1
УДК 373.1.02
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
Ацдатпа
Мацалада баланын Yйлесiмдi т¥ЛFасын да-мытуда «отбасылыц тэрбиенщ» peni царасты-рылады, бтм беру ^йымдары мен отбасынын KB3ipri уацыттаы езара эрекет ету формалары кepсетiледi.
Аннотация
В статье рассматривается роль семейного воспитания в формировании гармонично развитой личности ребенка, а также показана сущность и формы взаимодействия образовательных учреждений и семьи в современных условиях.
Annotation
The article considers the role of family education in formation of a harmoniously developed personality of a child, and also reveals the essence and forms of interaction between educational institutions and a family in modern conditions.
Древнейшим институтом воспитания и развития ребёнка является семья. То, что малыш приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья - это колыбель духовного развития ребёнка. Семья - это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Она является одним из традиционных институтов, в котором происходит самопознание и удовлетворение потребности ребёнка в любви, заботе, ласке, уважении и общении.
Семья как первичная ячейка общества и своеобразное средоточие всей совокупности социальных отношений, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. Именно в ней совершается
Томская Л.М.,
учитель русского языка и литературы, средняя школа №19, г. Костанай
Нег1зг1 свздер: мектеп тэр-биеа, базистт нег1здер1, ынты-мацтастыц, взара эрекеттесу, рухани-адамгершшк тэрбие, 6i-л\м\н дамыту, улттыц базалыц цундылыцтар, цогамдыц рухани мэдениетi, ата-аналар мен бала-лардыц царым-цатынасы.
Ключевые слова: семья, школа воспитания, базисные основы, сотрудничество, взаимодействие, духовно-нравственное воспитание, развивающее образование, базовые национальные ценности, духовная культура общества, детско-родительские отношения.
Keywords: family, school of education, basic principles, cooperation, interaction, spiritual and moral education, developing education, basic national values, spiritual culture of society, relations of parents and children.
t* S X
ш
О
«
о с о
1-4
W
si
2
с
H
о
п о
с *
s
X
<с
H
s с о о m
ш
ч
W О о. С
ш
X
-а
g
H *
С
1
X
ш
ч
о
«
о с о
1-4
м ^
2
<
н
о
£ «
о
с *
к
X
<с н
с о о т
ш
ч
РЧ
О о. С
ш л X -а
£
н *
с
сложный и важный процесс становления личности человека во всех направлениях: физическом, трудовом, духовном, нравственном, эстетическом. В семье не только закладываются базисные основы, но и оттачиваются грани личности через последовательное приобщение её к вечно живым и непреходящим духовным ценностям, что в свою очередь расширяет возможности для нравственной образованности и воспитанности человека, формирования его мировоззрения и обогащения внутреннего мира. Именно здесь подросток впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, которым живут родители - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
В духовно-нравственном воспитании, как и в воспитании вообще, сегодня уже не срабатывает тот стереотип, в соответствии с которым активизация позиции семьи осуществляется только за счёт информирования родителей об успехах и проблемах ребёнка, в лучшем случае - за счёт психолого-педагогического просвещения родителей силами образовательного учреждения.
Утверждение новой педагогической парадигмы (парадигмы активного воспитания и развивающего образования,
парадигмы повышения профессионализма педагогов и повышения педагогического потенциала семьи) требует перехода от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия
• к модели развития активного нравственного сознания, чувств, поведения ребёнка и взрослых;
• к модели развития коммуникативной, культурной, нравственной и духовной компетентности детей, педагогов и родителей;
• к модели развития психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей, оснащения их социокультурными технологиями межличностного, внутрисемейного и межсемейного взаимодействия, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребёнка, его обучения и социализации.
Сотрудничество с родителями - это условие достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников. Справедливо писал известный педагог В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей воспитателю не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах.
Слово «сотрудничество», которое мы часто слышим и употребляем в каждодневной работе, включает в себя:
• взаимопонимание - «смотреть в одну сторону», понимая друг друга;
• взаимодействие - идти в одном направлении, действуя в унисон;
• взаимоуважение - уважаем мнение друг друга, щадим и учитываем интересы друг друга, замечаем хорошее, а о плохом говорим в корректной форме.
Необходимость и важность взаимо-
Ш
действия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Уникальность детско-родительского взаимодействия обусловлена особой значимостью родных людей в жизни ребёнка. Взрослыми создаётся определённая атмосфера взаимодействия, где с первых дней жизни ребёнка происходит становление его личности. Принятие и любовь со стороны родителей порождают в ребёнке чувство безопасности и способствуют гармоничному развитию личности, а явное отвержение ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию. Описанная выше зависимость между поведением родителей и поведением детей влияет на становление нравственности. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов Казахстана, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Критерием си-
стематизации базовых национальных ценностей, разделения их по определенным группам являются источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются:
• патриотизм (любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
• гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
• семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
• труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
• наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
• искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
• природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
• человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение, а ме-
К
х
ш Ч
О
«
о с о
1-4
м ^
2
с н
о «
о
с *
к
X
<с н
с о о т
ш
ч
РЧ
О о. X
ш
Л
X -а
¡3
Н *
С
ЩЦ
X
ш
ч
о
«
о
X
о
1-4
м ^
2
<
н
о
£ о
X *
X
X
<с н
X
X о о т
ханизмы взаимоотношении между членами семьи играют огромную роль в развитии духовно-нравственных отношении. Сегодня пугает и тревожит тот факт, что многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детеИ и не обладают необходимыми навыками эффективного взаимодеиствия на эмоциональном уровне. Взрослые настолько заняты повседневной суетой, что им некогда общаться и играть со своими детьми. Родители фактически не знакомы с детьми, потому что не хотят или не могут (в силу занятости) потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле.
В связи с этим важно в просветительской деятельности педагогов разъяснить родителям роль собственного участия в совместной с ребёнком деятельности (особенно в тех случаях, когда в семье воспитывается только один ребёнок); это участие ценно не только для формирования у ребёнка определённых умений или получения такого продукта, какой он не может изготовить один. Распределяя с ребёнком действия, чередуя их, включая его на
равных в выполнение посильных дел и заданий, родители тем самым способствуют развитию его личностных качеств и становлению духовно-нравственной сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1.Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. Начальная школа. Москва, 2008, 352с.
2.Корчак Я. Воспитание личности. Кн. для учителя. М.: Просвещение. 1992, 285с.
3.Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А. Соловцо-ва //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004, 330с.
4.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Педагогика. Том 1-3, 1981, 914 с.
5.Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1996, 693с.
6.Хонекер М. Семья как фактор формирования личности подростка. М., 1979, 102 с.
ш
ч
РЧ
О о. X
ш
X -а
¡3
Н *
С