«ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СССР В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ В 1940-Е ГОДЫ»'

«ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СССР В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ В 1940-Е ГОДЫ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олихов Димитрий Владимирович

Двойственность и противоречивость советской политики по отношению к Церкви в период Великой Отечественной войны отмечается многими исследователями. Патриотические инициативы и активная позиция РПЦ создавали благоприятный фон и непосредственный повод для улучшения государственно-церковных отношений. В целях реализации нового курса по отношению к Церкви государство принимало нормативные правовые акты, противоречащие ранее принятым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF CHURCH-STATE RELATIONS IN THE USSR UNDER CONDITIONS OF RELATIVE NORMALIZATION IN THE 1940S

The duality and inconsistency of Soviet policy towards the Church during the Great Patriotic War is noted by many researchers. Patriotic initiatives and the active position of the ROC created a favorable background and a direct reason for improving state-church relations. In order to implement the new course in relation to the Church, the state adopted normative legal acts that contradict the previously adopted ones.

Текст научной работы на тему ««ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СССР В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ В 1940-Е ГОДЫ»»

Протоиерей Димитрий Владимирович Олихов

«Особенности церковно-государственных отношений в СССР в условиях относительной нормализации в 1940-е годы»

ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СССР В УСЛОВИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ В 1940-Е ГОДЫ

Протоиерей Димитрий Владимирович Олихов,

кандидат богословия, кандидат исторических наук, и.о. заведующего кафедрой библейских, богословских и церковно-исторических дисциплин Омской духовной семинарии

Аннотация. Двойственность и противоречивость советской политики по отношению к Церкви в период Великой Отечественной войны отмечается многими исследователями. Патриотические инициативы и активная позиция РПЦ создавали благоприятный фон и непосредственный повод для улучшения государственно-церковных отношений. В целях реализации нового курса по отношению к Церкви государство принимало нормативные правовые акты, противоречащие ранее принятым.

Ключевые слова: церковно-государственные отношения, Великая Отечественная война.

PECULIARITIES OF CHURCH-STATE RELATIONS IN THE USSR UNDER CONDITIONS OF RELATIVE NORMALIZATION IN THE 1940S

Archpriest Dmitry Vladimirovich Olikhov,

candidate of historical sciences, candidate of theology acting head of the Chair of Biblical, Theological and Church History Studies Omsk Theological Seminary

Abstract. The duality and inconsistency of Soviet policy towards the Church during the Great Patriotic War is noted by many researchers. Patriotic initiatives and the active position of the ROC created a favorable background and a direct reason for improving state-church relations. In order to implement the new course in relation to the Church, the state adopted normative legal acts that contradict the previously adopted ones. Keywords: Church-state relations, the Great Patriotic War.

самого начала Великой Отечественной войны Московская патриархия, встав на патриотические позиции, активно включилась в общую работу на Победу. Иерархи РПЦ готовили послания и обращения, призывая бороться с фашизмом, которые редактировались и утверждались в ЦК ВКП (б) и распространялись в виде листовок среди населения. В эту работу включились все епархии [1, с. 32-42]. В отличие от Первой мировой войны и всех предыдущих войн религиозная пропаганда, как и любая религиозная деятельность в действующей армии, по-преж-

№ 2 (11), 2021

нему формально не допускалась, однако духовенству было дозволено общаться с личным составом, непосредственно участвующим в боях. Священнослужители впервые после длительного перерыва получили доступ в армию, где они налаживали доверительные отношения [2, с. 11].

Выход проповеднической деятельности за пределы Церкви формально нарушал постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». По соображениям текущей конъюнктуры без его отмены или корректировки государство не запрещало, но и не поддерживало её.

То же относится и к широко распространившимся в годы войны практикам сбора народных средств в Фонд обороны, помощи госпиталям, детским домам, а также семьям погибших военнослужащих. Верующие были в числе активных жертвователей, на средства которых в том числе были построены танковая колонна имени Дмитрия Донского и авиационная эскадрилья имени Александра Невского.

30 декабря 1942 г. митрополит Сергий призвал архиереев, священнослужителей и приходские общины РПЦ, вдохновившись примером и памятью Преподобного Сергия Радонежского, помимо молитв помочь действующей армии, для чего митрополит просил И.В. Сталина разрешить иметь в Госбанке специальный счет для пожертвований верующих. На него стали поступать средства, предназначавшиеся для заказа бронетехники. На 8 млн рублей было сооружено 40 танков, которые 7 марта 1944 г. были переданы в войска с напутственным словом митрополита Крутицкого Николая, который призвал гнать фашистов «из нашей Великой Руси», вдохновляясь «славным именем Димитрия Донского» [3].

Сбор средств в Фонд обороны был возможен лишь на банковский счет. В связи с этим 5 января 1943 г. патриарший местоблюститель митр. Сергий просит И.В. Сталина об открытии такого счета для аккумуляции на нем пожертвованных верующими 6 млн руб. Разрешение Сталина с «благодарностью Красной Армии за заботу о бронетанковых силах» означало не просто открытие счета, а, как полагают многие исследователи, также и «первое утверждение юридического статуса РПЦ за годы Советской власти» [3]. Т.А. Чумаченко также указывает на то, что таким образом, т.е. путем открытия счёта, РПЦ «по личному распоряжению главы государства получила статус юридического лица и его личное признание» [4, с. 138-149].

С этими утверждениями вряд ли можно согласиться. В соответствии со статьями 13 и 14 действовавшего на тот момент ГК РСФСР 1922 г. статус юридического лица возникал у объединения лиц, учреждения или организации, которые имели утвержденный, а в подлежащих случаях и зарегистрированный уполномоченным на то органом устав или положение [5, с. 904]. При этом правоспособность юридического лица возникала с момента утверждения устава (положения), а если закон требовал регистрации юридического лица, то с момента регистрации. Таким образом, открытие счета вряд ли можно считать формальным признанием юридического статуса РПЦ, как и то, что сбор средств «изменил правовое положение религиозных организаций РПЦ» [4].

Другое дело, что патриотические инициативы и активная позиция РПЦ создавали благоприятный фон и непосредственный повод для улучшения государственно-церковных отношений.

Встреча И.В. Сталина с иерархами РПЦ 4 сентября 1943 г. дала толчок формированию в 1943-1948 гг. новой правовой основы функционирования Церкви, которая

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Протоиерей Димитрий Владимирович Олихов

«Особенности церковно-государственных отношений в СССР в условиях относительной нормализации в 1940-е годы»

складывалась параллельно с действующей, но не вместо неё. В частности, Постановлением СНК СССР от 28 ноября 1943 г. «О порядке открытия церквей» был решен вопрос о формализации открытия и работы православных храмов, а также молитвенных домов1.

Новая политика в отношении Церкви встретила сопротивление региональных и местных властей и не только по политическим мотивам. Дело в том, что большинство уцелевших храмов использовались для хозяйственных целей: как склады, гаражи и т.п. В ситуацию вмешивался Совет по делам РПЦ, оперируя положениями постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 декабря 1938 г., по которому не допускалось и объявлялось «политически вредным» использовать бывшие церковные здания не по их основному назначению, равно как и оставлять их «без надлежащего надзора».

Сближение Церкви с агрессивно атеистическим советским государством не вполне соответствовало решениям Поместного Собора 1917-1918 гг. Так, в соответствии с Соборным постановлением «по поводу декрета совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства» от 25 января 1918 г. Церковь не признавала этот декрет и характеризовала его как по смыслу, так и по содержанию как «злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви», а в юридическом смысле -как «акт открытого против неё гонения». В этой связи Собор запрещал любое «участие» в издании и реализации «враждебного Церкви узаконения», что рассматривалось как «несовместимое с нахождением в Церкви и влекло наказание вплоть «до отлучения от Церкви»2.

За время, прошедшее с Собора, декрет СНК был реализован, чему Церковь никак помешать не могла. В ситуации восстановления церковно-государственных отношений Церковь оказывалась в двойственной ситуации, так как, идя на сближение с властью, она вынуждена была признавать её законы. Фактически это проявлялось в реализации постановления СНК СССР «О порядке открытия церквей» [6], а также постановления СНК СССР от 1 декабря 1944 г. «О порядке открытия церквей и молитвенных зданий на территории, освобожденной от немецкой оккупации» [6, 7].

Особенность ситуации состояла также и в том, что советская власть сама признавала свои решения, в том числе и указанные постановления, по мере и в рамках текущей политической целесообразности, что делало институциональную среду, в которой развивались исследуемые отношения, крайне неопределенной и неустойчивой. На такой «зыбкой почве» было крайне сложно выстраивать прочные и прогнозируемые отношения.

Национализация затронула не только землю, но и здания храмов, которые местные финансовые органы продавали в собственность колхозов. Эти операции проводились за рамками действующего законодательства. Когда возник вопрос о возвращении Церкви храмов и зданий, он разрешался в соответствии с постановлением СНК СССР от 17 апреля 1943 г. «О порядке учета и использования национализирован-

1В числе условий, которые должны были быть выполнены, чтобы открыть храм, правительство требовало численности верующих не менее 20 человек, а также наличие храма или иного культового здания, а также священника. Само разрешение давали местные исполкомы и СНК союзных республик. Через Совет по делам РПЦ оно утверждалось в правительстве.

2Собор делал каноническую ссылку на правило 73 Св. апостолов и правило 13 VII Вселенского Собора.

№ 2 (11), 2021

ного, конфискованного, выморочного и бесхозяйного имущества», в соответствии с которым национализированные объекты были выведены из гражданского оборота и, соответственно, не могли становиться объектами купли-продажи. Состоявшиеся сделки подлежали расторжению.

Предпринятая в ноябре 1946 г. попытка согласования правовых позиций Совета по делам религии и Совета по делам колхозов при Совете Министров СССР не удалась. В итоге общины верующих в основном вынуждены были выкупать храмы у колхозов.

В годы войны в рамках нормализации церковно-государственных отношений принимались нормативные правовые акты, не соответствующие или противоречащие постановлению ВЦИК и СНК РСФСР 1929 г., без его корректировки или отмены. Так, в июне 1944 г. СНК СССР дополнил свое постановление от 17 апреля 1943 г. «О порядке учета и использования национализированного, конфискованного, выморочного и бесхозяйного имущества» указанием на то, что предметы религиозного культа должны были передаваться религиозным общинам безвозмездно, несмотря на то, что в свое время они были национализированы, а соответственно, выведены из гражданского оборота, что не подлежало изменению.

Утвержденное СНК СССР «Положение об управлении Русской православной церковью», принятое Поместным Собором РПЦ 31 января 1945 г., содержало положение (п. 35) о полномочиях настоятеля прихода, которое очевидно противоречило действовавшему Постановлению 1929 г. в части предоставления настоятелю прав на единоличное руководство жизнью религиозной приходской общины, включая распоряжение церковными средствами3. Эту систему современные исследователи считают «близкой к каноническим предписаниям» [8, с. 121-137].

В целом на примере нормативно-правового обеспечения цер ко в но-государственной нормализации 1940-х годов проявилась любопытная тенденция. В целях реализации нового, как оказалось, кратковременного «либерального» курса по отношению к Церкви государство принимало нормативные правовые акты, противоречащие ранее принятым, без отмены последних. При этом новые акты действовали короткий период времени, в течение данной политической кампании, потом не отменялись, но фактически за пределами этой кампании уже не работали.

Кроме того, нормативное обеспечение либерализации церковно-государствен-ных отношений реализовывалось с помощью нормативных правовых актов ограниченного доступа, которые принимались с грифами «секретно» или «для служебного пользования».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Штепа А.В. Русская Православная Церковь и Советское государство в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на примере Калужской, Орловской, Смоленской областей)// Вестник Калужского университета. 2010. № 2.

2. Митрополит Николай (Ярушевич): воспоминания Владыки Василия Кривошеи-на// Церковно-общественный вестник. 1997. 5 июня.

3Эта практика действовала до 1961 г., когда священник был отстранен от работы коллегиальных органов общины, равно как и от финансово-хозяйственных вопросов.

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ, АГИОГРАФИЯ, КРАЕВЕДЕНИЕ Протоиерей Димитрий Владимирович Олихов

«Особенности церковно-государственных отношений в СССР в условиях относительной нормализации в 1940-е годы»

3. Васильева О. С именем Дмитрия Донского// Православие.^. 2003. 23 июля http://www.pravoslavie.ru/archiv/dmitrydonskoy.htm

4. Чумаченко Т.А. Правовая база государственно-церковных отношений в 1940-е - первой половине 1960-х годов: содержание, практика применения, эволюция// Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 15. - С. 138-149.

5. СУ РСФСР. 1922. № 71.

6. Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг.: Сб. док. М.: Изд-во Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2009. - 786 с.

7. Василицын А.Г. Регистрация церквей, приходских общин и духовенства Русской Православной Церкви в БССР во второй половине 1940-х гг.: особенности применения законодательства // Ученые записки УО ВГУ им. П.М. Машерова. 2014. Т. 17. -С. 102-108.

8. Молодов О.Б. Православный приход: понятие и система управления в 19452000 гг. (на материалах Европейского Севера)// Новейшая история России. 2016. № 3 (17). - С. 121-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.