Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СЕПАРАТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)'

ПРОБЛЕМА СЕПАРАТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
240
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕПАРАТИЗМ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / РАДИКАЛЬНЫЕ ИДЕИ / СУВЕРЕНИТЕТ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шхагапсоев Заурби Лелович, Карданов Руслан Рейзаевич

Последние десятилетия ознаменованы появлением и развитием крайне негативного явления как сепаратизм, идеи которого направлены на подрыв суверенитета и территориальной целостности государства. Особенно ярко сепаратистские идеи проявляются на приграничных территориях. Географические характеристики, степень экономического развития, демографическая картина регионов и целый ряд иных факторов определяют уникальность каждого из субъектов Российской Федерации. В качестве примера автором рассматривается Северный Кавказ, который по своим характеристикам и уровню регионального развития относится к наиболее проблемным регионам с точки зрения развития идей экстремизма, терроризма и сепаратизма. Этноконфессиональный фактор является одной из ключевых причин возникновения очагов сепаратизма в регионах СКФО, поскольку в условиях полирелигиозного и полиэтнического общества любой потенциально значимый конфликт, не имевший отношения к вопросам религии или национальному вопросу, может перерасти в русло этноконфессиональной проблемы. Автор приходит к выводу, что этноконфессиональные конфликты в условиях Северного Кавказа могут достаточно быстро стать причиной активизации развития сепаратистских идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шхагапсоев Заурби Лелович, Карданов Руслан Рейзаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SEPARATISM IN THE RUSSIAN FEDERATION (BY THE EXAMPLE OF THE REGIONS OF THE NORTH CAUCASUS)

Separatism is aimed at undermining the sovereignty and territorial integrity of the state. Separatist ideas are especially pronounced in the border areas. Geographic characteristics, the degree of economic development, the demographic picture of the regions and a number of other factors determine the uniqueness of each of the constituent entities of the Russian Federation. As an example, the authors consider the North Caucasus, which, by its characteristics and level of regional development, is one of the most problematic regions in terms of the development of ideas of extremism, terrorism and separatism. The ethno-confessional factor is one of the key reasons for the emergence of pockets of separatism in the regions of the North Caucasus Federal District, since in the conditions of a poly-religious and multi-ethnic society, any potentially significant conflict that had nothing to do with religion or national issues can develop into an ethno-confessional problem. The author comes to the conclusion that ethno-confessional conflicts in the conditions of the North Caucasus can quickly become the reason for the intensification of the development of separatist ideas.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СЕПАРАТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА)»

12.00.08 Уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Criminal Law and Criminology; Criminal Enforcement Law

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-82-85

Проблема сепаратизма в Российской Федерации (на примере регионов Северного Кавказа)

З.Л. Шхагапсоев ©, Р.Р. Карданов ©

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Российская Федерация

E-mail: Lel4993@mail.ru

Аннотация. Последние десятилетия ознаменованы появлением и развитием крайне негативного явления как сепаратизм, идеи которого направлены на подрыв суверенитета и территориальной целостности государства. Особенно ярко сепаратистские идеи проявляются на приграничных территориях. Географические характеристики, степень экономического развития, демографическая картина регионов и целый ряд иных факторов определяют уникальность каждого из субъектов Российской Федерации. В качестве примера автором рассматривается Северный Кавказ, который по своим характеристикам и уровню регионального развития относится к наиболее проблемным регионам с точки зрения развития идей экстремизма, терроризма и сепаратизма. Этноконфессиональный фактор является одной из ключевых причин возникновения очагов сепаратизма в регионах СКФО, поскольку в условиях полирелигиозного и полиэтнического общества любой потенциально значимый конфликт, не имевший отношения к вопросам религии или национальному вопросу, может перерасти в русло этноконфессиональной проблемы. Автор приходит к выводу, что этноконфессиональные конфликты в условиях Северного Кавказа могут достаточно быстро стать причиной активизации развития сепаратистских идей.

Ключевые слова: сепаратизм, Северный Кавказ, радикальные идеи, суверенитет, этноконфессиональный конфликт, региональное развитие, экономическая дифференциация

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-3-82-85

The Problem of Separatism in the Russian Federation (by the Example of the Regions of the North Caucasus)

Z.L. Shkhagapsoev ©, R.R. Kardanov ©

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russian Federation

E-mail: Lel4993@mail.ru

Abstract. Separatism is aimed at undermining the sovereignty and territorial integrity of the state. Separatist ideas are especially pronounced in the border areas. Geographic characteristics, the degree of economic development, the demographic picture of the regions and a number of other factors determine the uniqueness of each of the constituent entities of the Russian Federation. As an example, the authors consider the North Caucasus, which, by its characteristics and level of regional development, is one

82

Sociopolitical Sciences

Vol. 12. No. 3. 2022

Шхагапсоев З.Л., Карданов Р.Р. -

of the most problematic regions in terms of the development of ideas of extremism, terrorism and separatism. The ethno-confessional factor is one of the key reasons for the emergence of pockets of separatism in the regions of the North Caucasus Federal District, since in the conditions of a poly-religious and multi-ethnic society, any potentially significant conflict that had nothing to do with religion or national issues can develop into an ethno-confessional problem. The author comes to the conclusion that ethno-confessional conflicts in the conditions of the North Caucasus can quickly become the reason for the intensification of the development of separatist ideas.

Key words: separatism, North Caucasus, radical ideas, sovereignty, ethno-confessional conflict, regional development, economic differentiation

ВВЕДЕНИЕ

Конец 80-х гг. прошлого века, характеризующийся резким ослаблением государственной власти, был ознаменован расцветом сепаратизма - деятельности, направленной на подрыв целостности государства путем отделения от последнего какой-либо его части [4]. Распад СССР не решил проблему, а выступил дестабилизирующим фактором для большинства вновь образованных государств, например, Грузии, Молдовы, Азербайджана и ряда других [5]. Но если на территории других государств идеи, определявшие стремление к независимости, стали основами для национальных идей и символов, то в случае с регионами Российской Федерации проблемы с идеями, свойственными сепаратизму, стали проблемами, которые не позволяют обеспечить экономическое и социальное развитие территорий, оказываясь деструктивным фактором, который не позволяет обеспечить защиту и национальных интересов, и интересов граждан, проживающих на территориях с высоким уровнем сепаратизма. Таким территориями традиционно считаются регионы, граничащие с другими государствами, для которых характерны другая культура и образ жизни, что обуславливает специфику сепаратистских проявлений, связанную в том числе с особенностями выстраивания федеративных отношений.

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СЕПАРАТИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сепаратизм традиционно рассматривается в качестве стремления к дезинтеграции государства, путем дробления его не несколько псевдогосударственных образований, далеко не всегда являющихся жизнеспособными. Поддержка сепаратизма со стороны других государств является одним из инструментов, который используется в геополитических процессах, позволяя обеспечить подрыв интересов и возможностей другого государства и решать целый ряд иных политически, экономически и социально значимых задач [3].

Рассуждая о причинах сепаратистских проявлений, следует отметить, что зачастую в основе сепаратизма лежат экономические причины, которые вызваны неравенством в экономических возможностях и экономическом благополучии отдельных регионов. При этом нельзя исключать и влияния на развитие сепаратизма иных факторов, к числу которых относят: этнические, конфессиональные, внешнеполитические, факторы

административно-управленческого характера, исторические и иные факторы [9]. Безусловно, указанные предпосылки характеризуют наличие определенных политических конфликтов между Федерацией и регионами. Однако, как справедливо отмечают Ю.В. Фран-цифоров и В.М. Шинкарук, стремление к активной фазе конфликта может быть вызвано стихийным проявлением проблемы, при этом и мнимого и реального характера [8]. Сепаратизм в итоге может стать причиной развития серьезных политических, в том числе и межгосударственных конфликтов, основанных на поддержке соседними государствами конфликтов для ослабления государства и подрыва государственного суверенитета.

Высокая вероятность развития радикальных идеологических течений, как правило, обусловлена неравенством социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, проблемами в демографической картине общества, высоким уровнем дифференциации регионального развития, дифференциацией по уровню доходов населения, уровню развития промышленного потенциала, а также недостаточностью полномочий и средств для реализации тех задач, которые стоят перед обществом.

Особенно сложной принято считать ситуацию в регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), для которых характерны низкий уровень занятости молодежи, экономическая неэффективность работы институтов развития регионов, промышленности и бизнеса, что предопределяет поиск нелегальных видов заработка, использование асоциальных практик, нередко выступающих причиной развития сепаратизма.

Признание необходимости особого подхода к некоторым регионам и субъектам Российской Федерации, является, в некотором контексте, первым шагом на пути обеспечения равноправного положения регионов, выравнивания потенциала регионов, исходя из необходимости преодоления проблем субъектов Российской Федерации и создания равных условий для развития всех российских граждан, вне зависимости от места их проживания. Понимая важность и необходимость использования особо подхода к развитию различных по своим исходным характеристикам субъектам Российской Федерации, государство уделяет значительное внимание регионам СКФО. Нагляднее всего, данная задача прослеживается в содержании государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» [1]. Основной целью данной

Т. 12. № 3. 2022

Социально-политические науки

83

программы является нейтрализация дестабилизирующих факторов и развитие социально-экономической инфраструктуры, а в качестве задач определены повышение инвестиционной привлекательности региона; развитие туристического кластера; обеспечение устойчивости социально-экономического развития субъектов, входящих в состав СКФО. Указанные задачи предопределяются необходимостью создания рабочих мест, снижения безработицы, развития социальной инфраструктуры и повышения уровня благосостояния жителей федерального округа. Однако при этом, как справедливо отмечается в научной литературе, не учитываются факторы развития инициативы жителей регионов, создания условий для развития малого бизнеса и повышения уровня самоорганизации [2].

Одной из характерных особенностей государственного управления развитием регионов СКФО является четко прослеживаемый ориентир на обеспечение стабилизации ситуации на Северном Кавказе, результаты которого становятся все более заметными в последние десятилетия. Однако в СКФО по-прежнему сохраняют свою актуальность такие проблемы как высокий уровень напряженности между различными этническими и религиозными группами, проблемы в демографической картине общества, связанные с миграцией населения в другие субъекты Российской Федерации, наличие значительного количества относительно небольших открытых межэтнических и межрелигиозных конфликтов, проблемы в обеспечении социальных гарантий и ряд других.

Учитывая, что конфликты на этноконфессиональ-ной почве являются традиционной для региона СКФО проблемой, можно констатировать, что возможное возникновение сепаратистских настроений является первостепенной причиной развития сепаратизма, основанного на политико-географическом критерии [6].

ОСОБЕННОСТИ СЕПАРАТИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Одной из ключевых проблем Северо-Кавказского региона можно считать и активное распространение в конце прошлого века радикальных исламских течений, которые стали причиной атомизации общества, развитие идей сепаратизма среди населения стран и регионов Северного Кавказа. Одной из центральных идей, распространенных среди радикальных исламистов, действовавших в 1990-е гг., которая активно транслировалась среди жителей региона была идея, связанная с региональным сепаратизмом. Так, идеи сепаратизма активно транслировались и даже прижились среди жителей некоторых частей Чеченской Республики и Республики Дагестан. Использование религиозных норм не только способствовало положительному отношению к радикализированным идеям, но и давало возможность сделать идеи свойственные радикальным течениям устойчивыми, а вместе с ними устойчивыми и идеи свойственные сепаратизму. Вместе с этим, часть идей, сохранившихся и до сегодняшнего дня, имеют большое значение в политическом дискурсе, прежде всего среди оппозиционных политических организаций и деятелей, поскольку использование религиозно ориентированных идей является достаточно эффективным инструментом политической мобилизации.

В настоящее время выделить какую-либо универсальную модель проявления сепаратизма не представляется возможным, поскольку каждый из конфликтов не только развивается в уникальных условиях, включающих и специфические идеи и идеологические конструкции, политические требования, круг акторов, отношение жителей к данным процессам, но и специфические реакции со стороны руководства регионов и руководства Российской Федерации, а также и со стороны представителей других стран [7].

Во многом, именно данная особенность и определяет то обстоятельство, что для предотвращения этноконфессиональных конфликтов, как ключевой причины возникновения очагов сепаратизма используются разнообразные методики и практики. Однако основу государственной политики в данном случае должны составлять такие виды деятельности органов государственной власти, как: мониторинг потенциальных социально-религиозных и этноконфессиональных конфликтов; специфика деятельности потенциальных участников конфликтов, которые проявляют интерес к видам деятельности, связанным с сепаратизмом; изучение уровня одобрения сепаратисткой политической повестки в регионе со стороны жителей региона или конкретной территории; изучение влияния внешних факторов на проявление сепаратизма и иные виды деятельности. И данная работа должна носить системный характер, реализовываться во всех субъектах Российской Федерации, а не только в приграничных, что будет способствовать эффективному решению проблем связанных с возникновением очагов сепаратизма на основе этноконфессионального фактора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, следует отметить, что обеспечение реализации экономических, социально-культурных и политических шагов, направленных на противодействие сепаратизму в регионах СКФО, является одной из приоритетных задач, стоящих перед государственными органами федерального и регионального масштаба, регламентированных в концептуальных и стратегических документах, а также в нормативных правовых актах. Однако, несмотря на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений, сегодня существуют очаги развития сепаратизма, с которыми борьба ведется всеми доступными способами. Современная политика, направленная на предотвращение развития сепаратизма и снижения его влияния строится на основе дифференцированного подхода к решению политически и экономически значимых задач. Использование мягкой силы, адаптация идей федерального уровня к условиям регионов СКФО и учет высокой инертности в развитии регионов позволяет, хоть и медленно, но верно обеспечивать минимизацию негативного влияния сепаратизма. При этом очевидно, что для дальнейшего решения проблем регионов необходимо обеспечение проведения политических и экономических реформ, которые позволят обеспечить необходимый уровень развития экономики, что критически важно для повышения доверия жителей регионов властям, а, следовательно, и минимизации реакционности общества и как следствие следование сепаратистским идеям.

84

Sociopolitical Sciences

Vol. 12. No. 3. 2022

Шхагапсоев З.Л., Карданов Р.Р. -

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 309 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» (с изм. на 16.12.2021) // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 1). Ст. 2155.

2. Батов Г.Х., Комков Н.И., Шардан С.К. Перспективы регионального развития (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // Проблемы прогнозирования. 2019. № 2.

3. Жамков М.В. Сепаратизм и способы противодействия ему // Вопросы российской юстиции. 2021. № 15.

4. Клачков П.В., Подъяпольский С.А. Понятие и значение сепаратизма // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12.

5. Ольшанский Д. Дезинтеграция: новые симптомы старой болезни по-российски // Pro et contra. 2000. Т. 5. № 1.

6. Пилипенко В.А., Антонов М.П., Фирулина И.И. Сепаратизм как главная проблема межнациональных отношений 21 века // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 12-1 (51).

7. Савва Е.В. Этнический сепаратизм в Российской Федерации: классификация и уровень активности // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 8 (85).

8. Францифров Ю.В., Шинкарук В.М. Расследование преступлений экстремисткой направленности // Legal Concept. 2020. Т. 19. № 2.

9. Чистякова Н.Н. К вопросу об эволюции геополитических идей // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 2.

REFERENCES

1. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 309 "On approval of the state program of the Russian Federation 'Development of the North Caucasus Federal District' " (as amended on December 16, 2021). SZ RF. 2014. No. 18 (part 1). Art. 2155.

2. Batov G.Kh., Komkov N.I., Shardan S.K. Prospects for regional development (on the example of the North Caucasian Federal District). Problems of Forecasting. 2019. No. 2. (In Rus.)

3. Zhamkov M.V. Separatism and ways to counteract it. Issues of Russian Justice. 2021. No. 15. (In Rus.)

4. Klachkov P.V., Podyapolsky S.A. The concept and meaning of separatism. Theory and Practice of Social Development. 2013. No. 12. (In Rus.)

5. Olshansky D. Disintegration: new symptoms of an old disease in Russian. Pro et Contra. 2000. Vol. 5. No. 1. (In Rus.)

6. Pilipenko V.A., Antonov M.P., Firulina I.I. Separatism as the main problem of interethnic relations in the 21st century. International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 12-1 (51). (In Rus.)

7. Savva E.V. Ethnic separatism in the Russian Federation: Classification and level of activity. Society: Politics, Economics, Law. 2020. No. 8 (85). (In Rus.)

8. Frantsifrov Yu.V., Shinkaruk V.M. Investigation of extremist crimes. Legal Concept. 2020. Vol. 19. No. 2. (In Rus.)

9. Chistyakova N.N. On the question of the evolution of geopolitical ideas. Social and Humanitarian Knowledge. 2015. No. 2. (In Rus.)

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 85,09%

Статья поступила в редакцию 14.05.2022, принята к публикации 07.06.2022 The article was received on 14.05.2022, accepted for publication 07.06.2022

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Шхагапсоев Заурби Лелович, доктор юридических наук, полковник полиции; начальник Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. Нальчик, Российская Федерация. E-mail: Lel4993@mail.ru

Карданов Руслан Рейзаевич, кандидат юридических наук, полковник полиции; начальник кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. Нальчик, Российская Федерация

ABOUTTHE AUTHORS

Zaurbi L. Shkhagapsoev, Dr. Sci. (Law), Police Colonel; Head of the North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Nalchik, Russian Federation. E-mail: Lel4993@mail.ru

Ruslan R. Kardanov, Cand. Sci. (Law), Police Colonel; Head of the Department of Law Enforcement Organization of the North Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Nalchik, Russian Federation

Т. 12. № 3. 2022

Социально-политические науки

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.