Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА'

ОБРАЗОВАНИЕ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опека / попечительство / полномочия органов опеки и попечительства / надзор / органы местного самоуправления / права и обязанности органов опеки и попечительства / trusteeship / powers of guardianship and guardianship bodies / local governments / rights and obligations of guardianship and guardianship bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Динара Джунусова, Манасбек Абдиллаев

В статье рассматриваются вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание. Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой представляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан. Говоря о сущности опеки и попечительства, необходимо отметить, что они взаимосвязаны, так как благоприятные условия семейного воспитания включают в себя и бережное отношение к личным правам подопечного ребенка, заботу и его содержание, охрану его имущественных прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION, FUNCTIONS,TASKS AND POWERS OF GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP AUTHORITIES

The article deals with the issues of the placement of children left without parental care, historically attracted the attention of the state and the public. The main goal of improving the traditional system of placement of children left without parental care is to ensure and harmonize the interests of the child and the person who took him for upbringing. Guardianship (trusteeship), on the one hand, makes it possible to arrange the fate of the child in conditions close to living in a family, on the other hand, it provides an opportunity to establish control over the observance of the rights and interests of citizens.Speaking about the essence of guardianship and guardianship,it should be noted that they are interconnected, since favorable conditions for family education include respect for the personal rights of the child under care, care and maintenance, protection of his property rights.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА»

УДК: 347.64

ОБРАЗОВАНИЕ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ

ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Джунусова Динара Абдалимовна, к.ю.н., доцент Ошский государственный университет E-mail: dinara81@,inbox. ru Ош, Кыргызстан Абдиллаев Манасбек Абдыганиевич

магистрант,

Ошский государственный университет E-mail: : abdalimovna8l@mail.ru Ош, Кыргызстан

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, исторически привлекали внимание государства и общественности. Основной целью совершенствования традиционной системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение и гармонизация интересов ребенка и лица, взявшего его на воспитание. Опека (попечительство), с одной стороны, дает возможность устроить судьбу ребенка в условиях, приближенных к проживанию в семье, с другой - представляет возможность устанавливать контроль за соблюдением прав и интересов граждан. Говоря о сущности опеки и попечительства, необходимо отметить, что они взаимосвязаны, так как благоприятные условия семейного воспитания включают в себя и бережное отношение к личным правам подопечного ребенка, заботу и его содержание, охрану его имущественных прав.

Ключевые слова: опека, попечительство,полномочия органов опеки и попечительства, надзор, органы местного самоуправления, права и обязанности органов опеки и попечительства.

К4МКОРЧУЛУК ЖАНА КОЗОМОЛЧУЛУК БИЛИМИ, ФУУНКЦИЯЛАРЫ, МИЛДЕТТЕРИ ЖАНА ЫЙГАРЫМ УКУКТАРЫ

Джунусова Динара Абдалимовна, ю.и.к., доцент Ош мамлекеттик университети Эл. почта: dinara81@inbox.ru.

Ош, Кыргызстан Абдиллаев Манасбек Абдыганиевич,

Магистрант, Ош мамлекеттик университети Ош, Кыргызстан E-mail: abdalimovna81@,mail. ru

Аннотация: Макалада ата-энесинин камкордугусуз калган балдарды жайгаштыруу маселелери каралып, тарыхый жактан мамлекеттин жана коомчулуктун квЦYЛYн бурган. Ата-энесинин камкордугусуз калган балдарды жайгаштыруунун салттуу системасын вркYндвтYYHYн негизги максаты баланын жана аны тарбиялоого алган адамдын кызыкчылыктарын камсыз кылуу жана шайкеш келтирYY болуп саналат. Камкорчулук (квзвмвлчYЛYк) бир жагынан, баланын тагдырын Yй-бYлвдв жашоого жакын шарттарда уюштурууга мYмкYндYк берсе, экинчи жагынан, баланын укуктарын жана таламдарын сактоого квзвмвлдY орнотууга мYмкYндYк берет. жараКамкорчулук менен квзвмвлчYЛYктYн мацызы жвнYндв свз кылып жатып, алар вз ара байланышта экендигин белгилей кетYY керек, анткени Yй-бYлвдв тарбиялоонун жагымдуу шарттары камкордукка алынган баланын жеке укуктарын сактоо, камкордукка алуу жана багуу, анын мYлктYк укуктарын коргоону камтыйт.

Ачкыч сездер камкорчулук, камкорчулук, камкорчулук жана квзвмвлчYЛYк органдарынын ыйгарым укуктары, квзвмвл, жергиликтYY вз алдынча башкаруу органдары, камкорчулук жана квзвмвлчулук органдарынын укуктары жана милдеттери.

EDUCATION, FUNCTIONS,TASKS AND POWERS OF GUARDIANSHIP AND GUARDIANSHIP AUTHORITIES.

Zhunusova Dinara Abdalimovna, Candidate of law, docent,

Osh State University, E-mail: dinaraHiainbox. ru Osh, Kyrgyzstan Abdillaev Manasbek Abdyganievich Master's student, Osh State University, E-mail: abdalimovnaHia mail.ru

Osh, Kyrgyzstan

Abstract: The article deals with the issues of the placement of children left without parental care, historically attracted the attention of the state and the public. The main goal of improving the traditional system of placement of children left without parental care is to ensure and harmonize the interests of the child and the person who took him for upbringing. Guardianship (trusteeship), on the one hand, makes it possible to arrange the fate of the child in conditions close to living in a family, on the other hand, it provides an opportunity to establish control over the observance of the rights and interests of citizens.Speaking about the essence of guardianship and guardianship,it should be noted that they are interconnected, since favorable conditions for family education include respect for the personal rights of the child under care, care and maintenance, protection of his property rights.

Keywords:guardianship, trusteeship, powers of guardianship and guardianship bodies, supervision, local governments, rights and obligations of guardianship and guardianship bodies,

Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным, или опекунам, или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта КР, органами местного самоуправления и территориальными органами органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством

формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством КР.

Органы опеки и попечительства относятся к органам местного самоуправления. Постановления, касающиеся опеки и попечительства -назначение опекуна или попечителя, его освобождение, отстранение от должности и другие вопросы, глава местной администрации выносит единолично. Его постановление обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, общественными организациями, как любое другое постановление административного органа. При этом не имеет значения, где оно вынесено. Оно действительно на всей территории государства и не нуждается в подтверждении.

Для установления опеки (попечительства) органы опеки и

попечительства должны располагать информацией о необходимости их

участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному

лицу. Источником получения этой информации могут служить сигналы

органов социальной защиты, правозащитных органов, полиции, органов

ЗАГС, жилищных органов, суда, прокуратуры, заявления соседей,

родственников и просто посторонних граждан. Эти сигналы немедленно

должны проверяться органами опеки и попечительства по месту нахождения

нуждающегося в их помощи гражданина для принятия необходимых мер

защиты. Степень обязательности информации о попавших в бедственное

положение недееспособных, ограниченно дееспособных граждан зависит от

характера деятельности организаций, получивших соответствующую

информацию, наличия или отсутствия родственных связей гражданина с

лицом, нуждающимся в помощи со стороны государства. Для большинства

организаций, так или иначе охраняющих права граждан, поставить в

58

известность о случившемся органы опеки и попечительства - обязательная часть их работы, их профессиональный долг. Особое место принадлежит суду, который решает вопрос о признании гражданина полностью или ограниченно дееспособным.

Органы опеки и попечительства после поступления соответствующего заявления выясняют, обладает ли претендент на роль опекуна или попечителя соответствующими, прежде всего нравственными, качествами, необходимыми для выполнения обязанностей по опеке или попечительству. Что же касается уровня образования, профессии, материальной обеспеченности, жилищных условий будущего опекуна или попечителя, то они не имеют решающего значения для назначения опекуном или попечителем. Особой тщательностью должен отличаться подбор опекуна или попечителя в случаях, когда заявитель был отстранен от обязанностей опекуна или попечителя, или если он являлся усыновителем и усыновление отменили по его вине, либо когда у него были отобраны по суду собственные дети. Все эти обстоятельства обычно говорят об отсутствии у будущего опекуна или попечителя необходимых для надлежащей опеки или попечительства качеств.

Методы и материалы исследования:

Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, уполномоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи. Такой надзор обязателен и касается всех категорий недееспособных. Осуществляя его, органы опеки и попечительства тем самым сводят к минимуму возможность безразличного отношения опекуна (попечителя) к своему подопечному. Причем всякий раз речь идет о постоянном, регулярном и систематическом обследовании условий жизни подопечного. При контроле за деятельностью опекуна полностью недееспособного лица обращается

59

внимание на меры по физическому уходу за ним, оказанию ему медицинской помощи. При попечительстве над ограниченно дееспособным важно знать, оправдывает ли себя такая мера, как попечительство. Чаще всего надзор за условиями воспитания подопечного поручают педагогам и воспитателям. Контроль за деятельностью опекуна (попечителя) сочетается с различного рода помощью в организации лечения, решении жилищной проблемы, улучшении материального положения и т.п.

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

- защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с законами субъектов КР.

К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

- выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

- обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

- установление опеки или попечительства;

- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- освобождение и отстранение в соответствии с настоящим положением опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

- выдача в согласовании с законодательством разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

- утверждение соглашений доверительного управления имуществом -представление легитимных интересов не достигших совершеннолетия людей и недееспособных людей, оказавшихся под опекой или же попечительством,

- подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством

КР.

- оказать содействия родителям и попечителям, соблюдения родителями и попечителями прав и легитимных интересов подопеченного, обеспечивания сохранности их имущества, и выполнению обязательств родителей или же попечителей,

Результаты и обсуждения:Данное поощрение как правило имеет место

быть в заявлении, направленном в органы опеки попечительства [3,с.28].

61

Тем более должны различать выбор опекуна во всех вариантах, Исключения данные обстоятельства как правило доказывают о нехватке качеств . 4[2,с.43].

Орган опеки и попечительства обязаны осуществлять контроль (надзор) по причине работы опекунов (покровителей), а орган же орган опеки и попечительства данным более сводят к наименьшему численности к безразличным отношениям опекуна (покровителя)

Наблюдение по причине работы органа опеки и попечительства еще изучение методичных использованных материалов целесообразно задачам работы органа опеки. Основными функциями органа опеки и попечительства считаются нижеследующие :

- служба охраны интересов людей, имеющих необходимость в установлении опеки или попечительства, еще людей, пребывающих в пределах опеки или попечительства;

- контроль работы опекунов

Выводы: В органы опеки и попечительства возлагаются не считая такого иные трудности в согласовании с законами субъектов КР.

- утверждение в судебный процесс с заявлением о признании гражданина недееспособным или о ограничении его работоспособности, но не считая такого о признании подопечного работоспособным,

- составление опеки или же попечительства;

- освобождение еще уничтожение о согласовании с реальным месторасположением опекунов еще благодетелей с выполнения личных обязательств;

- окончание договоров секретного управления собственностью подопечных в согласовании с статьей ГК КР; - осознание законных заинтересованностей не достигших совершеннолетия людей еще недееспособных людей, пребывающих в пределах опекой или попечительством, во отношениях со различными личностями (в данном числе в судах), в случае в случае если влияния опекунов или благодетелей сообразно мнению законных заинтересованностей подопечных противоречат законодательству КР еще (либо) законодательству субъектов КР или увлечениям подопечных или же в случае в случае если опекуны или благодетели никоим образом не продают службу охраны законных заинтересованностей подопеченных;

- передача дозволения в отдельное присутствие благодетелей еще их не достигших совершеннолетия подопечных в согласовании с статьей 36 ГК КР;

- передача содействия опекунам еще покровителям, контроль событий существования подопечных , соблюдения опекунами еще благодетелями справедлив еще законных заинтересованностей подопечных , предоставления сохранности их принадлежности , но не считая такого выполнения опекунами критерий к выполнению выделиться справедлив еще выполнению обещаний опекунов или благодетелей ,имеют все шансы считаться предусмотрены иные способности организаций хлопоты еще попечительства вровень со указанными более .

Согласно проблемам, образующимся во взаимосвязи с установлением, реализацией также остановкой заботы либо попечительства, аппараты заботы также попечительства публикуют акты.

Литература:

1. Конституция Кыргызской Республики. принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года (Введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года);

2. Семейный кодекс КР от 30 августа 2003 года № 201

3. Александров И.Ф. Проблемы правового регулирования устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях. // Юрист.- 2013.-№3.- С.15-17.

4. Алиева З.З. Процессуальные особенности рассмотрения дел об усыновлении детей российскими гражданами. Автореферат дисс... к.ю.н.- М, 2007.- 23 с.

5. Аргунова Ю.Н. Опека над недееспособными: законодательные новеллы. // 11Независимый психиатрический журнал.- 2008.- №2.- С.14-16.

6. Арзуманян А.В. Проблемы реализации прав детей лишенных родительского попечения. // Юрист. - 2014.-№ 10. - С.22-24.

7. Банников И.А. Юридическая природа договора о передаче ребенка в приемную семью в КР. // Социальное и пенсионное право.- 2007.- №4.- С.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.