институт отказа в возбуждения уголовного дела, на фоне позитивных предписаний уголовно-процессуального закона России будут способствовать конкретизации порядка деятельности всех участников первоначальной стадии процесса, упорядочению складывающихся в ее рамках общественных отношений, что позволит приступить к реализации назначения уголовного судопроизводства с первоначального его этапа, то есть со стадии возбуждения уголовного дела.
Каржаубаева Л. М. *
СЕМЬЯ - ВАЖНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Ключевые слова: преступность, несовершеннолетние, предупреждение, семья, субъект предупреждения.
An indisputable subject of preventive action is the family which has a crucial role in the proper formation of moral identity.
Family is a unique micro-state which operates its own of education, persuasion, punishment and the prevention if antisocial. Society should be interested in the family for its own development, not only to fight against «difficultfamilies». The more material, cultural and other opportunities for the normal functioning of the family are created, the higher will be the level of crime prevention.
Historical experience that the level of crime is lower in those public systems characterized by the cult of family, parents and children. Japan is the most convincing example the developed countries.
The family as an important subject of juvenile crime prevention can successfully carry out preventive work based on well-established collaboration with the training and educational institutions structures of local authorities and law-enforcement bodies.
Семья всегда была важной средой формирования личности и основным институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и воссоздание определенного образа его жизни Факторы, которые влияют в семье на личность подростка, специалисты условно подразделяют на три группы.
Первая — это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира.
Вторая — внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, являющийся могучим оружием социализации человека и его приобщения к будущей жизнедеятельности. Эта группа факторов полностью сохраняет свое значение на селе, но, увы, основательно ослабла в городе.
Третья группа — это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.
* Аспирантка Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. E-mail: [email protected].
1 Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. С. 17—19.
Известно, что главными сферами микросреды являются семья, учебные и производственные коллективы и неформальные малые группы. Представляя собой малую группу, своего рода социальный «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. Эмоциональные задатки, которые закладываются в семье, в гораздо большой степени определяют будущий психический склад человека, чем интеллектуальные задатки — будущее содержание его интеллекта
Необходимо отметить, что проблема изучения семьи, положения семьи, ее статуса, функции является одной из актуальных проблем современности, так как семья, являясь ячейкой общества и функционируя по общим нормам и принципам, отражает в себе разнообразие и единство всех социально-экономических, духовно-нравственных и культурных ценностей общества. Определение понятия «семья» осуществляется с учетом целей и задач исследования, поставленных перед отраслями науки — философии, социологии, демографии, культурологии, педагогики, в том числе психологии и юриспруденции.
Семья отражает основные тенденции социальной среды, но в силу специфических обстоятельств, присущих ей, не всякая семья может отвечать современным требованием общества.
Психологи выделяют три варианта семейного воспитания:
— ребенок — эпицентр семьи, родительского внимания, заботы, «неземной» любви;
— ребенок — подавленное, в будущем безвольное существо, воспитание которого связано с излишней требовательностью и даже жестокостью родителей;
— нормально развивающийся ребенок — полноправный член семьи, где требовательность и забота дополняют друг друга и способствует развитию цельной, гармонической личности.
Исходя из этого, ученые, занимающиеся данной проблемой, указывают, что формированию отрицательных качеств и становлению ребенка на путь совершения правонарушений могут способствовать, скорее всего, первые два варианта семейного воспитания и в меньшей степени — третий вариант. В то же время было бы неправильно полагать, что внутрисемейная атмосфера указанных вариантов неизбежно ведет к преступному поведению подростка2.
На это обстоятельство указывал также академик В.Н. Кудрявцев, он пишет: «Уродливо сформировавшаяся личность еще не означает, что чело-
1 Ермаков В.Д., Крюкова Н.И. Несовершеннолетние преступники. М., 1999. С. 62—66.
2 Ковалев А.Г. Психология личности. Изд. 3-е. М., 1970. С. 286—289; Краковский А.И. О подростках. М., 1970. С. 211—219.
век непременно решит совершить правонарушение; далее, даже решившись на это, он может и не реализовать свое намерение. Правонарушение может не произойти и по причинам, не зависящим от субъекта»1. Однако надо признать, что чаще всего антиобщественное поведение формируется на почве возникновения и постепенного развития противоречий и конфликтов в разных звеньях психологического процесса. И, как правило, эти противоречия возникают из неблагоприятного нравственного формирования личности.
Чтобы правильно оценить процессы неблагоприятного нравственного формирования личности в семье, имеющие отношение к антиобщественному поведению, необходимо использовать критерии, отражающие социальную значимость семьи, степень социальной ценности как микроструктуры общества либо, напротив, ее социальной деформации.
Исходя из этого, ученые, занимающиеся проблемой преступности несовершеннолетних, схематично подразделяют так называемые неблагополучные семьи на три категории.
Тип семьи А — когда семья отвергает ребенка. Как правило, подобные семьи вызывают в сознании подростка состояние неуверенности, ощущение тревоги, страх небытия и как следствие, уход подростка в группу, члены которой преимущественно совершают корыстные или же насильственные преступления, «...эмоция страха является травмирующей для него, порождает тревогу и реакцию избегания... именно эмоция страха лиц, осужденных за убийства»2. В этом случае необходимо учитывать следующие обстоятельства: обычно в подобных семьях отсутствует главное — эмоциональный контакт подростка со своими родителями (если таковые имеются). По данным многочисленных опросов, проводившихся в школах, старшеклассники больше всего хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего?» — большинство мальчиков на первое место поставили родителей. Ответы девочек более противоречивы, но и для них родительское понимание крайне важно. При ответе на вопрос: «С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» — и мальчики, и девочки (законопослушные) поставили на первое место мать, на втором месте у мальчиков оказался отец, а у девушек — друг (подруга). Иным был ответу несовершеннолетних правонарушителей. Они не упоминали о своих родителях, на первом месте всегда были друзья или знакомые, чье мнение для них важно.
Большая часть несовершеннолетних правонарушителей были нежеланными детьми в своей семье (или у одного из родителей). Беспокойство и
1 Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. М., 1976. С. 91—92.
2 Антонян Ю.М. Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. М., 1983. С. 27.
тревогу вызывает то, что «незапланированные» дети рождаются и у несовершеннолетних матерей, отказавшихся (в лучшем случае) по тем или иным причинам от своих новорожденных детей, тем самым предоставивших право растить и воспитывать своих детей государству.
У несовершеннолетних правонарушителей, которые не знали своего отца, отмечается особенно острое состояние неопределенности собственного положения и ближайшего будущего. Отсутствие отца у ребенка не ведет к неполноценному психическому развитию подростков. При этом необходимо сказать, что ребенок, имеющий обоих родителей, потенциально обладает большими возможностями для полноценного развития, но отсюда совершенно не следует, что все дети без отца — психически дефектны. Отмечается тенденция роста неполных семей: в подавляющем числе случаев — это семьи одиноких матерей, разведенных женщин. В таких семьях родитель транслирует на ребенка свои проблемы одиночества, мстит за сломанную судьбу.
Свидетельством того, что подросток чувствует себя незащищенным (вне семьи), является некоммуникабельность, замкнутость и неадекватное поведение при контакте с посторенними людьми. Если в семье дети в равной степени тяготеют и к отцу, и к матери, то у них лучше развита способность строить свои отношения с друзьями, т.е. они лучше и шире адаптируются.
Неосознанную потребность подростка в семье (соответствующей его эталону) в полной мере заменяет группа, лидер, который выступает для подростка в роли отца или старшего брата. Это происходит в результате безразличного отношения родителей к воспитанию и поведению подростка, при этом нарушаются полезные контакты в семье, утрачивается контроль над младшими членами семьи, которые вследствие этого часто оказываются безнадзорными.
Тип семьи Б. В подобной семье ребенок не отвергнут, но сам образ жизни — антиобщественен. В большинстве случаев злоупотребление алкоголем родителями является одной из форм неблагополучия данной семьи. Родители, злоупотребляющие спиртными напитками, не могут контролировать свое поведение и оказывать положительное влияние на детей. Пьянство родителей почти всегда сопутствует жесткому обращению с детьми. Подросток, с детства наблюдающий в семье насилие и жестокость, вырастая, может сам стать жестоким, агрессивным, грубым, не считающимся с достоинством и чувствами других людей
1 Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве. С. 27.
Особенно опасен алкоголизм матери. В настоящее время именно мать оказывается основной опорой семьи. Если она в силу тех или иных обстоятельств перестает выполнять эту функцию, то семья, как правило, разрушается. С каждым годом растет число состоящих на учете неблагополученных семей, где воспитываются несовершеннолетние дети, которые злоупотребляют спиртными напитками, ведут аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей. Количество неблагополучных семей, состоящих на учете, где воспитываются несовершеннолетние дети, возросло за один год до 955. В этих семьях подростки постоянно недоедают, не имеют необходимой одежды, так как их родители не работают, не делают реальных попыток трудоустроиться, пропивают вещи свои и детей. Разумеется, пьянство и аморальное поведение родителей пагубно влияют на детей любого пола и возраста, но не в одинаковой мере. На девочках это влияние сказывается больше, чем на мальчиках, а на мальчиках «предподросткового» возраста больше, чем на подростках. Это, по-видимому, объясняется тем, что мальчики, и особенно подростки, более самостоятельны по отношению к семье и родителям и на них сильнее воздействует окружающая общественная среда.
В современных условиях некоторые родители заставляют детей заниматься попрошайничеством, вести бродячий образ жизни, вовлекают их в совершение преступлений и другие антиобщественные действия. Подростки из подобных семей плохо приспособлены к нормальной (законопослушной) жизни во всех ее проявлениях, так как их родной стихией является антиобщественный образ жизни и они хорошо адаптированы к преступной среде. Большинство семей, состоящих на учете в органах внутренних дел как неблагополучные, относятся именно к этому типу.
Как показывает следственная практика, несовершеннолетние, совершившие насильственные преступления против личности, испытывали в своих семьях такие неблагоприятные явления, как драки и пьянство. Значит, существует очевидная взаимосвязь между асоциальным, даже преступным, поведением несовершеннолетних и наличием в их семьях неблагоприятного климата, ранее судимых родителей и родственников.
Тип семьи В. Встречаются внешне хорошие отношения в семье (прежде всего, с точки зрения нравственно-психологического климата), то есть семья внешне благополучная. В этих семьях родители очень увлечены своими (производственными) делами, при этом совершенно не уделяют внимания своему ребенку, что также может привести к нежелательным для него последствиям.
Особую группу (и довольно многочисленную) составляют семьи, в которых родители уделяют достаточное, а порой даже большое внимание учебе ребенка, его быту, но тем и ограничиваются. Основное для таких родите-
лей — чтобы «ребенок вышел в люди» (т.е. получил высшее образование или «хорошую» профессию) и чтобы сейчас у него было все «не хуже, чем у других» (дорогая одежда, сотовые телефоны и даже автомобиль). Эти семьи наиболее ярко отражают любопытную тенденцию: рост расходов на детей в семье намного обгоняет общий рост материального уровня населения. В таких семьях нередко налицо потенциальный конфликт. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет иные запросы ребенка, многие из которых родители не считают достойными внимания.
Семья данного типа может иметь и иной вариант. Ведь нелегко установить подлинную сущность отдельно взятой семьи оттого, что внутреннее неблагополучие тщательно маскируется взрослыми. Это, например, проявления двойной морали родителей, живущих в непозволительной роскоши на средства, добытые противоправным путем, а порой и откровенные алчность, бездуховность, нередко отсутствие теплоты во взаимоотношениях и сильное взаимное отчуждение.
Как утверждает А. Г. Харчев, «материальная обеспеченность еще не “делает погоды" в семье, а, скорее всего, является лишь одним из условий нормальной семейной жизни»1. Различия в материальном положении отдельных людей не есть причина имеющихся нарушений, но они создают определенные условия, которые приводят к аморальному поведению при взаимодействии с другими обстоятельствами.
З.В. Баерюнас провел сравнение семей подростков правонарушителей и их ровесников-неправонарушителей, проживающих в одном микрорайоне, имеющих одинаковое число детей в семье, близких по возрасту и месту учебы, а также ряд иных аналогичных характеристик. Он пришел к выводу, что характерными чертами семей, имеющих несовершеннолетних правонарушителей, являются следующие характеристики: такие семьи не ценят или мало ценят нравственное благо и качества; на первое место ставят материальные ценности; характеризуются конфликтами и ссорами; не имеют развитой потребности в самостоятельном приобретении педагогических знаний; в результате этого, а также низкого образования и культуры, оказываются бессильными помочь детям правильно ориентироваться во множестве жизненных обстоятельств; стремятся регулировать поведение детей путем брани, упреков и наказания. Этим автором сделан вывод об отсутствии однозначной связи между материально-бытовыми условиями жизни семьи и правонарушениями подростков2.
1 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: 1964. С. 277.
2 Долгова А. И. Сощ1ально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981. С. 53.
Несовершеннолетние в подобных семьях ощущают, что родители относятся к ним с меньшим вниманием, чем в нормальных семьях, что требования к их поведению заниженыЗамечая, что занимаемый им в семье статус ниже, чем у многих его товарищей, подросток тяжело переживает эту ситуацию.
Семейное неблагополучие особенно отрицательно сказывается в подростковый период. Определяющей особенностью этого возраста является утверждение подростка в отношениях со взрослыми, сверстниками и с самим собой, как более или менее взрослым, самостоятельным членом общества, возникающее в связи с началом полового созревания и интенсивным физическим ростом и отражающее действительные социально-психологи-ческие изменения личности в сторону взросления. Самоутверждение подростка в новых социальных ролях проходит весьма напряженно 2. Отчасти это вызвано недостаточной основательностью притязаний. С другой стороны, старшие, привыкшие видеть в нем ребенка, нередко не замечают начавшихся в подростке внутренних перемен.
Взаимоотношения внутри семьи осложняются перераспределением ролей ее членов, переменой семейных функций. Сказанное, как нам представляется, свидетельствует о возрастающем значении для криминологии комплексного изучения процессов перераспределения ролей между членами семьи.
В современный период, когда в семье далеко не всегда все члены относятся к одним и тем же социальным группам, нельзя видеть причину непослушания подростков в малограмотности родителей. Такой аргумент больше всего может относиться к взаимоотношению самих родителей, но не к воспитательной функции семьи.
Во всяком случае, данные ученых-криминологов не подтверждают прямой связи между образованием и культурой родителей и антиобщественным поведением детей; она опосредуется многими другими факторами 3. Более того, недостаточно грамотные родители нередко воспитывают нравственно здоровых детей. Здесь могут оказаться решающими и общая положительная атмосфера в семье, и педагогическая интуиция родителей, и четкая перспектива выбора жизненного пути, и целый комплекс других обстоятельств, препятствующих развитию отрицательных наклонностей и интересов. Иными словами, не столько образование родителей, сколько их общечеловеческая цельность во многом определяют их родительский статус в семье. Воспитатель-
1 Долгова А.И., Ермаков БД., Беляева Н.В. Проблемы типологии несовершеннолетних преступников //В сб.: Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 24. М.: Юрид. лит., 1976. С. 18.
2 Криминология /под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрид. лит., 1976. С. 284—288.
J Там же. С. 291.
ная роль родителей в большой степени, по-видимому, должна зависеть от авторитета, умения, моральных и иных качеств воспитания. Одним словом, авторитет власти должен быть заменен властью авторитета, а авторитет зависит, в свою очередь, от личных качеств, личного примера.
Таким образом, семья является основным стрежнем воспитания детей, причем в самом раннем возрасте на ребенка оказывает решающее влияние мать, затем влияние родителей уравновешивается. Известный психолог А.Н. Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который так или иначе влияет на маленького ребенка, выделил круг интимно-близких малышу людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно чувствителен. Оказывается, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, ему важно мнение друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а первые 7—8 лет самое авторитетное — «так мама сказала», «так велел папа»1.
Исследования криминологов подтверждают, что пороки в воспитании обусловили нездоровее отношение большинства несовершеннолетних правонарушителей к родителям. Так, около 40% при анкетном опросе сообщили о своем безразличном отношении к родителям, 6,7% — о боязни и чувстве страха, 40% — о том, что они не видят в своих родителях никаких достоинств, 5% — видят определенные достоинства только у одного из родителей и т.п.2.
В качестве одной из немаловажных причин становления несовершеннолетних на преступный путь выступает в подавляющем большинстве случаев бесконтрольность со стороны родителей за их поведением. Как показывает практика, о правонарушениях своих детей родители, как правило, узнают от соседей, представителей правоохранительных органов или от других лиц.
Безусловно, причины воспитания в семье антиобщественных взглядов и привычек далеко не исчерпываются названными неблагоприятными факторами. При этом необходимо учитывать, что различные недостатки воспитания, присущие семье, накладывают определенный отпечаток на подростков, деформируют их личностные свойства, качества, приводят к совершению преступлений, но не сами по себе, а только во взаимодействии с другими факторами окружающей их среды 3.
1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 584.
2 Вопросы криминологии, уголовного права, процесса и прокурорского надзора // Сборник научных трудов Всесоюзного института по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. М., 1975. С. 31.
3 Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М.: Юрид. лит., 1981.С. 53.
Климова М. В*
ПОНЯТИЕ КОРРУПЦИИ
Ключевые слова: понятие коррупции в международном праве, социологический, экономико-правовой (институциональный), криминологический подходы к понятию коррупции, законодательное определение коррупции, коррупционные преступления.
First serious investigations have one's appearance on the 1970s last century. Investigators of that time defined the definition of corruption like universal social occurrence, which has world disposition
The corruption is an international problem, which has not bounds and peculiar to all countries independently from political order and economic ?s standards of development. We can provides different defines to definition of corruption. In present time corruption is subject of scientific research in different field of knowledge: sociology, economics, criminology and other. In present time there are not common definition of corruption.
legislative definition of corruption is contained in the federal law «About counteraction of corruption».
Первые серьезные исследования коррупции появились в 1970—80-х гг. Исследователи того времени обозначили подход к понятию коррупции как к универсальному социальному явлению, имеющему общемировой характер
Не существует единого определения коррупции. И уже на уровне этимологии «коррупции» возникает проблема определения данного термина.
Термин «коррупция» имеет латинское происхождение. Он означает: 1) совращение, подкуп; 2) порчу, упадок; 3) извращенность, превратность мнений; 4) расстройство, расшатанность, плохое состояние здоровья2. Определение «согштреге» в римском праве понималось как портить, фальсифицировать, подкупать и означало в целом противоправное действие соответствующего должностного лица (магистрата)3. Произошло оно от сочетания латинских слов «соггеі» — означавшее нескольких участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета, и «штреге» — ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, обозначающий участие в дея-
* Аспирантка Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. E-mail: [email protected].
1 Political Corruption. A Handbook New-York, 1989.
2 Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. Изд. 2-е. М.: Русский язык, 1976. С. 266.
J Голованова Е.И. Правовые основы борьбы с коррупцией в России в XVI—XIX вв. М., 2004. С. 6.