Научная статья на тему 'К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСА ПУТЕЙ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ'

К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСА ПУТЕЙ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / FAMILY / FAMILY VALUES / SPIRITUAL MORAL EDUCATION / MORAL EDUCATION / FAMILY TRADITIONS / MORAL PRINCIPLES / PEDAGOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимирзаева Э.А.

Семья - это важнейший общественный институт развития человека. Данная статья рассматривает каким путем и каких условиях идет формирование нравственности ребенка в семье. Анализируются нравственные ценности современного общества в контексте воспитания в семье. Раскрыты понятия «семейные ценности». Поставлен акцент, что духовно - нравственное развития и воспитания молодого поколения - основа всех основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC WAYS AND CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A CHILD'S MORALITY IN THE FAMILY

The family is the most important social institution of personality formation. The article discusses the ways and conditions for the formation of a child's morality in the family. The spiritual values of modern society are analyzed in the context of family upbringing. The basic concepts of "family values" have been revealed. It is emphasized that spiritually - the moral development and education of the younger generation - the basis of all the basics.

Текст научной работы на тему «К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСА ПУТЕЙ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 371

К ИЗУЧЕНИЮ ВОПРОСА ПУТЕЙ И УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Алимирзаева Э.А.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация: Семья - это важнейший общественный институт развития человека. Данная статья рассматривает каким путем и каких условиях идет формирование нравственности ребенка в семье. Анализируются нравственные ценности современного общества в контексте воспитания в семье. Раскрыты понятия «семейные ценности». Поставлен акцент, что духовно -нравственное развития и воспитания молодого поколения - основа всех основ.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, духовно-нравственное воспитание, семейные традиции, моральные принципы, педагогическое мастерство.

THE BASIC WAYS AND CONDITIONS FOR THE FORMATION OF A CHILD'S MORALITY IN THE FAMILY

Alimurzaeva E. A.

CHOU VO "Socio-pedagogical Institute", Derbent

Annotation: The family is the most important social institution of personality formation. The article discusses the ways and conditions for the formation of a child's morality in the family. The spiritual values of modern society are analyzed in the context of family upbringing. The basic concepts of "family values" have been revealed. It is emphasized that spiritually - the moral development and education of the younger generation - the basis of all the basics.

Keywords: family, family values, spiritual moral education, moral education, family traditions, moral principles, pedagogical skills.

Актуальность.

Вопрос об истории воздействия семьи на воспитание детей уходит к древним временам. Это волновало не только педагогов, но и охватывало умы многих известных представителей различных народов и эпох. Работы многих известных людей Тацита, Петрония, Вергилия, Конфуция, Канта, Гегеля, Екатерины Великой, Жана Жака Руссо охватывали вопросы семейного воспитания. Данный список безграничен. Ни один государственный деятель, мудрец, политик не проигнорировал эту тему. По какой причине? Так как семейное воспитание связано с жизнью общества и государства. Наш

отечественный писатель Н.Н. Новиков в 1783 г. в труде «О воспитании и наставлении детей» излагал: «Воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами...»

Родители несут ответственность за приобретение нравственных ценностей детьми. Этот процесс полностью зависит от родителей, т.е. как родители смогут его преподнести ребенку. Эмоциональное состояние веселого познания мира является характерным признаком духовной жизни личности ребенка.

Воспитание нравственности является основой всех основ, в зависимости от того, что родители вкладывают в душу ребенка в этом возрасте, оно будет зависеть от того, что он построит в будущем, как он установит свои отношения с окружающими. Воспитание - это искусство, заключающееся в том, что ребенок, которого мы обучаем, одухотворяет объективный мир, входящую в его жизнь. Он должен почувствовать в нем такие качества, как - мудрость, разум, любовь к людям. Если ребенок этого не почувствует, то ему будут чужды истинная человеческая чувствительность восприятия.

На сегодняшний день наиболее значимой является проблема нравственного воспитания. Мы унаследовали довольно тяжелый груз. Второе тысячелетие ознаменовалось нарушением экологического равновесия, экологическими катастрофами, оказывающим нравственный и физический пресс на здоровье людей. Наркомания и преступность среди несовершеннолетних являются ужасными проявлениями социальных и экономических бедствий нашего времени, которые процветают, как амброзия. Результатом является отсутствие духовности, потеря моральных ориентиров для молодежи и общества в целом, в связи с этим происходит переоценка ценностей.

По роду своей деятельности учитель сталкивается с проблемами общества и семьи. В начале происходит знакомство с ребенком, а затем с его семьей. В этом случае практика показывает, что, как это ни парадоксально, эта закономерность была раскрыта: родители должны правильно обучать своих детей, но поскольку они не знают, как или не хотят этого делать, учитель должен учить родителей. Родители должны быть оснащены знаниями педагогики и психологии, чтобы показать способы нравственного воздействия на ребенка в семье. Обязательным условием развития нравственных представлений у детей являются педагогические навыки, семейные и нравственные принципы.

Формирование нравственности ребенка зависит от полученного им морального опыта. Ребенок особенно подвержен риску, испить чашу неправильного воспитания.

Во многих случаях, к счастью, родители, испытывая критическую ситуацию, обращаются к учителям за помощью и прислушиваются к их мнению.

Какими критериями руководствуется педагог? Прежде чем начать разговор с родителями, необходимо вычислить семейные социально-

психологические факторы, которые являются главенствующими в воспитательном процессе (образовательный потенциал семьи). По мнению социологов, образовательный потенциал семьи складывается рядом факторов: материальным положением и жильем, уровнем образования и культуры родителей, а также психологическим и моральным климатом, авторитетом родителей у детей и доверием детей к родителям, единством потребностей в семьи.

Педагогические погрешности родителей могут быть вызваны следующими причинами:

1) неполная семья;

1) напряженная обстановка в семье;

2) имеющее в семье изначально ложное мнение по воспитанию ребёнка. Например: «Мой святой долг - одеть, обуть, накормить, а остальное -дело школы»;

3) авторитарный метод воспитания - при полном внешнем благополучии семьи;

4) безумная родительская любовь и т.п.

Изучая опыт педагогов В.А. Сухомлинского и других исследователей, можно выделить следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).

1) Атмосфера любви. Человек, который лишен данного чувства, не уважает своих близких, сограждан, Родину, не способен делать добро людям. Любовь и сердечная привязанность, чуткость и забота членов семьи друг о друге сильно влияет на психику ребенка, дает простор для проявления чувств, а также формируют и реализуются его нравственные качества. Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции».

При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая материнская любовь «забивает ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

2) Атмосфера искренности. «Родители... не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию. ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём, или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить: «Вам еще рано это знать» или «Вы все еще не поймете этого»; такие ответы только раздражают любопытство и гордость за душу ребенка. Лучше ответить так: «Я не имею права говорить вам это; каждый обязан хранить известные секреты, а

расспрашивать о чужих секретах - это нелепо и нескромно. Это не нарушает прямоту и искренность и дает конкретный урок долга, дисциплины и деликатности ...»[12].

3) Разъяснение. Слово должно быть адресовано конкретному человеку, отметил В.А. Сухомлинский, он должен быть глубоким, информативным и эмоциональным. Слово должно оставлять яркий след в душе и мыслях ребенка, чтобы имело воспитательное значение, этого можно достичь, вникнув в смысл слов. В этом случае только мы можем добиться эмоционального воздействия. Своевременный переход к конкретным фактам, событиям, явлениям дает воспитателю возможность раскрыть обобщенные истины и принципы поведения. Подавление родителями аргументов подростков, указывающих на их незрелость, объяснение того, что они все еще малы и слишком рано им высказывать свое мнение, приводит к нежелательным последствиям. Но именно в этот период подростки начинают понимать моральные концепции.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что нужно знать, что говорить и как говорить.

Первое, не нужно говорить ребёнку или подростку то, что он знает без нас. Не имеет смысла.

Второе, необходимо выработать тон и манеру разговора с ребенком, во избежание «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, для достижения желаемого результата необходимо связать разговор с жизненными обстоятельствами.

На ребенка мы действуем словом, но убеждать можем реальным действием. Если у ребенка есть свои мысли, чувства, его привлекает активная деятельность, после разговора с воспитателем (родителем), то он достиг высочайшего мастерства. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал В.А. Сухомлинский.

К детям разного возраста должен быть индивидуальный подход. Дети младшего школьного возраста убеждают примеры из книг и жизни. На подростков действует убежденное слово взрослых. С учениками старших классов В.А. Сухомлинский советует рассуждать вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая естественность формирует доверие, честность, чистосердечие, связывает взрослого и ребёнка, показывает путь в его духовный мир.

4) Огромная ошибка в семейном воспитании - упреки. Некоторые обвиняют ребенка в том, что он уже большой, но плохой в школе, другие - как в возрасте, так и в физической силе. Те родители, которые вызывают у детей гордость за свою взрослость, поощряют, внушают уверенность в возможности успеха, поступают правильно. Почему упрек вреден? Упреки вызывают у детей недоверие, они ослабляют волю и вызывает апатию, мешают решению преодолеть трудности самостоятельно.

5) Наказание считал В.А. Сухомлинский крайней мерой воздействия. Наказание может иметь воспитательное значение, если оно побуждает задуматься о своем поведении и отношении к людям. Наказание может вызвать недоверие, если оно оскорбляет достоинство человека.

6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от морально-этических качеств и такта воспитателя. Необходимо дать справедливую и резкую оценку действию ребенка, не задевая его чувства. Талант порицания заключается в сочетании мудрости, строгости и доброты. Необходимо, чтобы ребенок почувствовал в действиях взрослого не только строгость, но и заботу.

7) Как отметил В.А. Сухомлинский, запрет - важный метод в воспитании. Запрет учит ребенка разумному отношению к его желаниям, предотвращает множество недостатков в поведении. У детей и подростков много желаний, но они все не возможны и не нуждаются в удовлетворении. Если старшие стремятся удовлетворить любое желание ребенка, вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран других. Воспитание желаний -тончайшая филигранная работа «садовода» - воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «... искусство повеления и запрета ... даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитывать чувства. Это означает, словом и делом, провоцировать чувства, пробуждать чувства, преднамеренно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную среду.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания заключается в том, что в связи с событием, действием, человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своим. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и вы можете пробудить их не искусственно, а с помощью искренних переживаний.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл - значит освоил. Только к семи годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго

контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеская ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал И.А. Ильин.

Изучая труды известных учителей, можно выделить методы и условия формирования нравственных потребностей, выделенных выше (12 пунктов нравственного воспитания ребёнка в семье).

Вышеизложенные факты свидетельствуют о том, что основная цель и мотив воспитания ребенка - счастливая, полноценная, творческая, полезная для людей и, следовательно, нравственно насыщенная жизнь конкретного ребенка. Семейное воспитание должно быть направлено на создание таких условий жизни.

Мораль ребенка является необходимым условием его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Моральное воспитание ребенка осуществляется путем формирования его нравственных потребностей и убеждений, моральных чувств и эмоций, а также нравственных знаний о добре и зле.

Задачи педагога - объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Исследуя проблему нравственного воспитания в семье, С. И. Варюхина приводит такую классификацию:

Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя 3 уровня:

1. Мотивационно - побудительный.

2. Эмоционально - чувственный.

3. Рациональный, или умственный.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Сухомлинский В. А. выдвинул одно из золотых правил воспитания подростков, где рассмотрел потребность как неотъемлемую часть нравственного воспитания ребёнка. Нравственные потребности начинаются с элементов:

1) отзывчивость;

2) нравственные установки;

3) способность к доброте и непримиримость ко всем проявлениям зла.

В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает ребёнок, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. Для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания. Из этого следует, что только при уверенности ребёнка в родительской любви, возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Литература:

1. Власова Т.И. Воспитание духовности личности. - Ростов н/Д. - 2000.

2. Гайворонская Н.И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании / Н.И. Гайворонская// Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012.

3. Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации, ч 1, ч 2. - М.: Просвещение, 2011.

4. Климова - Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. - Минск: Педагогика, 2001.

5. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение 1992. 200с.

6. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.В.Шитова. - Волгоград: Учитель, 2009. -169 с. 7.

7. Советы родителям // Макаренко А.С. Избранные произведения: в 3-х т. / Ред: Н.Д. Ярмаченко (председатель) и др. - К.: Рад. Школа, 1984.

8. Сидорова, А.Н. Микроклимат семьи - основа духовно-нравственного развития личности ребенка. - Комсомольск-на-Амуре: Издательство АмГПГУ, 2009.

9. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. - Н-ск 1985 г.

10. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 2003.

11. Чепикова Л.В. Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании нравственной культуры у детей 6-7 лет. - Смоленск, 2003.

References:

1. Vlasova T. I. Education of spirituality of the person. - Rostov n/A. - 2000.

2. Gaivoronskaya N. I. Interaction of school and family in education / N. I. Gaivoronskaya / / Pedagogical skills: materials of the II international conference. science. Conf. (Moscow, December 2012). - Moscow: Buki-Vedi, 2012.

3. Danilyuk A. ya. Spiritual and moral development and education of younger students. Guidelines, h 1, h 2. - Moscow: Enlightenment, 2011.

4. Klimova-Fugnerova M. Emotional education in the family. - Minsk: Pedagogy, 2001.

5. Lesgaft, P. F. Family education of the child and its meaning: A textbook / P. F. Lesgaft-M.: Education 1992. 200S.

6. Work with parents: practical recommendations and consultations on education of children 2-7 years/auth.comp. E. V. Shitova. - Volgograd: Uchitel, 2009. - 169 p. 7.

7. Advice to parents / / Makarenko A. S. Selected works: in 3 vols. / Ed: N. D. Yarmachenko (Chairman) and others. - K.: Glad. School, 1984.

8. Sidorova, A. N. microclimate of the family-the basis of spiritual and moral development of the child's personality. - Komsomolsk-on-Amur: Publishing house Amgpu, 2009.

9. Sukhomlinsky V. A. Parental pedagogy. - N-SK 1985

10. Kharlamov I. F. Moral education of schoolchildren: a Manual for class. heads'. - Moscow: Enlightenment, 2003.

11. Chepikova L. V. Interaction of teachers and parents in the education of moral culture in children 6-7 years. - Smolensk, 2003.

УДК 159.922.7

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Гайдарова Л.И.

ФГБОУ «Дагестанский государственный педагогический университет»,

Махачкала

Аннотация. Воспитательные возможности семьи во многом зависят от характера отношений, сложившихся в ней. Здоровые детско-родительские отношения способствуют гармоничному формированию личности. В современных условиях социально-экономической нестабильности в обществе семья и семейное воспитание испытывают существенное напряжение, что, несомненно, сказывается на формирование личности ребенка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: внутрисемейные отношения, дагестанская семья, семейное воспитание, личность, родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.