Научная статья на тему 'ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
214
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕКА / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТИ / СИРОТЫ / ОПЕКУН / ПОДОПЕЧНЫЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Россейкин С. Н.

В данной работе изложены общие положения об опеке и попечительстве: понятие опеки (попечительства), порядок ее установления и прекращения, определено место опеки (попечительства) среди иных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, анализируются права и обязанности участников отношений по установлению опеки и попечительства. Выявлены проблемы правового регулирования отношений по опеке и попечительству, представлен анализ перспектив применения законодательных изменений в сложившейся правовой реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2012. №24(7).

УДК 349

С. Н. Россейкин

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В данной работе изложены общие положения об опеке и попечительстве: понятие опеки (попечительства), порядок ее установления и прекращения, определено место опеки (попечительства) среди иных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, анализируются права и обязанности участников отношений по установлению опеки и попечительства. Выявлены проблемы правового регулирования отношений по опеке и попечительству, представлен анализ перспектив применения законодательных изменений в сложившейся правовой реальности.

Ключевые слова: опека, попечительство, воспитание, дети, сироты, опекун, подопечный.

Права человека начинаются с прав ребенка. Сегодня страна переживает демографический кризис, ежегодно Россия теряет до 1 млн. своего населения.

Это является одной из злободневных социально -экономической проблемой нашего общества.

К сожалению, действующее законодательство по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, его практическое применение не позволяют в полном объеме обеспечить решение проблем безопасности жизни и здоровья детей, предупреждения правонарушений в подростковой среде [1].

Начиная с 2008 г. наблюдается сокращение численности выявленных и учтенных детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 году эта тенденция сохранилась выявлено - 115627 детей (для сравнения в 2009 году выявлено - 124384 ребенка, в 2008 году -127096). По предварительным итогам на 1 июля 2010 года выявлено - 50793 ребенка.

Однако 80% от числа выявленных детей - дети, оставшиеся без родительского попечения по «социальным» причинам. Постоянно высокий процент социальных сирот свидетельствует о том, что работа по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, к сожалению, хромает. Подтверждение этому - 60% вновь выявленных детей составляют дети старше 7 лет, что свидетельствует о позднем выявлении детского и семейного неблагополучия [2].

Так, по данным, приведенным в Федеральной целевой программе «Дети России» на 20092011 гг. в редакции от 14.07.2011 г., число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигло 951 тыс.

Таким образом, мы сталкиваемся с ситуацией, когда общество, государство с его действующем законодательством в полной мере не могут обеспечить защиту несовершеннолетних и в том числе сирот и это не только не снижает, но напротив, усиливает актуальность как самого института опеки и попечительства, так и проблем, связанных с его дальнейшим развитием.

На сегодняшний день, ФЗ «Об опеке и попечительстве» дал четкие определения понятиям опека и попечительство [3].

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия [4].

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанно-

© Россейкин С. Н., 2012.

стей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации [5].

Таким образом, в гражданско-правовых отношениях опекун является представителем подопечного, а попечитель - не является. В этом и заключается отличие их правового статуса, и связано оно с разными функциями указанных лиц. Задача опекуна состоит в том, чтобы, действуя от имени подопечного, заменить последнего в качестве субъекта правоотношений, на попечителе же лежит обязанность обеспечить должный контроль над действиями подопечного в той части тех правомочий, которые ограничены в силу неполного объема дееспособности (целью такого контроля может быть предотвращение неразумных расходов со стороны подопечного, профилактика правонарушений, особенно в отношении несовершеннолетнего подопечного).

За прошедшие два года, со дня вступления в силу Федерального закона «Об опеке и попечительстве», принят ряд нормативных актов, направленных на регулирование этого института (постановления Правительства Российской Федерации, Приказы Министра образования, внесены изменения в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния»). В то же время, по-прежнему не устранен ряд проблем и противоречий содержащихся в Законе «Об опеке и попечительстве», одной из которых является ст.12 данного закона [6].

Не ясно, несет ли положительную или отрицательную динамику статья 12 Закона, т.к. она допускает предварительное назначение опеки без проверки сведений о личности и состоянии здоровья опекуна. Смысл этой нормы очевиден - возможность экстренного устройства в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Предложенная редакция нормы дает органам опеки и попечительства право передавать ребенка случайным людям, никакой информацией о которых они не располагают. Особый контроль со стороны органа опеки и попечительства в случаях назначения предварительной опеки законом не предусмотрен. Такого контроля в случае предварительной опеки явно недостаточно, что создает реальную угрозу законным правам подопечного.

По мнению доктор юридических наук, профессора Нечаевой А. М., установление опеки (попечительства) на время - это установление опеки (попечительства) на определенное время, когда родители (один из них) не могут осуществлять постоянную заботу о своем ребенке из -за, например, длительной командировки, длительного пребывания в медицинском учреждении. Поэтому они и просят об установлении на время опеки (попечительства) в лице конкретного названного им лица. Не исключается временная опека (попечительство) и при устройстве несовершеннолетнего в одно из детских учреждений (организаций) на время по тем же причинам по просьбе родителей (одного из них). Причем, если ребенок уже находится под опекой (попечительством), временное его устройство в учреждение на полное государственное попечение не прекращает прав и обязанностей опекуна (попечителя) в отношении своего подопечного. Здесь все ясно, особенно если учесть, что в решении органа опеки и попечительства обозначен период отсутствия лица, управомоченного по Закону на воспитание несовершеннолетнего (родителя, опекуна (попечителя), усыновителя).

Иначе обстоит дело при установлении предварительной опеки или попечительства. Установить опеку (попечительство) над ребенком, лишившимся родительского попечения, сразу почти невозможно [7]. Предстоит собрать нужные документы, удостовериться в соответствующих качествах лица, желающего заменить родителей, получить сведения о состоянии здоровья осиротевшего ребенка и потенциального опекуна (попечителя). Если положение катастрофическое, особенно когда одиноким становится малолетний ребенок, его могут направить в больницу, либо в специальное учреждение, предназначенное для временного пребывания детей, лишившихся родительского попечения. Имеются в виду социальный приют для детей, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей. И то и другое обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Здесь они находятся в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством РФ. В эти учреждения детей принимают без всяких документов (если их нет) в возрасте от 3 до 18 лет. Дети, не достигшие трех лет, при поступлении направляются в соответствующее медицинское учреждение.

Как считает Нечаева А. М., подобный выход из положения себя оправдал. Но ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» предлагает другой выход из положения: «В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2012. №4(7).

опеке или попечительстве)». Особенность предварительной опеки и попечительства, прежде всего в том, что она не требует времени на выявление обстоятельств, позволяющих установить опеку (попечительство) [8]. Совершеннолетнему, желающему стать опекуном (попечителем), достаточно представить документ, удостоверяющий его личность, и провести органам опеки и попечительства обследование условий его жизни. Следовательно, речь идет о возможной передаче осиротевшего ребенка лицу, которое по определению заменить родителя не может. Тем более, что при предварительной опеке (попечительстве) всесторонняя проверка человека, которому государство в лице органов опеки и попечительства доверяет воспитание ребенка, не требуется (п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Недопустимость такого узаконенного риска очевидна, поэтому выходом из создавшегося положения может стать не только устройство в детское учреждение, специально предназначенное для временного пребывания, оставшегося без родителей ребенка, но и возложение обязанностей опекуна (попечителя) на сами органы опеки и попечительства, которые вправе доверить несовершеннолетнего на время лицу, готовому заботиться о ребенке, пока идет процесс оформления опеки (попечительства). В их число могут входить потенциальные опекуны (попечители), другие лица, готовые заботиться временно об осиротевшем ребенке без соблюдения всяких формальностей. Но при этом ответственность за ребенка несут сами органы опеки и попечительства, которые будут заинтересованы в скорейшем устройстве несовершеннолетнего в семью, заменяющую родительскую.

На взгляд профессора, доктора юридических наук Михайловой И. А., ст. 12 закона об опеке и попечительстве очень необходима и действенна, поскольку она применяется в тех случаях, недееспособному или не полностью дееспособного лицу необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ и нецелесообразности помещать ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [9].

В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства орган опеки и попечительства обращается с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона об опеке и попечительстве.

Временно назначенный опекун или попечитель обладает всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

По нашему мнению «Предварительная опека без угрозы правам и законным интересам несовершеннолетнего может существовать в двух формах. Во-первых, временно опекуном может назначаться фактический воспитатель (лицо, у которого ребенок проживает после потери попечения родителей иногда достаточно длительное время)». Однако в этом случае необходима предварительная проверка условий жизни и воспитания ребенка органом опеки и попечительства. Во-вторых, на предварительную опеку дети могут передаваться в семьи граждан, являющихся патронатными воспитателями, или прошедших подготовку, чтобы стать патронатными воспитателями (эти лица представили в орган опеки и попечительства необходимые сведений, подтверждающие возможность назначения их опекунами).

Таким образом, мы видим, что первоначальные действия по совершенствованию и реконструированию концепции института опеки и попечительства, а именно принятие ФЗ «Об опеке и попечительстве» нуждаются в доработке. В то же время имеются пробелы и противоречия в уже сложившемся законодательстве, что порождает проблемы становления и развития института опеки и попечительства на современном этапе.

В итоге можно сделать вывод, что законодательство, регламентирующее данную область отношений несовершенно и нуждается в доработке и обновлении. В связи с этим мы предлагаем следующие пути его совершенствования:

- представляется целесообразным исключить из Закона институт предварительной опеки, так как данный институт положительной динамики применения не имеет, однако существенно усложняет процедуру самой опеки. Кроме того, действующее законодательство, регламентирующее институт предварительной опеки не предусматривает установление сведений о личности опекуна, что противоречит интересам ребенка.

Данное решение проблемы не является исчерпывающим т.к. предпринятые шаги являются лишь началом совершенствования института опеки и попечительства.

Причем по нашему мнению, в процессе доработки и обновлении нормативно правовых актов необходимо создание таких законов и норм, которые бы своевременно реагировали на изменения социально-экономической обстановке в стране.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Законы. Об опеке и попечительстве от 24.04.2008 № 48-ФЗ. [По состоянию на 01.07.2011] // Собрание законодательства Российской Федерации, 24.04.2008, № 17, ст. 1755.

2. Алексий, П. В. Семейное право / П. В. Алексий. - М.: Юнити, 2011. - С. 300.

3. Гражданское право России: учебник / под ред. З. И. Цыбуленко. - М.: Юристъ, 2011. - С. 258.

4. Гулидов, П. В. Объективные предпосылки изменения российского законодательства об опеке и попечительстве / П. В. Гулидов // Журнал российского права. - 2011. - № 6. - С. 17.

5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2011 году. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской области «Об Уполномоченном по правам человека в Московской области» // Ежедневные новости. Подмосковье. - 18 марта 2010 г. - № 46. - С. 23-39.

6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2007 году// Ежедневные новости. Подмосковье. - 29 июня 2011 г. - № 32. - С. 17-46.

7. Ефремова, А. Дети в сделках с недвижимостью. Правовые вопросы недвижимости / А. Ефремова. - М., 2010. - 320 с.

8. Кирилловых, А. А. Опека и попечительство под охраной закона / А. А. Кирилловых // Законодательство и экономика - № 9. - 2010. - С. 24-29.

9. Красильников, И. Б. Семейное право / И. Б. Красильников. - М.: Форум, 2009. - 326 с.

РОССЕЙКИН Сергей Николаевич - магистрант, Институт экономики, права и управления Тюменского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.