Н.Д. Слюсарева*
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СЕМЬИ
Ключевые слова: предупреждение преступности, жертвы преступности, наиболее опасные социальные явления, цели в области предупреждения преступности, статистические данные, инвалидность, преступность среди несовершеннолетних.
Slusareva N.D. Role of the public prosecutor’s Office in the prevention of offences against the family
The article is devoted to defining the role of prosecutors in the prevention of crimes against the family. The author believes that it is very important to provide safeguards for the protection of the rights and lawful interests of the minor; the prevention of crimes against the family is not to punish the guilty, but to create a truly supportive environment for life and all-round development of children.
The article also identified a number of problems related to crime victims are children. This type of crime on the right is one of the most dangerous social phenomena, as in the first place it involves the constitutional rights and lawful interests of the most vulnerable categories of citizens - children and adolescents.
Simultaneously, the article raises the problem of ensuring the prevention of crime against the family by the prosecution, the most important link law enforcement, which is inherently a function of crime prevention. The objectives of crime prevention should contribute to all activities of the prosecution under the laws, because it is the prosecutor’s office has a unique opportunity to reach all areas of life - the protection of social rights, prevention of crime, to understand the living conditions of children, problems and difficulties of their parents. This article provides an analysis of statistical reports, taking into account the violation of the law on the protection of the family and gives examples of judicial practice.
The article concludes that the total number of identified violations prosecutors to protect the rights and interests of minors in the Russian Federation over the last 8 years has increased by more than 3.5 times. Prosecutors have the option in addition to the direct supervision of work related to the maintenance of public prosecution, preparation of claims, submissions, etc., to work closely with the public, speaking in the labor collectives of enterprises and institutions, to students of educational institutions, as well as other means of contacting the public, perform preventive maintenance of offenses against the family.
Also concluded that children virtually unprotected from abuse of adults, including parents and relatives, young adults are involved in a variety of pre foot organizations,
© Слюсарева Н.Д., 2012.
* Аспирантка Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кута-фина. [[email protected]]
in all kinds of sects and pseudo-religious groups. High infant mortality rates are increasing children’s morbidity and disability. Crimes of infringing upon the rights and interests of minors, promote the growth of juvenile crime.
В современной России защита прав и законных интересов несовершеннолетних относится к числу наиболее актуальных проблем. Семья является объектом охраны на конституционном уровне (ст. 38 Конституции РФ), поэтому очень важно обеспечить гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Оздоровление социальной среды и предупреждение преступлений против семьи занимает одно из ведущих мест в системе основополагающих целей уголовной политики российского государства.
Особую озабоченность вызывает феномен преступлений, жертвами которых становятся несовершеннолетние. Данный вид преступности по праву относится к числу наиболее опасных социальных явлений, поскольку в первую очередь он затрагивает конституционные права и законные интересы наименее защищенной категории граждан - детей и подростков. В связи с этим комплекс проблем обеспечения безопасности личности несовершеннолетнего и его прав требует безотлагательного решения целого ряда отдельных проблем правового, организационного, экономического, медицинского характера и др.
Основной целью профилактики преступлений против семьи является не наказание виновных, а создание по-настоящему благоприятных условий для жизни и всестороннего развития детей.
30 ноября 2010 года в Ежегодном послании к Федеральному Собранию Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что российское общество должно сформировать атмосферу нетерпимости к насилию в отношении детей. Кризисные центры по оказанию помощи в случаях семейного насилия, по мнению Дмитрия Медведева, должны быть созданы во всех регионах нашей страны.
Обращаясь к депутатам и членам Совета Федерации, Президент призвал власть и общество беречь жизнь ребенка. «Долг всего общества сформировать атмосферу нетерпимости к проявлениям жестокого обращения с детьми. В ряде регионов созданы кризисные центры по оказанию помощи в случаях семейного насилия. Такой опыт должен быть взят на вооружение во всех регионах России», - отметил Дмитрий Медведев.
Как правило, жертвами преступлений становятся дети из неблагополучных семей, где отсутствует контроль за ребенком, нарушены детско-родительские отношения. Более того, количество детей, в отношении которых совершают преступления их родители (законные представители), с каждым годом увеличивается.
Своевременное изъятие детей из криминогенной среды, где родители не исполняют свои обязанности и создают ситуации, сопряженные с угрозой для жизни и здоровья ребенка, - одна из основных задач по предупреждению и профилактике преступлений против семьи.
Складывающаяся ситуация требует принятия мер, направленных на повышение эффективности работы по установлению и устранению причин и условий,
способствующих совершению преступлений против семьи и несовершеннолетних, а также усилению уголовной ответственности за совершение преступлений данной категории.
Основной фактор, уменьшающий риски преступлений против несовершеннолетних, случаев жестокого обращения с детьми, - это раннее выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Комиссиями и субъектами системы профилактики допускается формальный подход в работе с семьями. Постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области от 19.12.2008 года в части ежедневного контроля семей, находящихся в социально опасном положении, в ряде районов не выполняется1. Вместо принятия конкретных, эффективных мер по реабилитации, на родителей составляются многочисленные административные протоколы.
Таким подходом объясняются многочисленные случаи преступлений против несовершеннолетних, допущенные в семьях, в отношении которых уже проводилась индивидуальная профилактическая работа.
Так произошло в городском округе Лобня, где в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей лицами, призванными осуществлять защиту интересов детей, в семье гр. Б. умер ребенок, 14.01.2009 года рождения, а трое других несовершеннолетних детей оказались в обстановке, представляющей угрозу для жизни и здоровья.
Гражданка Б. и ее четыре дочери, 1991, 1998, 2006, 2009 года рождения, регистрации на территории Московской области не имели. Достаточные средства к существованию у них отсутствовали. Какие-либо пособия не получали. Несмотря на наличие у всех детей гр. Б. хронических заболеваний, не состояли на учете у участкового педиатра, надлежащей врачебной помощью обеспечены не были. Систематические профилактические осмотры, положенные на первом году жизни, умершей впоследствии девочки медицинскими работниками не проводились, тяжелое заболевание своевременно не выявлено, т.е. муниципальными учреждениями здравоохранения не выполнялись требования статьи 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Старшие дочери гр. Б., 1991 и 1998 года рождения, обучались в муниципальном образовательном учреждении «Луговая средняя общеобразовательная школа». Однако на то, что семья находится в социально опасном положении, в школе внимания не обратили, никаких мер в поддержку семьи не приняли. При этом во время медицинского осмотра в школе у девочек был выявлен педикулез.
1 Доклад «О состоянии и мерах по предупреждению беспризорности, безнадзорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, суицидов, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории Московской области (во исполнение п. 11 ст. 6 Закона Московской области от 30.12.2005 г. № 273/2005-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области»)» // Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области, 2010. С. 96.
С 17 июня 2008 года информацией о семье гр. Б. располагала комиссия городского округа Лобня, но каких-либо действенных мер, направленных на обеспечение прав и законных интересов детей, ими как представителями координирующего в этой сфере органа, в нарушение статьи 11 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принято не было.
30 апреля 2009 года по сообщению граждан дети были изъяты из обстановки, представляющей угрозу их жизни и здоровью.
Дети находились одни длительное время, продукты питания отсутствовали. Гражданка Б в это время пребывала в Орловской области.
Девочка, 2009 года рождения, поступила в больницу в истощенном состоя-
и и и и 1 и
нии, с острой двусторонней пневмонией в тяжелой форме, дыхательной недостаточностью 2-й степени, дистрофией 3-й степени (атрофия). Вес почти 4-месячного ребенка составлял всего 2 кг 700 граммов (дефицит - 75 %). 11 мая 2009 года ребенок скончался.
У старших девочек, доставленных голодными в Лобненский социальный приют для детей и подростков, выявлен педикулез. Ребенок, 2006 года рождения, был болен пневмонией.
Аналогичная ситуация произошла в городском округе Серпухов, где в Серпуховской больнице скончался малолетний К., 05.08.2008 года рождения, так как родители дома не обеспечивали надлежащего ухода за ребенком. Семья состояла на учете в органах внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения, опеки, в комиссии с августа 2008 года. В семье было еще двое детей, 2005 и 2007 года рождения. Мать неоднократно привлекалась к административной ответственности за неисполнение родительских обязанностей. Все дети в семье имели проблемы со здоровьем, наблюдались у врачей педиатров.
Таким образом, комиссии не приняли своевременных и адекватных мер по координации работы, направленной на устранение обстановки, представляющей угрозу для жизни и здоровья детей.
Помимо этого, со стороны ответственных должностных лиц не принято достаточных и эффективных мер по реализации требований п. 2 постановления губернатора Московской области от 03.08.06 г. № 101-ПГ, которым утверждено Положение об организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью.
При этом грубые нарушения прав несовершеннолетних, ставшие возможными в том числе в результате бездействия лиц, уполномоченных осуществлять защиту детей, не повлекли никаких дисциплинарных последствий.
В Егорьевском муниципальном районе супруги М. имели несовершеннолетнего сына Е., 2007 г.р., и дочь Д., 2005 г.р. Родители ненадлежащим образом исполняли свои родительские обязанности, вели антиобщественный образ жизни, злоупотребляли спиртными напитками, дети часто оставались безнадзорными, в результате чего 05.04.2008 года наступила смерть мальчика. Ребенок умер от двусторонней субтотальной стафилококковой пневмонии.
На полу комнаты в квартире, где был обнаружен труп ребенка, были разбросаны различные вещи, продукты, постельное белье, гвозди. Ребенок был в грязной одежде, кожа на теле покрыта язвами, различными высыпаниями, ребенка не переодевали на протяжении нескольких дней.
Смерть мальчика наступила в промежутке времени с 22 до 24 часов 04.04.2008 года. На момент смерти Е. матери дома не было. Отец обнаружил, что ребенок мертв, только утром 05.04.08 года. В отношении супругов М. возбуждено уголовное дело по ст. 156 УК РФ.
Как усматривается из материалов уголовного дела, супруги М. привлекались комиссией 30.10.2007 года к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ, и им назначено административное наказание в виде предупреждения.
После привлечения к административной ответственности органы системы профилактики данную семью на контроль не поставили, по месту жительства не посещали, т.е. индивидуальная профилактическая работа не проводилась, чем были нарушены требования п. 2 ст. 5 ФЗ-120-99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Согласно выписке из амбулаторной карты умершего ребенка, последний осмотр педиатра был 23.01.2008 года на дому, затем мальчик был осмотрен медсестрой 24.02.2008 года, и родители приглашены на прием. На прием М. сына не привели. Лишь в марте 2008 года медсестра два раза приходила домой, но дверь ей не открыли. Однако администрация поликлиники, располагая информацией о том, что ребенок болен, проживает в обстановке, представляющей угрозу для жизни и здоровья, в нарушение требований ст. 9 ФЗ-120-99, не сообщила в орган опеки и попечительства, в комиссию и органы внутренних дел о выявлении родителей, жестоко обращающихся с несовершеннолетним.
Такое бездействие со стороны органов системы профилактики привело к гибели ребенка, поэтому необходимо участие органов прокуратуры в предупреждении преступлений против семьи.
Несмотря на то, что в работе по предупреждению правонарушений участвуют многие государственные органы, общественные организации, а также граждане. Деятельность каждого органа либо организации, занимающихся предупреждением правонарушений, отличается в зависимости от возложенных на них задач, одним из основных органов, защищающих права детей, является прокуратура РФ.
Прокуратура - важнейшее звено правоохраны, которой изначально присуща функция предупреждения преступлений. Достижению целей предупреждения преступлений должны способствовать в той или иной мере все направления деятельности прокуратуры, предусмотренные законодательством.
В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности»2 требуется активизировать усилия по предупреждению и пресе-
2 Приказ Генеральной Прокуратуры РФ от от 16 января 2012 г. № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // СПС «Гарант».
чению преступлений, потерпевшими по которым являются дети и подростки, по искоренению условий, способствующих их вовлечению в преступную деятельность.
В соответствии с указанным приказом необходимо рассматривать в качестве важнейшего направления противодействия преступности осуществление надлежащего надзора за исполнением законов, имеющих целью предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении их.
Обеспечивать своевременное прокурорское реагирование на нарушения законности в ходе расследования преступлений о вовлечении несовершеннолетних в совершение уголовно наказуемых деяний и антиобщественных действий, факты непринятия сотрудниками органов внутренних дел надлежащих мер при обнаружении деяний, связанных с причинением вреда здоровью, нормальному развитию и нравственности несовершеннолетних, а также с иными нарушениями их прав и законных интересов.
При осуществлении надзора за исполнением законов органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних уделять повышенное внимание вопросам реализации предоставленных им полномочий по защите прав несовершеннолетних, предупреждению семейного неблагополучия, жестокого обращения с ними, своевременного обмена информацией о подростках, проживающих в социально неблагополучных семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации или опасном состоянии, нуждающихся в государственной помощи, и других существенных обстоятельствах, способствующих вовлечению несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Принципиально реагировать на факты неисполнения или ненадлежащего исполнения должностными лицами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних своих обязанностей.
При проверках исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи отслеживать наличие правовой тематики в учебных планах образовательных учреждений, ориентировать их руководство на осуществление мероприятий, направленных на охрану прав и законных интересов этой категории граждан, профилактику правонарушений, разъяснение ответственности за противоправное поведение.
Ориентировать администрацию образовательных учреждений на проведение профилактической работы с неблагополучными семьями, а также несовершеннолетними, уклоняющимися от обучения.
Не реже одного раза в полугодие проводить анализ состояния преступности среди несовершеннолетних и направленной против несовершеннолетних, ее причин и условий. По его результатам принимать меры к усилению борьбы с такими преступлениями.
Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи является одним из приоритетных направлений в работе органов прокуратуры. Следует заметить, что именно у прокуратуры имеется уникальная возможность охватить
все сферы жизни - защиту социальных прав, профилактику преступности, вникнуть в условия жизни детей, проблемы и трудности их родителей. В связи с этим ведомственная статистическая отчетность, учитывающая нарушения законов, будет своеобразным «жизненным срезом», достаточно объективно позволяющим понять проблемные моменты жизни общества, в том числе в сфере охраны прав несовершеннолетних (рис. 1, табл. 1).
Рис. 1. Нарушения закона в сфере охраны семьи
Таблица 1
Выявленные нарушения закона о правах и интересах несовершеннолетних
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Всего выявлено нарушений закона о правах и интересах несовершеннолетних из них: 161 383 220 204 303 984 419 753 501 233 563 690 628 269 588 822
на образование 31 041 41 870 64 259 113 429 123 721 155 217 156 630 149 194
о занятости и об охране труда 9 427 14 090 15 541 18 171 22 910 26 909 27 959 33 057
об охране жизни, здоровья, защите семьи 66 091 93 394 137 589 191 192 228 759 261 584 327 724 283 952
о профилактике безнадзорности и правонарушений 41 556 57 378 72 004 77 595 107 031 100 283 97 743 90 572
иных нарушений 13 268 13 472 14 591 19 366 18 812 19 697 18 213 32 047
Как следует из приведенных цифр, общее число выявленных органами прокуратуры нарушений в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних на территории РФ за последние 8 лет увеличилось более чем в 3,5 раза.
Например, по результатам надзорных проверок выявлены факты жестокого обращения с несовершеннолетними со стороны педагогов в образовательных учреждениях на территории г. Камышина. В частности, в мае 2011 года на основании собранных районной прокуратурой материалов отделом дознания Управления внутренних дел по городскому округу - город Камышин и Камышинскому муниципальному району возбуждено уголовное дело по ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст. 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним) в отношении учителя технического труда муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» городского округа г. Камышин. По имеющимся данным, он оскорблял ученика 7-го класса, в присутствии одноклассников выкручивал ребенку руки, ударил ногой, причинив мальчику перелом левой локтевой кости.
В 2010 году органами прокуратуры региона в интересах несовершеннолетних заявлено 2146 исков на общую сумму более 4 млн 700 тыс. рублей; внесено 1772 представления, по результатам рассмотрения которых 1986 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности; опротестовано 835 незаконных правовых актов, возбуждено 765 производств по делам об административных правонарушениях, на основании материалов прокурорских проверок органами следствия и дознания возбуждено 105 уголовных дел.
Ряд выявляемых нарушений носит вопиющий характер. Так, в октябре-ноябре 2010 года прокуратура Волгоградской области совместно с сотрудниками регионального Управления федеральной службы безопасности и территориального управления Росздравнадзора провела проверку в государственном образовательном учреждении «Волгоградский детский дом». Установлено, что директор детского дома направляла неугодных ей воспитанников в государственные учреждения здравоохранения «Волгоградская областная наркологическая больница» и «Волгоградская областная психиатрическая больница № 5», где они подвергались принудительному лечению при отсутствии законных оснований. Поводом для госпитализации подростков являлись, как правило, самовольные уходы и другие рядовые нарушения дисциплины. В качестве так называемых воспитательных мер руководством образовательного учреждения практиковалось помещение детей в медицинский изолятор и применение препарата психотропной группы «Аминазин» без назначения врача. Вышеуказанными медицинскими учреждениями диагнозы подросткам ставились при отсутствии объективных данных о заболеваниях, нарушались стандарты качества и сроки лечения. Госпитализировались дети группами по 3-6 человек в сопровождении медицинской сестры без участия законного представителя. Это делалось лишь на основании ходатайства директора, при отсутствии комиссионного заключения врачей-психиатров и решения суда.
По результатам проверки за выявленные нарушения директор детского дома, заместитель главного врача по наркологии и заведующий приемным отделением
ГУЗ «Волгоградская областная наркологическая больница» с занимаемых должностей уволены, ряд должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Сотрудники прокуратуры, помимо непосредственной надзорной работы, связанной с поддержанием государственного обвинения, подготовкой исков, направлением представлений и т.д., тесно взаимодействуют с населением, выступая в трудовых коллективах предприятий и учреждений, перед учащимися образовательных учреждений, а также иным способом контактируя с общественностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблеме защиты семьи уделяется недостаточное внимание. Следствием общего кризиса семьи и детства является рост социального сиротства: число детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, увеличивается в год примерно на 20 тысяч3. Подавляющее большинство преступлений составляют насильственные преступления. Дети практически не защищены от жестокого обращения взрослых, в том числе родителей и родственников, от влияния криминогенной среды и вынуждены жить в семьях, ведущих аморальный образ жизни. Высока младенческая смертность, постоянно растет детская заболеваемость и инвалидность. Подростки вовлекаются взрослыми в различные преступные организации, во всевозможные секты и псевдо-религиозные группы, оказывающие негативное воздействие на сознание детей в силу их повышенной внушаемости, доверчивости. Преступления, посягающие на права и интересы несовершеннолетних, способствуют росту подростковой преступности.
3 Альтернативный доклад российских неправительственных организаций «О соблюдении Российской Федерацией Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» // Российский бюллетень по правам человека. Вып. 18. М., 2004. С. 92.