Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / БАЗИСНЫЕ ОСНОВЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиханова Ровзат Арбиевна, Караханова Галина Алиевна

Цель - рассмотреть роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, изменениями в современном российском обществе, процессом трансформации духовно-нравственных ценностей детей. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение. Результат. Воспитательное пространство семьи рассматривается как благоприятная среда для духовно-нравственного воспитания подростков. Вывод. Семья является важнейшим фактором на всех этапах развития личности, так как именно в семье у человека закладывается основа социального и личностного поведения. Посредством межпоколенного взаимоотношения в семье формируются и передаются эталоны нравственности и духовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FAMILY IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF TEENAGER’S PERSONALITY

The aim of the article is to consider the role of the family in the process of spiritual and moral education of the teenagers. The topicality of the article, first of all is due to the changes in the modern Russian society, process of transformation of spiritual and moral values of the children. Methods. Analysis of the psychological and pedagogical literature, comparison, generalization. Result. Educational space of the family is considered as a favorable environment for teenagers’ spiritual and moral education. Conclusion. Family is the important factor in all levels of personality’s development, because the social and personal behavior is based in family. By the way of inter-generational relationship, the models of morality and spirituality are formed and passed down in family.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

сия; е-mail: LuizaAzizova1981@gmail.com, rizvanguseynov@mail.ru

Гусейнов Ризван Меджидович, доктор химических наук, профессор, кафедра химии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; email: rizvanguseynov@mail.ru

Гусейнова Тамила Ризвановна, воспитатель высшей категории, Школа № 417, Москва, Россия; e-mail: sun0301@yandex.ru

Принята в печать 10.02.2020 г.

Rizvan M. Guseynov, Doctor of Chemistry, professor, the chair of Chemistry, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: rizvanguseynov@mail.ru

Tamila R. Guseynova, schoolmaster of highest quality, School No. 417, Moscow, Russia; email: sun0301@yandex.ru

Received 10.02.2020.

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-32-37

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности в подростковом возрасте

Алиханова Р. А. 1, Караханова Г. А. 1 2

1 Чеченский государственный педагогический университет Грозный, Россия; e-mail: asya9219@mail.ru 2 Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия, e-mail: gak0110@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - рассмотреть роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, изменениями в современном российском обществе, процессом трансформации духовно-нравственных ценностей детей. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение. Результат. Воспитательное пространство семьи рассматривается как благоприятная среда для духовно-нравственного воспитания подростков. Вывод. Семья является важнейшим фактором на всех этапах развития личности, так как именно в семье у человека закладывается основа социального и личностного поведения. Посредством межпоколенного взаимоотношения в семье формируются и передаются эталоны нравственности и духовности.

Ключевые слова: семья, воспитание, базисные основы, духовно-нравственное воспитание, национальные ценности, духовная культура, детско-родительские отношения.

Формат цитирования: Алиханова Р. А., Караханова Г. А. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности в подростковом возрасте // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2020. Т. 14. № 1. С. 32-37 001: 10.31161/1995-06592020-14-1-32-37

The Role of Family in the Spiritual and Moral Education of Teenager's Personality

Rovzat A. Alikhanova 1, Galina A. Karakhanova 1 2

1 Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru

2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to consider the role of the family in the process of spiritual and moral education of the teenagers. The topicality of the article, first of all is due to the changes in the modern Russian society, process of transformation of spiritual and moral values of the children. Methods. Analysis of the psychological and pedagogical literature, comparison, generalization. Result. Educational space of the family is considered as a favorable environment for teenagers' spiritual and moral education. Conclusion. Family is the important factor in all levels of personality's development, because the social and personal behavior is based in family. By the way of inter-generational relationship, the models of morality and spirituality are formed and passed down in family.

Keywords: family, education, primary basis, spiritual and moral education, national values, spiritual culture, parent-child relationships.

For citation: Alikhanova R. A., Karakhanova G. A. The Role of Family in the Spiritual and Moral Education of Teenager's Personality. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2020. Vol. 14. No. 1. Pp. 32-37 DOI: 10.31161/1995-0659-2020-14-1-32-37(In Russian)

Введение

Россия - одно из многонациональных государств мира, и это вносит свою национальную особенность в процесс воспитания детей, особенно в воспитание детей подросткового периода. Народы России имеют языковое многообразие. Разнообразие языков, обычаев и культур в России обусловливает большое значение социального воспитания. Президент Российской Федерации В. В. Путин утверждает, что одним из важнейших условий существования нашей страны считается гармония между гражданами и народами. В своих научных трудах о культуре воспитания Т. В. Синю-кова считает, что сущность любой культуры - это моральный выбор человека на совершение поступка, согласно сформированному уровню нравственности, внутреннему убеждению, если это не противоречит преобладающим представлениям о добре, зле, справедливости и истине в конкретной социальной среде, то это найдет ответ в общественном сознании [4, с. 6-17].

В России духовное воспитание личности содействовало его нравственному развитию на основе широкого понимания культуры во всех формах ее проявления. Духовность - это признак души, указывающий на то, что духовные, нравственные и интеллектуальные интересы превосходят материальные. Духовность - это участие человека в общественной деятельности в различных формах, сочетание самостоятельного внутреннего видения и реальности, постоянное понимание связи между «Я» человека и внешним миром. Духовность - это результат того, что человек приобретает статус «разумного человека», «нравственного человека». Благодаря этим

образованиям улучшается его внутренний мир [6, с. 496].

Проблемы духовной сущности человека, динамики духовного и психологического развития ребенка представлены в трудах психологов, философов и педагогов: Г. М. Андреевой, Л. Ф. Анн, Л. С. Выготского, С. Р. Кови, Н. К. Крупской, А. Лихачева, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, А. М. Руденко и др.

В. А. Сухомлинский фокусируется на диалектических связях между социальными, биологическими, психологическими и наследственными элементами в воспитательном процессе. Духовно-нравственное воспитание строится на формирующейся мировоззренческой картине мира, выражающейся в сформированности определенных ценностей как единиц духовности и нравственности.

Цель - рассмотреть роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, изменениями в современном российском обществе, процессом трансформации духовно-нравственных ценностей детей.

Методы - анализ психолого-педагогической литературы, сравнение, обобщение.

Результаты и обсуждение

Духовно-нравственное воспитание в подростковый период является перспективным для закрепления нравственных основ как убеждения. Это требует от родителей (семьи) живого, творческого отношения к своему воздействию на ребенка, воспитывая у него веру в духовное достоинство человека. Душевное равновесие играет важную роль в нравственном разви-

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• ОЭРи ЮийММ. Уо!. 14. N0. 1. 2020

тии подростков. Духовность - это внутренний мир подростка, который испытывает желание принять знания, накопленные человеком, создавать свой индивидуальный жизненный опыт в избрании профессии и рода занятий. Так от родителей детям, от педагогов своим ученикам, от поколения к поколению передаются духовные ценности народа.

В настоящее время политика государства в целом направлена на усиление института семьи как важной ячейки общества, на развитие культуры в стране, сохранение культурных традиций и ценностей.

Основополагающей задачей духовно-воспитательной политики семьи, общества и государства в нравственном воспитании подростков является, прежде всего, процесс формирования духовного потенциала личности ребенка, когда познание нравственных норм становится убеждением и является основой избрания правильного жизненного пути. Следовательно, стоит полагать, что духовно-нравственное воспитание - это своего рода залог полноты их жизнеспособности. Воспитание помогает создать образ, некоей духовной завершенности в соответствии с определенной возрастной ступенью.

По мнению ученого психолога А. М. Ру-денко, в процессе воспитания подростков надо учитывать их особенности по возрастным переходным периодам с 11-13, с 13 до 18 летнего возраста [3, с. 379].

В современной системе духовно-нравственного воспитания тесно переплетены традиции семейного воспитания, история которых насчитывает сотни лет. Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения национальной культуры, национальной духовности [1, с. 3]. В российской истории институту семьи всегда отводилось особое место: здесь сохраняются и передаются из поколения в поколение культурные и духовные ценности народа. Система ценностей, существующая в настоящее время в обществе, ориентированная на удовлетворение собственных потребностей «здесь и сейчас», на деньги и успех, лишает тем самым человека перспективы вечности. Что в результате приводит к кризису семьи, а он влечет за собой кризис личности [5, с. 115].

Следовательно, семья - это особенный и уникальный институт, средство связи между человеком и государством, носитель функциональных ценностей, передавае-

мых из поколения в поколение, место для восстановления душевных сил и эмоционального баланса людей.

В каждой семье отражается уникальность микроокружения, индивидуальность родителей, что оставляет след на личных взглядах, интересах и на всем духовном мире человека. Важнейшее социальное взаимодействие детей происходит в семье. Благодаря семье ребенок постепенно приобщается к социальной жизни, расширяя свой опыт и познания. В семье ребенок взаимодействует с людьми разного пола и возраста, которые ему близки. Это фундамент характера человека, его трудовой этики, нравственных и культурных ценностей. Однако, семья больше не играет той роли в самоуправлении, на которую она опиралась ранее, это оказало влияние на уровень развития социального воспитания и преобразование семейных функций. Роль семьи в становлении нравственности и духовной культуры личности основывается на особенностях влияния семейных микрогрупп, а также на важности и ценности детства для развития человека.

Личностное развитие в семье в значительной степени протекает под влиянием семейного уклада, что сказывается на физическом и психическом здоровье. В этом контексте следует обратить внимание на вопрос о статусе понятия «семейный уклад», включающее материальную, эмоциональную, интеллектуальную и нравственную жизнь семьи в единстве и взаимозависимости [8, с. 116].

Понятие «семейный уклад», отражает индивидуальность повседневной жизни, духовно-нравственную и психологическую сферы.

Это подразумевает социальное отношение и систему ценностей семьи, взаимоотношения между членами семьи и окружающей их средой, семейные традиции, уровень образования и навыков (культуры) родителей, их личные модели, семейные обычаи, способность организовать жизнь ребенка согласно его возрастным особенностям.

Известный этнопедагог Г. Н. Волков [2, с. 66] полагает, что традиция является движущей силой социального воспитания, т. е. наряду с речью (мышлением), поведением (деятельностью), повседневной жизнью, религией, общением она является фактором социальной педагогики. Данные элементы общественного воспитания «дей-

ствуют самостоятельно, без нашего сознания и воли». В каждой семье воспроизводятся свои традиции, основу которых составляют образцы духовной, эстетической, национальной и материальной деятельно-стей всех членов семьи.

Семейная традиция - это духовное явление, свойственное членам семьи. Сюда входят нормы и ценности, которые не регулируются законным усыновлением и имеют характер семейного права, которое регулирует, интегрирует и организует семейную жизнь. Традиции и обычаи служат «каналами» социализации детей в семье. Они универсальны, специфичны и эмоционально богаты: они отражают этнические, культурные и религиозные особенности семьи и профессиональную подготовку ее членов. Различные ценности, нормы и опыт семьи обусловливают «зарождение» семейных обычаев, которые затем определяют поведение детей в обществе в виде конкретных действий и поведения (позитивного или негативного). Но в настоящее время семьи, к сожалению, не могут в полной мере использовать свой потенциал в области воспитания. Процесс воспитания стал восприниматься родителями как тяжелое и нежелательное бремя. Их духовное и нравственное воспитание нередко заменяется и ограничено образованием, даже в финансово обеспеченных семьях детей часто бросают в моральном и духовном плане. Для этого есть конкретные обстоятельства.

Во-первых, родителям не хватает четкого и ясного представления о традициях педагогической семейной культуры. Во-вторых, у родителей отсутствует система духовно-нравственного воспитания. В-третьих, процесс нуклеаризации привел к разрушению исторических культурных связей между поколениями. Сегодня в семьях бесценный педагогический опыт семейных традиций не получил того внимания, которого он заслуживает. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что взаимоотношения родителей и детей в настоящее время претерпели значительные изменения и стали более психолого-эмоциональными.

Следовательно, это дает нам возможность констатировать тот факт, что на сегодняшний день в воспитании детей уже не срабатывает тот стандарт, согласно которому усиление позиции семьи происходит

путем информирования родителей об успехах и трудностях детей [8].

Стала очевидной важность влияния семьи на формирование и развитие личностных качеств детей. Социально-нравственная культура семейного воспитания не является автономной. Она неразрывно связана с культурой духовной, политической, экономической, философской, эстетической. В процессе становления личностной нравственности семья полагается на все составляющие культуры.

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, и имеет колоссальную долю влияния на процесс развития личности.

По словам Т. Шибутани, значение положительного влияния родителей старшего поколения на молодое состоит в том, что оно сохраняет многие значимые традиции, накапливает социальный опыт семьи, сохраняет культуру народа. Сосуществование различных поколений родителей оказывает положительное влияние на молодое поколение. Это помогает поддерживать более правильный и спокойный ритм семейной жизни, заботы и воспитания детей. Бабушки и дедушки более терпимы к детским играм и шалостям, они используют объяснительные приемы и убеждения, по сравнению с методами воспитания молодых родителей [9, с. 450]. В качестве примера можно привести два варианта противоречий, возникающих при становлении личностной нравственности, «внутрипоколенное» и «межпоколенное» Изменения в возрастных группах могут изменить статус членов семьи в системе «воспитатель - воспитуемый», а, следовательно, изменить их социальный и моральный статус. Второй вариант противоречия глубже, потому что он находится за пределами семьи. Речь идет не только об изменении «ответственности из поколения в поколение» и взаимодействии между ними. В процессе нравственного обогащения взаимоотношений в семье, которое является закономерной проекцией социального развития общества, иногда возникают коллизии. Установленные правила оценки и правила поведения рассматриваются как нормы морали и сочетаются в семье под влиянием традиций. Изменение этой традиции предполагает усилия всей семьи и может способствовать разрешению противоречия между родителями и детьми.

••• Известия ДГПУ. Т. 14. № 1. 2020

••• DSPU JOURNAL. Vol. 14. No. 1. 2020

В семье ребенок получает базовые знания об окружающем мире, а поскольку родители обладают высоким культурным и образовательным потенциалом, он не только продолжает принимать базовые знания, но и принимает саму культуру на протяжении всей жизни. В семье царит определенная морально-психологическая атмосфера. В семье дети формируют такие понятия, как добро и зло, порядочность и уважение к материальным, духовным и моральным ценностям.

При этом следует подчеркнуть, что процесс воспитания в семье принципиально отличается от социального воспитания. Семейное воспитание строится на основных принципах (естественного) эмоционального развития. Вначале семья обычно основывается на чувстве любви, которое формирует моральный климат социальной группы, стиль и тон отношений между ее членами: нежность, привязанность, терпимость, ответственность.

Особенность воспитания в семье - органичное слияние со всей жизнью подрастающего ребенка: ребенок участвует во всех важных видах деятельности - умственной и познавательной, связанных с работой, обществом, ценностной ориентацией, искус-

2. Волков Г. Н. Этнопедагогические традиции: сущность, содержание, проблемы // Известия Российской академии образования. 2016. № 1. С. 66-75.

3. Руденко А. М. Психология в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 379 с.

4. Синюкова Т. В. Правовая культура: понятие, структура, соотношение национального и общечеловеческого // Правовая культура. 2009. № 2 (7). С. 6-17.

5. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире. М. : Изд-во ИП

1. Alikhanova R. A. Etnopedagogicheskie osnovy duhovno-nravstvennogo vospitaniya v sem'e: monografiya [Ethnopedagogical foundations of spiritual and moral education in the family: monograph]. Makhachkala, Alef Publ., 2016. 176 p. (In Russian)

2. Volkov G. N. Ethnopedagogical traditions: essence, content, problems. Izvestiya Rossijskoj

ством и творчеством, развлечениями, свободным общением. Кроме того, он должен пройти все стадии: от базовых экспериментов до более сложного осмысленного социального и личностного поведения.

Поэтому основой для развития духовно-нравственного потенциала ребенка является семья. В связи с влиянием преемственности, продолжительности, эмоционального фона в процессе воспитания и его многообразия, механизм подкрепления внедряется своевременно. Семья - это первая и самая важная социальная система, формирующая ориентацию на ценности. Благодаря взаимному влиянию членов семьи, она функционирует как личное микроокружение для формирования личности, посредством которого в процессе семейного воспитания закладывается база духовно-нравственных эталонов. Внимание к психологическому и моральному развитию детей защищает их от аморального поведения, присущего современной действительности. Социальное воспитание не заменит семейного воспитания, поскольку решающее значение для развития личности имеет не дидактика, а брак, материнство и отцовство, а также семейные межпоколенные взаимоотношения.

ционные формы. М. : Глобус, 2012. 496 с.

7. Томская Л. М. Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности // Педагогическая наука и практика [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ri/rol-semi-v-formirovanii-duhovno-nravstvennoy-lichnosti (дата обращения 14.02. 2020 г.)

8. Черствая О. Е. Уклад семейной жизни как объект педагогического исследования // Вестник ПГПУ. 2011. № 1(103). С. 116-118.

9. Шибутани Т. Психология и психоанализ любви: хрестоматия: учебное пособие. Самара: Бахрах-М, 2017. С. 450-485.

akademii obrazovaniya [Proceedings of Russian Academy of Education]. 2016. No. 1. Pp. 66-75. (In Russian)

3. Rudenko A. M. Psihologiya v skhemah i tablicah [Psychology in charts and tables]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2015. 379 p. (In Russian)

4. Sinyukova T. V. Legal culture: the concept, structure, and correlation of national and

Литература

1. Алиханова Р. А. Этнопедагогические основы духовно-нравственного воспитания в семье: монография. Махачкала: Алеф, 2016. 176 с.

РАН, 2013. 956 с. 6. Сыромятникова Л. М. Педагогические советы. Функции, содержание, планирование, методы, традиционные и нетради-

References

universal values. Pravovaya kul'tura [Legal culture]. 2009. No. 2(7). Pp. 6-17. (In Russian)

5. Social'no-psihologicheskie i duhovno-nravstvennye aspekty sem'i i semejnogo vospi-taniya vsovremennom mire [Socio-psychological, spiritual and moral aspects of family and family education in the modern world]. Moscow, IP RAS Publ., 2013. 956 p. (In Russian)

6. Syromyatnikova L. M. Pedagogicheskie sovety. Funkcii, soderzhanie, planirovanie, meto-dy, tradicionnye i netradicionnye formy [Pedagogical councils. Functions, content, planning, methods, traditional and non-traditional forms]. Moscow, Globus Publ., 2012. 496 p. (In Russian)

7. Tomskaya L. M. The role of the family in the formation of a spiritual and moral personality. Pedagogicheskaya nauka i praktika [Pedagogical Science and Practice]. [Electronic resource]. Mode

of access: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-formirovanii-duhovno-nravstvennoy-lichnosti (accessed: 14.02. 2020)

8. Cherstvaya 0. E. The way of family life as an object of pedagogical research. Vestnik PGPU [Bulletin of the PSPU]. 2011. No. 1 (103). Pp. 116-118. (In Russian)

9. Shibutani T. Psihologiya i psihoanaliz lyubvi: hrestomatiya: uchebnoe posobie [Psychology and psychoanalysis of love: a textbook: a textbook]. Samara, Bakhrakh-M Publ., 2017. Pp. 450485. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Алиханова Ровзат Арбиевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики, Чеченский государственный педагогический университет (ЧГПУ), Грозный, Россия; e-mail: gak0110@mail.ru

Караханова Галина Алиевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; профессор, кафедра педагогики, ЧГПУ, Грозный, Россия; e-mail: gak0110@mail.ru

IN FORMAT! O N ABO UT TH E AUTHO RS Affiliations

Rovzat A. Alikhanova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the head of the chair of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (ChSPU), Grozny, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru

Galina A. Karakhanova, Doctor of Pedagogy, professor, the chair of Pedagogy, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; professor, the chair of Pedagogy, ChSPU, Grozny, Russia; e-mail: gak0110@mail.ru

Принята в печать 27.01.2020 г.

Received 27.01.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.