Научная статья на тему 'Структура культуры качества жизни'

Структура культуры качества жизни Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
660
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРОЦЕНТРИЗМ / ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ / QUALITY OF LIFE / STRUCTURE OF CULTURE / CULTURAL CENTRISM / VALUES / CULTURAL UNIVERSALS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Щеткина Ирина Анатольевна

Особое значение для человека и общества, наряду с возможностью пополнять материальные ресурсы, приобретать знания, жить здоровой и активной жизнью, имеет создание условий для реализации творческого потенциала, самореализации в целом, для инициативного участия в культурной жизни. Культура качества жизни в данном контексте выступает как системная целостность специфических способов созидательной деятельности человека по созданию и совершенствованию материальных предметов, духовных ценностей, образа жизни и самого человека; как особая основа качества жизни человека. В современном обществе культура выступает важным механизмом человеческого взаимодействия, помогающим людям обеспечить определённое качество жизни, сохранить единство и целостность сообществ при взаимодействии друг с другом. Основываясь на культуроцентризме, можно говорить о том, что культура качества жизни имеет свою сложную структуру, а современные общества обладают ярко выраженными культурными особенностями, сохраняющимися в течение длительного времени и оказывающими заметное влияние на качество жизни. Структуру культуры качества жизни следует характеризовать также в контексте удовлетворения потребностей, возможности реализовать свободу выбора путей развития потребностей и способов их удовлетворения. Особое значение в этом играет формирование культурных ценностей людей, свобода их выражения, а также реализация творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of Quality of Life Culture

Creation of conditions for realization of creative potential, self-realization in general for proactive participation in cultural life is very important to human beings and society, along with the ability to replenish material resources, acquire knowledge, and live a healthy and active life. The culture of quality of life in this context acts as a system integrity of specific ways of human creative activity on creation and improvement of material subjects, spiritual values, a way of life, man himself, as a special basis for the quality of human life. In modern society, culture is an important mechanism of human interaction helping people to ensure a certain quality of life, preserve the unity and integrity of communities when interacting with each other. Based on cultural centrism, we can talk that culture of the quality of life has its own complex structure and modern societies have distinct cultural features that last for a long time having a significant impact on the quality of life. The structure of the quality of life culture should be characterized in the context of needs, the opportunity to exercise freedom of choice paths of development needs and ways to meet them. Of particular importance is the formation of cultural values of people, freedom of expression, as well as the realization of creative potential.

Текст научной работы на тему «Структура культуры качества жизни»

http://www.zabvektor.com

ISSN 2542-0038 (Online) ISSN 1996-7853

УДК 304

DOI: 10/21209/1996-7853-2018-13-3-192-196

Ирина Анатольевна Щеткина,

кандидат социологических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: irinasocio@mail.ru

Структура культуры качества жизни

Особое значение для человека и общества, наряду с возможностью пополнять материальные ресурсы, приобретать знания, жить здоровой и активной жизнью, имеет создание условий для реализации творческого потенциала, самореализации в целом, для инициативного участия в культурной жизни. Культура качества жизни в данном контексте выступает как системная целостность специфических способов созидательной деятельности человека по созданию и совершенствованию материальных предметов, духовных ценностей, образа жизни и самого человека; как особая основа качества жизни человека. В современном обществе культура выступает важным механизмом человеческого взаимодействия, помогающим людям обеспечить определённое качество жизни, сохранить единство и целостность сообществ при взаимодействии друг с другом. Основываясь на культуроцентризме, можно говорить о том, что культура качества жизни имеет свою сложную структуру, а современные общества обладают ярко выраженными культурными особенностями, сохраняющимися в течение длительного времени и оказывающими заметное влияние на качество жизни. Структуру культуры качества жизни следует характеризовать также в контексте удовлетворения потребностей, возможности реализовать свободу выбора путей развития потребностей и способов их удовлетворения. Особое значение в этом играет формирование культурных ценностей людей, свобода их выражения, а также реализация творческого потенциала.

Ключевые слова: качество жизни, структура культуры, культуроцентризм, ценности, культурные универсалии

Введение. Сегодня учёные отстаивают идею, согласно которой высокое качество жизни является главным условием культурного развития отдельных стран и мирового сообщества в целом [10]. Качество жизни повышает способности человека изменять собственное будущее, создавать предпосылки для приобщения к культурным ценностям. С другой стороны, сама культура выступает механизмом достижения достойного качества жизни. В современном обществе культура становится основой качества жизни, что подтверждается ростом расходов на усвоение знаний, приобретение культурных ценностей; повышением уровня образования граждан [13]. Именно культура детерминирует статус индивида, возможность его изменять, улучшать своё благополучие.

Современная наука чаще всего трактует культуру как систему совместно поддерживаемых взглядов, ценностей, правил и норм поведения, свойственных определённой группе людей. О значимой роли культуры в обеспечении качества жизни говорил в своё время Д. С. Лихачёв: «Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой духовного здоровья нации, гуманистиче-

ским ориентиром, критерием развития человека и цивилизаций» [3].

Методология и методы исследования. Анализ качества жизни с позиции куль-туроцентристского подхода берёт начало в трудах М. Вебера [1], развивая положения которого, Л. Харрисон [8; 12], С. Хантингтон [14], Дж. Александер [11] и другие направляют усилия на анализ факторов и культурных универсалий, благодаря которым одни страны добиваются больших успехов в экономике, социальной и культурной политике, чем другие [2; 15].

Структура качества жизни может быть описана, исходя из уровня удовлетворения потребностей. Качество жизни, согласно теории потребностей, понимается как общее осознанное удовлетворение потребностей человека в течение какого-то времени [5]. Согласно взглядам А. Маслоу, качество жизни повышается при удовлетворении потребностей более высокого порядка. В так называемой конкурирующей пирамиде потребностей (У. Телли) отрицается единственность вектора развития, направленного только вверх по всем ступеням удовлетворения потребностей [9].

Результаты исследования и их обсуждение. В современных условиях постоянно

192

© Щеткина И. А., 2018

Культура и общество

меняется структура культуры, формируются всё новые её элементы, формы и типы культуры, изменяется качество жизни людей. Культура качества жизни, понимаемая как культурное наследие, способность человека воспроизводить желаемое качество жизни, в которое входят элементы духовной и материальной сфер культуры, в совокупности образующие интегральное культуроцентристское единство, имеет свою сложную структуру. Аналитический взгляд на структуру культуры качества жизни предполагает выделение следующих элементов:

1. Объективные детерминанты качества жизни человека, включая социокультурные условия жизни, экономические и экологические факторы, а также влияние важнейших социальных институтов.

2. Субъективное представление о качестве жизни человека, сформированное самим индивидом в процессе жизнедеятельности.

3. Деятельностно-практическое отношение к качеству жизни, которое выражается в положении человека как биопсихосоциального существа в окружающем его социальном пространстве, которое формирует его индивидуальную и социальную субъектность, развивает способности и ресурсы, используемые личностью для обеспечения условий его жизнедеятельности. Выделенные элементы позволяют сформировать универсальные качества жизни на основе принятых норм, стандартов и ценностей.

Культура качества жизни как способность человека воспроизводить желаемое качество жизни, имеет сложную внутреннюю структуру, включающую множество разнообразных элементов, способствующих/затрудняющих процесс достижения высокого качества жизни.

Значительный вклад в формирование основ изучения социокультурных аспектов качества жизни внёс российский учёный-культуролог А. Я. Флиер, разработав учение о внутренней структуре культуры, её организационно-функциональном строении. По мысли автора, культура, отражая сложность социальной системы, имеет свою специфику. В целях её понимания необходимо чётко представить культурные функции общества, реализующиеся в тех или иных типовых социальных практиках населения, в повседневной культуре человека. При этом основным связующим элементом этой системы является скрытая нацеленность культуры любого общества в конкретно-исторический период его развития на формирование соответствующего образа жизни и приемлемого качества жизни.

Соответственно, «общество как культурная система характеризуется стихийным объединением людей с целью воспроизводства образа жизни и повышения качества жизни» [7].

Согласно точке зрения А. Я. Флиера, в структуре культуры выделяют следующие элементы:

1. «Культура социального взаимодействия, включающая нормативное социальное поведение людей, выражаемое в их толерантности, вежливости, этикете; этноспеци-фическое поведение людей, выражаемое в обычаях, нравах, ментальностях.

2. Культура социальной коммуникации, включающая нормативную вербальную коммуникацию, реализуемую в языке и письменности; нормативную аудиовизуальную коммуникацию, реализуемую в системе сигналов и символов; актуальный обмен социальным опытом, реализуемый в межличностном общении, работе СМИ, различных формах межкультурной коммуникации; межпоколенную трансляцию социального опыта, реализуемую в воспитании и образовании.

3. Культура социального контроля и регуляции, включающая регуляцию норм жизнедеятельности, осуществляемую в господствующем образе жизни, досуге, структуре социальной активности; регуляцию порядков со-циабельности, осуществляемую в обрядах, ритуалах, праздниках; регуляцию социального мировоззрения, осуществляемую в идеологии; регуляцию социального самоощущения членов общества, осуществляемую в их солидарности и идентичности.

4. Культура социально значимого познания и рефлексии, включающая рациональное познание и рефлексию, реализуемые наукой и философией; образное познание и рефлексию, реализуемые искусством и религией» [6].

Структура культуры, описанная А. Я. Фли-ером, выступает методологической основой для выделения структурных элементов культуры качества жизни. Структура культуры качества жизни включает различные сферы жизнедеятельности человека (профессиональная и общественная деятельность, личная и семейная жизнь, отдых и развлечения, межличностные взаимоотношения и др.). Качество жизни объединяет также элементы сознания человека, регулирующие его социальную деятельность: мировоззрение, политические взгляды, религиозность, вкусы. Другими словами, качество жизни характеризует локально очерченную культуру социальной активности, регулирующую жизнь людей формами поведения и нормами жизнеустройства.

Качество жизни характеризуется совокупностью положительных выборов, подтверждением своих предпочтений, осуществлённых человеком в процессе жизнедеятельности и способствующих его благополучию. Качество жизни включает также материальный достаток, позволяющий человеку реализовывать свои предпочтения. Оно определяется масштабом возможностей выбора, стоящих перед человеком, а также их количеством. При этом именно культура определяет качество жизни человека, поскольку большинство этих выборов напрямую зависят от того, к какой национальной, социальной, религиозной, политической и прочим культурам принадлежит человек.

Заключение. Культура качества жизни обеспечивает потребность и способность человека к максимальной самореализации в социальном и индивидуальном аспектах на основе применения средств, сформированных природой и преобразованных самим человеком в соответствии с принципами куль-туросообразности. В контексте данной точки зрения культура качества жизни детерминирована степенью удовлетворения основных материальных и социальных потребностей, включая социально-экономические потребности, потребности в безопасности, уважении, самореализации и самовыражении. Характеризуя структуру культуры качества жизни в контексте удовлетворения потребностей, необходимо говорить прежде всего о возможности свободы выбора путей развития потребностей и способов их удовлетворения. Особое значение в этом играет формирование культурных ценностей людей, свободы их выражения, а также реализация творческого потенциала. Уровень развития потребностей и степень их удовлетворения позволяет вы-

делить следующие типы культуры качества жизни:

- стандартизированная культура качества жизни характеризуется стандартами, принятыми в данном обществе и позволяющими удовлетворять основные потребности большинства людей в соответствии с нормами в различных сферах жизнедеятельности. Этот элемент культуры качества жизни предполагает существенную унификацию культурного продукта;

- рациональная культура качества жизни характеризуется целесообразностью удовлетворения тех или иных потребностей человека. Другими словами, рациональная культура качества жизни предполагает постоянный выбор культурного продукта, обусловленный степенью значимости той или иной потребности, а также расчёт итогового результата с учётом понесённых затрат (материальных, духовных и др.);

- элитарная культура качества жизни предполагает высшую степень потребления разнообразных материальных и духовных благ на уровне роскоши, рассчитанную для людей с высоким уровнем развития потребностей и притязаний. Потребление культурного продукта обусловлено как материальными возможностями субъектов, так и уровнем их образования.

Современная культура формируется как сложная динамичная система, имеющая социальную природу и выражающаяся во взаимоотношениях между людьми [4]. Эти взаимоотношения направлены на формирование, хранение и распространение ценностных представлений и идей, позволяющих обеспечить понимание друг с другом в разных жизненных ситуациях и определяющих показатели качества жизни людей.

Список литературы

1. Вебер М. Политические работы (1895-1919). М.: Праксис, 2003. 424 с.

2. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / под ред. Л. Харрисона, С. Хантингтона. М.: Моск. шк. полит. исслед., 2002. 320 с.

3. Лихачёв Д. С. Декларация прав культуры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. sbiblioteka.blogspot.ru/2013/04/blog-post_28.html?m=1 (дата обращения: 12.02.2018).

4. Лихачёв Д. С., Самвелян Н. Г. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. М.: Сов. Россия, 1988. 143 с.

5. Маслоу А. Г Мотивация и личность / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

6. Флиер А. Я. Общество как культурная система [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2015. № 2. Режим доступа: http://www. cult-cult.ru/human-and-culture-factors-of-congruence (дата обращения: 09.02.2018).

7. Флиер А. Я. Человек и культура: параметры сопряжённости [Электронный ресурс] // Культура культуры. 2015. № 2. Режим доступа: http://www.cult-cult.ru/human-and-culture-factors-of-congruence (дата обращения: 02.12.2017).

8. Харрисон Л. Евреи, конфуцианцы и протестанты: культурный капитал и конец мультикультурализ-ма. М.: Мысль, 2014. 286 с.

Культура и общество

9. Ценев В. Теория человеческих потребностей Уильяма Телли. Ч. 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psyberia.ru/mindterritory/tally00 (дата обращения: 02.02.2018).

10. Шачнев С. А. Культурное измерение качества жизни: Опыт проблемного анализа: дис. канд. культурологии: 24.00.01. М., 2006. 142 с.

11.Alexander J. C. The Civil Sphere. New-York: Oxford University Press, 2006. 816 p.

12. Harrison L. The Central Liberal Truth: How Politics Can Change a Culture and Save It from Itself. New-York: Oxford University Press, 2006. 272 p.

13. Hofstede G. H. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations. Thousand Oaks, CA: Sage, 2001. Pp. 500-502.

14. Huntington S. P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New-York: Simon & Schuster, 1996. 43 p.

15. Inglehart R., Baker W. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values // American Sociological Review. 2000. February. Pp. 19-51.

Статья поступила в редакцию 02.03.2018; принята к публикации 27.03.2018

Библиографическое описание статьи_

Щеткина И. А. Структура культуры качества жизни // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 3. С. 192196. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-3-192-196.

Irina A. Shchetkina,

Candidate of Sociology, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),

e-mail: irinasocio@mail.ru

Structure of Quality of Life Culture

Creation of conditions for realization of creative potential, self-realization in general for proactive participation in cultural life is very important to human beings and society, along with the ability to replenish material resources, acquire knowledge, and live a healthy and active life. The culture of quality of life in this context acts as a system integrity of specific ways of human creative activity on creation and improvement of material subjects, spiritual values, a way of life, man himself, as a special basis for the quality of human life. In modern society, culture is an important mechanism of human interaction helping people to ensure a certain quality of life, preserve the unity and integrity of communities when interacting with each other. Based on cultural centrism, we can talk that culture of the quality of life has its own complex structure and modern societies have distinct cultural features that last for a long time having a significant impact on the quality of life. The structure of the quality of life culture should be characterized in the context of needs, the opportunity to exercise freedom of choice paths of development needs and ways to meet them. Of particular importance is the formation of cultural values of people, freedom of expression, as well as the realization of creative potential.

Keywords: quality of life, structure of culture, cultural centrism, values, cultural universals

References

1. Weber, M. Political works (1895-1919). M: Praksis, 2003. (In Rus.)

2. Culture matters. How Values Shape Human Progress. M: Moskovskaya shkola politicheskih issledovanij, 2002. (In Rus.)

3. Likhachev, D. S. Declaration of the rights of culture. Web. 12.02.2018. http://www.sbiblioteka.blogspot. ru/2013/04/blog-post_28.html?m=1 (In Rus.)

4. Likhachev, D. S. Conversations about yesterday, today and tomorrow. M: Sov. Rossiya, 1988. (In Rus.)

5. Maslow, A. G. Motivation and personality. SPb: Piter, 2008. (In Rus.)

6. Flier, A. Y. Society as a cultural system. Culture of culture, no. 2, 2015. Web. 02.12.2017. http://www.cult-cult.ru/human-and-culture-factors-of-congruence/. (In Rus.).

7. Flier, A. Y. People and culture: the parameters of the contingency. Culture of culture, no. 2, 2015. Web: 02.02.2018. http://www.cult-cult.ru/human-and-culture-factors-of-congruence. (In Rus.).

8. Harrison, L. Jews, Confucians, and Protestants: Cultural Capital and the End of Multiculturalism. M: Mysl', 2014. (In Rus.)

9. Tsenev, V. The theory of human needs of William Telly. Web. 02.02.2018. http://www.psyberia.ru/mindterri-tory/tally00. (In Rus.).

10. Shachnev, S. A. The cultural dimension of quality of life: Experience of problem analysis. Cand. sci. diss. M., 2006. (In Rus.).

fyMaHMTapHbm BeKTop. 2018. T. 13, № 3

11. Alexander, J. C. The Civil Sphere. New-York: Oxford University Press, 2006. (In Engl.)

12. Harrison, L. The Central Liberal Truth: How Politics Can Change a Culture and Save It from Itself. New-York: Oxford University Press, 2006. Table 2.1. (In Engl.)

13. Hofstede, G. H. Culture's consequences: Comparing values, behaviors, institutions, and organizations across nations. Thousand Oaks, CA: Sage, 2001: 500-502. (In Engl.)

14. Huntington, S. P. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New-York: Simon & Schuster, 1996. (In Engl.)

15. Inglehart, R., Baker, W. Modernization, Cultural Change, and the Persistence of Traditional Values. American Sociological Review. February, pp. 19-51, 2000. (In Engl.)

Received: March 2, 2018; accepted for publication March 27, 2018

Reference to the article-

Shchetkina I. A. Structure of Quality of Life Culture // Humanitarian Vector. 2018. Vol. 13, No. 3. PP. 192-196. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-3-192-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.