Научная статья на тему 'Семья Тихоновых (1870-е–1980-е гг. ) и ее роль в истории отечественной фотографии'

Семья Тихоновых (1870-е–1980-е гг. ) и ее роль в истории отечественной фотографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1194
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФОТОГРАФИИ / ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ДИНАСТИЯ ТИХОНОВЫХ / ВОСПОМИНАНИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ / НАУЧНАЯ ФОТОГРАФИЯ / ОПТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ / П.Г.ТИХОНОВ / Н.П.ТИХОНОВ / А.Н.ТИХОНОВ / P.G. Tikhonov / N.P. Tikhonov / A.N. Tikhonov / history of photography / the Tikhonov photographic dynasty / memories / art photography / scientific photography / optics / social typology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов Петр Алексеевич, Захарова Алина Андреевна

На протяжении века (1870-е–1880-е гг.) судьбы трех поколений семьи Тихоновых были связаны с наиболее передовыми направлениями в развитии фотографии в России: портретной и видовой съемкой, образовательной, научно-исследовательской и промышленной фотографией, оптическими исследованиями и т.д. Статья является первым подробным описанием истории этой уникальной фотографической династии и посвящена воспоминаниям младшего представителя семьи, инженера-оптика А.Н.Тихонова о своем деде, самом известном из фотографов г.Вятки рубежа XIX–XX вв., П.Г.Тихонове и отце, Н.П.Тихонове, талантливом ученом, крупном специалисте в области фотоаналитического исследования памятников. В статье впервые приводится краткая социальная типология фотографов (на примере отдельной семьи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tikhonov family (1870's – 1980's) and its role in the history of Russian photography

For a century-long period (from 1870's to 1980's), the lives of the three generations of Tikhonov family were connected with most progressive developments in Russian photography: portraits and views, educational, scientific, research, industrial photography, optical research etc. This article contains the first detailed description of the history of this unique photographic dynasty and is based on the memories of its youngest member, optical engineer A.N. Tikhonov, about his grandfather P.G. Tikhonov, best known photographer in Vyatka at the turn of the XX century, and his father, N.P. Tikhonov, talented scientist and outstanding specialist in photo-analytical research of monuments. The article contains, for the first time, short social typology of photographers (by example of one family).

Текст научной работы на тему «Семья Тихоновых (1870-е–1980-е гг. ) и ее роль в истории отечественной фотографии»

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 2 (2) ПА. Тихонов, АА. Захарова

СЕМЬЯ ТИХОНОВЫХ (1870-е - 1980-е гг.) И ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФОТОГРАФИИ

Наша статья посвящена уникальной фотографической династии Тихоновых, история которой насчитывает столетие, совпавшее с первым веком в развитии фотографии.

Имя Николая Петровича Тихонова (1884-1942), представителя среднего поколения этой семьи, в настоящее время известно наиболее широко. Деятельность этого человека, создателя ЛКРД АН СССР, одного из руководителей ИИТ в составе ГАИМК, крупного специалиста в области естественнонаучного исследования памятников на протяжение последних 20 лет не раз становилась предметом специальных исследований и публикаций1.

Значение трудов Н.П. Тихонова в отечественной науке и, прежде всего, в области разработки специальных методов фотографирования памятников, безусловно, велико.

Однако, говоря о нем как о продолжателе династии, необходимо иметь в виду, что у истоков её стоял Петр Григорьевич Тихонов (1852-1918), поэтому без понимания именно его вклада в развитие отечественной фотографии невозможно оценить значение династии в целом.

Петра Григорьевича, без преувеличения, можно назвать самым известным вятским фотографом рубежа XIX-XX вв., чьи работы предвосхитили появление «реалистической»2 фотографии. Его имя часто упоминается в связи с именем его ученика, выдающегося фотографа С.А. Лобовикова, имя которого широко известно не только в отечественной, но и в зарубежной историографии.

В отличие от сына, Петру Г ригорьевичу Тихонову посвящено гораздо меньше специальных исследований3, хотя его деятельность в области художественной фотографии уже становилась объектом искусствоведческого анализа4.

Многое о П.Г. Тихонове сообщается и в воспоминаниях внука, Алексея Николаевича Тихонова (1908-1988), младшего представителя династии. Озаглавленные как «Биография Петра Г ригорьевича Тихонова», эти воспоминания представляют собой, по сути, саморефлексию трех поколений семьи. Алексей Николаевич указывает, что многое записано со слов отца, но упоминает, что и сам он помнит деда. Таким образом, мнение каждого из них нашло отражение в воспоминаниях, их голоса звучат со страниц этих мемуаров.

Фотограф Петр Григорьевич Тихонов был хорошо известен в Вятке в конце XIX-начале XX вв.

Родился он в 1852 г.5 Бывший царевококшайский мещанин, впоследствии вятский второй гильдии купец6, Тихонов приехал в Вятскую губернию из Казани в конце 1870-х гг. К этому моменту он уже владел основными знаниями и навыками в области фотографической химии, которым обучился у неизвестного нам казанского фотографа7.

В отличие от братьев, ставших писателями8, Петр Григорьевич останавливает свой выбор на фотографии, которая постепенно становится его профессиональным занятием9. Это позволило П.Г. Тихонову уже к началу XX в. войти в число наиболее заметных и уважаемых граждан Вятки (илл. 1).

Первое время Петр Г ригорьевич работал в Яранске и Слободском, а в 1881 г. в Вятке он уже открывает собственное фотоателье - «общедоступную фотографию» на Московской улице в доме Лаврова10.

Этому предшествовала женитьба Петра Г ригорьевича на сироте, дочери священника, Еримионии Ивановне. От этого брака родилось семеро детей11. Старший из них, Николай, подобно отцу впоследствии свяжет свою жизнь с фотографией, однако его интересы в этой области будут развиваться уже в рамках научных, нехудожественных направлений.

Дела его пошли успешно, и в 1888 г. фотоателье Тихонова переезжает в собственный дом фотографа на Московской улице. Вскоре при нем был открыт магазин писчебумажных и фото-принадлежностей12. По воспоминаниям Алексея Николаевича Тихонова, магазин был заведен по настоянию супруги Петра Григорьевича, так как он давал «более постоянный доход по сравнению с фотографией деда»13. Сохранилась фотография этого дома. Рядом располагался съемочный павильон, одна из стен и крыша которого были стеклянными14.

В России к этому времени фотография уже становится важным элементом новой визуальной культуры и получает массовое распространение. Как отмечает исследователь истории Вятской фотографии конца XIX-начала XX вв. О.Г. Новокрещенова, этому способствовали развитие промышленности и торговли, приток сельского населения в города и изменение экономических условий15. Поиски и эксперименты, не прекращавшиеся на протяжении всего раннего этапа развития фотографии, способствовали тому, что фотографические технологии начинают входить в самые разные области человеческой деятельности16. Растущий спрос на фото-специалистов неизбежно приводит к повышению социального статуса фотографа.

Говоря об этом, не стоит забывать, что в России увеличение интереса к фотографии происходит на фоне грандиозных социальных изменений 1860-х - 1870-х гг. Этот период характеризуется активной общественной жизнью, что нашло отражение в росте личного и гражданского самосознания и привело в дальнейшем к размыванию сословных границ в российском обществе в начале XX в. В сложившихся условиях профессиональное занятие фотографией давало возможность за относительно короткий срок, значительно повысить свой социальный статус, юридически оставаясь в прежнем сословии.

Этот процесс хорошо виден на примере биографии П.Г. Тихонова, который за полтора десятилетия проходит путь от царевококшайского мещанина к вятскому II-й гильдии купцу, от жителя маленького провинциального города - к одному из первых лиц краевого центра, каким была Вятка на рубеже XIX-XX вв.

Его вхождение в профессиональную фотографическую среду происходит в период господства коллодиумной фотографии, отличавшейся высокой трудоемкостью, но дававшей возможность получения большого количества отпечатков17. Уже на этом этапе Петр Г ригорьевич проявляет себя как человек высокой самоорганизации и исключительных волевых качеств, готовый многим пожертвовать ради успеха собственного предприятия.

Вот как вспоминает об этом его внук, Алексей Николаевич Тихонов: «В те времена фотографировали на «мокром коллодионе», а печатали на «дневных бумагах», выставляя рамки на дневной свет. Рассказывают, что столовые серебряные ложки он превратил в азотнокислое серебро, необходимое для процесса, а золотые обручальные

© П.А. Тихонов, А.А. Захарова

4

ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ

Илл. 1. Ателье С.А. Лобовикова. Петр Григорьевич Тихонов. 1905 г.

кольца в соли золота, нужные для вирирования дневных бумаг». И далее заключает: «Одним словом, П. Г. со свойственной ему решительностью приступил к занятиям фотографией »18.

В Вятке период конца 1860-х - начала 1880-х гг. был отмечен появлением целой плеяды фотографов, среди которых, помимо П.Г. Тихонова, наиболее востребованными можно назвать П.И. Хлебникова, И.Ф. Рытвинского, В.Е. Бишевского, А.О. Буйневича и Э. Бельзера. Многие из них происходили из числа ссыльных поляков, что наложило отпечаток на особенности развития фотографии в Вятском крае во второй половине XIX - начале XX вв.19

Чтобы сохранять ведущее место в среде фотографов-профессионалов Вятки, Петр Григорьевич старается использовать самые передовые средства и методы съемки. Многие изобретения находили применение не только в фотографии, но и в быту. Среди них - ацетиленовое, а затем и электрическое освещение, дорогие фотообъективы, приобретенные напрямую у германских производителей, фотоувеличитель с солнечным светом и т. п. Освоение новых способов отнимало много времени и сил, к тому же, как правило, почти не приносило дохода, зато позволяло добиваться высокого качества изображения, что и сделало фотографию Тихонова одной из лучших в городе20.

Благодаря этому, вплоть до конца XIX в., П.Г. Тихонов оставался едва ли не самым посещаемым вятским фотографом. Если судить по альбомам контрольных отпечат-

Илл. 2. Ателье П.Г. Тихонова. Групповой портрет. Кон. XIX в.

ков 1890-х гг., в его фотоателье в среднем делалось около ста снимков-портретов в месяц21 (илл. 2,3).

Необходимость расширения арсенала технических средств и способов съемки вытекала и из многофункциональности самой фотографической технологии, входившей тогда в привычную практику. А это означало, что для успешной деятельности фотографу приходилось постоянно осваивать всё новые и новые области приложения фотографии.

О.Г. Новокрещенова выявила весь спектр направлений, в которых работал Петр Григорьевич. Он занимался не только павильонной, но и пейзажной съемкой (виды города, панорамы улиц, интерьеры церквей и соборов), репродуцированием предметов декоративноприкладного искусства, оказывал различные фотоуслуги заказчикам (изготовление памятных адресов, альбомов и групповых снимков). Любопытно, что профессиональные навыки П.Г. Тихонова были востребованы не только в области художественной, но и промышленной, и даже научно-исследовательской фотографии: по заказу управления Пермь-Котласской железной дороги он снимал железнодорожные планы и чертежи, а по заказу земства - кустарные промыслы края22. На серии тихоновских

5

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 2 (2)

Илл.3. Бланк ателье П.Г. Тихонова. Кон. XIX в.

Илл. 4. Ателье П.Г. Тихонова. Портрет неизвестного. Кон. XIX - нач. XX в.

снимков - изображения внутреннего вида помещений крестьянских изб, в которых вятские кустари сняты с инструментом, сырьем и готовыми изделиями23. Сегодня эти снимки могут служить важным визуальным источником в изучении истории развития кустарных промыслов Вятской губернии в конце XIX в.

Таким образом, мы видим, что на начальном этапе развития фотографии в России профессиональный фотограф должен был обладать универсальными навыками, чтобы завоевать популярность. При этом, как отмечает О.Г. Новокрещенова, «постепенное обретение провинциальными фотографами собственной эстетики» происходило «в органической связи с новыми культурными традициями города»24.

Ключевым моментом здесь становится получение статуса художника. Именно это имеет в виду В.Т. Стигнеев, говоря о том, что фотографы этой поры стремились «занять в обществе положение, равное тому, что занимали художники, с их правами, возможностями, почетом, именоваться художником официально»25.

Эта ситуация привела к тому, что на начальном этапе фотография (прежде всего - в портретном жанре) пошла «по пути подражания ... изобразительным искусствам:

расположение модели перед камерой; общая композиция кадра; из приемов линейной композиции применяли чаще всего фронтальные построения (вся плоскость заполнялась изображением в одном плане), довольно часто в овале построение, взятое от жанра акварельного линейного портрета, введение рисованных фонов, использовалась растушевка, сводящая края "рисунка" на нет»26. Результатом такого подражания становится появление канонов фотографического портретного изображения, сама же фотография в глазах образованной публики начинает восприниматься как ремесло, ничего общего с искусством не имеющее27.

Используя ряд проверенных приемов и трафаретов (продуманность поз, свет, расставленные декорации и т.д.), комбинируя написанные на холсте фоны со специфическими натурными предметами и бутафорией, фотограф создавал в своей мастерской особую эстетическую среду, придававшую портретам черты «массовой мещанской фотографии»28.

Таким образом, мы имеем дело с формированием типа массового городского фотографического портрета, примером которого могут служить работы П.Г. Тихонова. (илл. 4) Конструкция его фотопавильона, включавшая

6

стеклянную крышу и одну застекленную стену, позволяла фотографу сочетать верхний и боковой свет при съемке. Как указывает О.Г. Новокрещенова, «контрастного освещения фотографы тогда избегали, и Тихонов старался смягчить переходы от света к тени с помощью экранов-ширм, обтянутых белой тканью, для подсветки с теневой стороны. <...> В тех же целях фотограф устраивал систему занавесей на застекленной стене, что тоже позволяло искусно регулировать освещение»29.

Однако в отличие от работ предшественников, фотопортреты работы П.Г. Тихонова демонстрируют более доверительные отношения фотографа и портретируемого, в них нет той монументальности, чопорности и торжественной сдержанности, как в портретах других мастеров. «Обновленная техника съемки позволяла получать нужную резкость изображения в 2-х планах. Но Тихонов не взял себе еще за правило давать в снимке одинаковую протокольную проработку всех деталей. Мягкость изображения особенно в его камерных портретах оставалась, как и применение легкой ретуши и тонкой «карандашной» растушевки фона», - пишет О.Г. Новокрещенова. Таким образом, фотография Тихонова явилась своеобразным «мостиком» от фотографии «подражательной», к документальной и реалистической, предвосхитила «копирование действительности» в портретах следующего поколения мастеров30 (илл. 5,6). В то же время, говоря о типологии портретного жанра, можно говорить и о типологии самих фотографов. К сожалению, к настоящему времени нет работ, посвященных этому вопросу. Следуя формальной социальной типологии, Тихонов относится к типу фотографа-купца: крайняя самостоятельность, предприимчивость, способность к деловым рискам и, главное, отношение к фотографии как к предмету торговли - отличительные черты, характерные для представителей этой социальной группы. Характерно, что именно фотография «приводит» мещанина Петра Григорьевича Тихонова в купеческое сословие. Стоит отметить, что по своему менталитету мещанство и мелкое купечество были довольно близки, а многие мещане стремились перейти в купеческое сословие, обладавшее рядом привилегий, и фотография в этом смысле давала новые преимущества.

Высокий профессиональный уровень работ П.Г. Тихонова был отмечен рядом наград на российских и зарубежных выставках. Первую медаль он получает на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 г., а в 1890 г. - следующую, «За трудолюбие и искусство» от Уральского общества любителей естествознания. И, наконец, наивысшей наградой можно считать Золотую медаль и звание члена Национальной академии сельского хозяйства, мануфактур и коммерции в Париже31 (о значимости этой награды говорит и то, что одним из почетных дипломантов Академии был такой известный фотограф как А.О. Карелин).

Подтверждением высокой оценки, данной работам Тихонова в профессиональной среде, стало и то, что именно его снимки с видами Вятки были отобраны для публикации в известном издании «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении», выходившем под редакцией русского географа и статистика П.П. Семенова-Тян-Шанского32 (илл. 7).

Стоит отметить, что именно Петр Григорьевич считается автором серии первых открыток с видами Вятки, ставших своеобразной данью уважения городу, в котором прошла большая часть его жизни, и где он состоялся как фотограф33. В ноябре 1901 г. в Приложении к «Вятским губернским ведомостям» была опубликована заметка:

Илл. 5. Ателье П.Г. Тихонова. Портрет неизвестной. Кон. XIX - нач. XX в.

«Местным художником-фотографом П.Г. Тихоновым выпущена серия открытых писем с десятью видами г. Вятки. Рисунки исполнены фототипическим способом заграницей (в Стокгольме) и исполнены прекрасно. Виды следующие: 1) вокзал, 2) реальное училище, 3) вид Вятки с южной стороны, 4) Александровский собор, 5) пароходная пристань 6) кафедральный собор, 7) памятник Александру III, 8) вятские типы, 9) церковь преподобного Трифона и 10) Московская улица»34. Открытки вышли в издательстве акционерного общества Гранберга (Стокгольм) очень популярном у российских заказчиков35.

В 1902 г. по заказу П.Г. Тихонова фирмой Гранберг были отпечатаны еще 12 открыток из новой серии - в цветном и черно-белом вариантах: 1) Епархиальное училище, 2) Духовное училище, 3) Духовная семинария. 4) Окружной суд, 5) Летний клуб, 6) Вятка, 7) Мужская гимназия, 8) Река Вятка, 9) Александровский собор, 10) Женская гимназия, 11) Кафедральный собор, 12) Дача архиерея36.

Однако, как показали последние исследования, этим сериям предшествовали два открытых письма, выпущенные в фототипии П.Г. Тихонова около 1899 г. По всей видимости, они явились пробным выпуском, поскольку сюжетно совпадают с открытками серий 1901 и 1902 гг. и

7

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 2 (2)

сегодня могут считаться первыми видовыми открытками города Вятки37.

По мнению А.В. Ревы, снимки Тихонова уже стали «классикой фотографии»38, об этом говорит и то, что некоторые из них можно встретить и в советских изданиях (без указания имени автора)39.

Будучи одним из наиболее заметных граждан Вятки, Петр Григорьевич много и охотно участвовал в общественной жизни города. Это было характерно для всего вятского купечества: жизнь многих его представителей была неразрывно связана с благотворительностью и меценатством, службой в земских учреждениях и другой общественной деятельностью40.

Так, П.Г. Тихонов много лет состоял гласным уездного земства и городской думы и заведовал мастерской учебных пособий губернского земства41.

Принимал Петр Григорьевич участие и в благотворительной деятельности. В Приложении к «Вятским губернским ведомостям» за декабрь 1901 г. мы находим упоминание об участии Петра Григорьевича в организации рождественского праздника для бедных детей, «живущих и обучающихся в мастерских города Вятки»42.

На протяжении всей своей жизни Тихонов оставался глубоко верующим человеком. В Воскресенском храме, который он посещал более 30 лет (все свои вятские годы), он был церковным старостой. Любопытно, что и на этом посту он продолжал оставаться фотографом, а его работы, поднесенные в дар представителям духовенства, расценивались как особый знак уважения. Об этом, в частности, упоминает В.А. Любимов: «Когда в 1896 году на вятскую кафедру вступил новый владыка Алексий, Тихонов со старостами других градских церквей преподнес ему каповый альбом со своими фотографиями». В альбом вошли «20 храмовых снимков и 17 портретов тогдашних церковных старост», включая и автопортрет самого П.Г. Тихонова43.

Алексей Николаевич вспоминает, что во время событий 1905 г., Петр Григорьевич «прятал у себя евреев», а сам «выходил с иконами к воротам», и заключает: «Он был христианин и считал, что бог у всех людей один, а только вера разная»44.

В подобную концепцию миропорядка прекрасно укладывались и монархические взгляды Петра Григорьевича. Он считал, что и в семье, и в государстве, и в мире должен быть «высший руководитель», а его внук, Алексей Николаевич характеризует деда как «ярого монархиста» и описывает эпизод, связанный с получением известия о кончине императора Александра III: «Как-то Коля и Александра взяли из фотопавильона «Макартовский букет», это был букет из засушенных цветов, зажгли свечку и стали ходить по комнатам, что-то напевая. От неосторожного обращения с огнем букет вспыхнул, кто-то из взрослых подбежал и затоптал огонь ногами, букет был погублен, а это была дорогая вещь, необходимая для съемки. С трепетом ждали, что сделает П.Г. А он вошел, встревоженный, со словами: «Император скончался! <...>». А когда узнал, что дети ходили со свечкой и букетом и пели, решил, что это предчувствие беды. И наказание не состоялось»45.

Человек с подобными взглядами не мог оставаться вдали от участия в решении политических вопросов. Помимо деятельности в составе земства, в последние годы Тихонов состоял членом-учредителем Вятской народной монархической партии46. Не было бы преувеличением сказать что он был одним из тех, на ком держалась Российская империя. Примечательно, что именно политическая деятельность Петра Григорьевича станет впоследствии причиной его гибели в начале гражданской войны.

Так, постепенно, перед нами проступает портрет этого человека: деятельный и энергичный работник, увлеченный своим делом, требовательный к себе и другим. Взгляды Петра Григорьевича нашли отражение и в патриархальном укладе жизни семьи. Вот как пишет об этом А.В. Рева: «Жили <...> в доме строго по часам, работники обедали за хозяйским столом. Дети воспитывались не столько словом, сколько примером, подростки принимали участие в работе мастерской - безделье в доме не поощрялось»47. В то же время вспыльчивый и деспотичный характер Петра Григорьевича порой чувствовали на себе как члены семьи, так и окружающие. Алексей Николаевич вспоминал: «В гневе он мог натворить многое, бывали случаи, что сбрасывал он со стола посуду вместе со скатертью, а потом ему было совестно. Детям часто «попадало на орехи», и только заступничество мамы спасало от порки»48.

Семья Тихоновых занимала нижний этаж дома, наверху располагалось общежитие учеников мужской гимназии, которых насчитывалось от 30 до 40 человек. Об обстановке, царившей в доме Тихоновых, можно судить по воспоминаниям В.Н. Шкляева, чья семья осенью 1901 г. поселилась в небольшом флигеле во дворе дома: «Жили мы у Тихоновых три года. Веселое было время. Большая

8

была компания - гимназисты из пансиона. По двадцать-тридцать человек сразу играли в бабки, в городки, по зимам устраивали в снегу бои, делали в снегу снежные окопы и всякие переходы. Устраивали в снегу глубокие ямы, прикрывали их хворостом, а сверху замаскировывали снегом. И ликовали, радовались, когда противник с треском проваливался в яму»49.

На выходные и в праздники во дворе дома устраивались любительские домашние спектакли, в которых принимали участие дети Тихоновых, а также Давид Гутман, впоследствии ставший известным режиссером, и Сара Са-лин, сделавшая карьеру актрисы. На эти представления народ собирался со всей округи, а Алексей Николаевич отмечает, что для многих из ребят театр «стал призванием на всю жизнь»50.

К началу XX в. фотоателье Тихонова уже не пользовалось такой популярностью как прежде. Наступало новое время, которое требовало от фотографа большей смелости, реалистичности в изображении действительности, выбора новых, социально более острых тем.

По иронии судьбы, фотопавильон, где еще недавно проводились работы по светописи, заняла живописная мастерская. «Во дворе был застекленный павильон, который уже не использовался для работ по фотографии, его в те годы занимал с небольшой квартиркой при нем живописец вывесок Смирнов, <...> мы с интересом наблюдали, как Смирнов готовит вывески - красит, кладет позолоту и т.д.»51, - вспоминал В.Н. Шкляев.

В своей мастерской П.Г. Тихонов вырастил нескольких талантливых учеников, которые составили уже следующее поколение вятских фотомастеров. Самым успешным из них стал талантливый фотограф-пикториалист Сергей Александрович Лобовиков, который, рано осиротев, в начале 1880-х гг. был отдан Петру Григорьевичу в услужение. Согласно контракту, заключенному на пять лет, обучение фотоделу было бесплатным. Хозяин предоставлял подмастерью угол, кормил и одевал его, взамен чего тот должен был выполнять работу по дому, помогая прислуге. Со временем ученик перерос своего учителя, став первым фотографом Вятки. В 1903 г. Тихонов, из-за низких доходов, был вынужден передать свое ателье другому своему бывшему ученику, фотографу В.М. Репину, основавшему фирму «Центральная фотография»52.

О последних годах жизни одного из самых известных вятских светописцев известно чрезвычайно мало. Сохранившиеся свидетельства сходятся на том, что жизнь Петра Григорьевича Тихонова трагически оборвалась осенью 1918 г., на 67-м году жизни, когда в Вятке хозяйничали красные53. По воспоминаниям Т.С. Лобовикова (сына С.А. Лобовикова), П.Г. Тихонов был расстрелян большевиками в 1918 г. в числе других «заложников-черносотенцев»54. На это указывает и А.Н. Тихонов: «Видимо, он был арестован, как владелец большой фотографии и дома, и умер в тюрьме или ссылке. Жители Вятки рассказывали, что его везли куда-то вместе с другими арестованными, а куда - никто не знал»55.

Старший из детей Петра Г ригорьевича, Николай, родился в 1884 г.56 К этому времени его отец уже владел собственным фотоателье, и фотография входила в круг семейных интересов. Это обстоятельство во многом определило дальнейшую судьбу Николая Петровича. Фотография, в широком смысле этого слова, становится делом всей его жизни.

Реального училища Николай не окончил, так как был исключен за ссору с учителем, которому дал пощечину, защищая честь своего товарища. Как ни странно, Петр

Григорьевич одобрил поступок сына и вскоре отправил его в Германию для получения заказа на новый объектив57. Там Николай основательно пополнил свои познания в фотографии и фототехнике, что в дальнейшем сыграло значительную роль в выборе направления его дальнейшей деятельности.

В Вятку Николай возвращается уже сложившимся специалистом в области фотографической технологии, знатоком технических новинок и методов научной съемки.

Он продолжил работу в мастерской отца, но в 1906 г. между ними произошла ссора на политической почве. Петр Григорьевич был настолько рассержен, что даже пытался застрелить сына. Мать, Ермиония Ивановна, уговорила мужа отправить Николая в Екатеринбург, где Тихоновы собирались открыть фотографию58. С этого момента начинается самостоятельная жизнь Николая Петровича. В Екатеринбурге он поступает на службу помощником хранителя в музей Общества любителей естествознания, участвует в экспедициях музея, делает серию натурных снимков ландшафтов Урала, а также выполняет обязанности препаратора музея. При музее он организовывает фотолабораторию, где велось микрофотографирование планктона, научная документация и фотографирование археологических предметов для Археологической Комиссии59.

В 1907 г. Николай Петрович женится на Елизавете Владимировне Ван-дер-Беллен, дочери горного инженера. В 1908 г. у них родился сын Алексей60.

Предприимчивый характер, обширные познания в фотографии и хорошие организаторские качества позволили Николаю Петровичу в этом же году открыть собственную фотолабораторию, а несколько позднее при ней и небольшую типографию61.

В круг его интересов теперь входит кинематография, с которой будет связан значительный период жизни. Николай Петрович считал, что, подобно фотографии, кинематограф также может служить целям просвещения и культуры62.

В 1913 г. в Екатеринбурге выходит первый номер журнала «Разумный кинематограф и наглядные пособия», в котором Тихонов выступает редактором и издателем. Было издано всего четыре номера (один из них - сдвоенный) этого, по сути, единственного до революции специального журнала о научном кинематографе. На страницах журнала мы находим обзор учебных и наглядных пособий для школы, новости проекционного дела, хронику событий из жизни образовательного кинематографа по всей России, опыты критики кинематографических картин. Каждый номер открывается статьей, посвященной одной из проблем образовательного кинематографа и возможностям, которые дает его применение в общественной жизни. В этом издании поднимались не только научные, но и нравственные вопросы, о чем говорят названия статей: «Нужна ли проекционная картинка в школе?», «Пьянство и кинематограф», «Кинематограф и дети»63.

Из-за начавшейся мировой войны, Николай Петрович был вынужден прекратить свою издательскую деятельность (последний (сдвоенный) номер вышел в 1914 г.). Он поступает на государственную службу в ведомство почт и телеграфов64.

В начале 1915 г. Николай Петрович предпринимает поездку по городам Сибири и Урала для чтения лекций о причинах и ходе мировой войны. Лекции иллюстрировались цветными световыми картинами, снимками разрушенных местностей и боевых действий, получаемыми непосредственно с театра войны. Судя по сообщениям

9

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 2 (2)

Илл. 7. Н.П. Тихонов (в центре) на занятии со студентами. 1926 г.

Илл. 8. Н.П. Тихонов в ЛКРД АН СССР. 1938 г.

газет, лекции эти имели немалый успех б5.

В 1918 г. Тихонов, находясь на службе Наркомпроса г. Екатеринбурга, был откомандирован в Москву. По распоряжению А.В. Луначарского он был оставлен при создававшемся тогда Фотокинокомитете для организации отделения научной кинематографии. Вскоре Тихонов становится директором Экспериментального института фотографии и кинематографии и остается им вплоть до ликвидации института в 1921 г.66

В это время публикуется ряд статей Тихонова, посвященных техническим аспектам кинематографа и возможностям его применения в науке («Кинематограф в науке и технике», «Техника кинематографа» и др.)67.

В начале 1920-х гг. Николай Петрович был приглашен на должность научного сотрудника в Московский психоневрологический институт, где он разработал метод хронозаписи движений с их последующей математической расшифровкой. Данный метод, названный циклографическим, лег в основу научной деятельности Фотокинолаборатории №1 Центрального института труда, основного на тот момент учреждения в России по изучению трудовых процессов. Тихонов, принимавший непосредственное участие в создании лаборатории, был приглашен на должность ее заведующего68.

В 1922 г. Н.П. Тихонову было присвоено звание профессора по кинотехнике и фототехнике. В это же время

он избирается профессором и деканом кинотехнического отделения Государственного кинематографического института в Москве, где работает вплоть до 1925 г.69

В этот период Тихонов создает ряд научно-популярных фильмов, среди которых «Тиф и борьба с ним», «Пчеловодство», кинокартины по научной организации труда, а также ряд агитационных и хроникальных лент («Возрождение Москвы», «Как большевики укрепляют власть рабочих и крестьян», фильм-карикатура по сценарию Демьяна Бедного и др.)70.

Таким образом, к середине 1920-х гг. Н.П. Тихонов становится заметной фигурой в кинематографической среде: он снимает киноленты, читает доклады по вопросам кинематографа, сотрудничает с кино-изданиями («Молодая гвардия», «Киножурнал АРК», «Кино-Фот», «Пролет-Кино», «Кино-газета» и др.)71, где публикует свои статьи, попутно занимаясь научной и административной работой (илл. 7).

В 1922 г. в своей статье «Фотография», посвященной общественному и научному значению фотографии, Тихонов пишет: «Фотография и кинематография неделимы. Они являются одним общим началом в своем существовании. <...> При помощи фотографии, через нее и ее способами, человечество проникает в дальнейшие познания»72.

В это время в деятельности Николая Петровича появляется новое направление - консервационно-реставрационное. Уже с середины 1920-х гг. он, первым в Советской России, занимается фотографическим исследованием и восстановлением фотодокументов (на материале «плохо читаемого» снимка семьи Ульяновых 1920 г.)73.

В 1926 г. Николай Петрович принимает приглашение Ленинградского государственного фотокинотехникума (бывшего Высшего института фотографии и фототехники) читать лекции по научной фотографии и операторскому делу и переезжает с семьей в Ленинград74.

В 1929 г. Н.П. Тихонов переходит на работу в Институт археологической технологии (с 1934 г. - Институт исторической технологии) Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК), где участвует в создании лаборатории фотоанализа. Здесь под его началом были проведены фотографические исследования ряда археологических объектов75.

К этому времени относится начало многолетней дружбы и научного сотрудничества Николая Петровича и Василия Николаевича Кононова, его коллеги по фотокинотехникуму, талантливого химика, специалиста по микроанализу и фотографии, внесшего значительный вклад в дело исследования и реставрации памятников (илл. 8).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1929 по 1934 гг. Николай Петрович переживает стремительный карьерный взлет, пройдя путь от сотрудника до директора Института исторической технологии и члена президиума ГАИМК76.

В эти годы Тихонов разрабатывает ряд руководств: «Микрофотография археологических объектов», «Фотография как метод размножения и сохранности документов», «Книга и уход за нею»77.

В 1934 г. Н.П. Тихонов уходит с поста директора ИИТ и переходит на должность заведующего Кафедрой реставрации и консервации. Вскоре по его инициативе создается Лаборатория консервации и реставрации документов (ЛКРД)78. 22 мая 1934 г., в составе Отделения общественных наук АН СССР была утверждена эта новая научная единица, директором которой становится Н.П. Тихонов. Исследования, проводимые Лабораторией, имели большое значение для развития реставрационного дела в нашей стране79.

10

Илл. 9. А.Н. Тихонов. Из блокнота делегата 1-го Всесоюзного съезда профсоюзов рабочих завода точного машиностроения. 1937 г.

В 1934 г. Н.П. Тихонов организует при Лаборатории курсы реставраторов, которые окончили многие из ведущих впоследствии специалистов Москвы и Ленинграда80.

В последние годы жизни Николай Петрович много работал над созданием аппарата для дезинфекции и обеспыливания документов, при помощи которого можно было бы обрабатывать документы прямо в хранилищах. Однако важнейшей задачей работы Лаборатории по-прежнему оставалось создание «документа вечного хранения»81.

С началом Великой Отечественной войны Лаборатория была переведена на решение практических проблем сохранения памятников в военных условиях и оборонных задач. Во время блокады Лаборатория фактически прекратила свою деятельность, поскольку погибла большая часть сотрудников и было полностью уничтожено обо-рудование90. В феврале 1942 г. от голода умер Николай Петрович Тихонов.

Сын Николая Петровича Тихонова, Алексей Николаевич, по примеру отца продолжил занятие фотографией, внеся свой вклад в ее развитие. Именно его можно считать первым биографом династии Тихоновых. В личном архиве Алексея Николаевича отложились два вида мемуарных текстов: рукописные тетради, материалы которых мы использовали для воссоздания биографии

А.Н. Тихонова, и машинописный текст со следами авторской правки, представляющий собой воспоминания о семье Тихоновых.

Алексей родился в тот период жизни отца, когда Николай Петрович только начинал делать первые шаги в своей научной деятельности. Работа в музее, организация фотографии и цинкографии, создание мастерской наглядных пособий, выпуск журнала, лекции о войне, участие в строительстве городского театра - эти события происходили на глазах юного А леши и позднее нашли отражение в его воспоминаниях.

В 1916 г. умирает его мать, Елизавета Владимировна. После революции, в 1918 г., отца отправляют в Москву. Алексей остается жить у друзей семьи, когда в город входят отряды армии Колчака. После наступления Красной Армии летом 1919 г., Алексея отправляют в Москву к отцу. Дальнейшие события его биографии уже связаны с новым периодом жизни страны - становлением Советского государства. Алексей участвует в пионерском отряде, играет в детском театре. В 1926 г., когда после недолгой командировки в Одессу и на Кавказ семья Николая Петровича переезжает в Ленинград, Алексей поступает в ленинградский Фотокинотехникум, где преподает его отец. После окончания техникума в 1930 г. Алексей Николаевич начинает работать на Государственном оптико-механическом заводе (ГОМЗ) им. ОГПУ в Лаборатории шкал и сеток83.

В это время не только завод, но все отечественное приборостроение переживает одну из крупнейших вех в своей истории, характерной особенностью которой становится тесная связь науки и производства: создается новое поколение приборов для военно-морского флота и авиации, ведется разработка и изготовление фотоаппаратов, киноустановок, геодезических и астрономических приборов. Ведущая роль здесь принадлежит ГОМЗу, который в это время становится лидером отечественной оптикомеханической промышленности84.

Работая в Лаборатории в составе группы инженеров и техников ГОМЗа, А.Н. Тихонов участвует в разработке фототехнического метода изготовления шкал и сеток для оптических приборов85. Вот как сам он вспоминает об этом времени:

«Еще завод ГОЗ только начинали строить, а в старом здании уже организовали Научно-технический отдел и его руководитель, Иван Алексеевич Шошин, перешел на завод из Оптического института. В НТО работали Сергей Олимпович Максимович и А лександр Александрович Ворожбит, они исследовали возможности изготовления фото путем точных шкал и сеток для оптических приборов. Фирма Цейсс не публиковала методов изготовления подобных изделий, а они были нужны для строительства дальномеров. <...> На завод поступили молодые люди, только что окончившие Ленинградский фотокинотехникум (ЛГФКТ), Владимир Бургов и Алексей Тихонов. Перед ними была поставлена одна единственная задача - сделать точную репродукцию с огромного чертежа и отпечатать сетку на стеклянной детали, в 80 мм в диаметре, сетку, содержащую несколько тысяч цифр и линий, она была похожа на паутинообразную спираль. Странно выглядели в те времена мы: белые халаты, молодые лица и голые сероватого цвета черепа. Это были придуманные нами шапочки, сделанные из половинок детского серого мяча. Каждая пылинка, волосок или пузырек, портили нам продукцию, зачеркивали цифры, пересекали спираль. Эта первая работа, по сеткам высокого класса чистоты, была первым и, пожалуй, самым трудным экзаменом на терпение, тщательность в работе и на изобретательность. Позднее, когда я познакомился в институте с Николаем Максимовичем Селивановым, я узнал, что это единственная верная линия в работе, и она вырабатывается с годами. Когда ведутся подобные работы, то даже

11

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 2 (2)

разговаривать друг с другом нельзя, лучше всего работать одному. Это похоже на работу под куполом цирка, одно неосторожное движение и гибнет шкала или сетка, а экспериментатор начинает все снова <...>. Дело расширялось, и была организована самостоятельная Лаборатория точных фотографических шкал и сеток. Воспитанники ЛГФКТ: Олег Крыжановский, Владимир Леонтьев, Евгений Смирнов, Николай Гаврилов присоединились к нам, и мы составили ядро лаборатории. Консультировали от ГОИ86: Ф.Л. Бурмистров, Н.М. Селиванов, от Академии наук СССР - Н.П. Тихонов». И далее добавляет: «Это была самая активная и «живая» связь института и завода. Выполнялась мысль Д.С. Рождественского о том, что заводские лаборатории являются соединительным звеном между ГОИ и промышленностью»87.

Как отмечает А.Н. Тихонов, семинары, проходившие в лабораториях Отдела научной фотографии ГОИ, стали для него «школой научного поиска»88(илл. 9).

Точная фотосъемка легла в основу еще одного метода, позволившего с ее помощью выполнять разметку металлических деталей. Разработки проводились сотрудниками Лаборатории при непосредственном участии А.Н. Тихонова. Сущность метода заключалась в создании негативов с увеличенных в 50-100 раз точных чертежей детали и перенесении их на заранее подготовленную металлическую поверхность. Для съемки использовались камеры особой конструкции, изготовленные на ГОМЗе89.

В 1936 г. семьи Тихоновых и Кононовых объединяются в одну большую семью: Алексей Николаевич Тихонов женится на дочери Василия Николаевича, художнице Веронике Васильевне Кононовой, и в 1939 г. у них рождается сын Петр90. Однако привычный уклад жизни семьи нарушила начавшаяся война.

В конце июня 1941 г. по решению Государственного Комитета Обороны началась эвакуация предприятий. Семья Алексея Николаевича была эвакуирована в Казань, где шло строительство Казанского оптико-механического завода. Поскольку лаборатория на ГОМЗе была разрушена, на Казанском оптическом заводе создается новая лаборатория шкал и сеток, которая «самым активным образом влияла на выпуск военных приборов на заводе и в ГОИ»91. Здесь при участии А.Н. Тихонова по заказу фронта начинается выпуск дальномеров и прицелов92.

В 1942 г. приходит известие из Ленинграда о смерти Николая Петровича и Марии Петровны Тихоновых и уничтожении ЛКРД. Алексей Николаевич вспоминал: «Лаборатория консервации и реставрации документов, расположенная в первом этаже БАН, была разрушена взрывной волной авиабомбы, которая разорвалась против дома № 12. <...> Это было трагическое событие, бомба взорвалась при извлечении ее из грунта, погибли все бойцы МПВО. За месяц до окончания войны я побывал в Ленинграде, зашел в помещение Лаборатории, это было страшное зрелище - взрывная волна выбила все стекла и перевернула в помещении шкафы, приборы и документы. Все было смешано и разбито»93.

В создавшихся условиях требовалось принять скорейшие меры по спасению накопленного опыта. После начала наступления советских войск по всему фронту, Алексей Николаевич пишет письмо С.И. Вавилову (в то время президенту АН СССР) с просьбой о помощи в спасении Лаборатории. Вскоре, по вызову из Ленинграда, для восстановления ЛКРД, приезжает А.Н. Тихонов. Начинается долгий период восстановления Лаборатории, которая, по сути, создавалась заново: только к концу 1940-х годов удалось подобрать кадры и частично восполнить утраченное оборудование. Этот новый, послевоенный этап, стал во

многом продолжением и развитием начатых еще Николаем Петровичем исследовательских и практических работ и связан с именами крупных специалистов в области консервации и реставрации документов, В.С. Люблинского и Д.П. Эрастова94.

В начале февраля 1951 г. Алексей Николаевич переходит на работу в ГОИ, где он работает сначала в должности старшего инженера, а затем ведущего конструктора95.

После войны Алексей Николаевич близко сходится с

В.В. Данилевским, под руководством которого принимает участие в раскопках фабрики и лаборатории М.В. Ломоносова в Усть-Рудице в составе экспедиции Политехнического института и АН СССР (в этих раскопках также приняли участие Вероника Васильевна и Василий Николаевич Кононов).

Помимо этого, Алексей Николаевич работает над получением цветных изображений на стекле с использованием фотометода, участвует в создании витража для Пулковской обсерватории, занимается изучением стереофотографии и практическими аспектами её применения (в т. ч. в качестве наглядных пособий). Ему принадлежит ряд изобретений в этой области.

С 1968 г., после выхода на пенсию, Алексей Николаевич сотрудничал с Государственным музеем Революции96, изучал биографию Д.И. Лещенко (друга семьи и одного из основателей Высшего института фотографии и фототехники), занимался историей семьи, писал воспоминания. Алексея Николаевича Тихонова не стало в 1988 г.

А.Н. Тихонов представлял собой уже следующее поколение российской научно-технической интеллигенции, чья система ценностей сформировалась в период первых пятилеток, когда на первый план выдвинулся новый социальный тип - тип новатора-производственника, к которому с полным правом можно отнести и А.Н. Тихонова.

Таким образом, Тихоновым удается в пределах трех поколений, совмещая профессиональную и социальную успешность, совершить переход из среды провинциальной интеллигенции небольшого уездного города в академическую среду одного из столичных центров. Определяющим фактором в этом процессе стало занятие фотографией.

1 Среди них - работы А.Н. Тихонова, П.А. Тихонова, Е.С. Черниной, Д.П. Эрастова (см. ниже). Кроме того, стоит особо отметить, что научная деятельность Н.П. Тихонова стала объектом диссертационного исследования Д.О. Цыпкина (Цыпкин Д.О. Формирование историкодокументной экспертизы в России: 1898-1963 гг. (концепции, учреждения, ученые): Дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2009. 237 с.).

2 Новокрещенова О.Г. История вятской фотографии 1847-1917 гг.: дипломная работа. СПб, 1993 // НА РАХ. Ф. 11. Оп. 2. Д. 4661. Л. 85.

3 Краткая биография П.Г. Тихонова приводится в статьях Т.А. Дворецкой, В.А. Любимова, А.В. Ревы, Г. Вараксиной, Н. Мартыновой (см. ниже).

12

4 Новокрещенова О. Г. Указ. соч. Д. 4661,4662, 4663.

5 Согласно метрическим данным, П.Г. Тихонов родился 29 июня 1852 г. (См.: Любимов В.А. Старая Вятка. Квартал за кварталом. Ч. I. Начало (От Засоры до Раздерихинской) / Изд. 2-е, испр., доп. и перераб. Киров, 2007. С. 556).

6 Зачисление П.Г. Тихонова в вятские И-й гильдии купцы произошло предположительно в 1893 г. Так, в 1892 г. в «Списке лиц, благотворительных, ученых и учебных учреждений и учреждений правительственных, а также обществ, товариществ и компаний, имеющих на основании п. I ст. 24-й Городского положения 1892 г., право участия на избирательном собрании в выборе гласных Вятской Городской Думы на четырехлетие 1893-1896 гг. <...>» (опубликовано в газете «Вятские губернские ведомости», № 91 от 11 ноября 1892 г.) Петр Григорьевич указан еще как «мещанин», а в 1893 г. в «Списке лиц, избираемых в очередные и запасные присяжные заседатели на 1894 г. по Вятскому уезду на сентябрь месяц 1894 года» (опубликовано в газете «Вятские губернские ведомости», № 101 от 18 декабря 1893 г.) в числе «очередных» присяжных он упомянут уже как «купец».

7 Тихонов А.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова: авто-риз. машинопись // Личный архив П.А. Тихонова. Л. 1-2 ; Дворецкая Т.А. Фотографы дореволюционной Вятки // Европейский Север в культурно-историческом процессе: К 625-летию города Кирова (материалы международной конференции). Киров, 1999. С. 397.

8 Известные драматурги второй половины XIX - начала XX вв., братья Владимир Алексеевич и Алексей Алексеевич Тихоновы (последний был широко известен в дореволюционной России под псевдонимом «Луговой»). На это указывает в своих воспоминаниях А.Н. Тихонов. В настоящее время наиболее полным жизнеописанием старшего (и наиболее известного) из братьев, Алексея, можно считать недавно вышедшую в свет монографию В.И. Хрисанфова (см. Хри-санфов В.И. Лужский затворник. Страницы жизни русского писателя А.А. Тихонова-Лугового. СПб, 2009). Однако сам факт и степень родства представителей этих двух ветвей рода Тихоновых еще нуждаются в уточнении.

9 Тихонов А.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 1.

10 Дворецкая Т.А. Указ. соч. С. 397 ; Любимов В.А. Старая Вятка. Квартал за кварталом. Ч. I. Начало (От Засоры до Раздерихинской) / Изд. 2-е, испр., доп. и перераб. Киров, 2007. С. 16. Фотографическое ателье П.Г. Тихонов приобрел у другого известного вятского фотографа В. Би-шевского (См.: Новокрещенова О.Г. Указ соч. Д. 4661. Л. 23, 30).

11 В своих воспоминаниях А.Н. Тихонов указывает, что детей было шестеро: Николай (1884), Александра (1890), Валентина (1892), Ольга (1894), Алексей (1896), Анна (1899). Однако, следуя данным метрических книг, любезно предоставленным В.А. Любимовым, старшей дочерью П.Г. и Е.И. Тихоновых следует считать Елизавету (1886).

12 Дворецкая Т.А. Указ соч. С. 397 ; Тихонов А.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 2.

13 Тихонов А.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 2.

14 Дворецкая Т.А. Указ. соч. С. 397.

15 Новокрещенова О.Г. Указ. соч. Д. 4661. Л. 83.

16 Так, например, во второй половине XIX в. фотография активно применялась в таких областях, как археология, криминалистика и т.д. Важное значение придавалось использованию фотографии в военных целях (метод аэрофотосъемки). Осознание обществом возможностей фотографии приводит к тому, что она начинает использоваться в информационных целях и как средство коммуникации, прямым следствием чего можно считать появление жанра фоторепортажа. Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. разворачивается процесс формирования отдельных отраслей фотографии в науке и практике.

17 Новокрещенова О.Г. Указ. соч. Д. 4661. Л. 83.

18 Тихонов А.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 2.

19 Следующее поколение польских фотографов в Вятке рубежа XIX-XX вв. представлено В.С. Чернецким и И.В. Помеховским (См. Но-

вокрещенова О.Г. Указ. соч. Д. 4661. Л. 27-28). Как отмечает в своей работе О.Г. Новокрещенова, «поляки принесли в фотографию портрета тонкость и проникновенность, даже интеллигентность <...>. Чувство масштабности и гармонии тональных пятен отмечает почти все их работы. Манера применения мягкой ретуши тоже началась «с легкой руки» польских мастеров, умело использованная она обобщала портретное изображение, делая нужные акценты, уводила его в область художественности» (Новокрещенова О.Г. Указ. соч. Д. 4661. Л. 84).

20 Тихонов А.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 2-3.

21 Новокрещенова О.Г. Указ. соч. Д. 4661. Л. 30.

22 Там же.

23 Мартынова Н. Лобовиков и его время // Сергей Лобовиков. Русский мастер художественной фотографии / Киров. обл. худож. музей им.В.М. и А.М. Васнецовых. Киров, 1996. С. 163.

24 Новокрещенова О.Г. Указ. соч. Д. 4661. Л. 87.

25 СтигнеевВТ. Век фотографии. 1894-1994: Очерки истории отечественной фотографии. М., 2007. С. 19.

26 Новокрещенова О.Г. Указ. соч. Д. 4661. Л. 83-84.

27 Стигнеев В.Т. Указ. соч. С. 19.

28 Новокрещенова О.Г. Указ. соч. Д. 4661. Л. 30-31.

29 Там же. Л. 31-32.

30 Там же. Л. 32, 85.

31 Дворецкая Т.А. Указ. соч. С. 397 ; Рева А.В. Мастера светописи // Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1999. Т. 9. С. 393 ; Тихонов А.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 2.

32 Фотоработы П.Г. Тихонова можно встретить во второй части 8 тома («Приуральский край», 1901) на с. 82 («Общий вид г. Вятки»), 83 («Вид г. Вятки с юга»), 86 («г. Вятка. Николаевская улица»), 87 («г. Вятка. Присутственные места»), 88 («г. Вятка. Московская улица»), 91 («г. Вятка. Памятник Императору Александру III»).

33 Рева А.В. Авторство вятских открыток // Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1999. Т. 9. С. 399-400.

34 Приложение к «Вятским губернским ведомостям». № 140. 24 ноября 1901 г. С. 2.

35 Хильковский А. А что вы знаете о Гранберге? // Филокартия. 2008. № 2(8). С. 40.

36 Журавлев В.А. О первых открытках Вятки // Филокартия. 2010. № 3(18). С. 7.

37 Журавлев В.А. Указ. соч. С. 7 ; Издания П.Г. Тихонова // Вятка на старинной открытке (конец XIX-начало XX века): Альбом-каталог / Е.М. Дрогов, В.А. Журавлев, С.В. Иванов, под общ. ред. Е.А. Дрогова. Вятка, 2009. С. 14-15.

38 Рева А.В. Мастера светописи. С. 393.

39 Любимов В.А. Указ. соч. С. 70. Имеются в виду следующие издания: Город Киров: Справочник / под общ. ред. В.И. Недельского. Киров, 1957 ; Киров: Справочник / сост. Н.Г. Комаров. Киров, 1959. В издании 1957 г. фотографии П.Г. Тихонова можно встретить на с. 26 («г. Вятка. Присутственные места»), 56 («г. Вятка. Николаевская улица»), 58 («Успенский собор в Успенском Трифоновом монастыре»), 136-137 («Общий вид г. Вятки»). В издании 1959 года - на с. 11 («Успенский собор в Успенском Трифоновом монастыре»), 24-25 («Общий вид г. Вятки», «Вид города из-за р. Вятки»). За указание на эти издания благодарим В.А. Любимова и А.Л. Мусихина.

40 Судовиков М.С. Предприниматели и предпринимательство на Вятке. Страницы истории // Вятское предпринимательство: история и персоналии: Библиогр. указ. / сост. Г.Д. Скальная. Киров, 2003. С. 10.

41 Вятка на старинной открытке. С. 14.

42 Приложение к «Вятским губернским ведомостям». № 149. 15 декабря 1901 г. С. 3.

43 Любимов В.А. Указ. соч. С. 243.

44 Тихонов А.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 7.

45 Там же. Л. 4.

46 Вятка на старинной открытке. С. 14. М.С. Судовиков в своей статье

13

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 2 (2)

об истории вятского предпринимательства отмечает, что П.Г. Тихонов был в числе купцов, проявлявших в деятельности партии «наибольшую активность» (Судовиков М.С. Указ. соч. С. 14).

47 Рева А.В. Мастера светописи. С. 394.

48 Тихонов А. Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 4.

49 ШкляевВ.Н. Моя жизнь. Горький, 1973. Т. 1. С. 82. За указание на это издание благодарим А.Л. Мусихина.

50 ТихоновА.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 8.

51 Шкляев В.Н. Указ. соч. С. 82.

52 Мартынова Н. Указ. соч. С. 162-163 ; Рева А.В. Мастера светописи.

С. 394 ; Дворецкая Т.А. Указ. соч. С. 398.

53 Любимов В.А. Указ. соч. С. 71 ; Вараксина Г. Привет из Вятки. Фотолетопись провинциального города на почтовых открытках. Сто лет спустя // Вятский край. № 208(4096). 13 ноября 2007. С. 2. В.А. Любимов указывает, что П.Г Тихонов был арестован 19 сентября, а расстрелян 1 октября 1918 г. (Любимов В.А. Указ. соч. С. 556).

54 Новокрещенова О.Г. Указ. соч. Д. 4661. Л. 32.

55 Тихонов А.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 8.

56 Согласно сведениям, любезно предоставленным В.А. Любимовым, Николай Петрович родился 9 сентября 1884 г. Тот же год рождения указан и в рукописи А.Н. Тихонова «Биография Петра Григорьевича Тихонова». Тем не менее, в некоторых анкетах 1920-1930-х гг. Н.П. Тихонова (например: Архив ИИМК. Ф. 2. Оп. 3. Д. 656. Л. 87) годом рождения указан 1882 г.

57 Тихонов П.А. Николай Петрович Тихонов - организатор Лаборатории консервации и реставрации документов Академии наук СССР // Реликвия. № 4(7). 2004. С. 46.

58 Тихонов А.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 8.

59 Эрастов Д.П., Тихонов П.А., Чернина Е.С. Николай Петрович Тихонов - основатель Лаборатории консервации и реставрации документов Академии наук // Теория и практика сохранения памятников культуры: Сб. статей / под ред. Э.Г. Вершининой и Е.С. Черниной. СПб., 1998. С. 27 ; ГУ «Свердловский областной краеведческий музей» (СОКМ): [офиц. сайт.] URL:www.uole-museum.ru (дата обращения 01.10.2010); Цыпкин Д.О. Формирование историко-документной экспертизы в России: 1898-1963 гг. (концепции, учреждения, ученые): Дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 2009. С. 156.

60 Тихонов А.Н. Биография Петра Григорьевича Тихонова. Л. 8 ; Эрастов Д.П., Тихонов А.Н. Основатель Лаборатории консервации и реставрации документов АН СССР Н.П. Тихонов // Сохранность документов: Сб. статей / под. ред.Т.Н. Богдановой. Л., 1987. С. 13.

61 Эрастов Д.П., Тихонов П.А., Чернина Е.С. Указ. соч. С. 27.

62 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

63 Разумный кинематограф и наглядные пособия. 1913. № 2. Стб. 33-36 ; 1914. № 4/5. Стб. 97-102, 101-108.

64 Эрастов Д.П., Тихонов П.А., Чернина Е.С. Указ. соч. С. 27.

65 Омский телеграф. 1915. № 31. С. 2 ; № 36. С. 3 ; № 43. С. 3.

66 Цыпкин Д.О. Указ. соч. С. 157.

67 Тихонов Н.П. Кинематограф в науке и технике // Кинематограф. М., 1919. С. 63-85 ; Его же. Техника кинематографа // Светопись. М., 1920. С. 27. (См.: Эрастов Д.П., Тихонов А.Н. Указ. соч. С. 15).

68 Тихонов Н.П. Изучение трудовых движений при помощи циклографического метода // Исследования. Сб. статей / под ред. Б. Бабина, А. Гастева, К. Кекчеева. М., 1923. Вып. I. С. 6.

69 Эрастов Д.П., Тихонов П.А., Чернина Е.С. Указ. соч. С. 28; Цыпкин Д.О. Указ. соч. С. 157.

70 Эрастов Д.П., Тихонов П.А., Чернина Е.С. Указ. соч. С. 28 ; Киногазета. 1923. № 4. С. 2; № 12. С. 2 ; 1924. № 4-5(20-21). С.2 ; № 33(49). С. 2.

71 Имеются в виду следующие статьи: «Кинематограф и наука» (Молодая гвардия. 1923. № 6. С. 183-191) ; «Новости западной кинотехники» (Кино-журнал АРК. 1925. № 1. С. 8-9) ; «Русская кино-литература (Там же. № 3. С. 41-42) ; «Америка в Тифлисе (как мы снимали американский цирк)» (Там же. № 9. С. 29) ; «Фотография» (Кино-фот. 1922. № 2. С. 4-5)

; «Кто изобрел кинематограф (Там же. № 5. С. 4-5) ; «Научная организация труда и кинопроизводство» (Пролеткино. 1923. №1-2. С. 30-31)

; «Первые шаги к новой эре» (Там же. 1924. № 2. С. 23) ; «Фотографическая выставка» (Кино-газета. 1924. № 22(38). С. 2) ; «Интервью с самим собой (Там же. № 37(53). С. 4) ; «Как снимаются «двойники»?» (Там же. № 44(60). С. 1) ; «Новости кинотехники (Там же. № 52(68),. С. 1) ; «Кинематограф и дети» (Там же. № 52(68). С. 2).

72 Тихонов Н.П. Фотография // Кино-фот. 1922. № 2. С. 5.

73 Цыпкин Д.О. Указ. соч. С. 167.

74 Эрастов Д.П., Тихонов П.А., Чернина Е.С. Указ. соч. С. 27.

75 Там же. С. 27-28.

76 Цыпкин Д.О. Указ. соч. С. 159.

77 Эрастов Д.П., Тихонов А.Н. Указ. соч. С. 14.

78 Цыпкин Д.О. Указ. соч. С. 159.

79 Эрастов Д.П., Тихонов П.А., Чернина Е.С. Указ. соч. С. 28 ; Эрастов Д.П., Тихонов А.Н. Указ. соч. С. 15.

80 Чернина Е.С. Возвращаясь к истокам. // Теория и практика сохранения памятников культуры. Сб. статей / под ред. Э.Г. Вершининой и Е.С. Черниной. СПб., 1998. С. 9.

81 Эрастов Д.П., Тихонов П.А., Чернина Е.С. Указ. соч. С. 29-30.

82 Цыпкин Д.О. Указ. соч. С. 181.

83 Тихонов А.Н. Биографические даты из жизни А.Н. Тихонова: рукопись, [конец 1970-х гг.] // Личный архив П.А. Тихонова. Л.3-5.

84 Годы становления: История ГОМЗа в 1920-30-е годы // ОАО «ЛОМО» : [офиц. сайт.] URL: http://www.lomo.ru/site/about/index. php?stid=157&any=y (дата обращения 01.12.2009).

85 Левитан И.И., Морозов Г.М. Заводу - полвека: Краткий очерк истории Государственного оптико-механического завода. Л., 1965. С. 83.

86 Государственный оптический институт; с 2005 г. - НПК «Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова».

87 Тихонов А.Н. Наука и производство: рукопись воспоминаний, б/д // Личный архив П.А. Тихонова. Л. 4-8.

88 Там же. Л. 9.

89 Тихонов А.Н. Точная фоторазметка на металле // Вестник металлопромышленности. 1940. № 10. С. 51-52.

90 Тихонов А.Н. Биографические даты из жизни А.Н. Тихонова. Л. 5-6

91 Тихонов А.Н. Наука и производство. Л. 10.

92 Тихонов А.Н. Биографические даты из жизни А.Н. Тихонова. Л. 6 ; Тихонов А.Н. Наука и производство. л. 10.

93 Тихонов А.Н. Наука и производство. Л. 10-11.

94 Тихонов А.Н. Наука и производство. Л. 11 ; Тихонов П.А. Указ. соч. С. 49.

95 Тихонов А.Н. Наука и производство. Л. 2.

96 С 1991 г. - Государственный музей политической истории России.

14

ПРИЛОЖЕНИЕ.

А.Н. Тихонов

БИОГРАФИЯ ПЕТРА ГРИГОРЬЕВИЧА ТИХОНОВА1

Известно, что два брата Тихоновы, Алексей Андреевич и Григорий Андреевич имели детей. Первый брат - Владимира Алексеевича2 и Алексея Алексеевича3. Второй брат - Ивана Григорьевича, Елизавету Григорьевну, Варвару Григорьевну, Петра Григорьевича.

Мой дед - Петр Григорьевич приехал в г. Вятку из г. Казани. В Вятке он женился на сироте, дочери священника - Ермионии Ивановне. От этого брака у них родились дети: Николай (1884 г.), Александра (1890 г.), Валентина (1892 г.), Ольга (1894 г.), Алексей (1896 г.), Анна (1899 г.).

Николай Петрович Тихонов - мой отец. Александра Петровна вышла замуж за Першакова Александра Александровича, и от этого брака родились дети: Михаил (1914) и Нина (1917).

Валентина Петровна вышла замуж за Макарова Александра Николаевича, и от этого брака родилась дочь Елена.

Ольга Петровна вышла замуж за Жвакина Александра Михайловича, и от этого брака родились: Кин, Людмила, Игорь, Евгений. Алексей Петрович умер в 1919 году, детей не имел. Анна Петровна замужем не была и детей не имела.

Из всех моих родственников наиболее близкими мне были Валентина Петровна и Анна Петровна, остальные жили далеко, и связи я с ними почти не имел. Все мои родственники из Вятки уехали уже в молодые годы. Дедушка, Петр Григорьевич, после смерти жены вторично женился и дети оставили родительский дом. Большое хозяйство деда пришло в упадок и его окончательная судьба точно неизвестна.

Дед мой, Петр Григорьевич, имел основательные познания по фотографии, он учился у Казанского фотографа, и по химии. После женитьбы решил он завести собственную фотографию и у заезжего фотографа купил оборудование и «секреты» этого ремесла. В те времена фотографировали на «мокром коллодионе», а печатали на «дневных бумагах», выставляя рамки на дневной свет. Рассказывают, что столовые серебряные ложки он превратил в азотнокислое серебро, необходимое для процесса, а золотые обручальные кольца в соли золота, нужные для вирирования дневных бумаг. Одним словом, П[етр] Григорьевич] со свойственной ему решительностью приступил к занятиям фотографией.

Дело он вел широко и успешно, свидетельством тому является бланк фотографии, на котором значатся награды за фотографии на различных выставках, например, «Сибирская выставка промышленности в г. Екатеринбурге (1887 г.)».

Позднее дед получил медали и от других организаций и от Французской Академии промышленности и коммерции.

Имеется фотография собственного Тихоновского дома на Московской улице, где были фотография и магазин писчебумажных принадлежностей. Бабушка завела этот магазин потому, что он давал более постоянный доход по сравнению с фотографией деда.

Петр Г ригорьевич интересовался всем новым. В его доме впервые применяли многие изобретения и в фотографии, и в быту. Он первый завел ацетиленовое, а затем и электрическое освещение. Покупал у германских фирм дорогие объективы, делал снимки сибирских мостов на пластинках большого формата. Был в фотографии и фотоувеличитель с солнечным светом, т.н. «Гелиостат». Стоял он на огороде, и мальчишки следили, чтобы солнечные лучи попадали в осветитель. Для этого служили две ручки, управляющие поворотом и наклоном прибора.

Бывало, что Николай часами сидел около гелиостата. И на дневной бумаге появлялись чудесные увеличенные портреты. Странные способы получения фотографий отличались сложностью и трудоемкостью, но зато и давали высокое качество изображений.

Все эти затеи не приносили дохода, но зато делали фотографию Тихонова одной из лучших.

Хозяйственная деятельность ложилась на плечи бабушки. Это была умная и очень добрая женщина, ее уважали и ценили в городе, а дедушки боялись и считали чудаком. Его вспыльчивый и деспотический характер тяжело отражался на семье. Приведу несколько рассказов о жизни в семье Тихоновых.

Обед и галлюцинация

Обед в семье совершался в строго определенное время. За стол садилось человек 20-25, тут была вся семья и мастера, репетиторы и мальчики-ученики. Все столовались вместе. К определенному часу люди приходили в столовую, рассаживались на свои места и ждали Петра Григорьевича. На кухне все должно быть готово, и кухарка и няня напряженно ждали, как пройдет обед. Дед обычно приезжал или приходил из церкви, где он был казначеем. Он проходил мимо двери столовой, переодевался, входил в столовую и обед начинался. Однажды, когда его уже долго ждали, все увидели или вернее почувствовали, что он прошел мимо дверей, но не появлялся в столовой. Когда его не было еще долго, бабушка послала посмотреть, где он и почему всё задерживается.

Через несколько минут посланный, бледный и испуганный, вернулся и сказал, что П[етра] Григорьевича] в комнате нет и он не проходил мимо. Действительно, П[етра] Григорьевича] задержало что-то в городе, и он через несколько минут приехал. Так произошло потому, что многим людям, томительно его ожидавшим, показалось, что он приехал и прошел мимо двери. Дедушка очень строг был к качеству изготовления пищи и вообще к порядку в столовой. Известна его проделка, когда он шел и выливал суп в постель кухарки, а потом ехал и покупал ей новое одеяло.

В гневе он мог натворить многое, бывали случаи, что сбрасывал он со стола посуду вместе со скатертью, а потом ему было совестно. Детям часто «попадало на орехи», и только заступничество мамы спасало от порки. Как-то Коля и Александра взяли из фотопавильона «Макартовский букет», это был букет из засушенных цветов, зажгли свечку и стали ходить по комнатам, что-то напевая. От неосторожного обращения с огнем букет вспыхнул, кто-то из взрослых подбежал и затоптал огонь ногами, букет был погублен, а это была дорогая вещь, необходимая для съемки. С трепетом ждали, что сделает П[етр] Григорьевич]. А он вошел, встревоженный, со словами: «Император скончался!» (Александр III). А когда узнал, что дети ходили со свечкой и букетом и пели, решил, что это предчувствие беды. И наказание не состоялось. Петр Григорьевич был ярый монархист, он считал, что и в семье, и в государстве, и в мире должен быть «высший руководитель!».

Как-то участковый надзиратель пришел к П[етру] Григорьевичу] и резко потребовал от него, чтобы тротуар перед домом посыпали золой, - очень скользко. П[етр] Григорьевич] ответил: «Посыпать не буду!». Так продолжалось несколько дней, пока дело не дошло до высшего начальства. В дом приехал какой-то высокий чин, он подошел

15

Фотография. Изображение. Документ. Вып. 2 (2)

«к ручке» бабушки и просил ее «воздействовать» на П[етра] Григорьевича]. Бабушка вызвала П[етра] Григорьевича] и сказала ему, что до чего же дело дошло, если «Сам» принужден заезжать к ним. П[етр] Григорьевич] приветствовал приехавшего и сказал, что у него есть жалоба на подчиненного ему «квартального», что сей представитель власти явился к нему и требовал: «посыпать тротуар золой». А в правилах по городу сказано: «Посыпать тротуары только чистым речным песком!», что и готов П[етр] Григорьевич] исполнить незамедлительно! Понятно, посмеялись над незадачливым квартальным, а по городу пошел еще один анекдот о чудачествах Тихонова.

Мой отец вспоминает и такое дело. На пасхе, желая устроить иллюминацию, П[етр] Григорьевич] и папа добыли большую бутыль газообразного кислорода. Объявили, что вечером у Тихоновых на балконе будет гореть сталь. Взяли стальную проволоку, накалили ее и вставили на пробке в бутыль. Сталь загорелась в атмосфере кислорода ярким, ослепительным светом. Но через несколько секунд раздался оглушительный взрыв, это на мелкие кусочки разорвало бутыль. Оказывается, в спешке забыли в пробке сделать запасное отверстие, и бутыль разорвало. Хорошо, что и сами горе-экспериментаторы, и зрители остались целы.

Второй крупный взрыв произошел от применявшегося тогда ацетилена. Лампа на ацетилене перестала гореть и распространяла вонь. П[етр] Григорьевич] со злости бросил ее в форточку во двор. Лампа попала в сугроб и провалилась в него. Через некоторое время шел по двору репетитор, он заинтересовался, что такое шипит в снегу, подошел к ямке и чиркнул спичку. Раздался взрыв. От сотрясения воздуха полетели стекла в окнах. Оказывается, ацетилен выделился, смешался с воздухом и образовал гремучую смесь. Зимой без стекол - такой конец ацетиленового освещения.

Были «опыты» и похуже. Как-то, накопив большое количество отходов хлористого серебра, собрали его в комок и отправились в кузницу, стоявшую на горе, добывать чистое серебро. Для этого хлористое серебро смешивают с древесным углем и в горне переплавляют. Дело было к вечеру, стояла сырая осенняя погода, - туман и безветрие. П[етр] Григорьевич] помешивал сплав, а Н[иколай] П[етрович] усиленно качал воздуходувные меха. Через некоторое время они услышали, что на улице творится что-то неладное: из-под горы неслись тревожные крики и ругательства. П[етр] Григорьевич] вышел из кузницы и сразу же понял, что они натворили. После разложения хлористого серебра вместе с дымом газообразный хлор устремился на воздух, а там, смешавшись с туманом, пополз вниз, под гору, к домикам обывателей. Началась форменная газовая атака. Люди выскакивали из домов, кашляли, чихали и не знали, что за напасть! Естественно, люди начали уходить к горе и если бы... П[етр] Григорьевич] залил горн водой, и они срочно покинули кузню.

В бане при доме П[етр] Григорьевич] не любил мыться, считая, что это для женщин и детей. Выход в городские бани совершался в большой мужской компании. На всякий случай П[етр] Григорьевич] брал с собой стручок красного перца. Если в бане было много народа и компании не хватало общего удобного места, то П[етр] Григорьевич] заваривал стручок кипятком, прикрывал его веником и слегка подливал воду к соседям. Через некоторое время соседи начинали ерзать и покидали место, выбирая другое, а приятели П[етра] Григорьевича], давясь от смеха, постепенно занимали вакантные места!

Любил П[етр] Григорьевич] всякую живность и не мешал Н[иколаю] П[етровичу] заводить музей на чердаке.

Во дворе жил медвежонок. П[етр] Григорьевич] был хо-

роший охотник и меткий стрелок. Сам он всегда носил чемоданчик, похожий на докторский. В нем он переносил деньги из церкви и пистолет. Ходил в «крылатке» и всегда имел зонтик. Медвежонок вырос и начал «проказить»: он очень любил пьяниц, которых валил на землю и лизал им лицо. Однажды дворник поднял крик: «Медведь человека задрал!» И действительно, на земле лежал человек, мишка сидел рядом, сосал лапу, лизал лицо человека, и сам он и человек были покрыты кровью. Попробовали к мишке подойти, а он размахивает лапами, не подпускает и лижет кровь.

П[етр] Григорьевич] бросился в дом за ружьем, но тут его взор упал на берестяную котомку, подмятую под человека, а из котомки «кровь текла ручьем». П[етр] Григорьевич] начал смеяться и ругать всех пьяниц на свете. Оказывается, крестьянин пришел продавать клюкву, она была у него в коробе. Человек подвыпил, а медведь это почуял и пошел на него. Со страху крестьянин споткнулся, упал, а медведь подмял короб под себя, раздавил ягоды и давай их лапами загребать и совать в пасть. Измазал полумертвого от страха пьянчужку и начал лизать ему лицо и мазать его соком клюквы.

Были в жизни семьи и тяжелые моменты. Во время черносотенных погромов, возникших в г.Вятке, П[етр] Григорьевич] прятал у себя евреев. А сам выходил с иконами к воротам. Он был христианин и считал, что бог у всех людей один, а только вера разная. Поэтому он разрешал моему отцу и всем детям дружить с евреями. Известный впоследствии режиссер Давид Гутман (Ленинград) и актриса Сара Салин вместе с детьми Тихонова устраивали любительские спектакли во дворе. Представляли и цирк, и П[етр] Григорьевич] не мешал детям развлекаться. Приходило много народа. Театр для многих из этих детей стал призванием на всю жизнь.

В 1906 г. П[етр] Григорьевич] серьезно поссорился с сыном Николаем на политической почве. П[етр] Григорьевич] настолько вспылил, что хотел застрелить сына. Бабушка очень переживала разрыв и уговорила деда отправить сына в г.Екатеринбург, где дед намеревался открыть фотографию. Так и сделали, и с этой поры началась самостоятельная жизнь моего отца. В 1907 году он женился, а в 1908 году 14 октября (ст.ст[иля]) родился я. Дедушка гордился рождением первого внука - Тихонова и проявлял большую заботу, не свойственную ему ранее, когда я захворал, находясь в гостях у него в Вятке. Видимо, потеря жены и постепенный уход всех детей сломили его непокорный и дикий характер.

Точных сведений о конце жизни Петра Григорьевича нет. Видимо, он был арестован, как владелец большой фотографии и дома, и умер в тюрьме или ссылке. Жители Вятки рассказывали, что его везли куда-то вместе с другими арестованными, а куда - никто не знал.

Мой отец отличался, наоборот, удивительным спокойствием и справедливостью, но сохранил необычайную энергию в творчестве и стремление к научной работе и педагогике, основанной не на догме, а на поиске нового.

Интересно, что фотография, ставшая случайно профессией деда, получила развитие у его сына и перешла ко мне.

Почти столетие Тихоновы работают по фотографии, и было бы очень интересно, чтобы кто-нибудь из «маленьких Тихоновых» изучил бы эту же профессию и посвятил бы ей свою жизнь.

1 Публикуется по рукописи из личного архива П.А. Тихонова. Авторизованная машинопись. Ленинград, январь 1969 г.

2 В ркп. примечание (1): «В.А. Тихонов - драматург, писал для В.Ф. Ко-миссаржевской (1857-1914)».

3 В ркп. примечание (2): «А.А. Тихонов - драматург, писатель, известный под псевдонимом "Луговой”».

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.