Научная статья на тему 'СЕМЬЯ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ'

СЕМЬЯ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовное развитие / нравственное воспитание / семья / роль семьи / личность / формирование / spiritual development / moral education / family / the role of the family

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фазира Ажибаева

В данной статье впервые дается классификация семей и каждая из них анализируется с точки зрения предоставления возможностей духовного развития и нравственного воспитания детей. На основе исследования практики, выявлены четыре типа семей: 1. Традиционная семья. 2. Авторитарная семья. 3. Смешанная семья. 4. Гендерно-ориентированная семья. Каждая из них рассматрена подробно, выявлены преимушества и недостатки каждой с позиции духовно-нравственного воспитания детей. Данная статья, на наш взгляд даст повод для размышления о роли семьи в жизни каждого ребёнка. Ведь именно семья имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития отношений между ребёнком и родителями. Мы, взрослые, педагоги и родители, всегда должны помогать детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY AS A CONDITION FOR SPIRITUAL DEVELOPMENT AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN

In this article, for the first time, a classification of families is given and each of them is analyzed from the point of view of providing opportunities for the spiritual development of the moral education of children. Based on the study of practice, four types of families have been identified. 1.Traditional family. 2. Authoritarian family. 3. Mixed family. 4. Gender-oriented family. Each of them is considered in detail, the advantages and disadvantages of each are identified from the standpoint of the spiritual and moral education of children. More precisely, it is an ideal way to reflect on the role of seven in the life of every child. After all, the family is the great importance for formation of the personality of child, the strengthening and development of relations between the child and parents. Exactly adults, parents and teachers, who must help children understand the importance of family it is to love and respect family.

Текст научной работы на тему «СЕМЬЯ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Педагогика

УДК 37.018.26

Б01: 10.52754/16947452_2022_2_157

СЕМЬЯ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Ажибаева Фазира Анваридиновна,преподаватель, Ошский государственный университет,

Ош, Кыргызстан

Аннотация. В данной статье впервые дается классификация семей и каждая из них анализируется с точки зрения предоставления возможностей духовного развития и нравственного воспитания детей. На основе исследования практики, выявлены четыре типа семей: 1. Традиционная семья. 2. Авторитарная семья. 3. Смешанная семья. 4. Гендерно-ориентированная семья. Каждая из них рассматрена подробно, выявлены преимушества и недостатки каждой с позиции духовно-нравственного воспитания детей. Данная статья, на наш взгляд даст повод для размышления о роли семьи в жизни каждого ребёнка. Ведь именно семья имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития отношений между ребёнком и родителями. Мы, взрослые, педагоги и родители, всегда должны помогать детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.

Ключевые слова: духовное развитие, нравственное воспитание, семья, роль семьи, личность, формирование.

УЙ-БУЛЭ БАЛДАРДЫН РУХАНИЙ ЭНУГУУСУНУН ЖАНА АДЕП-АХЛАК ТАРБИЯСЫНЫН ШАРТЫ КАТАРЫ

Ажибаева Фазира Анваридиновна, окутуучу, Ош мамлекеттик университети, Ош, Кыргызстан

Аннотация: Макалада биринчи жолу Yй-бYлвлврдYн классификациясы берилип, ар бири балдарды руханий жактан внYктYPYY жана адеп-ахлактык тарбиялоо квз карашынан талдоого алынат. Практиканы изилдввнYн натыйжасында Yй-бYлвлврдYн тврт тиби аныкталды: 1. Салттык Yй-бYлв. 2. Авторитардык Yй-бYлв. 3. Аралаш Yй-бYлв. 4. Гендердик-ориентациясы бар Yй-бYлв. Ар бири майда-баратына чейин каралып, балдарды руханий жактан внYктYPYY жана адеп-ахлактык тарбиялоо квз карашынан артыкчылыктары жана кемчиликтери кврсвтYлдY. Тагыраак айтканда, бул макала, ар бир баланын жашоосундагы Yй-бYлвнYн ролу жвнYндв ой жугуртуунун идеалдуу жолу. Анткени, дал ушул Yй-бYлв, баланын инсан катары калыптануусу YчYн, ата-эне менен баланын мамилесинин бекем болушу жана внYгYYCY зор мааниге ээ. Биз, чоцдор, окутуучулар, ата-энелер, ар убак балдарга Yй-бYлвнYн баркын тYШYндYPYYгв жардам берYY менен бирге, балдарды Yй-бYлвнYн ар бир мYЧвCYн CYйYYгв жана сыйлоого тарбиялоо.

Ачкыч свздвр: руханий внYгYY, адеп-ахлактык тарбия, YйбYлв, личность, Yй-бYлвнYн ролу.

FAMILY AS A CONDITION FOR SPIRITUAL DEVELOPMENT AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN

Ajibaeva Fazira Anvaridinovna, teacher, Osh State University, Osh, Kyrgyzstan

Abstract: In this article, for the first time, a classification of families is given and each of them is analyzed from the point of view of providing opportunities for the spiritual development of the moral education of children. Based on the study of practice, four types offamilies have been identified. 1.Traditional family. 2. Authoritarian family. 3. Mixed family. 4. Gender-oriented family. Each of them is considered in detail, the advantages and disadvantages of each are identified from the standpoint of the spiritual and moral education of children. More precisely, it is an ideal way to reflect on the role of seven in the life of every child. After all, the family is the great importance for formation of the personality of child, the strengthening and development of relations between the child and parents. Exactly adults, parents and teachers, who must help children understand the importance of family it is to love and respect family.

Keywords: spiritual development, moral education, family, the role of the family.

Введение

Задачи духовного развития, нравственного воспитания, совершенствование человека всегда и во все времена волновали общество, государство. Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить насилие, жестокость, бескультурность, лицемерие, подхалимство, двуличность, проблема духовного развития и нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты духовно-нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями, глобализацией и информатизацией общества. Большинство учащихся наполнены скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями, пессимизмом и негативом. Представления подрастающего поколения о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными.

Материалы и методы исследования

В ходе данного исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и кросс-культурный анализ литературы отечественных и зарубежных авторов, обобщение передового опыта обучения и воспитания подрастающего поколения, анализ полученных данных на основе теории интуитивной логики.

Результаты и обсуждения.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли такие волшебные слова, как честность, доброта, человечность, гуманность, толерантность, спокойствие,

взаимопонимание, взаимоподдержка, любовь. Исчезла духовность, доверие друг к другу. Духовно-нравственное воспитание - это один из главных аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями национальных и общечеловеческих духовных ценностей и претворение их в практическое действие и поведение.

В системе образования, духовно-нравственное воспитание представляет собой педагогически грамотно организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей, а также культурных, духовных и нравственных ценностей общества. В национальной программе, посвященной году "Духовно-нравственное развитие и физическое воспитание молодежи", утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики, духовное развитие, нравственное и физическое воспитание, а также социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соотвествии с Законом Кыргызской Республики "Об образовании".

Термин "духовность" употребляется в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда его относят лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность -это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, честным, милосердным, нравственно уровновешенным, толерантным, культурным, умение прошать - это и есть духовность. Это качество общечеловеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими прошлыми достижениями.

Духовность - это "устремление человека к тем или иным высшим ценностям, смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности" [1]. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе честности, доброты, истины, красоты, гармонии. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие принципиальную основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий учителя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности молодого человека.

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности "Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение"[2].

В сфере семейных отношений происходит модернизация -возникновение новых, утрата старых социальных образцов. Разламывается личная и нравственная идентичность молодого поколения [3]. Это тем более актуально сегодня, когда в общеобразовательные школы детей приводят родители, значительная часть которых сама родилась и выросла в условиях нравственного вакуума 1990-х гг. и не смогла получить качественного образования и воспитания [4].

Народная педагогика, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные традиции. Отражая общечеловеческие идеи и ценности, народная педагогика отражает особенности каждой нации. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы» [5]. Перефразировав слова Ф.М. Достоевского можно сказать: «Если ничего не свято, то все позволено».

По результатам исследования, проведенного Институтом социологии РАН, 55% молодежи, то есть большинство, готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Большая часть молодых людей сейчас не считают аморальным поведением проституцию, обогащение за счет других, пьянство, получение взятки, коррупцию, аборт, супружескую измену, сплетни, заказное убийство. Сегодня все чаще для молодых людей приоритетом становится свободная и роскошная жизнь, добывание финансовых средств любыми способами. Происходит навязывание философии гедонизма, для которой смыслом жизни становится получение удовольствия любой ценой, непрестанные развлечения, бегством от реальной жизни в мир иллюзий. К тому же вторжение в жизнь интернета заменяет людям живое общение. В юности каждый человек начинает искать смысл своей жизни, а в настоящее время смысл этот разрушается информационно-коммуникационной технологией, путем террора и пропаганды насилия, показом различных способом преступления, распущенности нравственных

устоев, разврата, извращений, обмана - безумия, и это очень осложняет поиск себя для молодого человека. Если мы не будем анализировать сложившуюся ситуацию сегодня - то, естественно, можем остаться без будущего.

Невысокий социально-экономический уровень большинства трудовых семей, когда оба родителя озабочены решением проблем выживания, основное время тратится на добывание средств к существованию (зарплаты, продуктов питания, одежды, коммунальных услуг и т.д.), сводит общение с ребенком к минимуму и снижает воспитательный потенциал семьи. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль, социальная напряженность, неуверенность в завтрашнем дне, угрозе сокращения рабочего места, боязнь заболеть, финансовая неграмотность, приводящие людей в состояние повышенного стресса. Все перечисленные негативы подводят семьи к кризису, как фундаментального из социальных институтов и как бесподобного гаранта благосостояния и сохранения моральных ценностей.

Причины кризиса семьи лежат не столько в экономической сфере, психологии или даже психиатрии, сколько в духовном и нравственном аспекте, которые формируются собстенными усилиями и действиями.

В обществе неуловимым темпом изчезает представления о высших ценностях и идеалах:

- пренебрежение духовными законами,

- агрессивный информационный поток,

- навязывание философии гедонизма, то есть получения удовольствия любой ценой,

- стихийные рыночные отношения,

- ориентация на индивидуализацию воспитания,

- социальная и личная, материальная и финансовая нестабильность, Один из главных выходов из сложившейся кризисной ситуации -

возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания, основанные на национальных и общечеловеческих ценностях. Лучшее наследство, которое могут родители оставить своим детям, есть хорошее воспитание, оно имеет гораздо большую ценность, чем материальное богатство.

На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывается последующая социальная и духовная состоятельность личности ребенка. Единственный институт, который может воспитать порядочного семьянина - это семья. Поведение, отношение родителей воспринимается детьми как необходимое условие благополучного взросления. В семье рождается чувство живой преемственности поколений,

ощущение причастности к истории своей нации, прошлому, настоящему и будущему своей страны, своей родины.

Надо иметь в виду, что семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость, честность или лицемерие, двуличность или прямота у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов и племени, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

Для каждого из членов семьи семья является школой любви и постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви. К сожалению, сегодня семья испытывает значительные трудности в реализации своего воспитательного, развивающего и формируюшего потенциала. Из-за обострения кризисной ситуации утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного "крестоношения", жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовно-нравственной общности с детьми. И семья, являющаяся самой естественной и благородной для растущего человека средой сегодня низведена до примитивного уровня одевания, питания, решения материальных потребностей и наказания. Произошли кординальные деформации в психологии людей, которые стали следствием недостаточного материнского и отцовского тепла, атмосферы счастья, позитивного отношения.

Проведенные нами исследования показали, что духовное развитие детей и их нравственная воспитанность в некоторой степени зависит и от типов семей. За годы независимости стран СНГ, в частности в Кыргызстане появилось 4 типа семей: 1. Традиционная семья. 2. Авторитарная семья. 3. Авторитарно-традиционная смешанная семья. 4. Гендерно-ориентированная семья. Далее на фоне духовного развития и нравственного воспитания детей в семье, рассмотрим каждый из этих типов.

Традиционная семья - это семья, в которой все решения зависят от сложившейся традиции, основанные на половые различиях, где каждый член данной семьи занимается своим делом в семье, в зависимости от пола. В такой семье обязанности делятся на 2 группы: мужские и женские. Мужчины в такой семье не вмешивается в женские дела, в свою очередь и

представители женского пола тоже не вмешиваются в мужские. Духовное развитие и нравственное воспитание происходит отдельно. Например, мужчины занимаются огородом, сажают, поливают, собирают урожай,а женщины выполняют домашние дела - готовят пищу на завтрак, обед, ужин, моют посуду, занимаются уборкой комнат, гладят одежду, стирают и т.д. Здесь отец руководит мальчиками, а мать - девочками. Отец и мать отмечают дела и распределяют обязанности между мальчиками и девочками. Плановый подход здесь почти отсутствует. Домашние дела практически не планируются.

Авторитарная семья - семья, в которой решение всех вопросов зависит от ее главы. Главой может стать один из супругов - муж или жена. Глава семьи занимается распределением обязанностей и домашних дел, остальные члены исполняют их. Как показывает практика, глава семьи максимально освобождает себя от домашних дел и занимается только контролем результатов других членов семьи - применяет меры, указывает что делать, но сам не является при этом образцом. В такой семье царствует негатив, сильная зависимость от главы семьи, поэтому все члены семьи знают, что их предложение и возможности не учитывается главой, следовательно, они замкнуты. Иногда наблюдается деспотизм со стороны главы семьи, не зависимо от пола - жена или муж. Духовное развитие членов авторитарной семьи довольно ситуативное. В данной семье глава составляет список дел, распределяет их между другими членами. Очень низкий уровень демократичности. В составлении списка дел дети не участвуют.

Смешанная семья - это авторитарно-традиционная семья. В данном типе семьи царствует традиции, связанные с полом членов семьи и авторитаризм в управлении, распределении обязанностей, глава семьи распределяет все домашние дела и контролирует, независимо, мужское или женское это дело. Каждый член семьи занимается своим делом, а результат проверяется главой семьи. В данной семье, как в предыдушей, обязанности не обсуждаются, а распределяются и выполняются. Духовное развитие и нравственность детей зависит от поведения главы семьи и традиций. Здесь очень высокий уровень авторитарности в отношении членов семьи. В определении обязанностей дети не участвуют.

Гендерно-ориентированная семья - это демократическая семья, где все обязанности и дела семьи обсуждается вместе, каждый выбирает себе обязанности в зависимости от "зоны ближайшего развития". Здесь доминируют правила, которые приняты совместно с членами семьи на общем собрании семьи. В данном виде семьи домашние дела и соответствующие обязанности распределяются не зависимо от пола, а наоборот, в зависимости от опыта выполнения, знаний, умений и навыков. Здесь взаимоотношение

между членами семьи выстраивается на основе взаимопонимания, уважения, доброты, честности, бескорыстности, любви. В данном случае отсутствует критика как со стороны взрослых, так и детей. В этой семье царствует позитивное отношение, терпеливость, толерантность, комплименты, поддержка самооценки, творчество. Все дела планируются заранее, в процессе планирования участвуют все, без исключения. Кроме того, в этой семье разрабатывается "Золотые правила", которые вывешиваются на видном месте. Дети помогают своим родителям в выполнении обязанностей, если есть необходимость в этом [6].

Выводы

И так, у всех типов семьи есть свои преимущества и недостатки с точки зрения духовного развития и формирования нравственности детей. Но, как видно из вышесказанного, у гендерно-ориентированной семьи большие возможности для духовного развития и нравственного воспитания детей. В конце хотелось бы сказать, что изменения в обществе - научнотехнические, культурные, бытовые - настолько быстры и значительны, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, отличном от того, в котором живут их родители. Поэтому и эффективность воспитания подрастающего поколения должна оцениваться не столько по тому, сумели ли мы подготовить его самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения, сколько по тому, какие духовнонравственные ценности и приоритеты были сформированы

Литература:

1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4 / [сочинение] Владимира Даля. - 2-е издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. - Санкт-Петербург; Москва: издание книгопродавца-типографа М. О. Вольфа, 1880-1882. 4 т.

2. Харламов, И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. 520 с.

3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе. Православная педагогика: Традиции и современность. Сборник лекций и докладов В Г П У, 2000.

4. Данилюк, А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы. 4-5 классы

5. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики. Москва: У Р А О, 2002.

6. Алимбеков Акматали. Кыргыз коому жана балдар. // Вестник Ош Г У. № 1-4 2020.С.38-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.