Научная статья на тему 'Семья как ценностно-смысловая модель культуры'

Семья как ценностно-смысловая модель культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
309
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / СВОБОДА / FREEDOM / СЕМЬЯ / FAMILY / КУЛЬТУРНЫЕ РОЛИ / CULTURAL ROLE / САМООГРАНИЧЕНИЕ / СВОЕВОЛИЕ / WILLFULNESS / ЧУЖОЙ / ДРУГОЙ / ANOTHER / НОРМА / NORM / ЦЕННОСТЬ / VALUE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / SELF-RESTRICTION / OTHERS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глазкова Татьяна Вацлавовна

Статья посвящена проблеме взаимодействия понятий «свобода» и «культура» в пространстве семьи. Автор рассматривает культуру как ограничитель свободы и в этом контексте анализирует понятия «другости», нормы и ценности во внутрии межкультурной коммуникации. Данный ракурс позволяет представить семью в качестве ценностно-смысловой модели культуры. Делается вывод о том, что, отталкиваясь от этой разности в восприятии действительности, традиции культурного опыта предков, члены семьи формируют свою модель семьи в культуре. При любом выборе, стабильность основывается на принятии предложенной системы ценностей, подчинении ей и укрощении собственного своеволия. Подобный алгоритм поведения является залогом стабильности в обществе. Именно поэтому семья остается на протяжении тысячелетий востребованной формой сосуществования людей в культуре и обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FAMILY AS THE VALUE-SEMANTIC MODEL OF CULTURE

The article deals with the problem of interaction of the concepts of "freedom" and "culture" in the family. The author considers culture as a protector of freedom and, in this context, examines the concept of "drugosti", norms and values in the intra-and intercultural communication. This perspective allows us to represent the family as value-semantic model of culture. It is concluded that, based on the difference in the perception of reality, the tradition as a cultural experience of ancestors, family members form a family model in the culture. For any choice of stability is based on the adoption of the proposed system of values, subordinating and Taming their self-will. Similar behavior is key to stability in the society. That is why the family remains for thousands of popular form of human coexistence in culture and society.

Текст научной работы на тему «Семья как ценностно-смысловая модель культуры»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ми правовых отношений. Подобные процессы характерны и для аксиологии конструктивных юридических интересов, основанной на них деятельности по реализации права. Определенной аксиологичностью субъективного класса обладают и деструктивные юридические интересы, формируемые в структуре аналогичного правосознания субъекта как предпосылка для деструктивной деятельности в пра во вом про стран ст ве.

Юридическая практика, инициативное, результативное участие не только государства, его структур, должностных лиц, но и населения в инициативной правоприменительной деятельности, — одно из ключевых условий развития аксиологического потенциала конструктивных юридических интересов, а в ко-неч ном сче те и аксио логич но сти дей ст вую-

щей правовой системы. Актуальной функцией юридического интереса является его воздействие на развитие правового сознания, пра вовой культуры, пра вовой ком пе тентно-сти, пра вовой активности носите ля дан ного интереса.

Для современной России особо актуальна проблема формирования, развития устойчивых юридических интересов различных субъектов по поводу правовой культуры и юридической компетентности, их практического применения. Таким образом, в правовом поле имеются и объективные условия, и субъективные предпосылки для генезиса и массового вос производства ин тере сов, связан ных с эффективным обеспечением реализации прав, из ложен ных в дейст вую щем за ко нода-тельст ве.

Примечания

1. Керимов Д. А. Избранные произведения : в 3 томах. Москва, 2007. Т. 1. 146 с.

2. Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Москва, 2008. 238 с.

3. Лешков В. Н. Русский народ и государство: История русского общественного права до XVIII века. Санкт-Петербург, 2004. С. 54—55.

#

#

Семья как ценностно-смысловая модель культуры

УДК 17.023.32 Т. В. Глазкова

Российская академия музыки имени Гнесиных

Статья посвящена проблеме взаимодействия понятий «свобода» и «культура» в пространстве семьи. Автор рассматривает культуру как ограничитель свободы и в этом контексте анализирует понятия «другости», нормы и ценности во внутри- и межкультурной коммуникации. Данный ракурс позволяет представить семью в качестве ценностно-смысловой модели культуры. Делается вывод о том, что, отталкиваясь от этой разности в восприятии действительности, традиции культурного опыта предков, члены семьи формируют свою модель семьи в культуре. При любом выборе, стабильность основывается на принятии предложенной системы ценностей, подчинении ей и укрощении собственного своеволия. Подобный алгоритм поведения является залогом стабильности в обществе. Именно поэтому семья остается на протяжении тысячелетий востребованной формой сосуществования людей в культуре и обществе.

Ключевые слова: культура, свобода, семья, культурные роли, самоограничение, своеволие, чужой, другой, норма, ценность, коммуникация.

ГЛАЗКОВА ТАТЬЯНА ВАЦЛАВОВНА — кандидат культурологии, доцент кафедры иностранных языков Российской академии музыки имени Гнесиных

GLAZKOVA TATJANA VACLAVOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of 52 Department of foreign languages, Gnessin Russian Academy of Music

e-mail: [email protected] © Глазкова Т. В., 2014

^ Теория и история культуры 1

T. V. Glazkova

Gnessin Russian Academy of Music, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Povarskaya, str., 30/36, Moscow, Russian Federation, 121069

THE FAMILY AS THE VALUE-SEMANTIC MODEL OF CULTURE

The article deals with the problem of interaction of the concepts of "freedom" and "culture" in the family. The author considers culture as a protector of freedom and, in this context, examines the concept of "drugosti", norms and values in the intra-and inter-cultural communication. This perspective allows us to represent the family as value-semantic model ofculture. It is concluded that, based on the difference in the perception of reality, the tradition as a cultural experience of ancestors, family members form a family model in the culture. For any choice of stability is based on the adoption of the proposed system of values, subordinating and Taming their self-will. Similar behavior is key to stability in the society. That is why the family remains for thousands of popular form of human coexistence in culture and society. Keywords: culture, freedom, family, cultural role, self-restriction, willfulness, others, another, norm, value, communication.

Культура как совокупность норм поведения, культура как ценностно-смысловая ориентация предполагает согласие определенной группы общества на сосуществование по определенным правилам, которые основываются на ограничении своеволия. О своеволии писал в связи с анализом личности Родиона Раскольникова М.В. Волоцкой[5]. Именно своеволие ставится в вину бывшему студенту, восставшему против правил и установлений человеческого общежития. Если личность принимает предлагаемый обществом стиль жизни, основанный на следовании правилам и нормам, можно говорить о готовности к самоограничению личности и о ее включенности в определенную культурную парадигму.

Исследователь Н.Перлина отмечает: «Достоевский поборол деструктивные столкновения своеволия и кротости в своем поведении, нашел в художественном творчестве путь к самоисцелению, а в наследственном недуге эпилепсии обрел катализатор творческих энергий» [15]. В нашем случае «столкновение своеволия и кротости» в поведении человека рассматривается как естественное препятствие на пути к существованию в культуре, к сосуществованию с другими людьми. Путь этот каждый проходит по-разному.

А. П. Чехов в письме к брату Николаю (март 1886 г.) назвал восемь качеств воспитанного человека [18, с. 220—225]. Писатель имел в виду необходимость для культурного человека сдерживать себя при столкновении с прояв-

лениями людей, существующих по иным правилам. Оперируя понятием «воспитанный», писатель, по всей видимости, воспитание рассматривает как путь создания культурного человека.

В культуре важно опираться на оппозицию свой—другой, а не свой?чужой. Как справедливо пишет Е. Н. Шапинская, «в последние годы стало принято заменять слово "Чужой" понятием "другости", признавая, что фено-ме ны, при над ле жа щие к раз ным культу рам, могут быть поняты и осмыслены как отличные от своих собственных, но не вступающие с ними в противоречие» [19, с. 9]. Сосущество-ва ние лю дей с раз лич ны ми цен но ст ны ми ориентация ми возмож но только в культу ре как добровольном следовании ограничениям и пра ви лам в рам ках внут ри- и меж культур ной коммуникации. Тогда можно принять и кан-товскую свободу, «отчасти движимую нравственными законами, отчасти ограничиваемую [ими]» [8, с. 323]. Такая позиция требует уме ния ус ту пать. И это уме ние яв ляет ся ве ду-щим в культуре. Поэтому культура никогда не была в чести у властей предержащих. Её стремились загнать в заповедник, отдав ей на откуп искусст ва.

Культура пронизывает все области человеческой практики, но вряд ли уместно в связи с этим говорить о культуре убийства или воровства, даже несмотря на то, что те совершаются по своим правилам и обычаям [подробнее об этом см.: 17]. Ведь данные деяния не учи-тыва ют пра ва дру гого (на жизнь, на иму щест-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ф

во и т.п.), а значит, не создают коммуникацию, а разрушают ее. Культура созидательна. При её главенстве трудно разрушать. Свобода без культуры превращается во вседозволенность. Возможно, при такой трактовке прав А. А. Пелипенко, когда утверждает, что «свобода обретается не где-то рядом с культурой, а исключи тель но в ней и ни где более» и оп ре де ля-ет свободу «для человеческого индивидуума» как «пространство альтернатив его самореализации в культуре» [14]. Культура выступает укротителем свободы, препятствуя ее превращению во вседозволенность. Но осознается сво бо да, без ус лов но, в куль ту ре, в момент, требующий ограничения свободы ради создания ус пеш ной ком му ни ка ции.

«В культурологическом концепте в связи с проблематизацией феномена свободы можно выделить три вектора взаимодействий и, соответственно, три сферы осуществления свободы ... свобода по отношению к природе, свобода по отношению к другому человеку ... по отношению к Богу» [10]. В культурных прак ти ках дан ное поня тие ис поль зует ся как ограничивающее условие осуществления какого-либо намерения, получения благ и т.п. Понятие «свободы» возникает при необходимости показать владение правилами, или культурными самоограничениями.

Семья как модель ценностно ориентиро-ва на, в се мей ном про стран ст ве ком му ни канты опираются на общую систему ценностей, при ни мае мую все ми уча ст ни ка ми. В про тив-ном случае мы имеем дело с деформированным пространством. Отношение к ценностям и их смысловое наполнение в условиях кризиса идентич ности ста новится фактором, определяющим осознание личностью своего по ложе ния в ми ре и в со циу ме. Слож ность в определении ценностных ориентиров состоит и в смене культурных парадигм, и в том, что «разные группы используют одинаковые "имена" ценностей, вкладывая в них различное семантическое наполнение» [3, с. 11].

Что же такое ценности? Что представляют они сегодня в культурном контексте России? Какую роль играют в выборе поведения рос-си ян?

В поисках ответа на эти вопросы филосо-

фы разрабатывают теорию ценностей, социологи выясняют у респондентов их ценностные пристрастия, психологи изучают выраженность цен но ст ных ори ен ти ров в по ве де нии человека, культурологов интересуют ценностные модели культуры. А. Я. Флиер в работе, посвященной возможностям модернизации культурной среды, отмечает: «Культура ...выражает собой только конструктивную и нормативную форму коллективного существования, взаимодействия и коммуницирования, обеспечивающую его позитивные, созидательные, а не разрушительные результаты» [16, с. 4—5].

«В мире культуры нет ничего неценного. Артефакт не может быть ценностно нейтральным. В культуре не создается отвратительное. Все, что создает ся, при тягательно и ценно для кого-либо» [6, с. 89]. И. И. Докучаев обращает внимание и на то, что «... пока цен ность не ста ла при тя гательной и свободно выбранной моделью деятельности, она, строго говоря, еще и не является ценностью, а только нормой» [6, с. 65]. Ценности обладают способностью моделировать нашу деятельность [см. об этом: 6; 2], выступая в виде иерархии порядков, осознаваемых личностью основой бытия, или — нормой поведения в конкретной культуре. В. С. Бакиров отметил «факт существенного рассогласования вербально проявляемых ценностных представлений и реальных форм практического поведения» по трем основным причинам: 1)поверхностность уровня ценностных представлений; 2)отсутствие условий, необходимых для реализации ценностных предпочтений; 3) независимость действий людей от усвоенных ими ценностей [3, с. 182].

На смену ценностям креативной культуры [6, с. 556] приходят ценность потребления, а с ней «одномерный человек» (Г. Мар-кузе), кризис ценности творчества и кризис социально-культурной идентичности. Взаимо про ник но вение эли тар ной и мас со вой куль тур, как пи шет И. И. До ку ча ев, ве дет к воз ник нове нию эк лек тиз ма, а в цен но ст ном вы ра же нии — к без раз ли чию и все яд но сти [6, с. 580—581], «ценности пытаются заменить пользой [6, с. 583—584]. В первую оче-

ф

^ Теория и история культуры

ф

редь речь идет об отношении к традиции: «...для традиционной культуры традиция

— это сакрально освященный эталон принятой и исторически оправдавшей себя технологии какой-либо деятельности ... для креативной культуры традиция — это технология ... практикуемая по соображениям сугубо символическим» [11, с. 113]. По мнению исследователей, в «обществе стала превалировать синтезированная система, включающая в себя элементы различных идей — от либеральных до националистических» [3, с. 9]. В начале XXI века список ценностей во всех группах опрошенных возглавляли ценности — здоровье, семья, безопасность [3, с. 188].

Сегодня в ценностно-смысловое наполнение концепта «семья» включаются понятия: «родители — уважение к родителям

— материн ст во — от цов ст во — де ти — дом

— гос те при им ст во — част ная жизнь — наде ж да — изо би лие — дос таток — бо гат ст во

— обеспеченность — довольство — комфорт

— поддержка — взаимопонимание — уважение — дружба — обязательность — ответственность — независимость — честь — долг — правда» [3, с. 320].

В традиционной культуре уделялось особое вни ма ние струк ту рам родст ва как ба зовой социально-культурной ценности: по К. Ле-ви-Строссу, «для существования структуры родства необходимо наличие трех типов семейных отношений, всегда существующих в человеческом обществе, а именно: отношения кровного родства, отношения свойства и родственных отношений порождения» [13, с. 47]. Многие типы семейных структур в современной культуре представляются дикими (например, левират, сорорат) [1, с. 343—350]. В то же время возникают и получают официальное при зна ние од нопо лые бра ки.

В семье как системе можно выделить общее и ин ди ви ду альное, где к об ще му от но сят-ся нор мы, тра ди ции, обы чаи, стерео ти пы, а к индивидуальному — их воплощение. Семья по преобладанию общего выступает как пространство социализации личности; по преобладанию индивидуального — как «замкнутая система». Взаимоотношения семьи и социума

могут строиться на основе: партнерства; патернализма (со стороны социума); нейтралитета; вражды.

Концепт «семья» в культуре структурно может быть представ лен как трех уров не вое единство, где первый уровень — это культурная па мять всех родст вен ников; второй уровень — культурный код, или те базовые ценности, на которые опирается конкретная семья; третий — межпоколенная трансляция культурного опыта, зависимая от отношения к транслируемым ценностям:ретрансляция ценностей, трансформация ценностей; де-фор ма ция цен но стей; от ри ца ние цен но стей; замена ценностей. По отношению к ценностям, созданным предыдущими поколениями, к их культурно му опы ту мож но вы де лить пять типов семей: 1) преемственный, 2) преобразовательный, 3) разрушительный, 4) нигилистический, 5) эвристический. Изменения коснулись и структуры семьи, и ее качественно-количественного состава, и взаимоотно-ше ний внут ри се мьи (как нук ле ар ной, так и семьи — рода, дома, общности родственной и свой ст венной) [12, с. 3].

Применительно к бытованию семьи в культуре можно говорить об изменении культурной нормы и стадиальности данного изменения. Типы взаимоотношений между поколениями и внутри одного поколения, отношение к традиции в семье могут разниться. Отталкиваясь от этой разности в восприятии действительности, традиции как культурного опыта предков, члены семьи формируют свою модель семьи в культуре. Однако при лю бом вы боре ста бильность ос новы-вается на принятии предложенной системы ценностей, подчинении ей и укрощении своеволия. Такой алгоритм поведения является и за логом ста бильно сти в об ще ст ве. По это му се мья ос та ет ся вос тре бован ной формой сосуществования людей в культуре и обществе. Государство опирается на ограничители личностного проявления отдельного человека ради достижения общей для конкретной группы в культуре цели или воплощения в жизнь идеи и ценностей. Разрушая или подменяя собой семью, государство работает и на саморазрушение. Когда угроза самораз-

ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

рушения начинает довлеть над государством, оно находит спасение в семье. В какой-то момент государство далее инициирует изменение культурной нормы и закрепляет это изменение законодательно (например, ле-

гализация однополых браков во Франции). При этом внеш нем кри зи се се мья про дол жа-ет существовать на микроуровне как защитная система, необходимая личности для становления и самореализации.

Примечания

1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. Москва : Высшая школа, 1990. 354 с.

2. Баева Л. В. Ценности изменяющегося мира: Экзистенциальная аксиология истории. Астрахань : Изд-во АГУ, 2004. 278 с.

3. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. Москва : Дом интеллектуальной книги, 2003. 448 с.

4. Бакиров В. С. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков : Высш. школа ХГУ, 1988. 152 с.

5. Волоцкой М. В. Хроника рода Достоевского 1506—1933 год. Опыт характерологического анализа рода // Психология судьбы. Сборник статей по глубинной психологии. Екатеринбург : Изд-во УрО РАН, 1996. Вып. 4., Т. I. 116 с.

6. Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. Санкт-Петербург : Наука, 2009. 595 с.

7. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений : в 30 томах. Ленинград : Наука, 1972 1990. Т. 14. 510 с.

8. Кант И. Критика чистого разума. Москва : Мысль, 1994. 591 с.

9. Карасик В. И. Языковая кристаллизация смысла. Москва : Гнозис, 2010, 351 с.

10. КозьяковаМ. И. «Звездная область» свободы: на пути к модерну [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2014. № 2. Режим доступа: http://cult-cult.ru/star-domain-oi-freedom-towards-modernity/

11. Костина А. В., Флиер А. Я. Культура: между рабством конъюнктуры, рабством обычая и рабством статуса. Москва : Согласие, 2011. 680 с.

12. Лавровский П. А. Коренное значение в названиях родства у славян. Москва : Едиториал УРСС, 2005. 144 с.

13. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Москва, 1985. 536 с.

14. Пелипенко А. А. Свобода в культуре [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2014. № 1. Режим доступа: http://cult-cult.ru/a-a-pelipenko-svoboda-v-kuliture

15. Перлина Н. Родословие Достоевского в свете генетики: «Хроника рода Достоевского» (1933) — «Хроника рода Достоевских» (2013) // Знамя. 2014. № 3.

16. Флиер А. Я. Модернизация культурной среды: варианты целеполагания // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 3.

17. Флиер А. Я. Некультурные функции культуры. Москва : МГУКИ, 2008. 272 с.

18. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 томах. Москва : Наука, 1974. Т. 1. 1875 1886. 544 с.

19. Шапинская Е. Н. Образ Другого в текстах культуры. Москва : КРАСАНД, 2012. 216 с.

Ф

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.